Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ БРЕНДИНГА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА РОСТОВЫХ КУКОЛ "ЗАКРЫТЫЕ ЛИЦА"'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ БРЕНДИНГА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА РОСТОВЫХ КУКОЛ "ЗАКРЫТЫЕ ЛИЦА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БРЕНД / БРЕНДИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ТЕАТР / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР / КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Досько Вероника Викторовна

Данная научно-исследовательская работа позволит разработать собственный механизм по созданию бренда, определить основные направления и этапы для усовершенствования работы народного любительского театра кукол «Закрытые лица» и вывод его на культурный рынок Республики Беларусь. Цель работы - раскрыть возможности брендинга как основного инструмента продвижения театра на культурном рынке страны. Задачи: проследить процесс создания и продвижения бренда; проанализировать деятельность любительского театра «Закрытые лица»; создать собственный механизм продвижения любительского театра «Закрытые лица».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ БРЕНДИНГА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА РОСТОВЫХ КУКОЛ "ЗАКРЫТЫЕ ЛИЦА"»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ БРЕНДИНГА _ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА РОСТОВЫХ КУКОЛ «ЗАКРЫТЫЕ ЛИЦА»

Досько Вероника Викторовна

Белорусский государственный университет культуры и искусств

г.Минск, Беларусь

АННОТАЦИЯ

Данная научно-исследовательская работа позволит разработать собственный механизм по созданию бренда, определить основные направления и этапы для усовершенствования работы народного любительского театра кукол «Закрытые лица» и вывод его на культурный рынок Республики Беларусь. Цель работы - раскрыть возможности брендинга как основного инструмента продвижения театра на культурном рынке страны. Задачи: проследить процесс создания и продвижения бренда; проанализировать деятельность любительского театра «Закрытые лица»; создать собственный механизм продвижения любительского театра «Закрытые лица».

Ключевые слова: культура; бренд; брендинг; продвижение; театр; любительский театр; кукольный театр.

Любительское объединение «Закрытые лица» был создан швеёй Еремичского приёмного пункта Марией Петровной Крень ещё в 1981 г (Республика Беларусь). В 2003г. за высокое исполнительское мастерство, творческое развитие национальных культурных традиций и активную концертную деятельность коллектив получил звание «народный». Данный любительский театр отличается от других любительский театров своей новизной. В Беларуси нет любительского театра ростовых кукол, костюмы и сценарии постановок, которые разрабатывают сами участники. «Закрытые лица» - это участники, которые скрывают свои настоящие образы под костюмами животных, зверей, птиц. Название полностью отражает суть деятельности театра, хорошо запоминается и передает основную задумку руководителя - перевоплотить людей в различные персонажи. Каждый год «Закрытые лица» выступают как минимум с одной новой постановкой. На сегодняшний день создано более 50 персонажей, например: волк, медведь, жираф, обезьяна, петух, зубр, рыба, лягушка, страус, змей-горыныч, верблюд и другие. Ежегодно в Ере-мичском ЦСДК проводятся концерты, тематические вечера, театрализованные представления в которых активно принимает участие кукольный театр «Закрытые лица», так же приглашают на районные, областные и республиканские мероприятия.

Беларусь славится кукольными театрами, один из них уже стал брендом страны - это театр кукол «Бат-лейка». Однако, таких театров, как «Закрытые лица» в Беларуси нет, и чтобы способствовать развитию и продвижению данного народного любительского театра, я предлагаю свой механизм, который бы смог способствовать этому и в результате грамотного и профессионального подхода специалистов превратить данный театр ростовых кукол в бренд нашей страны. Механизм создания бренда «Закрытые лица» состоит из трех блоков, которые в свою очередь состоят из этапов.

Первый блок - создание и усовершенствование бренда. Этот блок подразумевает под собой анализ конкурентного рынка, разработку подробного плана творческой и гастрольной деятельности театра, разработку основных моментов, которые положительно будут влиять на деятельности театра (имя, логотип, слоган и т.д.). Это будет способствовать узнаванию, отличать от конкурентов и выделять среди других продуктов.

Так как театр уже создан, но на наш взгляд, необходимо его усовершенствование для более качественной работы. Чтобы усовершенствовать работу, необходимо провести SWOT-анализ; разработку имиджа; разнообразить и дополнить репертуар.

