Научная статья на тему 'Рекомендации по использованию региональной идентичности в современной практике храмостроения юго-востока Украины'

Рекомендации по использованию региональной идентичности в современной практике храмостроения юго-востока Украины Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / РЕКОМЕНДАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / METHODOLOGY / RECOMMENDATIONS / REGIONAL IDENTITY / SYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Липуга Раиса Николаевна

Статья посвящена проблеме развития православного храмостроения на юго-востоке Украины (в Луганской, Донецкой, Запорожской областях). Проведены комплексные исследования сохранившихся и новых храмов в исследуемых областях с целью выявления в них особенностей региональной идентичности. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной храмовой архитектуры. Предлагаются эффективные пути применения сохранившихся знаний в области храмостроения, стилистических особенностей региона в современном сакральном строительстве. Данная методика содержит расширенный спектр научных и научно-практических мероприятий и рекомендаций, реализация которых на практике позволит обеспечить сохранность региональной идентичности православных храмов в современной архитектурной деятельности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL IDENTITY IN MODERN PRACTICE OF CHURCH CONSTRUCTION IN SOUTH-EAST UKRAINE

The article is devoted to the problem of Orthodox church construction development in the South-East Ukraine (Lugansk, Donetsk and Zaporiz'ka Oblast'). The complex research of old and new churches was carried out in these regions in order to detect their of regional identities. It is shown that attention paid to different aspects results in appearance of various strategies in regional church architecture. Effective ways are suggested in the field of expertizing stylistic features of modern sacral construction. This methodology has a wide spectrum of scientific and practical activities and recommendations, the implementation of which will allow to preserve regional identity of orthodox churches in modern architecture of the region.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по использованию региональной идентичности в современной практике храмостроения юго-востока Украины»

УДК 726.38

ЛИПУГА РАИСА НИКОЛАЕВНА, аспирант, [email protected]

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, Украина, 86123, г. Макеевка, ул. Державина, 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ХРАМОСТРОЕНИЯ ЮГО-ВОСТОКА УКРАИНЫ

Статья посвящена проблеме развития православного храмостроения на юго-востоке Украины (в Луганской, Донецкой, Запорожской областях). Проведены комплексные исследования сохранившихся и новых храмов в исследуемых областях с целью выявления в них особенностей региональной идентичности. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной храмовой архитектуры.

Предлагаются эффективные пути применения сохранившихся знаний в области храмостроения, стилистических особенностей региона в современном сакральном строительстве. Данная методика содержит расширенный спектр научных и научно-практических мероприятий и рекомендаций, реализация которых на практике позволит обеспечить сохранность региональной идентичности православных храмов в современной архитектурной деятельности региона.

Ключевые слова: методика; рекомендации; региональная идентичность; системный подход.

RAISA N. LIPUGA, Research Assistant, [email protected]

Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture, 2, Derzhavin Str., Donetsk Region, 86123, Makiyivka, Ukraine

REGIONAL IDENTITY IN MODERN PRACTICE OF CHURCH CONSTRUCTION IN SOUTH-EAST UKRAINE

The article is devoted to the problem of Orthodox church construction development in the South-East Ukraine (Lugansk, Donetsk and Zaporiz'ka Oblast'). The complex research of old and new churches was carried out in these regions in order to detect their of regional identities. It is shown that attention paid to different aspects results in appearance of various strategies in regional church architecture. Effective ways are suggested in the field of expertizing stylistic features of modern sacral construction. This methodology has a wide spectrum of scientific and practical activities and recommendations, the implementation of which will allow to preserve regional identity of orthodox churches in modern architecture of the region.

Keywords: methodology; recommendations; regional identity; systems approach.

© Р.Н. Липуга, 2014

Введение

Мотивацией к разработке методики и рекомендаций по использованию региональных особенностей в строительной сфере современной архитектуры является тенденция глобализации и потери национальной и региональной идентичности. Это происходит из-за появления и широкого распространения анонимной архитектуры «стекла и бетона», которая формируется во многом без учёта природно-климатических особенностей, местных традиций и социальных факторов. Политические предпосылки 90-х гг. - распад Союза, укрепление Евросоюза, открытие границ, возможность путешествовать, появление трудовой миграции - привели к изменению взглядов на всегда существовавшие проблемы: стремлению разных групп населения сохранить самобытность и соседские отношения с другими культурами. Особенно это касается сакральных сооружений.

