Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ "ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ"'

РЕЛИГИОЗНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ "ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / МУСУЛЬМАНЕ / МАВРЫ / ИСЛАМ / РОЛАНД / КАРЛ ВЕЛИКИЙ / DISCRIMINATION / RELIGION / CHRISTIANITY / MUSLIMS / MOORS / ISLAM / ROLAND / CHARLEMAGNE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелаев Р.Д.

Данная статья представляет собой детальный анализ литературного произведения эпохи средневековья - «Песнь о Роланде». В статье делается попытка обосновать существующую в эпоху написания произведения религиозную дискриминацию мусульман христианами, отраженную на страницах песни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS DISCRIMINATION IN THE MEDIEVAL EPIC "THE SONG OF ROLAND"

This article is a detailed analysis of the literary work of the Middle Ages - «The song of Roland». In this article an attempt is made to justify existent in the era of writing the work of religious discrimination of Muslims by the Christians.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ "ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ"»

УДК 34.03

Шелаев Р.Д. студент магистратуры 1 курса институт истории и права СГУ им. Питирима Сорокина научный руководитель: Андреев А.В.

Россия, г. Сыктывкар РЕЛИГИОЗНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»

Аннотация: Данная статья представляет собой детальный анализ литературного произведения эпохи средневековья - «Песнь о Роланде». В статье делается попытка обосновать существующую в эпоху написания произведения религиозную дискриминацию мусульман христианами, отраженную на страницах песни.

Ключевые слова: Дискриминация, религия, христианство, мусульмане, мавры, ислам, Роланд, Карл Великий.

Shelaev R.D.

Master's student 1 course, historical faculty Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

Supervisor: Andreev A. V.

Russia, Syktyvkar

RELIGIOUS DISCRIMINATION IN THE MEDIEVAL EPIC «THE

SONG OF ROLAND»

Annotation: This article is a detailed analysis of the literary work of the Middle Ages - «The song of Roland». In this article an attempt is made to justify existent in the era of writing the work of religious discrimination of Muslims by the Christians.

Keywords: Discrimination, religion, Christianity, Muslims, moors, Islam, Roland, Charlemagne.

Несмотря на то, что термин «права человека» и связанный с ним термин «религиозная дискриминация» появятся только в XX веке, мы можем наблюдать эти явления еще в средневековье. Непосредственным источником выступает героический эпос средневековья, представленный поэмой «Песнь о Роланде» - одной из самых известных и значительных героических поэм старофранцузского эпического цикла. Целью данной работы является выявление черт религиозной дискриминации в данной поэме. Поэма дошла до наших дней в оксфордской рукописи, датированной XII веком. До сих пор ведутся споры о том, была ли поэма детищем одного автора или же была порождена народными сказаниями, но сейчас исследователи все же отдают предпочтение традиционалистской теории, основываясь на работах Р. Менендеса Пидаля и Р. Лежен.

В произведении повествуется о гибели в битве в Ронсевальском ущелье арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 года из завоевательного похода в Испанию. В поэме противниками франков представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками. Поход Карла Великого в «Песни о Роланде» позиционируется как некая триумфальная война за правое дело христианства, где баски трансформируются в «поганых сарацин», а бесславная, по сути, для франков битва - в героическую битву под предводительством Карла Великого и его племянника Роланда против всего «языческого» мира. Первопричиной подобных трансформаций, главным образом, видится желание автора придать произведению глубокий идейный смысл, донести до читателей важные идеи того времени.

На первый план в поэме выходит национально-религиозная борьба двух миров: мусульман, представленных сарацинами или маврами и христиан в лице франков. В этой борьбе мы можем отчетливо видеть черты религиозной дискриминации мусульман со стороны христиан. Несомненно, особая жестокость по отношению к иноверцам со стороны христиан заключена в цитате: «Ревнует Карл о вере христианской, велит он воду освятить прелатам и мавров окрестить в купелях наспех, а если кто на это не согласен, тех вешать, жечь и убивать нещадно». Позиция доминирования христиан над иноверцами проявляется в многочисленных молитвах, религиозных призывах, небесных знамениях. Например, восклицание Роланда над телом поверженного врага: «Друзья, за нами первый бой! Вперед! Мы правы, враг не прав - за нас господь».

