Научная статья на тему 'Религиозная и общественная деятельность ахуна Габделсамада Шагидуллина (1865-1928)'

Религиозная и общественная деятельность ахуна Габделсамада Шагидуллина (1865-1928) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Габделсамад Шагидуллин / Буинск / Бикмураз / благотворительность / ахун / мухтасиб / имам / мечеть / медресе / голод / Казанская губерния / Симбирская губерния / Оренбургское магометанское духовное собрание / советская власть / религиозная политика. / Gabdelsamad Shagidullin / Buinsk / Bikmuraz / charity / akhun / mukhtasib / imam / mosque / madrasah / charity / famine / Kazan province / Simbirsk province / Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly / Soviet authority / religious politics

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амишов Рашид Ильязович

В статье реконструируется биография авторитетного мусульманского религиозного деятеля Шагидуллина Габделсамада Шарафутдиновича (1865-1928). Он получил классическое мусульманское образование в медресе г. Буинска. Около 40 лет служил имамом мечети с. Бикмураз и 26 лет ахуном, мухтасибом Буинского уезда Симбирской губернии, обучил и воспитал большое количество учеников. Своей многогранной религиозно-просветительской деятельностью оставил заметный след в истории края. Его заслуги были признаны властью Российской империй, он получил высокие правительственные награды. В 1921 г. Г. Шагидуллин активно участвовал в компании помощи голодающим. В годы Советской власти он приложил большие усилия для противодействия антирелигиозной политике местных властей, из-за которой сильно пострадал. Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии личность Габделсамада Шагидуллина до сих пор подробно не была изучена. Итогом работы стала настоящая статья, где на основе широкого круга источников и литературы представлена его многогранная жизнь и религиозно-просветительская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious and social activities of akhun Gabdelsamad Shagidullin (1865-1928)

The article reconstructs the biography of the authoritative muslim religious figure Shagidullin Gabdelsamad Sharafutdinovich (1865-1928). He received a classical muslim education in the madrasah of Buinsk. For about 40 years he served as imam of the mosque in the village Bikmuraz and 26 years as an ahun, mukhtasib of the Buinsky district of the Simbirsk province, trained and raised a large number of students. With his multifaceted life and religious and educational activities, he left a noticeable mark in the history of the region. His merits were recognized by the authorities of the Russian empires, from which he received high government awards. In 1921, he was actively involved in the famine relief company. During the Soviet years, he made many efforts to counter the anti-religious policies of local authorities, due to which he suffered greatly.The scientific novelty of the study is that in Russian historiography the personality of the scientist Gabdelsamad Shagidullin has not yet been studied in detail. The result of the work was a real article, where, on the basis of a wide range of sources and literature, his multifaceted life and religious and educational activities are presented.

Текст научной работы на тему «Религиозная и общественная деятельность ахуна Габделсамада Шагидуллина (1865-1928)»

Аннотация

В статье реконструируется биография авторитетного мусульманского религиозного деятеля Шагидуллина Габделсамада Шарафутдиновича (1865-1928). Он получил классическое мусульманское образование в медресе г. Буинска. Около 40 лет служил имамом мечети с. Бикмураз и 26 лет ахуном, мухтасибом Буинского уезда Симбирской губернии, обучил и воспитал большое количество учеников. Своей многогранной религиозно-просветительской деятельностью оставил заметный след в истории края. Его заслуги были признаны властью Российской империй, он получил высокие правительственные награды. В 1921 г. Г. Шагидуллин активно участвовал в компании помощи голодающим. В годы Советской власти он приложил большие усилия для противодействия антирелигиозной политике местных властей, из-за которой сильно пострадал. Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии личность Габделсамада Шагидуллина до сих пор подробно не была изучена. Итогом работы стала настоящая статья, где на основе широкого круга источников и литературы представлена его многогранная жизнь и религиозно-просветительская деятельность.

Abstract

The article reconstructs the biography of the authoritative muslim religious figure Shagidullin Gabdelsamad Sharafutdinovich (1865-1928). He received a classical muslim education in the madrasah ofBuinsk. For about 40 years he served as imam of the mosque in the village Bikmuraz and 26 years as an ahun, mukhtasib of the Buinsky district of the Simbirsk province, trained and raised a large number of students. With his multifaceted life and religious and educational activities, he left a noticeable mark in the history of the region. His merits were recognized by the authorities of the Russian empires, from which he received high government awards. In 1921, he was actively involved in the famine relief company. During the Soviet years, he made many efforts to counter the anti-religious policies of local authorities, due to which he suffered greatly. The scientific novelty of the study is that in Russian historiography the personality of the scientist Gabdelsamad Shagidullin has not yet been studied in detail. The result of the work was a real article, where, on the basis of a wide

УДК 281.93/94

Религиозная и общественная деятельность ахуна Габделсамада Шагидуллина (1865-1928)

Р. И. Амишов,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Religious and social activities of akhun Gabdelsamad Shagidullin (1865-1928)

R. I. Amishov,

Kazan Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

range of sources and literature, his multifaceted life and religious and educational activities are presented.

Ключевые слова

Габделсамад Шагидуллин, Буинск, Бикмураз, благотворительность, ахун, мухтасиб, имам, мечеть, медресе, голод, Казанская губерния, Симбирская губерния, Оренбургское магометанское духовное собрание, советская власть, религиозная политика.

Keywords

Gabdelsamad Shagidullin, Buinsk, Bikmuraz, charity, akhun, mukhtasib, imam, mosque, madrasah, charity, famine, Kazan province, Simbirsk province, Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly, Soviet authority, religious politics.

В советский период вследствие гонений на религию имя Габделсамада Шагидуллина, как и многих выдающихся религиозных деятелей, было незаслуженно забыто. За долгие годы сменились поколения, и людей, знающих об ахуне не осталось. Сохранилось лишь его доброе имя среди пожилых жителей с. Бикмураз. Впервые о Габделсамаде Шагидуллине небольшие заметки были опубликованы в 2002 г. учеными-историками Р. Хайрутдиновым и Р. Салиховым1. Чуть глубже его личность была раскрыта в монографии «Татарский богослов Нургали Хасанов»2. Для подробного исследования данной темы в качестве источниковой базы нами были использованы материалы Государственного архива Ульяновской области, Государственного архива Республики Татарстан, Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, публикации дореволюционной татарской периодической печати, в частности газеты: «Йолдыз» (Звезда), «Казан мехбире (Казанский вестник), «Кояш» (Солнце) и устные воспоминания наследников. Мы постарались более подробно раскрыть жизнь этого известного религиозного деятеля имя, которого было незаслуженно забыто.

