Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). №1. 2017 г. С.84-90.
УДК 379.85:911.3(477.75)
РЕКРЕАЦИОННОЕ ОСВОЕНИЕ РАВНИННО-СТЕПНОГО КРЫМА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Кузнецов М. В., Крук Т. М.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: malfri.t@yandex.ru
Обосновывается необходимость вовлечения равнинно-степного Крыма в рекреационное функционирование в связи с оптимизацией функциональной и территориальной структуры туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Рассматриваются производственно-технологический, управленческо-организационный и инвестиционный механизмы рекреационного освоения равнинно-степного региона Крыма в условиях свободной экономической зоны и произошедших в настоящее время геополитических трансформаций.
Ключевые слова: рекреационное освоение, туристско-рекреационный комплекс, цикл рекреационных занятий, рекреационный маятник, территориальная структура.
ВВЕДЕНИЕ
Туристско-рекреационная деятельность уже давно стала повсеместной и пронизывает функциональными связями практически все структуры общественного воспроизводства, но при этом остается изысканно избирательной к природно-ресурсному потенциалу территориальных комплексов. Эта особенность удовлетворения людьми рекреационного спроса неизбежно порождает территориальные диспропорции в производстве туристского продукта и распределении экономического эффекта от его реализации между всеми участниками рекреационно-географического процесса.
В ходе формирования региональных рынков рекреационных услуг исторически сложилось так, что туристы и отдыхающие традиционно ориентируются на прибрежно-аквальные местности горно-приморских территорий. Эта стихийно установившаяся тенденция распределения в пространстве туристских потоков устойчиво сохраняется длительное время из-за неослабевающего спроса людей на купально-пляжную рекреацию и одновременное созерцание аттрактивных горных пейзажей. В то же время прибрежно-аквальные территории равнинно-степных местностей этих же регионов в силу меньшей визуальной привлекательности хотя и располагают высококачественными пляжами, остаются слабо вовлеченными в рекреационное функционирование. Более того, туристско-рекреационная деятельность здесь имеет явно выраженный сезонный характер, тогда как многочисленные бальнеологические, познавательные и другие рекреационно ценные ресурсы прилегающих равнинно-степных пространств остаются практически невостребованными региональным туристским рынком.
84
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В настоящее время примером такого сформировавшегося под влиянием геоморфологического фактора территориального и структурно-функционального перекоса в использовании ресурсного потенциала, а также диспропорций в перераспределении получаемого рекреационного финансового эффекта между жителями региона является туристско-рекреационный комплекс Республики Крым.
Учитывая историзм возникшего социально-экономического диссонанса в освоении ресурсного потенциала полуострова, следует отметить, что проблема совершенствования территориальной и функциональной структуры сферы туризма и отдыха в Крыму существует давно и попытки поиска путей ее решения предпринимались неоднократно на самых различных уровнях разработки схемы районной планировки в 30-х и 80-х гг. XX века [1]. В настоящее время эта проблема вновь рассматривается в Государственной программе развития курортов и туризма [2, 3]. Произошедшие в последнее время геополитические трансформации и возникшие в связи с ними особенности регионального социально-экономического развития диктуют необходимость научной разработки новых подходов к совершенствованию структуры туристско-рекреационного комплекса Республики Крым.
На наш взгляд, таким новым направлением следует считать полномасштабное вовлечение ресурсного потенциала равнинно-степного Крыма в общерегиональное рекреационное функционирование. Анализ сложившихся предпосылок внедрения в практику идеи комплексного туристско-рекреационного развития Крыма свидетельствует о наличии в регионе большого разнообразия реализующих факторов, связанных с функциональной мозаикой ресурсного потенциала, региональной демографической ситуацией, конъюнктурой нормативно-правовой и законодательной базы, а также сложившимся комплексом туристско-рекреационной инфраструктуры.
Очевидно, что одним из решающих факторов формирования единого туристско-рекреационного комплекса Крыма должно стать эффективное использование преимуществ льготного социально-экономического развития, предусмотренного условиями свободной экономической зоны, статус которой законодательно присвоен региону [4]. Для реализации идей комплексного рекреационного развития региона предстоит разработать научные принципы совершенствования территориальной и функциональной структуры туристско-рекреационного комплекса, основу которых составят производственно-технологический, инвестиционный и нормативно-правовой механизмы.
