Научная статья на тему 'Вера в бога: искренняя и показная'

Вера в бога: искренняя и показная Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1723
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / АТЕИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВЕРА ИСКРЕННЯЯ / ВЕРА ПОКАЗНАЯ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муслимов Салих Шабанович

Автор размышляет о вере в Бога искренней и показной, противоречащей религиозным нравственным заповедям, нормам, установкам и запретам. В статье представлены результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором в 2007-2010 годах среди различных половозрастных, этнических, профессиональных групп населения Республики Дагестан. На их основе раскрыты глубокие противоречия в религиозном сознании и поведении современных верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вера в бога: искренняя и показная»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 308(470.67)

ВЕРА В БОГА: ИСКРЕННЯЯ И ПОКАЗНАЯ

®2011 Муслимов С.Ш.

Дагестанский государственный университет

Автор размышляет о вере в Бога искренней и показной, противоречащей религиозным нравственным заповедям, нормам, установкам и запретам. В статье представлены результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором в 2007-2010 годах среди различных половозрастных, этнических, профессиональных групп населения Республики Дагестан. На их основе раскрыты глубокие противоречия в религиозном сознании и поведении современных верующих.

The author thinks over the belief in God, sincere and ostentatious, contradicting religious moral precepts, norms, sets and interdictions. The author of the article reprsents thet results of the certain sociological researches, hold by him in 2007-2010 among the various sex and age, ethnic, professional groups of the population of the Republic of Dagestan. On their basis he reveals the drastic contradictions in modern believers’ religious consciousness and behaviour.

Ключевые слова: религия, атеизм, нравственность, вера искренняя, вера показная, массовое сознание, ценности ислама.

Keywords: religion, atheism, morality, sincere belief, ostentatious belief, mass consciousness, Islamic values.

Речь в статье пойдет о религиозной вере, об искренней вере в бога, о вере, которая должна делать человека благородным, честным и милосердным, должна очищать его от нравственных пороков. Есть ли такая вера у современных россиян, что говорят об этом средства массовой информации, социологические опросы, статистика

религиозных организаций и реальная жизнь, поступки и действия граждан страны?

Мы исходим из того, что вся

ценность религии прежде всего заключена в ее нравственных

заповедях, нормах, установках и запретах. Хотя материалистическая философия считает нравственность изобретением человечества, а

богословие - творчеством

божественного разума, для широких масс этот спор не имеет существенного значения в том, чтобы руководствоваться нормами морали и жить по-человечески, а не по-животному. Если верующий в своей практической жизни следует заповедям, то он настоящий человек, с которого можно брать пример. В противном случае вера его лицемерная, фальшивая, бессмысленная, какие бы требования религии он ни исполнял, какие бы обряды и установки ни соблюдал.

Вера неискренняя, показная, не очищающая от внутренней низости, не облагораживающая человека, хуже, чем неверие в бога. Являясь не верующим в

бога по убеждениям, я глубоко уважаю верующего человека, который живет по принципам истинной религиозной морали. Думаю, что не один я придерживаюсь таких принципов.

Но что происходит с верой в бога в современной России - «религиозный ренессанс» или «культовый шум», возрастание количества истинных верующих или рост массового

хамелеонства? Мнения и оценки

исследователей по данной проблеме диаметрально противоположные: одни авторы, в том числе представители церкви, говорят о духовном

возрождении, другие - о профанации веры, а третьи пытаются обосновать, что ценностные установки большинства людей в России подменяются духовными трафаретами, идеалы -идолами, религиозные нравственные заповеди не становятся жизненными

ориентирами широких слоев населения.

Об этом сегодня думают многие, хотя публично выражать свои мысли осмеливаются единицы. В частности, профессор М. Я. Яхьяев совершенно справедливо отмечает: «Если говорить о республиках Северного Кавказа, то здесь религиозное образование поставлено на широкую ногу, религиозная пропаганда ежедневно и ежечасно осуществляется через телевидение и многообразные религиозные издания. Людей, называющих себя верующими, становится все больше и больше, но почему-то общество от этого не становится более нравственным, духовным, не сокращается преступность, не становятся чище улицы наших городов и селений. Здравомыслящего человека не может не тревожить то, что увеличение числа верующих (по результатам разных опросов в республиках, входящих в СевероКавказский федеральный округ, от 70 до 95% опрошенных считают себя верующими-мусульманами), не ведет к утверждению высокой исламской нравственности, что лишний раз подтверждает нетождественность

религиозности и духовности. По данным Комитета по делам религий Правительства Республики Дагестан, в

одном только Дагестане на 1 января 2010 г. верующих, регулярно посещающих пятничные молитвы - 240 тыс. человек. В самый раз призадуматься над тем, почему же верующие не становятся хоть чуточку чище и лучше, даже регулярно посещая пятничные молитвы и систематически выполняя иные ритуальные предписания ислама» [4. С. 30].

