Техника, тактика и методика спортивной тренировки
2. Х,акамларнинг укув машгулот жараёнида хаф-талик микроциклларни ташкил этишда юкламаларни аник меъёрлаш ва воситаларни уйин вазиятларини моделлаштирган холда ташкил этиш оркали тезкор чидамкорликни ривожлантириш мумкинлиги тажри-бада исботланди.
3. Х,акамларнинг тайёргарлик даврида умумий ва махсус чидамкорлигини оширишга машклар комплекси тузилди ва юкламаларнинг таъсир этиш даражалари инобатга олинган холда, куллаш усуллари ишлаб чикилди.
4. Тажрибадан сунгги натижалар асосида назорат гурухини курсаткичлари статистик ишончсиз булиб (Р>0,05), тажриба гурухдаги иштирокчилар курсат-ган натижалар уртача арифметик киймати тажриба
давомида 0=3,15 ва Р<0,01) статистик ишончли узгарганлиги анщланди.
Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президенти Ш.М.Мирзиёевнинг 2019 йил 4 декабрдаги "Узбекистонда футболни ривожлантиришни мутла^о янги бос^ичга олиб чи^иш чора-тадбирлари тутрисида'ти ПФ-5887-сонли Фармони.
2. Будогосский, А. Д. Проблемы взаимоотношений судьи сучастниками матча и ее взаимосвязь с качеством арбитража в футболе / А. Д. Будогосский // Теория и практика футбола. - 2004. - №1. - С.16-20.
3. Соловьев, М.М. Мониторинг двигательной деятельности футбольных арбитров различной квалификации / М.М. Соловьев, А.В. Масленников // Лёгкая атлетика: сб. научно-методических трудов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. :[б.и.], 2016. - С. 117-121.
4. Турбин Е.А. Выбор позиции и направления перемещения арбитрами в ходе игры / Е.А. Турбин // Теория и методика футбола. - 2004 г. - №2 - С. 14-18.
5.Футбольный арбитр Украины: Информационные материалы ФИФА, УСФА, ФФУ. - К.: ФФУ, 2004. - 198 с.
УУК (УДК, UDK): 796.015.864:323.2
шы
Информация для связи с автором:
akraamAmmaavl98l@gmail.com
Доктор философии по педагогическим наукам (PhD), А.А. УММАТОВ1
Магистрант С.Г. БАРАТОВ1
'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
РЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА
Аннотация
Annotation
В данной работе рассматриваются результаты исследования состояния юных спортсменов до и после выполнения специализированных комплексов стретчинговых упражнений направленных на регуляцию предстартового состояния. С помощью тестирования по методу Айзенка были выявлены особенности нервной системы и преобладания вида темперамента. Анкетирование помогло нам выявить проблемы связанные с использованием специальных методов и систем направленных на подготовку организма юного спортсмена к старту.
Ключевые слова: баскетбол, предстартовое состояние, стретчинг, юный баскетболист, тестирование, анкетирование, функциональные показатели.
Введение. Современный баскетбол очень стремительно развивается в сфере организации соревнований и различных мероприятий направленных на популяризацию этого вида спорта. Увеличение количества соревнований позволяет юному спортсмену накапливать бесценный опыт в соревновательной борьбе и позволяет юным баскетболистам адаптироваться к новым внешним раздражителям. Также увеличивается значимость каждого соревнования, что влияет на предстартовое состояние юного баскетболиста.
Интерес к проблеме подготовки спортсмена непосредственно перед стартом существовал всегда, а
Бу маколада ёш спортчиларнинг бошлангич ^олатини тартибга солишга каратилган махсус машклар мажмуаларини бажарилишидан олдин ва кейинги эфлатини урганиш натижалари куриб чикилди. "Эйзенк усули"да утказилган тест ёрдамида асаб тизимининг хусусиятлари ва темперамент турининг устунлиги аникланди. Ушбу суров бизга ёш спортчининг танаси-ни стартга тайёрлашга каратилган махсус усул ва тизимлардан фойдаланиш билан боглик муаммоларни аниклашга ёрдам берди.
Калит сузлар: баскетбол, бошлангич цолат, чузилиш, ёш баскетболчи, тест, суровнома, функционал курсаткичлар.
In this work, the results of the study of the state of young athletes before and after the fulfillment of specialized complexes of stretching exercises aimed at regulating the pre-start state were considered. With the help of testing by the Eysenck method, the features of the nervous system and the predominance of the type of temperament were revealed. The s urvey helped us to identify the problems associated with the use of special methods and systems aimed at preparing the body of a young athlete for the start.
Key words: basketball, pre-start state, stretching, young basketball player, testing, questioning, functional indicators.
