Научная статья на тему 'Регулирование земельных отношений в аспекте приоритетов инновационного развития территорий'

Регулирование земельных отношений в аспекте приоритетов инновационного развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / LAND RESOURCES / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS / CONCEPT / INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков Виталий Владимирович, Воронов Денис Александрович, Просвирин Кирилл Сергеевич

Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования земельных ресурсов для целей реализации инвестиционно-строительных проектов. Показано, что для реализации указанной цели необходима концепция эффективности управления и распоряжения землями. Отмечается необходимость повышения инвестиционной привлекательности земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пешков Виталий Владимирович, Воронов Денис Александрович, Просвирин Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND REGULATION IN TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PRIORITIES OF REGIONS

The article deals with the problems of improving the efficiency of land use in order to implement investment and construction projects. It is shown that the necessary condition of the implementation of the specified objective is the concept of effective land management and regulation. The need to increase the investment attractiveness of land resources is indicated.

Текст научной работы на тему «Регулирование земельных отношений в аспекте приоритетов инновационного развития территорий»

 мальных затратах восстановиться, завершиться

3 Здания и сооружения, числящиеся в незавершенных менее десяти лет, в том числе с завершенным нулевым циклом и первым этажом Могут быть списаны, разобраны и реализованы населению и организациям или смонтированы практически полностью, вплоть до кровли. Могут быть достроены при обязательной полной корректировке проекта согласно действующим в настоящее время теплотехническим нормам 40-60 60-70 65-75 75-80

Таким образом, исследовательская линия данной работы в процессе достижения поставленной цели исследования дала возможность выявить и предложить способ учета влияния фактора вынужденности продажи ОНС. Именно учет данного влияния позволяет воздействовать и на стоимость ОНС, предлагаемого на рынке, и на оценку эффективности инвестиций в ОНС (при оценке степени выраженности влияния фактора вынужденности продажи ОНС по соответствующему критерию) таким образом, чтобы максимально

стимулировать реализацию и введение в хозяйственный оборот ОНС, а именно - способствовать продаже ОНС по приемлемой, существенно ниже рыночной цене с учетом того, что нереализация ОНС приведет не только к неполучению ожидаемой выгоды в настоящий момент, но и к существенному снижению этой выгоды в будущем. Во время выбора проекта инвестиций в ОНС важно, чтобы этот проект согласовывался со стратегией развития инвестиционного процесса региона и страны в целом.

Библиографический список

1. Ни Риана Т.А.Р. Методы определения износа объектов незавершенного строительства для целей оценки // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Строительство-2005». Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005.

2. Крештопов А.Д. Влияние обесценивания на инвестиционную стоимость сложных объектов недвижимости: дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. Н. Новгород, 1999, РГБ.

3. Никишина О.В., Никишин И.В., Бужеев Ю.В. Экономическая эффективность инвестиций в объекты незавершенного строительства // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 10(81). С.343-349.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29. 12. 2004 №190-ФЗ (ред. от 21.10. 2013).

УДК 328

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

1 О _ <5

© В.В. Пешков1, Д.А. Воронов2, К.С. Просвирин3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования земельных ресурсов для целей реализации инвестиционно-строительных проектов. Показано, что для реализации указанной цели необходима концепция эффективности управления и распоряжения землями. Отмечается необходимость повышения инвестиционной привлекательности земельных ресурсов. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: земельные ресурсы; инновационное развитие территорий; концепция; инвестиционно -строительный проект; инвестиционная привлекательность.

LAND REGULATION IN TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT PRIORITIES OF REGIONS V.V. Peshkov, D.A. Voronov, K.S. Prosvirin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1 Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: pvv@istu.edu

Peshkov Vitaly, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: pvv@istu.edu

2Воронов Денис Александрович, аспирант, e-mail: expertiza@istu.edu Voronov Denis, Postgraduate, e-mail: expertiza@istu.edu

3Просвирин Кирилл Сергеевич, аспирант, e-mail: expertiza@istu.edu Prosvirin Kirill, Postgraduate, e-mail: expertiza@istu.edu

The article deals with the problems of improving the efficiency of land use in order to implement investment and construction projects. It is shown that the necessary condition of the implementation of the specified objective is the concept of effective land management and regulation. The need to increase the investment attractiveness of land resources is indicated. 6 sources.

