Научная статья на тему 'Н овые формы театральной архитектуры'

Н овые формы театральной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3153
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / НОВЫЕ ФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОСТРАНСТВО / АКУСТИКА / ТЕАТР / КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ / СЦЕНА / ДИЗАЙН / ЗДАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА / МУЗЫКА / THEATRICAL ARCHITECTURE / NEW FORMS / TECHNOLOGY / SPACE / ACOUSTICS / THEATRE / CONCERT HALL / STAGE / DESIGN / BUILDING / PERFORMING ARTS / MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимов Александр Викторович

At the beginning of the XXI century the performing-arts industry is being forced through nothing less than a total metamorphosis. In this article there are some projects of new theatres: Shanghai Grand Theatre, Auditorium Parco della Musica in Roma, Tenerife Auditorium in Spain, Palace of the Arts in Valencia and some buildings in Russia. These are new forms of theatres created by famous architects from various countries: Renzo Piano, Michael Wilford, Frank Gehry, Santiago Calatrava, Paul Andreu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Forms of Theatrical Architecture

At the beginning of the XXI century the performing-arts industry is being forced through nothing less than a total metamorphosis. In this article there are some projects of new theatres: Shanghai Grand Theatre, Auditorium Parco della Musica in Roma, Tenerife Auditorium in Spain, Palace of the Arts in Valencia and some buildings in Russia. These are new forms of theatres created by famous architects from various countries: Renzo Piano, Michael Wilford, Frank Gehry, Santiago Calatrava, Paul Andreu.

Текст научной работы на тему «Н овые формы театральной архитектуры»

Новые формы театральной архитектуры

А.В.Анисимов

Опера Гарнье. План 1-го этажа

Опера Гарнье - Гранд-Опера. Париж. 1861-1875

Театр Рихарда Вагнера в Байрейте. План. Германия. Архитекторы Г.Земпер, О.Брюквальд. 1972-1876

Архитектурное лицо театра переродилось. Переродилось и изменилось до неузнаваемости за последние десятилетия. Похоже, что барочный ярусный театр со своей трехвековой историей уходит в прошлое. Вершина его, обозначенная роскошными Гранд-Опера и Венской оперой, по сути дела оказалась мощным, но прощальным аккордом. Процесс шел

медленно и неуверенно, временами возвращаясь к прошлому в отдельных странах и у отдельных авторов (например, в СССР в конце 1930-1960-х годах, американская неоклассика 1960-х годов). Первые признаки кризиса возникли, как кажется, в Германии. Еще Земпер и Шинкель в XIX веке испытывали традиционный ярусный театр на прочность, создавая необычные, в основном теоретические, схемы залов и сцен. Но их опередил Вагнер, с тем же Земпером создав свой Байрейтский театр с немецким амфитеатром. Он был совсем не похож на добропорядочные ярусные театры Европы. Ван де Вельде и Огюст Перре также не прошли мимо соблазна изменить нетолько лицо, но и внутреннее строение зрелищного здания. Рейнгардт и Мейерхольд в содружестве с архитекторами решительно расшатывали внутреннюю структуру (взаимосвязь сцены и зала)установившегося театрального здания XIX века, отказываясь от стационарного портала и усложняя механику сцены. К концу XX века театральный мир стал пользоваться всеми типами театрального пространства, которые накопило человечество, - от античного амфитеатра и английской (елизаветинской) трехсторонней сцены до «черного ящика» нового времени, периодически возвращаясь к деформированному ярусному и амфитеатральному построению

зала. До определенного времени фасад не имел такого разнообразия, путаясь между камнем, стеклом и бетоном с рецидивом ордера.

Первые робкие архитектурные опыты долго не могли обольстить консервативного зрителя, мечтавшего о парадных ордерных портиках, античных скульптурах, позолоченных барьерах и живописных занавесах. Театр - это ведь праздник, а обещанный «бедный театр» высокого искусства с черными стенами и сценами лишен этого внешнего праздника. Чтобы его вернуть, потребовались современные талантливые зодчие. Появилась архитектура новых форм. Первую победу на небывалых пространствах большой архитектуры одержал Сиднейский оперный театр еще в 1960-х. С трудом, со скандалами и судебными исками, в муках родился новый образ вдохновенного общественного здания, сразу ставший эмблемой города и страны, несмотря на подпорченные

Опера в Сиднее. Австралия. Архитектор Йорн Утсон. 1956-1973

Генеральный план здания Оперы в Сиднее. Фрагмент

интерьеры, выполненные бездарными дизайнерами после недостойного изгнания основного автора -датчанина Утсона.