успех в соревновательной деятельности во многом зависит от умения спортсмена подготавливать свой организм к предстоящим нагрузкам и концентрации внимания на поставленной цели. Особенно ярко это выражается под влиянием предстартового состояния, когда спортсмен и тренер борются с возникшими симптомами, подбирая специальные средства, которые способствуют регулированию состояния юных спортсменов. В это же время юный спортсмен подвержен большому количеству раздражителей которые в свою очередь вызывают эффект предстартового состояния. Спортсмен - это человек, который постоянно борется с соперником и с самим собой. Борьба лежит в основе
см о см
ю
го та t
0 Q. W
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см о см
ю
го га
0
ю
1
спортивной идеи и требует постоянного контроля, усилий и внутренней работы от каждого спортсмена.
Рост спортивных результатов, увеличение конкуренции, повышение престижности спортивного результата и ответственности спортсмена за него увеличивают нагрузку на психику спортсменов. При этом возрастает и уровень психической напряженности спортсмена, который определяется балансом процессов возбуждения и торможения [9].
Предстартовые состояния возникают задолго до выступления, за несколько дней до ответственных стартов. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более за несколько минут до начала работы, когда возникают собственно стартовые состояния [8].
Подготовка организма к предстоящей нагрузке является неотъемлемой частью любых соревнований в которых участвуют юные баскетболисты. Основным методом подготовки является разминка, куда в свою очередь входит большое количество различных средств и упражнений.
Различают общую и специальную часть разминки. Общая разминка - неспецифична. Она направлена на повышение функционального состояния организма и создание оптимального возбуждения центральных и периферических звеньев двигательного аппарата. Специальная часть разминки обеспечивает специфическую подготовку к предстоящей работе именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагрузку [8].
Одним из оптимальных средств разминки является система упражнений по принципу стретчинга. Стретчинг — это простая и эффективная система упражнений, которая помогает улучшить спортивные показатели, снизить вероятность травмы и минимизировать боль в мышцах [1].
Настоящее исследование направлено на выявление функциональных показателей организма после выполнения специально разработанной системы стретчинговых упражнений и анализ соревновательной деятельности в первом периоде игрового времени. Упражнения подбирались по предпочтению самого баскетболиста. Это было выявлено методом анкетирования. Система упражнений была построена на основании психофизиологического состояния организма и преобладания одного из 4 видов темперамента по Гипократу.
Различают предстартовые изменения двух видов -неспецифические и специфические. К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. В случае возникновения предстартовой лихорадки воз-
будимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преждевременный до рабочий расход углеводов, избыточные кардио-ре-спираторные реакции. В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена.
В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в быстром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах
На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии [8].
Цель исследования. Обосновать комплекс стрет-чинговых упражнений для регуляции предстартовых состояний юных баскетболистов.
Для достижения поставленной цели решались задачи, направленные на анализ литературных источников по исследуемой проблеме и выявление реакции организма молодого баскетболиста на специальный комплекс стретчинговые упражнений.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование по методу Айзенка для определения темперамента, анкетирование, исследование функциональных показателей, методы математической статистики.
Анкетирование применялся для изучения отношения спортсменов к предстоящему соревнованию и изучению их личностных особенностей. В результате которого должно было быть выявлено отношение юных баскетболистов к виду, длительности, сложности и личностные чувства после выполнения разминки.
Тестирование использовалось в качестве дополнительного метода при изучении личностных особенностей и психического состояния в условиях соревнований. В исследовании использовался тест изучения личности и преобладания темперамента Г.Айзенком. С помощью этого теста изучались особенности личности спортсменов, которые, по нашему мнению, влияют на проявление психического состояния перед спортивной деятельностью.
Функциональные тесты использовались для сравнения показателей состояния организма до и после выполнения специализированного комплекса упражнений.
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
В исследовании приняло участие 15 юных баскетболистов в возрасте 12-13 лет, из них 7 девочек и 8 мальчиков, команды «ДЮСШ» (г. Янгиюля), занимающихся баскетболом со спортивным стажем занятий баскетболом от 2 до 3 лет, занимающиеся в учебно-тренировочной группе. Педагогические наблюдения проводились на состязаниях между игроками одной команды, на дружеских встречах и ежегодном кубке ТИС. Перед началом соревнований проводился опрос и психогеометрическое тестирование, позволившие выявить некоторые личностные особенности спортсменов. Психическое состояние определялось за 20 - 30 минут до начала каждой игры.
Исследование осуществлялось в 2020 - 2021 году.
