Научная статья на тему 'РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКОВ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ'

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКОВ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIRE TRAINING / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDYING / КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ / CULTURE OF HANDLING WEAPONS / СБИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / CONFOUNDING FACTORS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Говорова Александра Андреевна

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Огневая подготовка». Исследуются способы регуляции и саморегуляции психического состояния стрелков из боевого оружия как эмоционального компонента культуры обращения с оружием. Предлагаются корреги-рующие факторы для снижения эмоциональной тревожности обучающихся, оптимизации их психического состояния и, тем самым, для повышения качества стрельбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Говорова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE MENTAL STATE OF SHOOTERS AS AN EMOTIONAL COMPONENT OF THE CULTURE OF HANDLING WEAPONS

In this article the problems of improving the teaching and educational process on the discipline «Fire preparation» are considered. The methods of regulation and selfregulation of the mental state of shooters from combat weapons as an emotional component of the culture of handling weapons are explored. Correction factors are proposed to reduce emotional anxiety of students, to optimize their mental state and, thereby, to improve the quality of shooting

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКОВ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ»

ГОВОРОВА Александра Андреевна,

адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров по кафедре огневой подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

e-mail: step-up-streers@mail.ru Научный руководитель: Полянский Валерий Петрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры огневой подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКОВ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблематика совершенствования учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Огневая подготовка». Исследуются способы регуляции и саморегуляции психического состояния стрелков из боевого оружия как эмоционального компонента культуры обращения с оружием. Предлагаются корреги-рующие факторы для снижения эмоциональной тревожности обучающихся, оптимизации их психического состояния и, тем самым, для повышения качества стрельбы.

Ключевые слова: огневая подготовка, обучающиеся, культура обращения с оружием, сбивающие факторы, эмоциональное состояние.

GOVOROVA Alexandra Andreevna,

an adjunct faculty of scientific and pedagogical and scientific personnel

for the department of fire training of the educational and scientific complex of special training Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia

named after V. Ya. Kikotya Supervisor: Polyansky Valery Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department fire training UNKSP Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot

REGULATION OF THE MENTAL STATE OF SHOOTERS AS AN EMOTIONAL COMPONENT OF THE CULTURE OF HANDLING WEAPONS

Annotation. In this article the problems of improving the teaching and educational process on the discipline «Fire preparation» are considered. The methods of regulation and self-regulation of the mental state of shooters from combat weapons as an emotional component of the culture of handling weapons are explored. Correction factors are proposed to reduce emotional anxiety of students, to optimize their mental state and, thereby, to improve the quality of shooting.

Keywords: fire training, studying, culture of handling weapons, confounding factors, emotional state.

УДК - 377; 378.4 ББК - 74.489

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

Актуальность. Исследование направлено на изучение проблема тики формирования культуры обращения с оружием у обучающихся в образовательных организациях МВД России, ее эмоционального компонента.

Поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудники полиции имеют право на применение огнестрельного оружия, то, на наш взгляд, культура обращения с оружием имеет немаловажное значение для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Во время обучения курсанты и слушатели образовательных организаций системы МВД России изучают ряд учебных дисциплин: «Огневая подготовка», «Основы огневой подготовки», «Специальная тактика», «Специальная техника», «Основы личной безопасности», «Физическая подготовка» и др., которые направлены на формирование знаний, умений и навыков компетентного обращения с оружием. По нашему мнению, что подтверждается проведенным нами опросом заинтересованных респондентов, 62% из них отмечают, что в ходе профессионального образования в результате изучения данных учебных дисциплин у обучающихся формируются слагаемые элементы культуры обращения с оружием. Отметим, что все опрашиваемые в этом вопросе приоритет отдают дисциплине «Огневая подготовка».

В процессе проведенного анализа и изучения специальной и научной литературы нами были выявлены следующие компоненты культуры обращения с оружием: мировоззренческий; личностный; мотива-ционный (мотивационно-ценностный); эмоциональный; когнитивный (знаниевый); деятельностный (операционно-деятель-ностный, организационнодеятельностный); атрибутивный [3; 4, с. 94-99].

Опросных данные показывают, что эмоциональное состояние обучающихся во время стрельбы из боевого оружия характеризует нервозность, спешка, волнение, ожидание выстрела, напряженность. Поэтому в данной статье мы рассматриваем

эмоциональный компонент культуры обращения с оружием.