Таблица 1

SWOT-анализ:

Сильные стороны Возможности

- единственный в Беларуси; - широко профильность выступлений; - востребованность и заинтересованность среди разновозрастной аудитории. - стать брендом страны; - участие в многих творческих проектах страны; - активная гастрольная деятельность за рубеж; - стать профессиональным театром.

Слабые стороны Угрозы

- низкий уровень репертуара; - не профессиональность участников; - недостаточное финансирование; - недостаток рекламы и PR. - не востребованность среди населения; - конкурентная активность; - не окупаемость вложенных средств.

«Имидж - это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы» [21, с.134].

Независимый бизнес-тренер, актриса драматического театра, маркетолог Краснодарского академического театр драмы им. М. Горького Е. Карпанина предлагает следующую схему построения имиджа театра, которая состоит из имиджа услуги, имиджа потребителя, внутреннего имиджа организации и отдельных ее участников. Говоря об имидже услуги, автор разделяет его на два со зависимых компонента: функциональная ценность услуги (основная выгода, которую обеспечивает услуга) и дополнительные услуги (то, что обеспечивает основной услуге отличительные свойства: название, дизайн, упаковка, условия платежей, послепродажное обслуживание и т. п.) [12].

На примере коллектива «Закрытые лица» это можно проследить следующим образом: основная функция любительского театра «Закрытые лица» -культурно-развлекательная. Кукольный театр может принимать участие в любом творческом фестивале, концерте, массовых гуляниях, тематических праздниках и т.д. Любой из разыгранных номеров можно подстроить под тематику праздника, в зависимости от целевой аудитории и масштабности проекта. Любительский театр «Закрытые лица» может работать как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, так как в первую очередь позиционирует себя как любительский народный театр. Коллектив отличается от других любительский театров своей новизной. В Беларуси нет любительского театра ростовых кукол, костюмы и сценарии постановок, которые разрабатывают сами участники. Название, на наш взгляд, подобрано удачное. «Закрытые лица» - это участники, которые скрывают свои настоящие образы под костюмами животных, зверей, птиц. Название полностью отражает суть деятельности театра, хорошо запоминается и передает основную задумку руководителя - перевоплотить людей в различные персонажи.

Имидж потребителя (индивидуальные личностные ценности, или ценностные ориентации). На сегодняшний день у каждой возрастной категории свои потребности в искусстве. Репертуар труппы широкопрофильный, рассчитан на разновозрастную аудиторию. Потребность у каждой возрастной группы своя, поэтому разработка сценариев постановок готовиться индивидуально для определенной аудитории, в зависимости от тематики мероприятия. На сегодняшний день среди детской аудитории очень популярны инсце-

нировки сказки, инсценировки песен из мультфильмов, небольшие миниатюры и зарисовки детской тематики и цирковые представления. Аудиторией постарше хорошо воспринимается тематика сельской жизни и быт, отрывки из советских фильмов, пародии на известных личностей. В целом, «Закрытые лица» практикуют разные формы работы с целевой аудиторией.

Внутренний имидж (культура организации) - это система ценностей, разделяемая сотрудниками организации, способ и средство создания и развития организации, особая технология управления. Основывается организационная культура на жизненных ценностях сотрудников, и формируется длительное время [29].

Данный театр работает на базе учреждения Ере-мичский центральный сельский дом культуры. В организации работают люди с высшим и средне-специальным образованием, заинтересованные в своей работе. На протяжении долгих лет в коллективе сформирована творческая среда, все работники клуба и участники труппы активно работают и создают новые творческие постановки, внедряют новые формы работы с целевой аудиторией, ответственно подходят к своему делу.

Имидж участников в целом (внешность, параметры неосновной деятельности). Основной состав труппы люди от 30 до 50 лет. Так же участвуют в постановках дети и подростки. Люди совершенно разных профессий и увлечений, однако, цель их участия - удовлетворение своих творческих способностей, раскрытие творческого потенциала, развитие себя как личности.

Репертуар является одним из самых важных элементов для театра. В некоторых случаях, не столько труппа театра, сколько многие постановки являются брендовыми. В период 2011-2013 гг. труппой было разработаны и поставлены 31 постановка, с которыми «Закрытые лица» активно принимали участие во многих районных и областных мероприятиях.