Проведение тестирования: в письменной форме был проведен тест на определение преобладающего темперамента. Вопросы были направлены на выявление степени нейротизма а также интроверсии и экстроверсии. Так же в их состав были добавлены вопросы определяющие степень социальной желательности (шкала лжи). Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Оценка результатов
Интроверся Экстраверсия
Значительная Умеренная Значительная Умеренная
1...7 8.11 1.7 8.11
Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность
Высокая Средняя Высокая Средняя
До 10 11.14 До 10 11.14
После проведения теста по методу Айзенка, было проведено анкетирование юных баскетболистов направленное на изучение предпочтения об виде разминки и ее составной части. Баскетболистам предлагалось оценить пункты по 5 бальной школе, Оценки в баллах от 1 до 5 в каждом из 23 пунктов: 1 - не согласен совсем. 5 - согласен полностью.
Следующим методом тестирования является определение функциональных показателей до и после специальных стретчинговых упражнений направленных на регуляцию предстартового состояния. В составе функциональных показателей входили: частота сердечных сокращений, частота дыхания, скорость реакции, количество попаданий со штрафной линии.
Результаты исследования и их обсуждение. Первым нашим иследованием было определение преобладания темперамента юных баскетболистов на этапе общей подготовки без влияния стрессового соревновательного состояния.
Таблица-1
№ И.Ф.О. Опросник "Айзенка" Темперамент Анкета
СЖ Э-И ЭС
Мальчики
1. А-нов З. 10 20 Меланхолик 68
2. Й-ев Б. 4 16 11 Сангвиник 55
3. Б-зе Р. 4 18 Сангвиник 76
4. З-ов Р. 16 Сангвиник 94
5. С-ов Д. 15 12 Сангвиник 59
6. Э-ев М. 18 15 Холерик 64
7. Б-ев Д. 11 13 Меланхолик 42
8. Ю-ев К. 4 18 Сангвиник 78
3,4±1,04 14,5±3,15 11,1±3,94 63±15,9
Девочки
1. Я-ва А. 12 Флегматик 60
2. М-ва Н. 13 20 Холерик 88
3. Х-ай В. 4 22 Меланхолик 88
4. А-оваК. 16 12 Холерик 70
5. Ж-ва А. 4 14 20 Холерик 42
6. К-ва В. 16 16 Холерик 70
7. К-ва С. 4 11 17 Меланхолик 72
3,8±0,8 11±3,4 16±3,9
По таблице .№1 было выявлено что баскетболисты делятся на 4 группы. Это меланхолики, сангвиники, холерики и флегматики. У большей части испытуемых преобладал холерический тип темперамент 6 из 16. Испытуемые с сангвиническим типом темперамента выявилось 5 из 16. С преобладанием меланхолического типа темперамента выявилось 4 из 16. Из всех испытуемых выявился лишь один с флегматическим типом темперамента.
Исследование функциональных показателей происходило в 2 этапа, до и после выполнения системы стретчинговых упражнений. Выявили следующие результаты которые отображены в таблице.
Таблица-2
№ Ф.И.О. ЧСС покоя, уд/мин ЧД, ц/мин скор. Реак, см Реализ. Броски, кол-во из 10
До После До После До После До После
Мальчики
1 А-нов З. 68 93 13 19 22 16 5
2 Й-е Б. 80 110 18 21 18 12 5
3 Б-зе Р. 84 100 20 24 17 14 4 4
4 З-ов Р. 79 95 19 25 21 12 4
5 С-ов Д. 81 104 20 26 26 18 3
6 Э-ев М. 94 86 22 18 19 16 3
7 Б-ев Д. 75 107 14 21 23 20 4
8 Ю-е в К. 84 104 21 26 20 19 6
80 ± 7,5 99 ± 8,3 17 ± 3,2 22 ± 3,1 20 ± 2,9 15 ± 3,4 2 ± 0,7 4 ± 1,4
Девочки
1 Я-ва А. 70 90 17 22 27 24 3
2 М-в Н. 96 85 24 16 18 11 4
3 Х-ай В. 75 102 16 20 18 9 6
4 А-ов а К. 84 76 16 14 19 13 3
5 Ж-в А. 87 79 18 15 20 17 4
6 К-ва В. 97 89 20 15 24 18 4
7 К-ва С. 75 102 14 20 20 12 4 5
82 ± 88 ± 17 ± 20 ± 13 ±
10,6 10,2 3,2 16 ± 3,1 3,3 5,1 1 ± 1,1 3 ± 1,7
Результаты показанные в таблице определяют эффективность выполнения специально подобранных упражнений по типу темперамента влияющие на регуляцию предстартового состояния. Так у испытуемых с преобладанием сангвинического и флегматического преобладания темперамента наблюдалось предстартовое состояние «боевой готовности». У испытуемых с холерическим типом темперамента выявились признаки предстартовой лихорадки. Испытуемые с меланхолическим типом темперамента
см о см
ю
го га
0 ^
ю
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
показали признаки предстартовой апатии.