В прошлом настоящих верующих в бога называли святыми, от них исходили добро и справедливость. Правда, их и тогда было мало, а в современном демократическом

обществе, где все стали слишком падки до материальных ценностей и телесных удовольствий, их стало еще меньше, если не сказать, что они перевелись вовсе. Современные верующие живут интересами этого земного мира, мало задумываясь о потустороннем мире.

Для обозначения тех, у кого нет внутренней убежденности в вере, кто формально исполняет требование ислама в мусульманском богословии, есть специальный термин - мунафик (лицемер). Он считается большим грешником, чем неверующий. Об этом свидетельствуют многие аяты Корана, в частности, следующие: «И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день», но они не веруют»; «В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут», «Истина - от твоего Господа, не будь же в числе сомневающихся», «Пришла к тебе истина от твоего Господа; не будь же из колеблющихся» [1].

Массовая криминализация и

нравственная деградация современного российского общества свидетельствуют, с одной стороны, о том, что очень

незначительная часть граждан в своей повседневной жизни и поведении

руководствуются религиозными

ценностями, а с другой, что сами эти ценности не могут оказывать существенного влияния на

формирование духовно здорового образа жизни людей.

В целом к подобным выводам пришли и сотрудники Института комплексных социальных исследований РАН, которые в мае-июне 2004 г. провели социологическое исследование по теме: «Роль религии в

формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России». «Религиозное мировоззрение

существенной части респондентов во всех без исключения

конфессиональных группах, - заявляют исследователи М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, Е. Н. Кофанова и А. Г. Шевченко, - отличается крайней противоречивостью. Далеко не все из них разделяют даже базовые вероучительные положения своих религий, а многие принимают идеи, несовместимые с вероучением, которому они - согласно их религиозному выбору - призваны следовать. Это подтверждают результаты опроса, свидетельствующие о том, что веру в загробную жизнь разделяют около 71,8% католиков, 63,2% мусульман, 59,4% протестантов, 57,3% православных, 54,5% иудеев и 37% буддистов. В конец света верят 65% протестантов, 55,5% католиков, 43,3% мусульман, 33,3% православных, 24, 5% буддистов и 24,5% иудеев... Суждение о том, что религия дает надежду на загробное счастье, поддержали 15,6% мусульман, по 13,6% католиков и протестантов, по 9,5% православных и буддистов и 3,6% иудеев...» [2. С. 46-56].

В процессе демократизации и становления гражданского общества в массовом сознании различных

социальных, половозрастных, этнических и конфессиональных групп населения постепенно ослабевает прежнее, характерное для социалистического

строя, противостояние между верой в бога и неверием, усиливается мировоззренческий плюрализм, активно взаимодействуют общечеловеческие и религиозные ценности. Особенно для сознания и поведения современной

молодежи характерно мирное сосуществование религиозных и

нерелигиозных, нравственных и

безнравственных, свободолюбивых и безответственных идей, ценностей, поступков и действий. Этот феномен, названный «кентавром», всесторонне раскрыт в работах академика РАН Ж. Т. Тощенко. «Быть кентавр-личностями, -справедливо пишет он, - удел многих участников смены общественноэкономических и политических основ функционирования общества в России... Личностный кентавризм выявлен социологическими исследованиями парадоксов современной общественной жизни» [3. С. 11].

Мировоззренческий кентавризм присущ и современным верующим. Следует отметить, что при всей массовости строительства и функционирования религиозных

храмов, осуществления богослужебной практики, клерикализации образования и всей общественной жизни и т.д. реальное воздействие религиозных ценностей на россиян довольно незначительное.

Проблема отношения и

взаимодействия общечеловеческих, религиозных и исламских ценностей в массовом сознании дагестанцев была в центре внимания конкретносоциологического исследования по теме «Ценности ислама и гражданского общества: единство и противоречия», проведенного кафедрой философии Даггосуниверситета в марте-июне 2007 г.

Основными методами исследования были анкетный опрос и беседа-интервью. Опрошено 2 500 респондентов -

студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей всех пяти бюджетных вузов Дагестана, а также негосударственного университета

Российской академии образования (УРАО). Кроме того, методом стандартизированного интервью было охвачено более 500 респондентов -представителей различных этнических, конфессиональных, социальнопрофессиональных групп и

местожительства.

На вопрос «Каким ценностям (религиозным или нерелигиозным) Вы отдаете предпочтение?» были получены

следующие ответы: «религиозным» -51%, «нерелигиозным» - 22,5%,

«затрудняюсь ответить» - 26,5%. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что по внешним признакам (знание некоторых канонов ислама,

уважительное отношение к его догмам,

соблюдение отдельных ритуальных

требований) абсолютное большинство

опрошенных (93,5%) назвали себя верующими. Тем не менее религиозным ценностям отдают предпочтение лишь 51% опрошенных.

