Научная статья на тему 'Рекламные расходы издательства'

Рекламные расходы издательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1057
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова М. А.

Издатели традиционно регулярно участвуют в профессиональных и публичных книжных выставках, неся при этом разнообразные расходы: на оплату услуг организатора мероприятия, оформление стенда, на изготовление выставочных экземпляров изданий и их транспортировку к месту выставки, на рекламную продукцию (сувениры, визитки, листовки, информационные материалы и т.п.), затраты на презентации, командировки работников на выставку и т.д. Не все эти расходы являются расходами рекламного характера, но все они при надлежащем оформлении могут быть признаны в налоговом и бухгалтерском учете издательства. Особым видом рекламы является спонсорская реклама. Средства массовой информации зачастую выступают в том числе и информационными спонсорами каких-либо событий. Спонсорская помощь чаще всего выполняет социально значимые задачи, являясь при этом одновременно и платой за рекламу спонсора. Издатели газет и журналов часто (особенно в период массовой подписки) проводят различные конкурсы, в ходе которых читатели получают различные призы, в том числе и бесплатную подписку на само издание. Рекламный конкурс может быть только открытым (предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в издании). Открытости требует законодательство о рекламе конкурс должен быть ориентирован на неопределенный круг лиц (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекламные расходы издательства»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА

М. А. КЛИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению

Участие в выставке. Издатели традиционно регулярно участвуют в профессиональных и публичных книжных выставках, неся при этом разнообразные расходы: на оплату услуг организатора мероприятия, оформление стенда, на изготовление выставочных экземпляров изданий и их транспортировку к месту выставки, на рекламную продукцию (сувениры, визитки, листовки, информационные материалы и т.п.), затраты на презентации, командировки работников на выставку и т. д.

Не все эти расходы являются расходами рекламного характера, но все они при надлежащем оформлении могут быть признаны в налоговом и бухгалтерском учете издательства.

По мнению налоговых органов, к категории ненормируемых расходов на рекламу, предусмотренных п. 4 «расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях» ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), относятся только затраты на оплату услуг организаторов этих мероприятий. То есть стоимость услуг, указанных в счете (акте), выставленном организатором выставки, учитывается в полном объеме, а остальные расходы налогоплательщика, понесенные в связи с выставкой, нормируются (см. письма УМНС по г. Москве от 19.07.2004 № 21-09/47989, от 22.03.2004 № 2612/18582, от 17.05.2004 № 26-12/33213 со ссылкой на письма МНС России от 24.03.2003 № 02-5-11/73-К342 и от 27.03.2003 № 02-5-11/90-Л035). Справедливость такой позиции неочевидна, однако доказывать иное налогоплательщик может только в суде. О сложившейся в этой сфере арбитражной практике говорить не приходится.

В то же время в силу п. 4 ст. 264 НК РФ находим указание на то, что не нормируются расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экс-

понировании. То есть, если по отчету материально ответственного лица и по акту списать экземпляры изданий, отпущенные на оформление стенда, как пришедшие в негодность, налогоплательщику удастся выйти на признание этих расходов в полном объеме.

Для информирования посетителей выставки о деятельности издательства широко применяются плакаты, буклеты, листовки, брошюры, рекламные календари, сувенирная продукция и т. п. Эти материалы находятся в свободном доступе, и посетитель выставки может их получить. Такого рода ценности можно отнести к расходам в пределах норматива на основании отчета материально ответственного работника об их распространении.

В программе выставки может быть запланировано проведение презентаций. Для признания расходов на рекламу в целях налогообложения это должны быть публичные акции, принять участие в которых могут все желающие посетители выставки (неопределенный круг лиц, как требует Федеральный закон от13.03.206№ 38-Ф3«0рекламе»), Организация презентации может потребовать аренды специального оборудования, использования расходных материалов, возможно, приглашения автора, критиков. Все эти расходы, подтвержденные документально, будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в пределах 1 % выручки от реализации.

