Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ'

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / КРУПНЫЙ ГОРОД / УСТОЙЧИВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ГОРОДА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ РЕКОНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зарипова Анна Владимировна, Маркушина Елена Владимировна

В статье анализируются объективные и субъективные предпосылки формирования программ реконструкции индустриальных зон крупных городов, определены позитивные и негативные следствия их реализации. Определено, что обязательным условием эффективности проектов реконструкции выступает участие государства и администрации города, которые осуществляют функции контроля, надзора, софинансирования проектов и мониторинга показателей экономической, финансовой и экологической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зарипова Анна Владимировна, Маркушина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF INDUSTRIAL ZONES AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF LARGE CITIES

The article analyzes the objective and subjective prerequisites for the formation of programs for the reconstruction of industrial zones of large cities, and identifies the positive and negative consequences of their implementation. It has been determined that the prerequisite for the effectiveness of reconstruction projects is the participation of the state and the city administration, which carry out the functions of control, supervision, co-financing of projects and monitoring of indicators of economic, financial and environmental efficiency.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_1_33 УДК 332.025.1

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Зарипова Анна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Россия, е-mail: zaripovaan@yandex.ru

Маркушина Елена Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Лениногорский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева - КАИ, г. Казань, Россия, е-mail: emarkushina@inbox.ru

В статье анализируются объективные и субъективные предпосылки формирования программ реконструкции индустриальных зон крупных городов, определены позитивные и негативные следствия их реализации. Определено, что обязательным условием эффективности проектов реконструкции выступает участие государства и администрации города, которые осуществляют функции контроля, надзора, софинансирования проектов и мониторинга показателей экономической, финансовой и экологической эффективности.

Ключевые слова: реконструкция индустриальных зон; индустриализация; крупный город; устойчивое сбалансированное развитие; генеральный план развития города; управление проектами реконструкции.

UDC 332.025.1

RECONSTRUCTION OF INDUSTRIAL ZONES AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF LARGE CITIES

Zaripova Anna Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Urban Planning and Planning of Rural Settlements, Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Kazan, Russia, e-mail: zaripovaan@yandex.ru

Markushina Elena Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Leninogorsk branch of the Kazan National Research Technical University Named after A. N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia, e-mail: emarkushina@inbox. ru

The article analyzes the objective and subjective prerequisites for the formation of programs for the reconstruction of industrial zones of large cities, and identifies the positive and negative consequences of their implementation. It has been determined that the prerequisite for the effectiveness of reconstruction projects is the participation of the state and the city administration, which carry out the functions of control, supervision, co-financing of projects and monitoring of indicators of economic, financial and environmental efficiency.

Keywords: reconstruction of industrial zones; industrialization; Big City; sustainable balanced development; master plan for the development of the city; reconstruction project management.

Закономерным следствием процессов индустриализации экономики, начало которым было положено первой промышленной революцией XVIII века, стало размещение объектов промышленности на территории городов, что позволяло субъектам хозяйствования использовать агломерационные эффекты для обеспечения устойчивого роста показателей финансово-хозяйственной деятельности. Доступность рынков сбыта, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, а также наличие квалифицированной рабочей силы обеспечивали масштаб и способствовали перетоку производства в индустриальные центры. Это процессы определили пространственную конфигурацию экономики на весь период господства индустриального технико-технологического уклада и становления постиндустриального общества. Вторая половина ХХ века была ознаменована началом процесса становления сервисной экономики, которая характеризуется доминированием в отраслевой структуре экономики сферы услуг. Изменение роли третичного сектора экономики нашло отражение в увеличении его доли в валовом внутреннем продукте, трансформации структуры рынка труда и требований к содержанию образовательных программ. Сервисная экономика одновременно может быть определена как экономика знаний, что выражается в увеличении доли высокотехнологичного сектора и в решающей роли производства знаний в обеспечении конкурентных преимуществ производителей и конкурентоспособности национальной экономики. Структурная трансформация экономики вызвала кардинальные изменения в планировочной структуре городов, которые на протяжении многих десятилетий характеризовались наличием значительного удельного веса промышленных зон. Необходимость реконструкции индустриальных территорий с учетом новых отраслевых пропорций экономики, современных экологических требований и ориентации на повышение качества жизни населения определила разработку в крупных городах программ перепрофилирования производственных зон и интенсификации их использования. В свою очередь, разработка подобных программ предполагает переосмысление концептуальных подходов к социально-экономическому развитию города.

