Научная статья на тему 'Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния'

Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
768
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ СМИ / РЕКРЕАТИВНЫЙ КОНТЕНТ СМИ / ИНФОТЕЙНМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННОРАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИМИДЖ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федотова Наталья Александровна

Статья посвящена истории развлекательного формата современных средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния»

Список литературы

1. Заславская, Т. И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России [Текст] / Т. И. Заславская // Социс. -2002.-№8.-С. 12-20.

2. Заславская, Т. И. Социокультурный

аспект трансформации российского общества [Текст] / Т. И. Заславская // Социс. - 2001. -№ 8. - С. 4-10.

3. Крыштановская, О. В. Современные концепции политической элиты и российская практика [Текст] / О. В. Крыштановская // Мир России. - 2004. - № 4.- С. 29.

НатальяАлександровна Федотова

Белорусский государственный университет

РЕКРЕАТИВНЫЙКОНТЕНТ СМИКАКИНСТРУМЕНТПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

Статья посвящена истории развлекательного формата современных средств массовой информации.

Ключевые слова: контент СМИ, рекреативный контент СМИ, инфотейнмент, информационно-развлекательные программы, имидж, влияние.

Тяга к развлечению стара как мир и заложена в самой человеческой природе. Власть издревле использовала идеологический смысл развлечений, чтобы управлять, упорядочивать, а зачастую - манипулировать общественным мнением и настроением. Знаменитое требование «Хлеба и зрелищ!» древнеримского плебса заставляло правителей ревностно заботиться не только о снабжении своих подданных хлебом, но и об обеспечении развлечений. Никто, а особенно император, не имел права относиться к увеселениям равнодушно. Популярность государя в значительной степени зависела от того, насколько блестящими оказываются зрелища и игры.

С древности очевидна и терапевтическая роль развлечений, которые помогали справиться со стрессом, адаптироваться к травмирующей действительности, снижали напряжение, вносили в жизнь элементы удовлетворения и гармонии. По словам Й. Хейзинги, у человека есть возможность «...через удовольствие -смягчить гнет реальности, без чего жизнь казалась бы нестерпимо тусклой» [12].

Сегодня суть запросов массовой аудитории изменилась мало. Но развитие техники и возможности мультимедиа трансформируют развлекательный продукт и диверсифицируют каналы его доставки зрителю. Что касается практики СМИ, с середины 1990-х на постсо-

ветском пространстве уверенно формируется тренд - насыщение массмедиа рекреативным (или, как его часто называют, развлекательным) контентом. Одни в нем видят чисто утилитарный смысл и понимают информацию как самый дешевый вид развлечений [6]. Другие обращают внимание на новые жанровые возможности и говорят о возникновении нового формата - гибрида информации и сатиры, который условно можно назвать «инфотирой» [11]. Третьи связывают экспансию рекреативного контента с эстетикой постмодернизма, преодолением идеологизированных канонов и коммерциализацией СМИ [9].

Заметно, что рекреативный контент «расширяет сферу своего влияния» и является уже не только в развлекательных медиапроектах, но и в программах / жанрах, которые вроде бы далеки от развлечения и ориентированы на информирование, просвещение. Исследователи толкуют эту экспансию как элемент идеологического влияния, поскольку «многочисленные метафоры, рождаемые телевидением, перерастают в мифы, постепенно формируя новую мифологию, которая становится частью идеологии» [7. С. 62].

В этой связи весьма показательны некоторые наши наблюдения за историей возникновения и практикой применения рекреативного формата СМИ, инфотейнмента в частности. Дума-

ется, эта статья прояснит некоторые вопросы, которые неизбежно возникают при разговоре о развлечении в СМИ. Например, правомерно ли рекреативный контент, который чрезвычайно популярен, объяснять сугубо рыночно-коммер-ческой целесообразностью? Чьим интересам потакают медиаменеджеры, когда создают / закупают очередной развлекательный продукт? Каким становится назначение журналистики, когда она преимущественно апеллирует не к рациональному, а к эмоциональному в человеке?

Инфотейнмент - наше всё?

Впервые формат телевизионных новостей изменился в 1980-х в США. По одной из версий, именно тогда появился инфотейнмент - способ подачи новостей в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности, что было вызвано падением рейтингов информационных программ. В первую очередь другим стал принцип отбора информации -снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы, среди новостей выделилась отдельная группа -информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей.

