УДК 34.03
Шелаев Р.Д. студент магистратуры 1 курса институт истории и права СГУ им. Питирима Сорокина научный руководитель: Андреев А.В.
Россия, г. Сыктывкар РЕЛИГИОЗНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЭПОСЕ
«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»
Аннотация: Данная статья представляет собой детальный анализ литературного произведения эпохи средневековья - «Песнь о Роланде». В статье делается попытка обосновать существующую в эпоху написания произведения религиозную дискриминацию мусульман христианами, отраженную на страницах песни.
Ключевые слова: Дискриминация, религия, христианство, мусульмане, мавры, ислам, Роланд, Карл Великий.
Shelaev R.D.
Master's student 1 course, historical faculty Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin
Supervisor: Andreev A. V.
Russia, Syktyvkar
RELIGIOUS DISCRIMINATION IN THE MEDIEVAL EPIC «THE
SONG OF ROLAND»
Annotation: This article is a detailed analysis of the literary work of the Middle Ages - «The song of Roland». In this article an attempt is made to justify existent in the era of writing the work of religious discrimination of Muslims by the Christians.
Keywords: Discrimination, religion, Christianity, Muslims, moors, Islam, Roland, Charlemagne.
Несмотря на то, что термин «права человека» и связанный с ним термин «религиозная дискриминация» появятся только в XX веке, мы можем наблюдать эти явления еще в средневековье. Непосредственным источником выступает героический эпос средневековья, представленный поэмой «Песнь о Роланде» - одной из самых известных и значительных героических поэм старофранцузского эпического цикла. Целью данной работы является выявление черт религиозной дискриминации в данной поэме. Поэма дошла до наших дней в оксфордской рукописи, датированной XII веком. До сих пор ведутся споры о том, была ли поэма детищем одного автора или же была порождена народными сказаниями, но сейчас исследователи все же отдают предпочтение традиционалистской теории, основываясь на работах Р. Менендеса Пидаля и Р. Лежен.
В произведении повествуется о гибели в битве в Ронсевальском ущелье арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 года из завоевательного похода в Испанию. В поэме противниками франков представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками. Поход Карла Великого в «Песни о Роланде» позиционируется как некая триумфальная война за правое дело христианства, где баски трансформируются в «поганых сарацин», а бесславная, по сути, для франков битва - в героическую битву под предводительством Карла Великого и его племянника Роланда против всего «языческого» мира. Первопричиной подобных трансформаций, главным образом, видится желание автора придать произведению глубокий идейный смысл, донести до читателей важные идеи того времени.
На первый план в поэме выходит национально-религиозная борьба двух миров: мусульман, представленных сарацинами или маврами и христиан в лице франков. В этой борьбе мы можем отчетливо видеть черты религиозной дискриминации мусульман со стороны христиан. Несомненно, особая жестокость по отношению к иноверцам со стороны христиан заключена в цитате: «Ревнует Карл о вере христианской, велит он воду освятить прелатам и мавров окрестить в купелях наспех, а если кто на это не согласен, тех вешать, жечь и убивать нещадно». Позиция доминирования христиан над иноверцами проявляется в многочисленных молитвах, религиозных призывах, небесных знамениях. Например, восклицание Роланда над телом поверженного врага: «Друзья, за нами первый бой! Вперед! Мы правы, враг не прав - за нас господь».
Подчёркивая верховенство христианства, автор вводит в поэму эпизод сражения Карла с эмиром Балиганом. Зная религиозную направленность поэмы, считается неудивительным ответ Карла на предложение Балигана признать его сюзереном и взять земли в ленное владение: «С неверным я не помирюсь вовеки. Но другом буду я тебе до смерти, коль ты согласен воспринять крещенье и перейти в святую нашу веру». Таким образом, подчеркивается, что ненависть франков и арабов основана лишь на противостоянии двух религий.
Эпический мир поэмы выстроен относительно просто. Он поделен на 2 фракции, где одной является - христианский мир («свои»), а другой - мир язычников («чужие»). Важно отметить, что парадигма эпического мира поэмы заключена в цитате: «Нехристь не прав, а христиане правы». Интересным кажется то, что мусульмане, вполне разделяют эту парадигму, называя христианство «святой» верой, а себя - «неверными». Прочитав поэму, можно сделать вывод том, что в поэме безраздельно господствует одна точка зрения, разделяемая как сказителем и его народом, так и противоборствующей стороной.
Изображение мусульманства в поэме весьма искажено. Несмотря на монотеизм ислама (как и христианства), в «Песни о Роланде» мусульмане отождествляются с язычниками, что объясняется фантастическими
представлениями европейцев о мусульманах. Из этих представлений в поэме возникает триада демонических существ - Магомет, Аполлон (греческий бог) и Терваган (происхождение божества неизвестно), которая выступает как сатанинский аналог христианской святой Троицы.
В «Песни о Роланде» мы можем проследить определенную схожесть христианского и мусульманского миров в представлении автора. Эти параллели можно увидеть не только на примере христианской Троицы. Проанализировав текст поэмы, можно сделать вывод об отсутствии у автора точных представлений о мусульманском мире. Вполне логичным следствием этого является изображенная модель реальности «сарацинского» мира в сравнении с хорошо знакомым ему христианским. В эпическом мире поэмы у иноверцев существуют такой же король, графы, герцоги и виконты, связанные вассальными отношениями, существуют феоды и т. п.
Можно провести параллели между главными героями: Карлу соответствует Балиган, Роланду - Аэльрот, двенадцати франкским пэрам -двенадцать сарацинских пэров и т. п., вплоть до таких деталей, как одинаковый у Карла и Марсилия обычай отдыхать в плодовом саду. К тому же в сарацинском мире действуют те же этические нормы, что и у христиан, - рыцарская честь и доблесть, героизм, самоотверженность, верность сеньору. Важной особенностью эпического сознания, является способность учитывать только категории собственной культуры, перенося их на все иные культуры. Оно не умеет видеть чужую действительность с чужой точки зрения. Вот почему мусульманский мир в «Песни о Роланде» - это все тот же христианский мир, но мир превратный, поставленный под власть сатанинского начала.
Проанализировав поэму на предмет религиозной дискриминации, мы можем сделать вывод о том, что события, описанные в «Песни о Роланде», сосредоточены вокруг эпохи Карла Великого и отражают в действительности существовавшую коллизию между франками-христианами и мусульманами, а, следовательно, и религиозную дискриминацию мусульман со стороны христиан. Несмотря на снижение исторической правдоподобности, и искажение исторических фактов посредством сосредоточения внимания автора на идее религиозного противостояния, целостность сюжета и идейного единства поэмы остается неизменным.
Использованные источники: 1. Песнь о Роланде // Хрестоматия по западно-европейской литературе. М., 1936. С. 138-174.