Научная статья на тему 'Регулирование внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Рязанской области)'

Регулирование внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Рязанской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1245
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / EXPORT / IMPORT / COMPETITIVENESS / INTERREGIONAL COMMUNICATIONS / PRINCIPLES OF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степнов Игорь Михайлович, Суворова Марина Евгеньевна

В данной статье рассмотрена роль региона во внешнеэкономической деятельности страны, изучены базисные условия формирования такой деятельности на уровне региона, дана оценка конкурентной позиции регионов, и предложены принципы формирования стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. В структуре концепции стратегии выделены задачи, методы и направления регулирования экспорта и импорта региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степнов Игорь Михайлович, Суворова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of foreign economic activity as a factor to improve competitiveness of a region (on the example of the Ryazan region)

In this article the role of a region in the foreign economic activity of the country is considered. Basic conditions of the development of such activity at regional level are studied. The assessment of competitive position of regions is given and principles of the formation of a strategy for regulating foreign economic activity at regional level are offered. In the structure of the strategy concept tasks, methods and directions in regulation of regional exports and imports are outlined.

Текст научной работы на тему «Регулирование внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Рязанской области)»

Регулирование внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Рязанской области)

И.М. Степнов, М.Е. Суворова

УДК 339.5 ББК 67.401.21 С-795

Успешность интеграции России в мировое торговое пространство во многом зависит от эффективности функционирования ее регионов, их активного участия во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Ограниченность внешнеторговых связей, как правило, ведет к технической и технологической отсталости производства, сужает внутренний рынок, а излишняя открытость экономики усиливает импортную зависимость и может поставить под угрозу экономический суверенитет страны. Поэтому каждое государство должно самостоятельно определять оптимальную для себя степень участия в ВЭД, исходя из возможностей национальной экономики, целей экономической политики, опираясь на потенциал отдельно взятых регионов. Следует отметить, что Россия, в отличие от многих стран мира, является страной со значительными региональными асимметриями, и соответственно пространственные проявления результатов ВЭД будут распределяться неравномерно.

Согласно ряду исследований, Россия обладает целым рядом конкурентных преимуществ - обеспеченностью ресурсами, научным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, уникальным географическим положением страны1. По оценкам экспортеров Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии, сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности, посредственные - в химии, авто- и судостроении, общем текстиле. Международная Торговая Палата отмечает, что в условиях износа основных фондов конкурентоспособным остаются лишь отрасли, производящие продукцию низших переделов[8].

1 Россия и Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. - http://www.wto.ru. - (дата обращения: 09.09.2012).

По результатам ряда исследований2, проведенного Институтом международного менеджмента и образования (ИММО), среди отечественных предприятий только 34% считают себя конкурентоспособными на отечественном рынке, 24% - на рынках СНГ и лишь 7% - на рынках дальнего зарубежья. Лишь 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами, среди которых Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 - ограниченные, у оставшихся 62 они практически отсутствуют. Такая ситуация требует дифференцированного подхода как федерального, так и регионального уровней власти к разработке региональной стратегии регулирования ВЭД.

В исследованиях экономистов большое значение придается разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке именно в региональном аспекте3 [1,3,4]. Базисными условиями осуществления ВЭД в регионе могут являться следующие:

♦ защита государством прав и законных интересов участников ВЭД, а также прав и законных интересов рязанских производителей и потребителей товаров и услуг;

♦ равенство и недискриминация участников ВЭД, если иное не предусмотрено федеральным законом;

♦ единство таможенной территории;

♦ взаимность в отношении другого региона, государства (группы государств);

♦ обеспечение выполнения обязательств региона по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав;

♦ выбор мер государственного регионального регулирования ВЭД, являющихся не более обременительными для участников ВЭД, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования ВЭД;

♦ гласность в разработке, принятии и применении мер регионального регулирования ВЭД;

♦ обоснованность и объективность применения мер регионального регулирования ВЭД;

♦ исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам ВЭД и экономике региона;

2 Торгово-промышленная палата РФ [Электронный ресурс]. - http://www.tpprf.ru. - (дата обращения: 31.08.2012)

3 Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. М.: КноРус, 2010, сс.259-261

♦ обеспечение экономической безопасности;

♦ единство системы государственного регионального регулирования ВЭД.

