Научная статья на тему 'Реконструкция театральных зданий в европейских странах и США'

Реконструкция театральных зданий в европейских странах и США Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1176
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРЫ / КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СЦЕНОГРАФИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / СЦЕНА / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ / ПАРТЕР / ТРЮМ / СКЛАД ДЕКОРАЦИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АКУСТИКА / ПОЖАРЫ / РАЗРУШЕНИЯ / THEATRES / CONCERT HALLS / RECONSTRUCTION / ENGENEERING EQUIPMENT / TECHNICAL EQUIPMENT / SCENOGRAPHY / RESTORATION / STAGE / AUDITORIUM / THE STALLS / HOLD / STOREHOUSE FOR STAGE SCENERY / TRANSFORMATION / ACOUSTICS / FIRES / DESTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимов Александр Викторович

Almost all well known theatre buildings in Europe and North America have undergone serious reconstructions during the end of XX-th and beginning of XXI century. The main reasons for it are: technical development, perfection of theatrical and engeneering equipment, new demands of scenography, aspiration to heiten the level of comfort for creative activity and for spectators, the need of small auditoriums and larger reheresal accomodations. The most interesting examples can be seen in projects of reconstruction for such famous ensembles as La Scala in Milan, Covent Garden in London, series reconstructions of theatres and concert halls in Belguim and Lincoln center in New Jork. The last one is finishing just now

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of Theatre Buildings in European Countries and in the USA

Almost all well known theatre buildings in Europe and North America have undergone serious reconstructions during the end of XX-th and beginning of XXI century. The main reasons for it are: technical development, perfection of theatrical and engeneering equipment, new demands of scenography, aspiration to heiten the level of comfort for creative activity and for spectators, the need of small auditoriums and larger reheresal accomodations. The most interesting examples can be seen in projects of reconstruction for such famous ensembles as La Scala in Milan, Covent Garden in London, series reconstructions of theatres and concert halls in Belguim and Lincoln center in New Jork. The last one is finishing just now

Текст научной работы на тему «Реконструкция театральных зданий в европейских странах и США»

Реконструкция театральных зданий в европейских странах и США

А.В.Анисимов

Реконструкция театральных зданий является постоянным и неизбежным спутником эксплуатации этих сооружений во всех странах. В разное время, в разные эпохи главная цель реконструкции менялась, и в процессе работ менялись задачи перестройки театрально-зрелищных сооружений. До сих пор эксплуатируются отдельные здания, построенные в XVIII веке. История театров XVШ-XIX веков и даже частично XX века - это история пожаров. Открытый огонь, использовавшийся для освещения сцены с декорациями и внутренних помещений здания (свечи, масляные и газовые осветительные приборы), приводил к неминуемым пожарам разного масштаба, вплоть до полного уничтожения здания. Поэтому одной из основных целей реконструкции этого периода было восстановление сгоревших зданий с некоторым совершенствованием их планировки, архитектуры и технологии. На рубеже XIX и XX веков всеобщим явлением при реконструкции театров стал переход сценического освещения и механооборудо-вания, а также общего освещения здания на электричество. В этот период задачи реконструкций были связаны с созданием принципиально нового инженерного оборудования, работающего на электричестве. Распространены случаи, когда при театрах строились свои небольшие электростанции, менялись все осветительные приборы, устанавливались электромоторы, водяные помпы, устраивались электрощитовые, а позже и трансформаторные подстанции (после перехода на городские электросети). Для всего этого требовались новые помещения, места для прокладки кабелей и проводов, возникали новые условия и требования безопасности. Изменилась система отопления и вентиляции зданий, что также было причиной реконструкций, в результате которых возникали приточные и вытяжные венткамеры, камеры кондиционирования, помещения для холодильных установок.

После окончания Второй мировой войны в европейских странах в течение трех десятилетий проводились реконструкции, связанные с восстановлением зданий, пострадавших от бомбардировок, обстрелов и отсутствия нормальной эксплуатации в военное время.

В XX веке главной причиной реконструкций театральных сооружений становится моральный и физический износ зданий, построенных в предыдущую эпоху, часть из которых стала памятниками истории, культуры и архитектуры.

В разные десятилетия прошлого века отдельные реконструкции были связаны с расширением основных и вспомогательных функций театрального здания, а иногда и с перепрофилированием первоначального назначения сооруже-

14 2 2010

ний. Так, в России и других европейских странах в начале XX века перестраивались цирковые здания под театральные, а в конце XX века массовым явлением стали перестройки кинотеатров под театры.

