Научная статья на тему 'Религиозна ли мораль? Заметки о современных верующих'

Религиозна ли мораль? Заметки о современных верующих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ / СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кофанова Е. Н.

В статье сравниваются моральные принципы и нормы населения в целом и верующих людей. Автор приходит к выводу, что в обществе растет осознание значимости морали для нормального развития человеческих отношений, причем нравственные нормы не ассоциируются в общественном мнении исключительно с религией, а глобализируются, возвышаются над конкретной конфессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозна ли мораль? Заметки о современных верующих»

Е.Н. Кофанова РЕЛИГИОЗНА ЛИ МОРАЛЬ? ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ

Понимание моральности и религиозности

Нередко в средствах массовой информации в ходе научных дискуссий можно слышать безапелляционные заявления о том, что неверующий человек априори безнравственен, что мораль-де всегда религиозна. Но так ли это на самом деле?

Если так, то обществу или хотя бы его значительной части должны быть известны религиозные постулаты, регламентирующие вопросы нравственности. Теоретически моральные принципы, по крайней мере, тех россиян, которые считают себя христианами, должны базироваться на знании десяти заповедей и семи смертных грехов. Однако все десять заповедей знают менее 1% россиян; чаще всего припоминают заповеди "не убий" (56%), "не укради” (52%), "не прелюбодействуй" (25%) (табл. 1). Ни одной заповеди не могут вспомнить 44% наших соотечественников.

Таблица 1.

Назовите, пожалуйста, десять заповедей-предписаний, принятых в христианстве

(Открытый вопрос, до десяти ответов)

% от всех опрошенных % от последователей православия

Десять заповедей

Бог един 2 2

Не делай себе кумира 8 8

Не произноси имени Господа всуе 3 3

Седьмой день — выходной — посвящай Богу 2 3

Почитай родителей 13 15

Не убий 56 61

Не прелюбодействуй 25 28

Не укради 52 57

Не лги ("Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего") 10 12

Не возжелай жены и дома ближнего своего, имущества ближнего своего 7 9

Не являются заповедями, но были названы

Будь добрым, милосердным к другим. Возлюби ближнего своего 15 18

Возлюби Господа Бога своего 2 2

Живи по совести, не греши 7 8

Не богохульничай 3 4

Не будь жадным 1 1

Не завидуй 5 6

Не объедайся, не чревоугодничай 2 2

Не суди, не осуждай других 2 3

Не унывай 1 1

Другое 1 1

Не знаю этих заповедей/не могу вспомнить 33 27

Затрудняюсь ответить 5 5

КОФАНОВА Елена Николаевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Аналогичная картина со знанием семи смертных грехов: назвать все семь могут менее 1% опрошенных. Причем чаще всего называют все те же "убийство" (43%) и "воровство" (28%), хотя их в перечне смертных грехов на самом деле нет1.

Те заповеди и смертные грехи, о которых россияне что-то слышали, трактуются ими весьма фривольно или же не воспринимаются как принцип, коим следует руководствоваться в повседневной жизни, причем и верующими, и неверующими. Например, заповедь "не прелюбодействуй".

Доли россиян, которым доводилось состоять в интимных отношениях вне официально зарегистрированного брака, примерно одинаковы (20-21%) как среди тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, так и среди тех, кто не относит. Такое фривольное толкование данной заповеди характерно не только для части относящих себя к какой-либо конфессии россиян, но и для части принадлежащих к той или иной религии респондентов из других стран Европы2. Хотя, как показывают данные таблицы 2, как правило, в других европейских государствах процент респондентов, придерживающихся данной заповеди, среди принадлежащих к конфессии респондентов выше, чем среди тех, кто не относит себя к религии. При этом россияне в среднем более строго следуют данному предписанию, чем, например, шведы, немцы, французы, но менее строго, чем, например, испанцы.

Как видим, религия в нашей стране едва ли исполняет роль морального кодекса. Но чем же тогда она является для россиян?

Для большинства мусульман (66%) религия — это прежде всего национальная традиция, вера предков. Среди православных этого взгляда на религию придерживается относительное большинство — 41%, еще 31% делают акцент на моральных и нравственных нормах. Воспринимают религию в первую очередь как соблюдение всех обрядов, участие в церковной жизни 20% мусульман и вдвое меньше православных.

Таблица 2.

Приходилось ли вам когда-либо жить с партнером, с которым вы не были связаны браком?