Региональная тематика в храмостроении отнюдь не ограничивается сферой архитектуры, поэтому следует более полно рассмотреть эту проблему, чтобы понять, как должен развиваться регионализм в современном сакральном зодчестве. Для этого необходимо максимально широко определить понятие «регионализм», «идентичность» и родственные ему термины не только в архитектуре, но и во всех смежных областях знания.

Оценка региональной идентичности в современной практике храмо-строения началась с возрождения духовности в нашей стране (90-е гг.), что породило проблемы в современном сакральном строительстве. Прихожане хотят видеть узнаваемый образ храма с характерной символикой, формой и стилем, а молодые архитекторы стремятся следовать зарубежным веяниям и моде [2]. В каком стиле проектировать храм? Какой должна быть его форма при использовании современных строительных материалов?

Историк Украины М.С. Грушевский отстаивал национальные принципы строительства и общепринятые каноны [6].

Многие видные специалисты украинского зодчества, такие как В.В. Вечерский [3], Т. Геврик [5], Я. Тарас [12] и др., настаивают на сохранении идентичности в храмостроении, т. к. это национальная история [10, 11, 12]. Большое значение имеют исторические труды о развитии Донбасса. Украинскую историографию представляют Д. Багалей [1], И. Вал-лерштейн [4], Г. Карине [8], Ю. Дынгес [7], С. Нестерцова [9], В. Никольский [10], В. Пирко [11], Т. Фридгут [13], Л. Яруцкий [14] и др., которые отражают в своих трудах предпосылки, условия формирования сакральных сооружений, а также влияние других стран. Приоритет первого исследователя принадлежит анонимному автору Синодика (исторического памятника) Святогорского монастыря 1710 г. Именно они, изучая историю края, первыми отмечали предпосылки региональных закономерностей в сакральном строительстве.

1. Обоснование необходимости исследования региональной идентичности православного храмостроения

Анализ исследования сохранившихся и новых православных храмов позволяет утверждать, что их современное строительство в регионе стало в тупик в поиске новой формы сакральных сооружений. Исследование мотивировано социокультурным и духовным обновлением общества, проблемой сохранения культурного наследия региона, богатством культовых традиций и особенностями исторического развития областей.

Таким образом, решение существующих проблем может обеспечить только системный подход к оценке региональной идентичности храмостроения юго-востока Украины.

Цель комплексного исследования региональной идентичности православных храмов состоит в изучении процесса формирования и развития православных храмов юго-востока Украины XVIII - начала XXI в. и выявлении их стилистических особенностей с учётом географического положения и влияния соседних культур.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- выявление предпосылок формирования и развития православных храмов, которые обусловливают стилистические направления в архитектуре сакральных сооружений исследуемых областей;

- определение основных исторических периодов строительства православных храмов;

- формулирование основных стилистических особенностей сооружений;

- выявление путей развития архитектурных традиций храмов юго-востока Украины;

- разработка методики формирования образности архитектурной идентичности православных храмов исследуемого региона;

- составление рекомендаций по использованию региональной идентичности в современной практике храмостроения на юго-востоке Украины.

2. Система исследования региональной идентичности

Выявив историко-этнографические аспекты формирования стилистических особенностей православных храмов исследуемого региона, социокультурную обусловленность, определив социальную стратификацию и типы храмов, которые строились проживающим на юго-востоке Украины населением, обозначив общие тенденции архитектурного формообразования сакральных сооружений в соответствии с историческими периодами развития региона, сформулируем основные методы исследования данной проблемы. В работе используется системный подход к исследованию:

- общенаучные методы: анализ исторических источников, просмотр литературы, изучение аналогов;

- теоретические методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и сопоставление, движение от абстрактного к конкретному;

- исторический метод - для изучения исследуемых явлений и процессов в динамическом развитии;

- эмпирические методы: описание, наблюдение, образы и восприятие;

- метод социологических исследований: выявление достоверной информации о социальных явлениях и процессах, которые возникают в храмах, об отношении общества к ним, анализ статистических материалов, годовых отчётов, метрических книг, экспертный опрос священнослужителей и прихожан;

- специальные методы фотограмметрии для детальной фиксации морфологически сложных и плоходоступных объектов.