Так как в коллекции «Закрытых лиц» более 50 персонажей животных, птиц и зверей, то главный акцент уделяется цирковым представлениям, с которыми можно участвовать во многих мероприятиях для разновозрастной аудитории. Цирковые представления - это хорошая возможность задействовать в номере большое количество ростовых кукол, тем самым показать масштабность коллектива и его разнообразность. Инсценировки сказок не менее важная форма выступления, поэтому «Закрытые лица» могут стать участником любого детского фестиваля, праздника, дня рождения, так как ростовые куклы могут выступать не только на сцене, их еще можно задействовать на фотозонах.

Если брать коммерческую сферу, то у театра уже

был удачный опыт работы на корпоративах. В репертуаре «Закрытых лица» специально разработаны постановки для таких мероприятий, которые отличаются от других постановок своей спецификой, целью и направленностью деятельности. Мы уже разработали перечень сценических представлений, которые составят репертуар народного театра, которые классифицировали по возрастным аудиториям. Данные представления направлены на разновозрастную целевую аудиторию, поэтому коллектив сможет выступать с данным репертуаром не только на тематических мероприятиях, но и давать собственные концерты для разной категории населения. Таким образом, в механизме создания и продвижения бренда, в первую очередь нужно продумать цель проекта, выявить его плюсы и минусы, проанализировать ситуацию на рынке и продумать перспективность будущей деятельности проекта.

Второй блок - управление брендом - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей. Данный блок включает в себя следующие этапы: позиционирование; концепция работы; сегментация рынка. Позиционирование играет основную роль в механизме создания и продвижения бренда. Его цель - это сформировать представление у потребителей о будущем бренде, то, что они будут покупать и почему они должны отдать предпочтение конкретному продукту, а не другим схожим. На наш взгляд, позиционирование - это достаточно длительный процесс. Он требует подробного анализа конкурентного рынка: поиска информации о восстребованности того или иного культурного продукта на данный период времени, изучения готовности аудитории принять то, что вы предлагаете.

Народный любительский театр «Закрытые лица» позиционирует себя в первую очередь, как инициативный, творчески заинтересованный и талантливый коллектив (некоторые участники театра ростовых кукол состоят в коллективе с 1981 г.). Труппа активно гастролируют по стране, не смотря на профессиональную занятость, всегда стремится внести какие-то новшества в выступления, следят за тенденциями искусства, что востребовано у общества, что вызывает интерес у определенной аудитории и т.д. «Закрытые лица» приняли участие во всех предложенных мероприятиях, что говорит об их профессионализме и заинтересованности в своем деле. Однако, на наш взгляд, он может позиционировать себя и как профессиональный, так как со временем основной состав коллектива, в силу своего возраста не смогут активно продолжать свою творческую деятельно, поэтому можно сформировать состав из людей, получивших образование в области искусства. Для успеха работы любого коллектива - необходим профессиональный подход к творческой деятельности, ответственность и инициативность всех его участников.

Концепция работы коллектива - это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, творческую, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели . В работе любительского театра «За-

крытые лица», на наш взгляд возможно следующая концепция, которая основывается на экономической системе, в которой каждый член коллектива рассматривается как творческая личность.

Концепция управления. Формирование системы коллектива (формирование целей, функций, структуры, принятие и реализация решений). Основная цель театра «Закрытые лица» - это реализация и удовлетворение творческих и духовных интересов населения, поддержка талантливых и инициативных людей, способ их самореализации;

Функции коллектива: организация работы; обеспечение художественного уровня и творческих результатов деятельности; удовлетворение потребностей, как участников, так и потребителей. В принятии какого-либо решения задействованы все участники объединения, руководитель учитывает мнение и предложения состава, и на основе этого принимается единогласное решение; разработка технологии театра (адаптация, обучение, карьерный рост). На данный момент не используются технологий по усовершенствованию творческой деятельности и обучению персонала. Однако в перспективах развития, для участников можно проводить различные тренинги по актёрскому мастерству, пластике, движению. Такие занятия только улучшат работу участников, будут способствовать новым творческим результатом и успехам, а сами постановки будут казаться более интересными и профессионально подготовленными

Разработка методологии управления коллективом (сущность участников организации как объекта управления, процессы формирования поведения участников, соответствующего целям организации, методам и принципам). Взаимоотношения у всех участников с руководителем демократические, все решения принимаются совместно. В коллективе сложилась дружеская атмосфера и благоприятный климат. Работа и репетиции проходят без конфликтов, так как за долгие годы совместной работы, участниками выработана четкая система творческой деятельности.

