Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО ФИЛОСОФА ФРАНЦА КСАВЕРА ФОН БААДЕРА'

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО ФИЛОСОФА ФРАНЦА КСАВЕРА ФОН БААДЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ / ПАНТЕИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ТЕИСТИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / ХРИСТИАНСКИЙ ТЕИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луценко Виктория Евгеньевна

Цель. Раскрыть религиозно-философское мировоззрение немецкого мыслителя Франца Ксавера фон Баадера, в основе которого лежит библейское учение о человеке. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Основное содержание исследования составляет анализ трудов философа. Использовались следующие методы: проблемная и описательная аналитика конкретных первоисточников в контексте убеждений и взглядов Ф. К. Баадера. В своих основных пунктах его философия представляет собой подлинный христианский теизм. В то время как другие теисты в своих религиозно-философских построениях исходили преимущественно или из философских теорий и положений, или только из этических побуждений, или в лучшем случае из обще-религиозных мотивов, Ф. К. Баадер видел свою задачу в уяснении смысла христианских догматов, истинность которых он не подвергал никакому сомнению. Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что, являясь правоверным католиком по своим религиозным убеждениям, Ф. К. Баадер оставался таким же и в своём философском мышлении. Истины христианской религии Баадера являлись для философа основными в его философии. Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение религиозной мысли второй половины XIX в. на примере взглядов немецкого философа и теолога Франца Ксавера фон Баадера предполагает дальнейшее развитие религиозно философского знания данного периода, а сделанные выводы помогут в осмыслении того влияния, которое оказал философ на славянофильство, а позже - на Владимира Соловьёва и Николая Бердяева, немецкую неоромантическую социологию, а также помогут в осмыслении путей развития современной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE GERMAN PHILOSOPHER FRANZ XAVER VON BAADER

Aim. To reveal the religious and philosophical worldview of the German thinker Franz Xaver von Baader, basing on the biblical teaching about the man. Methodology. The corpus of texts is analyzed. The main content of the research is the analysis of the works of the philosopher. The following methods were used: problem and descriptive analytics of specific primary sources in the context of Baader's beliefs and views. In its main points, Baader's philosophy is the genuine Christian theism. While other theists in their religious and philosophical constructions proceeded mainly from philosophical theories and positions or only from ethical motives, and at best from general religious motives. Baader saw his task in understanding the meaning of Christian dogmas, the truth of which he did not doubt. Results. Based on the results of the study, it was concluded that, being an orthodox Catholic in his religious convictions, Baader remained the same in his philosophical thinking. The basic truths of the Christian religion of Baader were basic for the philosopher in his philosophy. Research implications. The study of religious thought in the second half of the 19th century on the example of the views of the German philosopher and theologian Franz Xaver von Baader presupposes the further development of religiously philosophical knowledge of this period, and the conclusions drawn will help in understanding the influence that the philosopher had on Slavophilism, and later on Vladimir Solovyov and Nikolai Berdyaev, and German neo-romantic sociology. They will also help in understanding the ways of modern philosophy development.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО ФИЛОСОФА ФРАНЦА КСАВЕРА ФОН БААДЕРА»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

УДК 141. 4

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-53-59

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО ФИЛОСОФА ФРАНЦА КСАВЕРА ФОН БААДЕРА

Луценко В. Е.

Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, Владивостокский филиал

690087, г. Владивосток, ул. Котельникова, д. 21, Российская Федерация Аннотация

Цель. Раскрыть религиозно-философское мировоззрение немецкого мыслителя Франца Ксавера фон Баадера, в основе которого лежит библейское учение о человеке. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Основное содержание исследования составляет анализ трудов философа. Использовались следующие методы: проблемная и описательная аналитика конкретных первоисточников в контексте убеждений и взглядов Ф. К. Баадера. В своих основных пунктах его философия представляет собой подлинный христианский теизм. В то время как другие теисты в своих религиозно-философских построениях исходили преимущественно или из философских теорий и положений, или только из этических побуждений, или в лучшем случае из обще-религиозных мотивов, Ф. К. Баадер видел свою задачу в уяснении смысла христианских догматов, истинность которых он не подвергал никакому сомнению. Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что, являясь правоверным католиком по своим религиозным убеждениям, Ф. К. Баадер оставался таким же и в своём философском мышлении. Истины христианской религии Баадера являлись для философа основными в его философии. Теоретическая и/или практическая значимость. Изучение религиозной мысли второй половины XIX в. на примере взглядов немецкого философа и теолога Франца Ксавера фон Баадера предполагает дальнейшее развитие религиозно философского знания данного периода, а сделанные выводы помогут в осмыслении того влияния, которое оказал философ на славянофильство, а позже - на Владимира Соловьёва и Николая Бердяева, немецкую неоромантическую социологию, а также помогут в осмыслении путей развития современной философии.

Ключевые слова: абсолютный дух, пантеистическое мировоззрение, религиозная философия, религиозное сознание, религиозные убеждения, самосознание, теистическое миропонимание, христианский теизм

RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE GERMAN PHILOSOPHER FRANZ XAVER VON BAADER

V. Lutsenko

Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Vladivostok branch

ul. Kotelnikova 21, Vladivostok 690087, Russian Federation

© CC BY Луценко В . Е 2022.

Abstract

Aim. To reveal the religious and philosophical worldview of the German thinker Franz Xaver von Baader, basing on the biblical teaching about the man.

Methodology. The corpus of texts is analyzed. The main content of the research is the analysis of the works of the philosopher. The following methods were used: problem and descriptive analytics of specific primary sources in the context of Baader's beliefs and views. In its main points, Baader's philosophy is the genuine Christian theism. While other theists in their religious and philosophical constructions proceeded mainly from philosophical theories and positions or only from ethical motives, and at best from general religious motives. Baader saw his task in understanding the meaning of Christian dogmas, the truth of which he did not doubt.

Results. Based on the results of the study, it was concluded that, being an orthodox Catholic in his religious convictions, Baader remained the same in his philosophical thinking. The basic truths of the Christian religion of Baader were basic for the philosopher in his philosophy. Research implications. The study of religious thought in the second half of the 19th century on the example of the views of the German philosopher and theologian Franz Xaver von Baader presupposes the further development of religiously philosophical knowledge of this period, and the conclusions drawn will help in understanding the influence that the philosopher had on Slavophilism, and later on Vladimir Solovyov and Nikolai Berdyaev, and German neo-romantic sociology. They will also help in understanding the ways of modern philosophy development.

Keywords: absolute spirit, pantheistic worldview, religious philosophy, religious consciousness, religious beliefs, self-consciousness, theistic worldview, Christian theism

Введение

Рассматривая немецкую философию в послегегелевский период, нужно отметить, что философские построения этого периода оказали существенное влияние на последующее развитие человеческой мысли . Они явились отправной точкой к построению великих философских систем, одним из центральных вопросов которых неизменно оставался вопрос христианской религии, вопрос об отношении Бога к миру. Разрешить эту проблему на уже установившейся почве пантеистического миропонимания появлявшимся новым философским идеям было крайне сложно . Для решения этого вопроса неизбежно нужно было или окончательно устранить вопрос о Боге из сферы научно-философского мышления, или же продолжать его разработку, но уже в духе теистического миропонимания. И действительно, после Г. В . Ф . Гегеля философская мысль направилась по двум путям . С одной стороны, пантеизм перешёл в материализм и атеизм С другой стороны, в противовес этим направлениям усилилась разработка произведений представителями философ-

ской мистики, которые находились под влиянием современных идейных течений того времени Идеи деистической и пантеистической философии были предметом не только интеллектуального достояния философов-мистиков, но и идейной борьбы с этими течениями Отцом новейшей мистики справедливо считают Франца Ксавера фон Баадера.

