Научная статья на тему 'Регуляторная база внедрения семейной медицины в Украине'

Регуляторная база внедрения семейной медицины в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (ПМП) / ОБЩАЯ ПРАКТИКА/СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА (ОПСМ) / СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ / НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА / СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОПЛАТА ТРУДА СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ / МОТИВАЦИЯ / PRIMARY HEALTH CARE (PHC) / GENERAL PRACTICE/FAMILY MEDICINE (GPFM) / HEALTH CARE / FAMILY DOCTOR / REGULATORY FRAMEWORK / FINANCE SYSTEM / REMUNERATION FOR LABOUR TO THE FAMILY DOCTORS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сало Анастасия Владимировна, Яковлев Максим Владимирович

АКТУАЛЬНОСТЬ: Первичная медицинская помощь (ПМП) является основным и важнейшим звеном в организации здравоохранения. Развитие ПМП на принципах семейной медицины позволит существенно повлиять на улучшение демографической ситуации, достичь справедливого распределения и рационального использования бюджетных средств. Однако внедрение общей врачебной практики/семейной медицины (ОПСМ) сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной отработкой правовой и финансовой базы, информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной практики со службами здравоохранения. Целью данной работы было проанализировать правовые аспекты внедрения семейной лечебной практики в Украине. МЕТОДЫ: Для проведения исследования был применен метод анализа документов. Найдены и проанализированы 34 нормативных документа, непосредственно касающихся ПМП в Украине на принципах семейной медицины за период с 1995 года по 2007 год. Из них 4 постановления Кабинета Министров Украины и 30 приказов МЗ Украины, которые непосредственно регламентируют деятельность учреждений ОПСМ. РЕЗУЛЬТАТЫ: Нормативно-правовая база по внедрению семейной медицины активно развивается. Однако до сих пор недостает нормативных документов, которые бы регулировали отношения между врачами ОПСМ и специалистами других специализаций и определяли распределение ответственности между ними; решали вопросы дифференцированного распределения средств по уровням оказания медицинской помощи с приоритетным финансированием ПМП; обеспечивали надлежащее финансирование, оплату труда и мотивацию к работе у специалистов «общей практики/семейной медицины»; обеспечивали необходимые полномочия частно практикующим врачам; способствовали участию общественных организаций в процессах управления отраслью; обеспечивали надлежащую оценку и контроль качества оказания ПМП на принципах семейной медицины. ВЫВОДЫ: Для ускорения реформы ПМП на принципах семейной медицины требуется дальнейшее развитие и усовершенствование нормативно-правовой базы для продолжения внедрений общей практики/семейной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory framework of family medicine implementation in Ukraine

BACKGROUND: Primary health care (PHC) is the most important element of health system. The development of PHC based on family medicine will allow to significantly improve the demographic situation, to achieve equitable distribution and efficient use of budget funds. However, implementation of general clinical practice/family medicine (GPFM) is constrained by lacking resources and imperfect system of training health professionals, incompleteness of legal and financial frameworks, information support, and mechanisms of interaction between general practice and other health services. The aim of this study was to analyze the legal aspects of the implementation of the family medical practice in Ukraine. METHODS: Thirty four regulatory documents directly related to PHC in Ukraine on the basis of family medicine for the period from 1995 to 2007 were found and analyzed. Among these four decrees of the Cabinet of Ministers of Ukraine and 30 orders of the Ministry of Health of Ukraine were found. RESULTS: Regulatory framework for introduction of family medicine is being enhanced actively. However, it still lacks regulations of relationship between doctors of GPFM and other specialists defining their responsibilities; issues of differential allocation of funds across the levels of health care with the focus on the PHC financing; providing adequate financing, remuneration for labour and motivation to professionals working in "general practice/family medicine"; providing the necessary powers for private family doctors; facilitating the participation of NGOs in the processes of the sector administration; ensuring proper assessment and quality control of PHC based on family medicine. CONCLUSION: Further development and improvement of the legal framework is needed to speed up the PHC reform based on family medicine and continued implementation of general practice/family medicine.

