УДК 378
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
©2015 О.Б.Парамонова Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 31.07.2015
В данной статье анализируются основополагающие научные точки зрения на феномен «рекреационная деятельность». В научной работе определяется механизм развития данного феномена в некоторых ретроспективных условиях. В статье выявлен характер рекреационной деятельности и выделены основные признаки, определяющие ее сущность. В данной работе четко выделены социально-педагогические проблемы в сфере профессионального образования по направлению подготовки 49.03.01 (034300) - Физическая культура и предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: рекреация, рекреационная деятельность, профессиональная деятельность, специалист по физической культуре и спорту.
Рекреация становится важной составляющей
общественной жизнедеятельности и приобретает приоритетное значение в экономической и социокультурной областях научного знания. В условиях социально-экономического развития общества возрастает роль рекреации как фактора, интенсивно воздействующего на повышение качества социально-трудового, социально-культурного потенциалов, и как способа использования свободного времени в целях гармоничного и всестороннего общественного развития.
Для осмысления феномена «рекреация» возникает необходимость в определении механизма его развития в некоторых ретроспективных условиях. Анализ научных исследований и поиск подходов к педагогическому пониманию феномена «рекреация» позволили выявить на начальном этапе становления и развития капитализма отсутствие заинтересованности в разрешении проблем, связанных с рекреацией. Одна из причин данного заключения была описана в работе К.Маркса «Капитал», анализ содержания которой позволяет заявлять о сравнительной несложности производственных процессов и низком уровне социальных потребностях трудящихся, избавляющих руководство от необходимости заниматься проблемами рекреации. Как утверждает К.Маркс, «ценностью для капиталиста были машины, массово замещающие живую рабочую силу»1. Изначально рабочая сила рассматри-
1 Маркс, К. Капитал / К.Маркс. - Т. 3. - М.: 1961. - 545
с. - С. 100 - 101; Соч. - 2-е изд. / К.Маркс, Ф.Энгельс;
Т. 25, Ч. 1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MARKS_Karl,_ ENGEL'S_Fridrih/_Marks_K.,_Engel's_F.html
валась как специфический товар со всеми присущими этой категории понятиями и как фактор производства, участвующий непосредственно в процессе создания новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономических субъектов. В условиях рыночной экономики под рабочей силой понимается «физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работы с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг)»2.
В результате усложнения производства в целом и его отдельных технологических процессов наступает период, который характеризуется качественным скачком в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества - это научно-техническая революция. Данный период получил название «научно-технический прогресс» и оказал непосредственное влияние на совершенствование материально-технического базиса и трудовой деятельности общества. Научно-технический прогресс изменил характер жизнедеятельности человека и привел к резкому возрастанию значения рабочей силы.
Одновременно с изменением вещественных элементов производства все более высокие требования начали предъявляться к работнику: к уровню его общего образования и профессиональной подготовки, квалификации, физическому состоянию и его способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Следует отметить постепенное со-
2 Маркетинг рабочей силы: учеб. пособ. / В.В.Томилов, Л.Н.Семеркова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. - 184 с.
Парамонова Оксана Борисовна, аспирант. E-mail: [email protected]
кращение физических и относительное увеличение умственных и нервно-психических затрат труда по мере роста его сложности и напряженности.
Разделение труда и его специализация, конвейеризация, дробление операций и их монотонность вызывают нервное утомление, снять которое гораздо сложнее, чем утомление от физических нагрузок. Впоследствии значительно повышаются требования не только к физической форме рабочей силы и устойчивости ее к нервно-психическим нагрузкам, но и к своевременному восстановлению способности к труду для обеспечения бесперебойного и эффективного производственного процесса.
В современных производственных условиях интенсифицируются затраты человеческих сил и изменяется их структура. Процессы восстановления жизненных сил носят традиционный экстенсивный характер и связаны с представлением о покое как лучшей форме отдыха. Неуравновешенность взаимосвязанных полярных процессов жизнедеятельности человека - затрат сил и их восстановления - приводит к негативным результатам: к росту заболеваний, особенно хронических, ухудшению параметров здоровья общества, к снижению темпов роста средней продолжительности жизни и т.д. По мнению многих ученых (П.В.Зайцев, Е.П.Ильин, Д.У.Нистерян и др.), причина ухудшения здоровья населения, а следовательно, и больших трудопотерь видится в изменении характера общественной жизнедеятельности, в создавшемся дисбалансе между характером затрат сил человека и их восстановле-нием3.
Как известно, восстановление нервно-психической энергии в отличие от физической -процесс более сложный и требует специфических форм и способов. Современные условия труда определяют необходимость не только в длительном отдыхе, но и в переходе к активным его формам с использованием естественных условий и ресурсов. Такой вид восстановительной деятельности соответствует рекреационному.