И раскрепощенная архитектура перешагнула еще один барьер, оставив позади «классическую» пластику поздней эклектики. Путь был открыт. Но технология одновременно помогала и тормозила, разрушала небывалые композиции и подсказывала новые. Она то опережала внешнюю архитектуру, то ограничивала ее развитие. Важным этапом театральной технологии стала Опера Бастилия. Стандарты глубинной сцены-коробки словно гипнотизировали театральных архитекторов и заказчиков разных стран. Творческие поиски Ганса Пел ьцига, Ал ьвара Аалто, Фрэнка Ллойда Райта и других сначала продолжило промежуточное поколение, а затем появилось целое соцветие имен: Сантьяго Калатрава,Фрэнк Гери, Норман Фостер, Ренцо Пьяно, Поль Андре и др. Им было суждено радикально изменить лицо театрального дома.

Опера Бастилия в Париже.

Входной портал с рекламной конструкцией.

Архитектор Карлос От т. 1989

Опера Бастилия. Зрительный зал

К концу XX века стали очевидными основные тенденции развития зрелищной архитектуры:

- разнообразие технологических схем (зритель и постановщик получили право на выбор);

- колоссальный диапазон вместимости залов - от нескольких десятков мест до нескольких тысяч; поляризация объемов театральных зданий - от театров-невидимок (известен конкурсный проект театра на одно место) до мощных градостроительных объемов, соизмеримых со стадионами;

- укрупнение главных национальных сооружений за счет многозальности и сопутствующих функций, вывод их на градостроительный масштаб;

- широкое развитие многозальных комплексов; двухзальные театры стали почти всеобщим явлением (малый студийный трансформируемый зал стал новым стандартом); появились ансамбли из оперного зала, концертного зала, драматического театра и театра-студии (реконструирован многозальный комплекс Линкольн-центра 1960-х годов; построен огромный комплекс «Парко-делла-Музика» в Риме и т.д.);

- отказ от традиционной обработки наружных стен; изменяется обычная знаковая система театральных фасадов; появляется новая, из металла и стекла, фактура стены, освободившейся от несущей функции.

У консервативной театральной архитектуры появилось новое лицо. Возникли небывалые стеновые композиции из мощных железобетонных объемов (театральный комплекс на южном берегу Темзы в Лондоне) непривычной скульптурной формы гигантского масштаба (Калатрава), сплошные и сетчатые металлические фактуры наружных ограждений, стены, переходящие в покрытия, наконец стеклянные ширмы, исписанные текстами великих авторов (Национальный театр в Брюсселе). Интерьерные стены, чтобы не мешали своим отблеском режиссеру и не отвлекали различными деталями зрителя, стали красить в черный цвет даже в старых реконструируемых зданиях. Театральная архитектура в лучших примерах вздохнула

Национальный театр в Лондоне. Архитектор Денис Лесдан. 1976

свободно и раскованно, оставив для истории атрибуты барочного театра, бывшего классикой почти три столетия.

Театры и концертные залы новой небывалой формы стали вторгаться в пространства старых традиционных городов, завоевывая любовь зрителей и профессионалов. От Валенсии до Шанхая и от Сиднея до Осло встают новые многозальные комплексы исполнительских искусств, шокируя консерваторов и вызывая восторгу поклонников новой архитектуры.

