Научная статья на тему 'Рекомендации по модернизации городских распределительных линий электропередач'

Рекомендации по модернизации городских распределительных линий электропередач Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Цурак С. М.

Виконаний аналіз надійності повітряних ліній електропередач, виконаних ізольованим дротом з урахуванням енергозбереження в розподільних мережах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Цурак С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Выполнен анализ надежности воздушных линий электропередач, выполненных изолированным проводом с учетом энергосбережения в распределительных сетях.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по модернизации городских распределительных линий электропередач»

УДК 621.315.24

ЦУРАК С.М., старший викладач (Навчально-науковий професюнально-педагопчний iнститут УИПА, м. Артемiвськ).

Рекомендации по модернизации городских распределительных линий электропередач

Актуальность

Рост энергопотребления бытовым сектором, его особенности и изношенность электросетей 0,4 кВ, не выполнение годового графика текущих и капитальных ремонтов, [1], обусловили необходимость в немедленной реконструкции городских сетей. Интенсивное строительство на Украине сетей с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) в течение последних 10 лет выявило ряд серьезных проблем, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией этих линий.

Анализ публикаций

В работе[1] проанализированы возможные альтернативы сталеалюминиевым проводам в обеспечении СЭС городов Украины при проведении их модернизации. Рассмотрены особенности прокладки СИП по опорам и зданиям, рассчитана механическая надежность СИП с точки зрения возможности использования ранее установленных опор. В работе [2] показан опыт эксплуатации СИП к Крымском регионе.

В работе [3] приведена сравнительная характеристика СИП, выпускаемого российскими и зарубежными заводами -изготовительями. В работе [4] рассмотрена четырехпроводная система СИП, в которой отсутствует несущий нулевой провод. В работе [5] показан опыт применения технологии СИП в г.Воронеже.

Основной материал

Многолетний опыт строительства и эксплуатации воздушных линий 0,4 кВ на Украине, недостаточная надежность традиционных распределительных сетей с «голыми» проводами, необходимость постоянной разработки мероприятий по повышению надежности и уменьшению количества аварийных отключений, высокие трудозатраты и эксплуатационные расходы подчеркивают преимущества линий с изолированными и защищенными изоляцией проводами.

Внедрение СИП позволило повысить надежность воздушных линий электропередач (ВЛЭП), использовать новые опоры меньшей высоты, а также сократить безопасное расстояние до инженерных сооружений. Обслуживание ВЛЭП стало более безопасным, т.к. СИП-ы позволяют вести обслуживание линий под напряженим. В СИП-ах исключена возможность коротких замыканий между проводами и землей, что повышает пожа-робезопасность линии, а также обеспечивает бесперебойность электроснабжения. При этом изменяются такие характеристики ВЛЭП:

- снижается падение напряжения из-за малого значения реактивного

сопротивления (0,1 Ом/км по сравнению с 0,35 Ом/км для неизолированных проводов);

- не менее чем на 30% уменьшается влияние гололедно - ветровых нагрузок на несущие опоры;

- снижается вероятность хищения электроэнергии и разрушения ВЛЭП;

- уменьшается необходимая ширина вырубаемой просеки при строительстве ВЛЭП в лесных массивах.

Несмотря на то, что первые СИП появились более 20 лет назад, практическое применение таких проводов в отечественной энергетике начато относительно недавно, не более 10 лет назад, поэтому не приобретен достаточный опыт эксплуатации проводов типа СИП.

Опыт эксплуатации воздушных изолированных линий для передачи электроэнергии в пределах городов Донбасского региона показывает, что применение СИП для городских воздушных линий целесообразно. Их использование позволяет повысить их надежность и безопасность, а также снижает эксплуатационные издержки, связанные с обслуживанием линий. Но данные эксплуатации СИП-ов показали, что попытки воровства электроэнергии путем «набрасывания на провода» приводят к перекрытию между фазами и режимам короткого замыкания. Было установлено, что выполнение воздушных линий (ВЛ) и ответвлений к домам СИПами и установка новых электронных приборов учета не исключают на 100% возможности отбора (воровства) электроэнергии, возможно хищение электроэнергии непосредственно с опор магистральных линий.