Рассмотрим организацию регулирования внешнеэкономической деятельности

на примере Рязанской области.

Рязанская область является крупным индустриальным регионом России с большим годовым оборотом внешней торговли. В 2011 году торговый оборот достиг 2,5 млрд долларов США. Товарооборот увеличивается за счет роста объемов экспорта нефтепродуктов, машин и оборудования, продукции радиоэлектроники и приборостроения, кожевенной отрасли, расширения географии поставок за рубеж. Характерным для экспортного потенциала Рязанской области является преобладание экспорта топливно-энергетического комплекса (см. таблицу 1).

Динамика импорта (см. таблицу 2) обеспечена, главным образом, увеличением (на 39,7%) поставок машиностроительной продукции (21,6% общего объема импорта) и, прежде всего, различного оборудования из Германии, Италии, Финляндии и Китая. При этом основной товарной группой (доля в общем объеме - 57,1%) импорта Рязанской области являлась продукция нефтехимического комплекса (в основном, средства для защиты растений).

Таблица 1

Товарная структура экспорта Рязанской области

Товарная структура экспорта 2008 2009 2010 2011

Продовольственные товары и сырье для их производства, % 1,82 2,28 0,65 3,04

Продукция топливно-энергетического комплекса, % 3,12 1,93 4,91 4,37

Продукция нефтехимического комплекса, % 46,65 58,63 53,55 49,62

Кожевенное сырье, меха и изделия из них, % 0,22 0,32 0,56 0,68

Древесина и изделия, включая печатную продукцию, % 0,5 2,71 1,68 0,18

Одежда, обувь, % 0,57 0,62 0,75 2,51

Черные и цветные металлы, изделия из них, % 3,24 3,91 5,39 4,35

Машиностроительная продукция, % 38,53 24 25,87 23,96

прочие товары, % 5,35 5,6 6,64 11,29

Источник: Сформировано автором. Текущий мониторинг и прогноз макроэкономических процессов Рязанской области. Выпуски 47, 49, 51, 53, 55, 57, 60.

Министерство экономического развития и торговли Рязанской области [Электронный ресурс]. - http://mineconom.rzn.ru. - (дата обращения: 05.09.2012).

Таблица 2

Товарная структура импорта Рязанской области

Товарная структура импорта 2008 2009 2010 2011

Продовольственные товары и сырье для их производства, % 0,14 1,93 0,31 0,19

Продукция, топливно-энергетического комплекса % 89,51 86,7 88,54 82,41

Продукция нефтехимического комплекса, % 1,5 0,98 1,31 1,77

Кожевенное сырье, меха и изделия из них, % 1,91 1,6 1,73 2,66

Древесина и изделия, включая печатную продукцию, % 0,04 0,02 0,02 0,05

Одежда, обувь, % 0,02 0,01 0,01 0,02

Черные и цветные металлы, изделия из них, % 2,68 3,72 3,65 5,96

Машиностроительная продукция, % 2,5 2,88 2,44 3,48

прочие товары, % 1,7 2,16 1,99 3,46

100 100 100 100

Источник: Сформировано автором. Текущий мониторинг и прогноз макроэкономических процессов Рязанской области. Выпуски 47, 49, 51, 53, 55, 57, 60.

Министерство экономического развития и торговли Рязанской области [Электронный ресурс]. - http://mineconom.rzn.ru. - (дата обращения: 05.09.2012).

Одной из функций воздействия государства на ВЭД региона является создание стратегии ВЭД региона как общего видения развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающее определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы.

В стратегии могут быть сформулированы территориально-географические приоритеты внешнеэкономической деятельности области.

Стратегия создается с целью регулирования экономических отношений, инвестиционной политики, международных и межрегиональных связей, развития предпринимательства и потребительского рынка.

Основными задачами стратегии ВЭД Рязанской области являются следующие:

- создание условий для достижения высоких темпов социально-экономического развития Рязанской области и построения эффективной экономики, развитие конкуренции;

- привлечение российских и иностранных инвестиций в экономику Рязанской области и повышение инвестиционной привлекательности региона;

- содействие всестороннему сотрудничеству с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями и иностранными хозяйствующими субъектами;

- развитие межрегиональных связей;

- поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка;

- осуществление пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности.