Крайне редко к реконструкции прибегали ради улучшения или изменения эстетических качеств архитектуры. Часто это были случаи дополнения уже существующей архитектуры новыми элементами живописи или скульптуры: плафон Шагала в «Гранд-Опера» в Париже, два панно Шагала в «Метрополитен-Опера» и т.д.

В связи с появлением в театрах сильных творческих режиссеров и художников-постановщиков с конца XIX-нача-ла XX века некоторое распространение получили реконструкции, связанные с подгонкой демонстрационного пространства (сцены-зала) под определенную сценографию и постановочный почерк.

С конца XIX века в истории театрального строительства время от времени возникали творческие пары архитектора и постановщика, начиная с Вагнера и Земпера: Рейнгардт и Пельциг, Пискатор и Гропиус, Станиславский и Шехтель, Мейерхольд и С.Вахтангов с М.Бархиным, Герберт фон Караян и Шарун. Эти содружества вызвали к жизни принципиально новые типы построения демонстрационного пространства. Однако гастроли и смена художественного руководства театра сделали более жизнеспособными трансформируемые системы зрительных залов.

Анализ процесса реконструкции и реставрации театрально-зрелищных зданий был проведен на материалах театров Франции (ТНП во дворце Шайо - 1975, Театр Сары Бернар - Theatre De la Ville, Театр Шаттле, Опера в Лионе -1970-е годы); Италии (Театр Ла Скала в Милане - 2001-2004, Театр Ла Фениче в Венеции, Театр Сан Карло в Неаполе); Великобритании (лондонский Ковент-Гарден - 1999, комплекс Национального театра, Олд Вик, Янг Вик - 2007, мемориальный театр в Стрэтфорде на Эйвоне); Чехии (Национальный театр в Праге - 1976-1983, Замковый барочный театр в Чешском Крумлове); Германии (Большой драматический театр Рейнгардта - 1919, Мендельсонбау, Опера в Берлине); Польше (Большой театр в Варшаве - 1965); Венгрии (Опера в Будапеште - 1980-1984); Австрии (Венская опера, Бург-театр); Бельгии (Городской театр Брюсселя, Minardschouwburg в Генте, Handelsbeurs в Генте - после 2000 года); Швейцарии (Женевская опера - The Theatre de Rosimond - 1962); США (Линкольн-центр в Нью-Йорке, 2000-2009).

В целом количество реконструкций в старых городах и затраты на них превышают масштабы строительства новых театральных зданий.

За два последних десятилетия были реализованы крупные реконструкции ведущих оперных театров мира: Ковент-Гарден в Лондоне, Театр Ла Скала в Милане, Театр Ла Фениче в Венеции, Национальный театр в Праге, заканчивается реконструкция Линкольн-центра в Нью-Йорке и ряда менее значительных театральных сооружений.

Реконструкция театра Ла Скала в Милане, Италия. Архитектор Марио Ботта. 2001-2004. Реконструкция старого лучшего по акустике в Европе оперного театра была вызвана необходимостью технологического обновления сцены, расширения подсобных артистических и репетиционных помещений, приведения планировочной структуры старого театра в соответствие с современными техническими и противопожарными требованиями. К моменту реконструкции этому сооружению исполнилось 225 лет. Театр был построен в 1778 году по заказу императрицы Марии-Терезии, когда Ломбардия входила в состав Австрийской империи, архитектором Джузеппе Пьермарини на месте снесенной церкви Санта Мария Алла Скала. Зал, вмещавший около 3000 зрителей, обладал удивительной акустикой и роскошной отделкой. Он быстро завоевал всемирное признание и постепенно привлек к себе лучших исполнителей, дирижеров, композиторов и «профессиональных» зрителей, среди которых был и Стендаль, который считал, что «это лучший в мире

Театр Ла Скала. Схема реконструкции.

