Научная статья на тему 'Рекламно-издательская деятельность отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 гг. '

Рекламно-издательская деятельность отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
727
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ МУЗЕИ / МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ И КОЛЛЕКЦИИ / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / РЕКЛАМНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МУЗЕЙНЫЕ АФИШИ / БУКЛЕТЫ / ПУТЕВОДИТЕЛИ / ПЕЧАТНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Андрей Михайлович

В статье публикуются результаты исследования деятельности отечественных военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций, изданию печатной продукции в период с 1918 по 1991 г. Впервые на основе архивных источников и научной литературы предпринята попытка определения содержания, исторических этапов, правовых основ, форм и методов рекламно-издательской деятельности военных музеев, ее роли в культурно-просветительной работе с посетителями. Представленный материал может способствовать повышению качества мероприятий рекламного характера, проводимых современными военными музеями, а так же разнообразить их работу по выпуску собственных печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекламно-издательская деятельность отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 гг. »

А. М. Кузнецов

РЕКЛАМНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННЫХ МУЗЕЕВ В ПЕРИОД с 1918 по 1991 г.

Рекламно-издательская деятельность является важным фактором, влияющим на качество и эффективность научно-просветительной работы военных музеев Российской Федерации. Определенный опыт подобной деятельности был накоплен военно-музейной сетью в период с 1918 по 1991 г.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть содержание рекламноиздательской деятельности военных музеев автор разделил ее на два направления - деятельность по популяризации музейных фондов и коллекций и работа военных музеев по подготовке и изданию собственной печатной продукции. На первый взгляд может показаться, что эти два направления идентичны. Критерием их разделения может служить цель, которая ставится по отношению к посетителям и любителям музейных ценностей. Рекламная деятельность ориентирована на тех, кто не знает или недостаточно знает о существовании того или иного военного музея. Ее главная цель - дать первичную информацию о музее и привлечь посетителей в музейные залы. Издательская деятельность, в свою очередь, ориентирована на подготовленную аудиторию, которая хочет получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее цель - систематизация, углубление и расширение знаний о различных аспектах деятельности военных музеев, обмен опытом музейной работы.

Говоря о работе военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 1920-1930-е гг., следует отметить, что в правовых документах, которые регламентировали деятельность военно-музейной сети в данный период, она не нашла полного и четкого отражения. Однако в ряде приказов, директив, положений о музеях встречались пункты, затрагивавшие некоторые направления деятельности военных музеев по популяризации своей работы, исторических предметов, находившихся в фондах и экспозициях, среди населения. Так, в Положении о музее Красной Армии в Петрограде, вышедшем в феврале 1920 г., было записано, что для более качественного решения задач агитационнопропагандистской работы музей, в числе прочего, должен был широко оповещать о своем существовании и деятельности учреждения и части Петроградского военного округа [1, л. 64].

В приказе Революционного военного совета Советской Республики № 1452 от 14 июля 1921 г., официально закрепившим образование музея Красных Армии и Флота, было отмечено, что вновь созданный музей должен проводить большую работу для наглядного ознакомления народных масс Республики с жизнью и бытом РККА и РККФ, пропагандируя при этом собранные предметы и материалы [2, л. 123].

В 1923 г. вышло первое Положение о дивизионных музеях Красной Армии, которое стало правовой основой создания и деятельности дивизионных музеев, как составной части военно-музейной сети страны. В нем было отмечено, что при решении задачи воспитания в рядах молодых поколений боевого духа и революционных традиций дивизионные музеи должны всячески популяризировать идею создания музейного фонда Красных Армии и Флота путем пропаганды своей деятельности и собранных предметов по истории дивизии [3, л. 27].

Анализ архивных документов и исторической литературы показsdtn, что практическая деятельность военных музеев по популяризации своей работы, фондов и коллекций в 1920-1930-е гг. носила достаточно содержательный и конкретный характер.

