Научная статья на тему 'Рекомендации Ternbull Review Group и Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG)'

Рекомендации Ternbull Review Group и Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ TERNBULL REVIEW GROUP / ЗАКОН О КОНТРОЛЕ И ПРОЗРАЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РИСКАМИ / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / RECOMMENDATIONS OF / THE TERNBULL REVIEW GROUP / THE CONTROL AND TRANSPARENCY IN BUSINESS / ACT / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайбуллина Дания Радиковна, Растегаева Фания Саитовна

В статье рассмотрены международные рекомендации по внутреннему контролю: Ternbull Review Group и KonTraG. Одним из важнейших компонентов рекомендации Ternbull Review Group является эффективный мониторинг системы внутреннего контроля на постоянной основе. При этом результатом мониторинга является ежегодная оценка системы внутреннего контроля. Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG) требует от немецких компаний создания системы раннего обнаружения рисков. Несоблюдение этого требования может привести к серьезным последствиям. Российские компании могут взять за основу эти рекомендации и создать более эффективную систему внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations of the Ternbull Review Group and the Control and transparency in business Act (KonTraG)

The paper considers international recommendations to the internal control: the Ternbull Review Group and KonTraG. One of the most important components of recommendations of the Ternbull Review Group is the efficient monitoring of the system of internal control on a regular basis. The result of the monitoring is annual assessment of the system of internal control. The Control and transparency in business Act (KonTraG) demands the implementation of early risk identification system in every enterprise. Ignoring this requirement can lead to serious consequences. Russian companies can rely on the mentioned recommendations for creating more efficient system of internal control.

Текст научной работы на тему «Рекомендации Ternbull Review Group и Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Рекомендации Ternbull Review Group и Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG)

Хайбуллина Дания Радиковна

Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Dania R. Khaibullina

Graduate student at the Department of Accounting, audit and statistics of a branch in Ufa Financial University under the Government of the Russian Federation

Растегаева Фания Саитовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Fania S. Rastegaeva

Doctor of Economical Sciences, Professor at the Department of Accounting, audit and statistics of a branch in Ufa Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: khdaniya@mail.ru

УДК 657.6

Recommendations of the Ternbull Review Group and the Control and transparency in business Act (KonTraG)

В статье рассмотрены международные рекомендации по внутреннему контролю: Ternbull Review Group и KonTraG. Одним из важнейших компонентов рекомендации Ternbull Review Group является эффективный мониторинг системы внутреннего контроля на постоянной основе. При этом результатом мониторинга является ежегодная оценка системы внутреннего контроля. Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG) требует от немецких компаний создания системы раннего обнаружения рисков. Несоблюдение этого требования может привести к серьезным последствиям. Российские компании могут взять за основу эти рекомендации и создать более эффективную систему внутреннего контроля.

Ключевые слова и словосочетания: система внутреннего контроля, рекомендации Ternbull Review Group, Закон о контроле и прозрачности в бизнесе, управление рисками.

The paper considers international recommendations to the internal control: the Ternbull Review Group and KonTraG. One of the most important components of recommendations of the Ternbull Review Group is the efficient monitoring of the system of internal control on a regular basis. The result of the monitoring is annual assessment of the system of internal control. The Control and transparency in business Act (KonTraG) demands the implementation of early risk identification system in every enterprise. Ignoring this requirement can lead to serious consequences. Russian companies can rely on the mentioned recommendations for creating more efficient system of internal control.

Keywords: system of internal control, recommendations of the Ternbull Review Group, the Control and transparency in business Act, risk management.

В условиях финансовой нестабильности значение надёжной системы внутреннего контроля нельзя переоценить [5, с. 163]. Изначально внутренний контроль не развивался как целостное явление. В разное время актуальность имели те или иные аспекты внутреннего контроля. Наибольшее внимание в настоящее время уделяется таким направлениям внутреннего контроля, как аудит, управление рисками, комплаенс и прочее. В результате этого существует огромное многообразие стандартов, законодательных и нормативных документов, посвященных тому или иному аспекту внутреннего контроля, но в таких документах зачастую

отсутствует взаимосвязь между компонентами внутреннего контроля в зависимости от страны, отрасли, организационной структуры, вида деятельности и прочее.

