Научная статья на тему 'Регулирование воздухоснабжения турбопоршневых двигателей'

Регулирование воздухоснабжения турбопоршневых двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ / СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВОЗДУХО-СНАБЖЕНИЕ / ТУРБОКОМПРЕССОР / НАДДУВ / ДИЗЕЛЬ / PISTON ENGINE / WAYS OF REGULATION / AIR SUPPLY / COMPRESSOR / PRESSURISATION / DIESEL ENGINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Килунин Иван Юрьевич, Кольб Валерий Викторович, Смолин Андрей Александрович

Статья посвящена анализу регулирования воздухоснабжения турбопоршневых двигателей и направлена на улучшение эксплуатационных характеристик путем перепуска части отработавших газов мимо турбины. Предложена схема способа понижения противодавления на выпуске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Килунин Иван Юрьевич, Кольб Валерий Викторович, Смолин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of air supply in turbo-piston engine

The article is devoted to the analysis of regulation of air supply of turbo piston engines, and directed on the improvement of operational characteristics by bypassing the exhausted gases the turbine. The scheme of the way of fall pressure upon release is offered.

Текст научной работы на тему «Регулирование воздухоснабжения турбопоршневых двигателей»

УДК 62143612 И. Ю. КИЛУНИН

В. В. КОЛЬБ А. А. СМОЛИН

Омский автобронетанковый инженерный институт

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ ТУРБОПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Статья посвящена анализу регулирования воздухоснабжения турбопоршневых двигателей и направлена на улучшение эксплуатационных характеристик путем перепуска части отработавших газов мимо турбины. Предложена схема способа понижения противодавления на выпуске.

Ключевые слова: турбопоршневой двигатель, способы регулирования, воздухо-снабжение, турбокомпрессор, наддув, дизель.

Большое разнообразие различных схем регулирования воздухоснабжения двигателей требует проведения оценки их эффективности с точки зрения возможности получения необходимого возду-хоснабжения. При этом следует учитывать, что отдельные схемы недостаточно эффективны для применения на двигателях мобильной техники, прежде всего из-за их конструктивной сложности и малой надежности.

Экспериментальная проверка всех возможных способов в идентичных условиях сопряжена с большими затратамии вряд ли целесообразна. 15 этих условиях нтиболеерацианатьным представсшеття аналитическое исследование различных схем регу--нфовдния возд^осаобжениа^].

При ьяалииичезномисбледосвзии используются Н>авнения рабочего ироцадда прлмесительно к лззи-гателю со свободным турбокомпрессор (ТК).

Совместная работа дизеля и ТК определяется рьвенттвтм расходов воззяха и аоха, а заклье тавел-ствам мтщнорльйтуобины и кампрессола. Яасхоил1 воздуха через компрессор Ск и поршневую часть двигателя С^ с учетом возможного отбор а воздуха и -ззамогуг бытс пмадзвввлтны о ррдев

Гса — эффективная площадь сечения соплового аппарата, м.

Поскольку при наддуве перепад давлений в турбине близок к критическому, то влияние изменения газодинамической функции на расход газа можно не учитывать.

В этом случае уравнение баланса мощностей турбины икомпрессора будет иметь вид:

I • {т = а • т • {к • Рв • РГ

(4)

где

т = 1 — 7Гу

П — 1 , Т = УГ^ы

к - Щкг —1) р=

а = —-к—— п = -В-^ т-т

(к — 1)кг • кг '

Рв-

Рт

Рвх '

с = с ■ р,

к дв ' н

а = а

дв г

■ /»,

(2)

где Сг — вазовчесез тарбину ТК, кг/с;

/ф — иоэффищиенс озбора воодуха за компрессором;

/ф — когффициент от&фвдзла перед турбиной.