Текст научной работы на тему «Регуляторная база внедрения семейной медицины в Украине»

Salo A, Yakovlev M (2012a) Regulatory framework of family medicine implementation in Ukraine. Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe 2 (Supplement 1, 2nd conference 'Economics, sociology, theory and practice of public health'):s21-s22. doi:10.6084/m9.figshare.92839

Regulatory framework of family medicine implementation in Ukraine

Salo, Anastasiya; Yakovlev, Maksym

BACKGROUND: Primary health care (PHC) is the most important element of health system. The development of PHC based on family medicine will allow to significantly improve the demographic situation, to achieve equitable distribution and efficient use of budget funds. However, implementation of general clinical practice/family medicine (GPFM) is constrained by lacking resources and imperfect system of training health professionals, incompleteness of legal and financial frameworks, information support, and mechanisms of interaction between general practice and other health services. The aim of this study was to analyze the legal aspects of the implementation of the family medical practice in Ukraine.

METHODS: Thirty four regulatory documents directly related to PHC in Ukraine on the basis of family medicine for the period from 1995 to 2007 were found and analyzed. Among these four decrees of the Cabinet of Ministers of Ukraine and 30 orders of the Ministry of Health of Ukraine were found.

RESULTS: Regulatory framework for introduction of family medicine is being enhanced actively. However, it still lacks regulations of relationship between doctors of GPFM and other specialists defining their responsibilities; issues of differential allocation of funds across the levels of health care with the focus on the PHC financing; providing ad-

equate financing, remuneration for labour and motivation to professionals working in "general practice/family medicine"; providing the necessary powers for private family doctors; facilitating the participation of NGOs in the processes of the sector administration; ensuring proper assessment and quality control of PHC based on family medicine.

CONCLUSION: Further development and improvement of the legal framework is needed to speed up the PHC reform based on family medicine and continued implementation of general practice/family medicine.

KEY WORDS: health care, primary health care (PHC), general practice/family medicine (GPFM), family doctor, regulatory framework, finance system, remuneration for labour to the family doctors, motivation.

ABOUT THE AUTHORS: Anastasiya Salo is a student at the School of Public Health, National University of Kyiv-Mohyla Academy, salonastya@bigmir.net

Maksym Yakovlev is a lecturer at the National University of Kyiv-Mohyla Academy

This paper was received 21.04.2012, accepted 28.04.2012, published 10.07.2012.

Регуляторная база внедрения семейной медицины в Украине

Сало Анастасия Владимировна, Яковлев Максим Владимирович

УДК 303.4: [614.257:614.253.2-055](477)

АКТУАЛЬНОСТЬ: Первичная медицинская помощь (ПМП) является основным и важнейшим звеном в организации здравоохранения. Развитие ПМП на принципах семейной медицины позволит существенно повлиять на улучшение демографической ситуации, достичь справедливого распределения и рационального использования бюджетных средств. Однако внедрение общей врачебной практики/семейной медицины (ОПСМ) сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной отработкой правовой и финансовой базы, информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной практики со службами здравоохранения. Целью данной работы было проанализировать правовые аспекты внедрения семейной лечебной практики в Украине.

МЕТОДЫ: Для проведения исследования был применен метод анализа документов. Найдены и

проанализированы 34 нормативных документа, непосредственно касающихся ПМП в Украине на принципах семейной медицины за период с 1995 года по 2007 год. Из них 4 постановления Кабинета Министров Украины и 30 приказов МЗ Украины, которые непосредственно регламентируют деятельность учреждений ОПСМ.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Нормативно-правовая база по внедрению семейной медицины активно развивается. Однако до сих пор недостает нормативных документов, которые бы регулировали отношения между врачами ОПСМ и специалистами других специализаций и определяли распределение ответственности между ними; решали вопросы дифференцированного распределения средств по уровням оказания медицинской помощи с приоритетным финансированием ПМП; обеспечивали надлежащее финансирование, оплату труда и мотивацию к работе у специалистов «общей практики/семейной медицины»; обеспечивали необходимые полномочия частно практикующим врачам; способ-