Климатические условия Донецкого региона определяют достаточно широкий диапазон температурных колебаний ± 40°С. При эксплуатации голых проводов марки АС мы обязаны учитывать влияние этого температурного фактора на надежность работы ВЛЭП, так как коэффициенты линейного расширения алюминиевого и стального компонента провода различны. Как показывает статистика, на Украине только в 2000 году повреждаемость ВЛЕП-0,4 кВ достигает 5 %. Основные причины аварий связаны с температурными изменениями, что также влияет на надежность энергосистемы в целом и

должно учитываться при оценке потерь электроэнергии.

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных авторов, СИП-ы практически не восприимчивы к температурным изменениям, поэтому мы рекомендуем применение СИП-ов в регионах со значительными годовыми температурными колебаниями. Так же целесообразно рассмотрение возможности использования СИП-ов для городских электрических сетей напряжением 6 и 10 кВ. Наши исследования также показали, что нет достоверных данных об устойчивости работы изоляции СИП-ов в условиях повышенной влажности, что может внести некоторые ограничения в их использования в регионах, расположенных вблизи морских побережий и берегов рек. Также следует помнить, что в прибрежных зонах при внедрении технологии СИП обязательно применение арматуры и элементов монтажа, не содержащих деталей, подвергающихся коррозии.

Эксплуатация воздушных изолированных линий (ВЛИ) зависит от ряда факторов:

— проектирование;

— правильный выбор несущей и крепежной аппаратуры;

— правильный выбор прокалывающих зажимов;

— монтаж СИП.

Так, в прибрежном районе Крымского региона, ВЛИ смонтирована проводом СИП 4х25 на стальных стойках. Для крепления провода используют анкерные зажимы SO - 80, на корпусах которых через три года появились следы коррозии (коричневый налёт), [2]. Из всех деталей этого зажима корродировать могут лишь стягивающие зажим болт с гайкой и шайбой, изготовленные из стали с защитным покрытием, выполненным горячим цинкованием. Можно предположить, что при монтаже зажима, во время стягивания болта с гайкой, в их резьбовых частях частично разрушается цинковое покрытие. Отсюда на стальной детали и может

начаться коррозия, которая постепенно охватывает всё большую поверхность под действием влаги.

В настоящее время нет однозначного мнения, какую арматуру лучше применять для городских сетей. Мы считаем, что при выборе арматуры, так же как и проводов СИП, необходимо учитывать как температурные условия региона, так и влажность. Не менее важным является вопрос стоимости материалов. Импортная арматура для СИП очень дорогая. Применение черного литья с цинковым покрытием вместо цветного металла для кронштейнов основных зажимов (анкерный и поддерживающий кронштейны изготовлены из алюминиевых сплавов) значительно снизило бы их стоимость, [5]. Также можно было бы упростить конструкцию некоторых элементы арматуры без потери их функциональных свойств, что также могло бы привести к ее удешевлению. Так, например, вместо подвижного фиксатора, установленного на поддерживающем зажиме в центральной его части, выполненного в виде шарнирного колена, можно было бы применить обыкновенный пластмассовый бандаж («ремешок»).

В районах с повышенной влажностью рекомендуется применять ответви-тельные прокалывающие зажимы, отвечающие требованиям герметичности и выдерживающими напряжения 10 кВ даже под водой. Только такие зажимы длительное время смогут защищать места проколов СИП и зоны контактирования алюминиевых жил СИП с контактными пластинами зажимов от агрессивного воздействия солесодержащих испарений в морском воздухе. Здесь неплохо могут служить такие ответвительные зажимы, как Р2 R 95, ЕР95-13, Р 3Х95, Р4Х95, Р2 R 150, которые хорошо себя зарекомендовали во многих странах и в регионах Украины и России

Кроме того, в импортной арматуре замечены некоторые конструктивные недостатки, [5]:

- отверстия в кронштейнах сделаны

под болты М14 или М16. Такие кронштейны очень трудно крепить к стене с помощью отечественных дюбелей, рассчитанных на применение болтов с максимальным размером М10;

- увеличенное первое ребро жесткости на корпусе анкерного зажима EA 1500 (Simel) со стороны крепления гибкого элемента усложняет монтаж;