В 1923 г. музей Красных Армии и Флота на основе собранных предметов и материалов организовал Юбилейную выставку, посвященную 5-летию существования Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В ходе ее проведения появились первые формы популяризаторской работы, которые послужили отправной точкой для дальнейшей деятельности. Так, в целях привлечения к выставке внимания со стороны жителей и гостей г. Москвы, представителей прессы в одном из залов выставочной экспозиции была организована работа походной типографии, которая регулярно выпускала газету «Победа». Публикуемые в ней материалы были полностью посвящены деятельности юбилейной выставки.

Кроме этого, во время работы выставки в целях популяризации и рекламы ее предметов и коллекций организаторами были впервые использованы достижения в области кинематографии. В специально созданном при выставке кинозале посетителям ежедневно демонстрировался кинофильм «5 лет Красной Армии», в котором, в числе прочего, были показаны реликвийные предметы, размещенные в выставочных залах.

Начиная с середины 1920-х гг., в целях более широкого освещения своей деятельности, руководство Центрального музея РККА (такое название музей

стал носить с 1924 г.) установило сотрудничество с представителями центральных печатных средств массовой информации.

Достаточно активно работал в области популяризации своих фондов и коллекций, деятельности Артиллерийский исторический музей, один из старейших отечественных военных музеев.

В 1931 году он развернул в Петергофе выставку «Война и техника», состоящую из 6-и залов [4, л. 32]. Ей предшествовала работа музейного руководства по рекламе: в Ленинграде и Петергофе были расклеены афиши, в ряде ленинградских газет опубликованы заметки об открывающейся выставке, сделан ряд сообщений по радио. Все это, в конечном счете сказалось на результате - выставка «Война и техника» вызвала значительный интерес у посетителей [5, с. 85].

Известный опыт в области популяризации своей работы, исторических предметов в 1920-1930-е гг. был накоплен в Центральном военно-морском музее. Весной 1923 г. командование Морских сил Республики предписало немедленно приступить к устройству при базовых морских клубах отделений музея. Их целями должно было стать собирание и популяризация исторических материалов об участии флота в Гражданской войне и о создании советского флота. Все реликвии общефлотского значения подлежали быть сданными в музей. Кроме этого, музейные отделения при базовых морских клубах должны были всячески рекламировать деятельность Центрального военно-морского музея среди флотской общественности [6, л. 191].

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. наложила особый отпечаток на рекламную деятельность военных музеев. Во-первых, вся музейная работа по популяризации своих фондов и коллекций была подчинена единой цели -максимально раскрыть и реализовать духовный потенциал, заключенный в исторческих реликвиях, что явилось бы вкладом в общую победу над врагом. Во-вторых, в период войны большинство военных музеев было эвакуировано в другие места дислокации (Центральный музей Красной Армии - из Москвы в Казань, Артиллерийский исторический музей - из Ленинграда в Новосибирск, Центральный военно-морской музей - из Ленинграда в Ульяновск и т.д.) и им пришлось работать в новых, не совсем привычных условиях. В-третьих, главной целью рекламной работы было информационное обеспечение стационарных и передвижных выставок, которые явились основными формами культурнопросветительной работы музеев в военное время.

В целях достижения высокого уровня эффективности работы по популяризации своей деятельности, фондов и коллекций военные музеи продолжили активное сотрудничество с редакциями газет и журналов.

В июне 1941 г. в Центральном музее Красной Армии была развернута выставка под названием «Уроки истории». Для того, чтобы ее посетило как можно больше людей, в газете «Красная звезда» была помещена статья, в которой было дано подробное описание открывающейся выставки [7, с. 68]. Благодаря помощи газеты выставка «Уроки истории» имела большой успех среди москвичей и в дальнейшем получила свое развитие.

В годы Великой Отечественной войны была опробована такая форма работы Центрального музея Красной Армии по популяризации своей деятельности, предметов и коллекций, как переписка с офицерским и рядовым составом действующей армии, главной целью которой была организация сбора исторического материала с мест боевых действий для музея.

Подобная переписка являлась своеобразным каналом информации о музее, его работе, содержании фондов и коллекций, что способствовало посещению музея военнослужащими во время отпусков и командировок.

