УДК 903.24
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА !У-Ш ВВ. ДО Н.Э. ПО МАТЕРИАЛАМ КУРГАНА ТАСАРЫК В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ
© 2019 г. К.К. Алтынбеков, Э. К. Алтынбекова
В статье представлена предметная научно-историческая реконструкция женского головного убора 1У-Ш вв. до н.э. Погребение женщины, обнаруженное при строительстве автодороги в Восточном Казахстане, извлечено из раскопа монолитным блоком и доставлено в научно-реставрационную лабораторию «Остров Крым» для проведения его консервации и подготовки к экспонированию в музее в существующем виде. Одежда не имела украшений из долговечных материалов, удалось найти лишь обрывки текстиля и с помощью рентгена выявить следы аппликаций. Сложный головной убор был лучшей сохранности за счет многочисленных декоративных элементов из дерева и золотой фольги. Общий абрис головного убора достаточно отчетливо обозначен темным пятном тлена. Фрагменты гладкой деревянной пластины, лежащие под черепом, идентифицированы как неразъемный обруч короны. Найдены место и способы крепления всех украшений: ажурного изображения стоящей на ногах мифической птицы в окружении стержней, символизирующих папоротник в различных стадиях его развития; бляшек и пронизей. При переборе тлена выявлен парик в виде кос и нижняя граница шелкового платка-покрывала. Графические изыскания, подкрепленные экспериментальным моделированием, позволили выполнить предметную реконструкцию головного убора из новых материалов.
Ключевые слова: реконструкция, женский головной убор, декоративные элементы, корона, папоротник.
Головной убор находился в нетронутом погребении женщины (Восточно- Казахстанская область, Уржарский район, курган Тасарык), извлеченном из раскопа блоком и доставленном в научно-реставрационную лабораторию «Остров Крым» для сохранения и подготовки к экспонированию в музее в существующем виде (Алтынбеков, Доса-ева, 2017). После проведенной консервации оригинал головного убора стал основным источником его реконструкции. Остатки головного убора, истлевшие, рассыпавшиеся на деформированные и смещенные с первоначального места фрагменты, все равно дали возможность понять местоположение отдельных элементов и выявить форму целого предмета. Неясные вопросы прорабатывались по аналогиям из других синхронных курганов.
В погребении, не засыпанном землей благодаря внутримогильной конструкции в виде каменного саркофага, выявлены следующие элементы головного убора:
- обрывки ткани красного и синего цвета;
- фрагменты деревянной пластины в виде ободка (обруча);
- центральное украшение - фрагменты орнамента из металлической фольги желтого цвета, имеющей жесткую основу в виде массы коричневого цвета;
- деревянные украшения, декорированные фольгой - стержни, бляшки, рифленые и гладкие трубочки-пронизи разных размеров;
- металлические стержень и шар;
- многочисленные металлические спиральки, напоминающие золотные нити, частично прикрепленные к деревянным стержням, частично находящиеся рядом с фрагментами обруча;
- большое количество мелких квадратиков из фольги;
- обломки тонкой проволоки.
Технологическое исследование1
Текстиль. Ткань полотняного переплетения, плотность 64 х 36 н/см. Нити основы и утка одиночные, некрученые. Толщина нити основы 0,05-0,075 мм, промежутки между нитями - 0,01-0,02 мм. Толщина нити утка 0,1 мм, промежутки между нитями - 0,05 мм. Нити основы и утка ткани состоят из волокон шелка тониной ~ 8-10 мкм. В строении этой ткани есть особенность. Нити основы и утка ткани не имеют, как обычно, цилиндрической формы. Нити плоские, как бы расплющенные, волокна нитей лежат практически в 1-3 слоя. Это не результат какой-либо деформации ткани, а специфика технологии ее производства. Спектр ткани содержит алюминий,
1 Исследование выполнено старшим научным сотрудником отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа Е.А. Миколайчук.
располагающийся строго по волокнам ткани. С большой долей уверенности можно предположить, что ткань была окрашена в красный цвет мареной по глиноземной протраве. Текстиль является тонкой шелковой тканью китайского производства.
