Научная статья на тему 'Религиозная идентичность жителей Краснодарского края'

Религиозная идентичность жителей Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4407
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРУППОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОНФЕССИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOUS IDENTITY / PRIVATE RELIGIOUS IDENTITY / GROUP RELIGIOUS IDENTITY / INTENSIFICATION OF RELIGIOUS IDENTITY / RELIGION / MULTI-RELIGIOUS REGION / TRADITIONAL RELIGIOSITY / PRIVATE RELIGIOSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергиенко Нина Леонидовна, Круглик Наталья Владимировна, Муха Виктория Николаевна

Данная статья посвящена анализу понятия религиозной идентичности, ее возникновению, развитию и трансформации в современном мире. Определяются возможности религиозной идентичности как одного из типов идентичности вообще в аспекте ценностного освоения действительности. Очерчивается проблемное поле, связанное с осмыслением конфессиональной идентичности. Рассмотрев современное состояние религиозности россиян, акцент сделан на анализе религиозной и конфессиональной идентичности жителей Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сергиенко Нина Леонидовна, Круглик Наталья Владимировна, Муха Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious identity of the Krasnodar region inhabitants

The article reviews the religious identity conception, its origin, development and transformation in the contemporary world. The authors define capabilities of the religious identity as a type of the general identity in the context of the axiological exploration of the reality. The range of problems regarding conceptualization of the confessional identity is outlined. Basing upon the research of the current state of the Russian people's religiousness, it is emphasized the specificity of the religious and confessional identity of the Krasnodar region inhabitants.

Текст научной работы на тему «Религиозная идентичность жителей Краснодарского края»

УДК 316.34

Сергиенко Нина Леонидовна

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru

Круглик Наталья Владимировна

кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета dom-hors@mail.ru

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ [1]

Sergienko Nina Leonidovna

D.Phil., Professor, Head of the Social Science, Jurisprudence and HR Management Subdepartment, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru

Kruglik Natalya Vladimirovna

PhD in Cultural Science, Senior Lecturer of the Social Science, Jurisprudence and HR Management Subdepartment, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru

Mukha Victoria Nikolaevna

PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Science, Jurisprudence and HR Management Subdepartment, Kuban State Technological University dom-hors@mail.ru

RELIGIOUS IDENTITY OF THE KRASNODAR REGION INHABITANTS [1]

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу понятия религиозной идентичности, ее возникновению, развитию и трансформации в современном мире. Определяются возможности религиозной идентичности как одного из типов идентичности вообще в аспекте ценностного освоения действительности. Очерчивается проблемное поле, связанное с осмыслением конфессиональной идентичности. Рассмотрев современное состояние религиозности россиян, акцент сделан на анализе религиозной и конфессиональной идентичности жителей Краснодарского края.

Ключевые слова:

религиозная идентичность, индивидуальная религиозная идентичность, групповая религиозная идентичность, интенсификация религиозной идентичности, конфессия, конфессиональная идентичность, поликонфессиональный регион, традиционная религиозность, индивидуальная религиозность.

Summary:

The article reviews the religious identity conception, its origin, development and transformation in the contemporary world. The authors define capabilities of the religious identity as a type of the general identity in the context of the axiological exploration of the reality. The range of problems regarding conceptualization of the confessional identity is outlined. Basing upon the research of the current state of the Russian people's religiousness, it is emphasized the specificity of the religious and confessional identity of the Krasnodar region inhabitants.

Keywords:

religious identity, private religious identity, group religious identity, intensification of religious identity, religion, religious identity, multi-religious region, traditional religiosity, private religiosity.

Постоянный процесс взаимодействия религий, связанный зачастую с трансформацией религиозной идентичности в современных условиях глобализации приобретает особую актуальность. «Идеологическая модель, предлагающая западные ценности как универсальные для человечества, отрицающая культурный и цивилизационный плюрализм, не может быть методологической основой конструктивного разрешения кризиса религиозной идентичности, с которым сталкиваются многие народы современности, поскольку не может являться основой для подлинного диалога культур и освоения их философской мысли» [2].