Key words: land resources; innovative development of regions; concept; investment and construction project; investment attractiveness.

Новая модель экономического роста, продекларированная в основных направлениях развития деятельности Правительства РФ на период до 2018 года и направленная на реализацию приоритетов развития, предполагает активизацию инвестиционно-строительной деятельности в большинстве субъектов РФ, в том числе и в Иркутской области.

Для реализации указанной цели необходима концепция эффективности управления и распоряжения землями, определяющая задачи и приоритеты развития земельных отношений, а также стратегию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере земельных отношений.

Под «эффективностью управления и распоряжения землями» понимается деятельность исполнительных органов государственной власти, направленная на создание благоприятных условий для приоритетных направлений развития земельных отношений. Приоритетами развития земельных отношений на современном этапе являются: создание условий для вовлечения земли в хозяйственный оборот; упорядочение земельных отношений, повышение их прозрачности; увеличение доходов бюджетов всех уровней от использования земельных участков [1, 2, 3, 4]. Целью концепции является определение основных направлений земельной политики в Иркутской области, а также правовых, организационно-управленческих, экономических мероприятий по эффективному управлению и распоряжению земельными участками для формирования рынка земли и дальнейшего совершенствования системы управления земельными ресурсами.

Реализация мероприятий концепции направлена на решение следующих задач:

- обеспечение государственной регистрации права собственности Иркутской области на земельные участки в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;

- завершение процесса разграничения государственной собственности на землю;

- создание условий для развития земельного рынка в Иркутской области;

- увеличение доходов бюджетов всех уровней от платежей за использование земельных участков;

- использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

- координация деятельности органов государственной власти области и местного самоуправления по вопросу предоставления земельных участков на территории муниципального образования «город Ир-

кутск», государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства.

Согласно данным государственного кадастра недвижимости большая часть территории Иркутской области занята землями лесного фонда - 89,5% (69 329,9 тыс. га) от общей площади земельного фонда области. На остальные категории земель приходится всего 10,5%, из них: на долю категории земель сельскохозяйственного назначения приходится всего 3,7% (2 898,4 тыс. га), земли населенных пунктов 0,5% (372,7 тыс. га), по 0,7% занимают земли промышленности и иного специального назначения (572,7 тыс. га) и земли запаса (509 тыс. га), на долю земель особо охраняемых территорий и объектов приходится 2% (1 552,1 тыс. га), земли водного фонда составляют 2,9% (2 249,8 тыс. га).

Земельный рынок в Иркутской области функционирует в основном в сфере передачи государственных и муниципальных земельных участков в аренду. Площадь земельных участков, задействованных во всех сделках (аренда, купля-продажа, дарение, наследование, залог), составляет около 0,2% от земельного фонда Иркутской области. При этом в 2009 году арендовано 115118,99 га (94% от площади всех сделок, совершенных в 2009 году), права аренды выкуплены на 55 земельных участков площадью 76,96 га (0,06%) и продано 2 339,46 га (0,003%) земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

За 2009 год органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области продано гражданам и юридическим лицам 7527 земельных участков (площадью 2 339,46 га), при этом 151 участок площадью 217,23 га реализован на торгах, что составляет 9,6% всех проданных государственных и муниципальных земельных участков. В 2012 году ситуация практически не изменилась. В связи с чем, необходимо осуществление мероприятий, направленных на создание условий для дальнейшего развития рынка земли в Иркутской области.

Одной из основных проблем, связанных с повышением эффективности управления и распоряжения земельным ресурсами на территории области, является низкая инвестиционная привлекательность земли [1-5]. Инвестиционная привлекательность земельных ресурсов региона во многом зависит от стабильности, определенности и предсказуемости развития территории субъектов РФ, муниципальных образований, которая возможна только при наличии утвержденных документов территориального планирования Иркутской области, муниципальных образований области, а также документации по планировке территорий.

