Научная статья на тему 'Издательская деятельность Русского музея (1898-1917)'

Издательская деятельность Русского музея (1898-1917) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1087
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ МУЗЕЙ / ИЗДАТЕЛЬСТВО / ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / THE RUSSIAN MUSEUM / PUBLISHING HOUSE / EDITIONS / FINE ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шехурина Людмила Диодоровна

Об особенностях издательской деятельности Русского музея, осуществляемой с момента его открытия до революции 1917 г.: о репертуаре печатной продукции музея, взаимодействии с частными лицами и издателями, способах распространения печатной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the Russian museum publishing activity from the moment of its opening up to the revolution in 1917: repertoire of the museum editions, its interaction with private persons and publishers, ways of editions merchandising.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность Русского музея (1898-1917)»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 1, с. 67-71

Книговедение ^^

УДК [7 : 069.02 (470.23 - 25)] : 655.4 (091)"1898/1917" ББК 85.101 + 76.17

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО МУЗЕЯ (1898-1917)

© Л. Д. Шехурина, 2012

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Об особенностях издательской деятельности Русского музея, осуществляемой с момента его открытия до революции 1917 г.: о репертуаре печатной продукции музея, взаимодействии с частными лицами и издателями, способах распространения печатной продукции.

Ключевые слова: Русский музей, издательство, печатная продукция, изобразительное искусство.

The article is about the Russian museum publishing activity from the moment of its opening up to the revolution in 1917: repertoire of the museum editions, its interaction with private persons and publishers, ways of editions merchandising.

Key words: the Russian museum, publishing house, editions, fine arts.

Начало издательской деятельности Русского музея, основанного в 1895 г. по указу императора Николая II, совпало с его открытием. Торжественное открытие первого в стране государственного музея русского изобразительного искусства состоялось 19 марта (7 марта) 1898 г.

Программа нового музея - «представлять русское искусство в его лучших образцах, служить памятником художественных вкусов Александра III и его царствования, отражать культурный быт народов, входящих в состав Российской империи» [1] -отразилась и на организации музея, и на характере и содержании его издательской деятельности.

Согласно первоначальному плану, музей должен был состоять из трех отделов: Памяти императора Александра III, Этнографического и Художественного. Соответственно этому плану осуществлялись пополнение фондов музея и издательская деятельность. Однако к открытию музея сформирован был лишь Художественный отдел, составляющий его основу. Формирование двух других отделов надолго затянулось. Памятный отдел так и не был открыт. В 1918 г. на его основе был создан историко-бытовой отдел. Неудивительно, что Русский музей всегда отождествлялся с его Художественным отделом.

Вопросы издательской деятельности музея входили в компетенцию Совета Русского музея под председательством великого князя Георгия Михайловича. Он же был назначен и управляющим Русским музеем. Товарищем управляющего являлся Д. И. Толстой, а секретарем - А. А Тевяшев. Членом Совета был и один из организаторов музея -И. И. Толстой. В Совет входили также храни-

тели музея - известнейшие художники, архитекторы (например, действительные члены Академии художеств - П. А. Брюллов и К. В. Лемох, Альб. Н. Бенуа)1. Ответственным за издательскую деятельность был А. А. Тевяшев.

Главную задачу Совет видел в отражении музейных произведений в печатных изданиях «для знакомства с ними публики» [2]. На его заседаниях обсуждались вопросы: что издавать, где печатать и на каких условиях. В компетенцию Совета входило обсуждение возможности печатания изданий по материалам Русского музея посторонними лицами. Выдачей разрешений на фотографирование произведений, а также вопросами распространения печатных изданий занималась Канцелярия музея.

Музеем издавались фотографии экспонатов и гелиогравюры, каталоги, открытки, путеводители, альбомы и пр. Собственной типографской базы у музея не было, поэтому печатались издания главным образом в частных типографиях Петербурга.

Гелиогравюры заказывались в Экспедиции заготовления государственных бумаг, обеспечивавшей высокое качество изображений. Однако изготовление их обходилось в 2,5 раза дороже, чем у берлинской фирмы Бюкенштейн. С точки зрения экономии разумно было бы обратиться к услугам немецкой фирмы, но великий князь Георгий Михайлович был принципиально против изготовления гелиогравюр за границей, считая возможным печатание их только в России [2].