В военный период в Центральном музее Красной Армии появилась еще одна форма работы по популяризации своей деятельности, предметов и коллекций - проведение радиорепортажей экскурсий по залам музея. Первая радиоэкскурсия в ЦМКА была организована в июле 1945 г. и охватывала предметы и коллекции Знаменного зала [7, с. 77].

В годы Великой Отечественной войны в штат Центрального музея Красной Армии была введена должность специального агента, главной задачей которого была работа в воинских частях, учебных заведениях по привлечению посетителей. Для того, чтобы данная работа была более результативной, устанавливались связи с представителями частей, политическим управлением Московского военного округа, районными комитетами партии г. Москвы, издавались проспекты и афиши о музее [7, с. 79].

В послевоенные годы деятельность военных музеев по популяризации своей работы, фондов и коллекций была направлена на информирование военнослужащих, гражданского населения о возобновлении своей работы на прежних местах дислокации, открытии новых залов, поступивших в годы войны реликвийных предметах.

Большое значение для популяризаторской деятельности военных музеев

имело образование в мае 1956 г. научно-методического совета по вопросам музейной работы в СА и ВМФ при Центральном музее Советской Армии. В приказе начальника Главного ПУ МО СССР о создании указанного органа, в частности, было сказано, что на совет возлагалась задача разработки предложений по улучшению пропагандистской и популяризаторской работы военных музеев [8, л. 2].

Важным средством, способным поднять работу военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций на более качественный уровень, стало кино. В 1950-1960-е гг. музейные сотрудники стали активно осваивать его возможности. Данный процесс шел двум направлениям - сотрудничество военных музеев с центральными киностудиями страны и создание и функционирование собственных киностудий.

Первый опыт сотрудничества военных музеев с киностудиями страны был зафиксирован еще в 1930-х гг., когда при участии коллектива Центрального музея Красной Армии в 1934 г. на киностудии «Ленфильм» братьями Васильевыми была снята знаменитая картина «Чапаев». В ходе съемок были задействованы предметы вооружения и обмундирования, документы и воспоминания участников Гражданской войны, хранившихся в музее.

В период работы выставки образцов трофейного вооружения, захваченного у немцев (1943-1948), ее сотрудники оказали помощь в создании картины «Сталинградская битва» (1949) на киностудии «Мосфильм», фильмов «Рядовой Александр Матросов» (1947) и «Молодая гвардия» (1948) на киностудии «Союздетфильм» [9, л. 5].

В фонде оружия Центрального музея Вооруженных сил до сих пор хранится ручной пулемет системы Льюиса, который был задействован в съемках знаменитого художественного фильма «Белое солнце пустыни». Данный факт показателен в том плане, что преимущественно только военные музеи могли предоставить реквизит для съемок картин, рассказывавших об истории зарождения и развития отечественных вооруженных сил. А это способствовало росту популярности как самих музеев, так и их предметов и коллекций.

Создание киностудий в штате военных музеев относится к 1940-м гг. Так, в Артиллерийском историческом музее киностудия с кинолекционным залом были созданы в 1940 г. Их главной целью было улучшение научной пропагандистской работы музея [10, с. 219].

В 1944 г. киностудия как самостоятельное подразделение была включена в

штат Военно-медицинского музея [11, л. 3]. За период ее существования, с 1944 по 1965 г., было создано около 40 диафильмов и более 80 учебных, хроникальных и популярных фильмов. Значительная их часть была переведена на негорючую пленку и хранится в фондах музея. Фильмы демонстрировались в кинозале музея во время проведения экскурсий, в воинских частях, учебных заведениях, предприятиях в период проведения мероприятий, организуемых музеем.

В 1965 г. после переезда ЦМВС СССР в новое здание в его стенах появился кинолекционный зал на 300 мест. В 1966 г. в музее был создан кинофонд [12, с. 16].