Шагидуллин Габделсамад (Абдуссамад) Шарафутдинович родился в 1865 г. в д. Бикмураз (Бикмуразово, Бэке Йомрасы) Буинского уезда Симбирской

губернии (ныне Буинский район Республики Татарстан) в семье потомственного муллы Шагидуллина Шарафутдина (1838-1903)3. Начальное религиозное образования и воспитание получил у своего отца-муллы и деда-муллы. В 1873 г. когда Габделсамаду было 7-8 лет родители устроили его в знаменитое и крупное в то время учебное заведение уезда - Буинское медресе. Главными его наставниками стали известный ученый богослов, шейх Габденнасыр Мухаммадаминов (1816-1886), позже авторитетный ученый богослов, просветитель

В то время они один за другим были руководителями Буинского медресе. В учебном заведении система образования была выстроена по кадимистской форме обучения на основе классических мусульманских религиозных книг. Учебная

Г. Шагидуллин. Начало XX в.

G. Shagidullin. The beginning of the twentieth century.

атмосфера Буинского медресе положительно повлияла на становление Габделсамада как духовной личности. За годы учебы он смог получить обширные религиозные знания и прекрасное воспитание. Его однокурсниками были Шигабутдин Менюшев (1855-1930)4, Салахутдин Баширов (1862-?) и другие лица, впоследствии ставшие известными религиозными деятелями в России. В 1888 г. Габделсамад Шагидуллин окончил медресе5. Одновременно некоторое время он работал в учебном заведении в качестве хальфы, преподавал молодым шакирдам, совершенствовал свое педагогическое мастерство.

До революции в татарском обществе должность имама была довольно престижной. Молодые люди с детства стремились стать муллой, получая религиозное образование сначала в мектебе (5-6 лет), затем в медресе (10-15 лет), а по возможности и за границей (в мусульманских центрах Средней Азии, Стамбула, Мекки, Медины и Каира). В то время в условиях Российской империи для большей части татар это было единственной возможностью для получения фундаментального религиозного образования, дорогой к знанию, известности, благополучной и относительно стабильной жизни. Однако не все выпускники медресе имели возможность стать имамами. В начале ХХ в. на одно вакантное место порой приходилось от 3 до 20 и более кандидатов6. В этой связи Габделсамаду сильно повезло. Отец Шарафутдин мулла в приходе организовал собрание, где прихожане единогласно избрали его сына вторым имамом. После прохождения бюрократических процедур 23 декабря 1889 г. ему было выдано свидетельство Симбирского губернского правления на деятельность имама7. С тех пор в этом приходе и в этой должности, как его отец и дед, он прослужил всю оставшуюся жизнь.

Село Бикмураз распологалось недолеко от г. Буинска. Считалось одним из старейших сел Буинского уезда известное по документам еще с 1623 г. Основным занятием жителей было земледелие и скотоводство, также было распространено извоз, скупка и продажа яиц, пилка леса. В конце XIX в. земельный надел сельской общины состовлял 641,6 десятин. Численность населения была небольшой. По переписи населения 1897 г. она составляла 722 человека, в 1913 г. было 828 жителей, в 1920 г. - 850 (402 мужчины, 448 женщин, проживающих в 157 дворах)8.

Будучи образованным, энергичным и целеустремленным молодым человеком Габделсамад Шагидуллин в приходе развернул широкую религиозную деятельность. Постепенно многие обязанности отца легли на его плечи. Ежедневно его работа проходила в мечети и мектебе (начальной мусульманской школе) с. Бикмураз. Будучи имамом мечети, он руководил общественным богослужением, по приглашению прихожан совершал различные религиозные обряды (имянаречение, никах, похороны и др.), решал спорные вопросы между прихожанами, а также между супругами и детьми, родственниками. Занимался разделом наследства по нормам шариата, регистрировал акты гражданского состояния в метрических книгах, выдавал выписки, справки о времени рождения и смерти, семейном положении прихожан, проводил лечение молитвами. Как представитель духовной власти он проводил присягу должностных лиц, рекрутов и новобранцев, свидетелей и обвиняемых (в суде) и т.д. Прихожане обращались к нему по многим волнующим их вопросам, советовались, получали благословение9.

Основное время Габделсамад хазрат посвящал организации обучения и духовному воспитанию шакирдов в школе при мечети. Он сам вел уроки в старших классах, а с детьми более младшего возраста вероятнее всего занимался нанятый преподаватель (хальфа). Девушек в его доме обучала его жена (абыстай). Благодаря целенаправленной деятельности школа считалась образцовой. Ежегодно учеба начиналась в октябре, после завершения сельскохозяйственных

работ и продолжалась до мая10. Занятия шли с утра до послеобеденного времени. В пятницу и в дни религиозных праздников учащиеся отдыхали. Некоторые могли оставаться ночевать в школе.

Габделсамад Шагидуллин будучи имамом и наиболее образованной личностью села активно участвовал в его общественной жизни. В то время часть населения для покупки семян, скота и развития приусадебного хозяйства была вынуждена периодически брать деньги в долг у банка или состоятельных людей. Возвращая им приходилось выплачивать большие проценты. В связи с экономической политикой государства, направленной на решение проблем села, во многих местах начали открывать общества взаимопомощи и малого (низкого) кредитования («вак бурыч» ж;эмгыяте) с выделением на это средств. В начале 1914 г. по инициативе Габделсамада Шагидуллина в д. Бикмураз было учреждено подобное общество. Благодаря чему жители села стали брать в долг под низкие проценты (за 1 рубль -12 копеек %). Из них 2 копейки шли на расходы деятельности общества (в месяц выходило около 50 рублей), а 10 копеек направляли в оборот. Кто вкладывал свои сбережения - за 1 рубль добавляли 7 копеек. Членами этого общества за короткое время стали около 700 человек. К 1915 г. его оборот составил около 40 тысяч рублей. За 1914 г. организация дала в долг 580 рублей, за 1915 г. более 1 500 рублей. Деятельность такого общества существенно облегчила положение сельского населения и улучшила его материальное благосостояние11.