1 В начале 1920-х гг. был создан собственный Совет музея, в который вошли такие знатоки русского искусства, как Н. П. Сычев, В. В. Воинов, Д. И. Митрохин, Д. В. Ай-налов, А. Н. Бенуа, С. П. Яремич и другие.

На заседаниях Совета решалось также, где и как продавать музейные издания. В спорах о том, по какой цене продавать, затрагивались и проблемы конкуренции на книжном рынке, и коммерческая выгода музея.

На одном из заседаний Совета при обсуждении вопроса о продажной цене гелиогравюр граф И. И. Толстой подчеркнул, что Русский музей «не преследует каких-либо коммерческих целей», желая «лишь окупить свои издания». В то же время установление слишком низкой цены граф считал недопустимым, опасаясь, что сбавление существующих на эти произведения цен «нанесет существенный вред всей русской издательской деятельности, так как частные издатели не будут в состоянии конкурировать с музеем» [3]. В свою очередь Д. И. Толстой заметил, что частным лицам конкуренции Русского музея бояться нечего, так как его издательская деятельность ограничена исключительно изданием своих произведений. «Музей в своей издательской деятельности (фотографии, каталоги) руководствуется исключительно целью наибольшего распространения воспроизведений Музея в Русском обществе и при наидоступнейшей цене» [4].

Так как ведущее место в структуре Русского музея занимал Художественный отдел, основное внимание уделялось раскрытию его фонда. Вопросы подготовки печатных изданий на основе хранящихся в его фондах произведений искусства обсуждались на заседаниях Совета Художественного отдела. Основное внимание уделялось выпуску каталогов по фондам отдела.

Первый каталог Художественного отдела был выпущен уже в 1898 г. [5]. В этом же году был издан «Краткий указатель Художественного отдела» [6], называемый в музее «маленьким каталогом». Предназначен он был для широкого круга любителей искусства и содержал сведения о произведениях выдающихся русских художников и скульпторов в собрании музея.

С 1900 г. Художественный отдел Русского музея начинает выпускать малообъемные иллюстрированные каталоги на основе имеющихся фотографических снимков с картин и скульптур Художественного отдела [7].

И «Краткий указатель художественного отдела» с планом музея, и «Иллюстрированный каталог», составленные хранителями музея Альб. Н. Бенуа и П. А. Брюлловым, продавались в киоске при входе в Русский музей [8].

«Краткий указатель» так быстро разошелся, что до 1902 г. музею пришлось четырежды его переиздавать (с добавлениями, исправлениями и увеличением тиража). Непременным условием переиздания каталога Совет считал сохранение его прежней стоимости (10 коп.) [9].

Что касается «больших каталогов» Художественного отдела, то они продолжали выходить до 1917 г. не только на русском, но и на французском языках.

Интерес в обществе к картинам и скульптурам Русского музея был столь велик, что Совету Художественного отдела приходилось рассматривать предложения от частных лиц по изданию на основе материалов этого отдела каталога, путеводителя или альбома. Отдельные интеллигенты-просветители считали своим долгом использовать музейные ценности для ознакомления народа с лучшими произведениями национального искусства, что способствовало бы развитию художественного вкуса у необразованной части населения. Одним из таких просветителей была Ольга Константиновна Кулибина, правнучка известного изобретателя И. П. Кулибина, литератор, член религиозно-просветительских организаций [10]. В 1901 г. она представила на рассмотрение Совета работу «Объяснение к картинам Художественного отдела» -своего рода каталог-путеводитель. Сведения о картине содержали не только ее порядковый номер, но и указание на номер зала, в котором она экспонировалась. Пояснения давались главным образом к картинам на библейские, мифологические и исторические сюжеты.

Ольга Константиновна рассчитывала, что Русский музей проявит интерес к работе и возьмется ее издать. На одном из заседаний Совета граф Д. И. Толстой высказал мнение, что «труд этот составлен удовлетворительно и мог бы быть допущен к продаже в Музее», но при этом отметил, что «работа г-жи Кулибиной не настолько ценна, чтобы могла быть напечатана на средства Музея» [11].