Третий блок - продвижение бренда, который направлен на получение прибыли при помощи воздействия на потребителя, его восприятие товара или услуги. В этом блоке, мы бы выделили следующие механизмы, которые способствуют продвижению: реклама и PR.

Реклама, очень важный элемент в механизме брен-динга, так как от грамотно разработанной концепции продвижения будет зависеть как успех, так и известность театра. На сегодняшнем этапе развития театра о нем часто пишут в прессе: газета «Культура», районная газета «Полымя». Однако больше из рекламных средств театр кукол ничего не практикует. На мой взгляд, для эффективного продвижения помимо рекламы в прессе необходимо использовать радио- и телерекламу, выставки и ярмарки, прямую почтовую рассылку. «Закрытые лица» активно могут стать участниками любого рекламного ролика, посвященного различным предстоящим мероприятиям. Видео материал поможет потребителям наглядно увидеть костюмы, что должно вызвать интерес и любопытство в непосредственно самих постановках. Участие в выставках и ярмарках позволит установить мгновенный контакт с потребителем, напрямую вызвать интерес костюмами, действием, юмором.

Мы предлагаем следующие виды рекламы для народного любительского театра «Закрытые лица»: Реклама в прессе - газеты «Полымя», «Культура», «Советская Беларусь», «Звязда» (размещение статей, предложений, фото коллектива). Полиграфическая реклама - визитки, флаеры, буклеты, листовки (краткая информация о театре, контактные телефоны, адрес, фото коллектива с выступлений). Реклама в интернете - разработка сайта «Закрытых лиц», создание блогов, страниц и групп в социальных сетях. На наш взгляд, вышеперечисленные виды рекламы наиболее эффективны на сегодняшний день, и на данной стадии усовершенствования работы и творческой деятельности будут результативны.

PR способствует формированию достойного имиджа, избеганию вредных слухов и возможных предвзя-тостей, а так же повышению качественного обеспечения совокупных запросов потребителей. Что касается труппы театра «Закрытые лица», то в первую очередь необходимо разработать мероприятия, которые бы напрямую смогли отражать деятельность театра. Например, можно сделать ряд благотворительных выступлений в детских домах, больницах для людей с тяжелыми заболеваниями и т.д. Тем самым театр будет положительно позиционировать себя в обществе, информация об этих проектах будет размещена в СМИ, что позволит театру стать более известным среди потребителей.

Более активно участвовать в конкурсах и фестивалях любительских коллективов, в том числе и фестивалях театрального искусства. Тем более, что у театра «Закрытых лиц» существует постановка «Вандроука Яромы», основанная на исторических событиях, связанных с созданием д. Еремичи (Республика Бела-

русь). На любом из фестивалей и конкурсов эта работа имела бы успех, так как историческая тема очень актуальна сегодня. Еще одна часть мероприятий, которые могут принести успех - это городские праздники и народные гуляния. Труппа театра может разыграть любую сказку, отрывок из фильмов, которые будут актуальны на том или ином мероприятии, активно работают со зрителями, задействует их в выступлениях.

Мы предложили следующие виды PR-мероприятий, которые на наш взгляд, наиболее эффективны для народного любительского театра «Закрытые лица»: брифинг, презентация, шоу-маркетинг. Разработанные PR-мероприятия будут способствовать известности в рамках театрального творчества страны, знакомству с потенциальными потребителями а так же помогут экономической эффективности народного любительского театра «Закрытые лица».

Таким образом, предложенный механизм создания и продвижения бренда на наш взгляд, является базой любого создаваемого продукта, и при выводе на рынок товаров услуг, каждый из блоков механизма должен быть четко проработан и выполнен. Хорошо продуманный механизм создания и продвижения бренда может принести успех новым товарам и услугам.

Список литературы:

1. Карпанина Е. Из чего состоит имидж театра? - режим доступа к изд.: https://vk.com/ ^рю-16069722_25031925.

2. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебное пособие. - М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2000.

3. Траут Д. Новое позиционирование: Учебное пособие. - СПб. : Питер, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.