Страны Приходилось ли вам когда-либо жить с партнером, с которым вы не были связаны браком? % от тех респондентов, которые считают себя последователями какой-либо религии % от тех респондентов, которые не относят себя к конфессиит

Россия Да 20,3 21,2

Нет 79,7 78,8

Германия Да 35,4 40,9

Нет 64,6 59,1

Франция Да 34,3 51,7

Нет 65,7 48,3

Швеция Да 47,4 58,6

Нет 52,6 41,4

Испания Да 13,4 20,5

Нет 86,6 79,5

1 Всероссийские опросы ВЦИОМ от 19-20 апреля и 10-11 мая 2008 г. Опрашивались по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

2 Европейское социальное исследование 2006 г. в 25 странах Европы, включая Россию.

Примером отношения к религии прежде всего как к обряду, традиции, а не духовной практике может служить поведение россиян во время Великого поста и восприятие ими поста3. Каждый второй россиянин (47%) затрудняется определить духовный смысл Великого поста. Каждый четвертый (27%) видит его суть в духовном очищении, избавлении от греховных помыслов. Каждый десятый (10%) считает, что в Великий пост нужно очистить тело (точнее, желудок). Реже респонденты отмечают, что это время покаяния, единения с Богом (6%); оценки своих поступков, проверки себя (4%); воспитания духа, испытания воли (3%); воздержания от всего плотского, греховного (2%); время добрых дел; молитв и посещения церкви (1%), а также традиция, которую надо соблюдать (1%).

Среди ограничений, которые накладывают на себя соблюдающие Великий пост опрошенные, доминируют те, что связаны с диетой, а не со стремлением к духовному росту: респонденты исключают из рациона все продукты животного происхождения (33%), не едят только мясо (14%) или просто сокращают употребление некоторых продуктов питания (29%), не пьют спиртного (2%). Реже накладывают на себя и ограничения иного характера: стараются соблюдать спокойствие, выдержку, не допускать плохие мысли (21%); ходят в церковь, молятся, читают религиозную литературу (14%), помогают нуждающимся, стараются делать добро (7%).

Религиозная активность

Уровень религиозной активности особенно высок в группе протестантов, за которой следуют католики и иудеи. Несколько ниже показатели у мусульман, а самые низкие демонстрируют приверженцы православия и буддизма4 Для одних групп при их религиозной самоидентификации решающим мотивом выступает включенность в религиозную практику, для других — скорее культурно-цивилизационная ориентация, причем второй фактор относится в наибольшей степени к приверженцам самых многочисленных российских религий — православия и ислама5.

Как показывают данные таблицы 3, мусульмане более активно, чем православные, вовлечены в религиозные практики. Указывают, что молятся ежедневно, 43,2% мусульман и только 18,6% православных. Не молятся вообще или делают это крайне редко 30,3% тех, кто относят себя к мусульманам, и 43,1% россиян, считающих себя последователями православия. Никогда не посещают религиозные службы или посещают их крайне редко 50,7% православных и 47,8% мусульман6.

Добавим к этому, что и для неверующих исполнение религиозных обрядов — это скорее традиция, которой они порой следуют, чтобы обратиться к своим истокам, лучше понять себя и своих предков. Ведь среди тех, кто относит себя

3 Опрос ВЦИОМ 11-12 апреля 2008 г.

4 Исследование ИКСИ РАН 2004 г., в ходе которого опрашивалось по 600 человек в каждой из семи основных религиозно-мировоззренческих групп россиян. См.: Российская идентичность в условиях трансформации. М., 2005. С. 275.

5 См. там же, с. 278.

6 Европейское социальное исследование, 2006 г.

Таблица 3.

Частота свершения молитвы и посещения религиозных служб последователями православия и ислама,%

Частота посещения религиозных Частота молитвы

служб

Православные христиане Мусульмане Православные христиане Мусульмане

Каждый день 0,5 4,3 18,6 43,2

Чаще чем раз в неделю 1,3 3,7 10,4 7,4

Один раз в неделю 4,2 16,1 5,5 4,9

Один раз в месяц 13,7 9,3 9,9 0,6

Только по религиозным праздникам 29,7 18,6 12,5 13,6

Еще реже 32,9 5,6 22,2 3,1

Никогда 17,8 42,2 20,9 27,2

к неверующим, большинство — 89% не исполняют никаких религиозных обрядов, однако немало и тех — 9%, кто признается, что эти обряды соблюдает — от случая к случаю, а то и чаще.

Моральный климат в обществе

Естественно, что при таком восприятии религии большинство православных и мусульман не готовы защищать свою веру с оружием в руках, если к этому призовут их духовные лидеры (72-76%) или если будут оскорблены вера и религиозные святыни (67-70%). О своей готовности к вооруженному выступлению в защиту веры говорят 17-20% православных и 13-17% мусульман. В их числе заявляют, что "безусловно" готовы к этому, 4-5% православных и 7-8% мусульман. Среди неверующих также большинство (77%) не стало бы проливать кровь ради защиты своего мировоззрения, и только 6% говорят, что готовы к этому. Следует подчеркнуть, что заявления о намерениях отнюдь не означают, что эти люди в действительности будут вооружаться и выходить на бой во имя идеи.