Это определяет выбор темы данного исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Процесс расширения территорий индустриальных зон в российских городах определялся общеэкономическими закономерностями. В то же время для него были ха -рактерны некоторые особенности, которые определялись социально-экономическими, технико-технологическими и географическими факторами. К числу таких факторов относятся: размещение промышленных предприятий вдоль рек (реки Яуза в Москве, реки Волга в поволжских городах, реки Нева в Санкт-Петербурге и др.), которые выполняли функции транспортных артерий и одновременно обеспечивали развитие гидроэнергетики; обусловленная экстенсивным типом индустриализации высокая доля монофункциональных городов, характеризующихся наличием множества проблем экономического, социального и экологического характера; форсирование процессов формирования городских агломераций в Поволжье и на Урале в годы Великой отечественной войны; резкий рост числа городских агломераций во второй половине ХХ века (в период с 1959 по 1979 гг. их число выросло с 42 до 84, из них число городов-миллиоников - с 16 до 34), подавляющее большинство которых размещается в европейской части России (42 из 50) [7]. Таким образом, во второй половине XX века опорный каркас расселения сформировался как следствие реализации двух взаимосвязанных тенденций: центростремительной и линейностремительной. Первая тенденция проявилась в формировании и развитии больших городов и городских агломераций, вторая - в росте протяженности магистралей и полимагистралей.

К особенностям планировочной структуры российских городов относится высокий удельный вес промышленных зон, которые в «старой» Москве занимали порядка 18,8 тыс. га, что составляло более 17 % территории» [2], в Санкт-Петербурге - около 30 % от всей площади городской застройки и 40 % от площади исторического центра, в Волгограде -около 25 %, в Екатеринбурге - около 15 %. При этом промышленные застройки, как правило, размещались вдоль рек, что ограничивало доступ к речной территории для сали-тебных районов [3]. Так, согласно оценкам

специалистов, «протяженность берегового фронта крупных городов Поволжья, занятого промышленной застройкой» в 2010-х гг. составляла: в Волгограде 58 % от общего бере -гового фронта, в Нижнем Новгороде - 51 %, в Казани - 33 % [8].

Наряду с объективными причинами, определившими особенности пространства российских городов, значительное влияние имели субъективные факторы, к числу которых относились: использовавшиеся на протяжении длительного промежутка времени планировочные подходы, в соответствии с которыми городские администрации отказывались от рекреационных и буферных зон, требовавших дополнительных инвестиций в развитие инженерной и социальной инфраструктуры в результате увеличения площади городской застройки; позиция девелоперов, которые при разработке инвестиционно-строительных проектов ориентировались на уровень транспортной доступности и близость к коммуникациям, а также стоимость земельных участков; слабый учет влияния социальных и экологических факторов на качество жизни городского населения; отсутствие системного подхода к планированию городской застройки и зонированию пространства города.

Современный этап развития экономики, определяемый как постиндустриальный, определяет необходимость перехода от стратегии индустриализации к полифункциональной стратегии устойчивого развития урбанизированных территорий, что предполагает реконструкцию промышленных зон. Территории крупных городов становятся площадкой для размещения объектов, которые выполняют производственные, транспортные, рекреационные функции, а также используются для размещения жилых построек и социальной инфраструктуры. В этих условиях возникает потребность в разработке проектов регенерации промышленных зон, которые включают: «упорядочение, уплотнение, интенсификацию застройки; освобождение от чужеродных элементов; функциональное насыщение недостающими функциями (центры культурно-бытового обслуживания, благоустройство, озеленение, создание дополнительных рекреаций) [1].

Анализ российского и зарубежного опыта реконструкции городского пространства по-

казывает, что трансформация собственно индустриальных зон принимает различные формы, которые в ряде случаев могут комбинироваться: перенос за пределы города промышленных предприятий, деятельность которых сопряжена с экологически вредными последствиями; полная модернизация производства на основе внедрения высоких технологий и соблюдения экологических стандартов; консервация промышленной зоны и превращение ее объектов в музеи, если они обладают культурно-исторической ценностью; полное перепрофилирование территории, что включает рекультивацию земель и строительство объектов жилой недвижимости [3]. Последняя форма трансформации индустриальных зон определяется исследователями как реконструкция, или «система мероприятий по выведению (ликвидации) промышленных предприятий за черту города с последующей застройкой образовавшихся лакун объектами жилого или общественного назначения» [3].

При разработке программ реконструкции промышленных территорий учитываются особенности статуса, территориальное устройство города, а также специфика его социально-экономического и демографического развития. Следует учитывать, что в составе российских городов имеют место города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), которые обладают значительными материальными и административными ресурсами для реализации программ реконструкции индустриальных зон; моноиндустриальные города, к числу которых исследователи относят более 400 населенных пунктов России (Набережные Челны в Республике Татарстан, Тольятти в Самарской области и др.) и которые характеризуются значительными технологическими, экономическими и социальными ограничениями для перепланировки территории; города областного, республиканского, краевого, окружного значения (подчинения), которые характеризуются диверсифицированной экономикой, что способствует разработке и реализации программ модернизации территории и изменения ее функциональных особенностей.

