Частично общественные (смешанные) блага по своим экономическим характеристикам находятся между частными и чисто общественными благами. Поэтому их производство и потребление определяются как индивидуальным спросом частных лиц, так и обобществленными потребностями. Отсюда - двойственность смешанных благ, то есть приспособленность как к рыночному, так и к планомерно-централизованному способам регулирования производства, обращения, распределения и потребления.
Сказанное выше означает, что производство и потребление частично общественных благ может вестись на основе рыночных методов и инструментов хозяйствования. Однако этого недостаточно. Поскольку данные блага затрагивают интересы больших консолидированных групп людей и организаций, в том числе и общества в целом, рыночные методы и инструменты должны здесь быть дополнены непосредственно общественными, плановыми инструментами.
К каким благам следует отнести жилищно-коммунальные услуги? Они представляют qj собой комбинацию чисто общественных, частично общественных (смешанных) и частных _о благ.
о Соответственно, в их создании участвует особая форма капитала - социализированный j капитал, который обладает следующими характеристиками:
- создает общественные блага посредством применения рыночных инструментов; ? - отделяется от основы частной собственности и частного интереса, то есть обобщест-^ вляется;
Ш - использует весь полученный финансовый результат в целях развития собственной це-| левой социальной функции - воспроизводства услуг как общественных благ. Ь
N ЛИТЕРАТУРА
□ 1. Белоусов В.М., Бортни^М., Фатеева С.В. Некоммерческие институты: закономерности ста-^ новления и функционирования. Ростов н/Д: ИнфоСервис, 2003.
2. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Прогресс, 1995.
3. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1985.
о 4. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 1998. ф
I—
s о
а_
ф
БАСАЕВ И.Б., ИНАЛОВ Б-А.М.
>
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ
ОПЫТА В РОССИИ
0 СТРАНАХ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ОПЫТА В
1
ф
со
I—
О -
а о
^ Возникновение земельного рынка в Западных странах - результат многовековой прива-о тизации земли. В развитых странах Запада земля находится во владении государства (федера-о ции или местных органов власти), частного лица или нескольких лиц (совместное или общее 9 владение). Их землевладельцы имеют право покупать и продавать ее, сдавать в аренду, иным § образом реализовать право собственности на нее. В отдельных странах земля находится в £ собственности государства и продаже не подлежит. Поэтому очень важно знать тенденции о в регулировании землепользования, которые складываются в западных странах с развитыми ^ рыночными отношениями, чтобы не слепо перенимать их в своем земельном законодательс-£ тве, а учиться избегать тех ошибок, которые могут подстерегать нас на этом пути. ф В регулировании землепользования в США на государственных землях большую роль играет выполнение комплексных региональных программ. Первым опытом здесь стали круп-^ номасштабные государственные мероприятия по развитию экономики обширного "района ю бедствия", охватившего территорию семи штатов на юго-востоке страны (долина реки Тен-| несси), которые с 1933 года осуществляет специально созданное федеральное агентство -£ Управление долины реки Теннесси. Одним из направлений этой многоцелевой комплексной ° региональной программы стало улучшение состояния ее земельных ресурсов, специально ^ выкупленных государством у частного сектора в начале 30-х годов.
Широкое использование комплексных программ в качестве основного направления решения острых региональных проблем началось в США с 1965 года в связи с принятием закона о развитии района Аппалачей.
Поскольку общество в лице государства берет на себя функцию поддержки аграрной сферы экономики, правительства становятся обязанными направлять развитие земельных отношений в сторону ограничения и преодоления "священной неприкосновенности" частного землевладения. На то были причины: государства, которые шли по пути развития и укрепления частной земельной собственности, столкнулись с противоречиями между требованиями и задачами программ национального развития и земельными возможностями и финансовыми ресурсами их выполнения, поскольку рентные доходы уходили в карманы земельных собственников, а на пути к земле стояла непререкаемая воля ее хозяина.