Вместе с тем, в большинстве муниципальных об-

разований Иркутской области документы территориального планирования до настоящего времени не приняты, что существенно снижает их инвестиционную привлекательность. Кроме того, медленное вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, также негативным образом сказывается на инвестиционной привлекательности земель области.

Одной из причин медленного вовлечения в гражданский оборот земли, в частности на территории Иркутска, является большое количество зарезервированных администрацией г. Иркутска участков для муниципальных нужд или неиспользуемых по целевому назначению. Кроме того, вовлечению в оборот также препятствует неотработанный механизм перевода земельных участков из одной категории в другую, необходимый для последующего предоставления земельных участков из земель запаса для строительства или иного использования, для вовлечения в оборот непригодных для сельскохозяйственного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по увеличению доходной части бюджетов различных уровней в любое время имеет первостепенное значение. Учитывая, что доходы от земельного налога и арендной платы за использование земли составляют значительную часть доходов местных бюджетов, органы местного самоуправления должны активно работать над повышением доходного потенциала территорий путем создания межведомственных комиссий по увеличению доходной части бюджета. Работа по формированию доходной базы должна проводиться при постоянном взаимодействии с налоговыми, регистрирующими органами, органами технической инвентаризации посредством осуществления мероприятий, направленных на: совершенствование порядка взаимодействия между указанными структурами; проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками, арендаторами (в том числе и с привлечением средств массовой информации, Интернет-ресурсов); использование правовых средств воздействия на неплательщиков.

Эффективность управления и распоряжения земельными ресурсами во многом зависит от согласованности действий и качества взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в процессе управления и распоряжения землей.

В связи с чем, при реализации полномочий Правительства Иркутской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «город Иркутск» для целей строительства, существенную роль занимают вопросы координации деятельности органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципального образования «город Иркутск».

Осуществление тесного взаимодействия Правительства области и администрации города по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства позволит обеспечить формирование условий для эффективного осуществления Правительством Иркутской области указанных полномочий, а также уменьшит сроки предоставления земель и упростит порядок согласования.

Управление и распоряжение землями в Иркутской области должно осуществляться исполнительными органами государственной власти Иркутской области при соблюдении требований устойчивого, непрерывного, рационального, платного использования земли, повышения доходов от ее использования, а также сохранения ресурсно-экономического, рекреационного и экологического потенциала.

Развитие земельных отношений должно осуществляться во взаимодействии с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления на основе принципов, заложенных в земельном законодательстве.

Мероприятия, предусмотренные концепцией, по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Иркутской области должны осуществляться на основе следующих принципов:

• деление земель по целевому назначению на категории, определение правового режима земель должно происходить исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования;

• обеспечение единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости при управлении ими;

• создание благоприятных условий для развития рынка земли;

• сохранение особо ценных и особо охраняемых земель, изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

Ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В связи с чем, одним из важнейших мероприятий, направленных на развитие земельных отношений в Иркутской области, является завершение процесса практического перехода к многообразию форм собственности на землю.

В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №137-Ф3) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся:

• земельные участки, занятые зданиями, строе-

ниями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

• земельные участки, предоставленные органам власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

• иные, предусмотренные федеральными законами земли.

В рамках разграничения государственной собственности на землю в настоящее время зарегистрировано право собственности Иркутской области на 1470 земельных участков площадью 6861 га из 2459 земельных участков площадью 28 132,49 га, находящихся в реестре государственной собственности Иркутской области.

В целях реализации положений ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ и осуществления разграничения государственной собственности на земельные участки, необходимо осуществление следующих мероприятий:

- инвентаризация земельных участков (кадастровые работы) под объектами недвижимости и постановка их на государственный кадастровый учет;

- осуществление государственной регистрации права собственности Иркутской области;

- предоставление областным государственным учреждениям земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, областным унитарным предприятиям на праве аренды.