Работа все же была напечатана (видимо, на средства, добытые О. К. Кулибиной) в 1902 г. в типографии Р. Голике, с иллюстрациями и портретами (в книге О. К. Кулибиной были использованы шесть клише из музейного каталога) [12].

Распространение издания взяли на себя книжная лавка Н. Кононова [13] и, частично, Русский музей. В предисловии к нему О. К. Кулибина писала: «До сих пор в Петербурге не было отдельного хранилища Русских художественных произведений; теперь же в залах Дворца-Музея мы можем проследить, как развивалось Русское искусство, какой степени достигло в наше время и мы можем почерпать отсюда новые силы, чтобы все более и более совершенствоваться» [14].

Описание картин в каталоге Кулибиной дано «по этажам и залам», как и в путеводителях [«Нижний этаж (при входе в сени дверь налево)»], и так, чтобы простому человеку было понятно. Номера картин соответствуют порядковым номерам музейного каталога и перемежаются меньшими и большими номерами. В каталоге Кулибиной от-

Л. Д. Шехурина, 2012, № 1, с. 67-71

сутствует указатель имен художников, зато описание картин нередко дополняется краткими биографическими сведениями об их авторах. При описании портретов даются пояснения к изображенным лицам. Справочный аппарат каталога пополнен также «Списком наиболее употребительных слов, взятых с иностранного языка». В него включены весьма ценные сведения, полезные для непосвященных - специфические художественные термины («акварель», «архитектура», «барельеф», «пастель», «эскиз» и т. п.), дающие возможность посетителю музея ориентироваться в художественном мире.

Издание Кулибиной пользовалось успехом у публики и к середине 1904 г. практически разошлось. Это побудило автора к переизданию каталога. Существенно дополненный новыми сведениями и исправленный, он был напечатан в петербургской типографии Монтвида в 1905 г. и переиздан в 1910 г. в той же типографии, опять же с исправлениями и дополнениями.

В 1911 г. в типографии «Сириус» были напечатаны «Добавления к каталогу О. Кулибиной», в составлении которых, по всей видимости, принял участие музей. «Собрание художественных произведений Русского Музея Императора Александра III, за 12 лет существования Музея настолько пополнилось, что явилась настоятельная необходимость в новом, систематическом распределении всех коллекций Музея, к чему и приступили в текущем году. В настоящее время работы по размещению почти закончены, и так как теперь, при обозрении Музея нельзя руководствоваться указанием каталога на местонахождение картин, рисунков, статуй и т. п., то к нему напечатано настоящее добавление, в котором указано, в каких именно залах находится в данное время то или другое художественное произведение», - объяснялось в предисловии к изданию [15].

Просветительскую цель преследовали и путеводители А. В. Половцова (1900), Н. Н. Брешко-Бреш-ковского (1903), Д. Д. Иванова (1904), Э. А. Старка (1913) и другие труды частных лиц. От каталога-путеводителя О. К. Кулибиной их отличает отсутствие привязанности описаний картин к их расположению. По существу эти издания представляют собой популярные и увлекательные очерки по истории Русского искусства [16].

Иной подход к отражению произведений художественного отдела Русского музея отличает двухтомный труд Н. Н. Врангеля [17], изданный в 1904 г. «по распоряжению Русского Музея Императора Александра III». Каталог Н. Н. Врангеля -первое научное справочное издание, богатое не только по своему содержанию, но и по художественно-полиграфическому оформлению. Это роскошное объемное иллюстрированное издание (два тома в одном переплете), в котором материал

о художниках и скульпторах расположен в алфавитном порядке. Текст очерка об истории Михайловского дворца-музея и текст каталога сопровождают многочисленные ссылки на источники, обстоятельные пояснения к картинам (с указанием, где те создавалась и где выставлялись), сведения о художниках. Выполненный не сотрудником музея, но авторитетнейшим искусствоведом, труд этот по праву принадлежит к изданиям музея.

Спустя три года Н. Н. Врангель составил и опубликовал «Обзор Русского музея», в котором проявились характерные черты путеводителя [18].