В 1960-1970-е гг., в связи с расширением технических возможностей при изготовлении средств рекламы, работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций стала выходить на новый качественный уровень. Это было связано, в первую очередь, либо с оборудованием собственных типографий, либо с установлением тесных контактов военных музеев с городскими типографиями, что позволило наладить регулярный выпуск значительными тиражами афиш, объявлений, листовок, буклетов, путеводителей, пригласительных билетов, которые информировали потенциальных посетителей о готовящихся музейных мероприятиях. Большую роль печатный материал рекламно-информационного характера играл при работе передвижных выставок, организуемых военными музеями. Это было обусловлено тем, что сотрудникам, сопровождавшим передвижные выставки, приходилось зачастую работать в удаленных от крупных культурных центров городах и гарнизонах, население и личный состав которых не имели достаточного представления о музеях, их истории, направлениях деятельности, предметах и коллекциях, хранившихся в фондах и экспозициях.

Важным событием, способствовавшим расширению географии

популяризаторской работы советских военных музеев, стало вступление СССР в Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 году [7, с. 130]. Коллективы военных музеев Советского Союза получили возможность обмениваться со своими зарубежными коллегами справочными материалами, каталогами, буклетами, что способствовало улучшению взаимопонимания и координации совместных действий.

Значительное место в работе по популяризации своих фондов и коллекций в 1950-1980-е гг. военными музеями отводилось выпуску путеводителей, буклетов и каталогов. Они помогали посетителям, исследователям, любителям отечественной военной истории получать больше информации о том или ином

музее, лучше ориентироваться в предметах и коллекциях, размещенных в музейных залах и фондах.

Вторая половина 1980-х гг. внесла определенные коррективы в деятельность военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций.

Перестройка, гласность, демократизация, переход государственных учреждений на рыночные методы хозяйствования, с одной стороны, способствовали расширению технических возможностей проведения рекламной работы, дали право военным музеям самостоятельно выбирать ее формы и методы, а, с другой стороны, привели к снижению финансирования со стороны государства военных музеев, что отразилось на количественных и качественных показателях популяризаторской работы.

Определенным импульсом для развития рекламной работы военных музеев СССР во второй половине 1980-х гг. послужил демонтаж «железного занавеса» -своеобразного барьера между Советским Союзом и странами капиталистического мира. Это событие позволило, во-первых, получить доступ к созданным в передовых каптиалистических странах образцам множительной техники и связи (принтерам, ксероксам, сканерам, компьютерам, факсам и т.д.), что значительно облегчило работу по изготовлению средств рекламы, а, во-вторых, осуществлять более широкий обмен рекламной продукцией с военноисторическими музеями Западной Европы и США.

В 1988 г. после посещения Центрального музея ВС СССР министром обороны США Ф. Карлуччи начальники четырех крупных музеев СССР, Центрального музея ВС СССР, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центрального военно-морского музея и музея ВВС, были приглашены в США для ознакомления с опытом работы американских военных музеев [7, с. 179].

В ходе поездки члены советской делегации не только изучали, но и делились собственным опытом популяризаторской работы, передали в дар военным музеям США буклеты и проспекты, рассказывавшие об истории, содержании экспозиции и направлениях деятельности того или иного музея.

В конце 1990-х гг. Центром исследования социальных и психологических проблем при Главном политическом управлении СА и ВМФ был проведен ряд исследований по изучению отношения посетителей военных музеев к различным направлениям музейной работы. В числе прочего респонденты высказали свои мнения и предложения, касавшиеся улучшения качества популяризаторской

работы. Среди них можно было отметить такие, как проведение дней открытых дверей, организация при музеях дискуссионных клубов, регулярный опрос общественного мнения, улучшение снабжения военных музеев видеотехникой, персональными компьютерами, множительной техникой, принадлежностями для фотодела, киноустановками, диапроектами, диктофонами, обеспечение рассылки печатных материалов, рассказывающих о военных музеях и их работе, повышение работникам, занимающихся популяризаторской работой, денежных окладов, улучшение системы морального стимулирования их труда, пересмотр штатных расписаний военных музеев с учетом гибкого реагирования на решение поставленных задач. Для улучшения качества рекламной работы респонденты предложили ввести в штат военных музеев должность фотографа [13, л 139-140].

