Научная статья на тему 'Рекламно-информационная работа вуза как фактор повышения эффективности учебной работы иностранных студентов'

Рекламно-информационная работа вуза как фактор повышения эффективности учебной работы иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полещук Екатерина Викторовна

Рассматриваются формы рекламно-информационной работы вуза и их влияние на эффективность учебной работы иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полещук Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекламно-информационная работа вуза как фактор повышения эффективности учебной работы иностранных студентов»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Е.В. ПОЛЕЩУК

Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.

Рассматриваются формы рекламно-информационной работы вуза и их влияние на эффективность учебной работы иностранных студентов.

Главная цель рекламно-информационной деятельности международной службы вуза -оповещение как можно более широкого круга социальных организаций и структур о предоставляемых образовательных услугах. Глубина и широта рекламной деятельности, в ходе которой указанная информация становится доступной широким кругам молодых людей, их родителей, педагогам школ и колледжей, прямо пропорциональна количеству абитуриентов того или иного вуза. Можно смело сказать, что снижение численности иностранных абитуриентов в иных российских вузах связано не столько с утратой вузом тех или иных позиций в учебной деятельности, сколько с ослаблением информационно-рекламной работы.

Реклама используется для информирования общества о новшествах и создании новых товаров и услуг. Она применяется для решения практических задач увеличения прибыли и для реализации других стратегических маркетинговых целей. Вместе с тем, реклама оказывает опосредованное влияние на мнения и поведение людей, на процесс формирования общественного сознания.

В структуре рекламно-информационной деятельности вуза можно выделить три ключевых компонента: субъект рекламы, объект рекламы и способы, или средства рекламы. В качестве субъекта рекламы выступают организационные структуры, обладающие информацией о вузе и выполняющие функцию распространения этой информации по различным каналам. Объектом рекламной деятельности являются граждане иностранных государств, потенциально готовые обучаться в российских вузах. Задача субъекта рекламы заключается в том, чтобы помочь объекту сформировать целевую установку на получение высшего образования в определенном высшем учебном заведении.

Рекламно-информационная работа вуза имеет особое значение на международном рынке образовательных услуг, т.к. университеты и абитуриенты в этом случае разделены сотнями километров. Необходимость поиска наиболее эффективных способов продвижения образовательных услуг на мировой рынок обусловлена во многом тем, что университеты, как правило, ограничены в финансовых ресурсах, которые они могут перераспределить на это направление деятельности.

Решая свои основные задачи, рекламно-информационная работа вуза на международном рынке образовательных услуг помогает осуществлять следующие функции международного сотрудничества вузов:

- совершенствование образовательной деятельности вуза, включающей обучение иностранных учащихся, работа с которыми предъявляет повышенные требования к преподавателям и сотрудникам учебного заведения;

- развитие академической мобильности, включающей осуществление различных форм обмена студентами, профессорско-преподавательскими кадрами, административными сотрудниками вуза;

- содействие развитию инфраструктуры вуза, его структурных подразделений, участвующих в международных проектах;

- укрепление внешней культурной политики государства посредством формирования у учащихся навыков межкультурной коммуникации, организации социально-культурного взаимодействия отечественных и иностранных граждан.

Однако основной задачей рекламно-информационной деятельности вуза на международном рынке образовательных услуг является получение прибыли вузом от роста количества обучающихся иностранных студентов.

Рекламная работа по привлечению иностранных граждан на обучение в Московский государственный технический университет гражданской авиации проводится по нескольким направлениям и осуществляется в следующих формах.

1. Рассылка рекламной информации об Университете. Адресатами рассылки являются посольства иностранных государств, национальные организации выпускников российских вузов, ассоциации послевузовского образования в 10 странах, культурные центры РФ за рубежом.

2. Опубликование рекламных материалов в зарубежных и российских изданиях.

3. Основной вид рекламы - объявления (на английском, французском, испанском и русском языках) об условиях обучения в Университете.

4. Участие в образовательных выставках, выставках-ярмарках, выставках-презентациях, проводимых в РФ и за рубежом. Это участие осуществляется в двух видах: опосредованное (передача рекламных листовок и проспектов через посредников) и непосредственное.

5. Работа с фирмами-посредниками, занимающимися набором иностранных граждан на обучение в МГТУ ГА. Основным видом рекламы здесь являются информационные листки.