В настоящее время финансирование мероприятий по инвентаризации земельных участков осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования (2011-2012 гг.)», разработанной и утвержденной Министерством имущественных отношений Иркутской области распоряжением от 1.04.2010 г. №22/з.

Вместе с тем, финансовых средств выделяется недостаточно и основной проблемой при реализации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, является отсутствие достаточного финансирования инвентаризации земельных участков под объектами недвижимости государственной собственности Иркутской области. Это препятствует завершению процесса разграничения государственной собственности на земельные участки, их оформлению в государственную собственность Иркутской области и, соответственно, реализации полномочий по распоряжению указанными земельными участками.

Необходимо дополнительное финансирование на оформление технической документации на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Иркутской области, для последующего оформления земельных участков, сопряженными с этими объектами.

Осуществление контроля за использованием земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, также является

одним из мероприятий, реализация которого позволит повысить эффективность управления ими. В настоящее же время нет должного контроля руководителей областных государственных учреждений за использованием земельных участков, предоставленных данным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, что является одной из основных проблем при реализации полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности области.

В связи с чем, областными учреждениями должны на постоянной основе осуществляться мероприятия по контролю за использованием земельных участков, предоставленных государственным учреждениям Иркутской области, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые могут в себя включать, в том числе мероприятия по:

- ограждению земельных участков;

- своевременному уведомлению о самовольном захвате земельного участка третьими лицами, иных нарушениях земельного законодательства;

- проведению проверок использования земельных участков совместно с представителями исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

- включить в компетенцию отдела проверки эффективности использования государственной собственности Министерства имущественных отношений составление методических рекомендаций по проверке использования земельных участков.

В соответствии с Законом Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» от 21.12.2006 г. № 99-оз, Правительство Иркутской области наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства.

В 2007 году администрацией Иркутской области всего предоставлено 3 земельных участка для строительства, в 2008 году - 47 земельных участков, из них 3 земельных участка на торгах.

В настоящее время в целях подготовки рекомендаций по вопросам, возникающим в сфере земельных отношений на территории Иркутской области, в том числе по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, для строительства сформирована Земельная комиссии при губернаторе Иркутской области, первое заседание которой состоялось в 2009 году. В течение года Правительством Иркутской области приняты решения о предоставлении 6 земельных участков.

В целях эффективного осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для целей строительства, необходимо:

1. Проведение систематизации информации о

земельных ресурсах г. Иркутска путем создания единой информационной базы данных, доступной для исполнительных органов государственной власти области, администрации города, участвующих в управлении земельными ресурсами.

2. Утверждение администрацией города проектов планировок, а также правил землепользования и застройки г. Иркутска; наличие полной градостроительной документации позволит ускорить и упростить процесс формирования земельных участков для предоставления на торгах.

3. Вовлечение в оборот неиспользуемых и зарезервированных земель путем проведения следующих мероприятий:

• осуществление в полном объеме администрацией г. Иркутска мероприятий по изъятию неиспользуемых длительное время земельных участков, ранее предоставленных для строительства;

• проведение инвентаризации всех земельных ресурсов г. Иркутска.

4. Внесение изменений в Земельный кодекс РФ в части установления порядка предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ одним из основных принципов деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, которое позволяет обеспечить стабильность, определенность и предсказуемость развития территории субъектов РФ, муниципальных образований, защиту публичных и частных интересов в ходе создания новых и эксплуатации существующих объектов.

Разработка и утверждение схемы территориального планирования Иркутской области, ее муниципальных образований, генеральных планов поселений и городских округов, а также принятие в целях реализации указанных документов территориального планирования правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий занимает существенное место в организации эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами на территории Иркутской области.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ с 1.01.2012 г. не допускается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений о резервировании земель, изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования.

Кроме того, несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка при переводе земельных участков из одной категории в другую, согласно разрабатываемым документам территориального планирования и в соответствии с законодательством РФ не является основанием для отказа в переводе, что может привести к нарушению принципа устойчивого развития территории Иркутской области, а также невозможности осуществления полномочий по переводу земельных участков из одной категории в

другую.