Ранжируя ответы респондентов по значимости для людей

общечеловеческих, религиозных

(независимо от конкретных конфессий) и исламских ценностей, мы выяснили: 1-е место заняли общечеловеческие ценности (жизнь, свобода, семья, общество, общение) - 58%;

религиозные (вера в бога, священное писание, судный день, рай и ад) - 26%; исламские (вера в Аллаха, Коран, пророка Мухаммеда, пост уразы) - 16%. Очевидно, что верующие не только осознают первичность

общечеловеческих ценностей, но и единство, общность всех мировых религий, ибо исламским ценностям отдает предпочтение лишь каждый шестой респондент. Видимо, эти последние убеждены в исламской исключительности, истинности и фанатично готовы защищать позиции мусульманской веры.

Известно, что с позиций всех религий нравственным человеком может быть только верующий в бога. С точки зрения Корана неверие в Аллаха является одним из фундаментальных грехов человека. Ответы респондентов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что нравственным человеком может быть только верующий в бога?» показывают, что абсолютное большинство верующих с этим кораническим по духу положением не согласны. В частности, «абсолютно не согласны» - 36%; «скорее не согласны» -30%; «скорее согласны» - 23,5%;

«полностью согласны» - 10,5%

респондентов, т.е. десятая часть опрошенных. Почему же, называя себя

верующими, они не согласны с сущностным положением

мусульманского вероучения? Вот их доводы: «Нравственным может быть как верующий, так и атеист, среди верующих очень много безнравственных; я знаю много людей, которые не верят в бога, но являются людьми нравственными; много знаю людей нравственно-возвышенных, но неверующих; есть люди, верующие в бога, но с «черной душой»; на 100% уверена: нравственность человека не зависит от веры в бога и т.д.» Большинство верующих осознают, что нравственность - это общечеловеческая категория, а не религиозная.

Самые неожиданные для

мусульманской республики ответы получены на вопрос анкеты «Осуждаете ли Вы добрачные и внебрачные сексуальные отношения между

полами?». Из опрошенных респондентов 52,5% осуждают такие отношения, 32% не осуждают, а 15,5% занимают нейтральную позицию.

Как в исследованиях в целом по России, так и в Дагестане

подтверждается негативное отношение большинства опрошенных (верующих и неверующих) к деятельности института (церкви, мечети). На вопрос анкеты и документа для интервью «Каков уровень вашего доверия к мечети,

мусульманскому духовенству и исламскому просвещению?» получены следующие ответы: «доверяю

полностью» - 14,5%; «скорее доверяю» -23,5%; «скорее не доверяю» - 32,5%; «совсем не доверяю» - 29,5%.

Таким образом, количество не доверяющих («скорее», «полностью»)

деятельности мечети, мусульманского духовенства составляет 62% - довольно высокий показатель недоверия, если учесть, что абсолютное большинство среди опрошенных по

самоидентификации верующие, для которых религиозный храм и служитель культа должны быть безусловными ценностями.

Как видно, большинство опрошенных, называющих себя верующими, не вполне являются таковыми, идентифицируя себя с религией скорее из соображений

целесообразности и моды, чем по действительным убеждениям.

Религиозное сознание большей части опрошенных характеризуется крайней противоречивостью, эклектицизмом и конформизмом. Многие из них не разделяют даже базовые

вероучительные положения ислама и принимают идеи, несовместимые с постулатами Корана, сунны и шариата.

Исследование показало, что

абсолютное большинство верующих мусульман, точнее более 65%, не желает жить в религиозном (шариатском) государстве из-за того, что оно

ограничивает их свободу и права. Светское законодательство импонирует им значительно больше.

Отсюда видно, что современный верующий мало чем отличается от неверующего в своем мировоззрении и нравственном поведении: эклектичен в убеждениях, одинаково грешен, способен на обман, подлость, коррупцию, не отказывается от удовольствий и

радостей жизни, но выделяется

внешними религиозными атрибутами: иногда молится, посещает мечеть, соблюдает религиозные обряды, называет себя верующим, хотя очень поверхностно знаком с религией.

Из вышеуказанного возникает вопрос: заменив господство советского атеистического мировоззрения

религиозным, стало ли современное российское демократическое общество более нравственным, справедливым? Если сложить всю статистику преступлений и проявлений аморализма в современной России, о которой рядовой гражданин ежедневно узнает из средств массовой информации, то

окажется, что в стране преступников и безнравственных людей больше, чем численность взрослого населения.

Россия в настоящее время вошла в число 150 самых коррумпированных стран мира. Нигде в мире часть населения за счет коррупции так быстро не разбогатела, как в России. В то же время по данным Всемирного банка развития, по доходам на душу населения страна находится на 97 месте, а по рейтингу качества жизни - на 102 месте.