Сопоставление научных подходов к освещению сути рекреационной деятельности приводит к необходимости раскрытия данного понятия. В целом ряде определений понятия «рекреационная деятельность», рассматриваемых разными авторами, раскрываются разные значения. Так, рекреационная деятельность представляется как «деятельность человека в свободное время,
3 Кривошеев, В.М. Население и рекреация / В.М.Криво-шеев, И.В.Зорин // Окружающая среда и население. -М.: Финансы и статистика. - 1981. - С. 60 - 71.
осуществляемая с целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса»4, как «своеобразный «предохранительный клапан» живого организма, природная защитная функция человеческого организма и одновременно защитная реакция социума»5. Рекреационная деятельность, согласно А.Б.Шарафеевой и О.И.Загревского, является оздоровительной деятельностью и состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных, досуго-вых программ для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранение производственного напряжения, а также в необходимом повышении образовательного и духовного потенциала. По их мнению, обязательно следует учитывать характер труда, его объём и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах рекреационной деятельности. С точки зрения производимого на человеческий организм эффекта, рекреационная деятельность - это процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма6.
Сравнение точек зрения ученых на суть понятия «рекреационная деятельность» показало, что данный феномен носит социально-оздоровительный и развлекательно-профилактический характер, не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени направлен на воспроизводство и восстановление сил человека.
Нами была предпринята попытка выделить основные признаки рекреационной деятельности, определяющие ее сущность: 1) добровольная, самодеятельная основа; 2) деятельный характер; 3) получение удовольствия, наслаждения от кардинальной смены привычного образа жизни, действий, деятельности; 4) удовлетворение потребностей в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его
4 Зорин, И.В. Рекреационная сущность экологического туризма / И.В.Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002 n11/p9-13.htm
5 Туризм и рекреация, фундаментальные и прикладные исследования. - М.: РИБ «Турист», 2006. - С. 392 - 396.
6 Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 349. - С. 172 - 176.
физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
Таким образом, анализ содержания существующих определений рекреационной деятельности позволил выделить основополагающие признаки данного понятия и констатировать тот факт, что рекреационная деятельность создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в различных видах деятельности, ориентирована на каждого человека, исходя из его интересов, потребностей и наклонностей, и является средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.
Опираясь на полученные выводы и анализ научно-методических материалов, нами было выявлено, что рекреационная деятельность является составной частью профессиональной деятельности специалистов по физической культуре различных профильных направленностей (преподаватель физического воспитания, инструктор физической культуры на предприятии, учитель физической культуры, тренер по виду спорта, инструктор спортивно-оздоровительного клуба, методист лечебно-физической культуры). Успешное выполнение рекреационной деятельности как одного из видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту требует сегодня от них высокого профессионализма, активности, глубоких знаний, умений и навыков как специфического, так и предметно-профессионального характера: уметь реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление; формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия и т.д.
В соответствии с рекреационным видом профессиональной деятельности специалисты по физической культуре и спорту должны быть готовы к решению определенных профессиональных задач: 1) привлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни; 2) реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения; 3) подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятель-
ности по циклам занятий различной продолжительности; 4) обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся; 5) способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни7.
Таким образом, в контексте данного исследования обнаруживается противоречие между возросшими рекреационными потребностями общества и уровнем профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту к организации и осуществлению рекреационной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 49.03.01 (034300) - Физическая культура, объектами профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту являются лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг8.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия обуславливает проблемы обоснования необходимости профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту к организации рекреационной деятельности, а также необходимости определения компонентно-содержательной структуры готовности специалистов по физической культуре и спорту к организации рекреационной деятельности.
Таким образом, в динамично развивающемся мире эффективность труда, физическое и психическое здоровье, долголетие населения зависят от сознательности каждого человека в отношении восстановления, укрепления и сохранения его здоровья. Современные условия физического
7 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» от 07.08.2014 № 935.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» ....; Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Левченко Виктория Вячеславовна. - Самара: Самарский гос. ун-т, 2009. - 44с.; Лидерство - тип управленческих отношений: монография / В.В.Левченко, Е.А.Соколова. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2013. - 128с.
и умственного труда диктуют нашему обществу потребность в специалистах, способных выбирать средства и методы рекреационной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состоя-
ния; заинтересовывать население для участия в рекреационной деятельности; формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия.
RECREATION ACTIVITY AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2015 O.B.Paramonova" Samara State University
The article analyzes the main scientific points of view on the phenomenon of "recreation activity". It defines the mechanism of development of this phenomenon in some retrospective conditions. It identifies the nature of recreation activity and the main features of its essence. The author has highlighted the problems in the sphere of professional education (49.03.01 (034300) -Physical culture) and has offered the ways of solving the problems. Key words: recreation, recreation activity, professional activity, physical training specialist.
Oksana Borisovna Paramonova, Postgraduate. E-mail: [email protected]