1. Фасад. 2. Фойе лож. З.Фойе; 4. Королевская ложа. 5. Партер. 6. Вход в музей. 7. Музей Ла Скала. 8. Внутренний дворик. 9. Столовая. 10. Гримерные артистов. 11. Боковой карман. 12. Помещения для технического персонала. 13. Гримерные музыкантов. 14. Балетные гримерные. 15. Мастерские. 16. Гримерные хора. 17. Репетиционный зал (оркестр). 18. Репетиционный зал (балет). 19. Репетиционный зал (хор). 20. Арьерсцена. 21. Сценическая коробка. 22. Сцена. 23. Подъемно-опускные площадки авансцены. 24. Оркестровая яма. 25. Мансарда. 26. Механизм спуска люстры. 27. Ложи. 28. Балкон. 29. Коридор. 30. Фойе балконов

2 2010 15

Театр Ла Скала, Милан. Вид сверху после реконструкции

театр, ибо доставляет наивысшее наслаждение». Задачу строительства Мария-Терезия сформулировала так: «Возводится новый театр, судьба которого - затмить славу знаменитейших театров Италии». Имелись в виду оперные залы Неаполя ( в т.ч. Сан-Карло) и Венеции.

Здание располагалось в центре города на углу квартала, с правой стороны которого проходит улица Верди, где жил великий композитор, и площади Ла Скала с памятником Леонардо да Винчи (ХХ век). Впоследствие от знаменитого Миланского собора к площади протянулась известная галерея Вит-торио Эммануила, определившая основной поток публики и туристов. Первоначально театр имел 100 метров в длину и 38 в ширину. В середине фасада - арки для проезда карет со зрителями. Позже слева к театру был присоединен соседний объем, где разместился мемориальный музей Ла Скала.

Со строительством этого театра утвердился итальянский тип зрительного зала в виде многоярусной подковы с перегородками между ложами. Шесть ярусов окружают партер, верхний из них является галереей. В пяти ярусах - 194 ложи по 8-10 мест в каждой и центральная Королевская ложа. В первые годы работы театра в партере не было стационарных кресел, что было характерным для театров того времени. В помещении кроме спектаклей устраивались балы, игры и даже коррида. До конца XVIII века здесь ставились самые разнообразные спектакли: оперы, балет, драмы, представления марионеток, оперы-буфф.

В XIX веке - золотом веке оперы - сцена полностью отошла вокальному искусству, оставив небольшое место балету. Это здание освящено именами таких великих композиторов, как Беллини, Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, Луиджи Ноно Рота и таких дирижеров, как Артуро Тоска-нини, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути. Режиссеры Франко Дзефирелли, Висконти, Джорджо Стре-лер ставили здесь свои спектакли, а имена великих певцов, чьи голоса слышала эта сцена, трудно перечислить: Энрико Карузо, Тито Руффо, Тито Скипа, Баттистини, Джузеппе Ди Стефано, Франко Корелли, Марио даль Монако, Джино Беки, Тито Гобби, Мария Каллас, Рената Тебальди, Джульетта Се-мионато.

Здание серьезно пострадало во время войны и смогло открыться после восстановления разрушенной части только в 1946 году. Задача той реконструкции под руководством инженера Л.Секки состояла в быстрейшем восстановлении национальной жемчужины страны в том виде, в каком его запомнили в довоенное время. В последующие десятилетия проводились отдельные работы по совершенствованию функциональной структуры здания, повышению комфорта для зрителей и артистов, удовлетворению противопожарных требований - организация удобных эвакуационных выходов. В 1955 вплотную к старому зданию была построена «Скала Пикколо» - малая сцена Ла Скала на 500 мест. Здесь ставились оперы композиторов XVП-XVШ веков и звучали сочинения современных авторов.

16 2 2010

7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон в старом здании, и затем его спектакли продолжились на окраине Милана в суперсовременном здании театра Дельи Арчимбольди.

Проект реконструкции делался под руководством известного архитектора Марио Ботта, выполнявшего роль координатора строительства. В 1987 году по его проекту был построен необычный по своей архитектуре Театр в Шамбе-ри-ле-Бас (Франция). Работы в Ла Скала продолжались 912 дней строго по запланированному графику.

Уже в первые месяцы 2002 года на месте разобранных старых стен и бывшего театра Пикколо Скала началось строительство новой сцены, складских и технических помещений, мастерских, рабочих кабинетов, а также реставрация зрительного зала и других исторических охраняемых помещений. При сохранении основных фасадов со стороны площади и улицы Верди за порталом была возведена фактически совершенно новая сцена, сочетающая в себе достоинства старой и новейшую театральную технологию. Площадь полностью переоборудованной сцены увеличилась в 3 раза и стала самой большой в Италии. На месте театра Пикколо Скала слева от сцены возник большой карман основной сцены. Карманов на старой сцене не было вообще. Высота сценической коробки была поднята до 30 м. При полной автоматизации сценического оборудования введено компьютерное управление, но в то же время восстановлены сценические механизмы с ручным управлением. На втором плане, за музейным корпусом поднялся трехэтажный овальный объем, хорошо видный с дальних точек площади, где расположились гримерные музыкантов и балета, помещения технического персонала.

