рекомендации по составлению раздела «введение» к магистерской,
кандидатской или докторской диссертации
СЛЕСАРЕВ М.Ю,
доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ
в области образования
диссертация, как и любой научный труд, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Во введении к диссертации приводят все основные характеристики исследования (они должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям Высшей аттестационной комиссии к диссертациям). В основной части излагают весь ход исследования — от анализа состояния изучаемого вопроса до практического применения идей автора. Заключение содержит результаты, полученные лично автором, и рекомендации по их применению.
Во введении должны быть затронуты такие моменты, как: актуальность исследования; степень разработанности проблемы; цель и задачи; предмет и объект исследования; хронологический период исследования; гипотеза исследования; новизна и достоверность методов исследования; положения, выносимые на обсуждение и на защиту; практическая и научная значимость осуществленного исследования; апробация исследования.
Существуют устоявшиеся правила и традиции составления введения к диссертации, сформировавшейся в каждой конкретной отрасли наук, в том числе и в технических науках.
Введение к диссертации составляет примерно 10 % общего объема текста работы, например, в кандидатской диссертации это около 15 страниц (если объем диссертации составляет около 150 страниц, или 250 тысяч печатных знаков с пробелами, исключая список литературы и приложения).
К сожалению, большинство аспирантов пишут введение уже после написания черновика глав или разделов диссертации или сначала составляют проект введения, потом пишут главы диссертации и только после этого редактируют введение, т.е. фактически подгоняют теоретические и методологические положения введения под готовую работу. Однако такой порядок написания научного труда может существенно затруднить окончательное оформление диссертации из-за невозможности представить в едином замысле всю работу. Автору приходится убирать некоторые части выполненной работы из-за несоответствия предметов исследования выбранному научному направлению по паспорту научной специальности.
чтобы не отказываться от части материалов уже выполненной исследовательской работы, придется готовить комплексную диссертацию по нескольким научным направлениям с соответствующим специальным формированием состава диссертационного совета для рассмотрения такой работы.
Если же сначала написать введение, обозначив в нем все научно-методические характеристики буду-•Л щей научной работы, то можно качественно и без лишних трудозатрат выполнить все необходимые работы ^ и избежать проблем с целостностью тематики на завершающем этапе написания работы. ^ Рассмотрим, какие именно ключевые разделы содержатся во введении к диссертации.
(8
Л
Ю 1. Актуальность исследования. В данном разделе обосновывается актуальность (общественная и на-
РО учная значимость) темы исследования для науки и практики. Актуальность темы является одним из основных требований ВАК к исследованию. Как правило, актуальность темы исследования обусловливается необходимостью ее научного (академического) и практического (прикладного) изучения. Если решаемая
2 О
Н в исследовании задача восполняет недостающие знания в исследовании данной области и востребована
О
наукой или народным хозяйством в данный момент и в данной ситуации, то исследование считается актуальным.
2 Актуальность исследования, являясь, с одной стороны, характеристикой современного состояния ис-¥ следуемого вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой — характеризует автора как ученого, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практи-
I-
ческую значимость для отраслей экономики нашей страны.
Ф Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач ®® исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе обоснования актуальности идут по
660
© М.Ю. Слесарев
пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации, т.е. сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задача. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется, по мнению автора работы, наиболее значимая; характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы; рассматриваются причины возникновения проблемы; после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса. таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяются объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна его теме.
для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме. Исследователи группируются по рассматриваемым вопросам, которые автор работы считает недостаточно проработанными в их трудах. далее формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Актуальность исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. Если ранее данная тема никем не рассматривалась или рассматривалась лишь частично, следует упомянуть об этом, но это недостаточный аргумент. Обосновывают своевременность, необходимость и насущность исследования той или иной темы.
также рекомендуется аргументировано сказать о том, что исследование является актуальным, востребованным, так как ориентировано на достижение новейших научных результатов, а внедрение его в научный оборот или общественную практику будет способствовать решению теоретической проблемы или практической задачи.
чисто формальной констатации актуальности темы исследования недостаточно для обоснования темы работы, и тут могут возникнуть претензии при рассмотрении работы в диссертационном совете и в Высшей аттестационной комиссии. Поэтому важно помнить, что обоснование актуальности темы исследования имеет определяющее значение, поскольку в соответствии с Положением «О порядке присуждения ученых степеней» (утв. Постановлением Правительства Рф от 24.09.2013 г. № 842 (ред. от 28.08.2017)) рецензенты и официальные оппоненты на основе изучения диссертации и опубликованных работ по теме диссертации представляют в диссертационный совет письменный отзыв, в котором обязательно оценивают актуальность темы диссертации.