За успешную деятельность в приходе, 22 марта 1902 г., Габделсамад Шагидуллин был утвержден в звании и должности ахуна, став таким образом высшим духовным лицом Буинского уезда, региональным представителем Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и его главы - муфтия. В его обязанности входило посредничество между местной властью и мусульманским населением по общественным и религиозным вопросам, руководство и наблюдение за деятельностью приходских имамов обозначенной территории, рассмотрение дел по спорным вопросам среди мусульман, а также содействие в вопросах организации обучения в мектебе и медресе приходов. Он ежегодно предоставлял отчеты обо всех своих действиях в ОМДС. До Габделсамада ахуном Буинского уезда служил имам д. Нурлаты Садрутдин ишан Мустаев (1841-1902), который в 1891 г. сменил на этой должности своего отца Фахрутдина ишана

В 1913 г. в Буинском уезде было 175 приходов и мечетей13, проживало около 100 тысяч мусульман14. Уезд по территории был довольно большим, в него входили современные территории Буинского, Дрожжановского районов и практически все татарские деревни Чувашии. Габделсамад Шагидуллин по поручению ОМДС и местных властей давал официальные ответы и разъяснения, участвовал при решении религиозных вопросов и в мероприятиях в приходах, выступал в качестве эксперта в судах15 и на общественных собраниях среди населения, давал наставления, проводил раздел имущества16. Так, например, в 1902 г. он призвал имамов Буинского уезда в своих деревнях благоустроить мусульманские кладбища и обнести их забором для защиты от скота. По совету Г. Шагидуллина имамы с. Новые Тинчали вместе с прихожанами на двух старых кладбищах своей деревни заготовили сено и продали его на сумму около 50 рублей. На вырученные средства купили дубовые столбы, жерди и обнесли забором территорию кладбищ17.

В г. Буинске издавна еженедельно проводился базар в пятничный день. В центральную часть города на базарную площадь18 с округи собиралось много народа. Проведение в этот день торговли существенно осложняло религиозный уклад жизни мусульман19. В этот традиционный выходной день татарским торговцам приходилось работать, открывать магазины, имамы из деревень периодически

вынужденно оставляли пятничную службу, многие жители опаздывали на джума-намаз. Обращения татар к властям о переносе времени торговли, очевидно, не давали результатов. В марте 1908 г. по инициативе ахуна Буинского уезда Габделсамада Шагидуллина при участии ахуна города Нургали Хасанова и авторитетных жителей была создана специальная комиссия, которая обратилась к местным властям (в Городскую думу), в результате базарный день в Буинске был перенесен на четверг и мусульмане получили право отдыха в дни своих религиозных праздников,

а в воскресный день и дни православных праздников, как и раньше, работали и вели

20

торговлю20.

20 ноября 1874 г. все татарские приходские школы и медресе Волго-Уральского региона перешли под контроль Министерства народного просвещения, которое получало полномочия на проверку их образовательной деятельности, давало разрешение на открытие и закрытие учебных заведений, собирало статистические и другие сведения. Татарская общественность долгое время выступала против этого нововведения. Только в 1882 г. инспекторы народного образования стали ежегодно приезжать на проверку мусульманских школ и медресе Буинского уезда. Они смотрели общее состояние зданий, чистоту учебных заведений, задавали вопросы учащимся, проверяли их знания, составляли отчет. Так, в начале февраля 1912 г. инспектор народного просвещения Касаткин прибыл в Буинское медресе. Его в качестве переводчика сопровождал ахун Габделсамад Шагидуллин. Инспектор проверил общее состояние медресе, задал вопросы учащимся, проверил их знания и остался доволен. Также он посоветовал открыть русско-татарскую школу21.

В начале ХХ в. по призыву местных властей и ахуна Габделсамада Шагидуллина были открыты общества взаимопомощи и малого (низкого) кредитования в деревнях Буинского уезда. Они вели довольно успешную деятельность. Во многих подобных обществах имеющиеся деньги лежали на банковском счету без движения. Тогда по инициативе ахуна был создан Кооператив мусульман Буинского уезда («Буа еязе меселман кооперативы»). Каждый из его членов внес в кооператив определенную

Шакирды Буинского медресе. Начало в. Shakirdy Buinsky madrasah. The beginning of the XX century.

сумму. Участники и члены правления во главе с Габделсамадом Шагидуллиным правильно инвестировав наличные средства в 1915 г. получили доход в размере 1 833 руб. 30 коп. Часть прибыли общим решением была направлена на благотворительность - перечислена на счет Благотворительного общества мусульман Буинского уезда, Мусульманскому комитету помощи Петербурга, для восстановления сгоревшего здания медресе в д. Бикмураз22.

Габделсамад Шагидуллин пользовался большим авторитетом и уважением среди населения Буинского уезда23, но, как следствие, имел и завистников и недоброжелателей, так как при исполнении своих служебных обязанностей, таких как решение конфликтных ситуаций среди верующих и духовенства, споров в приходе, увещевания супругов, родственников, нередко встречались люди, недовольные принятым им решением24. Недругами он неоднократно обвинялся в «распространении панисламизма и пантюркизма»25. Все это он воспринимал как божественное испытание, сопутствующее успеху и делал все от себя зависящее для решения возникших проблем. Интересно по этому поводу было написано в газете «Йолдыз»: «Об известном Габделсамаде ахуне [проживающем] около города Буинска пишут разные жалобы. Мы не верим этим злобным мужикам. Так как ни один ахун в деревне не сможет построить большое кирпичное медресе и ввести современное обучение для мальчиков и девочек. Таким ахуном мало кто будет доволен. Будьте внимательны этому!»26.

Габделсамад Шагидуллин общался со многими татарскими религиозными и общественными деятелями, любил путешествовать, часто ездил в Симбирск и Казань, где у него было много друзей и знакомых. Так, в газете «Кояш» от 23 мая 1917 г. писали, что Габделсамад ахун был в Казани в медресе «Мухаммадия», участвовал в собрании мусульманских ученых, во главе с богословом Галимджаном Баруди27. Также он был в столице - Петербурге28, в Москве, Уфе, и других крупных городах. Вполне вероятно, будучи состоятельным религиозным деятелем, он совершил хадж, посетил Стамбул, Мекку и Медину.