В российских условиях инфотейнмент приживается достаточно быстро. Журналисты лихо меняют привычные способы подачи информации, чтобы на первый план «вытащить» детали, интересные публике. Так, создавая образ той или иной персоны, все чаще используют забавные, курьезные, интимные, интригующие факты. Благодаря чему информация (новостная в том числе) приобрела сугубо личностный, персонифицированный характер. Информационным поводом становится то, как выглядит политик или артист, во что он одет, есть ли у него домашние питомцы, какие у него житейские привычки, ладит ли он со своими домашними. Тем самым культивируется так называемый журнализм «замочной скважины», стремящийся к получению информации об интимной жизни знаменитостей. Информативность подобных текстов весьма сомнительна, однако их основная задача - привлекать внимание и будоражить эмоции - выполняется в полной мере.

Посмотрим, как инфотейнмент и рекреативный контент СМИ используется в политическом контексте. Например, весьма популярной была тема «Барак Обама выбирает первую собаку Америки». На вопрос журналистов о выборе породы собаки для своей семьи он ответил: «Что касается собаки, то это важная проблема. Я думаю, что на нашем интернет-сайте это вызвало больше интереса, чем что-либо другое».

Надо заметить, Обама весьма искусно использует потенциал инфотейнмента. Во время своей предвыборной кампании 2008 года он стал гостем программы "The Daily Show with Jon Stewart", которая выходит на кабельном канале Comedy Central и презентуется как «фальшивые новости». Однако материалом для этих «фальшивых новостей» становятся новости вполне реальные - события минувшего дня или недели, комментарии известных политиков, эфир ведущих информационных каналов.

Когда Обама стал новым президентом США, в первые два месяца своего пребывания в Белом доме он сделал то, чего до него не делал ни один действующий президент Америки: вышел в эфир вечерней развлекательной программы Джея Лено ("The Tonight Show with Jay Leno"). Президент выбрал платформу популярного юмористического шоу, ведущий которого известен своими подколками и острыми шутками, чтобы говорить о серьезном - экономике, безработице и своих планах борьбы с кризисом. И сделал это не случайно. По данным журнала Variety, программу Лено на канале NBC ежедневно смотрят около 5,7 млн телезрителей, что составляет 31 % от полной телеаудитории в это время [11].

Развлекательный формат становится привычным и важным атрибутом политической деятельности. Недавно The New York Times написала, что создатель еженедельной программы "Saturday Night Live " на канале NBC Лорн Майклс попросил кандидата в президенты США, лидера праймериз от республиканской партии Митта Ромни сыграть пару ролей в комедийных скетчах, которые войдут в вечернее шоу телеканала. Ромни пока раздумывает над предложением. Но, думаю, есть все основания полагать, что он согласится.

Политика в жанре comedy

Чем объясняется тяга политиков к инфо-тейнменту и рекреативному формату? Думается, тут можно рассматривать множество причин. Во-первых, так может проявляться забота об избирателях, которые, смеясь над

проблемой, снижают свое напряжение и недовольство. Во-вторых, развлекательный формат разговора позволяет снизить пафос абсурдных решений и инициатив власти. В-третьих, благодаря смешному можно «приблизить», «очеловечить», сделать «одним из нас» влиятельную политическую фигуру, etc.

Мотивы обращения к рекреативному контенту разнообразны, но ведущая цель при этом - снизить политическую активность и противодействие со стороны электората, предоставив ему возможность безнаказанно осмеять власть. Или посмеяться вместе с ней. Германский медиаисследователь Норберт Больц притягательность жанра comedy объясняет так: «Мы любим шута за то, что он освобождает нас от гнета общественного мнения. Потому что общественное - это мнение, которое можно высказать, не боясь изоляции. Комедийный шут говорит то, что мы даже подумать не смеем. В этом состоит комический катарсис: осмеяние и познание в одном. Комизм заступает место критике. Люди смеются вместо того, чтобы разоблачать» [2. С. 79].

В таком контексте любопытно рассмотреть опыт российских и белорусских телеканалов, которые на фоне общественной напряженности и протестных настроений запускают в эфир неожиданно «острый» юмористический продукт.

Так, популярный белорусский телеканал ОНТ в конце сентября 2010 года, за несколько месяцев до президентских выборов, начинает нетипичный для местного телеэфира проект -ток-шоу «Кухня». На официальном сайте канала передача позиционирована не как место, где блещут кулинарными талантами. Это декорации, в которых проходят самые откровенные разговоры. На «Кухне» нет запретных тем - наоборот, здесь обсуждаются актуальные вопросы и события, происходящие в Беларуси.