Обоснование актуальности занимает один-два абзаца текста. Его рекомендуется разделить на несколько пунктов, описывающих недостаточность исследований или наличие пробелов в отрасли знания. Можно использовать примерно такие фразы: «Исследование нацелено на выявление и анализ факторов...», «Работа представляет особый интерес для.», «Исследование может способствовать...», «Изучение роли ... имеет большое значение для правильного понимания особенностей...».
2. Степень разработанности проблемы (состояние разработки научной проблемы). В данном разделе необходимо определить степень изученности проблемы, указать перспективные направления для дальнейшего научного анализа, который и предпринимается исследователем. В некоторых диссертациях первым разделом первой главы является обзор литературы по теме, однако целесообразнее поместить его именно в данном разделе введения. В обзоре научно-исследовательской литературы соискатель может употребить следующие фразы: «Интерес к ... нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и за- до рубежных авторов», «Используются и развиваются наработки и идеи российских и зарубежных авторов С относительно ...», «Также в диссертации проводится дискуссия с теми российскими и зарубежными н учеными, которые заняты исследованием ...», «Приработе над диссертацией были изучены коллективные труды и отдельные монографии ученых, посвященные ...», «Многочисленные публикации демонстрируют ^ большой диапазон мнений при освещении отдельных аспектов ...», «Изучение ..., несмотря на большое ко- Щ личество литературы ..., не получило до нашего времени достаточно подробного освещения ни в россий- С ских, ни и зарубежных работах», «Причина недостаточного внимания исследователей к ... обусловлена Я тем, что .» и т.п.
О
г
3. Цель и задачи исследования. При аргументации выбора цели исследования необходимо указать научную концепцию всей научно-исследовательской работы, отметить академический результат, к которому исследователь устремляется. цель исследования, как правило, указывают одну, однако если целей несколько, следует выделить основную. Автору необходимо придерживаться указанной цели, что, в конечном итоге, способствует созданию цельного и непротиворечивого исследования. Задачи исследования должны способствовать реализации поставленной научной цели. Следует также учесть, что задачи исследования Я формулируются и указываются последовательно, в соответствии с планом и структурой диссертации, ее Я главами и параграфами. 1
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследования и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются оборо-
(л)
В
г
< о
б)
ты «раскрыть сущность», «сформулировать и обосновать», «выявить факторы», «рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссертации.
При указании цели и задач исследования можно воспользоваться следующими выражениями: «Целью исследования является выявление тех основных групп факторов, которые влияют на процесс ...», «Цель исследования состоит в том, чтобы, анализируя ..., выявить особенности и характерные черты функционирования ...», «В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи: изучить взаимодействие ..., показать основные этапы и особенности деятельности ..., выявить факторы ..., обосновать роль ...».
4. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс или феномен (явление), порождающее проблемное поле и поэтому подлежащее изучению. Предметом исследования является тот частный аспект проблемы, который находится в его области. Предмет исследования может совпадать или коррелировать (быть взаимосвязанным) с концепцией темы исследования. При этом предмет исследования должен соответствовать научной специальности, на которую аккредитован диссертационный совет. Поэтому соискатель ученой степени в своем исследовании должен постоянно следить, чтобы текст соответствовал своему предметному полю. Вообще, изначально он должен определить, в каком предметном поле пишется текст его работы, и в дальнейшем следовать этой концептуальной установке.
5. Хронологические и территориальные рамки (период) исследования. В исследовании пишут об использовании материалов, относящихся к определенному отрезку времени и географическому региону. хронологический период и географическая привязка, выбранные в исследовании, должны обусловливаться выбранной темой научной работы и позволить исследователю выявить существенные факторы и перспективы развития исследуемого явления. При обосновании своего выбора исследователь может употребить следующий оборот речи: «Выбор территориальных и хронологических рамок исследования объясняется значением ...».
(8
6. Теоретические и методологические основы исследования. В этом разделе необходимо обозначить теоретические концепции и вопросы, с которыми связаны новаторские гипотезы соискателя и результаты исследования, а также определить методологию проводимого исследования, проанализировать список имеющихся источников. Обязательно должна раскрываться методологическая основа исследования. Под нею понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели исследования. В тексте диссертации автор должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность правильного выбора методов исследования, и следовательно, определяет достоверность результатов исследования. В автореферате в разделе «Методологическая основа исследования» перечисляются только основные методы, использованные автором. Все методы, используемые в научном познании, можно подразделить на общенаучные и специальные. При обосновании методов исследования можно сказать так: «При написании работы применялась 2", следующая совокупность методов: ...», «В методологическом отношении для понимания ... использова-Ю лисьразработки ...». X
¡^ 7. Гипотеза исследования. формулировка гипотезы не является обязательным элементом, и ее предЕ ставление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основной идеей работы, дц представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Примеры фор-^ мулировки гипотезы: «обоснование параметров ... должно осуществляться на основе ...», «В работе утверждается, что ...», «Автор полагает, что ...», «Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ...», «Научная гипотеза исследования предполагает существенную зависимость ...», «Гипотеза исследования строится на предположении о том, что ...». Гипотеза в результате выполненных ^ исследований может быть подтверждена или опровергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого результата и, как правило, выбирается новая тема для исследования.