Источники становления философских

взглядов Франца Ксавера фон Баадера

Франц Ксавер фон Баадер (1765-1841) -немецкий учёный, религиозный философ Мировоззрение Ф . К Баадера выросло на основе теософских учений Якоба Бёме - немецкого христианского мистика, теософа, родоначальника учения о «премудрости Божией» .

Хотя Ф. К. Баадер и не основал своей философской школы в Германии, не развил своего учения в виде полной логической системы, как сделали, например, Ф. В . Шеллинг и Г. В. Ф . Гегель, его философия оказала большое влияние на современное ей и последующее развитие философской мысли. Этому влиянию способствовало личное знакомство

V5V

Ф . В . Шеллинга с Ф . К . Баадером, а также их общее знакомство с мистической философией Я. Бёме. Сам Ф . В . Шеллинг отмечал, что в своём учении о религиозной философии он заимствовал некоторые основания у Ф . К . Баадера [1], непосредственное влияние которого сказалось на втором периоде его философского развития. Но было бы ошибкой считать Ф . В . Шеллинга продолжателем идей Ф К Баадера Сходство обоих мыслителей касается только факта наличия мистического элемента в их системах. По существу же философская мысль Ф В Шеллинга второго периода его развития резко отличалась от мысли Ф К Баадера по основным идеям и приёмам, а также по конечным результатам: в то время как система Ф К Баадера в существенных чертах вполне совпадает с христианским богословием, миропонимание Ф . В.Шеллинга является только некоторым приближением к подлинному теизму

Ф . К. Баадер вёл жаркую полемику с Г. В . Ф . Гегелем, во взглядах которого видел крайнюю степень протестантизма Он решительно отвергал связь учения Г. В . Ф . Гегеля с христианством. Хотя сам Г. В . Ф . Гегель в предисловии ко второму изданию своего произведения «Наука логики» с особым уважением отзывался об учении Ф К Баадера и даже в некоторых пунктах соглашался с его системой [3].

Развитие христианских идей Баадера

Будучи правоверным католиком по своим религиозным убеждениям, Ф К Баадер оставался таким же и в своём философском мышлении Основные истины христианской религии были для него и основными истинами философии Философия, по мнению мыслителя, не имеет права подвергать сомнению эти истины или пытаться доказать их достоверность. Задача философии заключается только в разумном обосновании христианских догматов, в приближении их к человеческим понятиям. Священное писание - вечный источник христианской веры - является для Ф К Баадера альфой и омегой всякой мудрости, а, следовательно, и философской

По мнению Ф К Баадера, существуют три вида знаний:

1) эмпирическое, опытное, заключённое в самом предмете и только ему принадлежащее;

2) теоретическое, абстрактное или отвлечённое, возвышенное над предметом, от него отрешённое;

3) спекулятивное или умозрительное, заключённое также в предмете, но возведённое в наш дух, внутренне приобретённое

В любой науке эти три знания должны быть соединены, т е к ним необходимо приходить сначала эмпирически, потом теоретически и, наконец, спекулятивно .

Спекулятивная философия, начиная с Р. Декарта, полагает основным началом знания сомнение, которое является первым шагом к приобретению знания Отсюда и ложная мысль, что для получения знания необходимо поколебать и уничтожить веру, отсюда вытекает и раздор между наукой и религией Но разве может человеческий ум, непрерывно отвергая и отрицая, что-нибудь утвердить или узнать? Ф . К. Баадер отвечает на этот вопрос отрицательно . Человек по природе своей сначала верит Философ утверждает, что начало любого знания - вера, а не сомнение . И именно этот путь чрезвычайно важен. Это первое основание христианской философии

