ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА
М. А. КЛИМОВА,
кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению
Участие в выставке. Издатели традиционно регулярно участвуют в профессиональных и публичных книжных выставках, неся при этом разнообразные расходы: на оплату услуг организатора мероприятия, оформление стенда, на изготовление выставочных экземпляров изданий и их транспортировку к месту выставки, на рекламную продукцию (сувениры, визитки, листовки, информационные материалы и т.п.), затраты на презентации, командировки работников на выставку и т. д.
Не все эти расходы являются расходами рекламного характера, но все они при надлежащем оформлении могут быть признаны в налоговом и бухгалтерском учете издательства.
По мнению налоговых органов, к категории ненормируемых расходов на рекламу, предусмотренных п. 4 «расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях» ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), относятся только затраты на оплату услуг организаторов этих мероприятий. То есть стоимость услуг, указанных в счете (акте), выставленном организатором выставки, учитывается в полном объеме, а остальные расходы налогоплательщика, понесенные в связи с выставкой, нормируются (см. письма УМНС по г. Москве от 19.07.2004 № 21-09/47989, от 22.03.2004 № 2612/18582, от 17.05.2004 № 26-12/33213 со ссылкой на письма МНС России от 24.03.2003 № 02-5-11/73-К342 и от 27.03.2003 № 02-5-11/90-Л035). Справедливость такой позиции неочевидна, однако доказывать иное налогоплательщик может только в суде. О сложившейся в этой сфере арбитражной практике говорить не приходится.
В то же время в силу п. 4 ст. 264 НК РФ находим указание на то, что не нормируются расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экс-
понировании. То есть, если по отчету материально ответственного лица и по акту списать экземпляры изданий, отпущенные на оформление стенда, как пришедшие в негодность, налогоплательщику удастся выйти на признание этих расходов в полном объеме.
Для информирования посетителей выставки о деятельности издательства широко применяются плакаты, буклеты, листовки, брошюры, рекламные календари, сувенирная продукция и т. п. Эти материалы находятся в свободном доступе, и посетитель выставки может их получить. Такого рода ценности можно отнести к расходам в пределах норматива на основании отчета материально ответственного работника об их распространении.
В программе выставки может быть запланировано проведение презентаций. Для признания расходов на рекламу в целях налогообложения это должны быть публичные акции, принять участие в которых могут все желающие посетители выставки (неопределенный круг лиц, как требует Федеральный закон от13.03.206№ 38-Ф3«0рекламе»), Организация презентации может потребовать аренды специального оборудования, использования расходных материалов, возможно, приглашения автора, критиков. Все эти расходы, подтвержденные документально, будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в пределах 1 % выручки от реализации.
Для обоснования рекламных расходов целесообразно оформить распоряжение руководителя об участии в выставке, в котором будут перечислены все запланированные во время выставки мероприятия, приложена смета на участие, определен перечень отпускаемых на цели участия в выставке материальных ценностей и/или указана сумма денежных средств. Следует назначить сотрудников, ответственных за организацию участия в выставке, и из их числа — материально ответственное лицо.
Затем необходимо подобрать оправдательные документы научастие. Документы, подтверждающие участие в выставках за рубежом, должны быть переведены на русский язык (достаточно обычного подстрочного перевода без заверения — письмо Минфина России от 20.03.2006 № 03-02-07/1-66).
Если в рамках выставки запланировано проведение переговоров с представителями других организаций в целях установления и поддержания сотрудничества, затраты, связанные с их проведением, относятся не к расходам на рекламу, а к представительским расходам в соответствии с подп.22 п. 1 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы списываются с учетом положений п. 2 ст. 264 НК РФ в пределах 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Также отдельно в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ списывают расходы на командировки сотрудников, делегированных на выставку.
Спонсорская реклама. Особым видом рекламы является спонсорская реклама. Средства массовой информации зачастую выступают в том числе и информационными спонсорами каких-либо событий.
Спонсорская помощь чаще всего выполняет социально значимые задачи, являясь при этом одновременно и платой за рекламу спонсора.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности, аспонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Оказанная и надлежаще оформленная спонсорская помощь учитывается в составе нормируемых расходов на рекламу.
Во избежание ошибок спонсорскую помощь необходимо отличать от пожертвования и дарения. И те и другие расходы не могут уменьшать базу по налогу на прибыль.
Пожертвованием в силу ст. 582 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям
в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю требовать отмены пожертвования.
От принимающего пожертвование требуется только целевое использование полученных средств, но не реклама жертвователя.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех, что указаны в ст. 270 НК РФ.
В соответствии с п. 34ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2ст. 251 НК РФ (целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в числе которых указаны пожертвования).
Также в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Таким образом, расходы организаций, связанные с пожертвованием в виде денежных или материальных средств, не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
Дарение согласно ст. 572 ГК РФ представляет собой безвозмездную передачу одаряемому вещи в собственность. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства сделка не признается дарением. То есть одаряемый не имеет никаких обязательств по отношению кдарителю.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Отношения обычно оформляются договором об оказании спонсорской помощи. При этом в соответствии со ст. 249 НК РФ у спонсируемого полученный доход в виде спонсорской помощи на условиях распространения рекламы следует признавать выручкой от оказания рекламных услуг и учитывать при исчислении налога на прибыль. Спонсируемое лицо обязано представить отчет о целевом использовании спонсорской помощи — о проведении мероприятия, которое было спонсировано, и о размещении в ходе его рекламы спонсора. Если реклама не осуществлена, спонсор имеет право на возврат своих средств и не вправе списать спонсорскую помощь в расходы (письмо УФНС по г. Москве от 30.10.2006 № 20-12/95217).