О
ц 8. Эмпирическая база исследования (источники исследования). В данном разделе необходимо ука-
зать (преимущественно по типам) все источники (документы и данные), использованные при написании научного труда: «Был изучен и обобщен фактический материал на тему ...», «В исследовании уделено вни-Ф мание официальным материалам ... и других международных организаций ..., выступления официальных ®® представителей ..., текстам соглашений и договоров ...».
5 I Н
О
9. Научная новизна исследований. Новизна постановки и решения исследуемой проблемы является решающим фактором обоснования новизны исследования. Определяя и формулируя научную новизну исследования, автору следует учесть выводы всех предшествующих исследований, выделяя при этом свой новаторский подход, определяющий дальнейшее развитие научного знания. Соответственно, предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.
Научная новизна является основным признаком научной работы, за которую и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформулирована в одном предложении. так, автор может разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешенную ранее. Однако в современных условиях насыщенности всех областей знаний научными исследованиями проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. формулировка научной новизны должна быть увязана с наименованием или темой диссертации и включать ее часть с четким объяснением, что нового по сравнению с предыдущими работами выявлено автором.
Здесь уместны такие обороты, как: «автор видит новизну полученных результатов в том, что ... », «к новым результатам исследования можно отнести ...», «новыми являются следующие выводы ...», «Целый ряд приводимых в работе неизвестных и малоизвестных фактов характеризует ...», «Кроме того, анализ ... позволяет выявить наиболее перспективные направления для ...», «Научная новизна предпринятого исследования определяется недостаточной изученностью ...», «Данная работа является фактически первым комплексным научным анализом ...», «Разработана типология ..., процедуры формирования ..., интерактивные процедуры ...», «Научная новизна исследования состоит в том, что разработана концепция ...».
10. Основные положения (научные выводы), выносимые на обсуждение. Они являются подтвержденными составными частями гипотезы. фактически это научные результаты, полученные в ходе исследований. Здесь могут быть установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. то есть научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных исследований. Естественно, последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой исследования и подтверждать как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
В данном разделе соискателю необходимо не только указать основные положения своего труда, выносимые на обсуждение или на защиту, но и подтвердить достоверность своих теоретических и практических положений, например: «На обсуждение, или на защиту выносятся следующие положения: ...», «Достоверность исследования подтверждается совокупностью многочисленных источников, на которых базируются выводы ...».
11. Достоверность научных положений. тут перечисляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.), подтверждающие полученные в ходе исследований результаты. Соискатель должен показать, что изложенные в исследовании положения, выводы и рекомендации являются достоверными, т.е. объективно существуют, а не являются следствием ошибочных построений и умозаключений соискателя. для того чтобы диссертационный совет имел основания доверять до исследованиям соискателя, необходимо, чтобы положения, выводы и рекомендации научной работы всегда С надежно подтверждались в рамках исследуемого объекта для всего класса предметов исследования. то есть н при тех же условиях на разных объектах могли быть повторно получены те же результаты.
для подтверждения достоверности могут использоваться различные способы. В работе должна быть ^ продемонстрирована достоверность информации об исследуемом предмете. Это базируется на всесторон- Г нем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ по предмету исследования, на примене- С нии в исследованиях апробированного научно-методического аппарата (см. выше). Я
достоверность может быть доказана верификацией, т.е. подтверждением того же результата при осу ществлении аналогичных работ на многих объектах. Кроме того, существуют следующие методы доказа- 2 тельств достоверности: аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой. Аналитические методы проверки достоверности применяются при наличии в исследованиях математических моделей (экономико-математические, социальные и др.), которые позволяют математически описать исследуемые процессы. Экспериментальные методы проверки достоверности реализуются путем сравнения теоретических и экспериментальных результатов. При подтверждении научных результатов практикой рассматривается совпадение явлений из практики с теоретическими положениями. достоверность верифицируется также Я наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Ч
О
(л)
В
г
< о
12. Теоретическая и практическая значимость исследования (применимость проведенного исследования, сделанных в нем выводов и обобщений, предложенных рекомендаций). В данном разделе необ-
б>
(О
ш о
2 о
ходимо обосновать теоретическую и практическую значимость осуществленного исследования, указать, в чем состоит определенное теоретическое значение этого научного исследования, отметить теоретические аспекты диссертации и то, в каких областях науки или народного хозяйства могут быть воплощены в практику результаты исследовательской работы. Соискатель должен определить практическую значимость осуществленного исследования, дать рекомендации по использованию полученных результатов в научных, учебно-методических работах и, соответственно, в научной и педагогической деятельности. В работе, имеющей прикладное значение, должны быть приведены сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — рекомендации по использованию научных выводов.
