Научная статья на тему 'Регулирующая роль специальных налоговых режимов в системе региональной налоговой политики Республики Марий Эл'

Регулирующая роль специальных налоговых режимов в системе региональной налоговой политики Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р.К., Курочкина Н.В.

В статье отмечается, что одной из составных частей общей системы государственного воздействия на социально-экономические процессы является налоговое регулирование. Специальные налоговые режимы занимают одну из ключевых позиций в составе методов налогового регулирования. Потенциал налоговых компетенций регионов невелик, его реализация приводит к ослаблению фискальной роли налоговой политики, но вместе с тем и к усилению ее регулирующей составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирующая роль специальных налоговых режимов в системе региональной налоговой политики Республики Марий Эл»

Налогообложение

УДК 336.226

регулирующая роль специальных

налоговых режимов в системе региональной налоговой политики республики марий эл

Р.К. ШАКИРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа и учета E-mail: ramziya05@gmail.com Н.В. КУРОЧКИНА, преподаватель кафедры анализа и учета E-mail: bakeneko01@mail.ru Марийский государственный университет

В статье отмечается, что одной из составных частей общей системы государственного воздействия на социально-экономические процессы является налоговое регулирование. Специальные налоговые режимы занимают одну из ключевых позиций в составе методов налогового регулирования. Потенциал налоговых компетенций регионов невелик, его реализация приводит к ослаблению фискальной роли налоговой политики, но вместе с тем — и к усилению ее регулирующей составляющей.

Ключевые слова: налоговое регулирование, методы налогового регулирования, специальные налоговые режимы, налоговые компетенции региона, региональная налоговая политика

Одним из функциональных элементов в системе управления финансами государства является налоговое регулирование, представляющее собой составную часть общей системы государственного воздействия на ход социально-экономических процессов.

Налоговое регулирование можно определить как целенаправленное воздействие на количест-

венные параметры и на структурное соотношение производства, потребления и благосостояния с использованием налоговых рычагов и методов исходя из внутренней сущности налоговой системы в целях выполнения задач налоговой политики государства.

Целью налогового регулирования не должно становиться создание условий исключительно для роста налоговых поступлений в государственный бюджет, как указывают некоторые авторы [1]. Налоговые инструменты представляют собой весьма эффективный метод воздействия государства на обширный спектр общественных отношений — экономических и социальных. Таким образом, более корректна следующая формулировка цели налогового регулирования: достижение определенных социально-экономических показателей на основе планомерного воздействия посредством налоговых методов на общественные процессы. В данном случае представляется оправданным применение механизма налогового регулирования в рамках управления по целям [3], которое должно включать:

1) определение целей и задач налогового регулирования;

2) установление иерархии целей по срокам достижения и эффективности решения проблем, в том числе региональных;

3) выбор оптимального варианта налогового регулирования;

4) поэтапное достижение цели;

5) сопоставление фактических результатов применения конкретных методов налогового регулирования с плановыми показателями, корректировка практических методов налогового регулирования.

Тактические задачи налогового регулирования зависят от текущего состояния экономики, социально-политической обстановки в государстве и от желаемого эффекта, который предполагается получить за счет применения различных налогово-бюджетных методов. При этом объектом налогового регулирования могут стать:

а) процесс привлечения инвестиций и накопления капитала в приоритетных сферах;

6) социальная инфраструктура, занятость и защита населения;

в) экология и воспроизводство природных ресурсов;

г) структура общественного воспроизводства, а также выравнивание уровня развития регионов страны и т.д.

Методы налогового регулирования представляют собой совокупность законодательно регламентированных способов, используемых в процессе установления и взимания налоговых платежей, способных оказывать влияние на социально-экономические процессы в государстве. В современной мировой практике используются весьма разнообразные методы налогового регулирования:

— изменение структуры налоговых платежей;

— применение дифференцированных ставок налогообложения;

— полное или частичное освобождение от уплаты налогов;

— изменение сроков уплаты налогов;

— консолидация налогообложения;

— стимулирующие инвестиции в реальный сектор экономики амортизационная политика и др.