Однако распад Советского Союза и его военно-музейной сети в декабре 1991 г. помешали воплощению указанных предложений в практику деятельности отечественных военных музеев.

Не менее важным направлением работы отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 г. была издательская деятельность, которая представляла собой подготовку и выпуск печатной продукции научного, методического, массово-пропагандистского и рекламно-информационного характера.

В 1920-1930-е гг. вопросы издательской деятельности нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших процесс функционирования военномузейной сети. Печатная продукция должна была стать мощным рычагом идеологического воздействия на людей, средством воспитания военнослужащих в духе преданности социалистической Родине. Однако, несмотря на свое закрепление в правовых документах, издательская деятельность военных музеев в 1920-1930-е гг. развивалась низкими темпами. Среди причин, объясняющих подобное положение дел, можно выделить: слабую материально-техническую базу для выпуска печатной продукции; отсутствие должного количества квалифицированных кадров; недостаточное внимание издательской работе со стороны музейного руководства вследствие его загруженностью другими направлениями работы.

Из всех военных музеев, функционировавших в 1920-1930-е гг., по существу, только два - Центральный музей Красной Армии и Артиллерийский исторический музей - выпустили определенное количество печатных материалов, рассказывавших о различных направлениях музейной деятельности.

Так, Центральный музей Красной Армии в 1926 г. организовал

передвижную выставку «Плакат и листовка Гражданской войны» [14, л. 59]. В том же году музеем был выпущен путеводитель по выставке, который стал первым официальным изданием, выпущенным ЦМКА [7, с. 248].

Более активно на поприще издательской деятельности проявил себя Артиллерийский исторический музей. В 1925 г. в Москве было выпущено иллюстрированное издание объемом в 40 страниц под названием «Артиллерийский исторический музей. Краткий исторический очерк». В 1925 г. одним из московских издательств был выпущен Краткий указатель главнейших предметов постоянной выставки в Артиллерийском историческом музее.

В 1940 г., в его стенах был подготовлен и издан первый выпуск Сборника исследований и материалов музея [15]. Всего за период с 1940 по 1991 г. было издано пять его выпусков. Издание печатало не только статьи своих музейных сотрудников, но и представляло страницы работникам других военных музеев страны, видным военным историкам и музееведам. Сборник дал старт другим крупным военным музеям страны к выпуску в своих стенах аналогичных периодических изданий.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. издательская деятельность военными музеями практически не велась и была сведена лишь к выпуску различной мелкопечатной продукции - служебной документации, бланков, этикеток и текстов для экспозиций и выставок, пригласительных билетов и т. д. Это объяснялось следующими причинами: прекращением функционирования и эвакуацией военных музеев на новые места дислокации, что снизило их возможности по выпуску печатной продукции; предпочтение собирательской, экскурсионной и выставочной работе, как наиболее отвечающим условиям военного времени; низкий процент укомплектованности музейными сотрудниками.

В 1940-1960-х гг. стали появляться первые путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в просвещении и воспитании военнослужащих.

В 1946 году вышел в свет первый путеводитель по залам экспозиции Центрального музея Красной Армии [16]. Несмотря на маленький объем (8 страниц) и низкое качество исполнения (плохая бумага, отсутствие иллюстраций) он сыграл значительную роль в информировании посетителей о содержании музейных залов, распорядке работы и правилах работы музея. Всего за период с 1946 по 1991 г. в стенах музея было подготовлено и выпущено 11 путеводителей на русском языке для отечественных посетителей (в 1946, 1953,

1955, 1958, 1962, 1965, 1966, 1969, 1972, 1973, 1985 гг.) и 1 путеводитель на английском языке (в 1983 г.) для иностранных посетителей.

В 1948 г. был издан Краткий путеводитель по Центральному военноморскому музею, который дал старт последующему выпуску указанных изданий [17]. Всего до 1991 г. еще вышло в свет 12 путеводителей, из них 7 непосредственно по музею, а 5 - по его филиалам ( в 1955, 1959, 1965 (дважды), 1968, 1977, 1978, 1979, 1981, 1983, 1984, 1986 гг.).

