Научная статья на тему 'Регулирование социально-трудовых отношений и их место в управлении занятостью'

Регулирование социально-трудовых отношений и их место в управлении занятостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутырина Наталья Андреевна

В статье рассматриваются проблемы регулирования социально-трудовых отношений в управлении занятости. В материале также подчеркивается необходимость применении мер регулирования рынка труда и что важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутырина Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование социально-трудовых отношений и их место в управлении занятостью»

необходимости преодоления административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности предприятиями энергетического комплекса, что в результате приводит к значительным прямым экономическим потерям из-за неэффективного использования ресурсов;

• сами трансакционные издержки являются значительным барьером входа на рынок предприятий энергетического комплекса, что, в свою очередь, влияет на конкурентность рыночной среды в указанной сфере, а также, вне всякого сомнения, ценовую доступность для потребителей;

• на микроуровне трансакционные издержки, воздействуя на продолжительность рабочего времени индивидов и предложение труда, способствуют созданию низкой нормы накопления [4].

Таким образом, трансакционные издержки оказывают огромное воздействие на функционирование предприятий энергетического комплекса. Поэтому их учет и минимизация должны представлять собой важнейший параметр хозяйственной деятельности организаций энергетического сектора и экономики в целом. Причем это возможно за счет совершенствования юридических норм, а также укрепления этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление может привести к созданию мягкой инфраструктуры рынка и стать наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.

Список литературы

1. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики, 2013. № 5. С. 67.

2. Кирдина С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация// Вопросы экономики, 2016. № 10. С. 34-35.

3. Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М.: ГУ ВШЭ, 2014. 442 с.

4. Лесных В., Попов Е. Трансакционные издержки в переходной экономике// Мировая экономика и международные отношения, 2017. № 3. - С.12-13.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ЗАНЯТОСТЬЮ Бутырина Н.А.

Бутырина Наталья Андреевна - студент магистратуры, кафедра теоретической экономики и управления персоналом Институт экономики и управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы регулирования социально-трудовых отношений в управлении занятости. В материале также подчеркивается необходимость применении мер регулирования рынка труда и что важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. Ключевые слова: социально-трудовые отношения, занятость, безработица, рынок труда.

УДК 331.3

Правовую основу государственной политики занятости составляет множество законодательных актов, которые регулируют трудовые отношения как российских граждан, так и лиц без гражданства и иностранных граждан.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

• реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;

• принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

• разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения;

• формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения;

• определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;

• координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам занятости населения;

• формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

• развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

• координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

• координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

• обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Проводимую в РФ политику занятости на данном этапе можно идентифицировать как

упрощенный вариант либеральной модели с включением в нее ограниченного финансирования политики занятости в целом и активных программ политики занятости в частности.

Возможность саморегулирования отечественного рынка труда затруднена, поскольку не выполняются важнейшие ее предпосылки: высокая мобильность рабочей силы и экономическая мотивация действий участников рынка.

Для снижения социальной напряженности необходим разумный компромисс в применении мер регулирования рынка труда.

Можно сделать вывод, что в современной социальной политике государства первое место занимают важные задачи: сдерживание массовой безработицы и смягчение ее последствий; решение проблем, регулирующих трудовые отношения: развитие охраны труда, защита трудовых прав, социальное партнерство, вопросы оплаты труда.

Чаще всего, факт потери работы рассматривается как личное поражение, следствие профессиональной некомпетентности, интеллектуальных или физических недостатков, при этом роль обстоятельств, не зависящих от воли человека, игнорируется или недооценивается.

Положение человека в ситуации потери работы предъявляет к нему особые требования, основной смысл которых заключается в том, чтобы не ждать, когда ситуация изменится сама собой, а принять ряд важных самостоятельных решений.

Во-первых, очень часто безработные страдают из-за отсутствия регулярной деятельности, резкого сокращения возможностей организации своего времени.

И, во-вторых, происходит сокращение рабочих контактов и неформальных дружеских отношении.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели.

Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют «меру участия» государственной службы занятости в психологической адаптации безработных.

Уровень безработицы Орловской области - один из самых низких по Центральному федеральному округу - 1,4%. На территории региона действуют различные программы помощи гражданам, потерявшим работу. Так, в рамках этих программ, за 2011 год 13 тысяч человек смогли трудоустроиться; примерно тысячи человек была выплачена субсидия на развитие собственного бизнеса; 450 выпускников образовательных учреждений получили возможность прохождения стажировки на предприятиях области.

Всего за 2015 год в городскую службу занятости населения обратилось в поиске работы 17619 человек, поставлено на учет 17619 человек.

При содействии управления труда и занятости нашли работу 1933 человека. На квотируемые рабочие места было трудоустроено 580 социально незащищенных граждан, в общественных работах приняли участие 535 человек. На профессиональное обучение и переобучение профессиям, востребованным на рынке труда, в течение 2012 года было направлено 1486 безработных.

Минимальный и максимальный размеры пособий по безработице устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области.

В настоящее время Управление занятости Орловской области предоставляет работодателям следующие услуги:

• предоставление необходимой информации о ситуации на рынке труда;

• размещение информации о потребностях предприятий в кадрах в средствах массовой информации;

• качественный подбор кандидатов на вакантные места;

• подбор специалистов по «Банку высококвалифицированных кадров»;

• подготовка кадров для предприятий из числа безработных граждан в соответствии с потребностями работодателей;

• содействие в организации общественных работ на предприятиях;

• частичная компенсация оплаты труда слабозащищённых категорий граждан из числа безработных, принятых предприятиями по совместному договору с центром занятости;

• оказание комплекса услуг при массовом высвобождении работников;

• предоставление возможности участия в массовых мероприятиях: ярмарках вакансий, круглых столах и др.;

• организация для предприятий «Дней службы занятости», «Школы кадровиков», «Клубов работодателей»;

• оказание квалифицированной юридической помощи по вопросам правового регулирования в области занятости.

Предоставляются следующие услуги населению:

Содействие в трудоустройстве.

В реализации мероприятий активной политики занятости населения оказывают содействие такие предприятия Орловской области как: ОАО «Орелстрой», ЗАО «Протон-Импульс», ЗАО «Агропромышленный холдинг «Верховье», ОАО «Мценский литейный завод», ЗАО «Паллада торг» и др.

Ключевой проблемой в сфере занятости всё же остается преобладание неэффективной занятости, что проявляется в значительных масштабах неполной занятости, низких размерах оплаты труда, «вымывании» наиболее квалифицированной рабочей силы в результате перетока ее в сферу неформальной занятости. Сложно решаются вопросы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих). Можно отметить и невысокую социально-профессиональную и территориальную мобильность трудовых ресурсов. К сожалению, возможности территориального перераспределения рабочей силы на сегодняшний день ограничены, в первую очередь, несбалансированным рынком жилья.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «Управления труда и занятости Орловской области» работает недостаточно эффективно, так как существующая ситуация в сфере занятости населения требует модернизации стратегии и тактики общей политики занятости. Она должна стать активной не только в отношении самих безработных, но и в отношении рынка труда, не сопровождать негативные процессы, а влиять, предусматривая меры опережающего характера.

Список литературы

1. Российская Федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 года № 197-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 2002. № 1. С. 3.

2. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 192 с.

3. Кибанов А.Я. Система управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2013. 64 с.

4. Кибанов А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2013. 80 с.

5. Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. Институциональная экономика. Бизнес и занятость; Магистр. Москва, 2013. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.