Научная статья на тему 'РЕКОНФИГУРАЦИИЯ СЕТЕЙ МОЗГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ НА РАБОЧУЮ ПАМЯТЬ'

РЕКОНФИГУРАЦИИЯ СЕТЕЙ МОЗГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ НА РАБОЧУЮ ПАМЯТЬ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Когнитивная нейронаука / сетевая нейронаука / интеллект / сети мозга / функциональная связность / Cognitive neuroscience / network neuroscience / intelligence / brain networks / functional connectivity

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Эрнстон И.М., Адамович Т.В.

В данном исследовании рассматривается изменение сетей между состоянием покоя и задачей Стернберга, как фактор успешности выполнения когнитивной задачи. Результаты показывают, что большее различие между состояниями в диапазоне нижняя-β способствует большей успешности выполнения когнитивной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Эрнстон И.М., Адамович Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONFIGURATION OF BRAIN NETWORKS IN THE TRANSITION FROM A RESTING STATE AS A FACTOR OF ACCURACY IN A WORKING MEMORY TASK

In the study the effect of reconfiguration of brain networks on the accuracy in Sternberg Working Memory Task is considered. The results suggest that a greater reconfiguration between resting state and task networks in the lower-β range contributes to greater performance on a cognitive task.

Текст научной работы на тему «РЕКОНФИГУРАЦИИЯ СЕТЕЙ МОЗГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ НА РАБОЧУЮ ПАМЯТЬ»

УДК 159.91

РЕКОНФИГУРАЦИИЯ СЕТЕЙ МОЗГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ НА РАБОЧУЮ ПАМЯТЬ

DOI

Эрнстон И. М.1,Адамович Т. В.2

1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва

2 Психологический институт РАО, Москва e-mail: ilya.ernston@gmail.com

Аннотация: В данном исследовании рассматривается изменение сетей между состоянием покоя и задачей Стернберга, как фактор успешности выполнения когнитивной задачи. Результаты показывают, что большее различие между состояниями в диапазоне нижняя-^ способствует большей успешности выполнения когнитивной задачи.

Ключевые слова: Когнитивная нейронаука, сетевая нейронаука, интеллект, сети мозга, функциональная связность.

Текст сообщения

Общий интеллект является одним из наиболее популярных объектов изучения в нейронауке. Множество исследований с применением методов нейровизуализации демонстрируют, что оценки по многим психометрическим тестам интеллектуальных способностей имеют устойчивые корреляты в структурных и функциональных характеристиках мозга.

С учетом сложной пространственно-временной динамики активности мозга одним из наиболее перспективных видится подход сетевой нейронауки, направленный на анализ характеристик структурных и функциональных сетей, связанных с исполнением тех или иных когнитивных функций. К сегодняшнему дню собрано достаточно данных, свидетельствующих о том, что изменения в функциях могут вызвать изменения в структуре нейронных сетей, благодаря чему возникает явление сетевой динамики, т. е. их реконфигурации и перенастройки.

К наиболее популярным теориям о связи уровня интеллекта и нейронального субстрата относится теория нейрональной эф-

фективности, согласно которой основой для организации нейронных сетей мозга является стремление системы к компромиссу между минимизацией энергетических затрат на поддержание деятельности мозга и возможностью появления адаптивно ценных топологических паттернов анатомических или функциональных связей между популяциями нейронов. Относительно связи топологии сетей мозга с уровнем интеллекта известно, что общей уровень интеллекта (g-фактора) связан с интегративными процессами, обеспечивающимися глобальными нейронными сетями, имеющими в среднем относительно высокую длину пути.

Развитием идеи о структуре и динамике нейронных сетей головного мозга как основных нейронных механизмах интеллекта является недавняя нейросетевая теория интеллекта, согласно которой индивидуальные различия в области интеллекта связаны с индивидуальными особенностями топологии функциональных сетей мозга и характеристиками их реконфигурации в процессе решения задачи, при этом общий фактор g является глобальным свойством функциональной организации мозга, основанной на балансе между глобальной и локальной переработкой информации. Ввиду этого, оптимальной с точки зрения соотношения эффективности обработки информации и затрат на ее передачу для сетей мозга является так называемая сетевая топология «тесного мира» (small-world topology), характеризующиеся низкой длиной пути и высокой кластеризацией. В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что нейронные сети человеческого мозга, как правило, имеют топологию «тесного мира», обладая такими характеристиками как высокая кластеризация и высокая глобальная эффективность, высокая модулярность (modular community structure), что указывает на высокое количество хабов или узлов с множеством связей.

В данном исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:

Более успешное решение когнитивных задач связан с более высоким уровнем интеграции в индивидуальной функциональной сети (функциональных сетях одного человека);

Большая вариабельность характеристик (больший уровень реконфигурации) функциональной сети во времени связана с более успешным выполнением когнитивных задач.