Практика зарубежного государственного регулирования земельных отношений в последние два-три десятилетия стала наступлением на претензии частных земельных собственников, стремлением заставить их не противостоять, а служить общенациональным интересам. В зару- ^ бежном законодательстве концепция земельного собственника существенным образом пере- .о сматривается, государства берут на себя все больше контрольных функций, ужесточая требо- о вания к использованию и распоряжению земельными участками. Абсолютное право на землю в ® классическом его понимании как право не только употреблять, но и злоупотреблять, сегодня не действует. Абсолютным остается только право на продукты земледельческого труда, но ни одна ? западная рыночная экономика не признает такого же права в отношении земли. ^
В большинстве капиталистических стран институт частной собственности на землю пре- Ш терпел радикальные перемены, потеряв черты неограниченности прав распоряжения и поль- ^ зования. Западные общества понимают, что к земле нельзя подходить с теми же мерками, что I-и к другим объектам недвижимости. ^
Конституция Германии, например, права собственника на землю ограничивает обяза- □ тельствами использовать собственность в общественных интересах, которые проявляются ^ в совокупности правовых норм, регулирующих сделки, связанные с земельными участками, порядок их заселения, требования и запреты в области агротехники, меры по содержанию и уходу за земельными участками. Земельное право этой страны не позволяет дробить фермер- о ские хозяйства и земельные участки при наследовании и других сменах владельца. Пресека- | ется нецелевое или непродуктивное использование сельхозугодий. о
Историческая необходимость усиления роли государства в регулировании обществен- ш ных отношений, расширение понятия общественных интересов сопровождаются принятием ^ таких мер правового регулирования, которые ограничивают права частной собственности. д Государства, не отменяя частную собственность на землю, берут на себя все больше контроль- о ных функций за ее использованием и распоряжением, постоянно изыскивают возможности ^ в рамках различных программ оказывать финансовую, организационную и политическую поддержку своим крестьянам, следят за операциями передачи земли, чтобы не допускать спе- а куляции, контролируют размеры земельных наделов. По этим вопросам действует правовое с вето со стороны местных властей. Так, в Германии требуется разрешение местных властей на о продажу сельскохозяйственного или лесного участка и непременное выполнение требова- ^ ний по форме его использования. о
В Швеции юридические основы вмешательства правительства в рынок земли заложены в о законодательном акте 1965 года, в соответствии с которым покупатели, не являющиеся родственниками, должны обращаться за разрешением на ее покупку в государственную инспек- о цию. При отказе инспекция должна сама купить участок по цене сделки между покупателем ^ и продавцом. Такой порядок был введен для предотвращения спекуляции землей и ее несель- | скохозяйственного использования. Он характерен для многих западноевропейских стран. ^
Отчуждение частной земельной собственности в пользу государства представляет собой в большинстве стран довольно сложную и строго регламентированную законодательством § процедуру. Во многих странах Запада законодательством предусмотрены условия этой опе- ф рации: использование сельскохозяйственных земель только для производства сельскохо- | зяйственной продукции; наличие у претендента даже на аренду установленных возрастных о пределов, хорошего здоровья, нужной квалификации, а также средств, необходимых для ве- 9 дения хозяйства. Особо оговариваются природоохранные условия. ^
В США земельные отношения регламентированы целым рядом государственных законов, а практическая реализации их отдельных положений отражена в государственных программах. Кроме федеральных программ существуют программы штатов, которые делятся на директивные, включающие обязательный контроль со стороны государственных агентств, и добровольные, предусматривающие стимулирование их участников. Правительственные меры в этом направлении осуществляются не без сопротивления крупных землевладельцев, не желающих поступиться монопольными доходами от земли, в частности, правом на земельную ренту. И тем не менее, система земельных отношений постепенно трансформируется в сторону сохранения земли как природного ресурса и ее эффективного для общества использования. Именно, с учетом этого, создается механизм поддержания природного баланса, происходит согласование требований природы и деятельности людей, предпринимаются меры предупреждения нарушений правил пользования землей, организуется субсидирование природоохранных мероприятий и т. д. Население, отвечая за сохранность земель, несет на своих ^ плечах и функции контроля за ее использованием.
л Наиболее часто встречающимся методом регулирования использования частных земель о (в том числе и в США) является сельскохозяйственное зонирование как способ правового ® воздействия на использование земли, находящейся и в частной собственности. На практике зонирование заключается в выделении на территории административной единицы особых ? зон землепользования, установлении в их пределах особого целевого земельно-правового ^ режима и осуществлении государственного контроля за его соблюдением. Нормы зонирована ния адресованы непосредственно субъектам пользования.
| При зонировании право землепользователя по изменению характеристик земли рассмат-I- ривается отдельно от самого права на владение. Такой подход практически ставит под конт-^ роль развитие сельских и городских территорий.