За кулисами полностью перестроены интерьеры. Значительно уменьшилась вместимость зрительного зала - до 2015 мест (была около 3000 мест) из-за соблюдения противопожарных требований. В спинках кресел установлены табло с языковыми титрами, т.к. спектакли принято исполнять на языке оригинала. Акустика обновленного театра успешно выдержала придирчивые испытания, которым ее «подверг» оркестр под руководством Риккардо Мути после окончания реставрационных работ.

Технолог сцены инженер Франко Мальгранде за совершенствование сцены театра произведен в командоры ордена «За заслуги перед Итальянской республикой».

Не меняя основных принципов классической сценографии и сохраняя основные исторические фасады, авторам удалось произвести полное обновление технического оснащения сцены, складов, мастерских и прочих служебных и технических помещений, а также произвести тщательную реставрацию зрительской части комплекса. Полная глубина трюма под сценой теперь - 18 м.

Обновленное здание открылось 7 декабря 2004 года оперой Антонио Сальери «Признанная Европа», как и в 1778 году - 225 лет назад.

Стоимость работ - 72 млн. долларов.

Реконструкция театра Ла Фениче в Венеции, Италия. Архитектор Альдо Росси. 2001-2003. Последняя реконструкция главного венецианского театра произошла после разрушительного пожара 29 января 1996 года. В это время театр был закрыт на ремонтные работы. Огонь уничтожил фактически все здание, остались отдельные кирпичные стены без металлических конструкций и межэтажных перекрытий. Городское начальство сочло это преднамеренным поджогом. Подозрение пало на подрядчиков. Все были уверены, что это дело рук мафии, поскольку все обстоятельства трагедии напоминали то, как был превращен в груду пепла театр «Петруцелли» в Бари в 1991 году. В центре города руины театра простояли в течение нескольких лет в связи с проводившимся следствием.

В свое время этот театр заменил собой сгоревший дотла в 1774 году ведущий театр Венеции Сан Бенедетто. Здание нового театра Ла Фениче было построено в 1792 году, его интерьер отличался роскошью, а зал напоминал миланский Ла Скала. Это театральное здание быстро завоевало популярность среди зрителей и артистов, а благодаря хорошей акустике стало любимой сценой итальянских певцов и дирижеров. Специально для этого театра писали свои оперы Россини, Беллини, Верди, который по заказу театра написал «Эрнани», а затем «Атиллу», «Риголетто», «Травиату».

Здание неоднократно реконструировалось: в 1854 году, в конце Первой мировой войны, в 1939 году.

На новое восстановление театра довольно быстро были собраны необходимые деньги в качестве помощи спонсоров и ассигнованы средства итальянского правительства, но работы не начинались до выяснения причин пожара. Результатом реконструкции театра стало его восстановление в прежних границах со старыми фасадами и возрожденным интерьером зрительного зала. Однако в здании появился новый малый концертный зал и произошло некоторое усовершенствование технологии и подсобных помещений.

По мнению специалистов, акустика обновленного зала стала значительно лучше прежней. Ее автор - Юрген Райх. Сцена получила самую современную машинерию, разработанную в Германии. В южном крыле появился новый небольшой репетиционный зал. Под сценой и зрительным залом

устроены новые помещения для оркестрантов и хранения инструментов. Были осуществлены уникальные конструкции на дне лагуны - созданы «изоляционные камеры», которые выполняют роль своеобразных свай.

Необходимое увеличение площадей осуществлено за счет чердаков, реконструкции дворов и даже колодцев. На сцене удалось сделать полноценный боковой карман, равный ей по глубине, что позволило увеличить количество игровых планов.

Торжественное открытие восстановленного театра состоялось 14 декабря 2003 года. На нем выступил хор и оркестр Ла Скала под управлением Мути. В программе торжеств по случаю возрождения Ла Фениче участвовали лучшие оркестры мира, среди которых оркестр Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Стоимость работ - 108 млн. долларов.