- анкерный зажим EA 1500 (Simel) надежно фиксирует несущую нейтраль сечением 35 мм и 50 мм , а при монтаже нейтрали сечением 70 мм надежность фиксации снижается;

- недостаточно надежным в прочностном отношении проявил себя зажим для проводов абонентов РА 25 (Simel), корпус которого при больших нагрузках расходится, что снижает эффективность клинового зажима провода. В этом смысле предпочтительней выглядит анкерный зажим DN 123 (Niled), имеющий несколько иную конструкцию корпуса и клиньев;

- слабой оказалась скрепа А200 (Simel), которая при относительно больших нагрузках расходится, снижая прочность узла крепления арматуры. В этом смысле гораздо предпочтительнее выглядит скрепа NB20 (Niled). Хорошо себя проявила при монтаже и в процессе эксплуатации скрепа СМ 20 (Старинфо), работающая совместно с лентой ЛМ 20 (Старинфо).

Следует указать и основные недостатки используемого монтажного инструмента:

1) Высокая стоимость, как и в случае с арматурой. К сожалению, отечественных аналогов нет.

2) Малый срок службы. Особо этот недостаток касается лентонатяжителя винтового типа, резьба на винте которого стирается в течение одного года и при дальнейшей эксплуатации не обеспечивает достаточные усилия при затяжке узлов крепления. Также быстро выходят из строя ножи для снятия изоляции (срок службы - до одного года).

В 1989 г. были предприняты попыт-

ки организовать изготовление арматуры и инструмента, но при анализе металлов стало понятно, что необходимые компоненты для изготовления ряда деталей в Украине и России отсутствуют вообще и качественной замены им нет. Замена металлов вызвало бы изменение конструкции, увеличение веса, снижение срока службы. Эта проблема разрешима только при активном участии отечественных ученых, а до тех пор неизбежно применение арматуры и инструмента иностранного производства, несмотря на его высокую стоимость.

Утверждения некоторых отечественных производителей об освоении технологии выпуска линейной арматуры и инструмента, по качеству не уступающих зарубежным аналогам, несколько преувеличены. Нормальная арматура для самонесущих изолированных проводов на Украине не выпускается, инструмент, к сожалению, тоже.

Если же говорить о проводах СИП, то, по нашему мнению, в настоящее время отечественные заводы, производящие СИП, не имеют четко сформулированной технической политики и отработанной технологии по выпуску провода. Например, на росийских заводах в качестве самонесущего проводника СИП используют сталеалюминиевый провод и покрывают его изоляцией, [3]. Металлы (алюминий и сталь) имеют разные коэффициенты линейного расширения, а, следовательно, их нормальная эксплуатация невозможна, тем не менее, эта продукция пользуется спросом. Кроме того существует проблема выбора зажима. Например, для сталеа-люминиевого несущего провода нельзя применять прессуемые соединительные зажимы, потому что прочность такого соединения не превысит 40 % прочности провода. Также для такого провода нельзя применять прокалывающие зажимы с зубьями ножевого типа. В этом случае легко разрушить слой алюминиевых проволок, что приведет к быстрому выходу из строя «нулевого» несущего провода. Со-

ответственно возможно не только уменьшение несущей способности линии, но и потеря «нуля» в сети, что приведет к перекосу фаз сети и тяжелым последствиям для потребителей электроэнергии.

Нами был проведен эксперимент по оценке возможности использования СИП для прокладки в подвальных помещениях в условиях повышенной влажности и эксплуатации провода в воде. Нагрузка составляла 100 А. СИП прослужил год, но в результате мы определили разрушение изоляции и, как следствие, перекрытие между двумя фазными проводами. Вывод - для использования СИП в условиях повышенной влажности и эксплуатации провода в воде необходимо усилить изоляцию провода, и проводить дополнительные испытания напряжением 10 кВ в воде.