В исследовании участвовали 67 человек в возрасте 17—34 лет (M=21.7, SD=3.36), 20 из них — женщины, все правши, не имеющие в анамнезе травм и неврологических нарушений. Схема психофизиологического эксперимента предполагала записи 10 минут фо-

новой активности интервалами по 2 минуты с закрытыми глазами и с открытыми глазами, всего — 6 и 4 минуты записи двух видов фоновой активности соответственно, после этого — предъявление когнитивного задания (тест Стернберга), всего 129 стимулов. Мозговая активность регистрировалась с помощью 64х-канальной ЭЭГ- системы BrainVision ActiCHamp.

Были построены матрицы функциональной связности с применением методов оценки синхронизации сигналов (Weighted Phase Lag Index (wPLI)). На основе матрицы синхронизации между отдельными электродами был построен граф, содержащий 30 % наиболее сильных связей в матрице, который затем был проанализирован с применением топологических метрик, которые отражают уровень интеграции и сегрегации в сети. Анализ производится в 3 частотных диапазонах: от 8 до 13 Гц (а-ритм), от 13 до 20 Гц (нижний в-ритм) и от 20 до 30 Гц (верхний в-ритм). Оценивалась связь между успешность выполнения когнитивной задачи и метриками топологии графа, включающими в себя среднюю длину пути (APL), характеристическую длину пути (CPL), коэффициент кластеризации (CC), модулярность сети и коэффициент партиципации (PC). Уровень интеграции сети повышается при уменьшении значений APL, CPL, CC и модулярности и повышении значения PC; обратная динамика является индикатором повышения уровня сегрегации. Оценка реконфигурации производилась с помощью метода Cosine distance между сетями в состояниях покоя и задачи. Большая дистанция рассматривается как свидетельство большего уровня реконфигурации.

Для анализа связей между переменными был рассчитан коэффициент корреляции Спирмена с поправкой Холма-Бонферрони. Были отобраны корреляции, имеющие уровень значимости p <.05.

Наиболее существенную связь удалось обнаружить между величиной PC при решении задачи (r = -.32), а также величиной изменения PC (r =.4) и количеством правильных ответов в диапазоне частот верхнего в-ритма. Можно проследить тенденцию созависи-мости этих метрик и успешности и в частотном диапазоне а-ритма (r = -0.36 и r = -0.3 соответственно), а также наличие корреляции с количеством ответов связанной с PC метрикой модулярности (r =.15 и r = -.16 в а- и верхнем в-диапазонах соответственно). Вместе с этим прослеживается корреляция величины изменения модулярности с успешностью решения когнитивной задачи (r =.11 и r = -.28 в а и верхнем в-диапазонах соответственно). Эта взаимообратная модальность корреляции модулярности и CP свидетельствует

в пользу достоверности обнаруженных свойств сети. Помимо этого, была обнаружена связь степени реконфигурации сетей сетями между состояниями покоя и решения когнитивной задачи (г =.18 и г =.15 в нижнем ^-диапазоне для состояния покоя с открытыми и закрытыми глазами соответственно).

Данные свидетельствуют, в первую очередь, о существовании связи рабочей памяти со структурой и топологией функциональных сетей в состоянии решения когнитивных задач и в покое, который отражается на уровне сегрегации/интеграции сети, для которых была установлена связь с количеством успешно выполненных задач в когнитивном тесте. Положительная корреляция этого параметра с коэффициентом партиципации (РС) и отрицательная — модулярностью в нижнем ^-диапазоне свидетельствуют о том, что большая интеграция функциональных сетей головного мозга связана с более высоким уровнем успешности выполнения когнитивных задач. Интересно, что в диапазоне частот а-ритма характер корреляции этих метрик обратный, то есть более высокий интеллект оказывается связан с более сегрегированной сетью.

Помимо этого, данные о дистанциях между сетями свидетельствуют в защиту положений нейросетевой теории интеллекта о связи реконфигурации сетей с уровнем интеллекта. Однако, следует сказать, что корреляции были обнаружены только в частотном диапазоне нижнего в-ритма, и для объяснения такого характера зависимости характеристик функциональных сетей от частоты регистрации требуются дальнейшие электрофизиологические исследования, которые должны пролить свет на роль ритмической активности в исполнении когнитивных функций, в частности, интеллекта.

Такие результаты свидетельствуют в пользу концепции нейро-нальной эффективности, а также дополняют последние исследования, которые указывают на связь высокого уровня интеллекта с меньшей реконфигурацией сетей на фоне их большей интеграции при решении различных видов когнитивных задач, в первую очередь, требующих исполнения когнитивных функций флюидного интеллекта. В совокупности по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Данные о характеристиках сетей головного мозга указывают на то, что уровень интеграции функциональных сетей связан с успешностью выполнения задачи: чем выше уровень интеграции, тем выше уровень поведенческих показателей;

В исследовании была показана ограниченная положительная связь реконфигурации сетей головного мозга с уровнем интеллекта. В дальнейших исследованиях планируется расширение набора когнитивных задач для дальнейшего подтверждения выводов текущего исследования.