6. Электронная реклама. Этот вид рекламно-информационной работы представляет собой размещение рекламно-информационных материалов в сети INTERNET: на сайтах Международной Организации Гражданской Авиации, ALMA-MATER, МВЦ «Знание», рассылка рекламного объявления по электронной почте в школы других государств; на официальном сайте МГТУ ГА, на котором размещена информация обо всех сферах деятельности Университета.

7. Для приезжающих в МГТУ ГА иностранных и российских граждан или лиц, представляющих российские или зарубежные учреждения с целью ознакомления с Университетом проводятся экскурсии по вузу и разъяснительные беседы.

8. Работа с иностранными студентами МГТУ ГА с целью проведения ими агитационнорекламной работы по набору иностранных граждан на обучение в университет. Студенты размещают информацию об университете в газетах, журналах, на радио и на телевидении своих стран.

Наиболее распространенным средством такого рекламно-информационного воздействия являются рекламные листки, содержащие информацию об условиях предоставления вузом образовательных услуг. Эти листки используются в различных видах рекламной работы в МГТУ ГА: рассылка в посольства иностранных государств, национальные организации выпускников российских вузов, культурные центры.

Рассмотрим, как влияет рекламно-информационная работа на учебную деятельность иностранных студентов, обучающихся в МГТУ ГА. В рекламной информации предоставляются сведения о специальностях, которые иностранные граждане могут получить в МГТУ ГА. По данным социологического исследования учебной деятельности иностранных студентов в университете гражданской авиации, проведенного в 2002 году, было выявлено, что значительная часть иностранных граждан обучается в МГТУ ГА в соответствии со своими профессиональными интересами. На вопрос «Почему Вы поступили в МГТУ ГА» варианты ответов распределились следующим образом:

Таблица 1

Почему Вы поступили в МГТУ ГА?

Варианты ответа Количество ответивших

1. Получить интересующую Вас специальность 67,9%

2. Заняться наукой 13,2%

3. Получить высшее образование и уехать жить в другую страну 9,4%

4. Мне было все равно, в каком российском вузе учиться 5,7%

5. Познакомиться с российской культурой 1,9%

6. Вступить в брак и остаться жить в России 1,9%

Очевидно, что студенты, которые выбрали интересующую их специальность, т.е. профессионально ориентированы, будут более заинтересованы в хорошей учебе, чем те, которые выбрали вуз и специальность случайно.

В настоящее время в МГТУ Г А обучается свыше 100 иностранных граждан, более чем из 30 стран мира. В соответствии с Постановлением Госкомвуза России от 10.04.1996 года о порядке приема и обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, иностранные граждане, не владеющие русским языком, зачисляются на подготовительный факультет учебных заведений сроком на один год. На подготовительном факультете иностранные граждане изучают русский язык и другие предметы по программе средней школы в зависимости от специальности, которую они намерены получить. В конце учебного года проводятся выпускные экзамены. Учащиеся, успешно сдавшие экзамены по изученным дисциплинам на уровне российской полной средней образовательной школы, получают свидетельство об окончании подготовительного факультета и направляются на обучение по избранной специальности в высшие учебные заведения.

Учащиеся МГТУ ГА проходят предвузовскую подготовку на подготовительном отделении для иностранных граждан в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) (МАДИ (ГТУ)) по техническому и экономическому профилям в соответствии с отраслевым стандартом. Нормативный срок реализации образовательной программы предвузовской подготовки - 52 недели, из которых 38 недель теоретического обучения, 4 недели - аттестация (1 неделя - промежуточная, 3 недели - итоговая), 10 недель каникул (из них 2 - в зимний период).

Контроль за учебной деятельностью учащихся МГТУ ГА возлагается как на преподавателей, сотрудников подготовительного отделения МАДИ (ГТУ), так и на сотрудников Факультета обучения иностранных граждан МГТУ ГА. Основными видами контроля являются: проверка выполнения домашних заданий, контрольных работ, экзамены и зачеты по обязательным дисциплинам (промежуточная аттестация), и учет посещения занятий учащимися. В соответствии с результатами итоговой аттестации иностранные учащиеся получают сертификат установленного образца и зачисляются на первый курс МГТУ ГА по выбранной специальности.

