продолжающегося по сей день процесса устаревания самого излюбленного человечеством способа ведения политики - классической войны, направленной на захват территории и ресурсов, а также сопровождающейся людскими потерями и материальными разрушениями.
Стоит отметить, что манипуляция с человеческим сознанием не является чем-то принципиально новым в истории человечества. Напротив, на всем протяжении зафиксированной истории мы можем наблюдать воздействие на сознание людей заинтересованными слоями общества. Однако, вплоть до середины XX века манипуляции со стороны государства были направленны на собственное население, поскольку внешнеполитическое взаимодействие происходило посредством договоров и войн. И именно обозначавшаяся неприемлемость последнего способа и заставило по-новому взглянуть на то орудие, которое использовалось тысячелетиями
Литература и источники
1. Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Методы и технологии информационных войн: монография. М.: Академический Проект, 2007. 382 с.
2. Данилова М.И. Информационная война как реальность // Журнал историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №3.
3. Libicki M. What is information warfare? Washington: GPG, 1995. 280 p.
4. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 382 с.
5. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. 266 с.
6. Braiker H. B. Who's Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation // McGraw-Hill Prof Med/Tech. 2004.
7. Матвеева М.С. Особенности формирования гражданской идентичности и патриотизма в современной России // Студенческая молодежь и современное общество: актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Составители: Н.А. Березина, А.А. Полякова. Орёл, 2023.
8. Кормилицына Е.Г. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2011. 282 [3] с.
9. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6.
10. Тихонович М.И., Матвеева М.С. Специфика гражданской идентичности и патриотизма в современной России // Автономия личности. 2022. №2(28). С.55-62.
References and Sources
1. Buharin S.N., Cyganov V.V. Metody i tekhnologii informacionnyh vojn: monografiya. M.: Akademicheskij Proekt, 2007. 382 s.
2. Danilova M.I. Informacionnaya vojna kak real'nost' // Zhurnal istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012. №3.
3. Libicki M. What is information warfare? Washington: GPG, 1995. 280 p.
4. Panarin I.N., Panarina L.G. Informacionnaya vojna i mir. M.: OLMA-PRESS, 2003. 382 s.
5. Galatenko V.A. Osnovy informacionnoj bezopasnosti. M.: Nacional'nyj Otkrytyj Universitet «INTUIT», 2016. 266 s.
6. Braiker H. B. Who\'s Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation // McGraw-Hill Prof Med/Tech. 2004.
7. Matveeva M.S. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti i patriotizma v sovremennoj Rossii // Studencheskaya molodezh' i sovremennoe obshchestvo: aktual'nye problemy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sostaviteli: N.A. Berezina, A.A. Polyakova. oTyol, 2023.
8. Kormilicyna E.G. Jozef Gebbel's. Osobennosti nacistskogo piara. M.: OlmaMediaGrupp, 2011. 282 [3] s.
9. Naumenko T.V. Psihologicheskie metody vozdejstviya na massovuyu auditoriyu // Voprosy psihologii. 2003. №6.
10. Tihonovich M.I., Matveeva M.S. Specifika grazhdanskoj identichnosti i patriotizma v sovremennoj Rossii // Avtonomiya lichnosti. 2022. №2(28). S.55-62.
ТИХОНОВИЧ МАРИЯ ИГОРЕВНА - старший преподаватель кафедры ОПиД ОВД в ОУ, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова ([email protected]).
МАТВЕЕВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - курсант, факультет подготовки следователей, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова ([email protected]).
TIKHONOVICH, MARIA I. - Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs of Internal Affairs at the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova ([email protected]).
MATVEEVA, MARIA S. - Cadet, Faculty of Investigator Training, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova ([email protected]).
УДК 130.2 Б01: 10.24412/2411-2275-2023-4-254-258
КАМЫШЕВ Л.А.
РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Ключевые слова: культурная безопасность, общество, философия социальной экологии, культура, регулятивная функция.