В основе философских построений Ф К Баадера лежит библейское учение о человеке как образе Божьем и как Его отражении В этом положении и заключается центр гносеологических взглядов философа Источник философского знания, по мнению мыслителя, скрывается во внутренней жизни человека Без сомнения, приведённая истина провозглашается Ф К Баадером догматически, поэтому не может в полной мере удовлетворить запросам научно-философского мышления Однако, по существу, Ф К Баадер указывает верный источник религиозной философии . Т . к . речь идёт о предметах религиозного переживания человека, философ начинает своё объяснение с анализа внутреннего мира религиозной личности Искать же иные пути для объяснения

основ религиозной веры Ф К Баадер считает делом несообразным Он называет ложным те направления философии, которые пытаются доказать существование Бога на основании того, что Богом не является, тем самым «затемняют непосредственное совпадение самого знания с сознанием в себе абсолютного духа» [5, с . 6]. По учению Ф . К. Баадера, в своём самосознании человек сознаёт не себя самого, а абсолютный дух, создавший конечное со-знание1

Некоторые философы относились с неким пренебрежением к основным понятиям философии Ф К Баадера только потому, что его положения навеяны больше религиозными чувствами, чем разумом человека. Такое отношение к философии Ф К Баадера совершенно несправедливо В частности, это касается вопроса об источнике религиозной философии Ф К Баадер указывал на верный и надёжный источник для разрешения вопросов об абсолютном и конечном бытии, о Боге и мире, об их взаимоотношении В самом деле, какое преимущество с точки зрения идеала достоверности имеют метафизические положения солипсизм - И Г Фихте Старшего об «абсолютном Я» или панлогизм Г В Ф Гегеля -перед положениями философской системы Ф К Баадера, если они такие же метафизические догматические построения, как и учения Ф К Баадера как о человеческом самосознании, так и о непосредственном богосознании Разница только в том, что в то время, как упомянутые метафизики ищут решение об истине религии в голых абстракциях человеческого ума, Ф . К. Баадер ищет это в живых движениях религиозного сознания И, несомненно, это различие в пользу больше Ф К Баадера, чем представителей немецкой метафизики2 .

1 Вельский А . Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX века: дис. ... канд . наук. Казань, 1912 // ОР Казанского гос . ун-та имени Н . И . Лобачевского . Ф . Казанская духовная академия. Е . х. 3576. Л . 195 .

2 Там же . Л . 203 .

В философии Ф . К. Баадера истина о человеке неразрывно связывается с истиной о Боге Вполне понятно, что философ даже не ставит вопроса о доказательствах бытия Бога, потому что факт этого бытия уже утверждается непосредственным свидетельством человеческого самосознания Философского обоснования требует вопрос о личности Бога. Ф . К. Баадер был хорошо знаком с деистическими и пантеистическими решениями этого вопроса Разумеется, его не могло удовлетворить ни то, ни другое Менее всего удовлетворял его религиозно философское сознание безжизненный, погружённый в вечный покой, безучастный к миру и человеку Бог деистического мировоззрения Пантеистическое же миропонимание Ф . К. Баадер справедливо называл натурализмом и даже материализмом за то, что оно обожествляло конечную природу По мнению немецкого мыслителя, пантеизм в корне подрывал религиозное мировоззрение Провозгласив основой истиной религии положение «Бог есть всё во всем», пантеизм низвёл Бога на уровень конечного существования Такое понимание Бога Ф . К . Баадер считал Его отрицанием Подобное опровержение заключается, по мнению Ф К Баадера, в утверждении пантеистической философии о том, что Бог достигает самосознания только в конечном человеческом сознании3

Религиозное чувство неизменно сопровождается мыслью о бесконечно возвышенной над индивидуальным человеческим существом Божественной личности Пантеизм непременным условием божественного самосознания полагал существование мира Ф К Баадер же утверждал, что божественное самосознание независимо от существования мира, считал его вечным процессом внутренней жизни Бога Именно рассмотрению этого процесса посвящена весьма значительная часть работ Ф . К. Баадера. А мысли немецкого философа о внутренних процессах в Боге помо-

3 Там же . Л . 197 .