В 1951 г. вышел первый путеводитель по Военно-медицинскому музею МО СССР [18]. До 1991 г. было издано еще 3 путеводителя по музею (в 1956, 1964, 1970 гг.).

В 1954 г. появился первый полный, а не по отдельным залам и отделам, путеводитель по Артиллерийскому историческому музею, который редактировал полковник И. П. Ермошин, бывший в то время начальником музея [19]. До 1991 г. Артиллерийским историческим, а впоследствии Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи еще было выпущено 8 путеводителей по залам и архиву музея (в 1954, 1955, 1957(дважды), 1964, 1966, 1968 и 1982 гг.).

В 1957 г. был издан путеводитель по музею Черноморского флота, который возобновил свою работу в 1948 г. [20]. В этом же году при участии сотрудников музея был подготовлен и выпущен путеводитель по Панораме Севастопольской обороны 1854-1855 гг. [21].

В 1958 г. был образован музей-выставка авиационной техники ВВС. В 1969 г. типографией Военно-воздушной академии, на территории которой он находился, был выпущен первый путеводитель по музею. В нем были помещены сведения об истории создания, содержании залов экспозиции, распорядке работы музея-выставки [22]. До 1991 г. было выпущено еще 3 путеводителя по музею - в 1970, 1981 и 1988 гг.

В 1950-е гг. проходил процесс наращивания мощностей издательской деятельности военных музеев.

Достаточно активно работал в этот период редакционно-издательский отдел Военно-медицинского музея МО СССР, главной задачей которого было издание санитарно-просветительной литературы для войск. В работе над текстами памяток, радиолекций и брошюр большую помощь музейным сотрудникам оказали профессора и преподаватели Военно-медицинской академии, медицинских институтов и лечебных учреждений г. Ленинграда. Только за 1951 г. коллективом РИО было подготовлено и отпечатано 12 текстов

радиолекций и 6 выпусков «Пособия по санитарному просвещению в войсках Советской Армии», предназначенных для войсковых врачей [23, с. 131].

В 1950-е гг. значительно увеличила объем работы редакционноиздательская группа Центрального музея Советской Армии.

Сотрудники группы приняли участие в составлении и издании сборников документов по истории Советской Армии, наглядных пособий в помощь солдатам и сержантам, брошюр по материалам музея.

Достаточно видным изданием, выпущенным в этот период, был труд под названием «Героическая оборона Брестской крепости», явившийся результатом большой собирательской и исследовательской работы Т.К. Никоновой [7, с. 249].

Достаточно плодотворно в 1950-е гг. работал редакционно-издательский отдел Артиллерийского исторического музея. В своей деятельности он решал задачи выпуска печатной продукции по организуемым стационарным и передвижным выставкам, каталогов и монографий.

Так, в 1956 г. вышли в свет: путеводитель по выставке «Атомное оружие и средства защиты от него», путеводитель по музейной выставке, развернутой в Киеве, 3 путеводителя по выставке «Боевой путь отечественной артиллерии», комплект фотовыставки «История отечественной артиллерии» тиражом 100 экземпляров [10, с. 237].

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали создавать и выпускать собственные печатные органы. Известный опыт издания подобного рода литературы имелся только у Артиллерийского исторического музея, который в 1940 г. выпустил в свет первый выпуск Сборника исследований и материалов музея.

Издание собственного печатного органа - сборника научных трудов - руководство Военно-медицинского музея МО РФ предусмотрело еще в Положении о музее 1948 г.

Решение по выпуску подобного сборника было принято 31 января 1951 г., и уже в 1952 г. свет увидел первый том издания, получившего название «Трудов Военно-медицинского музея», объемом в 258 страниц [23, с. 133]. Всего за период с 1952 по 1991 г. было выпущено 27 томов «Трудов Военно-медицинского музея».