В статье осуществлен анализ понятия «культурная безопасность», философский смысл которого актуализирован в последние годы в его регулятивно-управленческом аспекте в перспективе развития социальной экологии. Исходя из социально-экологической методологии устойчивого развития, в статье показана роль культурной безопасности в поддержании стабильности бытия современного общества, а также в преодолении различных вызовов и рискогенных тенденций в этой сфере. Рассмотрены варианты регулирования культурной безопасности, важные для обеспечения баланса между сохранением культурного разнообразия и единства, ведущего к преодолению дисбаланса и сохранению социально-экологической устойчивости и гармонии. Результаты исследования подчеркивают важность интеграции понятия культурной безопасности в социально-экологические практики и политику в целях устойчивого развития общества.
KAMYSHEV, L.A.
REGULATORY POTENTIAL OF THE CONCEPT OF "CULTURAL SECURITY" IN THE SOCIO-ECOLOGICAL
DIMENSION
Key words: Cultural security, society, social ecology philosophy, culture, regulatory function.
The article analyzes the concept of "cultural security", the meaning of which has been actualized in recent years in its regulatory and managerial aspect in the perspective of the development of social ecology philosophy. Based on the socially ecological methodology of sustainable development, the article demonstrates the role of cultural security in maintaining the stability of modern society and overcoming various challenges and risk-generating tendencies in this sphere. Various options for regulating cultural security are examined, which are important for ensuring a balance between the preservation of cultural diversity and unity, leading to the overcoming of imbalance and the preservation of social-ecological stability and harmony. The results of the study emphasize the importance of integrating the concept of cultural security into social-ecological practices and policies for the purpose of sustainable development of society.
Философия культурной безопасности - относительно новая предметная область социальной философии - является исключительно востребованной в целях социокультурного проектирования, поскольку занимается изучением взаимодействия различных культурных ценностей, типов идентичности и создания моделей безопасности в различных социально-экологических контекстах. Кроме того, эта философская концепция включает в себя рассмотрение культурных, социальных, экологических и политических факторов, влияющих на безопасность как внутри общества, так и вне его [1].
В пространстве развития ее социально-экологического измерения культурная безопасность представлена в науке как концепция, которая включает в себя комплекс идей, связанных с сохранением и защитой культурных ценностей и традиций, а также обеспечением безопасности социально-экологической среды жизни людей.
Регулятивный потенциал понятия «культурная безопасность» заключается в его способности регулировать и формировать социальные и экологические системы, для устойчивого и гармоничного развития качества жизни людей. Данный потенциал основан на понимании взаимосвязи между культурой и обществом. В социальном измерении, концепция культурной безопасности предлагает регулирование социальных отношений через защиту и сохранение культурных ценностей и традиций. Оно включает в себя поддержку и развитие многообразия культурных ценностей в обществе, уважение к правам человека, равенство и справедливость. Культурная безопасность способствует формированию сильных социальных связей и единого общества, что обеспечивает безопасность и благополучие для всех ее членов [2].
Культурная безопасность предполагает сочетание традиционных знаний и самых современных научных подходов для обеспечения устойчивого развития общества.
Один из основных принципов философии культурной безопасности в социально-экологическом измерении заключается в том, что взаимодействие культуры и общества должно основываться на взаимном уважении и совместной ответственности. Это предполагает активное участие всех участников общества осознанном в процессе принятия решений и реализации практических мер для обеспечения культурной безопасности [3].
Таким образом, философия культурной безопасности представляет собой важное направление исследований, которое помогает нам лучше понять и регулировать взаимодействие между культурой и обществом в социально-экологическом измерении.
Одной из главных задач данной концепции является помощь обществу понимании и преодолении вызовов, связанных с обеспечением безопасности в социальных и экологических аспектах жизни. Она предназначена помочь сформировать стратегию и политику, которые будут направлены на создание устойчивых и безопасных условий для всех членов общества.
При рассмотрении ключевых аспектов философии культурной безопасности выделим следующие:
1. Защита и сохранение культурных ценностей и традиций. Данный аспект включает в себя поддержку и развитие многообразия культур, защиту и продвижение языков, идентичности и культурного наследия. Поддержка культурной безопасности позволяет людям сохранять свою уникальность и чувство принадлежности к своей культурной группе.
2. Равенство и справедливость: культурная безопасность ставит целью создание общества, где каждый человек имеет равные права и возможности. Это включает в себя борьбу с дискриминацией, насилием и неравенством, а также создание условий для включения и активного участия всех членов общества.