Значительную роль в системе указанных методов играет замена одних способов или форм налогообложения другими. Применение льготных налоговых режимов характерно для большинства западноевропейских стран. Существуют различные

варианты специальных налоговых режимов, что обусловлено разными целями их введения, а также экономико-правовыми и культурными особенностями страны. Российская налоговая система не является исключением и предусматривает возможность применения таких режимов.

Налоговый кодекс РФ не содержит определения дефиниции «специальный налоговый режим». В ст. 18 лишь перечислены некоторые черты данных режимов налогообложения:

1) устанавливаются и применяются на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (имеют законный характер);

2) могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения (представляют собой исключение из общего правила);

3) могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 Налогового кодекса РФ (имеют характер налоговых льгот).

Исследователи отмечают, что ст. 18 Налогового кодекса РФ носит системообразующий характер для всего института специальных налоговых режимов. Поэтому она должна содержать четкое определение данного понятия, где были бы выделены как признаки, так и указание на цели введения специальных режимов налогообложения [2]. Анализируя нормы налогового права, можно сделать вывод, что при установлении специальных налоговых режимов обычно вводится новый налог, не предусмотренный ст. 13-15 Налогового кодекса РФ и заменяющий уплату ряда действующих налогов.

Исследование формулировок, предлагаемых различными авторами, с учетом положений налогового законодательства позволяет дать следующее определение: специальный налоговый режим — это устанавливаемый законодательством о налогах и сборах в целях оказания регулирующего воздействия на экономику льготный порядок налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков при условии соблюдения ими ряда обязательных требований, предусматривающий особый порядок определения элементов налогообложения, освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, а также возможность установления и введения новых налогов в пределах исчерпывающего перечня, не относящихся к федеральным, региональным и местным.

Действующая редакция ст. 18 Налогового кодекса РФ определяет исчерпывающий перечень

специальных налоговых режимов. К ним в Российской Федерации относятся:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

— упрощенная система налогообложения (УСН);

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

— патентная система налогообложения (ПСН).

Объем налоговых полномочий субфедеральных

территорий не является обширным. Перечень по-

тенциальных и реализованных Республикой Марий Эл налоговых полномочий приведен в табл. 1.

Приведенные сведения свидетельствуют о том, что в системе налоговых компетенций регионов и муниципальных образований немаловажное значение имеют специальные налоговые режимы.

Условно перечень налоговых полномочий субфедеральных территорий можно разделить на следующие группы:

1) общеправовые компетенции (возможность издавать нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, и принимать решения о введении в действие или прекращении дейс-

Таблица 1

Компетенции субъектов РФ и муниципальных образований в области налогов и сборов

Полномочия, предоставляемые федеральным законодательством регионам и муниципальным образованиям, согласно Налоговому кодексу РФ Норма права Налоговые полномочия, которые реализуются в Республике Марий Эл* Норма права

Органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции могут издавать нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением Ст. 4 Налогового кодекса РФ В Марий Эл приняты и действуют закон Респу блики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл», решения представительных органов муниципальных образований по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, ЕНВД

Региональные органы власти и местные представительные органы принимают решения о введении в действие (прекращении действия) в пределах перечня, определенного Налоговым кодексом РФ, региональных и местных налогов, издавая соответствующие правовые акты Ст. 12 Налогового кодекса РФ В Марий Эл приняты и действуют (кроме закона) отдельные решения представительных органов муниципальных образований по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, ЕНВД

При установлении налогов на субфедеральном уровне в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут определяться налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налогов, если эти налоговые элементы не установлены НК РФ Ст. 12 Налогового кодекса РФ Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» регламентируются ставки, порядок и сроки уплаты региональных налогов: налога на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортного налога Ст. 1, 2, 4, 5, 6 закона № 59-З

Территориальные налоговые органы по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований могут принимать решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, соответственно Ст. 63 Налогового кодекса РФ Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» устанавливается порядок изменения сроков уплаты региональных налогов, дополнительные основания признания безнадежной недоимки по этим налогам, порядок реструктуризации задолженности перед бюджетом республики Ст. 14, 15, 16 закона № 59-З

Продолжение табл.1

Полномочия, предоставляемые федеральным законодательством регионам и муниципальным образованиям, согласно Налоговому кодексу РФ Норма права Налоговые полномочия, которые реализуются в Республике Марий Эл* Норма права