Таким образом, гражданская, нравственная позиция большинства православных и мусульман состоит в том, что, с их точки зрения, совершение убийства (которое предполагается, если взять в руки оружие) даже по призыву духовных лидеров и во имя веры — гораздо больший грех, чем терпимость к "иноверцам" и их не всегда корректным действиям в отношении религиозных святынь. А значит, некие высшие моральные ценности, в частности, толерантность, оказываются важнее, чем религиозная принадлежность наших сограждан.

При этом респонденты склоняются к мнению, что моральный климат в нашей стране продолжает ухудшаться. Согласно оценкам россиян, за последние 10-15 лет наши соотечественники стали более циничными (полагают 54% опрошенных против 14%) и образованными (43% против 34%). Одновременно ослабли такие качества, как честность (66% респондентов против 9%), душевность (62% против 10%), доброжелательность (63% против 11%), искренность (63% против 9%), бескорыстие (67% против 8%), патриотизм (60% против 17%), взаимное доверие (65% против 9%), верность товарищам (49% против 12%). Скорее ослабли способность к сотрудничеству (35% против 27%), трудолюбие (43% против 30%) (рис. 1).

Рисунок 1.

За последние 10-15 лет в жизни страны произошло много изменений. А как, на Ваш взгляд, изменились качества людей, которые вас окружают?7 (Один ответ по каждому качеству, сумма цифр менее 100%, так как не указаны затруднившиеся с ответом), %

Бескорыстие Взаимное доверие Искренность Честность Душевность Доброжелательность Верность товарищам

Патриотизм

Способность к сотрудничеству

Трудолюбие

Активность,

инициативность

Образованность

Цинизм

10

12

17

30

35

67

65

63

66

62

63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49

60

35

43

40

20

22

20

24

22

33

23

43

34

17

54

14 20

50

□ Это качество усилилось

□ Это качество ослабло

□ Эти качества не изменились

100

8

9

9

9

27

24

0

В 2007 г. по сравнению с 2005 г. несколько увеличилась доля тех, кто считает, что растет активность и инициативность россиян (с 30% до 35%), их образованность (с 37% до 43%) и трудолюбие (с 25% до 30%).

Если обобщить эти данные, то получается, что за последнее время усилились те качества, которые помогают делать карьеру, деньги, и одновременно ослабли те свойства, которые всему этому мешают.

Подтверждением такого вывода может служить отношение россиян к альтернативе "успех или моральные принципы". В обществе в целом преобладает мнение "Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы"; этим тезисом руководствуются 55% опрошенных, а 35% респондентов отмечают, что для достижения успеха иногда прихо-

7 Опрос ВЦИОМ 3-4 февраля 2007 г.

дится нарушать моральные принципы. При этом среди опрошенных до 35 лет доминирует точка зрения, что ради успеха можно переступать через нормы морали, а среди тех, кто старше этого возраста, более распространено мнение, что соблюдение норм морали важнее успеха в жизни. Иными словами, до 35-летнего возрастного рубежа россияне заняты в большей мере карьерой, после — стараются "больше думать о душе”, а также налаживать добрые отношения со своим окружением ("пригодится воды напиться"). Видимо, наиболее перспективным является соблюдение принципа "возлюби ближнего, как самого себя", принципа, по которому личный успех и нормы морали не противопоставляются друг другу, а, напротив, гармонично сочетаются.

Опросы фиксируют позитивную тенденцию: в 2005 г "прагматиков", готовых нарушить моральные нормы, было чуть больше (40%), чем в 2007 г. (35%).

О том, что россияне стали больше внимания уделять вопросам морали, что для них стало более важным иметь образцы достойного поведения, свидетельствует и отношение респондентов к "вечным ценностям". По данным 2007 г., большинство (60%) считает, что основные нормы морали не подвержены влиянию времени, всегда актуальны. Почти вдвое меньше опрошенных (35%) не согласны с этим, полагают, что многие моральные нормы сегодня устарели. Первая точка зрения доминирует почти во всех возрастных группах, исключение составляет лишь молодежь 18-24 лет. Всего за два года до этого (в 2005 г.) оба суждения имели практически одинаковое число сторонников (по 47-48%), тогда как в 2007 г. зафиксирован существенный сдвиг в сторону неизменности моральных принципов.

И все же, по мнению россиян, морально-нравственный климат в обществе в целом и в их ближайшем окружении за последние годы изменился в худшую сторону. Показательно, что, в представлениях респондентов, ситуация с моралью в их ближайшем окружении ухудшается не столь стремительно, как в обществе в целом.

Рисунок 2.