В 1955 г. группой научных сотрудников, работников РИО, переводчиков музея и Военно-медицинской академии был подготовлен и выпущен в свет «Информационный бюллетень по вопросам военно-медицинской службы иностранных армий», отпечатанный в типографии академии [23, с. 135]. Тем самым были

заложены основы для издания музеем периодического печатного органа, освещающего вопросы развития медицины армий зарубежных стран.

Первый выпуск подобного издания, получившего название «Зарубежная военная медицина», был осуществлен в 1956 г. Всего за период с 1956 по 1991 г. вышло более 200 его номеров.

Следует отметить, что номерах сборника помещались не только материалы, затрагивающие сугубо профессиональные вопросы военной медицины, но и печатались статьи, посвященные опыту и проблемам санитарно-пропагандистской работы, которая осуществлялась органами военной медицины иностранных армий.

В 1958 г. вышел в свет первый выпуск периодического печатного органа Центрального военно-морского музея объемом в 93 страницы, который получил название «Записок музея». Впоследствии было издано еще два выпуска «Записок музея» - в 1960 г. объемом в 187 страниц и в 1968 г. объемом в 233 страницы.

С выходом в свет третьего выпуска в 1968 г. издание «Записок музея» было прекращено. В 1987 г. вышел сборник научных трудов сотрудников ЦВММ под названием «На октябрьской вахте», который трудно назвать преемником «Записок музея», так как данный выпуск был первым и единственным.

Возобновление издания периодического печатного органа музея было осуществлено только в 1999 г., когда вышел первый выпуск сборника под названием «Труды ЦВММ». Его в полной мере можно назвать правопреемником «Записок музея».

В 1958 г. были изданы сразу два выпуска (2 и 3) Сборника исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. До 1991 г. было издано еще два выпуска Сборника исследований и материалов музея - в 1959 и 1990 гг.

В 1959 г. был издан первый выпуск печатного органа ЦМСА, который получил название Сообщений и материалов Центрального музея Советской Армии. Под таким названием вышло 2 выпуска сборника, начиная с 3-го выпуска, он стал выходить под названием «Страницы подвига».

В 1970-1980-е гг. коллективы военных музеев активно подключились к разработке и выпуску многотомных изданий и сборников, посвященных различным страницам отечественной военной истории.

Необходимо отметить, что выпуск подобных изданий, в основном, осуществлялся не силами типографских комплексов музеев, а крупными московскими и ленинградскими издательствами, такими, как «Воениздат», «Московский рабочий», «Красный пролетарий», «Планета» и др. Это придавало,

во-первых, определенную статусность выпускаемым изданиям, а, во-вторых, обеспечивало достаточное высокое качество издаваемой продукции.

Вторая половина 1980-х гг., связанная с процессами перестройки, гласности, демократизации, перехода страны на новые методы хозяйствования, существенным образом повлияла на редакционно-издательскую деятельность военных музеев.

Во-первых, на характер и содержание издаваемой печатной продукции оказало влияние ослабление военной цензуры. У музейных работников появилась возможность обратиться к «белым пятнам» отечественной военной истории, связанных с событиями Гражданской, Великой Отечественной, «холодной» войн, деятельности русской военной эмиграции и т. д. В этой связи заслуживают внимания такие издания, подготовленные и выпущенные коллективом ЦМВС СССР в 1990 г., как «Танки Второй Мировой войны», «Артиллерия Второй Мировой войны», «Авиация в годы Второй Мировой войны», «Ракеты СССР и США» [24].

Во-вторых, у военных музеев появилась возможность получать и приобретать высококачественные полиграфическое оборудование и технику. Вопрос о технической переоснащенности всех направлений музейной работы, в том числе, и издательской деятельности, давно витал в воздухе.

В-третьих, военные музеи получили право на известную самостоятельность при планировании и выпуске печатных трудов, а также на получение прибыли от издаваемой продукции. Во-многом это стало возможно благодаря приказу МО СССР № 10 от 10 января 1990 г. «О переводе культурно-просветительных учреждений, драматических театров и концертных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования». В части, касавшейся издательской деятельности военных музеев, которые вошли в число культурно-просветительных учреждений, в документе было отмечено, что, во-первых, были значительно расширены права трудового коллектива в решении вопросов издательской работы, во-вторых, было разрешено издавать и реализовывать печатную продукцию на платной, договорной основе, а прибыль направлять фонд музея и, в-третьих, учреждения культуры освобождались от всех видов платежей, в том числе и за издательскую деятельность, в бюджет.