Реконструкция Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне, Великобритания. PLP Architecture. 1990-1999.

Театр был основан в 1732 году. Его здание неоднократно горело. Существующее здание построено в 1858 году по проекту Эдуарда Мидлтона Барри. Зал на 2268 зрителей. Ширина просцениума 12,2 м , высота 14,8 м. Это было третье здание. Первый театр был открыт импресарио Джоном Ригом для драматической труппы. С 1734 года в Ковент-Гардене начали ста-

Ковент-Гарден. Переход в театр из балетной школы. «Мост надежды»

-"V-"-Y-"ч-V-

Новая часть Перестроенная часть Реставрация

Ковент-Гарден. Развертка нового фасада.

1. Старое здание. 2. Реставрация фасада. 3. Перестройка цветочного рынка под рекреацию. 4. Кассы и вход наверх. 5. Склады декораций и мастерская. 6. Лифты и эскалатор. 7. Переход в театр через Floral street

вить оперу. В 1808 здание сгорело. Второй театр был построен за 9 месяцев в 1809 году архитектором Робертом Смерком. С 1847 он стал называться «Королевская итальянская опера». Но 5 марта 1856 года пожар не пощадил и его.

Третье здание во время Первой мировой войны было реквизировано и использовалось как склад. Во время Второй мировой войны в оперном театре устроили танц-зал. С 1946 года на сцену вернулись опера и балет.

В 1975 году театру была передана соседняя земля для расширения площадей, но работы начались лишь спустя 20 лет, когда благодаря Национальной лотерее было получено несколько грантов и собрано около трети всех необходимых на реконструкцию средств. Реконструкция включала переустройство зрительного зала ( в нем стало на 100 мест меньше), обновление и расширение балетных и оперных классов, расширение арьерсцены, расширение парадных помещений для зрителей, присоединение перестроенных соседних зданий, устройство над улицей перехода в балетную школу, а также новые объемы.

Это была одна из самых дорогих реконструкций театральных зданий в мире. Стоимость работ - 360 млн. долларов.

Реконструкция Линкольн-центра в Нью-Йорке, США. Архитекторы Элизабет Дилер, Скофидио, Тодд Уильяме, Билли Цинн. 2000-2010. Проектное бюро «Дилер Скофидио & Ренфро». Глава проекта реконструкции Линкольн-центра - Катрин Фарли.

В связи с пятидесятилетием (1959-2009) существования знаменитого театрального комплекса США -Линольн-цент-ра в Нью-Йорке - был разработан план его реконструкции.

В свое время генеральный план комплекса был составлен фирмами Гаррисона и Абрамовица в духе неоклассицизма. Линкольн-центр занял большую территорию на Манхеттене между Бродвеем, Колумбус авеню и Амстердам авеню, от 62-й до 66-й улицы. С 1962 по 1970 год один за другим открывались построенные по проектам крупных американских ар-

Линкольн-центр. Схема размещения зданий

хитекторов (Ф.Джонсон, Э.Сааринен, Гордон Баншафт и др.) отдельные здания комплекса (см. рисунок):

1962 - Филармонический зал на 2738 мест, архитектор Абрамовиц (3);

1964 - Театр штата Нью-Йорк, архитектор Филипп Джонсон. Здание было задумано как балетный театр, но постепенно превратилось в Театр штата Нью-Йорк (New York State Theatre) и стало базой для Нью-Йоркской городской оперы и балета (New York City Ballet и New York City Opera). Театр расположен на южной стороне главной площади возле Колумбус авеню и 63 улицы (2);

1966 - Метрополитен-опера (1), центральное здание комплекса, архитектор Гаррисон. Новое здание построено вместо старой Метрополитен-опера. Была снесена в 1967 году. Ее основание относится к началу 1880-х годов. Находилась на пересечении Бродвея и 39 улицы, в 1892 году горела, но была восстановлена и работала до 1966 года.

Сцена в новом здании была оборудована по последнему слову техники того времени немецкой фирмой «Герритс» из Умкирха под Фрайбургом. Кроме основного планшета были сделаны еще 3 вспомогательных;

1965 - двухзальный Драматический театр Вивиан Бомон, архитектор Ээро Сааринен и Jo Mielziner (интерьеры) (4);

1969 - Джульярдская музыкальная школа (5), архитектор Pietro Belluschi, была основана еще в 1920 году. В 1946 году под современным названием были объединены Школа и Нью-йоркская консерватория. В консерваторию также входят: Театральная библиотека, Музей исполнительских искусств, Джаз-Центр с открытой летней эстрадой.