Тема, которую на тот момент ведущие вынесли на обсуждение, самая горячая для любого белорусского зрителя - предстоящие выборы. «Я потрясен программой, - признавался позже юморист Евгений Крыжановский, герой премьерного выпуска. - Не ожидал, что о политике можно шутить остро и знать, что это не вырежут при монтаже! Во время съемок я несколько раз переспрашивал: «Это точно белорусский телепроект? Мы точно в Беларуси?» И даже пообещал съесть столовую салфетку, если все сказанное оставят в эфире» [1]. Действительно, на фоне стерильно отцензурированно-го телеэфира шутки, которые себе позволяла

«Кухня», выглядели острыми, а сама передача - наглядным подтверждением предвыборной «гонки» по всей правилам демократии. Правда, после выборов, выполнив свои политические задачи, телепроект покинул эфир.

В этом контексте интересно сопоставить напряженную общественно-политическую жизнь России и появление в эфире «Первого канала» ежедневного (!) скетч-шоу «Вечерний Ургант».

В первом выпуске ведущий спрашивает и отвечает: «Почему не начинали шоу раньше? Ждали очень хороших и интересных новостей». Например, таких: «Правительство, министры и чиновники Кремля отчитались о состоянии своего имущества и доходов за 2011 год. У всех доход составил от 3 до 5 миллионов рублей. На этом фоне резко отличается вице-премьер Александр Хлопонин с годовым доходом 484 миллиона». «Такое ощущение, что Александра просто забыли предупредить», -лихо резюмирует Ургант.

В разговоре о выборах во Франции он продолжает непрозрачно намекать на политический контекст программы: «Николя Саркози проигрывает пока, к сожалению, первый тур президентских выборов. У него 27 %, у его соперника Франсуа Олландо 28 %. Надо же, остались еще такие недоразвитые, малоразвитые страны, в которых есть второй тур президентских выборов», - удивляется Ургант под дружный смех в студии. Иногда в «Вечернем Урганте» проходят остроты на грани фола. Было, например, про общественное телевидение, которое должно пойти в «Звезду». Местами смешным получается исторический Twitter с какими-то сегодняшними аналогиями: «Горький сходил к Сталину. Пичалька».

По мнению телекритиков, шутки с политическим привкусом часто выглядят неуклюжими, как из них выйти, ведущий не всегда понимает. В контекст вплетаются репризы с упоминанием Удальцова, Парфенова, Михалкова, Максимовской, Чурова, Шеина... Мелькали и Путин с Медведевым, но все в рамках вполне предсказуемого и дозволенного [3].

Телешутки тщательно отрепетированы и искусно замаскированы под импровизации: «Да, импровизация - штука тяжелая, особенно если много лет подряд на ТВ действует принцип: "Сначала завизируй - потом импровизируй". Да и темы для импровизаций (как и для шуток вообще) на ТВ давно ограничены: деньги, шоу-бизнес, реклама, секс. От частого употребления и они уже набили оскомину. Веселые ребята из

программы «Прожекторперисхилтон» иногда еще позволяют себе (то есть им позволяют) по-импровизировать-постебаться над Америкой, Украиной, Грузией и Белоруссией и над их забавными президентами» [8].

По мнению экспертов, высокая доза свободы на «Первом» и сам факт создания «Вечернего Урганта» напрямую связаны с волной протест-ных настроений в декабре 2011 года. Не будь ее, вряд ли очередной российский аналог американских late night show появился бы в эфире. В первую очередь потому, что власти не нужно было бы либеральничать и давать возможность возмущенным гражданам хотя бы безнаказанно осмеять власть. Поэтому дальнейшая судьба программы зависит уж точно не только от класса сценаристов и таланта ведущего, но и от того, какими будут реалии очередного этапа политической жизни.

Рекреация vs репутация

Как показывает практика, рекреативный контент также может «встраиваться» в имидж политика, прибавляя его обладателю новые и весьма неожиданные качества. Рассмотрим два типичных примера.

В марте 2011 года разгорелся скандал, связанный с именем министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой. Фамилия чиновника самого высокого ранга появилась в рейтинге Russia Beyond the Headlines (RBTH), издаваемого «Российской газетой». Рейтинг определял самых «соблазнительных и притягательных» женщин России. Помимо Голиковой список состоял из фамилий известных топ-моделей, актрис, спортсменок и певиц.

По мнению экспертов, которые анализировали ситуацию, Татьяна Голикова смотрится довольно странно в этой компании, что не может не иметь далеко идущих репутационных последствий. И хотя «компания» была весьма достойная, вряд ли министру место среди топ-моделей, любящих фотосессии в мужских журналах. Дело в том, что все стереотипы восприятия подобных рейтингов, свойственные массовому читателю, неизбежно будут перенесены и на члена правительства, по определению олицетворяющего российскую власть [10]. Появление фамилии министра в этом рейтинге и подробное общественное обсуждение этого факта лишь укрепили ее сомнительный имидж «блондинки в розовом».