В настоящее время получили распространение четыре типа проводов, конструктивное исполнение которых в европейских странах базируется на основе гармонизированных документов HD 626 S1 ч. 3-6 комитета CENELEC и национальных стандартов. Типовое конструктивное исполнение СИП-ов с изолированной несущей нулевой жилой состоит в том, что вокруг изолированной нулевой несущей жилы скручены основные изолированные провода и изолированные вспомогательные провода для цепей уличного освещения. Аналогом провода в России являются провода марок СИП-2А и СИП-2AF, а также СИП-1А. Провод СИП-1А отличается тем, что его изоляция выполнена из светостабилизированного термопластичного полиэтилена (ПЭ), а у провода СИП-2А изоляция выполнена из сшитого полиэтилена. Нулевая жила выполняет функцию несущего элемента и служит нулевым рабочим (N), нулевым защитным (РЕ) или совмещенным (PEN) проводником. Конструкции СИП с изолированной нулевой несущей жилой получили широкое применение в Италии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Греции, Израиле, России, Аргентине, Бра-

зилии, Малайзии, Индонезии. Изолированный провод с неизолированной несущей жилой применяяют в Финляндии, Чехии, ЮАР, а также в России. Аналогом в России является провод СИП 2 и СИП 1.

Провода, изолированные без несущего элемента, в отличие от проводов с нулевой несущей жилой, представляют собой пучок изолированных алюминиевых проводов, скрученных в общий сердечник. Таким образом, при эксплуатации растягивающие усилия воспринимают все жилы. Так как в анкерном зажиме для СИПс-4 все четыре жилы принимают высокую механическую нагрузку, то та жила, которая греется больше, чем другие, будет вытягиваться. Поэтому нагрузка четырех проводов распространится на три или на два провода, что приведет к разрушению нулевой или токопроводящей жилы. Расчеты показывают, что даже при увеличении в 2 раза тока в одной из жил удлинение составляет не более 0,01 % от первоначальной длины провода в пределах одного анкерного пролета длиной 500 м [4] . Т.о., можно сказать, , что четырех-проводная система не только не уступает системам с несущим проводником, но и по многим параметрам их превосходит. Кроме того, из-за крепления провода за все 4 жилы в жгуте возникает положительный или отрицательный избыточный крутящий момент, который при нарушении состояния равновесия линии способствует возврату жгута в первоначальное положение. Данное свойство СИПс-4 способствует самосбросу наледи, снега, а также предотвращению гололедного образования.

Выводы

1. На основании опыта эксплуатации СИП, необходимо уметь оценивать проблемы, находить решения возникающих вопросов, использовать только качественно разработанные проекты.

2. К работе стоит допускать только обученный персонал, обеспечивать мон-

тажные бригады полным комплектом оборудования, инструментами и приспо-соблениямий, вести монтаж материалами, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к строящимся ВЛИ.

Список литературы

1. Шевченко В.В., Цурак С.М.,Лизан И.Я. Перспективы внедрения и особенности проектирования ВЛЭП с изолированными проводами. // Системи обробки ш-формацп. Збiрник наукових праць Харювського ушверситету пов^ряних сил. - Вип. 4(62 ), 2007, с. 127-134.

2. Следы СИП на западном побережье Крыма есть!/Староверов В.Ю. // Сайт о технологии применения самонесущих изолированных проводов. - Режим доступа: http://www.starinfo-nic.ru

3. Применение СИП в сетях 0,4 кВ может резко снизить повреждаемость воздушных линий / В. Демченко // Новости электротехники- 2003. - № 2(20). - Режим доступа к журналу: http://www.news.elteh.ru/arh/2003/20/08.php

1. 4.Четырехпроводной системе сип без предубеждений / Е. Лютик // Новости энектротехники- 2006. - № 3(39). - Режим доступа к журн.:

http://www.nbuv.gov.ua/articles/

5. Опыт применения технологии СИП в г.Воронеже / ЗАО «Воронежпро-ект»// Сайт компании "Сикам Украина". -2004. - Режим доступа к журн.: http://www.nbuv.gov.ua/articles/

Анотацн:

Виконаний ан^з надшносп повпряних ль нш електропередач, виконаних iзольованим дротом з урахуванням енергозбереження в розподшь-них мережах

Выполнен анализ надежности воздушных линий электропередач, выполненных изолированным проводом с учетом энергосбережения в распределительных сетях

A security of air-tracks of electricity transmissions, executed the isolated wire taking into account an en-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.