Для обоснования рекламных расходов целесообразно оформить распоряжение руководителя об участии в выставке, в котором будут перечислены все запланированные во время выставки мероприятия, приложена смета на участие, определен перечень отпускаемых на цели участия в выставке материальных ценностей и/или указана сумма денежных средств. Следует назначить сотрудников, ответственных за организацию участия в выставке, и из их числа — материально ответственное лицо.

Затем необходимо подобрать оправдательные документы научастие. Документы, подтверждающие участие в выставках за рубежом, должны быть переведены на русский язык (достаточно обычного подстрочного перевода без заверения — письмо Минфина России от 20.03.2006 № 03-02-07/1-66).

Если в рамках выставки запланировано проведение переговоров с представителями других организаций в целях установления и поддержания сотрудничества, затраты, связанные с их проведением, относятся не к расходам на рекламу, а к представительским расходам в соответствии с подп.22 п. 1 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы списываются с учетом положений п. 2 ст. 264 НК РФ в пределах 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Также отдельно в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ списывают расходы на командировки сотрудников, делегированных на выставку.

Спонсорская реклама. Особым видом рекламы является спонсорская реклама. Средства массовой информации зачастую выступают в том числе и информационными спонсорами каких-либо событий.

Спонсорская помощь чаще всего выполняет социально значимые задачи, являясь при этом одновременно и платой за рекламу спонсора.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности, аспонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Оказанная и надлежаще оформленная спонсорская помощь учитывается в составе нормируемых расходов на рекламу.

Во избежание ошибок спонсорскую помощь необходимо отличать от пожертвования и дарения. И те и другие расходы не могут уменьшать базу по налогу на прибыль.

Пожертвованием в силу ст. 582 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям

в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю требовать отмены пожертвования.

От принимающего пожертвование требуется только целевое использование полученных средств, но не реклама жертвователя.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех, что указаны в ст. 270 НК РФ.

В соответствии с п. 34ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2ст. 251 НК РФ (целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в числе которых указаны пожертвования).

Также в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.

Таким образом, расходы организаций, связанные с пожертвованием в виде денежных или материальных средств, не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Дарение согласно ст. 572 ГК РФ представляет собой безвозмездную передачу одаряемому вещи в собственность. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства сделка не признается дарением. То есть одаряемый не имеет никаких обязательств по отношению кдарителю.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Отношения обычно оформляются договором об оказании спонсорской помощи. При этом в соответствии со ст. 249 НК РФ у спонсируемого полученный доход в виде спонсорской помощи на условиях распространения рекламы следует признавать выручкой от оказания рекламных услуг и учитывать при исчислении налога на прибыль. Спонсируемое лицо обязано представить отчет о целевом использовании спонсорской помощи — о проведении мероприятия, которое было спонсировано, и о размещении в ходе его рекламы спонсора. Если реклама не осуществлена, спонсор имеет право на возврат своих средств и не вправе списать спонсорскую помощь в расходы (письмо УФНС по г. Москве от 30.10.2006 № 20-12/95217).

Пример. Средство массовой информации выступило информационным спонсором выставки, посвященной туриндустрии. В обязанности информационного спонсора входила публикация рекламных макетов выставки, текущее освещение мероприятия. В качестве встречного обязательства организатор выставки предоставляет СМИ следующие услуги по размещениюрекламы издания:

— упоминание спонсора в официальном пресс-релизе выставки и информационном листе с условиями участия в выставке, в наружнойрекламе выставки;

— размещение логотипа и названия спонсора на пригласительных билетах для специалистов;

—размещение логотипа спонсора на титульном листе каталога;

— предоставление скидки на размещение рекламного модуля в каталоге и в рекламно-информационных буклетах выставки;

—размещение информации о спонсоре со ссылкой на сайт спонсора на официальном сайте выставки;

— размещение логотипа спонсора в рекламном видеоролике (телевидение);

— упоминание спонсора во всех выступлениях членов оргкомитета, связанных с организацией и проведением выставки;

— распространение рекламных материалов спонсора на стойке регистрации в течение работы выставки и др.