Большой театр в Шанхае, архитектор Жан-Мари Шарпан-тье. Китай. 1998 год. Имееттри зала: большой зал на 1800 мест, зал для драмы на 600 мест и театр-студию на 200 мест. Общая площадь - 62 800 кв. м. Стоимость сооружения - 75 млн. долл. Здание отличается обилием рекреационных пространств, большой площадью стеклянных фасадов. Главный зал и сцена насыщены современным механооборудованием с подъемно-опускным оркестром. Сцена площадью 256 кв.м имеет 18 подъемников и является на сегодняшний день одной из самых крупных на территории Азии. Выразительность архитектуре

Большой театр в Шанхае. Архитектор Жан-Мари Шарпантье. 1998

Новое здание Национального театра в Брюсселе

придает мощная изогнутая бетонная диафрагма, отделяющая от основной части верхние уровни здания. Она же придает едва заметный национальный акцент в целом европейскому сооружению. Театр построен еще с оглядкой нетрадиционные здания.

Центр исполнительских и изобразительных искусств. Архитектор Михаэль Вильфорд & партнеры. Сэлфорд, Большой Манчестер. Великобритания. 2000 год. Главный зал на 1730

мест, трансформируемый зал на 470 мест. Стоимость - 96 млн. долл. Поражает обилием выразительных по геометрии архитектурных форм: цилиндры разной высоты, шестигранник, пилообразные стены, наклонные плоскости крыш, громадный сегмент словно качающегося объема над главным входом -«портик XXI века». Разнообразное колористическое решение интерьеров. Комплекс окружен водой, что придает ему особый колорит.

Аудиториум «Парко-делла-Музика». Архитектурная фирма Ренцо Пьяно. Рим. Италия. 2002 год. Центр искусств состоит изтрех отдельных крытых залов на 2800,1200 и 700 мест. Общая площадь - 55 000 кв.м. Это крупнейший концертный комплекс в Европе. Расположен на освоенной территории итальянской столицы недалеко от Олимпийской деревни, построенной к Олимпиаде 1960 года, и «Палацетто-делла-Спорт» Пьера Луиджи Нерви. В центре композиции большой открытый амфитеатр на 3000 мест. С трех сторон окружен мощными металлическими объемами залов над краснокирпичными стенами. Весь ансамбль решен в едином эстетическом и конструктивном ключе -сочетании четырех материалов: красного кирпича, листового офактуренного металла, дерева на внутренних поверхностях

Центр исполнительских и изобразительных искусств в Сэлфорде. Генеральный план комплекса концертных залов Главный вход. Великобритания. Архитектор М. Вильфорд. 2000 «Парко-делла-Музика»

Фрагмент конструкций зала Комплекс концертных залов «Парко-делла-Музика» в Риме,

на 2800 мест с наружной лестницей Архитектор Ренцо Пьяно. 2002

Концертный зал на Тенерифе. Интерьер главного трансформируемого зала на 1660 мест с открытой театральной сценой и оркестровой ямой. Высота зала - 50 м

Интерьер камерного зала на 428 мест

Генеральный план концертного зала на Тенерифе

Концертный зал на Тенерифе в Санта-Крус. Канарские острова. Испания. Архитектор Сантьяго Калатрава. 2003

«Город искусств и науки» в Валенсии. Здание Планетария и кинозала системы ьтах. Архитектор С. Калатрава

Дворец искусств королевы Софии. Вид сбоку

1 - Дворец искусств королевы Софии; 2 - Планетарий; 3 - Океанографический парк; 4 - Галерея-сад

Дворец искусств королевы Софии в Валенсии - Опера Валенсии. Испания. Архитектор Сантьяго Калатрава. 2004

Схема генерального плана «Города искусств и науки»

Комплекс «Город искусств и науки» в Валенсии. Общий вид

покрытия и металлических трубчатых конструкций и растяжек. Стоимость - 140,7 млн. долл.

Театр Арчимбольди. Милан. Италия. Автор проекта Вит-торио Греготти. 2002 год. Второй крупный театр оперы и балета в Милане был построен за 27 месяцев к началу реконструкции главного театра «Ла Скала» в 2002-2004 годах. Возможно, имеет наиболее консервативную архитектуру из всех театров XXI века. Можно было бы сказать, что он построен по образцу крупныхтеатральныхзданий концаXX века,если бы не наклонная стеклянная плоскость над главным фойе и рекреацией всех трех балконов. Театр имеет свою микроплощадь, изолированную от города, с отдельным блоком кассового вестибюля и ресторана. Вместимость зала - 2375 мест. Стоимость - 42,7 млн. долл.

