РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭКСТЕРЬЕРА ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ
RECONSTRUCTION OF THE EXTERIOR OF THE CHURCH OF THE ASSUMPTION OF THE BLESSED VIRGIN ON POKROVKA
УДК 726.54
Белякова Дарья Викторовна, студентка архитектурного факультета, 2 курс, ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва
Гапонова Алёна Андреевна, студентка архитектурного факультета, 2 курс, ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва
Мортякова Анастасия Сергеевна, студентка архитектурного факультета, 2 курс, ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва
Belyakova D.V. belkadarvs@gmail.com Gaponova A.A. alyonagap@yandex.ru Mortyakova A.S. Nastya.Walker01@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается ситуация возможности реконструкции Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Существуют некоторые попытки её реконструкции, но неизвестно, когда начнется реализация проектов. Используя компьютерную графику и сохранившиеся изображения церкви, мы представили, как могла бы преобразиться улица Покровка с появлением когда-то снесенного архитектурного объекта.
Были сомнения - насколько гармонично будет смотреться церковь в современной застройке.
Однако, в результате моделирования ситуации стало ясно, что Храм занимает своё место и вписывается в существующую застройку.
Annotation
The article discusses the situation of the possibility of reconstruction of the Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary. There are some attempts to reconstruct it, but it is not known when the projects will begin. Using computer graphics and surviving images of the church, we imagined how Pokrovka Street could be transformed with the appearance of an once demolished architectural object.
There were doubts about how harmoniously the church would look in modern buildings.
However, as a result of modeling the situation, it became clear that the Temple takes its place and fits into the existing building.
Ключевые слова: Храм Успения Пресвятой Богородицы, Покровка, Пресвятая Богородица, Успенская церковь, Москва, Церковь Успения, церковь, Восстановить, Воссоздать, Реконструкция, Храм
Keywords: Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary, Pokrovka, Holy Mother of God, Assumption Church, Moscow, Church of the Assumption, church, Restore, Recreate, Reconstruction
Проходя по улице Покровке в Москве, мы обратили внимание на скверик с березками. Нам показалось, что он не вписывается в общий вид улицы и, что на его месте должен быть архитектурный объект. Мы очень заинтересовались, что же здесь было раньше, поэтому решили подробнее ознакомиться с историей этого места. Оказалось, что здесь, действительно раньше стояла церковь. Но, не простая церковь, а чудесный Храм Успения Пресвятой Богородицы. Изучая его историю, мы задались вопросом, как выглядела бы Покровка, если бы на ней сегодня возвышалась эта церковь.
Восьмое чудо света - так в народе прозвали Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. Многие считали ее истинным,
национальным символом Москвы, наряду с Покровским собором на Красной площади или Чудовым монастырем в Кремле.
История Церкви берет свое начало в 1511 году. Первоначально она была построена деревянной для слободы котельников, которая в первое время обслуживала царский двор. С течением времени слободчане богатели, и улица Покровка приобрела статус государевой дороги (именно по ней в свои загородные резиденции Рубцово и Измайлово ездил царь со своим двором). На царской дороге строились многочисленные церкви. В их числе была построена каменная церковь на Покровке в честь Успенья Пресвятой Богородицы.
Ключевой фигурой в судьбе церкви стал богатый купец Иван Сверчков, который в это время проживал на Покровке. Он возвел собственные каменные палаты, а для постройки домовой церкви он выписал в Москву крепостного зодчего Петра Потапова.
Усилиями купца по проекту крепостного зодчего в 1699 году была открыта каменная Успенская церковь.
Она со временем стала считаться шедевром архитектуры, и вот почему:
• Поднятый на высокий подклет воздушный храм, как бы, устремлялся вверх.
• Вокруг храма была устроена открытая площадка-галерея на ажурной аркаде. Прежде чем зайти внутрь церкви, с этой галереи прихожане могли видеть панораму окрестностей.
• Верхний храм имел 13 глав, как символ Иисуса Христа и 12 апостолов. К нему вела высокая парадная наружная лестница.
• Роскошная трехъярусная шатровая колокольня, похожая на отдельный храм, соединялась папертью с основным зданием церкви.
• С улицы через ажурные арки можно было попасть в нижнюю церковь, освященную во имя святителя Петра Московского.
• Открытое гульбище на четверике основания колокольни с ажурным ограждением.
• Белоснежное кружево декора, включая каменные обрамления дверных проемов и окон на тёмно-красном фоне самого здания.
Церковь послужила вдохновением для многих известных личностей. Так, признанный мастер барокко В. В. Растрелли, взглянув на нее, воодушевился на создание Смольного собора в Петербурге.
Говорят, А. В. Щусев решил стать архитектором после посещения Успенской церкви.
Имел храм судьбоносное значение и для академика Д. С. Лихачева. Именно свидание с Успенской церковью в юности сподвигло его посвятить жизнь изучению культуры Древней Руси.