В табл. 2 и 3 показаны результаты ретроспективного анализа успеваемости учащихся подготовительного факультета за последние три учебных года (с 2001-2002 по 2003-2004 уч. годы).

Таблица 2

Отчисления учащихся ПФ

Учебный год Отчислено

всего причина отчисления -низкая успеваемость

2001-2002 33,3% 5,0%

2002-2003 45,0% 15,0%

2003-2004 33,3% 15,4%

всего 35,8% 11,3%

Как видно из табл. 2, из всех иностранных учащихся, обучавшихся на подготовительном факультете за анализируемый период, 11,3% были отчислены за неуспеваемость. К сожалению, показатель отчислений по причине низкой успеваемости растет. Если в 2001-2002 учебном году по причине неуспеваемости было отчислено 5,0%, то в 2003-2004 учебном году по этой же причине было отчислено 15,4% иностранных учащихся. Другими причинами отчислений учащихся с подготовительного факультета были финансовые трудности, состояние здоровья родителей, выбор другой специальности и перевод в другой вуз.

Таблица 3

Успеваемость учащихся ПФ

Учебный год Средний балл успеваемости

2,0 - 2,5 2,6 - 3,0 3,1 - 3,5 3,6 - 4,0 4,1 - 4,5 4,6 - 5,0 Данных нет

2001-2002 35,0% 15,0% 15,0% 20,0% - 10,0% 5,0%

2002-2003 25,0% 15,0% 20,0% 5,0% - 5,0% 33,3%

2003-2004 23,0% 7,9% 23,0% 33,3% 15,4% - -

всего 28,3% 13,2% 18,9% 17,0% 3,8% 5,7% 13,2

Из табл. 3 видно, что наибольшее количество учащихся подготовительного факультета (28,3%) имеют самый низкий средний балл успеваемости - 2,0 - 2,5.

Анализируя причины отчислений студентов из МГТУ ГА, можно отметить, что из 17,6% студентов, отчисленных из МГТУ ГА за неуспеваемость, 17%, обучаясь на подготовительном факультете, имели средний балл успеваемости от 2,0 до 3,5. Другими причинами отчислений студентов также являлись финансовые трудности, состояние здоровья родителей и трудности, связанные с обучением.

Отметим основные причины низкой успеваемости и методы ее повышения.

Первой причиной является сложность адаптации на первом этапе обучения в российском вузе. Процесс адаптации иностранного гражданина включает в себя: смену часовых поясов, климатических условий, изменений привычного распорядка дня, отсутствие привычного круга общения, трудности освоения социальной роли студента. Эти обстоятельства часто неблагоприятно сказываются на психологическом и физическом состоянии учащегося, что не может не отражаться на его учебе.

Очень важным моментом в адаптации иностранных студентов является проведение индивидуальных бесед с учащимися подготовительного факультета. Так как учащиеся подготовительного факультета МГТУ ГА обучаются на подготовительном факультете для иностранных граждан МАДИ (ГТУ), то они как бы оторваны от университета, где они будут

продолжать свою учебу. Такие беседы позволят не чувствовать себя отдаленными от основной массы студентов, своих новых друзей.

Помочь адаптироваться иностранным гражданам, прибывшим на обучение в российский вуз, могут студенты старших курсов, являющиеся гражданами стран такого же региона. Шефство студентов старших курсов поможет начинающим учащимся и студентам не только в бытовом плане, в общении с русскими студентами, в оформлении необходимых документов и решении других вопросов, но и в воспитании у иностранного студента чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Студенты старших курсов прошли процесс адаптации, знают все его трудные моменты. Многие иностранные студенты с первых дней появления «новенького» окружают его заботой. Помогают. Такую активность студентов старших курсов необходимо поощрять.

Второй важной причиной низкой успеваемости являются: сложности с языком и низкая базовая подготовка учащегося.

В данном случае одним из методов повышения успеваемости учащихся и студентов могут стать дополнительные занятия. Дополнительные занятия на подготовительном факультете проводятся со слабыми и отстающими учащимися по рекомендациям преподавателей. Дополнительные занятия в университете со студентами необходимо проводить после тестирования иностранных учащихся. Тестирование следует проводить по всем изучаемым дисциплинам в начале курса и по его результатам преподаватель может сделать вывод о том, надо ли студенту подтянуть уровень знания или нет. Оплата таких дополнительных занятий преподавателю может осуществляться из внебюджетных средств университета. Для студента желательно, чтобы они были бесплатными.