Вместе с тем, в большинстве муниципальных образований Иркутской области документы территориального планирования до настоящего времени не приняты в основном по причине дефицита бюджетных средств. В связи с этим, необходимо выделение субсидий из областного бюджета в целях софинансиро-вания расходных обязательств муниципальных образований по расходам, связанным с утверждением схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов, а также принятие органами местного самоуправления исчерпывающих мер по разработке и утверждению документов территориального планирования в установленном законодательством порядке.

Правительство Иркутской области в соответствии с законодательством РФ обладает полномочиями по осуществлению перевода земельных участков из одной категории в другую в отношении участков, находящихся в собственности области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель и земельных участков, необходимых для федеральных нужд, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Осуществление перевода земельных участков из одной категории в другую необходимо для последующего их предоставления из земельного запаса для строительства или иного использования, для вовлечения в оборот непригодных для сельскохозяйственного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и других подобных ситуаций, что повлечет за собой более активное вовлечение земель области в хозяйственный оборот.

По данными Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в хозяйствах Иркутской области составляет 2019 тыс. га, из них 344, 6 тыс. га - земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями, а 1674 тыс. га - земли сельскохозяйственных угодий, при этом фактически из них используется 818,5 тыс. га, то есть менее 50%.

Кроме того, учитывая, что использование участка из земель запаса возможно только после осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую, а также, что земельный налог в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения меньше налога на участки других категорий. Перевод земельных участков из одной категории в другую способствует вовлечению их в оборот и увеличению поступлений в бюджеты муниципальных образований Иркутской области от земельного налога и арендной платы.

Вместе с тем, в период с 1.01.2007 г. по 1.01.2010 г. в Правительство Иркутской области поступило 316 ходатайств заинтересованных лиц о переводе земельных участков из одной категории в другую, по которым принят 81 правовой акт о переводе, либо об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую.

Одной из основных проблем, связанных с реали-

зацией полномочий по переводу земельных участков из одной категории в другую является отсутствие утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования Иркутской области, муниципальных образований Иркутской области, а также порядка перевода земель.

В связи с чем необходима разработка, принятие и утверждение до 1.01.2012 г. документов территориального планирования в установленном законодательством порядке.

Кроме того, необходимо осуществление мероприятий, направленных на совершенствование областного и федерального законодательства:

- принятие перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Иркутской области, использование которых для других целей не допускается, чтобы сохранить особо ценные сельскохозяйственные угодья для использования исключительно в сельскохозяйственном производстве, а также недопущения перевода указанных земельных участков в земли других категорий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение на федеральном уровне процедуры исключения земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий в целях вовлечения в оборот земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые не могут быть использованы для сельскохозяйственного производства, в том числе путем перевода указанных земельных участков в другие категории;

- наделение органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению содержания ходатайства и состава прилагаемых к нему документов относительно перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую, т.к. положения Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» о составе документов для осуществления перевода земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую не могут применяться.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В настоящее время особое значение имеет деятельность органов местного самоуправления, направленная на увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований, в которой значительную часть занимают доходы от использования земельных участков: арендная плата и земельный налог.

В целях увеличения собираемости налогов и повышения налогооблагаемой базы необходимо:

• осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области совместно с Управлением Росреестра по Иркутской области мероприятий по внедрению на территориях муниципальных образований области службы «одного окна» в целях оформления прав граждан и юридических лиц на земельные участки;

• проведение органами местного самоуправле-

ния муниципальных образований Иркутской области, налоговыми органами разъяснительной работы с населением, в том числе посредством размещения информации в средствах массовой информации о необходимости уплаты земельного налога, сроках его уплаты, погашении задолженности, а также возможности применения штрафных и иных санкций в связи с неисполнением обязанности по уплате налога;

• проведение органами местного самоуправления муниципальных образований области совместно с представителями Управления Росреестра по Иркутской области выездных семинаров, консультаций населения по вопросам регистрации прав на земельные участки;

• активизация работы органов местного самоуправления муниципальных образований области по осуществлению муниципального земельного контроля в целях выявления земельных участков, использование которых осуществляется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;

• осуществление мероприятий по формированию органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области земельных участков под многоквартирными домами в целях оформления их в общую долевую собственность граждан, являющихся собственниками помещений.