Он поддерживал тесную связь со всеми ишанами в округе. Так, например, он дружил и часто общался с известным ишаном Мирзакрам Мустаевым из д. Нурлаты29. Более того он гордился тем, что смог получить при жизни благословение его отца - авторитетного богослова Фахрутдина ишана Мустаева (1804-1891), который пользовался большим уважением и доверием среди верующих мусульман Буинского уезда и всего Среднего Поволжья30. Также ахун имел тесные отношения с авторитетным ишаном Ахмадсафой Биккуловым и Абдуллой Губайдуллиным из г. Буинска и ученым-богословом Галимджаном Баруди. Вполне вероятно, что кто-то из них был духовным наставником Габделсамада Шагидуллина. На пути духовного самосовершенствования он выполнял дополнительные обряды, зикры. Поэтому считался до щепетильности соблюдающим религиозные обряды суфием31. Тесные связи ахуна с местными ишанами наблюдаются и в документах периода начала борьбы советской власти с религией32.

Габделсамад Шагидуллин сформировался как один из самых активных и видных религиозных и общественных деятелей Симбирской губернии начала XX в. Видя притесненное положение своего народа он, прилагал все усилия для защиты интересов мусульман Буинского уезда. Так, например, 17 марта 1905 г. он вместе с ахуном Буинска Нургали Хасановым добился разрешения Симбирского губернатора Л.В. Яшвиле провести политический съезд в мечети первого прихода (при Буинском медресе) г. Буинска. В мероприятии приняли участие муллы и представители из каждого прихода Буинского уезда, общим количеством 250 человек. Участники составили петицию на имя императора со следующими просьбами: «Все

медресе и мектебе, вакуфы чтобы были в ведении ОМДС; законодательно разрешить крещенным татарам переходить от православия в ислам; неизвестные, подкинутые дети, воспитанные мусульманами, чтобы по закону могли стать мусульманами; уравнялись права мусульманского духовенства с православным духовенством; отменился образовательный ценз по русскому языку для мулл; дать права татарам на издание газет и журналов; поступить на государственную службу; разрешить открывать профессиональные учебные заведения на татарском языке... »33 и др.

Ахун Габделсамад Шагидуллин избирался делегатом I Всероссийского съезда мусульман 15 августа 1905 г. в Нижнем Новгороде. В конце 1905 г. по просьбе казанских новометодистов организовал в Симбирской губернии компанию по разъяснению целей и задач II Всероссийского съезда мусульман и вместе с буинским купцом Зия Кулеевым принял участие в работе съезда в Санкт-Петербурге34.

Ахун Габделсамад хазрат не относился к числу только лишь ораторствующих общественных деятелей. Все программные установки известной в то время мусульманской партии «Союза мусульман» в пределах Буинского уезда были им реали-

35

зованы на практике35.

В начале ХХ в. среди представителей правящих кругов Российской империи и среди депутатов периодически возникали шовинистические и ксенофобские идеи. Некоторые фракции или отдельные депутаты Государственной думы выступали за широкомасштабные репрессии против прогрессивного мусульманского духовенства для подавления религиозной активности, ликвидации медресе как общественного института, запрета на отдых мусульман в пятничный день и во время религиозных праздников, на обучение на родном языке и многое другое. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, общественные и религиозные деятели систематически организовывали кампании протеста. Так, 11 июня 1910 г. Габделсамад Шагидуллин и Нургали Хасанов приехали в гости к авторитетному имаму д. Нурлат Мирзакрам ишану Мустаеву (1863-1930). Так же там были мулла д. Старые Тинчали Гариф Ахтапов, волостной старшина Гиниятулла Хисматуллин, мулла д. Старый Студенец Абдулвахит Шарафутдинов. Вместе они обсуждали вопрос о том, каким образом донести до правительственных кругов об устремлениях мусульман Буинского уезда отмечать лишь собственные религиозные праздники и сохранить национальную систему образования на татарском языке. Было решено составить несколько прошений от крупных татарских селений уезда на имя депутатов Государственной думы. В итоге, действуя на редкость быстро и слаженно, уже осенью 1910 г. они сумели сагитировать на свою сторону практически все татарские сельские общества Тетюшского и Буинского уездов. В адрес депутатов Государственной думы были направлены коллективные прошения. Так, в октябре 1910 г., по наущению Габделсамата Шагидуллина и ишана Ахмедсафы Биккулова жители д. Старый Задор отправили прошения на имя члена Государственной думы Фон Анреп, где требовали соблюдения прав мусульманского населения. Публичными акциями встревожились местные и центральные власти, в результате давление на мусульман на некоторое время ослабло36.

Таким образом, Габделсамад Шагидуллин вместе со своими единомышленниками успешно отстаивал национальные и религиозные интересы на местном уровне, координируя свои действия с лидерами татарского общества в Казани37. Следует отметить, в тоже время, Габделсамад Шагидуллин был сторонником правых монархических взглядов и традиционных идей, искренно преданным государству, ратовавшим за сохранение целостности Российской империи. Он умело выстраивал отношения с местными властями и был посредником между властью и мусульманским

Одно из зданий Буинского

медресе. В 18751888 гг. здесь жил и учился Г. Шагидуллин. Буинск, 2009 г.

One of the buildings of the Buinsky madrasah. In 18751888 G. Shagidullin lived and studied here. Buinsk, 2009.

населением. За свою успешную профессиональную деятельность он был награжден высокими правительственными наградами - серебряной медалью «За усердие»38, позже и золотой от императора Николая II39.

Габделсамад Шагидуллин был одним из ярких проводников джадидитских (либеральных) мусульманских идей в Буинском уезде. В 1890-х гг. одним из первых в Симбирской губернии он вышел с инициативой строительства в родном селе мусульманской школы с новым методом обучения. Для этого в Казани он смог получить финансовую поддержку от известного мецената Ахмад бая Хусаинова (1837-1906). Однако, консервативно настроенные односельчане начали высказываться о том, что он хочет обрусить и испортить детей и категорически не поддержали его идею. Вопреки всему, в 1900 г. Габделсамад хазрат нанял людей и на своем личном участке начал строительство кирпичного здания для школы. На своей повозке с лошадью он возил необходимые для строительства материалы. Жители негодовали и всячески его упрекали. В результате больших стараний Габделсамад хазратом было построено первое в Буинском уезде «джадидистское» учебное заведение - медресе «Хусаиния» (в честь имени благотворителя). В мужское отделение были приглашены из Казани выпускники медресе «Мухаммадия» и осенью 1902 г. начаты учебные занятия. Девушек обучала жена хазрата - Шамсиджихан Хабибуллина40. Жители села приняли сложившиеся обстоятельства и осознали необходимость данного учебного заведения41. Сюда приезжали учиться и дети из дальних деревень Тетюшского и Буинского уезда. Они жили в общежитии, с оплатой 5 рублей в месяц, им было организовано питание42. Занятия в медресе шли с 1898 по 1908 г. В 1909 г. ахун добился открытия в своем селе и русско-татарской школы43. Таким образом, с. Бикмураз стало одним из образовательных центров уезда.