□ Сельскохозяйственное зонирование является преимущественно принудительным ме-^ ханизмом, так как, определенная территория объявляется сельскохозяйственным районом, все землевладельцы в ее пределах обязаны выполнять соответствующие предписания, направленные на предотвращение любого несельскохозяйственного землепользования в таких о районах.
| Нередко для сельскохозяйственных районов такого исключительного зонирования пре-
0 дусмотрены повышенные размеры для организации коммерчески эффективного сельскохо-ф зяйственного производства; жилые постройки разрешаются только в том случае, если они
1 обусловлены нуждами сельского хозяйства (жилье для сезонных рабочих и т. п.); лишь на о низкопродуктивных землях разрешается возводить отдельные жилые постройки, не связано ные с сельским хозяйством.
^ В европейских странах в качестве мер административного регулирования использования частных земель применяют контроль за их загрязнением, поддержанием хорошего состояния £1 ландшафтов, соблюдением определенных почвоохранных мер, единых жестких стандартов < применения химикатов в сельском хозяйстве. К нарушителям применяются системы штрафов.
^ т г
о К мерам регулирования относится также и так называемое землепользовательное плани-ф рование, которое в прошлом использовалось для относительно узких целей, например, отне-о сения территорий к национальным паркам, зонам преимущественного сельскохозяйственно-о го, городского и промышленного развития. В свете новой европейской аграрной политики ¡2 землепользовательное планирование получило новые направления. В частности, к его мерам
0 относится выделение "экологически чувствительных районов", планирование использова-^ ния водосборных территорий, предусматривающее соблюдение определенных природоох-| ранных мер в сельском и лесном хозяйстве.
^ В некоторых странах государственное регулирование землепользования простирается на уровень внутрифермерского планирования. Сюда относятся такие меры, как запрет на вы-
1 пас скота на участках, отнесенных к экологически чувствительным водосборным террито-ф риям, вычленение буферных зон вдоль тех же водотоков. В Германии, Нидерландах, Швеции | существуют определенные законодательные ограничения на развитие животноводства про-о мышленного типа, особенно в отношении сброса навоза. Ряд стран приближается к разработ-9 ке и внедрению комплексных программ, в полной мере учитывающих сельскохозяйственный ^ и экологический аспекты использования земли.
Право государственной собственности на земли во всех странах представляет сложный правовой институт, основанный на принципе сочетания распорядительных, регулирующих и управленческих полномочий федерального правительства и штатов (провинций) при сохранении тенденции возрастания роли центральной власти. Право федеральной собственности в США сформулировано в Конституции как право Конгресса распоряжаться территорией, принадлежащей Соединенным Штатам, и издавать в связи с этим необходимые правила и постановления. При разработке национального законодательства по управлению государственными землями Конгресс США делегировал некоторые свои полномочия штатам, в связи с чем система управления землями в США с годами стала многозвенной и представляет своеобразный симбиоз федерального законодательства, практической деятельности федеральных регулирующих органов с исполнительными функциями и бюджетными ресурсами низовых эшелонов государственной власти.
Своевременное и обоснованное вмешательство государства в характер землевладения и землепользования - непременное и обязательное условие восстановления земель, повыше-
ройства для основных категорий землепользователей;
обоснование ограничений площади на единоличное (частное) землевладение для раз-
Ш
ния эффективности их использования. Необходимо уточнение порядка распределения госу- .о дарственных земель по сферам управления, выработка нужных для этого критериев, опреде- о ление схемы целевого расходования средств: земельного налога, арендной платы, сборов за ® операции по обороту земельных участков. Без разрешения этих вопросов, без государственного регулирования оборота земли, невозможно решать проблему оздоровления и сохране- ? ния главного ресурса. ^
Все вопросы, связанные с государственным контролем за использованием земель и регис- Ш трацией прав на них, охраной и реализацией интересов как государства (сохранение земель, сбор и расходование рентных и других земельных платежей), так и граждан (гарантия прав Ь на пользование землей и результаты хозяйствования на ней, стимулирующая эффективное ^ производство и долговременные инвестиции), требуют научного обеспечения. К числу пер- □ воочередных направлений регулирования земельных отношений государственного уровня ^
О
о
необходимо отнести:
- формирование нормативно-правовой базы, в первую очередь, утверждение Земельного
кодекса Российской Федерации, закона "О земле"; разработку условий эффективного о
использования и охраны сельскохозяйственных земель, предусмотрев их целевое на- |
значение, неотвратимую ответственность за снижение почвенного плодородия, а также о