Нити из пронизей. Из четырех видов пронизей нити обнаружены лишь в самых мелких, лежащих ниже обруча. Нити высокой степени деградации представляют собой фрагменты «одиночных» и рядом лежащих, но не перевитых между собой нитей. «Одиночные» нити свиты из двух нитей левой S-круткой. Толщина нитей составляет 246-299 мкм. Каждая из двух рядом лежащих нитей свита правой Z-круткой. Все нити состоят из волокон культивированного шелка. Тест на присутствие красителя достаточно четко указывает на то, что нити были окрашены сафлором и изначально имели желтый цвет. Разносторонняя крутка применялась, как правило, для того, чтобы придать нити усиленную прочность, поэтому исследованные нити вполне могли быть использованы для подвешивания каких-либо легких элементов декора.
Металлическая спираль. Спираль выполнена из лентовидной полосы металла желтого цвета шириной 0,9-1,5 мм, толщина металла ~ 0,05 мм. Диаметр спирали ~ 1,2 мм, текстильная нить внутри спирали не обнаружена. Промежутки между витками металлической ленты не одинаковы по ширине составляют от 0,15 до 0,6 мм. По процентному содержанию золота 81,54% и серебра 17,32% исследуемый металл можно охарактеризовать как самородное золото. Вероятнее всего, что спираль была создана методом навивки золотой ленты на проволоку, которую затем удалили.
Основа фольги центрального украшения. Визуальное и микроскопическое обследование фрагментов украшения, проведенное авторами, показало, что фольга была наклеена на основу и затем вырезана. Согласно анализу основа состоит из мелких частиц неправильной формы, как объемных пористых, так и плоских с плотной структурой. Частицы не волокнистого строения от светло-серого до темно-коричневого цвета. Основным компонентом является известь и ее примеси из известняка: доломит, гипс, кварц, глина, окислы железа. Известь содержит органические добавки: казеин - клейкое вещество белкового происхождения; камедь светлого цвета -клейкое вещество растительного происхождения из класса полисахаридов.
Парик (косы). Проба состоит из мелких частиц различной формы, волокнистого и не волокнистого строения, темно-желтого и коричневого цвета. Съемка отдельных частиц на электронном микроскопе выявила наличие органических фрагментов волокнистого строения растительного происхождения. По присутствующим мелким фрагментам установить вид растения не удалось. Качественная микрохимическая реакция на присутствие белковых соединений дала отрицательный результат. Это означает, что в пробе отсутствуют натуральные волосы - человеческие или волосы животных, а также клеи белкового происхождения. В пробе содержится камедь светлого цвета. С большой долей уверенности можно предположить, что у погребенной был парик, изготовленный из растительных волокон. В качестве клея использовалась камедь.
Обоснование реконструкции
Головной убор соскользнул с головы вместе с париком, что подтверждается фрагментом кожи погребенной, найденным на расстоянии около 20 см от черепа. На своем месте осталась лишь нижняя часть головного убора - деревянные фрагменты, лежащие вокруг черепа, и контуры подтреугольных лопастей шелкового изделия.
Общий абрис головного убора достаточно отчетливо обозначен темным пятном тлена. Современное состояние элементов декора в основном плоскостное, основа украшений, покрытых золотой фольгой, часто утрачена. Такое спрессованное положение декоративных элементов создало некоторый стереотип реконструкции плоских украшений как накладных, прикрепленных непосредственно к поверхности шапки. Однако по результатам наших исследований известно, что центральная деталь декора головного убора в виде орнитоморфного изображения являлась отдельным элементом с жесткой основой. Анализы показали, что основа была изготовлена из состава, содержащего известь, казеин, камедь, обладающего хорошими клеящими свойствами, а после полного отверждения имеющего достаточно высокую прочность. Золотая фольга была приклеена к этой массе, после частичного отверждения которой вырезано изображение птицы, что хорошо видно по краям резов. Подобное упрочнение тонких золотых украшений выполнено на диадеме из кургана Хохлач, где в первом случае черное смолистое вещество, введенное внутрь полых фигурок, служило каркасом, сохраняющим рельеф от помятости (Засецкая, 2011, с. 40),
а во втором случае - нанесенное с внутренней стороны пластин диадемы, фиксировало крепление фриза, гнезд и других деталей (Засецкая, 2011, с. 47). Для предохранения от механических повреждений изделий, изготовленных в технике басмы, полость на оборотной стороне часто заполняли твердым веществом, возможно, гипсом (Минасян, 2014, с. 230).