Несмотря на большой объем информации о религиозной жизни народов понятие религиозной идентичности не является всесторонне разработанным и устоявшимся в социально-гуманитарном знании. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Религиозная идентичность - категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме

религии и религиозной группе» [3, с. 863]. Данное понятие содержит и общее религиозное самоопределение человека, и конкретную форму конфессиональной идентичности. Религиозная идентичность включает в себя различные представления, разделяемые членами определенной религии, и является способом осознания своей духовной ориентации, соотнесения себя с определенной формой духовности. Все многообразие этих представлений формируется в процессе социализации, инкультурации и взаимодействии с другими народами, а свое выражение находит в мифах, легендах, повестях, а также в обыденных формах мышления и поведения [4, с. 196]. Эти представления объединяют верующих в рамках одной религии.

Анализируя проблему религиозной идентичности, необходимо отметить сложность и многоуровне-вость данного феномена, в силу чего выделяют различные типологии религиозной идентичности. В зависимости от субъекта различают индивидуальный и групповой тип религиозной идентичности.

Первая формируется в процессе социализации, когда человек включается в определенные конфессиональные отношения и усваивает религиозные ценности и нормы, принятые в данной социальной группе. В результате у личности формируется религиозный опыт, который конкретизируется в религиозной идентичности. Индивидуальная религиозная идентичность определяется как субъективная принадлежность к группе и имеет следующую структуру: «индивид (субъект) - принадлежность - группа», то есть как субъективное переживание индивидом своей принадлежности к религиозному сообществу [5, с. 286]. Эти переживания могут базироваться на различных основаниях, например, на религиозной вере, на символических культовых практиках, на принадлежности к группе, на идеологических убеждениях, на традициях, ценностях и т.п.

Второй тип формируется в процессе сопоставления группы, а не отдельной личности, с другими конфессиональными группами, что формирует определенную религиозную картину мира. Это позволит соотнести себя с определенными религиозными парадигмами и интегрироваться в религиозную традицию. В связи с групповой идентичностью важное значение имеет характер группы (реальный или мнимый) и то, каким образом группа «навязывает мнимую индивидуальную идентичность через номинацию на определенных основаниях, заданных либо идентичностью группы, либо требованиями, которые она выставляет для принадлежности к ней, что в религиозных сообществах регламентируется довольно жесткими критериями» [6, с. 288].

В зависимости от степени выраженности и интенсивности религиозно-мировоззренческой определенности выделяют типы религиозной идентичности от нулевой и слабовыраженной до фанатичной. Также религиозная идентичность может быть определена и выражена в системе иерархии других идентичностей (этнической, цивилизационной, гражданской и другой): она может выходить на передний план, подчиняя и подавляя другие идентичности, так и снижаться до минимума. Интенсификация религиозной идентичности зависит от многих факторов. Все многообразие этих факторов можно разделить на две группы:

- факторы, способствующие размыванию религиозной идентичности;

- факторы, содействующие интенсификации религиозной идентичности.

К первой группе следует отнести процессы глобализации, которые способствуют распространению идеи экуменизма, поликультурности общества и толерантности. Ко второй группе - религиозный ривайве-лизм, фундаментализм и экстримизм. К главным факторам, которые в целом определяют характер и влияют на формирование религиозной идентичности, относятся такие как, религиозная среда индивида, наличие чувства глубокой веры, авторитет религиозного учителя [7, с. 34].

Определение понятия религиозной идентичности тесно связано с проблемой конфессиональной принадлежности. Понятие конфессиональной идентичности чаще всего отождествляется с понятием религиозной идентичности, поэтому в литературе оно мало разработано и найти четкое однозначное определение данного понятия сложно. Однако, употребление этих терминов как синонимов некорректно. Они отличаются также как понятия религии и конфессии. Религиозная идентичность построена на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирует представления о себе и мире посредством религиозных догм. То есть в данном случае говорится о причислении к вере и «о соотнесении себя с широким религиозным направлением (например, христианством, исламом или буддизмом)» [8, с. 23]. Конфессиональная принадлежность предполагает идентификацию с определенным религиозным вероисповеданием, а зачастую посредством этого и с определенным этносом, территорией и образом жизни (например, внутри христианства выделяют различные конфессии: православие, протестанты и другие). Таким образом, религиозная идентичность не связана с конкретной конфессией и является социальнопсихологической категорией принадлежности к религиозному сообществу: «категория принадлежности позволяет исследователю религиозной идентичности абстрагироваться от содержания религиозной веры, да и от самой веры, которая в контексте принадлежности становится только одним из оснований номинации субъекта в религиозном поле» [9, с. 1].