Альтернатива суждений "моральные принципы или успех"

Всего опрошенных

Возраст 18-24 года

25-34

35-44

45-59

60 и старше

35 55 11

56 33 11

48 41 11

42

23

16

48 10

67 10

73

□ Современный мир жесток, и для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы

□ Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы

□ Затрудняюсь ответить

50

100

150

0

Рисунок 3.

Альтернатива суждений "моральные принципы устарели или они вечны"

Всего опрошенных 35 | 60 І5 1

□ Сегодня мы живем в другом

Возраст 18-24 года 55 | 39 161 мире, чем раньше, и многие

моральные нормы сегодня

уже устарели □ Основные моральные нормы

25-34 42 1 52 N

не подвержены влиянию

35-44 38 58 141 времени, они всегда

актуальны и современны

45-59 26 | 69 І5 1 □ Затрудняюсь ответить

60 и старше 22 | 71 | 7

( 50 100

Негативные изменения в обществе фиксируют большинство россиян — 61%, в ближайшем окружении — только 37% (по данным 2007 г). Положительные сдвиги в обществе отмечают 15%, в ближнем круге — 18%. На отсутствие изменений указывают, когда речь идет об обществе, 18% опрошенных, и значительно больше — 40%, — когда говорят о своих родных, друзьях, коллегах. Причем оценки изменений морально-нравственного климата в обществе в целом и в ближайшем окружении стали более оптимистичными. За два года (с 2005 по 2007 г.) возросла доля тех, кто указывает на улучшения в обществе (с 7% до 15%), и уменьшился процент тех, кто отмечает ухудшение (с 79% до 61%). Что касается ближнего круга, то по сравнению с 20о5 г. число оптимистов возросло на 8%, а число пессимистов сократилось на 9%.

О морали своих близких россияне могут судить, основываясь на личных наблюдениях, а об обществе в целом — преимущественно по тем сведениям, которые они получают через средства массовой информации и прежде всего телевидение. А оно, по всей видимости, акцентирует внимание на поступках, противоречащих тем нормам морали, которые признаются правильными значительной частью общества.

Хотя обществом фиксируется не улучшение морального климата, а только лишь ослабление негативной тенденции в области морали, однако и это позволяет увязать вопросы морали с общей социально-экономической ситуацией. Согласно мониторинговым данным ВЦИОМ, показатели социального самочувствия с 2000 по начало 2008 г. постепенно улучшались. Это означает, что если мировой финансовый кризис затронет Россию в большой мере, то следует ожидать ухудшений не только в экономике, но и одновременно в сфере нравственности (а следовательно, и роста преступности). Ведь когда люди озабочены лишь тем, чтобы выжить, им уже не до морали. При этом роль религиозных институтов в повышении нравственности населения, как видим, едва ли можно считать значительной. А значит, эти институты не смогут выполнить функцию стабилизатора общества в условиях кризиса.

Рисунок 4.

Изменился ли за последние годы морально-нравственный климат..

В обществе в целом - 2005 г.

2007 г.

В среде Вашего окружения - 2005 г.

2007 г.

15

10

79

61

46

37

40

□ Изменился в лучшую сторону

□ Изменился в худшую сторону

□ Не изменился, каким был, таким и остался

□ Затрудняюсь ответить

50

100

7

42

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

В целом опросы общественного мнения показывают, что принадлежность человека к той или иной религии в большей мере влияет на его бытовые практики (участие в традиционных обрядах), чем на его философию — представления о смысле жизни в целом и мораль в частности.

В то же время такая роль религии в формировании позиции человека выглядит вполне логичной, если учесть, что, определяя свою религиозную принадлежность, православные и мусульмане отождествляют ее прежде всего с культурой, цивилизацией, традицией предков; и что часть неверующих, следуя традиции, тоже исполняет религиозные обряды.

Рамки, в которые человек себя ставит, признавая или не признавая принадлежность к конфессии, достаточно широки, поскольку позволяют и православным, и мусульманам, и неверующим адаптироваться в современных условиях практически с одинаковым успехом.

Идентификация себя с той или иной религией, мировоззрением оказывается в значительной мере стремлением сохранить культурно-историческую самобытность в условиях всеобщей унификации и глобализации; стремлением иметь опору, точку отсчета, ориентир в быстро меняющемся мире. В то же время в обществе растет осознание значимости морали для нормального развития человеческих отношений, причем нравственные нормы не ассоциируются в общественном мнении исключительно с религией, а в некотором смысле глобализируются, возвышаются над конкретной конфессией, и это в конечном счете способствует развитию толерантности в отношениях между людьми, независимо от их религиозно-мировоззренческой самоидентификации.

The article compares common moral principles and norms of the general population with those shared by the religious people, and shoes they differ substantially. And generally speaking, moral climate in the society has deteriorated over the last 10-15 years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.