Производственно-технологический механизм создания и доведения до потребителя туристско-рекреационного продукта включает в себя способы его потребления в соответствии с циклами рекреационных занятий, организованных на принципах работы маятника, конвейера и круизности. Использование этих принципов в работе инфраструктуры уже функционирующих предприятий туризма и отдыха Республики Крым позволит вовлекать в рекреационный процесс не только купально-пляжные и климатические ресурсы приморско-аквальных местностей, но и ресурсный потенциал равнинно-степных пространств полуострова.
85
Включение в цепочку циклов рекреационных занятий принципов производственно-технологического маятника, конвейера или круиза дает возможность встроить в турпродукт рекреационных предприятий не один купально-пляжный или бальнео-климатический вид занятий, но и весь комплекс полномасштабного стационарного потребления лечебных вод, рапы и грязи озер, культурно-исторических и других ресурсов равнинно-степного Крыма.
Вполне естественно, что для этого предстоит создать соответствующую туристско-рекреационную базу размещения, питания, развлечения и досуга в местах равнинно-степной локализации рекреационных ресурсов, изменить график и форму предоставления рекреационных услуг, предусматривающих варианты маятниковых перемещений рекреантов по территории полуострова. В связи с этим закономерно возникает вопрос об инвесторах и источниках инвестирования процесса потребления ресурсного потенциала крымских рекреационно не освоенных территорий. Ответ на данный вопрос необходимо искать в предлагаемом маятниково-конвейерном принципе организации производственно-
технологического процесса уже работающих на побережье учреждений туризма, которые и послужат базой создания инвестиционного механизма.
Благодаря такому подходу к технологии организации производства и предоставления потребителям рекреационных услуг очевидными становятся главные сегменты инвестиционного механизма совершенствования туристско-рекреационного комплекса. В этом механизме источником финансирования и формирования потоков инвестиций на освоение рекреационных ресурсов равнинно-степного Крыма должна выступать региональная общественно-воспроизводственная система. Прежде всего, субъектами финансирования должны стать рекреационные предприятия приморско-аквальных территорий побережья (санатории, пансионаты и т. п.), которые с разрешения соответствующих органов используют целевым направлением часть прибыли на создание своих структурных подразделений в местах равнинно-степной локализации бальнеологических и других видов ресурсов, создавая соответствующую рекреационную инфраструктуру, включая бюветы с галереями для водолечения, грязелечебницы и т. д.
На наш взгляд, это самый осязаемый, а не виртуальный источник инвестиций в освоение рекреационного потенциала равнинного Крыма и других не вовлеченных в рекреационное функционирование его территорий. Естественно, что в этот процесс инвестирования необходимо подключить государственный и частный капитал, создавая всевозможные льготы для частных инвесторов на оформление права заниматься туристским бизнесом, убирая бюрократические преграды в местах локализации осваиваемых туристско-рекреационных ресурсов.
Такая активизация инвесторской деятельности произойдет, если будут сформированы льготные условия для создания инвестиционных клубов, организации инвестиционных компаний, институтов и акционерных инвесторских сообществ.
Нормативно-правовым фактором создания механизма совершенствования функциональной и территориальной структуры туристско-рекреационного комплекса Крыма за счет освоения его равнинно-степной части должна стать разрешительная
86
документация, позволяющая активно внедрять в рекреационный процесс действующих предприятий приморско-аквальных территорий маятникового способа удовлетворения рекреационного спроса. При этом рекреационный маятник должен иметь две параллельно расположенные плоскости «раскачивания» рекреантов: во-первых, от мест проживания в туристско-рекреационных учреждениях побережий к ресурсам равнинных территорий; во-вторых, от средств коллективного размещения в районах равнинно-степной локализации бальнеологических и других рекреационных ресурсов в туристско-рекреационные учреждения прибрежно-аквальных местностей купально-пляжной рекреации.
Вполне очевидно, что реализация такого способа удовлетворения рекреационного спроса потребует значительных затрат на рекламирование по всем направлениям социально-экономических преимуществ такой организации туристско-рекреационного процесса как для его организаторов, так и для непосредственных потребителей туристского продукта.