Вышестоящие задачи могут решаться посредством следующих подходов:

- организация и проведение выездных торгово-экономических миссий с участием широкого круга заинтересованных предприятий в России и за рубежом;

- подготовка и проведение презентационных и имиджевых мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области;

- организация и проведение международных, межрегиональных и региональных выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе выездных (внутрироссий-ских и зарубежных);

- формирование и сопровождение базы данных по внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на территории Рязанской области;

- информирование участников ВЭД о выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в Рязанской области, Российской Федерации и за рубежом;

- содействие в поиске потенциальных иностранных партнеров и инвесторов для предприятий и организаций области, включая проверку их благонадежности (осуществляется через систему российских посольств и торговых представительств за рубежом);

- информационное и организационное сопровождение внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций области;

- организация приема иностранных делегаций всех уровней и проведение их встреч с руководством области, заинтересованными предприятиями и организациями Рязанской области.

В соответствии с рассматриваемой стратегией внешнеэкономическая деятельность Рязанской области может строиться на следующих принципах:

1) осуществлять управление ВЭД региона с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающее уровень развития предприятий области;

2) проведение последовательной политики по формированию профиля международной специализации Рязанской области, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;

3) развитие сельскохозяйственного производства, науки, туризма;

4) оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов в целях удовлетворения потребности региона;

5) усиление позиций региона в системе международных конкурентных связей.

Эти принципы осуществляются по следующим основным направлениям.

Экспорт:

♦ реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные техникоэкономические преимущества; расширение масштабов регионального производства и обеспечение занятости в хозяйственном комплексе Рязанской области;

♦ формирование валютных ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок;

♦ создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона.

Импорт:

♦ насыщение регионального рынка продуктами, не производящимися на территории области, либо производящимися в недостаточном количестве (например, продовольствием, сырьем для производства в цветной металлургии и т.п.);

♦ обеспечение области товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического назначения, производство которых нужно поддержать при любых условиях);

♦ модернизация производственного и технологического потенциала предприятий области;

♦ формирование конкурентной среды для внутренних производителей за счет предложения импортных товаров;

♦ обеспечение на основе взаимности благоприятных условий для экспорта предприятий региона;

♦ поддержка участников ВЭД в условиях присоединения России к ВТО.

Иностранные капиталовложения:

♦ расширение масштабов регионального накопления и проведения опережающей (по сравнению с другими регионами) реконструкции и модернизации производственной базы хозяйственного комплекса региона;

♦ создание предпосылок для слияния отечественного и зарубежного капитала в целях укрепления позиций предприятий региона на внешних рынках и развития импортозаменяющих производств;

♦ внедрение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему региона.

Собственные капиталовложения за рубежом:

♦ продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки, развитие зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта;

♦ развитие зарубежных производств для гарантированного обеспечения рынка необходимыми товарами или услугами или для извлечения прибыли;

♦ формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций региона в системе мировой экономики;

♦ участие региона в конверсии зарубежных государств в инвестиции.

Обеспечение экономической безопасности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры;

♦ диверсификация внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий региона;

♦ обеспечение гарантированного снабжения региона необходимыми импортными товарами;

♦ сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров стратегического значения (технологий аналогичного значения) в условиях импортной конкуренции;

♦ дипломатическое обеспечение благоприятных условий внешнеэкономической деятельности предприятий региона.

Для достижения поставленных целей могут быть предприняты следующие меры:

1. Финансово-экономические меры. Финансовая поддержка экспорта предприятий (организаций) региона, содействие экспортного потенциала и импортозаменяющих производств является одним из наиболее эффективных средств укрепления внешнеэкономического потенциала области.

С учетом современного состояния экономики региона и актуальных проблем развития внешнеэкономического комплекса, первоочередными задачами в области финансового содействия развития ВЭД являются:

И предоставление гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;

И изучение возможностей кредитования с участием средств областного бюджета, ориентированного на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием потенциала оборонных предприятий, закупки оборудования для развития экспортных и импортозаменяющих производств, кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых на территории Рязанской области и России сырья, материалов и комплектующих частей;

И предоставление бюджетного и инвестиционного налогового кредитов, налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, имеющие ключевое значение для экономики области;

И расширение производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования участниками ВЭД таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом РФ;

И определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в части доли областного бюджета предприятий - экспортеров готовой, в первую очередь машинно-технической продукции, идентичного порядку, установленному для малых предприятий;

И резервирование средств в областном бюджете на выставочную деятельность.

