Научная статья на тему 'Регулирование в настоящем стимул на будущее'

Регулирование в настоящем стимул на будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкин Игорь Сергеевич

The Condition world and domestic oilgainig branches is characterized basically by deterioration resource basses and increase the share spare hydrocarbon, which it is difficult gain. The Problem of the defect power resource at the last years is actual both for developed state, and for the other countries, where noted active growing of the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование в настоящем стимул на будущее»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 140-142.

© И.С. Белкин, 2008 УДК 336.226.44

РЕГУЛИРОВАНИЕ В НАСТОЯЩЕМ - СТИМУЛ НА БУДУЩЕЕ

И.С. Белкин

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The Condition world and domestic oilgainig branches is characterized basically by deterioration resource basses and increase the share spare hydrocarbon, which it is difficult gain. The Problem of the defect power resource at the last years is actual both for developed state, and for the other countries, where noted active growing of the economy.

Состояние мировой и отечественной нефтедобывающей отрасли характеризуется в основном ухудшением ресурсной базы и увеличением доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов. Проблема недостатка энергоресурсов в последние годы является актуальной как для развитых государств, так и для других стран, где отмечен активный рост экономики. При этом 90 % мирового ВВП в настоящее время производится в странах, импортирующих энергоресурсы, а целый ряд государств и вовсе не имеют собственных источников сырья.

Говоря конкретно о нашей стране, следует заметить, что в связи с данными обстоятельствами уже сегодня мы являемся свидетелями усиления государственного регулирования в области недропользования, и прежде всего в области добычи углеводородного сырья.

Действующее российское законодательство предусматривает исчисление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с единой специфической (потонной) ставкой. На сегодняшний день она составляет 419 руб. за тонну добытой нефти. Однако эта ставка зависит от цены на экспортную российскую нефть сорта Urals, что значительно повышает данную ставку от первоначальной величины. И если, например, средний уровень цен на эту нефть на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья будет равен примерно 65 дол. США за баррель, а среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни анализируемого налогового периода составит 24 руб., то, соответственно, значение коэффициента, на который и будет скорректирована в будущем ставка, примерно равно 5. Таким образом, новое значение ставки составит приблизительно 2100 руб. В данном случае увеличение налоговой нагрузки по большей части будет возложено на конечного потребителя в виде возросших цен на нефтепродукты.

Однако у такой системы есть и преимущества, в первую очередь для фискальных органов, которые с минимальными затратами обеспечи-

вают значительные поступления в бюджет. Не требуется больших усилий для сбора налогов по углеводородному сырью, ведь исходя из прогнозной цены нефти и объема добычи планировать поступления достаточно просто.

Очевидно, что государство вовсе не намерено учитывать особенности той или иной территории, а также технические особенности добычи нефти. Иначе говоря, игнорируется фактор различия даже несмотря на недавнее введение нулевой ставки и коэффициента выработан-ности месторождения. Таким образом, пополнение стабилизационного фонда, планируемого для развития и поддержания экономики России в антикризисном балансе, происходит за счет ущерба, наносимого экономике повышением затрат на топливные ресурсы, влекущего за собой новые витки роста цен и инфляции Но и на это у государства есть свой ответ. Применение специфической ставки НДПИ при добыче нефти, исчисляемой с учетом уровня мировых цен на нефть, позволяет исключить возможность уплаты НДПИ в меньшем размере через трансфертное ценообразование и, соответственно, обеспечивает стабильные налоговые поступления в доходы бюджета.

Однако, как отмечалось выше, «нефтяной» НДПИ рассчитывается исходя из мировых цен на нефть, которые неуклонно и неконтролируемо растут с малой вероятностью их снижения в будущем. Вместе с мировыми ценами на нефть растет размер налога на добычу полезных ископаемых, соответственно, повышаются и внутренние цены на нефть, приводя к росту цен на нефтепродукты, в частности на бензин. По последним статистическим данным, в конце февраля - начале марта 2008 г. цены на бензин увеличились в среднем на 5,5 %, на солярку - на 10,5 %, и связано это с тем, что цена барреля нефти по состоянию на середину февраля составляла 92-94 дол., а на конец апреля его стоимость составляет более 106 дол.

И даже несмотря на увеличенные с начала зимы экспортных пошлин, нефтедобывающим компаниям выгоднее продавать сырье за рубежом,

чем оставлять его для переработки в России. А это еще одна из причин роста цен на бензин, так как подобными действиями нефтекомпании создают на внутреннем рынке дефицит горючего.

Говоря о бензине, стоит отметить тот факт, что доход от его производства на 60 % состоит из сумм, подлежащих уплате в бюджет в качестве налогов и сборов. Поступления НДПИ находятся на первом месте по объему бюджетных поступлений. Так, например, за 7 месяцев 2006 г. НДПИ дал 37,1 % доходов федерального бюджета, 90 % которого поступило за счет НДПИ на добычу нефти. А в период максимально высоких цен на нефть ставка НДПИ достигала почти 100 дол. США за тонну при себестоимости добычи в 20-25 дол. США за тонну.

Несложно заметить, насколько агрессивно государство регулирует недропользование, достаточно жестко позиционируясь в глазах налогоплательщика путем установления равных требований, не учитывающих многое из того, что можно было учесть, на что имеются объективные причины.

Все больше и больше приходится признавать объективность пессимистичных прогнозов

о том, что запасы нефти могут иссякнуть уже в первой половине нынешнего столетия. Помимо этого, обостряются проблемы глобального изменения климата, вследствие чего подготовлен и ратифицирован большинством стран мира Киотский протокол, направленный на решение проблем парникового эффекта - следствие техногенного влияния на атмосферу. Однако с немалой долей уверенности можно предположить, что все эти меры негативно повлияют на использование автотранспорта, без которого уже немыслимо функционирование мировой цивилизации.

