Научная статья на тему 'Реконструкция семантики кулайских бордюров с окаймлением'

Реконструкция семантики кулайских бордюров с окаймлением Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / МОТИВ / САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ / ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ / СЕМАНТИКА / ОРУДИЯ ОХОТЫ И РЫБОЛОВСТВА / ORNAMENT / MOTIF / SACRAL TEXTS / EQUIVALENCE / SEMANTICS / HUNTING AND FISHING IMPLEMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панкратова Людмила Владимировна

Предлагается вариант интерпретации значения орнаментальных мотивов населения кулайской культурноисторической общности, проживавшего в Приобье в эпоху раннего железа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панкратова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC RECONSTRUCTION OF KULAJSKY BORDERS WITH THE EDGING

The article represents a variant of interpretation of the meaning of ornamental motifs of Kulajsky cultural and historical community that had been living in Obs region in the Early Iron Age.

Текст научной работы на тему «Реконструкция семантики кулайских бордюров с окаймлением»

УДК 903.27:7.031.1(571.1)

Л. В. Панкратова

РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕМАНТИКИ КУЛАЙСКИХ БОРДЮРОВ С ОКАЙМЛЕНИЕМ

Предлагается вариант интерпретации значения орнаментальных мотивов населения кулайской культурноисторической общности, проживавшего в Приобье в эпоху раннего железа.

Ключевые слова: орнамент, мотив, сакральные тексты, эквивалентность, семантика, орудия охоты и рыболовства.

Анализ структуры орнаментальных композиций кулайцев позволяет предположить, что орнаментика общности отражает высокий уровень развития художественных текстов, среди которых выделяются как сакрально отмеченные, так и менее сакрали-зованные. Одним из типов отмеченных текстов являются бордюры с окаймлением. Тексты данной категории состоят из трех и более элементов мотива, расположенных таким образом, что центральный элемент мотива занимает место между двумя и более идентичными фланкирующими элементами бордюра. В качестве центрального орнаментального знака может выступать и свободная от орнамента зона (минус-признак). Композиции подобного типа представлены записями вида: ава, авава, ава-вава, реже - авсва. Каждый элемент мотива (а, в, с) может состоять из нескольких элементов орнамента - горизонтальных поясков оттисков штампа. Некоторые орнаментальные знаки внутри бордюра могут рассматриваться как структуры более высокого уровня - мотивы. К таким знакам относятся ряды волн, зигзагов, полос, взаимопроникающие уголки, треугольники, ромбы, а также меандроид-ные элементы. Аналоги структурам, подобным мотивам с окаймлением, имеются в языковых, живописных, музыкальных, архитектурных, хореографических текстах, в ритуале и т. д. В языковых текстах такие строгие формальные правила используются при создании палиндромов [1, 2].

На основе сопоставления данных археологии, этнографии и лингвистики западносибирских аборигенов предложен возможный вариант интерпретации одного из кулайских бордюров с окаймлением - зигзага, заключенного между двумя параллельными прямыми, - как символа пространства, в котором заключена душа или духи, покровительствующие владельцу орнаментированного предмета. Целью использования орнамента была защита человека, борьба с силами, угрожающими его жизни и здоровью, стремление овладеть душами врагов и животных (военная и охотничья удача) [2]. Но поскольку бордюры с зигзагом в качестве центрального элемента мотива являются лишь одним из вариантов бордюров с окаймлением, а на сакральных предметах в качестве центрального элемента мотива встречаются уголки, треугольники,

меандры, уточки и другие узоры, в том числе и свободные от орнамента зоны (минус-признак), возникает вопрос: являются ли перечисленные варианты бордюров эквивалентными?

Семиотическая эквивалентность, т. е. одновременная различность и тождественность знаков друг другу, может проявляться как минимум в двух отношениях: в парадигматическом и в синтагматическом. В данном случае актуален синтагматический аспект. Поскольку, находясь в одной и той же позиции, в одинаковом окружении разные знаки могут быть как эквивалентными друг другу (если взаимозаменяемые элементы и их окружение в совокупности остаются тождественными), так и неэквивалентными (если элементы в совокупности тождества не сохраняют) [3, с. 103], важно определить критерии тождества бордюров. Таким критерием может быть тождество орнаментированных предметов по назначению и смыслу. Поскольку исследование прагматики и семантики древних предметов может вестись лишь на гипотетическом уровне, методически оправданным будет сопоставление декора на предметах, принадлежащих одному культурно-хронологическому комплексу, одной категории, изготовленных из одного материала, т. е. предметов, имеющих общее назначение и смысл. В качестве удовлетворяющей перечисленным требованиям категории находок рассмотрим бронзовые очелья (диадемы) кулайской культурно-исторической общности. Рассмотрено двадцать диадем различной степени сохранности: из Саровского культового места (13 ед.); по одному очелью из Кижировского поселения, Ишимского клада, Парабельского культового места, сборов с горы Ку -лайки и сборов на р. Нюрса; две - из сборов на р. Васюган [4-8].