После разрушения СССР количество наркозависимых увеличилось в 20 раз и ныне составляет более 5-ти миллионов, из которых ежегодно умирает 30 тыс. человек. В стране более 5 млн беспризорников. Две третьих детей в детских домах России имеют живых родителей. Россия занимает первое место в мире по проституции, по количеству абортов, разводов. В России миллионы венерических больных. Россия самая пьющая страна в мире, где пьют мужчины и женщины, дети и взрослые, где миллионы алкоголиков.

Эту аморальную статистику можно продолжать до бесконечности, но в этом нет особой необходимости. Ясно одно, что эта негативная статистика никак не вяжется с другой, которая на основе социологических опросов среди населения в различных регионах страны приходит к выводу, что от 80 до 90% граждан России называют себя верующими в бога.

Данная статистика подтверждает наш вывод о том, что нынешняя вера в Бога граничит с неверием в него, ибо она пустая, не облагораживающая человека, не очищающая его от аморализма. Патриарх всея Руси Кирилл совершенно верно заметил, что современный ментально верующий человек ведет себя в повседневной жизни как неверующий.

Сегодня перед обществом остро встает вопрос о критериях нравственности человека.

Представители всех религий заявляют, что лишь их учения могут служить в данном вопросе надежным эталоном. Ситуация в современной

демократической России, власть которой всеми силами пытается

пропагандировать религиозные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нравственные ценности, не может убедить своих граждан в необходимости соблюдать элементарные нравственные нормы человеческого общежития. Советская атеистическая система учила тому, что бога нет, но надо быть человеком честным и порядочным. Она по многим нравственным параметрам более соответствовала религиозным нравственным нормам и принципам, чем современная демократическая система,

которая учит, что бог есть, но ты веди себя как хочешь и как можешь.

Нужна ли нам такая вера, носители которой с крестом на шее занимаются проституцией, наркоманией, воровством, грабежом, бандитизмом или, читая Коран, совершая хадж в Мекку, думают больше о материальной выгоде? Я думаю, что такая вера не нужна ни Богу, ни человеку, ни обществу.

Вместо того чтобы быть в оппозиции к коррумпированной власти, духовенство стало частью ее, союзником. Если сегодня власть и духовенство не будут в оппозиции друг к другу, то в обществе никогда не будет справедливости и нравственности. Церковь, мечеть

постоянно борются за увеличение рядов верующих, мало интересуясь их нравственным поведением и

религиозным сознанием. Но более 60% опрошенных дагестанцев не доверяют искренности деятельности мулл и мечетей.

В период мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам на

рынках Дагестана растут цены на все товары и продукты, хотя абсолютное большинство торгующих там считают себя верующими. Если хотя бы 50% называющих себя верующими были бы таковыми, истинными, то у нас должно было быть идеальное в нравственном отношении общество. В советское время принято было быть неверующим, атеистом, а ныне модно называть себя верующим.

На наш взгляд, религия не выполняет и, к сожалению, не сможет выполнить в будущем функцию совершенствования

человека и общества самостоятельно.

Дело в том, что в религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом (любить Бога, бояться Бога, верить в Бога и т.д.) считаются ведущими, основными, а моральные нормы между самими людьми (не воруй, не убий, не прелюбодействуй и т.д.) -

второстепенными.

Для светской морали, на основе которой государство должно строить свою концепцию воспитания молодежи, основной ценностью является сам

человек, его благополучие и счастье, его любовь и уважение ко всему человеческому. Однако, к сожалению, переход от экономических и социальнонравственных принципов социализма к рыночным принципам вызвал грандиозный скачок агрессивноэгоистической активности человека, который отбросил возможности

нравственного совершенствования

личности на неопределенное будущее. Для этого необходимо, чтобы государство стало воплощенной

нравственностью, а законы и нравственные нормы не противоречили друг другу.

На наш взгляд, одной из серьезных причин возникновения и обострения религиозно-политического экстремизма и терроризма в Дагестане и на Северном Кавказе в целом является именно отсутствие истинной веры в Бога, которая несовместима с массовой коррупцией, воровством, бандитизмом, наркоманией, проституцией, алкоголизмом и другими человеческими пороками.

Примечания

1. Коран. Сура 2. Аяты 7, 9, 142; Сура 10. Аят 94. 2. Мчедлов М. П., Наврилов Ю. А., Кофанова Е. Н„ Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социс. 2005. № 6. 3. Тощенко Ж. Т. Кентавр - проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека // Социс. 2005. № 6. 4. Яхъяев М. Я. Об экстремизме, религиозности и духовно-нравственной ситуации в республиках Северного Кавказа // Здравый смысл. 2002. №3.

Статья поступила в редакцию 11.03.2011 г.

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» ГК№ 11864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.