За театром Вивиан Бомон между 65-й и 64-й улицами появилось здание еще одной высшей музыкальной и балетной школы «Fiorello H. La Guardia High School of Music & Arts». Рядом, за Джульярдской школой, на 65-й улице с 1975 года стоит Высшая школа Мартина Лютера Кинга.

Основная проблема реконструкции Центра - в решении градостроительных вопросов и технологическом обновле-

Линкольн-центр. Зеленая крыша над рестораном, между Филармоническим залом, Театром Вивиан Бомон и Метрополитен-опера

нии всего комплекса, объединении в единый архитектурный ансамбль развивающихся сооружений разных лет, создании нового благоустройства на большей площади и строительстве новых залов, повышении комфорта для зрителей. По утверждению авторов из бюро «Дилер Скофидио & Ренфро» проект предполагает очень тактичное вмешательство в ансамбль, созданный такими мастерами, как Филипп Джонсон и Ээро Сааринен наряду с Гордоном Баншафтом и другими архитекторами. Три транспортных улицы пересекают Центр, две из них заглушены постройками, но третья - 65-я улица является активной транспортной магистралью. Основным местом развернувшихся работ стала северная зона ансамбля, которая неудобна для транспорта и нелюбима жителями района. Стеклянный пешеходный мост соединит отдельные части Центра над пересекающими его улицами. Для информации жителей города и туристов о спектаклях, концертах и других мероприятиях вдоль основных проходов будут установлены жидкокристаллические экраны. У зданий появятся новые стеклянные вестибюли, между зданиями Метрополитен-опера, Филармоническим залом и Театром Вивьен Бомон строится ресторан с озелененной крышей и сквер (6). В соответствии с новым генпланом 65-я улица станет «Улицей искусств», откуда можно будет попасть в новый многоэкранный киноцентр, Джульярдскую школу, Театр Вивиан Бомон и Метрополитен-оперу. Изменится существующая центральная площадь. Местный проезд для автомобилей, подвозящих публику, уйдет под землю (7), и на его месте будет построена парадная лестница - главный вход на фонтанную площадь между Эйвери Фишер-холлом (концертным залом) и David H.Roch Theater (городской театр Филиппа Джонсона). Реконструируется и круглый фонтан. Совершенствуется конфигурация струй и покрытие парапета черным мрамором. «Весь проект реконструкции предполагает изобилие стекла, воды, зелени и света. Стеклян-

ными станут козырьки над входами и променадами, стены в ресторане под новой зеленой лужайкой (архитекторы уже испытывают на мини-полигоне в Джерси-Сити, как будет вести себя трава из Кентукки на искусственном покрытии и при этом в разные времена года)» [2].

В обновленном Линкольн-центре будет 10 ресторанов с разными кухнями и разными ценами. Центру передан знаменитый среди скалолазов «Атриум Гармонии», который также входит в зону реконструкции. Здесь возникнет целая группа «питейно-кулинарных» заведений, пространство для бесплатных концертов, касса для дешевых билетов на спектакли и концерты того же дня. Перестройкой атриума занимаются архитекторы Тодд Уильямс и Билли Цинн.

В 2007 году закрылся на реконструкцию Театр штата Нью-Йорк. Ее стоимость определена в 200 млн. долларов. После реконструкции театр будет носить имя своего главного спонсора Дэвида Х.Коха. Новый сезон 2009/2010 откроется в обновленном здании оперой Филиппа Гласа «Эйнштейн на пляже», впервые поставленной в Нью-Йорке в 1992 году.

Обновленный Филармонический зал теперь будет называться Эйвери Фишер-холл (Avery Fisher Hall).

Большой реконструкции подверглась Джульярдская школа.

В результате реконструкции перестроены внутренние помещения Школы американского балета.

Камерный зал Алис Талли-холл был снесен, и на его месте строится практически новый зал в новой архитектуре по проекту новых архитекторов. В обновленном зале для улучшения акустики предполагается устройство потолка из деревянных акустических пластин, установка технически более совершенной аппаратуры. Угол здания, обращенный к Бродвею, решен в острых формах новой архитектуры. Подготовлена специальная программа искусственного декоративного освещения здания. Над Бродвеем повиснет угол с

Линкольн-центр. Школа Джульярда Интерьер зала Алис Талли-холл в школе Джульярда

рестораном, стеклянная стена фойе свяжет интерьер с окружающей застройкой. Со стороны 66 улицы в здании разместится двухэтажный магазин.