Эти факты ни в коем случае не стоит расценивать как сложившееся положение безысходности. Логичнее рассматривать данную ситуацию с точки зрения стимулирования научных исследований в направлении поиска альтернатив опасным источникам загрязнения и парникового эффекта. Все это мощный стимул для развития экономики в будущем, которое можно предположительно оценить как оптимистичное и для государственного бюджета, и для бюджета автомобилистов. Речь идет о производстве так называемого биотоплива в качестве альтернативы традиционным топливным ресурсам. Следует констатировать, что постепенный отказ от использования нефти в качестве исключительного ресурса уже начался. Прогнозируется, что через 15-20 лет до 25 % всех потребностей человечества в энергии можно будет удовлетворить за счет получения и использования биото-

плива. И именно теперь настало время перехода от отдельных пилотных проектов по использованию биотоплива к его широкомасштабному использованию. Биотопливо представляется одним из важных видов возобновляемых источников энергии, а биоэнергетика является одним из наиболее устойчивых направлений экономического развития.

Себестоимость этанола в Бразилии - 20-25 центов за литр, в США - 30-35 центов, при этом себестоимость ближневосточного бензина в Роттердаме (без налогов и акцизов) - 50 центов.

Европейские и американские страны сегодня могут стать хорошим примером производства и использования биотоплива как для нас, так и для любой другой страны, в которой уже успели проявиться те или иные эколого-эконо-мические проблемы.

Европа вообще достаточно активно стимулирует производителей в этом направлении. Например, Европейский Союз одобрил план правительства Германии по освобождению экологически безопасных видов биотоплива от налогов.

В Британии использование биотоплива государство поощряет путем возврата налогов, в итоге литр биотоплива облагается налогом в сумме на

1 пенс меньше, чем литр обычного топлива.

Франция с 1992 г. установила 100 %-ое освобождение от налогов на производство биодизеля и 80 %-ое освобождение от налога на этанол при реализации пилотных проектов.

В Швеции биотопливо освобождено от налогов на энергию, экологических налогов и сборов, а через 20 лет эта страна планирует и вовсе отказаться от использования нефти.

Однако нельзя не учитывать и такие спорные экономические моменты, как удорожание продуктов питания, получаемых сегодня непосредственно из тех ресурсов, которые, как ожидается, будут конкурировать с нефтью уже в самое ближайшее время.

Однако не обходится в этом плане и без курьезов. Например, для Америки рост цен на продукты питания не является большой проблемой в связи с массовым ожирением американцев. И в таком случае удорожание продуктов, отличающихся высокой калорийностью, может быть только к лучшему. Даже существуют вполне научно обоснованные проекты производить биодизель из жира, полученного в результате косметических операций. Таким образом, идея применения калорийных, а следовательно, энергоемких ресурсов приводит к появлению множества, в том числе нетрадиционных, вариантов реализации процесса их переработки в полезную энергию.

Россия располагает огромными биоресурсами, включая леса, открытые лесонасаждения и лесные отходы. Однако массового производства и применения биотоплива в России пока не происходит.

Сегодня в нашей стране полностью отсутствует необходимая база, прежде всего законодательная и налоговая, обеспечивающая выгоду от использования неископаемых природных ресурсов в качестве топлива. Особо следует отметить отсутствие налоговых льгот, которые бы мотивировали лесозаготовителей, лесоперера-ботчиков и производителей энергии из этих ресурсов. Следовательно, необходимо разработать принципиально новую систему налогообложения неископаемого топлива, определить льготы в налогообложении этих топлив и тем самым способствовать стимулированию инвесторов, готовых поддержать курс на производство дешевого и безопасного для нашей экологии топлива. В первую очередь необходимо ввести в правовую систему РФ закон «О биотопливе» и внести изменения в существующий закон «Об обороте этилового спирта». Важно заметить, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. 2 марта 2007 г. на заседании Правительства были утверждены Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг., среди которых отмечается возможность установления пониженных налоговых ставок в части топлива, содержащего биоэтанол, в случае разработки технологических условий применения этого вида топлива в России.

16 марта 2008 г. министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, пребывая с визитом в Омске, с уверенностью сообщил о том, что Россия в ближайшие годы начнет производство экологически чистого автомобильного топлива. По его словам, в первое время таких заводов будет два: один -в Омске, второй - в Западной части страны. Россия сможет экспортировать это топливо в Европу, где начиная с 2010 г. будет введена квота на обязательное использование экологически чистого биотоплива - 5,75 % в общем объеме моторного топлива. В связи с этим Россия намерена поставлять в ЕС либо сырье, либо само биотопливо, при этом собираясь производить биодизельное топливо из рапса, а из зерна - биоэтанол.

Таким образом, производство и использование биотоплива в мире является не только возможностью предотвратить серьезные экологические проблемы, но и источником значительных прибылей для национальной экономики. И все же не стоит забывать о том, что в Европе популярность биотоплива во многом связана с государственной поддержкой. Российское правительство пока неактивно в этом плане и, по прогнозам, вряд ли в ближайшее время примет меры, реально направленные на эффективное стимулирование производства этанола, так как дефицита нефти в нашей стране пока не существует. Но, учитывая глобальные экологические риски, связанные с использованием традиционного углеводородного топлива, видимо, отсутствие такого дефицита рассматривается как фактор, тормозящий развитие альтернативной энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.