В декоре очелий в качестве центрального элемента бордюра выявлены: зигзаг; косые кресты, образующие сетку; сетка из многократно пересекающихся наклонных линий; свободная зона; сочетание зигзага с вертикальными прямыми линиями (см. таблицу). Поскольку элементы повторяются в одной и той же позиции, следовательно, могут быть эквивалентными, сопоставим элементы декора диадем, сопровождающие бордюры. В рассматриваемой выборке преобладают очелья с зигзагом

Бронзовые диадемы кулайской культурно-исторической общности. Соотношение элементов декора

Памятник / центральный элемент бордюра-палиндрома Зигзаг Крест Решетка Параллельные линии Минус-признак

Саровское культовое место - С антропоидом (1 ед.) - С птицей (4 ед.) - С антропоидом и птицей (1 ед.) - С антропоидом (1 ед.) - С птицей (3 ед.) - С антропоидом и птицей (1 ед.) С птицей (1 ед.) Нет С антропоидом (1 ед.)

Ишимское культовое место Нет - С антропоидом, птицей и лосем (1 ед.) Нет Нет Нет

Кулайское культовое место (гора Кулайка) Нет Нет С птицей (1 ед.) Нет Нет

Васюганские находки С антропоидом (1 ед.) Нет Нет С хищными животными (?) и антропоидом (1 ед.) Нет

Парабельское культовое место С антропоидом (1 ед.) Нет Нет Нет Нет

Нюрсинская находка С птицей (1 ед.) Нет Нет Нет Нет

Кижировское поселение С лосем (1 ед.) Нет Нет Нет Нет

в качестве центрального элемента декора. Зигзаг между полос на диадемах сочетается с личинами (3 ед.), птицами (5 ед.), лосем (1 ед.), в композиции из птиц с личинами (1 ед.). К данной группе можно отнести очелье, орнаментированное зигзагом в сочетании с вертикальными линиями, увенчанное фигурками птиц. Вероятно, древние обитатели Приобья рассматривали бордюр как орнаментальный знак, который по смыслу и назначению комплементарен как образу антропоида, так и образам птицы и лося.

Косой крест между горизонтальных полос встречается вместе с изображениями антропоида (1 ед.), птицы (3 ед.), в сочетании антропоида с птицей (1 ед.), в сочетании антропоида с птицей и лосями (1 ед.). Иначе говоря, бордюр с крестом дополняет те же образы кулайского искусства, что и бордюр с зигзагом. Учитывая, что косой крест на некоторых диадемах переходит в изображение косой сетки (по одной диадеме с птицами из Саровского и Ку -лайского культовых мест), можно предположить, что кресты, соприкасающиеся основаниями, являются вариантом изображения сетки. Интересно, что указанные элементы орнамента встречаются и в декоре рамки очелий. В сочетании с бордюром с зигзагом в оформлении рамки очелья повторяются зигзаги, вертикальные (иногда спаренные или утроенные) линии. На одной диадеме из Саровского культового места зигзаг, выполненный на гранях рамки, в трехмерном пространстве образует сетку из ромбов. Возможно, ноги антропоидов, спускающиеся в центральную незаполненную орнаментом часть рамки очелья из Саровского комплекса, выполняют функцию центрального элемента бордюра. В таком случае композиция может рассматриваться не как бордюр с минус-признаком, а как мо-

тив со сгруппированными линиями в центре орнаментальной записи, отмеченный и в оформлении рамок диадем. Сгруппированные параллельные линии в качестве центрального элемента бордюра встречаются на диадеме с хищниками/лосями (?) и антропоидом с р. Васюган.

Иначе говоря, бордюры с окаймлением с зигзагами, косыми крестами, сетками и сгруппированными линиями в качестве центрального элемента мотива являются орнаментальными текстами, имеющими эквивалентное назначение и смысл.

Предложенная ранее реконструкция семантики бордюров-палиндромов [2] может быть дополнена с учетом выявленной эквивалентности элементов бордюра. Путь к реконструкции семантики орнаментальных бордюров открывает сопоставление их функциональности как символических ловушек жизненных субстанций с аналогичными по утилитарному назначению предметами - орудиями охоты и рыболовства.

С древности самым распространенным средством рыболовного промысла обитателей западносибирской тайги является сеть. Наряду с нею были распространены запорные сооружения и ловушки, которые часто также были плетеными. Селькупы делали запоры из лиственничных кольев; кольев, переплетенных кедровой саргой; деревянных решеток. Ловушки плели из конопли, ивовых прутьев. Как и запоры, сети могли быть «деревянными». Так, примитивный «деревянный» невод селькупов (мазанг) представлял собой собранную в подвижный забор решетку из тонких сосновых плах [9, с. 319-325].