В целях повышения доходов бюджетов муниципальных образований от арендной платы за использование земельных участков необходима реализация органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, предоставленного положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 г. № 213-па, права по установлению экономически обоснованных коэффициентов к базовому размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области также должна быть проведена работа по разъяснению юридическим лицам необходимости переоформления в установленном порядке принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, либо приобретения земельных участков в собственность.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 5 Закона Иркутской области от 7.10.2008 г. № 69-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Правительство Иркутской области имеет

преимущественное право покупки такого земельного участка. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения уведомляет Правительство Иркутской области о намерении продать земельный участок, направив соответствующее извещение в письменной форме в Министерство имущественных отношений Иркутской области. Оно в течение трех дней с момента получения извещения рассматривает и направляет его копию в Министерство сельского хозяйства области, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Службу архитектуры области, которые направляют в Министерство имущественных отношений Иркутской области мотивированные заключения о целесообразности или нецелесообразности покупки земельного участка. На основании полученных заключений Министерство имущественных отношений Иркутской области подготавливает решение о реализации Иркутской областью преимущественного права покупки земельного участка, либо о незаинтересованности в его приобретении.

Реализации Иркутской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволит более эффективно и рационально использовать указанные земельные участки, в том числе для жилищного строительства, для добычи полезных ископаемых, либо иным способом в соответствии с заключениями органов исполнительной власти Иркутской области, что, в свою очередь, позволит увеличить доходы бюджета области.

Таким образом, в целях реализации преимущественного права покупки Иркутской областью земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимо предусмотреть в областном бюджете ассигнования в максимально возможном размере.

Повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами Иркутской области неразрывно связано с необходимостью применения

механизмов противодействия коррупции в сфере земельных отношений. В целях выявления коррупцио-генных факторов и их последующего устранения в соответствии с Федеральным законом от 17.07. 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органами прокуратуры, государственной власти, местного самоуправления проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. При этом одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы является обязательность проведения такой экспертизы. В связи с чем, органы исполнительной власти, местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области должны в обязательном порядке осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в сфере земельных отношений.

Контроль обеспечивается системой четко прописанных сроков и функций, личной ответственностью должностных лиц, а также детальным закреплением процедуры взаимодействия лиц с органами власти по вопросам земельных отношений.

Целью разработки данной концепции является определение основных проблемных вопросов в области управления землей в Иркутской области и закрепление принципов их решения.

Кроме решения вышеназванных наиболее острых вопросов, реализация положений настоящей концепции позволит эффективно управлять и распоряжаться землями, а также системно управлять процессом развития земельных отношений в Иркутской области, что повысит уровень комфортности в отношениях государства и частных лиц, возникающих по поводу использования земли. Кроме того, подходы, сформулированные в концепции, позволят обеспечить дальнейшее непротиворечивое поступательное развитие земельных отношений в Иркутской области.

Библиографический список

1. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Лэнд-девелопмент и инвестиционно-строительная деятельность: проблема эффективного взаимодействия // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2012. № 11. С.243-256.

2. Матвеева М.В. Опыт реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования/ Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С.35-41.

3. Касянчик П.И., Пешков А.В. Система государственного строительного заказа как основа эффективного расходования бюджетных средств, дополнения их внешними инвестициями и стимулирования инновационных процессов в строи-тельстве//Вестник Иркутского государственного техническо-

го университета. 2012. №9. С.251-258.

4. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий, как основы лэнд-девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. №1. С. 10-20.

5. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Лэнд-девелопмент и инвестиционно-строительная деятельность: проблема эффективного взаимодействия // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2012. №11. С.243-256.

6. Пешков В.В., Токарева К.А. Управление развитием недвижимости: инновационный подход // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2.С. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.