Организация масштабной маятниковой рекреации потребует активизации местных органов управления и частного бизнеса, непосредственно заинтересованного и функционально комплементарного рекреационному процессу.
Также очевидно, что маятниковая рекреация - это всего лишь производственно-технологический аспект туристско-рекреационного процесса, поэтому она должна сочетаться с другими его звеньями и подкрепляться оптимизацией уже отработанных действующих туров (путевок) и разработкой новых туристских маршрутов сквозного характера.
Разрабатывая возможные пространственные модели вовлечения равнинно-степного региона в рекреационное функционирование, необходимо использовать идеи пространственного нормативно-правового ранга территорий туристско-рекреационной функции в системе землепользования [5]. Для этого предстоит законодательно закрепить региональный статус рекреации, определяя ее как приоритетную, одноранговую или всего лишь комплементарную [6].
В связи с этим если придать рекреации приоритетность в землепользовании, то в основе модели вовлечения равнинно-степного региона в рекреационное функционирование лежит понимание того, что при значительных запасах здесь туристско-рекреационных ресурсов, их высоком лечебно-оздоровительном качестве и реальной эффективности их санаторно-курортного потребления вполне оправданы активные инвестиции в туристско-рекреационное хозяйство. Все это сможет привести к созданию в равнинно-степном Крыму самодостаточных элементов рекреационной инфраструктуры в системе расселения, в том числе новых курортных поселков и туристских центров.
В этой ситуации можно воспользоваться принципом производственно-технологического маятника, который позволит соединить уже известные санатории и пансионаты ЮБК со слабоосвоенными бальнеологическими источниками равнинно-степного Крыма. Таким образом санатории получат еще большее разнообразие оздоровительных процедур, а слабоосвоенные местности приобретут известность как структурные подразделения того или иного санатория. Это
87
позволит создать необходимую инфраструктуру и дополнительные рабочие места для жителей степных районов.
Другим примером может послужить создание на территории равнинно-степного Крыма этнического городка, который будет включать в себя этнографические музеи народов, населявших эту территорию, их ремесленные мастерские и магазинчики, а также небольшие ресторанчики с национальной кухней. Такой этногородок сможет стать центром событийного, этнического и гастрономического туризма, но для его создания потребуются значительные инвестиции на постройку, развитие и рекламу.
Если статус рекреации в землепользовании равнинно-степного региона будет одноранговым, то здесь возможны менее интенсивное освоение туристско-рекреационных ресурсов и дисперсная локализация инвестиционных вложений при значительном, но менее стабильном рекреационном спросе и высокой доле удовлетворения потребностей местных жителей. В этом случае туристско-рекреационные функции выступают равнозначными другим хозяйственным функциям сельской местности.
И поэтому здесь актуально развитие сельского или зеленого туризма в наиболее развитых сельскохозяйственных районах полуострова (Первомайский, Красногвардейский). Такой подход потребует меньших затрат на вовлечение равнинно-степных местностей в рекреационное функционирование, чем создание новых объектов туристской инфраструктуры, поскольку необходимо лишь немного преобразовать уже имеющиеся населенные пункты.
Также сюда можно отнести организацию охотничьего и рыбного промысла в Северном Крыму, где почвы сильно засолены и менее плодородны (Красноперекопский, Джанкойский районы). Создание охотничьих домиков и оборудование мест для рыбной ловли добавит привлекательности степным просторам.
Если же туристско-рекреационные функции будут дополнительными и комплементарными в структуре регионального землепользования, то развитие территориальной структуры туристско-рекреационной сферы в равнинно-степном Крыму возможно лишь на базе бальнеологических и оздоровительных ресурсов прибрежно-аквальных местностей при невысоком уровне спроса и незначительных инвестициях. Тогда вовлечение в рекреационное функционирование будет происходить на основе создания небольших автономных объектов бальнеологического профиля, оздоровления, отдыха, туризма и учреждений по организации экскурсионно-краеведческой деятельности.