Подчёркивая верховенство христианства, автор вводит в поэму эпизод сражения Карла с эмиром Балиганом. Зная религиозную направленность поэмы, считается неудивительным ответ Карла на предложение Балигана признать его сюзереном и взять земли в ленное владение: «С неверным я не помирюсь вовеки. Но другом буду я тебе до смерти, коль ты согласен воспринять крещенье и перейти в святую нашу веру». Таким образом, подчеркивается, что ненависть франков и арабов основана лишь на противостоянии двух религий.

Эпический мир поэмы выстроен относительно просто. Он поделен на 2 фракции, где одной является - христианский мир («свои»), а другой - мир язычников («чужие»). Важно отметить, что парадигма эпического мира поэмы заключена в цитате: «Нехристь не прав, а христиане правы». Интересным кажется то, что мусульмане, вполне разделяют эту парадигму, называя христианство «святой» верой, а себя - «неверными». Прочитав поэму, можно сделать вывод том, что в поэме безраздельно господствует одна точка зрения, разделяемая как сказителем и его народом, так и противоборствующей стороной.

Изображение мусульманства в поэме весьма искажено. Несмотря на монотеизм ислама (как и христианства), в «Песни о Роланде» мусульмане отождествляются с язычниками, что объясняется фантастическими

представлениями европейцев о мусульманах. Из этих представлений в поэме возникает триада демонических существ - Магомет, Аполлон (греческий бог) и Терваган (происхождение божества неизвестно), которая выступает как сатанинский аналог христианской святой Троицы.

В «Песни о Роланде» мы можем проследить определенную схожесть христианского и мусульманского миров в представлении автора. Эти параллели можно увидеть не только на примере христианской Троицы. Проанализировав текст поэмы, можно сделать вывод об отсутствии у автора точных представлений о мусульманском мире. Вполне логичным следствием этого является изображенная модель реальности «сарацинского» мира в сравнении с хорошо знакомым ему христианским. В эпическом мире поэмы у иноверцев существуют такой же король, графы, герцоги и виконты, связанные вассальными отношениями, существуют феоды и т. п.

Можно провести параллели между главными героями: Карлу соответствует Балиган, Роланду - Аэльрот, двенадцати франкским пэрам -двенадцать сарацинских пэров и т. п., вплоть до таких деталей, как одинаковый у Карла и Марсилия обычай отдыхать в плодовом саду. К тому же в сарацинском мире действуют те же этические нормы, что и у христиан, - рыцарская честь и доблесть, героизм, самоотверженность, верность сеньору. Важной особенностью эпического сознания, является способность учитывать только категории собственной культуры, перенося их на все иные культуры. Оно не умеет видеть чужую действительность с чужой точки зрения. Вот почему мусульманский мир в «Песни о Роланде» - это все тот же христианский мир, но мир превратный, поставленный под власть сатанинского начала.

Проанализировав поэму на предмет религиозной дискриминации, мы можем сделать вывод о том, что события, описанные в «Песни о Роланде», сосредоточены вокруг эпохи Карла Великого и отражают в действительности существовавшую коллизию между франками-христианами и мусульманами, а, следовательно, и религиозную дискриминацию мусульман со стороны христиан. Несмотря на снижение исторической правдоподобности, и искажение исторических фактов посредством сосредоточения внимания автора на идее религиозного противостояния, целостность сюжета и идейного единства поэмы остается неизменным.

Использованные источники: 1. Песнь о Роланде // Хрестоматия по западно-европейской литературе. М., 1936. С. 138-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.