Приход Церкви Успения Пресвятой Богородицы был особенным. Ее посещали известнейшие уважаемые люди:
• Ф. М. Достоевский - великий русский писатель.
• В.И.Баженов и Н.Н.Легран, которые преподавали в учрежденной в церкви школе чертежников.
• Пашковы, жившие на Покровке, - те самые, чьи родственники имели роскошный замок на Моховой (Дом Пашкова).
• Князья Щербатовы, владевшие усадьбой в Сверчковом переулке.
• Боткины - владельцы знаменитого гастронома на Тверской.
• Абрикосовы - шоколадные магнаты, создавшие в Москве старейшую и крупнейшую отечественную кондитерскую фирму (ныне шоколадная фабрика «Бабаевский»).
История Церкви, действительно, удивительна. Во время Отечественной войны 1812 года она не пострадала. Существует несколько легенд, как так случилось. Одна из них гласит, что сам Наполеон был настолько поражен необычайной красотой Церкви, что приказал не громить ее и выставить охрану для ее спасения.
По другой версии, не Наполеон, а французский маршал Мортье приказал выставить караул, для сохранения храма. Говорят, увидев храм, он произнес: «Это русский Нотр-Дам!».
Так или иначе, сами французы защищали Успенскую церковь от пожара и разграбления.
Советская власть не щадила многие уникальные с точки зрения архитектуры и истории религиозные сооружения. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке не стала исключением. Нарком Луначарский, понимая уникальность Успенской церкви, очень долго боролся за сохранение «символа простого рабочего народа». Именно благодаря Луначарскому она и продержалась дольше других храмов и церквей. Но, к сожалению, в ноябре 1935 года причину для сноса Церкви нашли - по решению Моссовета ее закрывают, якобы, из-за «острой необходимости расширения проезда по улице Покровке». И, хотя, архитекторы-реставраторы выступали против сноса храма, имеющего огромную историческую ценность для Москвы и России, попытки эти не увенчались успехом, Церковь была снесена.
Разрешено было сделать обмеры, снять образцы белокаменного декора, уникальный иконостас 1706 года был перенесен в Новодевичий монастырь, фрагменты фасада и наличники - в музей Донского монастыря.
Сейчас на месте церкви находится скромный скверик с березками.
Очень хочется, чтобы Церковь Успения Пресвятой Богородицы когда-нибудь была восстановлена. Ведь сохранились чертежи, планы, многочисленные зарисовки, картины и даже фотографии храма.
Уже существуют некоторые попытки её реконструкции и воссоздания. Но неизвестно, когда начнется реализация хотя бы одного из проектов восстановления. Всему виной коммерческая часть дела. Сейчас в подвальной части бывшей церкви расположено кафе, владельцы которого закрывать свой бизнес не собираются.
Но мы решили, используя компьютерную графику и сохранившиеся изображения церкви, представить, как могла бы преобразится улица Покровка с появлением когда-то снесенного архитектурного шедевра. Подобные решения уже существуют, но нам они не кажутся достоверными.
Не учтены этапы реконструкции, и подновления храма, которые, были в конце 19 и начале 20 в.в., если судить по внесению в экстерьер элементов классицизма.
Кроме того, вызывает сомнение выбор материала и цвета стен церкви -вместо темно-коричневой филипповской плинфы предлагается светло-красный кирпич или, того хуже, крашенная штукатурка.
Были сомнения - насколько гармонично будет смотреться церковь в современной застройке, в ряду, хоть и исторических зданий, но значительно перестроенных. А тем более рядом с конструктивистским зданием на Потаповском переулке.
Однако, в результате моделирования ситуации стало ясно, что опасения были напрасны - Храм занимает своё место и органично вписывается в существующую застройку.
Литература
1. Статья «Русский Нотр-Дам, почему его уничтожили?» https://zen.yandex.ru/media/fishki_i_shishki/russkii-notrdam-pochemu-ego-unichtojili-i-mojno-li-vosstanovit-605129e6974a7a15695d3944 (дата обращения 10.04.2022)
2. Интернет-журнал live journal [Электронный ресурс] https://vladimirdar.livejournal.com/478287.html?ysclid=l1c51991ks (дата обращения 13.04.2022)
3. Интернет-журнал live journal [Электронный ресурс] https://sergeyurich.livejournal.com/1072938.html?ysclid=l1nkbmo1pm (дата обращения 15.04.2022)
Literature
1. The article "Russian Notre Dame, why was it destroyed?" https://zen.yandex.ru/media/fishki_i_shishki/russkii-notrdam-pochemu-ego-unichtojili-i-mojno-li-vosstanovit-605129e6974a7a15695d3944 (accessed 04/10/2022)
2. Online journal live journal [Electronic resource] https://vladimirdar.livejournal.com/478287.html?ysclid=l1c51991ks (accessed 04/13/2022)
3. Online journal live journal [Electronic resource] https://sergeyurich.livejournal.com/1072938.html?ysclid=l1nkbmo1pm (accessed 04/15/2022)