Результатом исследования стало обобщение опыта теоретических и практических разработок в области храмостроения, что позволило сформировать представление о современном состоянии и разных аспектах проблемы формирования региональной идентичности православных храмов юго-востока Украины. На основе выявления региональной идентичности сформирована концепция комплексного регионального подхода к современной сакральной архитектуре исследуемого региона (рис. 1, 2).

На основе полученных результатов исследования впервые на юге и востоке Украины выявлены:

- закономерные предпосылки формирования стилистических направлений на юго-востоке Украины, которые определяют функциональную и эстетическую роль объектов исследования как социально-детерминированных архитектурных компонентов городской или сельской среды;

- впервые в исследованном регионе выявлены и сформулированы основные параметры понятия «архитектурный стиль» православных храмов;

- выявлены новые стили, разработана методика их исследования, а также составлена схема наличия и развития архитектурных стилей;

- выявлена их периодичность и этапность в соответствии с историческим развитием региона;

- впервые в стилистических исследованиях православных храмов указанных областей вводится такая научная категория, как «хатние» и приспособленные храмы;

- впервые разработана концепция региональной идентичности православных храмов, выявлены аспекты исторической зависимости, сформированные на исследовании специфических особенностей заграничных и национальных сакральных сооружений, проведён сравнительный анализ архитектурно-строительных школ во всех областях Украины и доказана их взаимосвязь, что позволит создавать новые формы и образы храмов на Юго-Востоке Украины;

- впервые разработана методика и предложены рекомендации использования региональных особенностей в современной практике храмостроения (рис. 3, 4).

форма храма

Использование современных строительных материалов

Формирование современного сакрального интерьера

Современный интерьер сакральных сооружений региона

Тралмцитшьш интерьер сакральных сооружений

Р~Цфковь"^ Р^^геарь"^

33-,шянин. которыеспособствовали формированию и образованию сакральною шперьера регнона

и форма куполов

объемное решение

планировочное решение

композиционные приёмы

град остр, организац.

Проблемы современного храмостроения

1. Отсутствие зарезервированных мест для строительства храмов

2. Потребность в большом количестве храмов

3. Потеря преемственности в храмостроительстве

и отсутствие опыта проектирования храмов у современных архитекторов

4. Отсутствие государственного финансирования строительства храмов

5. Малые храмы строятся на средства прихожан и по наставлению настоятеля храма (иногда спонсоров)

6. Широко распространено восстановление по обмерам и чертежам разрушенных храмов, но копируя их

Условия:

1. Обращаясь к стилям прошлого, нельзя его слепо копировать

2. Архитектура не всегда универсальна

3. Храм должен проектироваться не исходя из общественных законов, а в соответствии с церковными канонами

Направления в современном православном храмостроении

1. Воссоздание утраченных объектов в максимальном приближении к исходному варианту.

2. Копирование образцов прошлого.

3. Стилизация (проектирование и строительство на основе переосмысления опыта прошлого).

4. Новаторство в области новых форм и стилей в сакральной архитектуре.

5. Появление широкого разнообразия типов приходского храма (больничный, тюремный и т. д.).

6. Расширение сфер влияния и деятельности храмов, что позволяет изменять форму сооружения в связи с дополнением сферы деятельности.

7. Приспособление зданий под православный храм.

8. Тяготение к комплексности.