2012, Vol.2, Supplement 11 Tobacco control and public health in Eastern Europe

2nd conference ‘Economics, sociology, theory and practice of public health’ conference proceedings | s21

HEALTH SYSTEMS

CONFERENCE PROCEEDINGS

ствовали участию общественных организаций в процессах управления отраслью; обеспечивали надлежащую оценку и контроль качества оказания ПМП на принципах семейной медицины.

ВЫВОДЫ: Для ускорения реформы ПМП на принципах семейной медицины требуется дальнейшее развитие и усовершенствование нормативно-правовой базы для продолжения внедрений общей практики/семейной медицины.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здравоохранение, первичная медицинская помощь (ПМП), общая прак-

тика/семейная медицина (ОПСМ), семейный врач, нормативно правовая база, система финансирования, оплата труда семейных врачей, мотивация.

АВТОРЫ: Сало Анастасия Владимировна - студентка Школы общественного здоровья, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

Яковлев Максим Владимирович - доцент кафедры политологии, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

Регуляторна база впровадження сімейної медицини в Україні

Сало Анастасія Володимирівна, Яковлєв Максим Володимирович

АКТУАЛЬНІСТЬ: Первинна медико-санітарна допомога (ПМСД) є основною і найважливішою ланкою в організації охорони здоров'я населення. Розвиток ПМСД на засадах сімейної медицини дасть змогу істотно вплинути на поліпшення демографічної ситуації, досягнути справедливого розподілу і раціонального використання бюджетних коштів. Однак, провадження загальної лікарської практики/сімейної медицини (ЗПСМ) стримується недостатністю ресурсів і недосконалістю системи професійної підготовки кадрів, неповним відпрацюванням правової і фінансової бази, інформаційної підтримки, а також механізмів взаємодії загальної лікарської практики зі службами охорони здоров'я. Метою даної роботи було проаналізувати правові аспекти впровадження сімейної лікувальної практики в Україні.

МЕТОДИ: Для проведення дослідження було застосовано метод аналізу документів. Знайдено і проаналізовано 34 нормативні документи, що безпосередньо стосуються ПМСД в Україні на засадах сімейної медицини за період з 1995 року по 2007 рік. З них 4 постанови КМУ та 30 наказів МОЗ України, які безпосередньо регламентують діяльність закладів ЗПСМ.

РЕЗУЛЬТАТИ: Нормативно-правова база щодо впровадження сімейної медицини активно роз-

вивається. Однак, досі не вистачає нормативних документів, які б регулювали відносини між лікарями ЗПСМ та фахівцями інших спеціальностей та визначали розподіл відповідальності між ними; вирішували питання диференційованого розподілу коштів за рівнями надання медичної допомоги з пріоритетним фінансуванням ПМСД; забезпечили належне фінансування, оплату праці та мотивацію до роботи у спеціалістів «загальної практики/сімейної медицини»; забезпечували необхідні повноваження приватно практикуючим лікарям; сприяли участі громадських організацій в процесах управління галуззю; забезпечували належну оцінку та контроль якості надання ПМСД на засадах сімейної медицини.

ВИСНОВКИ: Для прискорення реформи ПМСД на засадах сімейної медицини потрібний подальший розвиток та удосконалення нормативно-правової бази для продовження впровадження загальної практики/сімейної медицини.

КЛЮЧОВІ СЛОВА: охорона здоров'я, первинна медико-санітарна допомога (ПМСД), загальна практика/сімейна медицина (ЗПСМ), сімейний лікар, нормативно-правова база, система фінансування, оплата праці сімейних лікарів, мотивація.

б22 |2 конф-ція «Економіка, соціологія, теорія і практика охорони здоров’я»

Контроль над тютюном й охорона громадського здоровья у Східній Європі | 2012, том 2, додаток 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.