Экспонаты Художественного отдела получили отражение и в открытках, выпускаемых с первых лет существования музея частными издателями, получившими разрешение на фотографирование экспонатов. С 1903 г. открытки начали издаваться Русским музеем [19]. Это были одноцветные, исполненные фототипией, и многоцветные «почтовые карточки», напечатанные автотипией. Выпускались и фотооткрытки.

Опыт Русского музея в репродукционной печати получил воплощение не только в выпуске открытых писем и иллюстрированных каталогов, но и в альбомах. Примеры издания музеем альбомов до революции были единичными. В указателе «Издания Русского Музея» (1915) даются сведения лишь об одном альбоме - «Сто сорок девять автотипий с картин и статуй Русского Музея Императора Александра III» (1911).

Черты альбома отличают и труд А. Н. Бенуа «Русский музей императора Александра III» (1906), выпущенный по инициативе московского издателя И. Кнебеля. Роскошное издание огромного формата содержит краткое изложение истории русского изобразительного искусства и приложение в виде альбома фототипий, воспроизводящих картины великих русских художников, представленные в музее.

Значимое место в структуре Русского музея занимало Отделение христианских древностей («церковный отдел»), в фонд которого входили иконописные произведения и церковные предметы. Фонд Отделения начал пополняться с 1899 г., однако сформировался лишь к 1914 г. Русско-японская война, революционные события 1905-1907 гг. отвлекли внимание общества от важного по своему культурному значению дела и приостановили его развитие. Об этом свидетельствуют ежегодные «Списки предметам, поступившим в Отделение христианских древностей» [20], выпускаемые музеем до января 1906 г.

Первый каталог по Отделению христианских древностей («Обозрение отделения...») [21] был составлен М. П. Боткиным и Н. П. Лихачевым и выпущен в год открытия музея. Каталог содержал краткое описание иконописных произведений и «вещественных» памятников, включенных в экспози-

цию четырех залов Русского музея. Следующее издание каталога, существенно дополненного новыми поступлениями, было предпринято в 1902 г. [22].

Приобретение в 1913 г. знаменитой коллекции русских и греческих икон у известного историка и коллекционера Н. П. Лихачева (1862-1936) основательно расширило Отдел христианских древностей, что позволило превратить его в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.

Открытие Древлехранилища состоялось в 1914 г. В том же году был создан и журнал «Русская икона». В 1916 г. Русский музей выпустил небольшую иллюстрированную брошюру [23], цель которой ее автор, Н. П. Сычев, видел в необходимости познакомить широкую публику с содержанием Древлехранилища. Это не каталог и не путеводитель, а скорее - обзор наиболее значимых и ценных с религиозной и художественной точки зрения икон с указанием их расположения.

Организация Отдела, посвященного памяти императора Александра III началась за год до открытия музея. Еще 1898 г. был издан проект устройства отдела, составленный Альб. Н. Бенуа и П. А. Брюлловым, а затем и последующие доработанные проекты [24].

Что касается Этнографического отдела, то период его формирования затянулся на много лет, что было связано с отсутствием четких представлений о предметах музеефикации. С 1902 по 1904 г. вышло три издания «Программы для собирания этнографических предметов» [25], в каждую из последующих вносились изменения и дополнения.

Формирование отдела сопровождалось серьезным изучением приобретенных экспонатов. Результаты исследовательской работы получили отражение в четырехтомном издании «Материалов по этнографии» [26], выходивших с 1910 г.

Сведения о пополнении отдела помещались как в составе ежегодно издаваемых музеем отчетов, так и в отдельно изданных отчетах Этнографического отдела (начиная с 1910 г.) [27].

Впервые материалы коллекции Этнографического отдела стали доступны для обозрения в 1910 г. на его отчетной выставке, получившей отражение в печатном каталоге [28].

В 1915 г. был выпущен указатель «Временной этнографической выставки русского населения Галиции, Буковины и Венгрии», составленный сотрудником отдела А. К. Сержпутовским [29].

С одним из ценнейших экспонатов Этнографического отдела была связана история издания посвященного ему альбома. Альбом был подарен музею в 1902 г. генералом А. А. Боголюбовым на условиях «сохранения за коллекциею имени жертвователя с обязательством издать упомянутый альбом

в течение года или двух на счет казны». Участие в хлопотах по его изданию принял и сам даритель, и Русский музей, горячо поддержавший эту идею.