9. Тенденция упрощения всех канонов и конструктивных законов

Рис. 1. Анализ современного строительства сакральных сооружений

и>

НС

Критерии успеха идеи храма

взаимопонимание и согласованное взаимодействие

всех сторон на всех этапах

в правильном выборе места: в общественных и культурных центрах, в селитебных зонах (микрорайон, квартал), в ландшафтном пространстве, на берегу реки, озёр

в выборе функционального направления храма, типологического и архитектурно-планировочного решения

гармоничное образное решение с узнаваемыми особенностями православного сакрального сооружения и местных национальных традиций

Направления сохранения православных храмов как социально-идеологическое сооружение

Причины

1. Традиционный подход: строительство церквей в формах исторических традиций (псевдовизантийских или необарокко), обусловленное стойкими национальными, канониче-и социокультурными традициями

2. Современный (европейский) или модернистский подход: модернизаций и поиск новых форм и решений

3. Функциональный подход: посредством расширения сферы деятельности храмов в обществе (воскресные, художественные, хоровые школы, мастерские, интернет-клубы, библиотеки, психологическая помощь и помощь семье, дома престарелых и больницы)

4. Интеграционный подход: строительство небольших по вместимости храмов или часовен с другими объектами (в комплексах социальных, медицинских и культурных учреждений, в воинских частях, в исправительно-трудовых учреждениях, в специальных мемориальных зонах)

5. «Приспособленческий» подход: приспособление самых разнообразных существующих сооружений под православный храм (тир, железный гараж, железнодорожный вагон, жилой дом, магазин и т. п.)

Храм Св. Василия г. Луганск

Храм Св. Ника лая г. Луганск

1. Чтобы сохранить традиции строительства, каноны, тип архитектуры как культурное достояние

I. Поиск новых форм и решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Храмы и монастыри берут на себя не охваченные государством социальные проблемы, становясь необходимым звеном в государственной системе

4. Недостаточное количество в урбанизованной среде, плотное ческое отсутствие территории

5. Отсутствие государственной помощи прихо; стесненные материальным положением прихо;: имеющего средств на новое строительство; отс свободной территории под застройку в плотно] современного города; неподготовленная духов: общины, что мешает ее росту и процветанию

Рис. 2. Современные тенденции в строительстве православных храмов

[Мероприятия^

г-1

ЛЯЮЩИСГ*

ажиыс состав.

степени сохранности уцелевших сакральных сооружений как национальное достояние

существующей сегодня законодательно-правовой базы на принципах и закономерностях строительства исторической эпохи

имеющегося отечественного и зарубежного опыта в области решения этой проблемы

[Мо

урбанизация глобализация

потеря национальной и региональной идентичности

Политические предпосылки 90-х. гг.

широкое распространение а архитектуры «стекла и бетона»

не учёт природно-климатических особен-

Распад Союза Укрепление Евросоюза Открытие границ Возможность путешествовать Появление трудовой миграции

х традиций без учёта социальных факторов

-Си

1МСНС11НС ВИЛЯЛО»

Сохранить самобыть регионов в хра-мостроении

<=

ш

современной архитектуре как дочерняя ветвь «органической архитектуры»:

[ Дуя них характерны^

<=

2. Придание разнообразия городской застройке и обеспечение преемственности для сохранения культурных традиций

<=

Примером воплощения региональных особенностей есть учёт:

историко-культурного наследия ландшафтно-климатических особенностей национальной и местной системы самоиндефикации приоритетов и принципов, сформированных в социальных образованиях

3

[УРОВНИ проявлений

| I. Уровень: низший | когда сакральная архитектура отвечает лишь на один из «вызовов»: |

II. Уровень:

промежуточный

этап

поэтапный отход от утилитарной трактовки региональности в сакральной архитектуре

отход от без учёта поиск самобытных решений

связывающие исторические традиции современные архитектурные традиции строительные т

Отсутствие полноценного практического решения

III. Уровень: высший

В сакральных сооружениях воплощается большое количество групп местных осо-" бенностей в сочетании с изобретательным применением современных технологий и органичным преломлением традиций

Рис. 3. Методика применения региональных особенностей в храмовом строительстве региона

Использование региональных и национальных традиций предусматривает наличие в проектных решениях православных храмов характерных элементов архитектуры того народа, который проживает в исследуемом регионе.

При формировании современных сакральных сооружений необходимо учитывать не только общие тенденции украинской архитектуры, но и уделять большое внимание национальным традициям.