Процессы сервисизации российской экономики и реиндустриализации отдельных видов экономической деятельности создали

объективные предпосылки для успешности реализуемых проектов реконструкции промышленных зон, которые ориентированы на развитие высокотехнологичных секторов экономики (например, технополис Сколко-во в западном административном округе г. Москвы, город Иннопоолис, входящий в агломерацию г. Казани и др.) или модернизацию традиционных отраслей (например, АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» в Республике Татарстан (АО ОЭЗ ППТ«Алабуга»), на территории которой ООО «Соллерс Форд» осуществляет производство легких коммерческих автомобилей Ford Transit, ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» занимается производством панелей МДФ, ДСП и ОСБ и др.). В отдельных случаях в индустриальных зонах создаются общественные пространства (например, создание творческих пространств и бизнес-проектов на территории кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Большевик», ткацкой Даниловской мануфактуры и др. в Москве; организация промышленной биеннале в Екатеринбурге). Однако ключевым направлением реконструкции промышленных территорий в российских городах выступает комплексная жилищная застройка. Так, например, по данным Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [4] в г. Казани разработаны проекты строительства объектов жилой недвижимости. В качестве площадок под застройку выбраны бывшие промышленные зоны, площадь которых превышает 1,2 тыс. га. Реализация этих проектов позволит ввести около 2,5 млн кв. метров жилья [6]. Подобные проекты соответствуют целям стратегии сбалансированного, устойчивого и полицентрического развития динамично развивающегося города-миллионника, которым является Казань. Эти цели получили отражение в ряде стратегических документах города и региона, а также в текущем генеральном плане, доработанном с учетом состояния изменяющихся требований. Реновация город-

ского пространства позволит создать новые точки роста и деловой активности, обеспечит комплексность развития и многофункциональных районов.

Обобщение опыта реализации проектов в индустриальных зонах крупных российских городов позволило сформулировать их достоинства и недостатки при использовании в ходе жилищного строительства. К числу достоинств следует отнести: месторасположение индустриальных зон и близость к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры; реализация проектов обеспечивает комплексное освоение территории и строительство жилых комплексов, обладающих единым архитектурным стилем; выполнение экологических требований; удовлетворение спроса девелоперов на земельные участки, дефицит которых увеличивается по мере развития городов и др. Реализация проектов жилищного строительства ограничивается необходимостью привлечения значительных средств для финансирования проектов по сносу или реконструкции промышленных объектов, рекультивации территории их размещения. Затраты возрастают в случае внесения реконструируемых объектов в список культурного наследия, а также вследствие высокого уровня износа инженерных сетей. В ряде случаев собственники промышленных предприятий предпочитают модернизацию производственных мощностей, что обусловлено превышением затрат на их перемещение за пределы города над доходами от реализации земельных участков (например, ЗАО «Технопарк «Приборостроение» был создан в г. Екатеринбурге на территории НПО «Автоматика»). При этом они могут выступать в качестве подрядчиков проекта по реконструкции предприятия или становятся акционерами модернизируемого предприятия. Определенные трудности возникают при оценке отчуждаемого в процессе реконструкции индустриальных зон города земельного участка.

Наличие большого числа проблем при разработке и реализации проектов по реконструкции индустриальных зон обусловливает необходимость мер стимулирования со стороны органов государственного управления. Так, например, Правительство Москвы способствовало перемещению ряда промышленных предприятий, акционером или

учредителем которых выступало государство, за пределы города. Городские власти совместно с застройщиками и инвесторами определяют список приоритетных проектов по благоустройству, софинансируют расходы, связанные с изменением территории размещения. Так, например, в начале 2012 года для разработки проекта реконструкции территории автомобильного завода им. И. А. Лихачева, площадь которой составляла около 300 га, и формирования оптимального архитектурного решения, был проведен конкурс. С участием нидерландской компании «Меганом» и Института Генплана Москвы была разработана детализированная концепция развития территории, реализация положений которой привела к вводу в действие 400 тыс. кв. м жилья, ледового дворца «Парк легенд», музея, автомобильного центра, объектов коммерческой недвижимости [5].

Следует признать, что при принятии решений городские власти учитывают показатели экономической, финансовой и экологической эффективности проектов. Низкие показатели, имеющие место в ряде случаев, объясняют отсутствие подобных проектов или длительность сроков их разработки в монопромышленных городах, где ликвидация предприятий, находящихся в черте города, сопряжена со значительными издержками и сопровождается потерей налоговых поступления в доходную часть бюджета. В этом случае наиболее приемлемыми представляются проекты модернизации (реиндустриализации) действующих производств, к числу которых относится, например, решение о создании кластера производителей автомобильного оборудования на базе ООО «НПК «Автоприбор» в г. Владимире.