Кроме центрального украшения, прямостоящими элементами головного убора являются декоративные стержни - четыре деревянных и один металлический. Выявлено три уровня крепления деталей, расположенных вертикально вверх: первый (нижний) уровень - два коротких деревянных стержня и в центре фигура птицы; второй (средний) уровень -кованый железный стержень, скрученный в спираль, с золотым шаром на конце; третий (верхний) уровень - два длинных деревянных стержня с опахалом из тонких золотых спиралек.
Упавшие с черепа деревянные фрагменты образуют ободок, здесь же обнаружены обрывки синего шелка, тонких спиралевидных золотых нитей, крошечные квадратики фольги, обломки проволоки. Подобные венцы/ диадемы из гнутых деревянных пластин с барельефной резьбой или иногда с гладкой поверхностью найдены В.Д. Кубаревым в курганах Восточного Алтая. По предположению автора находок, алтайские диадемы, имитируя налобные повязки или венцы с нашитыми на них металлическими или деревянными украшениями, окаймляли край головного убора, придавая ему необходимую форму и жесткость, и одновременно служили его украшением (Кубарев, 1987, с. 114-116; 1991, с. 123-125; 1992, с. 101-104). Однако С.А. Яценко считает эти пластины обручами, а не диадемами, так как последние должны быть самостоятельным элементом костюма (Яценко, 2006, с. 90).
Обручем является и ободок, первоначально охватывающий голову погребенной женщины. По всей видимости, это неразъемная нижняя часть закрытой короны с коническим колпаком, а также первый (нижний) уровень размещения отдельных вертикально стоящих деталей. Именно к этой основе крепились главное украшение в виде птицы и два коротких деревянных стержня. Третий (верхний) уровень расположен в основании колпака короны. Между ними в центре должен быть размещен железный стержень с золотым шаром на конце.
Конусовидный колпак, по всей вероятности, имел кожаную или войлочную основу, обшитую шелком синего цвета. Навер-шие конуса выполнено из дерева, покрытого золотой фольгой, в виде полого цилиндра с рифленой поверхностью. Рифленые трубочки-пронизи, изготовленные тем же способом, что и навершие, найдены выше и ниже обруча. Исходя из того, что волокна нитей обнаружены только в нижних, можно предположить, что верхние пронизи были надеты на деревянные стержни, а нижние - на сплетенные из шелковых нитей шнуры, образующие подвески.
Техника крепления вертикальных элементов аналогична приемам, использованным в открытой короне из некрополя Тилля-тепе (Сарианиди, 1989), диадеме из кургана Хохлач, где к верхним деталям припаивались штыри, которые вставлялись в отверстия на центральной лицевой пластине (Засец-кая, 2011, с. 28-47). В уржарской короне для вставки вертикальных украшений были предусмотрены гладкие деревянные трубочки, покрытые золотой фольгой. Вероятнее всего, штырьки также были деревянными, но полностью разрушились. Золотые квадратики могли быть закреплены на проволочках подобно дисковидным подвескам короны из некрополя Тилля-тепе и корон корейской династии Силла (Корея: вчера, сегодня, 2015), затем вставлены в деревянные трубочки.
Предметная реконструкция головного убора
В итоге определилась форма конусовидного головного убора, существующего во все времена и эпохи, вплоть до этнографической современности (например, казахский головной убор невесты - саукеле). В предлагаемом нами варианте реконструкции, основанном на результатах лабораторных исследований, женский головной убор состоит из трех основных частей, которые могут использоваться как в комплекте, так и самостоятельно: парик, собственно головной убор и корона.