Органы законодательной власти регионов вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН Ст. 346.20 Налогового кодекса РФ Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» устанавливаются пониженные ставки единого налога при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных видов деятельности Ст. 8 закона № 59-З

Регионом принимается решение о введении в действие ПСН. Субъекты РФ могут дополнять перечень бытовых услуг, в отношении которых применяется ПСН, устанавливать размер потенциального годового дохода с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ Ст. 346.43 Налогового кодекса РФ Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» определяются виды деятельности и потенциальный годовой доход для применения патентной системы налогообложения (ПСН) на территории республики Ст. 9, 10 закона № 59-З

Представительные органы муниципальных образований вправе вводить в действие систему налогообложения в виде ЕНВД, устанавливая при этом виды деятельности (в пределах перечня), в отношении которых может применяться система, определять размер и структуру коэффициента К2 Ст. 346.26 Налогового кодекса РФ Нормативными правовыми актами муниципальных образований РМЭ введена в действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на соответствующих территориях Решения собраний депутатов муниципалитетов

На региональном и местном уровнях могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения Ст. 12 Налогового кодекса РФ Закон Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» определяет порядок установления дополнительных налоговых льгот, определения их эффективности Ст. 13 закона № 59-З

Регион может принять решение о снижении ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в соответствующий бюджет Ст. 284 Налогового кодекса РФ Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» для юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, установлены пониженные ставки зачисляемого в бюджет республики налога на прибыль Ст. 12 закона № 59-З

Субъекты РФ могут установить свои размеры социальных и имущественных вычетов по НДФЛ в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ Ст. 222 Налогового кодекса РФ

Муниципалитет вправе определять дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения Ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Нормативными правовыми актами ряда муниципальных образований Республики Марий Эл принято решение о применении дифференцированных ставок и индекса-дефлятора при исчислении налога на имущество физических лиц Решения собраний депутатов муниципалитетов

Окончание табл.1

Полномочия, предоставляемые федеральным законодательством регионам и муниципальным образованиям, согласно Налоговому кодексу РФ Норма права Налоговые полномочия, которые реализуются в Республике Марий Эл* Норма права

Субъект РФ определяет перечень объектов недвижимости, по которым налог на имущество организаций должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Установлена ставка для объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства Согласно законодательству Республики Марий Эл

*Согласно закону Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий ЭЛ» и нормативно-правовым актам муниципальных образований.

твия в пределах перечня, определенного Налоговым кодексом РФ, региональных и местных налогов);

2) полномочия в области правового регулирования региональных и местных налогов (связаны с правомочием по конкретизации отдельных элементов налога);

3) полномочия в области правового регулирования специальных налоговых режимов (введение отдельных режимов, определение налоговых элементов);

4) компетенции по установлению налоговых льгот (предусматривают возможность введения дополнительных налоговых льгот по региональным и местным налогам, снижение ставки по налогу на прибыль, изменения в установленных пределах пропорции налоговых вычетов по НДФЛ);

5) правомочие изменять порядок исполнения налоговой обязанности (предусматривает возможность устанавливать порядок изменения сроков уплаты региональных налогов, дополнительные основания признания безнадежной недоимки по этим налогам, порядок реструктуризации задолженности перед бюджетом соответствующего уровня).

Таким образом, даже если учитывать только количественный аспект, не беря во внимание качественную составляющую, в общей структуре региональных налоговых компетенций полномочия, связанные с регулированием специальных налоговых режимов, составляют 1/4 часть.

Реализация полномочий субъектов РФ в сфере налогообложения влечет ослабление фискальной составляющей территориальной налоговой системы. Однако это не единственный результат активной региональной налоговой политики: в указанной си-

туации одновременно возрастает ее регулирующее значение. Наиболее наглядно данное утверждение иллюстрируют положения регионального законодательства, касающиеся функционирования специальных налоговых режимов [3]. Помимо того, что эти режимы по своей природе способствуют расширению сферы малого и среднего бизнеса, региональным законодательством могут быть установлены нормы, стимулирующие развитие приоритетных для субъекта сфер экономики (табл. 2).