Однако коммерциализация издательской деятельности военных музеев, наряду с положительными, имела и отрицательные стороны. Связывая себя договорными отношениями с какой-либо организацией или учреждением,

музейный коллектив не всегда имел возможность выпускать печатную продукцию, отвечающую его профилю. Были случаи, когда музейным типографиям приходилось изготавливать поздравительные открытки, приглашения на банкеты, свадьбы, рекламные листовки и т. д. Кроме этого, издательские комплексы военных музеев в полной мере ощутили на себе удорожание бумажной продукции, повышение стоимости расценок на полиграфические услуги. В условиях начавшегося недофинансирования бюджетных организаций это серъезно сказалось на объеме выпуска печатных изданий.

Таким образом, рекламно-издательская деятельность отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 г., несмотря на определенные трудности, носила достаточно содержательный и эффективный характер. Она была направлена на информирование и ознакомление военнослужащих, населения с содержанием экспозиций и фондов, привлечение в свои залы как можно большего количества посетителей, углубление знаний о различных направлениях музейной деятельности. Ее опыт может быть учтен в практической деятельности военно-музейной сети Российской Федерации.

1. РГВА, ф. 25888, оп. 2, д. 22.

2. Научный архив ЦМВС, оп. 1, д. 1.

3. РГВА, ф. 7, оп. 5, д. 129.

4. Архив ВИМАИВиВС, ф. 3Р, оп. 5, д. 4.

5. Львовский П. Д. Артиллерийский исторический музей РККА // Артиллерийский журнал. 1938. № 5.

6. Архив ЦВММ. Инв. № 184 (д. 2).

7. 80 лет на службе Отечеству Исторический очерк, посвященный созданию и становлению Центрального музея Вооруженных сил / Под ред. А.К. Никонова. М, 1999. 279 с.

8. Научный архив ЦМВС, оп. 4, д. 44.

9. ЦАМО РФ, Выставка образцов трофейного вооружения, захваченного у немцев, оп. 253598, д. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ермошин И.П. Артиллерийский исторический музей к 40-й годовщине ВС СССР (исторический очерк) // Артиллерийский исторический музей. Сборник исследований и материалов. Вып. 2. Л, 1958.

11. Архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея МО РФ, ф. 2, оп. 55333, д. 1.

12. Сабуров Л. Д. Развитие сети военно-исторических музеев Вооруженных сил СССР. 1946-1991 гг. // Воен.-ист. журн. 2007. № 8.

13. Научный архив ЦМВС, оп. 8, д. 2.

14. Научный архив ЦМВС, оп. 2, д. 11/4.

15. Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея Красной Армии. Вып. 1. Л, М, 1940. 302 с.

16. ЦМКА. Краткий путеводитель по залам экспозиции. М, 1946. 8 с.

17. Центральный военно-морской музей. Краткий путеводитель /Сост.

А. А. Ксенофонтов. Л, 1948. 63 с.

18. Военно-медицинский музей МО СССР. Путеводитель. Л, 1951. 130 с.

19. Артиллерийский исторический музей. Краткий путеводитель /Под общ. ред. И. П. Ермошина. Л, 1954. 84 с.

20. Музей Черноморского флота. Краткий путеводитель. Симферополь, 1957. 107 с.

21. Оборона Севастополя 1854-1855 гг. Панорама. Севастополь. Краткий путеводитель. Симферополь, 1957. 92 с.

22. Музей-выставка авиационной техники ВВС. Путеводитель. Монино, 1969. 78 с.

23. Шабунин А. В. Военно-медицинский музей 1943-1993. Исторический очерк. СПб, 1993. 159 с.

24. Научный архив ЦМВС, оп. 8, д. 1, л. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.