Парик, округлый сверху, зафиксирован в виде скрученных из двух прядей кос, содержащих согласно анализам только растительные волокна, что и воспроизведено в реконструкции. Волосы на коже головы погребенной отсутствуют, возможно, голова была обрита.
Собственно головной убор, сшитый из китайского шелка красного цвета, видимо, должен быть цельнокроеным для удобства надевания и снятия короны. Форма наголовника, облегающего округлый парик, получена
за счет кроя и швов в верхней части. Сохранившихся украшений на головном уборе нет, но из анализов известно о наличии вышивки, восстановить рисунок которой не представилось возможным.
Основные элементы короны: обруч, конусовидный колпак с навершием, вертикально стоящие украшения, подвески. Общая высота короны вместе с обручем и наверши-ем составляет 38,5 см.
Обруч. Диаметр - 18,5 см, длина -58 см, ширина - 2,2 см. По окружности обруча размещены: золотые спиралевидные нити, образующие геометрический орнамент; гладкие трубочки для крепления украшений, квадратики, подвешенные на тонкой проволоке. На обруче установлены два прямостоящих деревянных стержня длиной 15 см, диаметром 0,7 см с тремя надетыми рифлеными пронизями длиной 1,1 см, диаметром 1,3 см, напоминающими молодые скрученные листья папоротника. Между стержнями расположено центральное украшение в виде ажурного изображения птицы высотой 34 см. Под стержнями находятся бляшки в виде фигурок лежащих степных антилоп -сайгаков размерами 3 х 2 см, благодаря которым уточнена ширина обруча, примерно определенная по его фрагментам.
Конусовидный колпак. Высота конуса - 28 см, диаметр основания - 12 см; высота навершия - 3,2 см, диаметр навершия -2,3 см. В основании колпака установлены деревянные стержни, оплетенные узкой золотой лентой, с опахалом из тонких спиралевидных элементов. Высота стержней - 27 см, длина спиралек - 5,3 см. Спиральки изготовлены в технике, используемой в древности: золотая лента шириной 0,9-1,5 мм, толщиной ~0,05мм навивалась на плоскую проволоку и вытягивалась в спираль, вспомогательная проволока удалялась. Стержни с опахалом очень похожи, во-первых, на перо птицы, а во-вторых, на раскрытый лист папоротника.
Колпак и обруч соединяются двумя дугами, длина которых обусловлена расстоянием между ними, ширина взята произвольно, так как могли быть не предполагаемые нами дуги, а полное покрытие головы. На передней дуге - в центре вертикальной композиции - закреплен металлический стержень с шаровидным навершием.
Подвески длиной 20 см выполнены из шелкового шнура, продетого в рифленые трубочки-пронизи диаметром 0,8 см, высотой 1см. По остаткам волокон в пронизях опреде-
лен желтый цвет нитей, гипотетически добавлен шнур синего цвета.
Уржарский головной убор в целом имеет типичные признаки женских головных уборов пазырыкской культуры - конусовидную часть с навершием; парик, надетый на возможно, бритую голову; деревянные украшения, плакированные золотой фольгой. Существенное отличие заключается в том, что в пазы-рыкских и других алтайских курганах это был головной убор-парик сложного устройства, где все компоненты конструктивно объединены в одно целое (Полосьмак, Баркова, 2005, с. 72; Дашковский, Усова, 2011, с. 83). В кургане Тасарык головной убор имеет трехчастную структуру - парик, собственно головной убор, корону, и все эти части могут использоваться как в комплекте, так и отдельно. В парике отсутствуют компоненты животного происхождения, он состоит лишь из растительных волокон, в то время как в составе пазырыкских париков найдены конские волосы. Кованый железный стержень, скрученный в спираль, с золотым шаром на конце, не имеет утилитарного назначения - это не шпилька для закалывания волос или крепления головного убора к прическе (Кубарев, 1991, с. 111; Дашковский, Усова, 2011, с. 83), а скорее, символ мировой оси, находящийся в центре вертикальной композиции.