Эмоциональный компонент, на наш взгляд, предполагает обоснованное чувство полноценного владения оружием, которое снижает эмоциональную напряженность, укрепляет уверенность в себе, создает ощущение защищенности, готовность к решительным действиям. Осознание своего умения поразить цель каждым произведенным выстрелом, регулировать психоэмоциональное состояние, возникающее при стрельбе, предупреждает ведение хаотичной, бесприцельной стрельбы, могущей привести к случайным жертвам и неприятным юридическим последствиям [4, с. 94-99; 5, с. 58-63].

Особое значение при обучении боевой стрельбе имеет эмоциональный интеллект, который характеризуется способностью к саморегуляции, умением управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции на достижение поставленной цели, что улучшает способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности.

Нами было проведено исследование изучения эмоционального состояния и способов его регуляции в рамках учебной дисциплины «Огневая подготовка». Под наблюдением в эксперименте были контрольная и опытная группы.

На первом этапе эксперимента исследовались особенности эмоционального состояния обучающихся в обычных условиях занятий по огневой подготовке, т.е. без использования коррегирующих факторов. На каждом занятии обучающиеся опытной и контрольной групп выполняли учебные упражнения 2а, 1д, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине «Огневая подготовка». По итогам каждого занятия курсантам выставлялись оценки по пятибалльной шкале. Подсчи-тывался средний балл (средняя оценка) успеваемости курсантов, он соответствовал 3,73±0,132.

На втором этапе исследования использовались коррегирующие (отвлекающие и настраивающие) факторы, оценивалась их возможность влиять на эмоциональное состояние обучающихся.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

В результате аналитических и опытных лабораторных исследований нами были отобраны наиболее предпочтительные для использования в условиях тира три типа психорегулирующих факторов — физических упражнений:

1. Повышающие функциональное состояние — приседания на двух ногах. Из исходного положения (ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, спина прямая, руки вытянуты вперед) испытуемые выполняли приседания на двух ногах. Количество приседаний варьировалось. Оценивались варианты в 5 и 10 раз.

2. Отвлекающие — приседания на одной ноге — «пистолет».

Из исходного положения (ноги вместе, спина прямая, руки вытянуты вперед) курсанты выполняли приседания на одной ноге, вторая постепенно выводилась вперед. После принятия положения сидя на одной ноге, когда бедро вытянутой ноги становилось параллельно полу, курсанты начинали подниматься на одной ноге, удерживая на весу выпрямленную другую. Выполнялось по два повтора на правую и левую ноги.

3. Настраивающие - касание носа указательным пальцем руки с закрытыми глазами. Исходное положение: вертикальное положение тела, ноги вместе, пятки и носки вместе, руки вытянуты в стороны, глаза закрыты. По команде курсанты должны поочередно коснуться кончика своего носа указательными пальцами левой и правой руки, не открывая глаз (два - четыре повторения).

Первое упражнение довольно простое по координации, умеренной интенсивности, оно способствует повышению функционального состояния организма (оптимизации частоты сердечных сокращений -ЧСС) курсантов, выполняет роль разминки; второе упражнение, ввиду его координационной сложности, требует значительных координационных и силовых усилий, является тем «сбивающим» фактором, который позволяет отвлечься от переживаний ожидания выстрела, сбить страх перед выстрелом; третье упражнение заключительное, выполняется непосредственно перед стрельбой; ввиду его существенной,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

но не чрезмерной координационной сложности и невысокой функциональной нагрузки (по ЧСС), оно выполняло роль своеобразной «настройки» на предстоящую сложнокоординационную стрелковую деятельность. Все упражнения подбирались таким образом, чтобы могли быть выполнены курсантами разных уровней физической подготовленности в условиях тира, в установленной форме одежды.

В результате исследования, посвященного определению влияния уровня эмоционального компонента культуры обращения с оружием на успешность стрельбы, мы получили следующие данные.

По подсчетам средней оценки успеваемости курсантов опытной группы по огневой подготовке, выявлено, что без учета влияния коррегирующих факторов, т.е. при занятиях в обычных условиях в соответствии с учебной программой, она равна 3,73±0,132 балла. Детальный анализ данных показал, что 65% курсантов имеют невысокие показатели выполнения стрелковых упражнений — от 2,4 до 3,8 баллов, из них в 19% случаев упражнения не были выполнены на положительную оценку; 35% курсантов успевали на «хорошо» и «отлично».

Средняя оценка занятий по огневой подготовке по проведенной нами методике, т.е. с учетом воздействия коррегирую-щих факторов, составила 3,84 ±0,1 балла. Можно сказать, что прослеживается тенденция к повышению успеваемости обучающихся по огневой подготовке под воздействием экспериментальной методики при отсутствии достоверности t = 0,69 при Р <0,05 (табл. № 1).