Таким образом, администрация города и органы государственного управления участвуют в программе реконструкции индустриальных зон крупных городов, выполняя следующие функции: формирование про-

граммы действий по реновации промышленных объектов с целью согласования целевых ориентиров проектов с положениями генерального плана развития города; разработка этапов переноса промышленных предприятий за пределы города, определение условий строительства в освобождающихся территориях и порядка выбора инвестора; проведение постоянного мониторинга с целью предупреждения правонарушений при разработке проектов реконструкции и проведении конкурсных процедур; оказание содействия процессам перемещения предприятий на новую территорию базирования с учетом интересов всех заинтересованных сторон; проведение оценки финансовой, экономической и экологической эффективности перемещения промышленных объектов; инициация проектов по инженерной подготовке, экологической очистке реконструируемых индустриальных зон, предназначенных для жилищного строительства.

Проведенное исследование показывает, что реконструкция индустриальных зон крупных городов способствует реализации интересов различных групп населения и государства, поскольку реализация подобных проектов содействует повышению уровня жилищной обеспеченности населения и качества их жизни, развитию третичного сектора экономики и созданию новых рабочих мест. Реновация индустриальных зон выступает составной частью генеральных планов развития подобных городов и учитывает современные принципы соотношения расселения и мест приложения труда, а также факторы инвестиционной привлекательности. Решение поставленных в ходе реконструкции задач требует переосмысления соотношения между конфигурацией экономического пространства и городским строительством, что предполагает поиск сложных решений, а также активного участия государства и местного сообщества.

Список литературы_

1. Битюкова В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России. М.: Либроком, 2009. 450 с.

2. Зубарев И.А., Шутка А.В. Опыт реновации промышленных территорий на примере года Москвы // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. № 5. С. 4-7.

3. Мавлютов Р.Р., Лукьяница М.В., Чижо Л.Н. Трансформация промышленных территорий крупного города как ключевой фактор его социально-экономического развития (на примере г. Волгограда). Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. URL: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ (дата обращения: 15.08.2022).

4. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий: Федеральный за-

кон от 30.12.2020 № 494-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400057502/ (дата обращения: 15.08.2022).

5. ПАО «Завод имени И.А. Лихачева»: [сайт]. URL: https://www.amo-zil.ru/ (дата обращения: 18.08.2022).

6. Сторона Советская: что построят в бывших промзонах Казани. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/19/11/2021/61 9649e59a7947be77c31fea (дата обращения: 15.08.2022).

7. Урбанизация в Европейской России: процессы и результаты. URL: https://uisrussia.msu.ru/stat/MunicipalStat/ geography/2001/gder2001_/gder2001_360.htm (дата обращения: 18.08.2022).

8. Фролов С.С. Градостроительная реконструкция прибрежных промышленных территорий крупнейших городов (на примере г. Волгограда): автореф. дис. ... канд. архит. / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. Волгоград, 2009. 24 с.

References _

1. Bityukova V.R. Socio-ecological problems of urban development in Russia. Moscow: Librocom, 2009. 450 p.

2. Zubarev I.A., Joke A.V. The experience of renovation of industrial territories on the example of the year of Moscow. National Association of Scientists (NAU). 2020. No. 5. pp. 4-7.

3. Mavlyutov R.R., Lukyanitsa M.V., Chizho L.N. Transformation of industrial territories of a large city as a key factor of its socio-economic development (on the example of Volgograd). Volgograd: VolgGASU, 2014. URL: http://www.vgasu. ru/publishing/on-line / (accessed: 08/15/2022).

4. On Amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to Ensure the Integrated Development of Territories: Federal Law No. 494-FZ of 30.12.2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400057502 / (date of address: 15.08.2022).

5. PJSC «I.A. Likhachev Plant»: [website]. URL: https://www.amo-zil.ru / (date of address: 08/18/2022).

6. The Soviet side: what will be built in the former industrial zones of Kazan. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/19/11/202 1/619649e59a7947be77c31fea (accessed: 08/15/2022).

7. Urbanization in European Russia: processes and results. URL: https://uisrussia.msu.ru/stat/MunicipalStat/ geography/2001/gder2001_/gder2001_360.htm (date of reference: 08/18/2022).

8. Frolov S.S. Urban planning reconstruction of coastal industrial territories of the largest cities (on the example of Volgograd): autoref. dis. ... cand. archit. / S.-Petersburg State Architecture.-builds. un-T. Volgograd, 2009. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.