стимулирование его повышения; их экологическую защиту; пределы площади земле- ш пользования, обеспечивающие возможность применения современных технологий, освоения прогрессивных систем земледелия и животноводства;
- организацию и финансовое обеспечение разработки и освоения проектов землеуст- о
I
ф
со
I
>
О
ных зон и разной специализации производства; а
- разработку законодательных актов, определяющих формы и механизмы свершения зе- с мельных операций; о
- организацию мониторинга земель. ^
Необходимо разработать процедуру сделок с земельными участками, определить ог- о
раничения, вытекающие из требований земельного законодательства. Следует установить о предельные размеры земельных участков, передаваемых в собственность, и тем самым, предотвратить латифундизм. Нужно запретить продажу земли иностранцам, использование о сельскохозяйственных земель не по назначению. Должна быть строжайшая ответственность ^ за неэффективное использование земли. Продажа земли должна регулироваться государс- | твом. Мы считаем ошибочным предложение видных ученых-аграрников (В.В.Милосердов), ^ что сельскохозяйственные земли следует предоставлять людям, имеющим специальную подготовку в области сельского хозяйства. Нужно принимать такие меры, которые не создавали § условий для социальных напряжений в обществе. ф
Учитывая сложившиеся формы земельной собственности, необходимо сосредоточить ра- |
боту на решении вопросов повышения эффективности использования земель, имея в виду: о
- оптимизацию форм хозяйственного использования земли, включая обоснованные раз- 9 меры земельных угодий для эффективного ведения сельскохозяйственного производс- ^
ш
тва и рациональное землеустройство, обеспечивающее освоение современных систем земледелия, прогрессивных технологий;
- разработку и освоение экономического механизма земельных отношений и его основных составляющих - земельной ренты, оценки и цены земли, земельного налога, фиксированных выплат за пользование участками худшего качества, арендной платы, платы за операции с землей;
- государственное регулирование землевладения и землепользования, охватывающее разработку и контроль правил применения законодательных актов и нормативных документов по земельным отношениям, а также создание для всех землепользователей равных условий, обеспечивающих возможность хозяйствования на основе расширенного воспроизводства и сохранения плодородия сельскохозяйственных земель;
- разработку для всех сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств или объединений проектов землеустройства и землепользования.
Один из назревших вопросов государственного регулирования земельных отношений
о ции, ее субъектов и местной власти.
® Зарубежный опыт свидетельствует: учитывая общие и специфические свойства земель
л - разграничение предметов земельного и гражданского права, а также полномочий Федера
о ш X
как недвижимого объекта, целесообразно в отношении земельных ресурсов использовать ? возможности как гражданского, так и земельного законодательства при главенствовании ^ последнего. При этом, чем страны экономически более развиты, тем жестче организовано Ш у них государственное регулирование земельных отношений. В большинстве из них дейс-| твуют группы земельно-правовых норм или сложилась самостоятельная область земельного I- законодательства по регулированию земельных отношений.
N □
□
Ш
О
БАСАКЕ.Ю.
0
| АНТИКРИЗИСНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
Ц УПРАВЛЕНИЯ
ф
со -
1
^ Современное управление экономикой региона должно быть способно обеспечить стабиль-
0 ность развития территориальной социально-экономической системы, поэтому оно должно
1 формироваться на гибкой системе правил, согласно которым меры регулирования и программе мы действий меняются по заранее установленном принципам, составленным в соответствии с о. точно определенной шкалой изменений параметров регионального хозяйства, прежде всего, < уровня ведущих производств, безработицы, цен и т.д.. Определение теоретических принци-о пов формирования данных правил, обеспечение функционирования механизмов стабильности ° регионального развития, основывающихся на действии встроенных стабилизаторов, является 5 сложной и объемной научно-практической задачей. Решение данной задачи невозможно без о
разработки и развития методологической основы реализации антикризисных мер, обеспечи-
0 вающих стабильный рост региональной социально-экономической системы. Подобная поста-£ новка вопроса требует уточнения существующего понимания функций регионального управ-^ ления.
1 Регион является целостной социально-экономической системой со своими структурой, о функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения ™ и его эффективное управление невозможно без учета всего комплекса факторов развития. § Система государственного управления регионом должна обеспечивать гармоничное взаимо-ф действие всех этих факторов, что предполагает существование сложной системы регулиро-Е вания: "Государственное управление регионом - это целостная система, в которую входят о цели, задачи, функции, информация, кадры, органы, методы, процессы, техника и технология о управления как элементы данной системы" [3, с. 20]. В задачи функционирования данной 00 системы входит и обеспечение стабильности регионального развития.