Среди наиболее значимых и глобальных признанных документов по данному направлению необходимо выделить: COBIT, SAC, COSO и SAS 55/78. На основе этих стандартов компании многих стран формируют внутренние стандарты, положения по внутреннему контролю. Существуют также рекомендации, которые котируются в определенных кругах компаний. Среди них можно выделить рекомендации Tembull Review Group и немецкий Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG). Рассмотрим более детально эти два стандарта.

Рекомендации Ternbull Review Group разработаны Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса. Данные рекомендации используются организациями, котирующимися на Лондонской фондовой бирже.

Рекомендации основаны на принятие руководством компании подхода, основанного на риске для создания надежной системы внутреннего контроля и анализе его эффективности. Процессы внутреннего контроля должны быть включены во все обычные процессы компании.

Согласно данной рекомендации при определении политики в отношении внутреннего контроля компании следует учитывать следующие факторы:

- характер и степень рисков, с которыми сталкивается компания;

- масштабы и категории риска, которые считаются приемлемы для компании;

- вероятность возникновения риска;

- способность компании уменьшить влияния на компанию различных рисков;

- расходы по реализации мероприятий системы внутреннего контроля [1, c.15].

Все сотрудники несут определенную ответственность за внутренний контроль. Они должны обладать необходимыми знаниями, навыками, информацией и полномочиями организовывать, проводить и контролировать систему внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля по рекомендациям Ternbull Review Group включает в себя следующие элементы:

- оценка рисков;

- мероприятия по контролю окружающей среды и управления;

- информационные и коммуникационные процессы;

- процессы постоянного мониторинга эффективности системы внутреннего контроля.

В процессе оценки рисков компания выявляет значительные операционные, финансовые и другие риски и оценивает их на постоянной основе. Также формирует список рисков, которые являются для компании приемлемыми.

Мероприятия по контролю окружающей среды и управления включают в себя культуру компании, кодекс поведения, трудовую политику, разграничение обязанностей сотрудников, безопасность материальных и нематериальных активов компании, вопросы обеспечения непрерывности бизнеса, компетентность сотрудников.

Процесс информации и коммуникации включает в себя следующие элементы:

- переоценка информационных потребностей и связанных с ними информационных систем по мере выявления рисков или недостатков отчетности;

- периодические процедуры отчетности, в том числе полугодовой и годовой отчетов.

Эффективный мониторинг системы внутреннего контроля на постоянной основе является одним из

важнейших компонентов. Руководитель при этом не может полагаться только на встроенные процессы мониторинга в компании, но и должен регулярно получать и просматривать отчеты о внутреннем контроле. Руководитель компании должен проводить ежегодную оценку эффективности системы внутреннего контроля, чтобы убедиться, что он рассмотрел все существенные аспекты внутреннего контроля в компании в течении отчетного года и до даты утверждения годовой отчетности.

Ежегодная оценка системы внутреннего контроля должна рассмотреть следующие вопросы:

- изменения, с момента последней ежегодной оценки, в характере и степени существенных рисков, а также способность компании реагировать на изменение внутренней и внешней среды;

- объем и качество постоянного мониторинга системы внутреннего контроля;

- степень и частота передачи результатов мониторинга руководителю;

- частота выявления недостатков контроля в течении периода и степень их влияния на финансовые показатели или состояние компании.

Социально-экономическое развитие территорий

Система внутреннего контроля, по рекомендациям Ternbull Review Group, уменьшает, но не может устранить человеческих ошибок, бедность суждений в принятии решений, мошенничество и возникновение непредвиденных обстоятельств. Она обеспечивает разумную, но не абсолютную гарантию достижения компанией своих бизнес-целей.

С 1 мая 1998 года в Германии вступил в силу Закон о контроле и прозрачности в бизнесе (KonTraG). Закон является результатом крупных корпоративных коллапсов в Германии, которые привели к массовой критике методов управления рисками и немецкой системы контроля [3, с.6].

Закон предназначен для анализа потенциальных рисков, которым компания подвергается систематически, и для решения оптимальных соотношений между затратами и выгодой.

Целью KonTraG является:

- ответственность руководства компаний за управление своими рисками;

- управление рисками (классификация и контроль рисков);

- создание системы раннего предупреждения рисков;

- профилактический мониторинг и выявление ошибочных разработок, таких, как вирусы, незаконный контент, ИТ-безопасность;

- прозрачность деятельности компании для принятия решения инвестором [2].