Понимая важность просвещения, Габделсамад Шагидуллин, и далее активно прилагал усилия по распространению новометодного обучения в приходских мусульманских школах и открытию в уезде русско-татарских общеобразовательных школ. К 1916 г. в Буинском уезде действовало 10 таких государственных школ (в Буинске, Дрожжаном, Мунчали, Бикмураз, Задоровка (Задур), Сорок-Сайдаки, Долгий Остров, Каракитян и Шланка)44. В этих учебных заведениях наряду с общеобразовательными предметами изучали основы религии. Этот предмет вели местные муллы, утвержденные инспектором народных училищ45. В 1911/1912 учебном году был открыт класс с изучением русского языка46.

Ахун Габделсамад Шагидуллин активно участвовал в организации благотворительной деятельности, занимался сбором пожертвований и их распределением в пользу нуждающихся. Так в 1910 г. в г. Буинске по его инициативе было

организовано Благотворительное общество мусульман Буинского уезда47. В первый год деятельности членами общества стали 75 человек, из них 55 были муллами Буинского уезда. Председателем общества был избран Г. Шагидуллин, его заместителем - мулла д. Нижний Задур Шарафутдин Ахмеров, Нургали Хасанов и мулла д. Новая Задоровка Ахмадсафа Биккулов стали почетными членами. Деятельность благотворительной организации была направлена на оказание всесторонней помощи мусульманам уезда (на строительство мечетей, медресе и на их содержание; оказание помощи сиротам, нуждающимся студентам, больным и вдовам; предоставление денег в долг при открытии мусульманами торгового дела и оказавшимся без жилья в результате пожара). Средства на счет благотворительной организации поступали от пожертвований, закята татарских баев уезда и членских взносов участников организации. Деньги хранились в Буинском городском банке, а расходовались по решению специальной комиссии. За 1911 г. на счет общества поступило 514 рублей 20 копеек. Из них по 5 рублей было выдано двум сиротам для учебы, а также ежемесячно по 50 копеек выдавалось нетрудоспособному старику и другим нуждающимся48. Часто на благотворительные средства покупали школьные принадлежности, которые затем раздавали нуждающимся ученикам мусульманских приходских школ уезда. В годы Первой мировой войны организация оказывала помощь

49

раненным солдатам49.

Габделсамад ахун периодически организовывал благотворительные акции, привлекал население для оказания помощи медресе и нуждающимся. 21 апреля 1912 г. он выступил с проповедью в общегородской благотворительной акции «Белые цветы», целью которой был сбор пожертвований для помощи, больным туберкулезом и профилактики населения от этой болезни50.

В сухие, неурожайные годы в деревнях Среднего Поволжья часто случался голод51. Мусульманское духовенство принимало активное участие в его ликвидации. В декабре 1906 г. в Казанской и Симбирской губернии голод был особенно масштабным, количество голодающих в Казанской губернии достигало до 90 тысяч человек. Вместе с голодом распространялись и такие болезни, как брюшной тиф, цинга. Порой в положении голодающих оказывались и сами духовные лица, имамы и их семьи. В этот сложный год Габделсамад Шагидуллин направляет заявление министру внутренних дел с просьбой об оказании правительством помощи имамам и муэдзинам Буинского уезда52. Так же он обращался в Управление казенными лесами и недрами Российской империи с просьбой о безвозмездном выделении дров для мечетей и приходских мусульманских школ Буинского уезда53.

Первая мировая война привела к существенному ухудшению материального положения населения54. В ходе войны, Габделсамад Шагидуллин вместе с другими муллами Буинского уезда также активно оказывал благотворительную помощь. Среди прихожан он организовал сбор пожертвований для фронта55. Также по поручению симбирского губернатора выезжал в татарские села для организации сбора помощи семьям солдат и раненным56.

В некоторых уездах земские власти обращались к помощи мусульманского духовенства для адресной передачи благотворительной поддержки семьям военнослужащих. Ахун Габделсамад Шагидуллин как один из главных религиозных авторитетов уезда проявлял искреннюю активность в деле организации сборов и содействия благотворительной деятельности мусульманского населения. Поэтому поводу есть интересная статья самого ахуна, опубликованная в газете «Кояш»: «В эти дни по распоряжению Симбирского губернатора мне пришлось собирать помощь для раненых и больных воинов из некоторых волостей, находившихся в моем подчинении. В этой поездке мне довелось поближе познакомиться с отношением

мусульман моего района к государственной беде. В какую бы деревню я не приезжал, они постоянно собирают посильные пожертвования и со слезами на глазах молятся за здоровье царя и его семьи, за победу нашего войска. Они с нетерпением расспрашивают о наших победах на поле боя, выражают готовность оказать посильную помощь, собирая частные пожертвования. Из каждой семьи на сегодняшнем поле боя воюет по одному, а то и два храбрых воина, и я думаю, что от этих мусульман нельзя ожидать большего, чем любовь к Родине. Уверен, что мусульмане окажут больше помощи, чем ожидалось, и для общемусульманского передвижного госпиталя, который будет создан только собственными усилиями»57.

10 июля 1913 г. в с. Бикмураз случился сильный пожар, во время которого полностью сгорело начальное медресе Габделсамада Шагидуллина. Здание не было застраховано и ему пришлось искать средства для его восстановления. О сложившейся ситуации он написал в газету и обратился к наследникам Ахмед бая Хусаинова. Однако ему отказали из-за нехватки средств. Затем он обратился в Буинское земство, где ему ответили, что здание учебного заведения и земельный участок не является их собственностью и поэтому они не могут выделить деньги на его восстановление. Наконец после долгих стараний, Габделсамад ахун благодаря помощи нескольких состоятельных человек смог восстановить здание учебного заведения и осенью 1915 г. оно вновь было открыто. Также он сумел организовать открытие сельской публичной библиотеки с читальным залом. Его инициатива была поддержана и уездным земством, очевидно, выделившим деньги на покупку книг58.