Для этого необходимо провести рекламу уже имеющихся на территории равнинно-степного Крыма музеев и памятных мест, оборудовать пляжи и улучшить рекреационную инфраструктуру.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ проблем совершенствования территориальной структуры регионального туристско-рекреационного комплекса подтверждает выдвигаемую научную гипотезу о том, что в Республике Крым для этого целесообразно
88
использовать уже имеющийся туристско-рекреационный инфраструктурный базис приморско-аквальных территорий, потенциал которых способен вовлечь равнинно-степную часть полуострова в рекреационное функционирование.
Для устранения сложившегося функционально-территориального неравенства в структуре регионального туристско-рекреационного комплекса потребуется создать оптимальные нормативно-правовые условия для использования ресурсов и инвестиционной деятельности в неосвоенных местностях, максимально опираясь на преференции статуса свободной экономической зоны.
Кроме всего прочего, вовлечение равнинно-степного Крыма в туристско-рекреационое функционирование будет связано с приложением немалых усилий на преодоление сложившегося в обществе, бизнес-среде и среди туристов характерного неблагоприятного имиджа развития туристско-рекреационной деятельности на равнинно-степных территориях полуострова. Все это потребует дополнительных издержек на раскручивание туристских возможностей равнинных пространств как в местах формирования рекреационного спроса, так и в развитых сегментах рынка туристского бизнеса Республики Крым.
Список литературы
1. Социалистическая реконструкция южного берега Крыма: Материалы районной планировки ЮБК // Комитет по планировке южного берега Крыма при СНК Крым. АССР. Симферополь: Государственное издательство Крым. АССР, 1935. 583 с.
2. Постановление Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2014 года № 501 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы» .
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
5. Пирожник И. И. Туризм и региональное развитие. Смоленск, 2008. Вып. 5. С. 124.
6. Крук Т. М., Кузнецов М. В. Равнинно-степной Крым: проблемы и перспективы вовлечения в рекреационное функционирование // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. 2015. Т. 1 (67). № 1. С. 15-29.
RECREATIONAL DEVELOPMENT OF THE FLAT AND STEPPE CRIMEA AS FACTOR OF IMPROVEMENT OF STRUCTURE OF THE TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Kuznetsov M. V., Kruk T. M.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russia E-mail: malfri.t@yandex.ru
Need of involvement of the flat and steppe Crimea in recreational functioning in connection with optimization of functional and territorial structure of a tourist and recreational complex of the Republic of Crimea is proved. Production and technological,
89
managerial and organizational and investment mechanisms of recreational development of the flat and steppe region of the Crimea in the conditions of free economic zone and geopolitical transformations which have happened now are considered. Need of implementation of a standard legal mechanism of enhancement of functional and territorial structure of a tourist and recreational complex of the Crimea due to development of its flat and steppe part speaks. The idea of a spatial standard and legal rank of the territories of tourist and recreational function in system of land use is analyzed and examples of use of the ranged lands for elimination in society are given and among tourists of characteristic adverse image there are developments of tourist and recreational activities in the flat and steppe territories of the peninsula.
Keywords: recreational development, tourist and recreational complex, cycle of recreational occupations, recreational pendulum, territorial structure.
References
1. Socialisticheskaja rekonstrukcija juzhnogo berega Kryma: Materialy rajonnoj planirovki JuBK (Socialist reconstruction of the southern coast of the Crimea: Materials of regional planning of the Southern Coast of the Crimea). Simferopol': Gosudarstvennoe izdatel'stvo Krym, 1935, 583 s. (in Russian).
2. Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 09 dekabrja 2014 goda № 501 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija kurortov i turizma v Respublike Krym na 2015-2017 gody»
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2014 goda № 790 «Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy "Social'no-jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolja do 2020 goda"»
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.11.2014 N 377-FZ «O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoj jekonomicheskoj zone na territorijah Respubliki Krym i goroda federal'nogo znachenija Sevastopolja»
5. Pirozhnik I. I. Tourism and regional development. Sbornik nauchnyh statej (Collection of scientific articles), 2008, no. 5, p 124 (in Russian).
6. Kruk T.M., Kuznetsov M.V. Flat and steppe Crimea: problems and prospects of involvement in recreational functioning. Uchjonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University) 2015, no. 1, 1 (67), pp 29-38 (in Russian).
Поступила в редакцию 24.08.2016.
90