Конфессиональное пространство современной России многообразно. В стране существует более 20 тыс. зарегистрированных религиозных организаций, а также большое число неофициальных объединений. Особого внимания, в данном случае, требуют поликонфессиональные регионы, к которым относится Краснодарский край. Согласно данным Министерства юстиции на территории Краснодарского края зарегистрировано более 700 организаций, представляющих последователей 28 религиозных направлений. Самой многочисленной, по количеству зарегистрированных организаций, конфессией является Русская православная церковь. В Краснодарском крае зарегистрировано более 300 приходов Екатеринодарской и Кубанской епархии Московского патриархата Русской православной церкви. Более 40 православных церквей имеют статус вновь выявленных объектов истории и культуры Краснодарского края и охраняются государством. Из 14 действующих в краевом центре православных храмов 2 имеют статус памятников архитектуры [10]. Вторым по количеству зарегистрированных организаций религиозным направлением в крае является протестантизм. Всего протестантских организаций более 200. В том числе наиболее многочисленные: евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), адвентисты седьмого дня, евангельские христиане, свидетели Иеговы и другие. На территории Краснодарского края

зарегистрировано 13 приходов Армянской апостольской церкви, 12 мусульманских религиозных организаций, действуют 11 приходов Римско-католической церкви и другие религиозные направления [11].

В рамках реализации проекта «Социальная идентичность в массовых представлениях и общественном дискурсе в условиях полиэтничного региона» (ФЦП, соглашение № 14. B37.21.0982) весной 2013 г. было проведено эмпирическое исследование системы социальной идентичности населения края, использовался метод опроса. Опросник включал блок вопросов о религиозной идентичности. Выборочная совокупность - 1 200 человек, репрезентативная квотная выборка с элементами случайного отбора населенных пунктов и респондентов. Состав респондентов соответствует составу жителей края от 18 лет и старше по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования, соотношение городского и сельского населения, этнический состав.

Данные исследования показывают, что 87,1 % опрошенных отнесли себя к верующим в той или иной степени, 9,8 % определили себя как «скорее неверующими» и 3,1 % указали, что однозначно не являются верующими. Большая часть респондентов (81,8 %) идентифицируют себя с православием, что в значительной степени формирует определенное православно-ориентированное мировоззрение общества. Данный показатель вполне соотносится с официальной статистикой, согласно которой самой многочисленной конфессией края является православие. На втором месте - ислам - 2,9 % опрошенных отнесли себя к этой конфессии и 2,5 % исповедуют протестантизм, приверженцы всех остальных конфессий, вместе взятые, составляют 2 %, не отнесли себя ни к какой конфессии, вероисповеданию 11 % респондентов. Основным критерием, позволяющим респондентам ощущать связь со своей конфессией выступает «склад бытия и собственные убеждения» - 45,1 %, далее следуют национальность и происхождение - 31,5 %, родственные (семейные) традиции - 21,4 %.

Значимость религии в повседневной жизни для жителей Краснодарского края, согласно исследованию, выглядит следующим образом: половина жителей считают религию не самым главным, но тем не менее значимым - 51,8 % опрошенных, 21,4 % считают ее только одной из важных составляющих в своей повседневной жизни, а для 8,9 % религия определяет всю жизнь в быту и на работе. Таким образом, 82,1 % опрошенных признали, что религия имеет значение в их жизни и лишь 17,5 % отметили, что религия не имеет никакого значения. Анализ данных показал преобладание женщин в составе религиозной части опрошенных и, наоборот, - мужчин в составе нерелигиозной части. Это объясняется и психологическими особенностями, и большей консервативностью женщин. Рациональность же в повседневной жизни больше свойственна мужчинам.

Таким образом, восприятие религии происходит в двух основных аспектах: во-первых, как идентификационной характеристики, критерия соотнесения себя с определенной устойчивой культурной традицией, и, во-вторых, как способа персонального бытия, когда большую значимость приобретает вера. Но, одновременно, неоднозначность сложившейся ситуации заключается в том, что с одной стороны, происходит увеличение приверженцев традиционных российских конфессий, а с другой, - важность церковной жизни не является приоритетной, доминирующими остаются светские ориентиры. Все это является частью общей тенденции вытеснения традиционной религиозности индивидуальной, наблюдаемой в современном мире. В индивидуальной религиозности вырабатывается иное отношение к религии как таковой и к религиозным традициям, в частности. У нее много разновидностей, но общим является то, что свой внутренний запрос и собственное мнение превыше всяких предписаний.