Сумму расходов на публикацию рекламных материалов о выставке (стоимость занятых полос издания по расценкам на размещение рекламы) можно отнести врасходы нарекламу в части нормируемойрекламы.

Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. В то же время существенное искажение наименования спонсора или отсутствие информации о нем не может считаться надлежащей рекламой спонсора (письмо Минфина России от 16.09.2005 № 03-03-04/1/207, информационное письмо ВАС РФ от25.12.1998 № 37).

Рекламный конкурс. Издатели газет и журналов часто (особенно в период массовой подписки) проводят различные конкурсы, в ходе которых читатели получают различные призы, в том числе и бесплатную подписку на само издание.

Рекламный конкурс может быть только открытым (предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в издании).

Открытости требует законодательство о рекламе — конкурс должен быть ориентирован на неопределенный круг лиц (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Конкурсное задание может носить и творческий характер, но оно должно быть настолько сложным и конкретным, чтобы по результатам конкурса можно было выявить победителя и чтобы в зависимости от способностей, знаний, умений участники не могли выполнить задание одинаково успешно.

Организация публичного конкурса регламентирована нормами гл.57 ГК РФ.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Все эти сведения должны быть не только оглашены через СМИ, но должны быть увязаны с рекламной компанией издания и описаны в специально разработанном положении.

Если в результате рекламного конкурса предполагается заключить с победителем договор, например об использовании его авторских прав на выполненную работу, к публичному конкурсу общие правила проведения применяются постольку, поскольку ст. 447 — 449 ГК РФ не предусмотрено иное.

Если предмет конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, издатель приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

Статьей 1061 ГК РФ предусмотрено, что работы, не удостоенные награды, обычно возвращаются участникам конкурса, однако в случае с рекламным конкурсом это нерационально. Целесообразно в объявлении о конкурсе предусмотреть, что работы не возвращаются, чтобы оставить некоторую репрезентативную выборку для подтверждения того, что конкурс состоялся и не был притворным.

Конкурс может быть признан притворным, если он проведен с целью прикрыть другую сделку — безвозмездную передачу приза заведомо известному «победителю». К такой операции будут применены правила безвозмездной передачи, и стоимость приза нельзя будет отнести к расходам (п. 2ст. 170 ГКРФ, п. 16 ст. 270 НКРФ).

Стоимость приза (награды) и расходы по организации конкурса (кроме затрат на объявление о его проведении в СМИ) нормируются в налоговом учете в пределах 1 % выручки отреализации.

В соответствии со ст. 226 НК РФ издатель признается налоговым агентом в отношении дохода (приза), полученного победителем конкурса. Стоимость приза облагается НДФЛ в части, превышающей 4 ООО руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). К налоговой базе применяется налоговая ставка 35 % (ст. 224 НК РФ).

Статьей 230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, и представлять эти сведения в налоговый орган.

Таким образом, налоговый агент — организатор конкурса либо самостоятельно удерживает с победителя НДФЛ, либо сообщает о полученном им доходе в месячный срок с момента выдачи (выплаты) награды. Когда награда выдается в натуральной форме, налоговая база определяется с учетом положений ст. 211 НК РФ — налоговая база определяется как стоимость приза, исчисленная исходя из рыночной цены товара, определяемой

в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, и в нее включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость.

Действующим законодательством не предусмотрено ограничение возраста для целей налогообложения. Так, ребенок — победитель конкурса будет налогоплательщиком. О получении им, а не его родителями дохода нужно сообщать в налоговый орган (письмо Минфина России от 19.11.2003 № 04-04-06/209).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

4. Письмо Минфина России от 19.11.2003 № 04-04-06/209.

5. Письмо УМНС России по г. Москве от 19.07.2004 № 21-09/47989.

6. Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 № 26-12/18582.

7. Письмо УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 № 26-12/33213.

8. Письма МНС России от24.03.2003 № 02-5-11/73-К342.

9. Письма МНС России от 07.03.2003 № 02-5-11/90-Л035.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.