Советская власть в Буинске была окончательно провозглашена 4 марта (19 февраля) 1918 г.59 Сохранились сведения, что во время гражданской войны, в 1918 г. Габделсамад хазрат был приговорен большевиками к расстрелу как человек ярких монархических взглядов, государственник, не приемлющий новую власть, революцию. Однако во время исполнения приговора, винтовки солдат дали осечку. Это насторожило военных, и он был заключен в тюрьму, позже благодаря ходатайству мусульман был освобожден60. В документах по этому поводу говорится, что « в 1918 году был приговорен к расстрелу как контрреволюционер, но каким-то образом сумел выкрутиться»61.

В 1920-1928 гг. Габделсамад хазрат продолжал исполнять обязанности мухта-сиба Буинского кантона (с 1920 г. уезд стал называться кантоном). По религиозным делам он часто ездил в Уфу в Центральное духовное управление мусульман. Руководитель этой организации известный татарский богослов-просветитель, муфтий Галимджан Баруди (1857-1921) в своем дневнике упоминает его работу в качестве руководителя Ревизионной комиссии ЦДУМ на внеочередном съезде мусульманского духовенства России 16-25 сентября 1920 г.62

В период голода 1921-1922 гг. Центральным духовным управлением мусульман был создан Мусульманский комитет помощи голодающим. Его члены активно занимались сбором финансов и продовольствия. Среди них был и ахун Буинского кантона Габделсамад Шагидуллин. Выступая перед населением, он побывал во многих населенных пунктах Сибири. В этой работе ему активно помогал сын Рауф, на тот момент белогвардеец, член Симбирского мусульманского шуро63. Ими были собраны средства на сумму более 60 миллионов рублей. На эти средства было приобретено продовольствие для голодающих Буинского и других уездов64.

После победы в Гражданской войне Советская власть постепенно начинает антирелигиозную кампанию. 1 января 1923 г., несмотря на протесты верующих, было закрыто Буинское медресе и другие духовные учебные заведения уезда65. А с 1924 г. усиливается открытая политика по борьбе с исламом и ее дискредитацией. В рамках этой политики все имущество мечетей, медресе становится

государственной собственностью, запрещается религиозное обучение, вводятся специальные налоги для представителей духовенства, распространяется литература и ставятся спектакли, высмеивающие веру (например, такие как «Зэцгэр шэл» (Голубая шаль), «Кыю кызлар» (Смелые девушки)), ведется агитация населения против ислама. В Буинске открывается филиал организации Воинствующих безбожников, которая особенно активизирует свою деятельность среди молодежи. Обстановка в обществе сильно накаляется. В эти тяжелые переходные годы Габделсамад Шагидуллин немало сил прилагает для противостояния антирелигиозной политике местных властей66. Он долгое время неустанно обращается в органы власти с просьбой разрешить открыть в Буинском кантоне хотя бы одно медресе для подготовки имамов67. Также он выступает за отмену налога на мулл (9 рублей золотом за шесть месяцев, введенный в 1924 г.), он был против перехода в собственность государства зданий мечетей, медресе, вакфов (недвижимости, земли), лишения мулл гражданских прав, запрета на издание религиозной литературы и др.68 В 1924 г., чтобы не накалять обстановку власти разрешили проводить обучение в приходах в ограниченных условиях (молодежи от 14 лет).

В это тяжелое время мухтасиба Габделсамад Шагидуллина поддерживает авторитетный ишан Буинского кантона имам д. Старый Задур Ахмедсафа ишан Биккулов69. Уполномоченный Татарского отдела ОГПУ по Буинскому кантону Безсонов в своем рапорте от 9 марта 1925 г. их обоих относит к самому «реакци-

70

онному духовенству.

Власти разными путями пытались дискредитировать высокий авторитет Габделсамада Шагидуллина. В материалах выписки из меморандумов Татарского отдела ОГПУ за 1922 г. говорится, что он обвинялся в присвоении средств пожертвований, собранных им в Сибири для голодающих. В то же время против него было возбуждено уголовное дело и он был арестован. Его обвиняли «в расправе и срыве крестьянского движения в 1905-1907 гг. и активной помощи белочехам». Но 8 апреля 1925 г. судебной коллегией Главного суда ТАССР его дело было прекращено, и он был освобожден из под стражи71.

В целях смещения мухтасиба с должности и всяческого ограничения его деятельности целенаправленно работал Татарский отдел ОГПУ по Буинскому кантону во главе с уполномоченным Безсоновым72. Вероятно, именно под его влиянием 28 ноября 1923 г., на очередных выборах мухтасиба, молодые «красные муллы» пытались отстранить Габделсамада Шагидуллин от должности мухтасиба, избрав нового кандидата из своей среды73. Против этих «красных мулл» мухтасиб Габделсамад Шагидуллин вел жесткую борьбу и отрицательную агитацию74. В одном документе говорилось, что Шагидуллин «обрисовывает молодых мулл как идущих против религии и сторонников Советской власти. Такую пропаганду он ведет очень

75

умно и незаметно»75.

Отчетливо понимая сложившуюся в стране ситуацию, Габделсамад хазрат несмотря ни на что при поддержке основной части духовенства, в особенности мулл-стариков, долгое время устойчиво сохранял свои позиции и религиозность в обществе. Его популярность и активность сильно мешала местным властям проводить антирелигиозную политику. Однако в начале 1928 г. Габделсамад Шагидуллин, вынужден был уйти с должности мухтасиба и 4 февраля 1928 г. в возрасте 63 лет покинул этот мир. Похоронен на кладбище д. Бикмураз рядом с женой Наубахар Тазетдиновной*.

* В 1917 г. Габделсамад Шагидуллин развелся с первой женой Шамсиджихан Хабибуллиной, вторая - Наубахар Тазетдиновна умерла в 1923 г. В пожилом возрасте он женился в третий раз. Третью жену звали Ахмика-мал. От этих браков он воспитал пятерых детей: Абдурауф, Зайнап, Рифгат, Ральф (Абрар), Фуат.

Можно с уверенностью сказать, что Габделсамад Шагидуллин был действительно одним из известных и влиятельных религиозных деятелей Среднего Поволжья начала XX в., сыгравший важную роль в развитии и сохранении религиозности народа.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов Буинского района РТ. - Казань, 2002. - С. 98; Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска и Буинского уезда на рубеже XIX - начала XX в. // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVII в. - 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., г. Казань). - Казань, 2006. -С. 241.