Исполнение религиозных практик является одним из показателей включенности индивида в религию, позволяет оценить характер религиозности. Так согласно полученным данным 79,9 % опрошенных посещают православный храм, мусульманскую мечеть - 2 %, протестантскую церковь - 2 %. При этом 14,4 % посещают церковь только своей веры, а 2,2 % посещают церкви разных направлений. Большая часть верующих посещают храмы от случая к случаю - 48,9 %, по религиозным праздникам это делают 22,2 %, один-два раза в месяц - 8,4 %, каждую неделю храм посещают 3,9 % и несколько раз в неделю - 2,7 % опрошенных. Что касается молитвы, то большинство верующих молятся от случая к случаю - 33,2 %, либо только в критических ситуациях - 21,2 %, ежедневно молятся 15,8 % опрошенных, а 15,2 % респондентов никогда не молятся. Таким образом, большинство верующих оставляют на свое усмотрение вопрос о посещении храма и совершения молитв и придерживаются самых общих требований своей религии, что свидетельствует о вышеуказанной тенденции формирования и распространения индивидуальной религиозности.

Любой поликультурный и полиэтничный регион поликонфессионален по определению, что создает целый ряд точек напряжения. Проблема толерантности и безопасности всегда являлась актуальной, но наибольшую остроту она приобретает именно в таких полиэтничных и поликонфессиональных регионах. Здесь проблема восприятия «другого» как «чужого» становится особенно рельефной. Эту мысль подтверждают многие социальные явления, процессы и проявления нетерпимости, носящие религиозный характер или религиозную окраску как за рубежом, так и в нашей стране. Как показывают результаты опроса, 44,5 % опрошенных обеспокоены ростом численности представителей разных религий в России. Главными причинами такой обеспокоенности назвали следующие:

- представители других религий придерживаются норм поведения, которые респонденты не могут одобрить (27,9 %);

- представители других религий вытесняют представителей традиционных религий (22,4 %);

- представители других религий поддерживают только своих, игнорируя чужих (21,3 %);

- большое количество религий способствует уменьшению уникальности нашей культуры (12,3 %) и 14,8 % затруднились назвать причины.

Опрос показал, что большинство опрошенных вполне толерантны по отношению к представителям других религий: так только 15,1 % предпочли бы вообще не видеть представителей другой религии в своей стране. Но тем не менее большинство не готовы видеть представителей других религий в качестве своих близких родственников (45,2 % респондентов не согласны на это), гораздо охотнее жители Краснодарского края готовы взаимодействовать с представителями других религий в качестве жителей их города, поселка, деревни (41,6 %), или гражданина страны (39,4 %), или коллег по работе (42 %).

Таким образом, религия существует в нескольких аспектах: во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый структурой религиозного сознания; во-вторых, религия выступает в

качестве основания для идентификации. Религиозную идентичность жителей Краснодарского края можно

охарактеризовать как комбинированную: в ней тесно переплелись вера и элементы светской культуры.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена в рамках ФЦП «’’Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 гг.», номер соглашения 14.B37.21.0982 («Социальная идентичность в массовых представлениях и общественном дискурсе в условиях полиэтничного региона»).

2. Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 99-101.

3. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. 1256 с.

4. Ляушева С.А., Нагой А.А. Религиозная идентичность в современной культуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 195-198.

5. Бондаренко О.В., Леонова М.С. Религиозная идентичность: экспликация понятия // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 285-291.

6. Там же. С. 288.

7. Еманов А.Г., Домашова С.А. Анализ формирования и развития религиозной идентичности на материале «исповеди» Аврелия Августина // Вестник Тюменского университета. 2009. № 7. С. 29-34.

8. Топчиев М.С. Религиозная идентичность и конфессиональная безопасность в поликультурном регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 4. С. 20-25.

9. Василевич Н. Социальный аспект религиозной идентичности. 11Р1_: http://churchby.info/rus/59 (дата обращения: 17.05.2013).

10. Кубань - край поликонфессиональный. 11Р1_: http://pravkuban.ru/main/1158345235-kuban- kraj-polikonfessionalnyj.html (дата обращения: 28.06.2013).

11. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.