На издание альбома Министерством финансов по указу императора были выделены запрашиваемые генералом средства. Музейное руководство рассчитывало, что эти средства будут переданы Русскому музею, который и возьмет на себя труд по составлению издания и контролю над ним. Однако по «высочайшему соизволению» работы по изданию альбома были поручены Экспедиции заготовления государственных бумаг. Ответственность и контроль над исполнением работы взял на себя А. А. Боголюбов, составивший план издания и текст к описанию иллюстраций и обложек.

Работа по изданию альбома растянулась на шесть лет. А. А. Боголюбов, увы, не дожил до воплощения своего замысла. Альбом был напечатан в двух выпусках в 1908-1909 гг. [30]. Издание его осуществлялось под наблюдением вдовы генерала. Участие Русского музея ограничилось лишь рассылкой и продажей 887 экз. (из 1000 экз. тиража).

Распространением изданий Русского музея занимались музейная канцелярия и частные магазины. Позднее Русский музей открыл свой магазин на Невском проспекте.

Канцелярия музея осуществляла рассылку своих изданий по заказам частных лиц и учреждений. Русский музей брал на себя также труд по распространению изданий, выпущенных частными лицами на основе музейных собраний. Однако Музей нередко отказывался принять изданные частными лицами иллюстрированные издания из-за некачественного воспроизведения. В 1912 г., например, И. С. Лапиным был выпущен альбом картин Русского музея из цикла «Сокровища русской живописи» с текстом Н. И. Кравченко. Книготорговое товарищество «Культура», представитель фирмы И. С. Лапина, ходатайствовало о распространении этого издания в музее. На заседании художественного отдела музея было решено «предложение отклонить в виду того, что в издании картины воспроизведены не с подлинников, а с копий, что лишает издание художественного достоинства» [31]. Были и другие случаи отказа по этой причине. К подобным действиям издателей вынуждали, вероятно, сложность получения разрешения у музеев или его дороговизна [32].

Участие Русского музея в распространении собственных изданий и принятых на продажу изданий частных фирм вводит в заблуждение составителей репертуара издательской продукции Русского музея. В частности, составители «Списка научных публикаций 1898-1998» - юбилейного издания Русского музея [33] - посчитали нужным включить в него издания не только Русского музея, но и частных издателей, руководствуясь, видимо,

Л. Д. Шехурина, 2012, № 1, с. 67-71

тем, что издания, посвященные Русскому музею, не могли быть опубликованы без предварительного согласования с его администрацией и без разрешения на фотосъемку музейных предметов.

Четкого представления о репертуаре печатной продукции Русского музея в дореволюционный период не дает и первый указатель «Издания Русского музея Императора Александра III» (1915 г.), в состав которого не вошли многие весьма значимые документы [34]. Относительно полное представление о том, что именно и как издавал Русский музей, можно получить лишь опираясь на сохранившиеся архивные материалы.

Список литературы

1. Отчет о деятельности Русского музея императора Александра III. - СПб., [1899].

2. ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 19.

3. Там же. Л. 20.

4. Там же.

5. Каталог Художественного отдела Русского музея императора Александра III. - СПб., 1898. - 59 с.

6. Краткий указатель Художественного отдела Русского музея Императора Александра III. - СПб., 1898. - 48 с.

7. Иллюстрированный каталог фотографических снимков [с картин и статуй Русского музея]. Вып. 1. -СПб., 1900. - 24 с.

8. Иллюстрированный каталог фотографических снимков с картин и статуй Русского музея императора Александра III. Вып. 1 / сост. А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов. - СПб. : тип. акционер. о-ва Е. Евдокимов, 1900.

9. ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 1.

10. ОР РНБ. Ф. 403. Оп. [Справка].

11. ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 17 об.-18.

12. Там же. Л 3.

13. ОР РНБ. Ф. 403. Ед. хр. 4. Л. 1.

14. Кулибина О. Н. Русский музей императора Александра III. Объяснение к картинам составленное для народа Ольгой Кулибиной. - СПб. : Печатня Р. Голике, 1902. - 84 с.

15. [Вступительная статья] // Добавление к каталогу О. Кулибиной. - [СПб.], тип. «Сириус», [1911].