Финансовая поддержка экспорта и содействие развитию импортозаменяющих производств в рамках действия рассматриваемой Концепции осуществляются, как правило, из средств регионального бюджета, внебюджетных фондов, привлеченных средств на возвратной основе за уплату через уполномоченные банки правительства Рязанской области.

2. Совершенствование правовой базы и правовая поддержка. На современном этапе экономических преобразований необходимой основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является создание стабильной, реально функционирующей законодательной базы. Эта задача может решаться как путем активного участия органов регионального управления в совершенствовании федерального законодательства, так и с использованием возможностей, предоставленных региону действующим законодательством.

3. Совершенствование системы информационного обеспечения. Без надежной информационной базы трудно рассчитывать на серьезные успехи регионального экспорта. Правительство региона должно взять на себя основные заботы по укреплению региональной информационно-консультационной службы, чтобы каждый экспортер имел возможность получать необходимую ему информацию.

4. Дипломатическое и организационное обеспечение ВЭД. Важным элементом продвижения экспортной продукции является осуществляемая в рамках экономической дипломатии организация официальных визитов правительственных и специализированных торговых делегаций региона за рубеж, в том числе для решения локальных проблем сотрудничества. Регулярно Рязанский регион посещают послы и другие официальные лица, официальные делегации разных стран, представители деловых кругов разных стран.

Необходима активизация сотрудничества региона с зарубежными торговыми представительствами России в соответствии с географическими приоритетами развития ВЭД. Перед торговыми представительствами могут быть поставлены задачи отслеживания текущей рыночной ситуации по отношению к основным экспортным товарам, проведения предварительных маркетинговых исследований и организационного содействия подписанию внешнеторговых соглашений, распространения презентационных материалов региона во время официальных мероприятий, консультирования по вопросам зарубежного законодательства и т.д.

5. Развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Правительство Рязанской области ведет целенаправленную работу по созданию и совершенствованию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Это позволяет улучшать условия обслуживания как иностранных, так и российских граждан. Современные методы развития внедряются в банковскую сферу, транспорт, связь, сферу обслуживания и т.п.

6. Другие специальные меры поддержки внешнеэкономической деятельности. Наряду с развитием инфраструктуры можно выделить также другие специальные меры поддержки ВЭД. К их числу следует отнести совершенствование рекламы товаров, производимых предприятиями Рязанской области. Рязанская область эффективно занимается организацией и проведением выставок, ярмарок, презентаций за рубежом и международных мероприятий такого рода на территории области. Ежегодно в Рязанской области проводятся десятки международных выставок и презентаций, связанных с различными отраслями деятельности предприятий.

Предложенный выше комплекс мероприятий позволяет реализовать региональные конкурентные преимущества на основе внешнеэкономической деятельности, что приведет к устойчивому росту экономики и повышению уровня жизни населения в регионах.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Боброва В.В. Внешнеэкономическая деятельность региона - основа стратегии экономического роста государства, 2007, № 7 Вып. 2 (94), сс. 62-65.

2. Загашвили В.С. Возможные последствия присоединения России к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник, 2011, № 5, сс. 10-17.

3. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. - М.: Кно-Рус, 2010. - 448 с.

4. Черенков В.И. Внешнеэкономическая деятельность: вспомогательные операции и государственное регулирование. - Ростов, Феникс, 2008. - 633 с.

5. Канашевский В. А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 591 с.

Калужскую область посетила делегация из Китая

Калужскую область с официальным визитом посетила китайская делегация из провинции Шаньси- побратима Калуги. Китайских гостей интересовала инвестиционная политика региона, в том числе условия, на которых пришедшие в область иностранные компании реализуют свою деятельность. В рамках встречи состоялась презентация экономического и инвестиционного потенциала Калужской области, о которой китайским коллегам рассказал генеральный директор Агентства регионального развития области И. Веселов. В частности, было отмечено активное развитие трех ключевых для региона направлений: автомобилестроение, логистика и фармацевтика.

Китаская делегация встретились с заместителем председателя областного парламента Г. Донченковой, а также председателями комитетов, руководителями парламентских фракций. Во время пребывания в областном центре китайские гости также посетили калужский музей космонавтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.