Региональная идентичность

Комплекс особенностей:

Положительные и отрицательные черты в региональной идентичности в храмовом строительстве

1. Расширение и улучшение контактов среди местного населения

2. Повышение уровня маркетинга региона в мире, инвестиционной привлекательности

3. Повышение туристической привлекательности

1. Необходимость тратить дополнительные усилия на анализ ситуации и поиск решений I N потенциальное увеличение времени проектирования и сметы на проектные работы сакрального сооружения

4. Обмен опытом между соседними регионами (в экономическом, политическом и культурном плане)

5. Сохранение привязанности к месту, природе, истории

6. Соответствие новых православных храмов менталитету местного населения

2. Возможное обострение межэтнических противоречий при неумелом применении региональных особенно-

Куль

7. Создание импульсов для поисков-новых форм

8. Увеличение самобытности и уникальности архитектуры сакральных сооружений

9. Органическое сосуществование-старой и новой архитектуры

Тешад(

10. Генерация множества решений поставленной задачи, которая развивает сакральную архитектуру

11. Осмысленное внедрение новых технологий и приёмов. Создание своеобразия на сочетании технологического и эстетического

12. Уменьшение потребления энергии и материалов - акцент на местные материалы

3. Глобализация и возможная потеря лица вследствие увеличения объемов культурного обмена

4. Усложняется тем, что может быть обобщено и упрощено (типизировано и стандартизировано)

5. При уклоне в сторону исторического или климатического аспекта приводит к стагнации, остановке развития сакральной архитектуры

Технологические|

Социальные

Экономические"!

Формирование

концепции комплексного регионального подхода в сакральном С'ФОПТСЛ ьстве

У

Новые стратегии

т

вдохновение местной природой

использование исторических образов: орнаментов, изображений

изобретательное использование традиционных материалов

переработка традиционных технологий при создании современных инженерных решений реконструкция и вторичное освоение исторического объекта

современная интерпретация народной (традиционной) архитектуры

реализация «духа места»

вдохновение традиционными занятиями (промыслами)

Рис. 4. Методика применения региональных особенностей в сакральном архитектурном выражении

Для этого разработаны следующие рекомендации:

1. Формирование традиционной архитектурной формы сакрального сооружения с учетом окружающей среды историко-этнографического региона.

2. Использование исключительно местных материалов, учитывая их конструктивно-технические данные, и архитектурно-художественных приемов в строительстве народной храмовой архитектуры.

3. Отражение мотивов местной народной архитектуры (например, греческой, сербской, русской) - этнографические черты вышивок, рушники в интерьере храма. Это особенно заметно в орнаментике, форме куполов, росписи зала.

4. Творческое решение внутреннего пространства на чисто белых стенах, свойственных украинским хатам (храмы «хатнего» стиля и приспособленные):

- яркие орнаменты, которые так же уместны, как и классические росписи; например, в сербской церкви используются традиционные орнаменты с характерной цветовой гаммой;

- ажурные формы ограждений лестницы; облицованные тёмно-красной и коричневой краской панели;

- голубой фон купола без колонн в сочетании с белыми стенами в интерьерах главных залов;

- живописные полотна на историческую тему, которые дополняют национальный колорит здания, придавая интерьерам исторический контекст;

- ганки (крыльцо) с гульбищем, характерные для русских изб ещё в древности, окна второго этажа, керамические колонки, карнизы;

- своеобразная трактовка неорусского стиля - красочный кирпичный храм, сочетание красного кирпича стен с белыми деталями (наличники окон, портал входа, карниз), что создаёт сочный колорит;

- украшение завершения купола и барабана орнаментальным карнизом и резьбой по металлу, художественный образ здания завершает прекрасная мозаика святого у входа в храм.

Особенности использования национальных традиций в архитектуре православных храмов определяются рядом противоречивых факторов. Следует отметить, что такие известные архитекторы, как А.В. Щусев, А.П. Новицкий, В.Г. Кричевский, К.Н. Жуков, Н. Шумицкий и др., поставили теоретически и попытались решить практически проблему национальной формы архитектуры на основе изучения исторических и архитектурно-этнографических памятников прошлого.