2. Амишов Р. И. Татарский богослов Нургали Хасанов. - Казань: Изд-во «Магариф-Вакыт», 2022. - 336 с.

3. ГА РТ, ф. 204, оп. 177, д. 772, л. 485 об.

4. Баруди Г. Хатирэ дэфтэре: 1920 елньщ 12 июненнэн алып сентябрь ахырына кадэр / Бас-мага эзерлэYче А. Гайнетдинов. - Казан: ТР ФА Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институты, 2017. - Б. 198.

5. ГА РТ, ф. 99, оп. 2, д. 14854, л. 253

6. КФСН. Этраф хэбэрлэре. Зея еязендэ // Кояш. - 1915. - 28 июня. - №739. - Б. 3.

7. ГА РТ, ф. 204, оп. 177, д. 772, л. 485 об.

8. Бикмуразово (Бикмураз) // Буинская энциклопедия. - 2-ое изд. испр. и доп. - Казань: ОСП«Институт татарской энциклопедиии и регионоведения АН РТ», 2022. - С. 101; Татарская энциклопедия. Т.1. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2002. - С. 383; Буа ягым - тау ягым. - Казан: Идел-Пресс, 2000. - Б. 11 8.

9. ГА РТ, ф. 1, оп. 87, д. 16, л. 29; Бэшири З. Ш. Сайланма эсэрлэр: истэлеклэр, бэян, публици-стик язмалар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2014. - Б. 14.

10. Буа мэдрэсэлэре // Мэктэп. - 1913. - 7 мая. - №5. - Б. 103; Государственный архив Ульяновской области (ГА УО), ф. 99, оп. 1, д. 1182, л. 42.

11. Мугаллим: Тащиев М. Этраф хэбэрлэре // Йолдыз. - 1915. - 21 октябрь. - №1534. - Б. 4.

12. Шагидуллин Габделсамад Шарафутдинович // Буинская энциклопедия. - 2-ое изд. испр. и доп. - Казань: ОСП «Институт татарской энциклопедиии и регионоведения АН РТ», 2022. -С. 730; Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска... -С. 248.

13. Кыз мэктэплэре // Кояш. - 1913. - 30 июнь. - №158. - Б. 3.

14. Мулла К. Б. Этраф хэбэрлэре. Буа еязе // Кояш. - 1913. - 7 гыйнвар. - №18. - Б. 3.

15. ГАУО, ф. 1 оп. 96, д. 59, л. 19.

16. Там же, оп. 22, д. 82, л. 1-1 об.

17. Морадов Г. Буа. Зияратларымыз // ©лфэт. - 1906. - №38 (6 сентябрь). - Б. 7.

18. В настоящее время на этом месте находится Центральный парк, стадион, пешеходная улица с магазинами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Пятничный день у мусульман по религиозным канонам считается праздничным, выходным днем. В этот день желательно было больше проводить в богослужении и отдыхе (см.: Этраф хэбэрлэре. Буа шэЬэрендэ // Йолдыз. - 1908. - 23 апрель. - №37. - Б. 3; Ч. Мвхэбирлэрдэн. Буа еязендэн // Эхбар. - 1908. - 16 май. - №66. - Б. 4).

20. Этраф хэбэрлэре. Буа // Йолдыз. - 1908. - 26 март. - №242. - Б. 3.

21. Шунда ук. - 1912. - 16 февраль. - №794. - Б. 3.

22. Азгыш. Мехбирлэремездэн. Буа еязе меселман кооперативы теркэгэндэн // Кояш. -1915. - 27 сентябрь. - №810. - Б. 4.

23. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов... - С. 85.

24. Буа// Йолдыз. - 1910. - 16 март. - №515. - Б. 4.

25. Этраф хэбэрлэре. Буа // Йолдыз. - 1910. - 16 март. -№ 515. - Б. 3.

26. Шунда ук. - Б. 4.

27. .Ж^эмэгэте гуляма ж;ыелышы // Кояш. - 1917. - 23 мая. - №1122. - Б. 3.

28. Казан меЬбире. - 1906/1334. - 16 август/рэж;эб 11. - №134. - Б. 3.

29. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов... - С. 85.

30. Там же. - С. 85.

31. Там же.

32. Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 8. л. 69-70 об., 87.

33. ГА УО, ф. 76, оп. 2, д. 1446, л.6-9.

34. Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска... -С. 250.

35. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов... - С. 86.

36. Там же. - С. 88-90; Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 8. л. 63.

37. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов... - С. 88.

38. Шагидуллин Габделсамад Шарафутдинович // Буинская энциклопедия. - 2-ое изд. испр. и доп. - Казань: ОСП«Институт татарской энциклопедиии и регионоведения АН РТ», 2022. - С. 730.

39. Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 3, л. 53.

40. Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов... - С. 86.

41. Идэрэгэ мэктYб // Йолдыз. - 1912. - 13 ноябрь. - №329. - Б. 4; Этраф хэбэрлэре. Буа еязендэн // Кояш. - 1913. - 11 сентябрь. - № 214. - Б. 3.

42. Габделщэлилов Г. Идарэгэ мэктYплэр // Йолдыз. - 1908. - 13 ноябрь. - №329. - Б. 4.

43. Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Мусульманская община г. Буинска... -С. 249.

44. Мухбир. Буа еязендэге шкуллар // Йолдыз. - 1916. - 15 апрель. -№1634. - Б. 4.

45. Там же.

46. Этраф хэбэрлэре. Буа еязендэн // Кояш. - 1913. - 11 сентябрь. - №214. - Б. 3.

47. Устав Мусульманского благотворительного общества в городе Буинске. - Казань, 1910. -18 с. (В первое время благотворительная организация располагалась в центральной части уезда - в д. Убеи Буинского уезда).

48. Буа еязе меселманнары «ж;эмгыять хэйрия»сенец отчеты. 1910-11 нче ел ечен. - Казан, 1912. - Б. 4; Этраф хэбэрлэре. Буа еязе меселманнары ж;эмгыят хэйриясе / / Йолдыз. - 1911. -10 апрель. - №668. - Б. 3; Госмани Г. Этраф хэбэрлэре. Буа еязе // Йолдыз. - 1912. - 4 март. -№801. - Б. 3; Буа вэ атрафы // Йолдыз. - 1914. - 28 сентябрь. - № 1278. - Б. 2; Маликов Р. И. Буа шэЬэренец меселман гыйбадэтханэлэре тарихы. - Казан: «Идел-Пресс», 2009. - С. 40.