/Ояит расчлнт рзсхвда гсво зсрез тдрбину исполв-зуется изверлатз утавнение расхода через сопловой аппарат:

где 1 — коэффициент понвода еатолнительной энергии к ротору ЛК-

Яв, Я — гаиогые постоянно:е сов в-з^лупо игаза, кДж/(кг ]грг^к.);

к, кГ — покабаоелу ауиабалы дуи воздлда ев аала; Т — температори ытмлсфслного ^<ыы.хзезыезг^1 К; П ТК — коэффицыент полазноаодейсивияТК; степень аоббштеоии давления воздуха в ком-прессорт

Ув- = Ро • АРес (5)

Ро — давление а-мопферногр воздуха, Па; Рвс — оаденсые п Риосселе на входе в

компрессор, Па;

Рк — савление вазрсуил посаи кглпреоуорл, Пу,

Рй = Рк + Ре

(6)

аг =

Рт ■ рса

л/ГГ

(3)

где рТ — давление газа перед турбиной, Па; ТТ — температура газа передтурбиной, К;

где рк — давлениевоздухана входевдвигатель, Па;

Рнаг — падениедавлениявдросселеналиниина-гнетанияу ;

степень пониженны денАРиис гаут в вууабине

Рыу = Ро - аРвх,

Рис.1.Принципиальнаясхема способа понижения противодавления на выпуске: 1 — двигатель;2 — впускнойтрубопровод; 3 — турбокомпрессор; 4 — выпускной трубопровод; 5 — бачок с водой; 6 — устройстводлявпрыскиванияводы

где рвх — падение давления в дросселе за турбиной, Па.

Совместное решение приведенных выше уравнений в общем виде требует громоздких вычислений для большого количества вариантов. Быстрее и проще поставленная задача решается при использовании метода малых отклонений [2, 3]. В этом случае устанавливается непосредственная связь между малыми приращениями параметров, входящих в уравнение, благодаря чему упрощается оценка основных факторов, от которых зависит согласованная работа поршневой части и агрегатов наддува двигателя при изменении режима работы и появляется возможность обнаружения наиболее эффективных способов регулирования воздухоснабже-ния.

Анализ результатов аналитического исследования показал, что наиболее эффективным способом регулирования воздухоснабжения для расширения возможного диапазона изменения частоты вращения вала двигателя с сохранением постоянного давления наддува является перепуск газа. Эффективность его хотя и уменьшается с понижением давления наддува, но остается выше эффективности остальных способов.

Таким образом, наиболее целесообразными с точки зрения комплексного улучшения эксплуатационных характеристик дизелей с газотурбинным

наддувом и доступности их технического исполнения является регулирование воздухоснабжения путем перепуска части отработавших газов мимо турбины ТК, нашедшее широкое применение на серийно выпускаемых двигателях зарубежных фирм [1].

К достоинствам данного способа можно отнести уменьшение противодавления на выпуске, что благоприятно сказывается на рабочем процессе двигателя, а к недостаткам — большие потери энергии с перепускными газами.

Нами предложен способ и разработана схема (рис. 1) регулирования воздухоснабжения дизеля на режимах разгона понижающая противодавление на выпуске, за счет снижения температуры и давления газа за турбиной, увеличивающая работу расширения в поршневом двигателе предположительно до атмосферного давления.

Достоинством данной схемы считаем отсутствие потери энергии с перепускными газами.

Регулирование воздухоснабжения будет оказывать влияние на параметры рабочего процесса двигателя. В связи с этим необходимым условием должно быть получение таких параметров рабочего процесса, которые обеспечили бы требуемые мощ-ностные и динамические показатели двигателя. Для этого необходимо проведение сравнительных расчетов характеристик двигателя без регулирования и с регулированием воздухоснабжения на математической модели процессов энергопреобразования дизеля со свободным ТК.

Библиографический список

1. Романов, Г. И. Выбор рациональных способов регулирования воздухоснабжения турбопоршневых двигателей / Г. И. Романов, С. И. Козлов. — М. : Двигателестроение, 1982. — 248 с.

2. Черкез, А. Я. Применение метода малых отклонений в теории и расчете авиационных ТРД / А. Я. Черкез. — М. : Оборонгиз, 1955. — 156 с.

3. Погодин, С. И. Рабочие процессы транспортных турбо-поршневых двигателей / С. И. Погодин. — М. : Машиностроение, 1978. — 311 с.

КИЛУНИН Иван Юрьевич, преподаватель кафедры двигателей.

Адрес для переписки: [email protected] КОЛЬБ Валерий Викторович, преподаватель кафедры двигателей.

Адрес для переписки: [email protected] СМОЛИН Андрей Александрович, преподаватель кафедры двигателей.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2014 г. © И. Ю. Килунин, В. В. Кольб, А. А. Смолин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.