Положительная динамика прослеживается и в количестве попаданий с 3,14±0,15 до 3,73±0,132 в опытной группе на занятиях с воздействием коррегирующих факторов, но при достоверности различий Р >0,05 ^=2,95).

По результатам анализа показателей ЧСС выявлено, что повышенное сердцебиение (100 — 130 уд/мин до стрельбы без кор-регирующих факторов) наблюдалось у 19% курсантов, которые чаще имели низкую успеваемость по огневой подготовке за исследуемый период, что видно в таблице № 1 (в таблице представлены результаты

Таблица № 1.

Динамика результатов стрельбы в опытной группе (п=26) на двух занятиях по условиям выполнения упражнений 1д

ФИО ЧСС до стрельбы без СФ ЧСС после СФ Попадание Ср. оценка до СФ Ср. оценка после СФ

1 2 3 4 5 6

К 1 128 136 2 3 3

К 2 76 68 2 2,5 2,5

К 3 124 140 2 2,7 3

К 4 100 120 2 2,4 3,5

К 5 104 108 3 2,6 4

К 6 68 76 4 2,8 3,5

К 7 108 120 4 5 4,5

К 8 68 84 4 3,5 3,5

К 9 64 76 4 3,7 5

К 10 64 76 4 5 5

К 11 68 76 4 5 5

К 12 72 92 4 5 5

К*- курсанты (К 1-К 6 - слабоуспевающие; К 7-К 12 - успевающие).

успевающих и неуспевающих курсантов). 10% курсантов показатели ЧСС перед За норму ЧСС в покое принято считать стрельбой были в диапазоне от 68 до 76 уд/ 60-80 уд/мин. Однако такая прямая зави- мин, но на удовлетворительные результа-симость прослеживалась не всегда. Так, у ты их стрельбы, как показало исследование, это не повлияло. У курсантов, успевающих на «хорошо» и «отлично» (19%) на всем протяжении исследования ЧСС регистрировалась в диапазоне 68-72 уд/мин, при хороших и отличных показателях стрельбы. У 3% курсантов из категории успешных наблюдалась повышенная ЧСС - до 108 уд/мин. Можно сказать, что здесь явно присутствовало волнение, но на результатах стрельбы это не сказалось.

Повышенное ЧСС перед стрельбой из боевого оружия, несомненно, говорит о высоком эмоциональном волнении курсантов перед выстрелом. Поэтому мы применили корре-гирующие факторы в виде специальных физических упражнений для оптимизации функционального состояния, устранения эмоционального волнения, чувства «страха» выстрела, для переключения внимания на

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

Таблица № 2. Динамика изменений показателей ЧСС и успеваемости в опытной группе (п=26) на двух занятиях огневой подготовкой по условиям выполнения упражнений 1д

Упражнение 1д Показатели М±m (П=26) Достоверность различий

показатели занятия

t P

ЧСС, уд/мин 1 (до СФ) 87,2±4,13 2,12 >0,05

1 (после СФ) 100,8±4,85

2 (до СФ) 87,08±3,54 3 >0,05

2 (после СФ) 101,42±3,23

Средняя оценка Занятий до сбивающих факторов 3,73±0,132 0,69 <0,05

Занятий после сбивающих факторов 3,84 ±0,1

Количество попаданий 1 (после СФ) 3, 14±0, 15 2,95 >0,05

2 (после СФ) 3,73±0,132

Таблица № 3.

Достоверность различий результатов экспериментальных групп по условиям выполнения контрольного упражнений 1д

Показатели Группы М±т Достоверность различий

Опытная М±т п=(26) Контрольная М±т п=(25) 1 Р

ЧСС, уд/мин 101,42±3,23 93,04±5,2 1,2 <0,05

Количество попаданий 3,14±0,15 2,29±0,15 2,625 >0,05

Средняя оценка после СФ 4±0,5 3,4±0,05 1,2 <0,05

правильную работу по контролю техники производства выстрела.

После результатам применения экспериментальной методики заметно повысилась ЧСС почти у всех обучающихся — на 12—23 уд/мин (табл. № 2). Только у одного испытуемого отмечено снижение ЧСС на 8 уд/мин, видимо, из-за особенностей организма или его тренированности.

По итогам выполнения учебного упражнения 1д после коррегирующих факторов у курсантов прослеживается положительная динамика результатов стрельб. Количество неуспевающих курсантов сократилось до 3%, процент успевающих курсантов на «хорошо» и «отлично» повысился до 38%.

В результате сравнения результатов оценки огневой подготовленности экспериментальных (опытной и контрольной) групп мы получили следующие данные (табл. № 3).