3. Участие и сотрудничество: философия культурной безопасности подчеркивает важность участия всех участников общества в процессе принятия решений внутри данной группы. Установление диалога, сотрудничества и совместного плана действий для достижения общих целей безопасности и благополучия.
5. Образование и информирование: культурная безопасность связана с образованием и информированием о культурных ценностях, среде и социальных вопросах. Образование играет важную роль в формировании осознанности и понимания о значимости культуры, социальной справедливости и равенства.
Философия культурной безопасности предлагает основу для анализа и решения сложных проблем, связанных с безопасностью в социально-экологическом контексте.
Рассматривая дальнейшее развитие философии культурной безопасности, выделим такие аспекты, как междисциплинарный подход. Философия культурной безопасности может продолжать разрабатываться через интеграцию различных дисциплин, таких как философия, социология, экология, культурология и политические науки. Это позволит создать более полное и комплексное понимание взаимосвязи между культурной и экологической безопасностью. Стоит отметить такие аспекты как, культурный диалог и толерантность. Философия культурной безопасности может акцентировать внимание на необходимости культурного диалога и толерантности между различными культурами и общественными группами. Это поможет преодолеть конфликты и напряженность в обществе, а также может способствовать построению мирного и справедливого мира.
Этика и ценности: развитие философии культурной безопасности включает в себя обсуждение этических проблем и ценностей, связанных с сохранением культурного разнообразия. Она может способствовать формированию устойчивых этических принципов, которые помогут принимать решения в интересах долгосрочной безопасности и благополучия общества [4]. Для прогрессивного развития общества не стоит забывать об инновациях и новых технологиях. Философия культурной безопасности может участвовать в обсуждении влияния новых технологий и инноваций на культурное наследие и экологическую устойчивость. На данной основе можно разработать руководство по этичному применению технологий, а также исследовать и предложить новые подходы к сохранению и защите культурных ценностей.
Практическое применение: философия культурной безопасности должна стараться не только участвовать в академических дискуссиях, но и применяться на практике. Для качественного улучшения жизни российского общества, предлагается разработка и введение программ и проектов, которые будут основываться на принципах культурной безопасности и способствовать устойчивому развитию. Философия культурной безопасности играет важную роль в содействии устойчивому развитию общества, в котором культурные ценности и экологическая безопасность являются взаимосвязанными аспектами. Она помогает обществу лучше понять и справляться с вызовами.
«Культурная безопасность представляет собой осознанное сохранение и поддержание культурного наследия каждого человека, народа и цивилизации, а также гарантию его свободы развития в глобальном мире» - Зигмунт Бауман [5].
Философия культурной безопасности может способствовать развитию глобального сотрудничества в области обеспечения культурной безопасности. Данный аспект включает в себя обмен знаниями, опытом и передовыми практиками между различными странами и культурами, а также обеспечивает участие в международных организациях и проектах, направленных на защиту культурного наследия. Общественное просвещение станет фундаментом для светлого будущего. Философия культурной безопасности должна активно просвещать общество о важности сохранения культурного наследия нации. Осуществить это возможно через различные формы образования, массовые мероприятия, информационные кампании и другие современные средства коммуникации в обществе. Целью является повышение осведомленности людей о значимости культурной безопасности и их активное участие в её поддержке и защите. В наше время «быстрой информации», необходимо уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Философия культурной безопасности должна быть гибкой и адаптируемой. Она должна учитывать различные факторы, такие как глобальные изменения, технологический прогресс, способы восприятия информации людьми и виды коммуникации. Необходимо стремиться к тому, чтобы информация
и научные знания были доступными для всех людей, независимо от их социального статуса, расы, и возраста. Это может означать предоставление доступных и инклюзивных пространств, ресурсов и возможностей для участия в защите и развитии культурного наследия и окружающей среды.
«Культурная безопасность требует уважения культурных ценностей и традиций каждого народа, а также их права на сохранение и развитие своей идентичности» [6].