5. Характерное нововведение в храмовом зодчестве при решении архитектуры православных храмов - это приёмы организации пространства (мно-гоярусность, живописность объёмов и масс, силуэт, акцентирование входов), декоративного решения (майоликовые вставки, росписи, полихромность), которые выкристаллизовались в народном творчестве прошлого и могут быть трансформированы в будущее.

Выводы

Проведённое автором исследование региональной идентичности позволяет утверждать, что решение существующих проблем в современной практике храмостроения на юго-востоке Украины может обеспечить предложенная концепция комплексного регионального подхода к современной сакральной архитектуре исследуемого региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложена методика применения региональных особенностей в храмовом строительстве региона, учитывающая современные тенденции, уровни развития, положительные и отрицательные черты в региональной идентичности храмостроения.

Автором рассмотрены ключевые задачи в исследовании региональной идентичности православных храмов. На основе системного анализа исследования сформировано представление о современном состоянии и разных аспектах проблемы, разработана концепция комплексного регионального подхода к современной сакральной архитектуре исследуемого региона. Кроме того, подробно рассмотрены уровни проявления региональной идентичности, её положительные и отрицательные черты.

Разработанные автором и реализуемые в предложенной форме мероприятия по использованию региональной идентичности позволяют более органично и эффективно решить проблему сохранения исторического и культурного наследия, а также обозначить храмостроение как современное направление архитектурной деятельности региона.

Библиографический список

1. Багалей, Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства / Д.И. Багалей. - М. : Из Императорского об-ва истории и древностей России, 1887. - С. 87.

2. Васильев, О.В. Домовые храмы вузов и действующее российское законодательство / О.В. Васильев // Доклад на Первом фестивале православной студенческой молодёжи России. - Условия доступа : htt^: // www.pravoslavie.ru/ jurnal/ donhram.htm/ 14.10/ 2002.

3. Вечерский, В.В. Утерянные объекты архитектурных памятников Украины / В.В. Вечерс-кий. - Киев : НА1Т1АМ, 2002. - 592 с.

4. Валлерштейн, И. Справочник Юзовки / И. Валлерштейн. - Юзовка, 1908. - С. 353.

5. Геврик, Т. Потерянные архитектурные памятники Киева: [Каталог] / Т. Геврик. Нью-Йорк; Киев : Пам'ятки Украши. - 1991. - Вып. № 4. - С. 64.

6. Грушевский, М.С. Из истории религиозной мысли на Украине (евангельское объединение в Северной Америке) / М.С. Грушевский. - Киев : Освита, 1992. - С. 192.

7. Дынгес, Ю. Этапы, специфика и перспективы ренессанса в Украине / Ю. Дынгес // Межэтнические связи: История, этнография, культурные связи в Донбассе. - Донецк : ДонГУ, 2000. - С. 118-130.

8. Геворян, К. Переселение армян на територию Юго-Восточной Украины / К. Геворян // Юго-Восточная Украина : с древности и до ХХ1 ст.: материалы и тезисы докладов. -Донецк, 2007. - С. 78-79.

9. Нестерцова, С. Роль церкви в развитии народного образования в Донбассе в конце XIX века / С. Нестерцова // Донбасс: прошлое, настоящее и будущее: тезисы докладов и сообщений III региональной научно-практической конференции (22.19.1994). - Донецк : Лебедь, 1995. - С. 38-41.

10. Никольский, В.Н. Религиозные течения и группировки в Донбассе середины 1920-х гг. /

B.Н. Никольский // Новые страницы в истории Донбасса. Кн. 3. - Донецк, 1994. - С. 42-56.

11. Пирко, В. Заселение Донеччины в XVI-XVIII вв./ В. Пирко, В.А. Пирко. - Донецк, 1995. - С. 27.

12. Тарас, Я. Украинская сакральная деревянная архитектура: словарь-справочник / Я. Тарас. - Львов : ИН НАНУ, 2006. - 584 с.

13. Фридгут, Т. Юзовка и революция / Т. Фридгут // Новые страницы в истории Донбасса. Кн. 1. Донецк, 1992. - С. 23-67.