Сантьяго Калатрава и Фрэнк Гери вошли в театральную архитектуру, создав яркие объекты, продемонстрировавшие новый этап формообразования.

Концертный зал на Тенерифе. Архитектор Сантьяго Калатрава. Санта-Крус. Канарские острова. Испания. 2003 год. Главный театрально-концертный зал на 1660 мест, камерный зал на 428 мест. Построен на фоне драматического пейзажа на берегу Атлантического океана около грузового порта Санта-Крус. Здание в виде гигантской морской птицы с хищным клювом, видимое издалека, стало украшением острова. Сверкающие наружные стены выполнены из монолитного железобетона с наружной отделкой из битых керамических плиток и базальтового гранита. Широкие бетонные арки накрывают остекленные входы с обеих сторон здания, перераспределяя нагрузки. Все сооружение представляет собой мощную скульптурную композицию невероятной художественной выразительности. «Живые» стены образуют ряд криволинейных помещений с видом на океан. Главный зал с коническим покрытием, устремленный ввысь на 50 м, как говорят, создал условия для оптимальной акустики. В нем за порталом скрывается глубинная сцена, которая может быть отделена от общего объема зала и способна превращать его в театральный. К тому же есть камерный зал треугольной формы с подвесным акустическим потолком в форме пальмовых листьев.

Дворец искусств королевы Софии в Валенсии. Архитектор Сантъяго Калатрава. Испания. 2004 год. Оперный зал на 1782 места, концертный зал (конгресс-холл) на 1617 мест, камерные залы на 388 и 386 мест. Площадь - 350 000 кв.м. Стоимость - 250 млн. евро. Оперный театр является частью комплекса «Город искусств и науки», который состоит из пяти зданий:

- Дворец искусств королевы Софии;

- Планетарий, театр лазерных постановок и кинотеатр;

- Галерея-сад;

- Музей наук принца Фелипе;

- Океанографический парк с океанариумом на открытом воздухе.

Архитектурный комплекс расположен на осушенном дне реки Турия и окружен парками, ручьями и бассейнами. Эта

территория стала популярным местом отдыха жителей города и туристов. Его белая скульптурная фантастическая архитектура из стали, бетона и стекла преобразила город, превратив Валенсию в место паломничества молодых архитекторов.

В апреле 1998 года свои двери для публики распахнул Планетарий. Одиннадцать месяцев спустя состоялось торжественное открытие Музея наук принца Фелипе,хотя он еще не был закончен. Музей был открыт для публики лишь 20 месяцев спустя. 12 декабря 2002 года заработал Океанографический парк с самым большим аквариумом в Европе. Наконец, 8 октября 2005 года был открыт Дворец искусств королевы Софии, который стал известен как Оперный театр Валенсии. Внутреннее пространство здания прекрасно приспособлено длятого,чтобы ставить в нем знаменитые, сложные и престижные оперные и театральные спектакли, проводить музыкальные фестивали и концерты звезд мирового уровня, тем самым популяризируя сразу три любимых испанцами вида искусства: театр, танец и музыку. Залы Дворца оборудованы всем необходимым для разножанровых представлений, включая нетрадиционные и авангардные. Акустика здания по праву считается одной из самых лучших в Европе.

Фрэнк Гери также принял участие в разрушении стерео-типатеатрального здания XIX века, создав свой собственный узнаваемый штамп, по которому спроектировал и построил более десятка зрелищных и музейных зданий. Первым был знаменитый Музей Гугенхейма в Бильбао с фасадами из стальных причудливо изогнутых лопастей «нездешней» архитектуры. Центр исполнительских искусств в Бард-колледже в Аннандейлле-на-Гудзоне, Нью-Йорк,был построен в 2003 году. Ограждающие конструкции этого здания также

Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Интерьер. Архитектор Фрэнк Гери

состоят из произвольно гнутых металлических плоскостей, которые теперь уже воспринимаются как «классика Гери», в сочетании со стеклом и окрашенным профильным металлом несущих конструкций с внутренней стороны этой «кожуры». В здании два зала: большой на 900 мест и малый на 200. Большой зал имеет гибкую планировку, обеспечивающую концертные программы,балетные выступления и театральные постановки. В зале два балкона с четырьмя боковыми ложами. Малый зал также представляет собой трансформируемое пространство, приспособленное для драмы и танцев, но не для симфонической музыки. Здание является базой для Американского симфонического оркестра. Стоимость его строительства - 37 млн. долл.