Реконструкция женского головного убора IV-III вв. до н.э., выполненная по фактическим археологическим материалам, имеет высокую степень достоверности, но как всегда при работе с археологическими комплексами, содержит элементы гипотетичности и возможность существования других вариантов реконструкции. Изучение семантики головного убора еще предстоит в будущем. Но уже ясно, что основным символом так называемой «уржарской принцессы» являлся папоротник, как в декоративном, так и в натуральном виде. Внутри контура головного убора обнаружены корневища папоротника щитовник мужской, очень давно известного своими лекарственными свойствами. Трудно сказать, находились ли они в самом головном уборе или он упал на положенные при погребении растения. «Букет» из папоротника орляк, содержащий корни и наземную часть, лежал (и лежит) вдоль левой руки женщины. Кроме папоротника, в погребении определено еще несколько видов лечебных и наркотических растений. По нашему предположению, женщина, условно названная при раскопках
«уржарской принцессой», в действительности была целительницей, «жрицей папоротника».
ЛИТЕРАТУРА
Алтынбеков К., Досаева Д. Опыт реконструкции «археологического» костюма // ПА. 2017. № 1(19). С. 157-171.
Дашковский П.К., Усова И.А. Погребение пазырыкской культуры на могильнике Ханкаринский Дол (Северо-Западный Алтай)// Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. №3 (47). С. 78-84.
Засецкая И.П. Сокровища кургана Хохлач. Новочеркасский клад. СПб: ГЭ, 2011. 328 с.
Корея: вчера и сегодня. Сеул: Министерство культуры спорта и туризма, 2015.
Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск: Наука, 1992. 140 с.
Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: Наука, 1987. 300 с.
Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука, 1991. 188 с.
Минасян Р.С. Металлообработка в древности и средневековье. СПб.: ГЭ, 2014. 472 с.
Сарианиди В.И. Храм и некрополь Тиллятепе. М.,1989. 240с.
Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Восточная литература, 2006. 661 с.
Информация об авторах:
Алтынбеков Крым Касенханович, директор, научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым» (г. Алматы, Республика Казахстан); [email protected]
Алтынбекова Элина Кырымовна, дизайнер, научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым» (г. Алматы, Республика Казахстан); [email protected]
RECONSTRUCTION OF THE FEMALE HEADDRESS OF IV-III BC ON MATERIALS OF THE TASARYK MOUND IN EAST KAZAKHSTAN
K. K. Altynbekov, E. K. Altynbekova
The article features a thematic scientific and historical reconstruction of a 4th-3rd century B.C. women's headdress. The burial of a woman discovered during the construction of a road in East Kazakhstan was extracted from the excavation in a one-piece block and delivered to Scientific-Restoration Laboratory "The Island of Krym" for conservation and preparation for its museum exhibition in the present state. The clothing was not decorated with durable materials, and the only findings comprised fragments of textile and traces of applications discovered with the use of X-ray technology. The complex headdress was better preserved due to the numerous wooden and golden foil decorative elements. The general contour of the headdress is rather clearly marked with a dark spot of decayed material. Fragments of a smooth wooden plate lying underneath the skull were identified as an integral headband of the crown. The locations and fastening methods were identified for all decorations: an openwork image of a mythical bird standing on its feet surrounded by rods symbolizing fern in various stages of growth; plaques and beads. An examination of decayed material revealed a wig in the form of braids and the lower edge of a silk cover. Graphical research supported by experimental modeling allowed to perform a material reconstruction of the headdress with the use of new materials.
Keywords: reconstruction, female headdress, decorative elements, crown, fern.
About the Authors:
Altynbekov Krym K. Scientific-Re^oration laboratory "The Island of Krym" (Almaty, Republic of Kazakh^an); [email protected]
Altynbekova Elina K. Designer, Scientific-Re^oration laboratory "The Island of Krym" (Almaty, Republic of Kazakh^an); [email protected]
Рис. 1. Реконструкция женского головного убора. 1 - головной убор до реставрации; 2 - головной убор в процессе реставрации; 3 - головной убор после реставрации; 4 - предметная научно-историческая
реконструкция головного убора