Реконструкция должна была закончиться к началу нового театрального сезона 2009/2010 годов.

Общая стоимость реконструкции Центра - около 700 млн. долларов. 500 из них были собраны уже в 2007 году.

Реконструкция театра Янг Вик в Лондоне, Великобритания. Архитектор Хоярд Томкинс, 2007. Молодежный театр Янг Вик с 1970-х годов настойчиво ищет новые формы сценографии и постановочных приемов, используя простейшие средства, в частности организацию зала со сценой в виде трехярусной конструкции. Английская общественность считает, что архитектор Хоярд Томкинс восстановил прежнюю славу Янг Вика. На протяжении многих месяцев складывался своеобразный дизайн этого театра. В ходе показов спектаклей и репетиций формировался внутренний образ зала и сцены. Была задумана глобальная трансформация пространства: передвижная стена и разборная галерея. Существенно увеличилось количество сидячих мест, и появилась возможность изменения конфигурации пространства в границах прежней площади.

Первоначальный зал, несмотря на громкий успех, имел ряд недостатков. Теперь здание можно использовать по-разному, поскольку в нем перемешаны общественные и частные зоны, которые способствуют созданию различных вариантов циркуляции людских потоков. Приспособленный к новым условиям, он сохраняет прежнюю форму, но архитекторы добавили целый ряд не существовавших до этого проходов и выходов, а высота демонстрационного пространства была увеличена за счет использования новой освети-

тельной системы. В 2007 году реализованный проект Хояр-да Томкинса получил почетный Приз Стирлинга.

В результате анализа многочисленных реконструкций театральных сооружений выявлено пять принципиальных типов обновления театральных зданий:

1. Снос старого здания и независимое строительство нового (Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965-1966. Старое было снесено в 1966 году, новое начало работать в 1965-м).

2. Полная реконструкция старого здания со строительством новой части и присоединением соседних зданий при реставрации охраняемых фрагментов сооружения (Ла Скала в Милане, Опера в Лионе).

3. Сохранение оболочки и фасадов здания с изменением технологии и интерьеров и частичной надстройкой (Театр ТНП в Париже и Театр Сары Бернар, Городской театр в Брюсселе).

4. Тщательный капитальный ремонт с реставрацией и восстановлением всего, «как было», с незначительной заменой технологического и общеинженерного оборудования (послевоенные восстановительные реконструкции Оперы и Бургтеатра в Вене, Сан-Карло в Неаполе, Ла Скала в Милане).

5. Щадящий ремонт и реставрация старого при независимом строительстве нового театрального здания с новейшей технологией (Гранд-опера в Париже + Опера Бастилии).

6. Изменение функции здания с перепланировкой и принципиальной заменой технологического оборудования (перестройка Цирка в Большой драматический театр в Берлине в 1919 году для М.Рейнгардта, Мендельсонбау в Германии с перестройкой кинотеатра в трансформируемый театр и др.)

Важнейшим стимулом проведения реконструкции, как и выбора типа демонстрационного пространства при новом строительстве является приспособление здания под принятый характер сценографии в данном театре, т.е. под задачи

Опера Лиона. Реконструкция 1987-1993 годов. Городской театр в Брюсселе. Надстройка верхней части, сценической коробки Архитектор Жан Нувель и полная реконструкция зала-сцены

сценографии, которые заключаются в приемах установки и смене декораций, их передвижении внутри здания (склад декораций - сцена - карман сцены - трюм - резервный склад), а также взаиморазмещение зрителей и игровой площадки с возможностью ее перемещения и изменения их параметров. Это, как правило, определяет художественный руководитель театра. Содружество художественного руководителя и архитектора вызвали к жизни принципиально новые типы построения демонстрационного пространства. Половина из них была связана с реконструкцией старых зданий.