16. Половцов А. В. Прогулка по Русскому музею Императора Александра III в С.-Петербурге. - М. : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1900. - 173 с. ; Брешко-Брешковский Н. Н. Русский музей Императора Александра III. - СПб. : М. : О. Вольф, 1903 ; Иванов Д. Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга. - СПб., 1904 ; Картинная галерея Русского музея Императора Александра III. Биографии художников с их портретами и описание картин. - СПб. : Туманин, 1904. - 17 с. ; Старк Э. А. Наши художественные сокровища (Русский музей имп. Александра III) : очерк. - СПб. : П. П. Сойкин, 1913. - 32 с.

17. Русский музей Императора Александра III. Живопись и скульптура / сост. Н. Врангель. - СПб. :

Русский музей Имп. Александра III, 1904. - Т. 1-2. -570 с.

18. Обзор Русского музея императора Александра III / сост. Н. Н. Врангелем. - СПб. : Акционер. о-во. тип. дела в СПб. (Герольд), 1907. - 95 с.

19. Мозохина Н. А. Издательство открытых писем Русского музея Императора Александра III // Филокартия. - 2010. - № 4. - С. 44-45.

20. Список № 4 «предметам, поступившим в Отделение христианских древностей, выпускаемых музеем до января 1906 г. - СПб., [1900].

21. Обозрение отделения христианских древностей в Музее Императора Александра III (крат. описание зал XVIII-XXI с прил. одной фототипич. табл.) / сост.

H. П. Лихачевым и М. П. Боткиным. - СПб., 1898. -87 с.

22. Обозрение отделения христианских древностей в Музее Императора Александра III (крат. описание зал XVIII-XXI с прил. одной фототипич. табл.). - СПб. : тип. «Балашов и К.», 1902. - 148 с.

23. Сычев Н. П. .Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени Императора Николая II при Русском музее Александра III. -Пг. : тип. «Сириус», 1916. - 34 с.

24. Бенуа А. Н., Брюллов П. А. Проект устройства отдела, посвященного памяти Александра III [в Русском музее] 22 апреля 1897. - СПб. : тип. Акционер. об-ва Е. Евдокимов, [1898]. - 6 с. ; Проект устройства Отдела, посвященного памяти Александра III [в Русском музее] 4 февраля 1898. - [СПб.,1898]. - 9 с. ; (Проект устройства в Русском музее отдела, посвященного памяти Александра III. - СПб., [1900]. - 6 с.

25. Программа для собирания этнографических предметов. - [СПб.] : Этногр. отд. рус. музея, [1902]. - 47 с.

26. Материалы по этнографии России / Изд. Этногр. отд. Рус. музея Имп. Александра III под ред. Ф. К. Волкова. - СПб., 1910 ; Пг., 1914. - Т. 1-4.

27. Отчет Этнографического отдела Русского музея Имп. Александра III. - Пг., 1910.

28. Отчетная выставка за 1910 г. собранных Этнографическим отделом Русского музея этнографических коллекций. - [СПб., 1910]. - 7 с.

29. Сержпутовский А. К. Указатель Временной этнографической выставки русского населения Галиции, Буковины и Венгрии. - Пг. : Типо-литогр. «Энергия» 1915. - 20 с.

30. Ковровые изделия Средней Азии: в 2 вып. - СПб. : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1908-1909. -2 вып.

31. ОР ГРМ. Ф. ГРМ (1). Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 104.

32. Мозохина Н. А. Издательство открытых писем Русского музея Императора Александра III // Филокартия. - 2010. - № 4 (19). - С. 44-45

33. Государственный Русский Музей. Из истории музея : сб. ст. и публ. / сост. И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. -СПб. : ГРМ, 1995. - С. 290-292.

34. Издания Русского музея Императора Александра III.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Почтовые карточки с изображениями художественных произведений, принадлежащих музею. 2. Гелиогравюры. 3. Каталоги и другие издания музея. -Пг. : Тип. А. Розена, 1915. - 20 с.

Материал поступил в редакцию 17.10.2011 г/

Сведения об авторе: Шехурина Людмила Диодоровна - кандидат филологических наук,

доцент кафедры библиографоведения и книговедения, тел.: (812) 232-36-30, e-mail: shekhurina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.