Долгосрочное планирование: философия культурной безопасности должна включать долгосрочное планирование и управление рисками. Она должна помогать обществу анализировать и предсказывать потенциальные угрозы и вызовы, связанные с культурной безопасностью, и разрабатывать стратегии, меры предосторожности и реагирования на них. Это позволит нам лучше защищать и сохранять культурное наследие в долгосрочной перспективе. Философия культурной безопасности является динамичной и развивающейся областью, которая требует постоянного обновления и приспособления к изменяющимся реалиям и вызовам. Юрген Хабермас отмечал, что «культурная безопасность не означает статичность и замороженность культуры, а является способностью адаптироваться, сосуществовать и сотрудничать с другими культурами в условиях изменяющегося мира» [7].
В современном мире культурная безопасность становится все более актуальной проблемой. Возрастание межкультурных взаимодействий, миграционные потоки и глобализация приводят к тому, что народы и нации соприкасаются все больше и больше. В такой ситуации возникает необходимость в поддержании социально-экологического равновесия в обществе [8].
Культура играет существенную роль в формировании индивидуальности и идентичности каждого человека. Она включает в себя ценности, обычаи, традиции и язык определенного народа или этнической группы [9]. Каждая культура имеет свою уникальность и собственное видение мира. Однако, в условиях глобального взаимодействия возникает риск, что культуры могут исчезнуть под давлением более мощных и доминирующих культур. Культурная безопасность заключается в сохранении и защите культурного наследия, традиций и обычаев всех этнических групп. Это важное условие для сохранения социально-экологического равновесия в обществе. Если группы людей лишены возможности сохранить и передать свою культуру следующим поколениям, это может привести к непоправимым последствиям. Потеря культурного многообразия может привести к неустойчивости общества. Разнообразие культур является одним из ключевых факторов, способствующих толерантности и пониманию между людьми. Когда культуры и их особенности исчезают, универсализм начинает преобладать, что может вызывать конфликты и напряженность в обществе. Таким образом, культурная безопасность является важным социально-экологическим равновесием. Поддержание культурного многообразия и охрана традиций и обычаев народов позволяет сохранить стабильность в обществе.
Для достижения культурной безопасности необходима активная поддержка государства. Это может включать в себя защиту прав меньшинств, создание мультикультурных центров и плюрализм в образовании. Философия культурной безопасности должна уделять особое внимание этике и ценностям, связанным с сохранением культурного наследия. Она должна рассматривать вопросы справедливости, уважения к разнообразию культур и традиций, как ключевые принципы в контексте обеспечения культурной безопасности. Философия культурной безопасности должна также активно взаимодействовать и сотрудничать с другими областями знания и практики, такими как археология, архитектура, история, экология и социология. Разработка и совместное применение интердисциплинарных подходов и методов позволит нам получить более полное и глубокое понимание культурной безопасности и разработать эффективные стратегии её обеспечения. Философия культурной безопасности требует сотрудничества и партнерства между различными заинтересованными сторонами, включая правительственные органы, международные организации, неправительственные организации, научные исследовательские институты, общинности и активистов. Только через общие усилия мы сможем эффективно реализовать стратегии и меры, направленные на культурную безопасность. Для обеспечения работы и реализации данной концепции, необходимо выделение соответствующих финансовых ресурсов. Это может включать государственное финансирование, спонсорские программы, гранты и пожертвования. Также важно обеспечить доступность и эффективное управление ресурсами, необходимыми для реализации мероприятий по культурной безопасности. Философия культурной безопасности является комплексной и многогранный подходом к обеспечению сохранности и
сохранения нашего культурного наследия и окружающей среды. Она требует участия каждого члена общества и взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Эффективная реализация этой философии поможет нам сохранить и передать наше богатое наследие будущим поколениям.
Литература и источники
1. Экология человека в современных трансформациях исторического времени. Коллективная монография по итогам III Всероссийской научной конференции с международным участием. М.: РУСАИНС, 2023. 206 с.
2. Добролюбов В. Культурная безопасность в контексте социально-экологической устойчивости // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 7: Философия. 2020. №36(4). С. 720-732.
3. Баркова Э.В. Традиции философии и культуры русского мира против «новой нормальности» глобальных элит. Научно-философский очерк. СПб.: Астерион, 2023. 56 с.