гают выяснить и понять основные черты природы Божественной личности

Согласно своим воззрениям на источник богопознания Ф К Баадер рассматривает вопрос о внутренней жизни Бога на психологической основе Осознание личности, по Ф К Баадеру, заключается в творческой производительности Так, в человеческой личности при её творческом осознании неизменно присутствуют три момента, осуществляющие творческий процесс Когда человек решает создать что-либо, у него, во-первых, возникает план работы (мыслительная операция), во-вторых, человек одобряет этот план и решает реализовать его, и, наконец, в-третьих, он готовит средства для осуществления поставленной цели Таким образом, любое осознание человеческой личности неизменно сопровождается тремя психологическими актами: мысли, воли и действия Перечисленные моменты творческого проявления человеческой личности также характерны и для абсолютной личности Бога Как и в человеке, в Божественной личности следует различать три процесса: логический процесс божественного мышления (процесс эсотерический), прологический процесс божественной воли (процесс экзотерический) и духовный процесс божественного действия Все обозначенные процессы осуществляют факт божественного самосознания и самоопределения Эти же процессы лежат и в основе различия лиц в Боге, т . е . в основе учения о Святой Троице .

Логический процесс (эсотерический) обуславливает собой возможность божественного самосознания, а экзотерический - божественной воли Особое значение имеет утверждение волевого процесса в Боге Что касается интеллектуального процесса, он всегда выдвигался в немецкой метафизике Волевой же элемент, если и признавался, то не прямо, а мимоходом, как, например, у Г. В . Ф . Гегеля. Утверждение волевого процесса наряду с логическим процессом особенно ценно, как середина между гегелевским пантеизмом, с одной стороны, шопенгауэровским волюнтаризмом, с другой Учение Ф К Баадера

представляет середину между указанными крайностями, и эта середина совпадает с чисто христианским учением о Личности Бога

Интеллектуальный и волевой элементы объединяются между собой в акт божественного действия или божественной жизни, что составляет сущность третьего духовного процесса - внутренней жизни Бога

Осуществление божественной воли и божественной жизни нельзя понимать в виде перехода Бога к конкретному, конечному бытию, т е к миру Весь описанный процесс протекает внутри Бога совершенно независимо от факта существования мира [2]

Здесь уже появляется другая основная проблема теистического миропонимания: проблема отношения Бога к мировому бытию Пантеистическое мировоззрение либо отождествляло мир с Богом, либо же выводило его непосредственно из самой природы Бога Ф К Баадер полностью снимает вопрос о развитии мира из природы Бога, было ли это путём рождения или другим каким-либо способом На место пантеистического учения о непосредственном развитии мира из природы Бога Ф . К. Баадер провозглашает христианское учение о творении мира Он не даёт философского объяснения этого акта Более того, он считает такое объяснение непостижимым для человеческого разума, и даже само стремление к этому признаёт греховным. «Образ и способ творения для нас был, есть и останется тайной К познанию этого некогда стремился Люцифер» [6, с. 8].

Заключение

Ф К Баадер не развил своей философии в полную философскую систему Но если постараться вникнуть в его учение, то в нём можно найти единство духа и верность одному христианскому началу Книгой, из которой философ черпал дух своего учения, было Евангелие В течение двенадцати лет он ежедневно, каждое утро, читал Новый Завет, и таким постоянным чтением он смог напитать дух свой учени-

ем Христовым так, что все мысли его вращались только в этой сфере

Он сожалел, что немецкая философия изменила тому христианскому направлению, которое в своё время дал ей философ-теист Я Беме, на основе теософских учений которого выросло мировоззрение Ф К Баадера В своих основных пунктах философия Ф К Баадера представляет собой подлинный христианский теизм и в своих основных чертах полностью совпадает с христианским богословием В то время как другие теисты в своих религиозно-философских построениях исходили преимущественно из философских теорий, положений, этических побуждений и только в лучшем случае из обще-религиозных мотивов, Ф К Баадер видел своею задачу в уяснении смысла христианских догматов,