Список литературы:

1. R. M. Hutchison и др., «Dynamic functional connectivity: Promise, issues, and interpretations», Neurolmage, т. 80, сс. 360—378, окт. 2013, doi: 10.1016/j.neuroimage.2013.05.079.

2. C. Conaco и др., «Functionalization of a protosynaptic gene expression network», Proc. Natl. Acad. Sci., т. 109, вып. supplement_1, сс. 10612—10618, июн. 2012, doi: 10.1073/pnas.1201890109.

3. А. Т. Валерьевич, «ИНТЕГРАЦИЯ И СЕГРЕГАЦИЯ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕТЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА», Теоретическая И Экспериментальная Психология, т. 13, вып. 3, Art. вып. 3, 2020.

4. E. Bullmore и O. Sporns, «The economy of brain network organization», Nat. Rev. Neurosci., т. 13, вып. 5, сс. 336—349, май 2012, doi: 10.1038/nrn3214.

5. M. P. van den Heuvel, C. J. Stam, R. S. Kahn, и H. E. Hulshoff Pol, «Efficiency of Functional Brain Networks and Intellectual Performance», J. Neurosci., т. 29, вып. 23, сс. 7619—7624, июн. 2009, doi: 10.1523/JNEUR0SCI.1443—09.2009.

6. R. J. Haier, R. E. Jung, R. A. Yeo, K. Head, и M. T. Alkire, «Structural brain variation and general intelligence», NeuroImage, т. 23, вып. 1, сс. 425—433, сен. 2004, doi: 10.1016/j.neuroimage.2004.04.025.

7. A. K. Barbey, «Network Neuroscience Theory of Human Intelligence», Trends Cogn. Sci., т. 22, вып. 1, сс. 8—20, янв. 2018, doi: 10.1016/j.tics.2017.10.001.

8. S. Achard и E. Bullmore, «Efficiency and Cost of Economical Brain Functional Networks», PLoS Comput. Biol., т. 3, вып. 2, с. e17, фев. 2007, doi: 10.1371/journal.pcbi.0030017.

9. Y. He и др., «Uncovering Intrinsic Modular Organization of Spontaneous Brain Activity in Humans», PLoS ONE, т. 4, вып. 4, с. e5226, апр. 2009, doi: 10.1371/journal.pone.0005226.

10. O. Sporns, C. J. Honey, и R. Kotter, «Identification and Classification of Hubs in Brain Networks», PLoS ONE, т. 2, вып. 10, с. e1049, окт. 2007, doi: 10.1371/journal.pone.0001049.

11. R. Bruña, F. Maestú, и E. Pereda, «Phase locking value revisited: teaching new tricks to an old dog», J. Neural Eng., т. 15, вып. 5, с. 056011, окт. 2018, doi: 10.1088/1741—2552/aacfe4.

12. J. Saramaki, M. Kivela, J.-P. Onnela, K. Kaski, и J. Kertész, «Generalizations of the clustering coefficient to weighted complex networks», Phys. Rev. E, т. 75, вып. 2, с. 027105, фев. 2007, doi: 10.1103/Phys-RevE.75.027105.

13. A. Clauset, M. E. J. Newman, и C. Moore, «Finding community structure in very large networks», Phys. Rev. E, т. 70, вып. 6, с. 066111, дек. 2004, doi: 10.1103/PhysRevE.70.066111.

14. W. Thompson, G. Kastrati, K. Finc, J. Wright, J. Shine, и R. Poldrack, Time-varying nodal measures with temporal community structure: a cautionary note to avoid misquantification. 2019. doi: 10.1101/659508.

15. G. Facchetti, G. Iacono, и C. Altafini, «Computing global structural balance in large-scale signed social networks», Proc. Natl. Acad. Sci., т. 108, вып. 52, сс. 20953—20958, дек. 2011, doi: 10.1073/ pnas.1109521108.

16. J. A. Thiele, J. Faskowitz, O. Sporns, и K. Hilger, «Multitask Brain Network Reconfiguration Is Inversely Associated with Human Intelligence», Cereb. Cortex, с. bhab473, фев. 2022, doi: 10.1093/cercor/ bhab473.

17. R. E. Jung и R. J. Haier, «The Parieto-Frontal Integration Theory (P-FIT) of intelligence: Converging neuroimaging evidence», Be-hav. Brain Sci., т. 30, вып. 2, сс. 135—154, апр. 2007, doi: 10.1017/ S0140525X07001185.

RECONFIGURATION OF BRAIN NETWORKS IN THE TRANSITION FROM A RESTING STATE AS A FACTOR OF ACCURACY IN A WORKING MEMORY TASK

Ernston I. M.1, Adamovich T. V.2

1 Moscow State University M. V. Lomonosov, Moscow, Russia

2 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia e-mail: ilya.ernston@gmail.com

Abstract: In the study the effect of reconfiguration of brain networks on the accuracy in Sternberg Working Memory Task is considered. The results suggest that a greater reconfiguration between resting state and task networks in the lower-^ range contributes to greater performance on a cognitive task.

Key words: Cognitive neuroscience, network neuroscience, intelligence, brain networks, functional connectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.