При анализе данных, приведенных в таблице 3, наблюдается достоверность различий между результатами экспериментальных групп по количеству попаданий в упражнении № 1д. Отмечена тенденция к повышению средней оценки в экспериментальной группе при том, что достоверность различий незначительна.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что эмоциональный компонент культуры обращения с оружием играет существенную роль в учебной стрельбе из боевого оружия, во многом определяет ее эффективность.

Выявлено, что эмоциональное состояние обучающихся стрельбе из боевого ору-

жия можно регулировать с помощью специальных факторов — физических упражнений. В результате аналитических и опытных лабораторных исследований нами были отобраны наиболее предпочтительные для использования в условиях тира три типа психорегулирующих факторов — физических упражнений:

1. Повышающие функциональное состояние — приседания на двух ногах.

2. Отвлекающие — приседания на одной ноге — «пистолет».

3. Настраивающие — касание носа указательным пальцем руки с закрытыми глазами.

Экспериментальное применение данных упражнений с общей целевой направленностью на оптимизацию психоэмоционального состояния обучающихся стрельбе из боевого оружия показало их эффективность. В опытной группе, по сравнению с контрольной, достоверно улучшились показатели выполнения стрелковых упражнений (Р>0,05).

Совершенствование эмоционального состояния позволяет обучающимся укрепить уверенность в себе, создать чувство полноценного владения оружием, готовность к решительным действиям. В случае применения оружия эмоциональный компонент значительно возрастает, однако осознание своего умения поразить цель каждым произведенным выстрелом предупреждает ведение хаотичной, бесприцельной стрельбы, могущей привести к случайным жертвам и неприятным юридическим последствиям.

Список литературы

[1] Вайнштейн Л.М. Оружие — пистолет: Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство Астраль», 2002.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[2] Дмитриева Ю.В. Исследование влияния различных физических упражнений на результативность выполнения курсантами скоростной стрельбы из пистолета / Ю.В. Дмитриева, А.И. Щипин // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: Материалы Международного научного конгресса. Москва, 2-4 февраля 2006 г. М.: ООО «Анита Пресс», 2006.

[3] Кикоть В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ ВВ МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. ГУ, 1994. - 25 с.

[4] Полянский В.П. Профессиональная культура обращения с оружием [Электронный ресурс] / В.П. Полянский, А.А. Говорова // Особенности подготовки сотрудников полиции к применению специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия: Сб. науч. ст. / Редкол.: А.А..Тихонов, Р.А. Мерзликин, А.А. Редько, В.А. Репин. Электрон. дан. (3,19 Мб); 1 электрон. опт. диск (CD-R). Волгоград: ВА МВД России, 2015.

[5] Романина Е.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) / Е.В. Романина, М.В. Грицаенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury'

[1]Vajnshtejn L.M. Oruzhie - pistolet: Uchebno-metodicheskoe posobie po strel'be iz

pistoleta. M.: OOO «Izdatel'stvo Astrel'»; OOO «Izdatel'stvo Astral'», 2002.

[2] Dmitrieva Yu.V. Issledovanie vliyaniya razlichny'x fizicheskix uprazhnenij na rezul'tativnost' vy'polneniya kursantami skorostnoj strel'by' iz pistoleta / Yu.V. Dmitrieva, A.I. Shhipin // Sovremenny'e texnologii sporta vy'sshix dostizhenij v professional'noj podgotovke sotrudnikov silovy'x vedomstv: Materialy' Mezhdunarod-nogo nauchnogo kongressa. Moskva, 2-4 fevralya 2006 g. M.: OOO «Anita Press», 2006.

[3] Kikot' V.Ya. Formirovanie kul'tury' pro-fessional'nogo obshheniya u kursantov uchilishh VV MVD Rossii: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb. GU, 1994. - 25 s.

[4] Polyanskij V.P. Professional'naya kul'tura obrashheniya s oruzhiem [E'lektronny'j resurs] / V.P. Polyanskij, A.A. Govorova // Osobennosti podgotovki sotrudnikov policii k primeneniyu special'ny'x sredstv, fizicheskoj sily ' i ognestrel'nogo oruzhiya: Sb. nauch. st. / Redkol.: A.A..Tixonov, R.A. Merzlikin, A.A. Red'ko, V.A. Repin. E'lektron. dan. (3,19 Mb); 1 e'lektron. opt. disk (CD-R). Volgograd: VA MVD Rossii, 2015.

[5] Romanina E.V. E'mocional'naya ustojchi-vost' kak faktor uspeshnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti yuny'x sportsmenov (na materiale strelkovogo sporta) / E.V. Romanina, M.V. Gri-caenko // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2004. № 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № б • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.