В двух объектах Гери - Концертном зале имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, 2004 год, и Павильоне Принцкера в Миллениум-парке в Чикаго, 2004 год, - почерк мастера также легко угадывается.

Чикагский летний, весьма плоский амфитеатр на 4000 мест может быть увеличен при необходимости до 7000 мест. Передние ряды зала и сцена накрыты живописно изогнутыми листами титанового сплава. Над задними рядами - трубчатая структура для тента. Вся конструкция органично входит в контраст с жесткими вертикалями чикагских небоскребов как гигантская металлическая скульптура паркового благоустройства, где в свободных позах отдыхают зрители. Стоимость - 60,3 млн. долл.

Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе вместимостью 2275 мест и стоимостью более 150 млн. долл. очень напоминает Музей Гугенхейма в Бильбао. Фантастическая симфония изогнутых металлических плоскостей создает оригинальный образ гигантского инструмента на фоне вертикальных небоскребов. Первоначальную фактуру лопастей с зеркальной поверхностью из нержавеющей стали пришлось по требованию жителей соседних домов зашлифовать и офактурить, поскольку отраженное от них солнце невероятно повышало температуру, которая на замощении поднималась до 60 градусов. Акустическая модель зала была выполнена всемирно известным инжене-ром-акустиком ЯсухисоТойота. Он же разрабатывал акустику Концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Для достижения максимального акустического эффекта в Концертном зале в Лос-Анджелесе стены, барьеры и потолок выполнены из елового дерева, пол - из дуба. Подвесной потолок над залом тремя волнами расходится к наружным стенам. По признанию специалистов в области акустики, это один из лучших залов в Америке. Необычна форма органа. Его трубы под разным углом повернуты в сторону зала, напоминая дрова, приготовленные для гигантского костра. Зрительские места расположены с трех сторон от эстрады, а также на уровне балконов позади эстрады. Ниже - места для хора. Здание имеет сложную планировочную структуру с большим количеством сопутствующих служб и большим

Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. США. Архитектор Фрэнк Гери. 2004

Центр искусств Востока. Шанхай, Китай. Архитектор Поль Андре. 2004. Многозальный комплекс напоминает гигантские литавры неземного оркестра. В них находятся хорошо изолированные друг от друга большой концертный зал на 1979 мест, оперный театр на 1200 мест, камерный зал на 330 мест, а также обслуживающие помещения с выставочным залом, музыкальные магазины, ресторан и искусствоведческая библиотека

Большой театр в Шанхае. Архитектор Жан-Мари Шарпантье. 1998

подземным гаражом. В процессе строительства стоимость здания неоднократно увеличивалась со 130 до 274 млн. долл., из них 110 млн. - стоимость подземного гаража.

Своеобразной архитектурой отличаются новые сооружения Китая, созданные в основном европейскими архитекторами. В 2007 году в Пекине построен Большой национальный театр, спроектированный Полем Андре. Стоимость - 364 млн. долл. Под гигантской яйцеобразной оболочкой из металла и стекла в средней части размещаются в ряд три больших зала: оперный (2416 мест), концертный (2017 мест) и театральный (1500 мест), а также все фойе, рекреации и обслуживающие сцену помещения. Здание окружает водяной декоративный бассейн. Под всем комплексом расположено огромное подземное хозяйство со сценическими трюмами, механооборудованием, репетиционными залами, складами и другими подсобными помещениями. Гигантский размах объекта соответствует масштабу страны.

В 2004 году в Шанхае закончено строительство гигантского трехзального Центра искусств Востока. Архитектор Поль Андре.

1 - Оперный театр; 2 - Концертный зал;

3 - Камерный зал

В 2011 году построен Оперный театр для города Гуанчжоу на 1800 мест общей площадью 70 ООО кв.м и стоимостью 120 млн. долл. Он также выполнен в неповторимых формах внешне раскрепощенной архитектуры, но уже с

Отделка интерьера здания Оперы в Копенгагене

широко используемой технологической схемой сцены и перекошенного шестигранного зала. Архитектор Заха Хадид.