Как было сказано ранее, причиной низкой базовой подготовки является недостаточно жесткий отбор иностранных граждан для обучения в университет. Изменить эту ситуацию может активная рекламно-информационная работа вуза в других странах и отбор будущих студентов за рубежом. Важной формой этой работы является непосредственное участие представителей университета в зарубежных образовательных выставках-ярмарках, презентациях и других рекламных мероприятиях на международном рынке образовательных услуг. Представители университета, выезжающие в зарубежные страны, должны проводить разъяснительную работу и осуществлять отбор абитуриентов с высоким уровнем подготовки.

Данная форма рекламной работы требует от вуза дополнительных расходов. Однако именно эта форма является одной из самых эффективных. Непосредственный контакт между иностранным гражданином и вузом, в лице его представителя, позволит абитуриенту получить полную неискаженную информацию о предлагаемых вузом образовательных услугах, обеспечит абитуриента всеми необходимыми материалами. Вуз в свою очередь сможет изучить данный сегмент рынка абитуриентов (и, следовательно, отобрать наиболее подготовленных иностранных граждан, желающих обучаться в нем), проанализировать тенденции и спрогнозировать ситуации на рынке труда, разработать и сформировать комплекс необходимых образовательных товаров и услуг, отвечающих потребностям и рынка абитуриентов, и рынка труда.

Особое значение имеет привлечение к рекламно-информационной работе студентов и выпускников вуза, поощрение их действий моральными и материальными средствами. Многие студенты и выпускники российских вузов проводят агитационно-рекламную работу на родине, что также позволяет повысить качество набора учащихся. Важно поддерживать и наращивать контакты с фирмами-посредниками, работающими за рубежом, с целью привлечения на обучения иностранных граждан с высоким уровнем знаний. Все эти мероприятия требуют финансовых вложений, а окупаемость их будет растянута на некоторое время.

Критерием эффективности затрат на продвижение образовательных программ является их окупаемость. Однако оценка эффективности рекламы наиболее важна на стартовом, “не окупаемом” этапе работы, где точных критериев не существует. Объективная сложность, многофакторность, нестационарность задачи делает невозможным расчет и точный прогноз результата, оставляя надежду только на опыт, традиции и интуицию специалистов. Вложения,

сделанные сегодня в рекламную кампанию университета, позволят в дальнейшем не только повысить успеваемость студентов, но и поднять престиж университета на мировом рынке образовательных услуг, что, несомненно, приведет к повышению качества и количества набора иностранных граждан.

Репутация - это непреходящая ценность любого университета. Нет необходимости перечислять из чего она складывается - это и год основания, и имена всемирно известных выпускников, и научные достижения и открытия, сделанные в стенах университета, и имена профессоров, продолжающих и развивающих ныне традиции университета и многое другое. Однако, с точки зрения набора иностранных учащихся, основным фактором, формирующим репутацию университета, является положительный опыт обучения и существования (повседневной жизни) в стенах университета иностранцев-выпускников. С этой точки зрения, досадная оплошность преподавателя, или технического персонала, или бытовая неурядица могут нанести серьезный урон репутации, т.к. отрицательно эмоционально окрашенная, переданная из “уст в уста”, многократно повторенная информация может перечеркнуть в сознании потенциальных кандидатов на обучение все высокие достижения университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степаненко Е. В. У правление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе. Дисс.. канд социологических наук. М., 2003.

2. Степаненко Е.В., Самолетова Е.В. Социологическое обеспечение учебной деятельности иностранных студентов в университете гражданской авиации. НИР № 501 - 02. М.: МГТУГА, 2002.

UNIVERSITY’S ADVERTISEMENT ACTIVITY AND ITS INFLUENCE ON FOREIGN STUDENT’S

EDUCATION ARE CONSIDERED

Poleschuk E.V.

The tendencies of informative jobs in forign education and its influence on effetivity ones are considered.

Сведения об авторе

Полещук Екатерина Викторовна, окончила Московский авиационный института (2000), автор 5 научных работ, область научных интересов - социология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.