Научная (теоретическая) значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие научных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов, служить базой для дальнейших научных исследований. В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы. Особо отметим: поскольку разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана в обеих областях.
При обосновании значимости исследования можно использовать приведенные ниже формулировки: «Материалы и обобщения, содержащиеся в работе, могут быть полезны для ...», «Материалы исследования могут также послужить основой для подготовки аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов в вузах ...», «Материалы работы [могут быть] использованы в учебном процессе при преподавании и обучении по курсу ...».
13. Апробация результатов исследования (представление его итогов на научных симпозиумах, обсуждение на кафедре, публикации). Огромное значение имеет апробация (лат. арргоЬаНо — одобрение, утверждение, основанное на проверке, обследовании, испытании) исследования. В настоящее время под термином «апробация» понимается критическая оценка со стороны научного сообщества научных исследований соискателя, причем оценке подвергаются не только конечные результаты работы, но и методики исследования, и промежуточные результаты работы.
Апробация стимулирует автора переосмысливать свои научные исследования, глубже их дорабатывать, помогает ему подтвердить или понять необходимость пересмотра научных положений. Апробацию работы с целью своевременного получения объективных оценок этапов проводимого исследования, выводов и практических рекомендаций необходимо начинать с самого начала работы над исследованием.
Наиболее распространенными способами доведения до научной общественности материалов работы являются участие автора в научных конференциях, симпозиумах; выступления на заседаниях кафедры; участие в различных видах мероприятий научного сообщества; подготовка и направление в различные органы предложений по теме исследований. Публикации соискателя в виде книг, тезисов докладов на конференциях, депонирование частей научных исследований также являются апробацией результатов исследований.
Необходимо отметить, что материал, представленный для апробации, должен быть оформлен в виде текста доклада, проекта, сообщения. целесообразно проводить обсуждение работы с коллегами, научными сотрудниками и преподавательским составом по месту подготовки диссертации. Положительным моментом апробации работы на различных научных форумах является не только формирование автора как ученого, но и получение опыта подготовки докладов и выступлений, ведения научной дискуссии, что позволит соискателю уверенно провести защиту диссертации на заседании диссертационного совета.
¡^ При написании раздела указываются наиболее значимые семинары, симпозиумы, конференции, на— учно-исследовательские работы (НИР), разработки и прочие научно-методические мероприятия, где была 10 представлена диссертация соискателя, а также ее основные результаты и положения. При этом используют-РО ся следующие формулировки: «Основные результаты исследования были представлены на научно-практической конференции ..., симпозиуме ..., совещании ...», «По теме работы опубликованы: монография, два учебных пособия, пять статей, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты
Н работы ...», «Результаты научной работы включены в "Отчет о научно-исследовательской работе "... ». *
14. Внедрение результатов исследования. Исследования прикладного и частично теоретического 2 характера находят свое применение в различных отраслях народного хозяйства. Причем данные результа-£ ты могут быть использованы еще до защиты диссертации. Это называется внедрением, и оно отражается
в тексте введения к диссертации. ¡^ Внедрение результатов подтверждается документально организацией, которая в своей деятельности Ф их применила, что, в свою очередь, принесло данной организации экономический, социальный или иной ®® эффект. Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется разработанностью
в диссертации теоретических и методических положений, которые в работе доведены до конкретных рекомендаций. таковые могут быть представлены в виде методик, инструкций, нормативов и пр. (конкретные рекомендации по совершенствованию структуры производства, и нормативы затрат времени, и инструкции по использованию программ и т.д.).
Внедрением результатов научных исследований является также их использование в учебном процессе путем включения в учебные, учебно-методические и методические пособия и учебники. таким образом, внедрение — это передача результатов исследования потребителю научной продукции в удобной форме, обеспечивающей повышение эффективности его работы, оформленная соответствующими документами.
При написании раздела исследования используются следующие формулировки: «Результаты работы внедрены в практику работы отдела научных исследований НИИ в форме инструкции ...», «Методические указания по ..., разработанные ..., использованы при написании учебно-методического пособия ...».
Впрочем, если соискателю еще не удалось внедрить свои научные разработки, сформулированные в исследовании, это, конечно, недостаток работы, но не ее негодность.
15. Объем диссертации. В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, количество глав, заключение, наличие приложений), а также о ее объеме с указанием количества рисунков, таблиц и приложений.
00
Ф
0 т
1
*
О У
Т
0
1
(л)
В
г
3
у
о *
5
б)