Закон требует от немецких компаний создания системы мониторинга для раннего обнаружения существующих рисков. Необходимая система раннего обнаружения - это инструмент, с помощью которого риски в компании должны быть своевременно распознаны, чтобы быстро реагировать на возникновение угрожающих событий.

Внутренний контроль внедряется во все бизнес-процессы организации, в частности особое внимание уделено проверке налоговых расчетов. При этом система внутреннего контроля затрагивает все сферы деятельности организации, поскольку количество и уровень рисков, которым подвержены организации неуклонно растёт [6, С. 138].

Система риск-ориентированного внутреннего контроля включает в себя следующие мероприятия:

- идентификация рисков;

- анализ рисков и их последующая оценка;

- управление рисками;

- мониторинг.

Компания заботится о своевременном, адекватном, гибком реагировании на нежелательные события. Для этого требуется полная идентификация всех рисков. На этом этапе компания должна решить, какие риски являются приемлемыми для бизнеса. Из-за объема данных компании рекомендуется для выявления рисков, управления ими, использовать сертифицированные программные системы и модели.

Целью анализа рисков является качественная оценка рисков и их количественное измерение для создания матрицы рисков компании. Каждый риск должен быть классифицирован в соответствии с причинами и частотой возникновения, потерями (ранее признанными или ожидаемыми).

С управлением рисками завершается этап выявления и оценки рисков, и начинается активное управление ими. Цель этого этапа - уменьшить вероятность возникновения и ограничить влияние рисков. Риски с незначительным воздействием, независимо от вероятности возникновения, могут быть приемлемыми. Риски с высоким потенциалом воздействия требуют мер по их устранению, даже если вероятность возникновения низкая [4, с.3].

Цель последнего этапа - эффективно контролировать меры по управлению рисками. Это возможно с помощью анализа отклонений и процедур внутреннего контроля в течении временной последовательности. Этот критерий состоит в том, что определенные пределы, критерии или показатели не превышены. На основе этих критерий руководство компании принимает решение о корректировке системы внутреннего контроля и управления рисками.

Принципом KonTraG является то, что все бизнес - риски обнаруживаются. Компания рассматривается как система, которая не может быть скомпрометирована индивидуальными рисками [7, с.54].

Закон содержит неопределенную структуру для реализации, при которой возникает большой простор для интерпретации. Тем не менее, обязательство по созданию системы раннего предупреждения однозначен. Несоблюдение этого требования может привести к серьезным последствиям. Предприниматели и менеджеры несут административную ответственность за созданную систему раннего предупреждения рисков.

Изучение этих рекомендаций российскими компаниями должно привести к пониманию важности

эффективного мониторинга и оценки результативности системы внутреннего контроля. Российские компании нуждаются в совершенствовании процесса постоянной отчетности о состоянии системы внутреннего контроля и о существенных рисках, которые могут привести к нежелательным последствиям.

Библиографический список

1. Review of the Turnbull Guidance on Internal Control - Evidence Paper, 2015г.

2. Gesetz zur Kontrolle und Transparenz im Unternehmensbereich (KonTraG), 1998г.

3. Helmut Trauboth "Risikomanagement und das Gesetz zur Kontrolle und Transparenz im Unternehmensbereich (KonTraG)" // Krisennavigator, 3 том, выпуск №4, 2000г.

4. Mario Mattheus «Das Gesetz zur Kontrolle und Transparenz im Unternehmensbereich (KonTraG): Frbhwarnung und Transparenz nun gezetzlich gefordert» // Krisennavigator, 2 том, 1999г.

5. Растегаева Ф.С., Сахирова И.П., Князева И.Н. Создание риск-ориентированного внутреннего контроля: анализ законодательной базы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 163-169.

6. Растегаева Ф.С., Сахирова И.П., Князева И.Н. Внутренний контроль как инструмент снижения риска несостоятельности (банкротства) // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 5. С. 137-143.

7. Савенков Л.Д. Модель системы сквозного внутреннего контроля на промышленных предприятиях (диссертация кандидата экономических наук) - Москва, 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.