Сети и ловушки использовали не только для ловли рыбы. Сетями-«перевесами» охотились на перелетных водоплавающих птиц. А в охотничьем про-

— І46 —

мысле использовались самые разнообразные ловушки. Причем, как отмечают этнографы, даже сегодня селькупы предпочитают ловушки ружьям. В ловушках-самострелах и черканах селькупы употребляли лук. Одна селькупская семья могла устроить своеобразный запор - «черканную дорогу», установив от 100 до 200 ловушек [10, с. 10-19]. Замаскированные ямы-ловушки и засеки из самострелов использовались и для охоты на крупную дичь -лося. Показательно, что засеками из луков-самострелов оборудовали подходы к святилищам. Обозначив подобным образом границу между миром людей и духов [11, с. 231], селькупы рассчитывали на то, что ловушка предотвратит проникновение представителей разных миров в чуждое им пространство. Отметим, что границу между священным местом и миром людей маркировал и кусок ткани, орнаментированный бордюром с зигзагом [11, с. 231].

Для охоты на медведя использовались пальмы -большие металлические ножи, насаженные на длинную рукоять. И, несмотря на то, что между плетеными сетями, ловушками и пальмой не прослеживается сходства ни в устройстве, ни в способе применения, есть основания предполагать, что их общее утилитарное назначение определяло единство семантического восприятия. Показательно, что пальмы, хранящиеся в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ, орнаментированы бордюрами-палиндромами с зигзагами и сеткой.

В качестве апотропея селькупы использовали и опояску из куска невода саипа. Саип надевали под платье, полагая, что он является препятствием для вредоносных лозов, которые не могут добраться к душе, пока не распутают все узелки сети. С целью оберега саип надевали на рога корове и, что особенно важно, так же как орнамент-пирны, кусок саипа вешали над входом в дом. С другой стороны,

когда необходимо было освободить жизненную силу для дальнейшего путешествия в череде перевоплощений, селькупы избегали использования каких-либо предметов, имеющих петли или узелки. Душа «путается в узелках», считают селькупы, и не может покинуть тело. Поэтому на покойного никогда не надевали вязаные вещи, а носки заменяли чулками, сшитыми на «живую нитку» (из полевых материалов Н. А. Тучковой)1.

И, напротив, в костюме шамана, содержащего многочисленные живые субстанции как самого служителя культа, так и его духов-помощников, в изобилии представлены узелки, косы, жгуты и их семантические аналоги в виде наконечников стрел и символических изображений лука и стрелы.

Таким образом, широко распространенными орудиями охоты и рыболовства древних обитателей западносибирской тайги являются сети, запоры и ловушки, в конструировании которых использовались приемы плетения, перевязывания и перекрещивания составных частей. Семантически орудия промыслов воспринимались не только как средства лова добычи, но и жизненных субстанций, присущих всему живому. Вероятно, в результате подобного осмысления произошел перенос назначения и смысла с утилитарных предметов на сакральные. Одним из способов символического воплощения орудий лова жизненных сущностей являются орнаментальные знаки в виде бордюров с окаймлением с зигзагами, крестами, сетками или параллельными линиями, минус-признаком в качестве центрального элемента мотива. В орнаментике Среднего Приобья эти мотивы известны, по крайней мере, с эпохи бронзы. Орнаментальные тексты данного типа носили сакральный характер, а прерогатива их создания принадлежала, по-видимому, служителям культа (шаманам).

Список литературы

1. Панкратова Л. В. Синтаксис и семантика бордюров с окаймлением на керамической посуде кулайцев // Археологические материалы и

исследования Северной Азии Древности и Средневековья: сб. статей / под общ. ред. Л. А. Чиндиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.

С. 240-245.

2. Панкратова Л. В. Реконструкция семантики одного из мотивов кулайской орнаментики // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний: мат-лы XV Междунар. Западно-Сибирской археол.-этногр. конф.: сб. статей / под общ. ред. М. П. Чёрной. Томск: Аграф-Пресс, 2010. С. 231-234.

3. Степанов Ю. С. Семиотика. М.: Наука, 1971. 166 с.

4. Яковлев Я. А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 274 с.

5. Кижировское поселение // Фонды Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ. Коллекция № 6900 (внутриколлекционный номер 23417).

6. Ермолаев А. Ишимская коллекция // Описание коллекций Красноярского музея. Вып. I. Красноярск: Типография б. М. И. Абалакова, 1914. С. 1-19.

7. Мягков И. М. Древности Нарымского края // Труды Томского краевого музея. Т. II. Томск, 1928. С. 51-86.

8. Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 255 с.

1 Автор выражает искреннюю благодарность Н. А. Тучковой за предоставленную информацию и возможность использовать ее в работе.

9. Головнёв А. В., Тучкова Н. А. Селькупы. Хозяйство // Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны.

Кеты: сб. статей / под общ. ред. И. Н. Гемуева. М.: Наука, 2005. С. 317-328.

10. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.

11. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

Панкратова Л. В., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 02.08.2010.

L. V. Pankratova

THE SEMANTIC RECONSTRUCTION OF KULAJSKY BORDERS WITH THE EDGING

The article represents a variant of interpretation of the meaning of ornamental motifs of Kulajsky cultural and historical community that had been living in Ob’s region in the Early Iron Age.

Key words: ornament, motif, sacral texts, equivalence, semantics, hunting and fishing implements.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.