истинность которых он не подвергал никакому сомнению Ф К Баадер - единственный из крупных немецких мыслителей XIX в . , который строил своё философское мировоззрение на церковно-христианской вере, понял и с замечательным глубокомыслием обнаружил философское значение догматов христианства [4, с 188] Выход из общественных противоречий своего времени Ф К Баадер видел в создании универсальной христианской религии, преодолевающей расхождения между всеми конфессиями Его взгляды оказали влияние на славянофильство, а позже на Владимира Соловьёва и Николая Бердяева, а также на немецкую неоромантическую социологию

Статья поступила в редакцию 06.12.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельгунов И. А. Шеллинг (Из путевых записок) // Отечественные записки. 1839. Т. 3 . № 5 . С 112-128 .

2 . Микосиба М . , Бондарева Я . В . Синтез мистицизма и рационализма как парадокс русской рели-

гиозной философии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3 . С. 55-62.

3 . Пустарнаков В . Ф . Шеллинг: pro et contra. СПб . : Изд-во Русского Христианского гуманитарного

института, 2001. 688 с. 4. Франк С Л . Новое издание Баадера // Путь . 1926. № 4. С 188-189

5 . Baader F. X. Vorlesungen gehalten an der Ludwig-Maximilians-Hochschule über religiöse Philosophie

im Gegensatze der irreligiösen älterer und neuerer Zeit . München: Bei Jacob Siel, 1827. 111 p.

6 . Baader F. X. Ueber Kant's Deduction der praktischen Vernunft und die absolute Blindheit der letzteren //

Gesammelte Schriften zur philosophischen Erkenntniswissenschaft: als spekulative Logik. Sämtliche Werke: in 2 books. B. 1. Leipzig: Scientia, 1851. P 8-10 .

REFERENCES

1. Mel'gunov I . A . [Schelling (From Travel Notes)]. In: Otechestvennye zapiski [Domestic Notes], 1839, vol 3, no 5, pp 112-128

2 . Mikosiba M. , Bondareva Ya. V. [The Synthesis of Mysticism and Rationalism as a Paradox of Russian

Religious Philosophy]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University Series: Philosophy], 2020, no . 3, pp. 55-62.

3 . Pustarnakov V. F. Shelling: pro et contra [Schelling: pro et contra]. St . Petersburg, Russian Christian

Humanitarian Institute Publ. , 2001. 688 p. 4. Frank S . L. [New Edition of Baader], In: Put' [Way], 1926, no. 4, pp. 188-189.

5 . Baader F. X. Vorlesungen gehalten an der Ludwig-Maximilians-Hochschule über religiöse Philosophie

im Gegensatze der irreligiösen älterer und neuerer Zeit . München, Bei Jacob Siel Publ. , 1827. 111 p .

6 . Baader F. X. Ueber Kant's Deduction der praktischen Vernunft und die absolute Blindheit der letzteren .

In: Gesammelte Schriften zur philosophischen Erkenntniswissenschaft als spekulative Logik. Sämtliche Werke. B. 1. Leipzig, Scientia Publ. , 1851, pp. 8-10 .

Vssy

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Луценко Виктория Евгеньевна - кандидат философских наук, доцент кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел России; e-mail: vika_04@bk. ru

Victoria E. Lutsenko - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof. , Department of Special Disciplines, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Vladivostok Branch); e-mail: vika_04@bk. ru

Луценко В. И . Религиозная философия немецкого философа Франца Ксавера фон Баадера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 1. С 53-59.

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-53-59

FOR CITATION

Lutsenko V. E. Religious Philosophy of the German Philosopher Franz Xaver von Baader. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no . 1, pp . 53-59. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-53-59

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.