14. Яруцкий, Л. Мариупольские храмы вчера и сегодня / Л. Яруцкий. - Мариуполь, 1991. -

C. 245.

References

1. Bagalei D.I. Ocherki iz istorii kolonizatsii stepnoi okrainy Moskovskogo gosudarstva [Historical essays on colonization of the steppe suburbs of the Moscow state]. Moscow : Iz Impera-torskogo obshhestva istorii i drevnostei Rossii, 1887. P. 87.(rus)

2. Vasil'ev O.V. Domovye khramy vuzov i deistvuyushchee rossiiskoe Zakonodatel'stvo [Higher school churches and modern Russian legislation]. The Report on the First festival orthodox student youth to Russia. Available at : http://www.pravoslavie.ru/jurnal/donhram.htm/ (Last visited 14.10/2002). (rus)

3. Vecherskii V.V. Uteryannye ob'ekty arkhitekturnykh pamyatnikov Ukrainy [Lost objects of Ukrainian architecture]. Kiev : NAITIAM Publ., 2002. 592 p.

4. Vallershtein I. Spravochnik Yuzovki [Reference book of Yuzovka]. Yuzovka, 1908. P. 353. (ukr)

5. Gevrik T. Poteryannye arkhitektrnye pamyatniki Kieva (Katalog) [Lost architectural monuments of Kiev (Catalogue)]. Pam'yatki Ukraïni. New-York; Kiev, 1991. No. 4. P. 64. (rus)

6. Grushevskiy M.S. Iz istorii religioznoi mysli na Ukrain (evangel'skoe ob"edinenie v Severnoi Amerike) [History of the religious thought on Ukraine (Ukrainian evangelic association in North America)]. Kiev : Osvita , 1992. P. 192. (rus)

7. Dynges Yu. Etapy, spetsifika i perspektivy renessansa v Ukraine [Renaissance stages, specifics, and prospects in Ukraine]. Mezhetnicheskie svyazi: Istoriya, etnografiya, kul'turnye svyazi v Donbasse [Interethnic relationships: history, ethnography, cultural relationship in Donbas]. Donetsk: Donetsk State University Publ., 2000. Pp. 118-130. (ukr)

8. Gevoryan K. Pereselenie armyan na teritoriyu Yugo-Vostochnoi Ukrainy [Transmigration Armenians in the South-East Ukraine]. Yugo-Vostochnaya Ukraina: s drevnosti i do XX st.: ma-terialy i tezisy dokladov. [South-East Ukraine: from remote ages to the 21st century. Thesis reports]. Donetsk, 2007. Pp. 78-79. (rus).

9. Nestertsova S. Rol' tserkvi v razvitii narodnogo obrazovaniya v Donbasse v kontse 19 veka [The role of Orthodox church in development of public education in Donbas late in the 19th Century]. Proc. Sci. Conf. 'Donbas: past, present and future' (22.19.1994). Donetsk : Lebed', 1995. Pp. 38-41. (rus)

10. Nikol'skii V.N. Religioznye techeniya i gruppirovki v Donbasse serediny 1920-kh gg. [Religious sects and groups in Donbas in the 20s of the 20th Century]. Novye stranitsy v istorii Donbassa [New pages of Donbas history]. Donetsk, 1994. No. 3. Pp. 42-56. (rus)

11. Pirko V., Pirko V.A. Zaselenie Donechchiny v 16-18 vv. [Settlement of Donetsk region in the 16-18th centuries]. Donetsk, 1995. P. 27. (ukr)

12. Taras Ja. Ukrainskaya sakral'naya derevyannaya arkhitektura: slovar'-spravochnik [Ukrainian church wooden architecture (illustrated dictionary)]. Lvov : Institute of Ethnology Ukraine of the National Academy of Sciences, 2006. 584 p. (ukr)

13. Fridgut T. Yuzovka i revolyutsiya [Yuzovka and revolution]. Novye stranitsy v istorii Donbassa [New pages of Donbass history]. Donetsk, 1992. Pp. 23-67.

14. Yarutskii L. Mariupol'skie khramy vchera i segodnya [Mariupol Churches yesterday and today]. Mariupol, 1991. P. 245. (ukr).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.