4. Экофилософия - развитию культуры мира. Монография. М.: РУСАИНС, 2023. 262 с.
5. Богатырева Е.Д. Искусство и научно-технический прогресс: контуры взаимосвязи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». 2010. №2 (8). С.79-86.
6. Аристархов В.В. Характеристика угроз национальной безопасности России в нормативных актах по государственной культурной политике // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации. М., 2021.
7. Шевченко И.В. К вопросу операционализации понятия культурная безопасность // К вопросу операционализации понятия культурная безопасность (cyberleninka.ru)
8. Социально-гуманитарное познание: методологические и содержательные параллели. Коллективная монография Т.Х. М., 2019. 336 с.
9. Баркова Э.В. Ценность жизни, гуманитарное знание и духовная безопасность // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сб. материалов V Международной научно-практической конференции. Махачкала: Алеф, 2018. С.332-339.
References and Sources
1. Ekologiya cheloveka v sovremennyh transformaciyah istoricheskogo vremeni. Kollektivnaya monografiya po itogam III Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M.: RUSAJNS, 2023. 206 s.
2. Dobrolyubov V. Kul'turnaya bezopasnost' v kontekste social'no-ekologicheskoj ustojchivosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, Seriya 7: Filosofiya. 2020. №36(4). S. 720-732.
3. Barkova E.V. Tradicii filosofii i kul'tury russkogo mira protiv «novoj normal'nosti» global'nyh elit. Nauchno-filosofskij ocherk. SPb.: Asterion, 2023. 56 s.
4. Ekofilosofiya - razvitiyu kul'tury mira. Monografiya. M.: RUSAJNS, 2023. 262 s.
5. Bogatyreva E.D. Iskusstvo i nauchno-tekhnicheskij progress: kontury vzaimosvyazi // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Vypusk «Filosofiya. Filologiya». 2010. №2 (8). S.79-86.
6. Aristarhov V.V. Harakteristika ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii v normativnyh aktah po gosudarstvennoj kul'turnoj politike // Prognoziruemye vyzovy i ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii i napravleniya ih nejtralizacii. M., 2021.
7. Shevchenko I.V. K voprosu operacionalizacii ponyatiya kul'turnaya bezopasnost' // K voprosu operacionalizacii ponyatiya kul'turnaya bezopasnost' (cyberleninka.ru)
8. Social'no-gumanitarnoe poznanie: metodologicheskie i soderzhatel'nye paralleli. Kollektivnaya monografiya T.X. M., 2019. 336 s.
9. Barkova E.V. Cennost' zhizni, gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost'. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: Alef, 2018. S. 332-339.
КАМЫШЕВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова KAMYSHEV, LEONID A. - Ph.D. student, Plekhanov Russian University ([email protected])
УДК 316.752 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-258-263
РУБЦОВ А.Г.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ3
Ключевые слова: общество, материальные ценности, духовные ценности, ценностные ориентации, поколение, молодежь.
В статье исследуются ценностные ориентации молодежи с точки зрения их изменения во времени, а также рассматриваются материальные и не материальные аспекты ценностей. Отмечается проблема прагматизма и озабоченности материальными ценностями среди современной молодежи. В исследовании проанализированы важные для современной молодежи проблемы личной свободы, изменения отношения к приобретению личного имущества и отказ от создания семьи в угоду одинокому образу жизни. Определено, что эти проблемы обусловлены культурными изменениями, в том числе, носящими глобальный характер, а также наличием нестабильности позиций молодежи в современных социально-культурных условиях, что ведет к движению молодежных ценностных ориентаций в направлении материальных потребностей. Подчёркивается значимость государственной политики в области образовательных учреждений и их влияние на воспитание современной молодёжи.
RUBTSOV, A.G.
TRANSFORMATION OF THE MODERN YOUTH VALUE ORIENTATIONS Key words: Society, material values, mental values, value orientations, generation, youth
The article examines the value orientations of young people, in terms of their changes over time, and also examines the material and nonmaterial aspects of values. The problem of pragmatism and concern for material values among modern youth is noted. The study analyzed the
3 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (научно-исследовательская работа № FSSW-2023-0053, соглашение 075-03-2023-040/13).