Кроме того, как отмечалось, на территории Республике Марий Эл решениями представительных органов муниципальных образований на соответствующих территориях вводится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Структура налоговых полномочий региона и муниципальных образований в части специальных налоговых режимов наглядно представлена на рисунке.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дает более широкий спектр возможности влиять на уровень налоговой нагрузки экономических субъектов. Устанавливая размер корректирующего коэффициента К2, муниципалитет имеет возможность учесть особенности социально-экономического развития и ведения бизнеса на конкретной территории, в том числе место осуществления, сезонность и вид предпринимательской деятельности, а также ассортимент товаров, работ, услуг, и оказать соответствующее влияние на размер уплачиваемого налога. Очевидно, что применение ЕНВД на основе анализа показателей развития определенных территорий позволяет

Таблица 2

Отличительные черты специальных режимов налогообложения в Республике Марий Эл

Режим налогообложения Вид деятельности Налоговая льгота Норма права

Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения — «доходы, уменьшенные на величину расходов») Обрабатывающее производство. Строительство. Научные исследования и разработки. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство. Добыча полезных ископаемых (общераспространенных). Туризм Применяется налоговая ставка 10% при условии, что доля доходов по данным видам деятельности за налоговый период составляет более 50% Подп. 1 п. 1 ст. 8 закона № 59-З

Виды деятельности, не указанные в подп. 1 п. 1 ст. 8 закона Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» Применяется налоговая ставка 13% Подп. 2 п. 1 ст. 8 закона № 59-З

Патентная система налогообложения Виды деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ Введена ПСН для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность Ст. 9 закона № 59-З

Услуги бань, душевых, саун Установлен дополнительный вид деятельности, в отношении которого применяется ПСН Ст. 9 закона № 59-З

Структура налоговых компетенций региона в области правового регулирования специальных налоговых режимов

оказывать более тонкое влияние на их динамику. В связи с этим надо отметить, что планируемая отмена ЕНВД может лишить субъекты РФ одного из действенных рычагов налогового регулирования. Патентная система налогообложения, хотя и имеет сходные черты с рассматриваемым режимом, не является его равнозначной заменой.

В заключение следует подчеркнуть, что Республика Марий Эл относится к регионам с недостаточным уровнем собственных бюджетных доходов. Вместе с тем региональные власти стремятся использовать механизм налоговой привлекательности

для аккумуляции инвестиций в экономику, повышения налоговой конкурентоспособности.

Список литературы

1. Баруллин С.В. Налоговый менеджмент. М.: Омега-Л. 2007.

2. Костанян Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 7.

3. Сидорова Н.И. Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ: приоритеты, технологии, методы // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6.

Taxation

A REGULATING ROLE OF SPECIAL TAX REGIMES IN THE REGIONAL TAX POLICY SYSTEM OF THE MARI EL REPUBLIC

Razziia K. SHAKIROVA, Nadezhda V. KUROCHKINA

Abstract

The article points out that tax regulation is one of the main components of the general system of the state influence on social and economic processes. The authors emphasize that special tax regimes occupy one of the key positions in the framework of the tax regulation methods. The potential of tax competences of regions is insignificant, its realization leads to weakening of a fiscal role of tax policy, but at the same time it leads to strengthening of its regulating component.

gimes as the variety of tax privileges]. Nalogovye spory: teoriia i praktika — Tax disputes: theory and practice, 2007, no. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sidorova N.I. Nalogovoe regulirovanie na urovne sub''ektov RF: prioritety, tekhnologii, metody [Tax regulation at the level of the Russian Federation constituent entities: priorities, technologies, methods].

Problemy teorii i praktiki upravleniia — Problems of theory and practice of management, 2002, no. 6.

Keywords: tax regulation, tax regime methods, special tax regulations, tax competences, region, regional tax policy

References

1. Barullin S.V. Nalogovyi menedzhment [Tax management]. Moscow, Omega-L Publ., 2007.

2. Kostanian R.K. Spetsial'nye nalogovye rezhimy kak raznovidnost' nalogovykh l'got [Special tax re-

Razziia K. SHAKIROVA

Mari State University,

Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation

ramziya05@gmail.com

Nadezhda V. KUROCHKINA

Mari State University,

Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russian Federation bakeneko01@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.