В конце марта 2012 года российская интернет-общественность озаботилась поисками

кота Дорофея Дмитрия Медведева. Президент поспешил всех успокоить и написал в своем твиттере, что питомец не терялся. Весьма показательна для политической карьеры Медведева реакция экспертов на возникшую ситуацию. Как написала газета «Коммерсант», «было бы лучше, если бы Медведев так же оперативно отвечал на вопросы пользователей о ситуации в стране».

Вместе с тем звучали мнения, что это невинное происшествие лишь прибавит популярности президенту. По словам политолога Тульчинского, получение политических «бонусов» возможно со стороны женской аудитории: «Они у нас самые большие любители домашних животных, и для многих домашние питомцы гораздо важнее других проблем, которые существуют в государстве. Дмитрий Анатольевич показывает себя как самый человечный человек, и, безусловно, приятно, что он отзывается на реплики интернет-пользователей по поводу собственного кота. Конечно, было бы еще приятнее, если бы он отзывался на критику или пожелания пользователей, когда дело касается политических и экономических свобод, но пока нам придется ограничиться только жизнью его домашних животных».

Публицист Леонид Радзиховский называет поиски кота Дорофея «типичным эпизодом политической карьеры Дмитрия Медведева»: «Лидер государства, кроме того, чтобы ловить котов, должен делать еще что-то. Ловить мышей. Вот мышей за четыре года Медведев не ловил. А то, что он в конце поймал кота, это, конечно, хорошо, но даже после переговоров с Обамой, после пойманного кота, даже после ответа сенатору Ромни, на роль серьезного лидера он не годится. Его политическая деятельность такова, что эпизод с котом очень органично в нее влезает, но не в качестве милой причуды, а его одного в ряду политических действий» [5].

***

Итак, резюмируем: рекреативный контент СМИ - это действенный инструмент влияния. С одной стороны - он способен изменять рейтинг и сказывается на репутации политических фигур. С другой стороны - может воздействовать на восприятие гражданами власти и формировать определенные политические установки и настроения.

Включение в массмедиа развлекательных форматов делает их ориентированными на че-

ловеческие эмоции. Ноам Хомский, известный американский философ, толкует использование эмоционального аспекта как классическую технологию для блокирования рационального анализа и критического восприятия. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения... Цель - отвлечь внимание общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами, с помощью технологии «наводнения» или «затопления» непрерывными отвлечением и незначительной информацией [13].

Перефразируя известное выражение Вольтера, если бы рекреативного контента не было, то его бы выдумали политики.

Список литературы

1. Бондаренко, М. Премьера ОНТ: некулинарное шоу «Кухня» [Электронный ресурс] / М. Бондаренко. - URL: http://www.velvet.by/ svobodnoe-vremya-O/news/premera-ont-nekuli-narnoe-shou-kukhnya.

2. Больц, Н. Азбука медиа [Текст] / Н. Больц.

- М. : Изд-во «Европа», 2O11. - 136 с.

3. Бородина, А. Ургант и Гюльчатай [Электронный ресурс] / А. Бородина // Коммерсантъ 25.O4.2O12. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1916727.

4. Зорков, Н. Инфотейнмент на российском телевидении [Электронный ресурс] / Н. Зорков.

- URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/

tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&levell=main &level2=articles.

5. Измайлова, С. #Дорофей, спасибо, что живой [Электронный ресурс] / С. Измайлова. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/l90286l.

6. Канделаки, Т. Информация как способ развлечься [Электронный ресурс] / Т. Канделаки. - URL: http://tikandelaki.livejournal. com/3460l.html?thread=359428l.

7. Николаева, А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата [Текст] / А. А. Николаева // Вестник МГУ. - Серия l0. - 20l0. -№6.- С. 56-65.

8. Петровская, И. Эфир для двоих / И. Петровская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.izvestia.ru/ news/353207#ixzzlr3PWsbwv.

9. Страшнов, С. Инфотейнмент [Текст] / С. Страшнов // Журналист. - 20l0. - № l0. - С. 64-65.

10. Терентьев, И. Министр попала в рейтинг с топ-моделями / И. Терентьев [Электронный ресурс]. - URL: http://www.utro.ru/ articles/20ll/03/l7/962930.shtml.

11. Чобанян, Н. Новости как развлечение [Электронный ресурс] / Н. Чобанян. -URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-wwwwoa/wa/Main?textid=2375&levell=main&l evel2=articles.

12. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга. - М., l990. - С. 282.

13. Хомский, Н. l0 стратегий манипуляций в медиа [Электронный ресурс] / Н. Хомский. -URL: http://psyfactor.org/lib/manipulation3.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.