Пример. Средство массовой информации выступило информационным спонсором выставки, посвященной туриндустрии. В обязанности информационного спонсора входила публикация рекламных макетов выставки, текущее освещение мероприятия. В качестве встречного обязательства организатор выставки предоставляет СМИ следующие услуги по размещениюрекламы издания:
— упоминание спонсора в официальном пресс-релизе выставки и информационном листе с условиями участия в выставке, в наружнойрекламе выставки;
— размещение логотипа и названия спонсора на пригласительных билетах для специалистов;
—размещение логотипа спонсора на титульном листе каталога;
— предоставление скидки на размещение рекламного модуля в каталоге и в рекламно-информационных буклетах выставки;
—размещение информации о спонсоре со ссылкой на сайт спонсора на официальном сайте выставки;
— размещение логотипа спонсора в рекламном видеоролике (телевидение);
— упоминание спонсора во всех выступлениях членов оргкомитета, связанных с организацией и проведением выставки;
— распространение рекламных материалов спонсора на стойке регистрации в течение работы выставки и др.
Сумму расходов на публикацию рекламных материалов о выставке (стоимость занятых полос издания по расценкам на размещение рекламы) можно отнести врасходы нарекламу в части нормируемойрекламы.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. В то же время существенное искажение наименования спонсора или отсутствие информации о нем не может считаться надлежащей рекламой спонсора (письмо Минфина России от 16.09.2005 № 03-03-04/1/207, информационное письмо ВАС РФ от25.12.1998 № 37).
Рекламный конкурс. Издатели газет и журналов часто (особенно в период массовой подписки) проводят различные конкурсы, в ходе которых читатели получают различные призы, в том числе и бесплатную подписку на само издание.
Рекламный конкурс может быть только открытым (предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в издании).
Открытости требует законодательство о рекламе — конкурс должен быть ориентирован на неопределенный круг лиц (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).
Конкурсное задание может носить и творческий характер, но оно должно быть настолько сложным и конкретным, чтобы по результатам конкурса можно было выявить победителя и чтобы в зависимости от способностей, знаний, умений участники не могли выполнить задание одинаково успешно.
Организация публичного конкурса регламентирована нормами гл.57 ГК РФ.
Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Все эти сведения должны быть не только оглашены через СМИ, но должны быть увязаны с рекламной компанией издания и описаны в специально разработанном положении.
Если в результате рекламного конкурса предполагается заключить с победителем договор, например об использовании его авторских прав на выполненную работу, к публичному конкурсу общие правила проведения применяются постольку, поскольку ст. 447 — 449 ГК РФ не предусмотрено иное.
Если предмет конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, издатель приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.
Статьей 1061 ГК РФ предусмотрено, что работы, не удостоенные награды, обычно возвращаются участникам конкурса, однако в случае с рекламным конкурсом это нерационально. Целесообразно в объявлении о конкурсе предусмотреть, что работы не возвращаются, чтобы оставить некоторую репрезентативную выборку для подтверждения того, что конкурс состоялся и не был притворным.
Конкурс может быть признан притворным, если он проведен с целью прикрыть другую сделку — безвозмездную передачу приза заведомо известному «победителю». К такой операции будут применены правила безвозмездной передачи, и стоимость приза нельзя будет отнести к расходам (п. 2ст. 170 ГКРФ, п. 16 ст. 270 НКРФ).
Стоимость приза (награды) и расходы по организации конкурса (кроме затрат на объявление о его проведении в СМИ) нормируются в налоговом учете в пределах 1 % выручки отреализации.
В соответствии со ст. 226 НК РФ издатель признается налоговым агентом в отношении дохода (приза), полученного победителем конкурса. Стоимость приза облагается НДФЛ в части, превышающей 4 ООО руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). К налоговой базе применяется налоговая ставка 35 % (ст. 224 НК РФ).
Статьей 230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, и представлять эти сведения в налоговый орган.
Таким образом, налоговый агент — организатор конкурса либо самостоятельно удерживает с победителя НДФЛ, либо сообщает о полученном им доходе в месячный срок с момента выдачи (выплаты) награды. Когда награда выдается в натуральной форме, налоговая база определяется с учетом положений ст. 211 НК РФ — налоговая база определяется как стоимость приза, исчисленная исходя из рыночной цены товара, определяемой
в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, и в нее включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость.
Действующим законодательством не предусмотрено ограничение возраста для целей налогообложения. Так, ребенок — победитель конкурса будет налогоплательщиком. О получении им, а не его родителями дохода нужно сообщать в налоговый орган (письмо Минфина России от 19.11.2003 № 04-04-06/209).
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
4. Письмо Минфина России от 19.11.2003 № 04-04-06/209.
5. Письмо УМНС России по г. Москве от 19.07.2004 № 21-09/47989.
6. Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 № 26-12/18582.
7. Письмо УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 № 26-12/33213.
8. Письма МНС России от24.03.2003 № 02-5-11/73-К342.
9. Письма МНС России от 07.03.2003 № 02-5-11/90-Л035.
* * *