В произведениях Калатравы, Гери, Андре и ряда других современных архитекторов навсегда исчезли старые атрибуты театра - ордерные портики, квадриги, аполлоны с музами, гипсовые маски... И создается впечатление, что само здание стало гигантской выразительной маской, прикрывающей внутреннюю, достаточно технологичную сущность и не слишком необыкновенное решение зала и сцены: те же зрительские места, сценический портал и даже сцена-ко-робка. Но все стало изменяемым, подвижным, трансформируемым, удивляющим публику и еще больше специалистов. Внешняя архитектура театров и концертных залов, используя возможности компьютерной графики и расчетов, пошла по пути иррационального формообразования, активно отказываясь от традиционных элементов театральной архитектуры и образной символики. Театр, конечно, потерял свои знаковые, но надоевшие символы и приобрел новое, выразительное лицо, соответствующее современному суматошному разросшемуся городу. Его динамичные формы рвут на части воображение зрителя, заставляя его сопереживать не только спектаклю, но и архитектуре, которая стала настолько драматичной и интригующей, что возникает сомнение, а нужен ли ей режиссер со своими спектаклями. Его роль почти полностью исполнил архитектор... Еще немного, и живой артист на фоне бурной композиции из динамичных форм с огромными двигающимися в пространстве плоскостями планшетов, акустикой и перегородками окажется немасштабной и слабой фигурой. Я любил классический театр, но жизнь движется вперед. И новой архитектуре под стать только сомасштабная ей музыка.

Опера в Копенгагене. Мастерская Хеннинга Ларсена. 2004. Авторы продемонстрировали возможное развитие традиционной системы ярусного театра с глубинной сценой-коробкой. Ярусы без лож имеют форму галерей, слегка наклоненных в сторону сцены. Верхняя галерея занята техническим оборудованием. Полностью остекленное фойе тремя антресольными балконами выходит в общий атриум с сервисным обслуживанием, буфетами и лестницами. Обращает на себя внимание огромный козырек над главным фасадом с солнцезащитными горизонталями, накрывающий аванплощадь между зданием и водоемом, создающим уникальную ситуацию. Вместимость оперного зала - 1640 мест. В подземном пространстве под зрительным залом располагается универсальный зал с горизонтальным полом, пригодный для репетиций, камерных концертов и спектаклей. Опера в Копенгагене - одно из лучших театральных зданий в Скандинавии

Литература

1. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1947.

2. Hammond М. Performing Architecture Opera Houses, Theatres and Concert Halls forthe Twenty-First Century. L., 2010.

New Forms of Theatrical Architecture. By A.V.Anisimov

At the beginning oftheXXI century the performing-arts industry is being forced through nothing less than a total metamorphosis. In this article there are some projects of new theatres: Shanghai Grand Theatre, Auditorium Parco delta Musica in Roma, Tenerife

Театр «Школа драматического искусства». Интерьер рекреации интересно скомпонован в виде городского квартала между залами. Архитекторы С.А.Гусарев, Б.И.Тхор, И.Попов. 2001

Auditorium in Spain, Palace of the Arts in Valencia and some buildings in Russia. These are new forms of theatres created by famous architects from various countries: Renzo Piano, Michael Wilford, Frank Gehry, Santiago Calatrava, Paul Andreu.

Ключевые слова: театральная архитектура, новые формы, технология, пространство, акустика, театр, концертный зал, сцена, дизайн, здание, исполнительские искусства, музыка.

Key words: theatrical architecture, new forms, technology, space, acoustics, theatre, concert hall, stage, design, building, performing arts, music.

Малый зал «Школы драматического искусства» -уменьшенный макет на тему шекспировского «Глобуса»

Театр «Мастерская Петра Фоменко». Интерьер рекреационного пространства неожиданно и крайне удачно скомпонован вокруг оси длинной парадной лестницы. Архитекторы С.В.Гнедовский, М.М.Гаврилова. 2008

Театр «Тень» или «Тень театра». Шутники обошлись без архитектора, использовав старое здание, маленький макет и ангелов. 1991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.