Вывод. После проведения специальной разминки с элементами стретчинга мы выявили отклонение показателей в лучшую сторону. Юные баскетболисты с симптомами предстартовой лихорадки успокоились, пульс выровнялся до нужного уровня, частота дыхания уменьшилась до уровня необходимого для обеспечения организма кислородом, скорость реакции увеличилась в среднем на 3,4 сантиметра, количество реализованных бросков повысилось в среднем на 1,4 забитых со штрафной линии.
Испытуемым с симптомами предстартовой апатии в течении разминки пришлось активизироваться, увеличить темп выполнения упражнения, за счет чего вырос пульс в среднем на 7,5 ударов в минуту, частота дыхания превысила в отметку 16 циклов в минуту,
реакция ускорилась в среднем на 3,5 сантиметров, реализованные броски так же увеличились на 1,7 реализованных бросков со штрафной линии.
Литература:
1. Бред У. Анатомия стретчинга: большая иллюстрированная энциклопе. 205с. 2011.
2. Вакарев Е.С. Психология спортивной деятельности. Москва. 2016. 210 с.
3. Е.В. Романина. Психологическое влияние сбивающих факторов па соревновательную деятельность волейболистов.. Москва 2015.
4. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений.Ростов н.д. : Феникс, 2009. 187 с.
5. Ильин Е. П. Психология спорта. Питер, 2012. 352 с.
6. Радика П.А. Психология. Учебник для ин-тов физич. культ. 1974. 512с.
7. Р. М. Загайнов. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. 2010. 232 с.
8. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 231 с.
9. В.Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Москва. 2004. 808с.
УУК (УДК, UDC): 796.83: 328
Старший преподаватель М.К. УСМОНОВ1
'Термезский государственный университет город Термиз, Узбекистан
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Информация для связи с автором:
msmknov.terdm@mkil.rm
НА «ЛАПАХ» В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БОКСЁРОВ
Аннотация
Annotation
В статье представлены результаты научных иследований по изучению особенностей применения индивидуальных занятий на «лапах» в боксе и оценки их значимости в подготовке боксёров высокой квалификации. Выявлены основные направления в развитии современной методики индивидуального обучения и разработана классификация индивидуальных занятий на «лапах» по единым принципам.
Ключевые слова: бокс, индивидуальные занятия на «лапах», направленность, средства, методы, классификация.
Ушбу макола боксда "ясси кулкопда" индивидуал машгулотлардан фойдаланишнинг узига хос хусусиятларини урганиш ва уларнинг юкори малакали боксчиларни тайёрлашдаги ахдмия-тини ба^олаш буйича илмий тадкикотлар натижалари келтирилган. Шахсий машгулотларнинг замонавий усулларини ишлаб чикишнинг асосий йуналишлари аникланди ва "ясси кулкопда" индивидуал дарсларнинг классификацияси ягона принципларга мувофик ишлаб чикилди.
Калит сузлари: бокс, "ясси цулкопда" индивидуал машгулотлар, йуналиш, воситалар, усуллар, классификация.
The article presents the results of scientific research on the study of the peculiarities of the use of individual trainings on the "paws" in boxing and the assessment of their importance in the training of highly qualified boxers. The main directions in the development of modern methods of individual training have been identified and the classification of individual trainings on the "paws" has been developed according to uniform principles.
Key words: boxing, individual training on "paws", orientation, means, methods, classification.
CM О CM
Ю
ГО
та t
0 ü w
1
Актуальность. Успешность выступления узбекских боксёров на соревнованиях высокого ранга, включая чемпионаты мира, Азии и Олимпийские игры, является фактором спортивного престижа страны. Это делает необходимым тренерам и специалистам постоянно решать проблему рациональной организации тренировочного процесса, для повышения эффективности соревновательной деятельности боксёров.
На современном этапе развития любительского бокса процесс спортивной тренировки все более становится предметом специальных научных исследований. Рост спортивных достижений боксёров и возрастающая конкуренция на международных соревнованиях, ставит перед тренерами ряд новых актуальных задач. Одной из них является совершенствование методики индивидуальныхзанятий на «лапах», как важной формы и метода подготовки
квалифицированных боксёров.
В настоящие время вопросы методики индивидуальных занятий на «лапах» широко разработаны применительно к его содержанию. При этом подавляющее большинство методических работи экспериментальных исследований были направлены на раскрытие средств, методов и методических приемов, применяемых в процессе индивидуального обучения. В то же время, в специальной методической и научной литературе по боксу отсутствуют работы, связанные с вопросом построения индивидуального занятия на «лапах», его научно-обоснованной организации, направленной на поддержание высокого уровня специальнойтренированностибоксёра.
Острота этого вопроса связана с тем, что развитие данного вида спорта происходит с постоянным повышением объёма работы, интенсивности двига-