Знаменитые пожары театральных зданий

1768 - Theatre de Rosimond (Женевская опера) 1774 - театр Бенедетто в Венеции 1780 - Знаменский оперный дом в Москве 1805 - Старый Петровский театр в Москве

1807 - театр «Одеон» в Париже

1808 - театр Ковент-Гарден 1-й

1811 - Большой театр (каменный) в Петербурге

1812 - Арбатский театр в Москве (не возобновлялся). 1812 - Благородное собрание с Колонным залом в Москве 1836 - театр Ла Фениче в Венеции

1843 - Оперный театр в Берлине

1856 - театр Ковент-Гарден 2-й

1853 - Большой театр в Москве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1860 - Мариинский театр в Петербурге

1869 - Опера Земпера в Дрездене

1871 - Театр Лирик (позднее т. Сары Бернар) в Париже

1881 - Национальный театр в Праге

1898, 1907 - Театр Солодовникова (Частная опера) в Москве

1901 - Театр Апраксина в Петербурге на Фонтанке

1914 - Малый театр в Москве

1914 - театр сада «Аквариум»

1914 - Большой театр Лисеу в Барселоне

1917 - Панаевский театр в Петербурге (не возобновлялся)

1932 - Драматический театр Народного дома в Петербурге.

На его месте был построен Театр им.Ленинского комсомола

1996 - театр Ла Фениче в Венеции

Список крупных реконструкций театральных зданий на рубеже ХХ - XXI веков

Большой театр в Варшаве. Завершение реконструкции, 1965

Национальный театр Шайо (б.ТНП) в Париже, 1975

Саксонская государственная опера в Дрездене, 1977

Национальный театр в Праге, 1976-1983

Опера в Будапеште, 1980-1984

Театр Ковент-Гарден в Лондоне, 1999

Театр Ла Фениче в Венеции, 2001-2003

Театр Ла Скала в Милане, 2001-2004

Театр Янг Вик в Лондоне, 2007

Городской театр в Брюсселе, 2007

Линкольн-центр в Нью-Йорке, 2000-2009

Литература:

1. Борисова М. Театральный роман с Ла Скала. «Вокруг Света». Новое русское слово. НРС. Daily Russian American newspaper, №34183, 07.02.2009.

2. Buhnentechnik. Technische Grundlagen fur den Neubau und die Rekonstruction von Kulturbauten. Institut fur Kulturbauten. 1982. (Theatre De la Ville, Paris; Студийный зал в национальном театре в Софии).

3. Colin Amery. The National Theatre. London, 1977, p. 59-64.

4. Raymond Manger and Joe Mitcheson. The Theatres of London, 1963.

5. John Bott. Royal Shakespeare Company. Stratford-upon-Avon, 1974.

6. L"Architecture D"aujourd"hui. 1978 oct. №199. (Реконструкция ТНП в Париже и Мендельсонбау в Германии).

7. Дилер Скофидио & Ренфро «Новое лицо» Центра Линкольна. 13.04.2004 http//www.archi.ru

8. Красильников В.Д. Записки архитектора. Издательство «Жираф», 2002.

9. Красильников В.Д. 10 залов в моей жизни. Издательство «Жираф», 2004.

10. Mario Botta Teatro a Chambery-le-Bas. Domus №690, janv, 1988.

11. Theatre Natiional de la Colline a Paris. L"Architecture D"aujourd"hui. №255, febr. 1988.

12. The Castle Theatre in Cesky Krumlov. 2001. Foundation of the Baroque theatre at the castle in Cesky Krumlov.

13. Анисимов А.В. Театр архитектуры Владилена Красиль-никова.

Reconstruction of Theatre Buildings in European

Countries and in the USA. By A.V.Anisimov

Almost all well known theatre buildings in Europe and North America have undergone serious reconstructions during the end of XX-th and beginning of XXI century. The main reasons for it are: technical development, perfection of theatrical and engeneering equipment, new demands of scenography, aspiration to heiten the level of comfort for creative activity and for spectators, the need of small auditoriums and larger reheresal accomodations. The most interesting examples can be seen in projects of reconstruction for such famous ensembles as La Scala in Milan, Covent Garden in London, series reconstructions of theatres and concert halls in Belguim and Lincoln center in New Jork. The last one is finishing just now.

Ключевые слова: театры, концертные залы, реконструкция, инженерное оборудование, технологическое оборудование, сценография, реставрация, сцена, зрительный зал, партер, трюм, склад декораций, трансформация, акустика, пожары, разрушения.

Key words: theatres, concert halls, reconstruction, engeneering equipment, technical equipment, scenography, restoration, stage, auditorium, the stalls, hold, storehouse for stage scenery, transformation, acoustics, fires, destructions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.