49. Этраф хэбэрлэре // Кояш. - 1914. - 19 декабрь.- №584. - Б. 3.

50. Тауфик Сабитов. Буада ак чэчэк бэйрэме. Этраф хэбэрлэре //Йолдыз. - 1912 - 26 апрель. -№ 824. - Б. 3.

51. ГА РТ, ф. 1, оп. 3, д. 11860, л. 1-3; Этраф хэбэрлэре. Буадан // Йолдыз. - 1912. - 24 гыйн-вар. - №784. - Б. 3.

52. Имамнарга дияр // Казан меЬбире. - 1906. - 16 август. - № 134. - Б. 2.

53. Мэктэп тэрбиясенэ // Казан меЬбире. - 1906. - 16 август. - № 134. - Б. 2.

54. ГА РТ, ф. 967, оп. 1, д. 46, л. 1-13; Журналы и доклады Буинской Уездной Земской Управы. - Симбирск,1914. - С. 406.

55. Этраф хэбэрлэре // Кояш. - 1914. - 27 октябрь. - № 541. - Б. 3.

56. Ахунд Габдес-Самад ШэЬиди. Ьиммэтле меселманнар. Этраф хэбэрлэре // Кояш. -1915. - №610. - Б. 3.

57. Ахунд Габдессамад ШэЬиди. Ьиммэтле меселманнар // Кояш. - 1915. - № 610. - Б. 4.

58. Б. Х. Этраф хэбэрлэре. Янгын // Кояш. - 1913. - 18 июль. - № 174. - Б. 3; Этраф хэбэрлэре. Буа еязендэн // Кояш. - 1913. - 11 сентябрь. - № 214. - Б. 3; Азгыш. Мехбирлэмездэн. Буа Yязе меселман копиратив теркэгэндэ // Кояш. - 1916. - 11 марта. - № 931. - Б. 4; Этраф хэбэрлэре. Буа еязе // Кояш. - 1915. - 27 сентябрь. - № 810. - Б. 3-4.

59. Буа ягым - тау ягым. - Казан, 2000. - Б. 82.

60. Интервью с Шагидуллиным Рустемом Рифгатовичем - внуком Габделсамада Шагидулли-на. 26 июля 2019 г. Из личного архива автора.

61. Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 1, л. 11.

62. Баруди Г. Хатирэ дэфтэре: 1920 елньщ 12 июненнэн алып сентябрь ахырына кадэр / Бас-мага эзерлэYче А. Гайнетдинов. - Казан: ТР ФА Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институты, 2017. - Б. 221.

63. Центральный архив ФСБ России, ф. 2, оп. 1, д. 689, л. 173.

64. Шагидуллин Габделсамад Шарафутдинович // Буинская энциклопедия. - 2-ое изд. испр. и доп. - Казань: ОСП «Институт татарской энциклопедиии и регионоведения АН РТ», 2022. - С. 730.

65. ГА РТ, ф. Р-873, оп. 2, д. 14, л. 25 об.; Медресе «Буинское» // Буинская энциклопедия. -2-ое изд. испр. и доп. - Казань: ОСП «Институт татарской энциклопедиии и регионоведения АН РТ», 2022. - С. 413-414.

66. ГА РТ, ф. Р-2482, оп. 1, д. 104, л. 44; Миннуллин И. Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920-1930 гг.). - Казань, 2006. -С. 191.

67. Там же.

68. Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 1, л. 21.

69. Там же, л. 3 об.

70. Там же, ф. 4, оп. 1, д. 23, л. 39, л. 158.

71. Центральный архив ФСБ России, ф. 2, оп. 1, д. 689, л. 173, 202; Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 1, л. 3, 19.

72. Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 1, л. 19.

73. Там же, л. 3.

74. Там же, л. 11.

75. Там же, л. 20.

Фото из личного архива автора.

The photo from the author's personal archive.

Список литературы

Амишов Р.И. Татарский богослов Нургали Хасанов. - Казань: Изд-во «Магариф-Вакыт», 2022. - 336 с.

Баруди Г. Хатирэ дэфтэре: 1920 елньщ 12 июненнэн алып сентябрь ахырына кадэр / Бас-мага эзерлэYче А. Гайнетдинов. - Казан: ТР ФА Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институты, 2017. - 236 б.

Миннуллин И. Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920-1930 гг.). - Казань, 2006. -220 с.

Салихов Р., Хайрутдинов Р. Из истории населенных пунктов Буинского района РТ. - Казань, 2002. - 108 с.

References

Amishov R.I. Tatarskii bogoslov Nurgali Khasanov [Tatar theologian Nurgali Khasanov]. Kazan: Publishing House "Magarif-Vakyt" publ., 2022, 336 p.

Barudi G. Barudi G. Hatiге deftеге: 1920 е1пут 12 ijunenmn alyp sentjabr ahyryna kad-ег. Basmaga уzerleYche A. Gajnetdinov [Gainetdinov A. (prepared for publication) Memory notebook: from June 12 to the end of September 1920]. Kazan: TR FA Institute of History named after Sh. Marjani publ., 2017, 236 p., 2017. - 236 p.

Minnullin I.R. Musulmanskoe dukhovenstvo i vlast' v Tatarstane (1920-1930gg.) [Muslim clergy and power in Tatarstan (1920-1930)]. Kazan, 2006, 220 p.

Salikhov R., Khairutdinov R. Izistorii naselennykh punktov Buinskogo raiona RT [From the history of settlements of the Buinsky district of the Republic of Tatarstan]. Kazan, 2002, 108 p.

Сведения об авторе

Амишов Рашид Ильязович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных отношений Казанского федерального университета, e-mail: rashidbua@mail.ru

About the author

Rashid I. Amishov, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at Institute of International Relations, Kazan Federal University, e-mail: rashidbua@mail.ru

В редакцию статья поступила 13.07.2023, опубликована:

Амишов Р. И. Религиозная и общественная деятельность ахуна Габделсамада Шагидуллина (18651928) // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 4. - C. 178-191.

Submitted on 13.07.2023, published:

Amishov R. I. Religioznaya i obshchestvennaya deyatel'nost' akhuna Gbdelsamada Shagidullina (18651928) [Religious and social activities of akhun Gabdelsamad Shagidullin (1865-1928)]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 4, pp. 178-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.