Научная статья на тему 'Регулирование скорости оплавления при контактной стыковой сварке'

Регулирование скорости оплавления при контактной стыковой сварке Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бочай М. П., Цурков В. Н., Ушаков B. C.

Регулирование скорости оплавления при контактной стыковой сварке является важнейшим параметром технологического процесса, определяющим качество сварного соединения. В статье рассматривается вариант устройства для регулирования скорости оплавления. Промышленное применение подтвердило жизнеспособность предложенного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бочай М. П., Цурков В. Н., Ушаков B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED FLASHING CONTROL AT BUTT RESISTANCE WELDINC;1

Speed flashing control at butt resistance welding is important parameter of the welding practice. This parameter defines quality of the weld. The article describes a certain modification of the equipment for speed flashing control. The industrial application of this equipment confirmed it's viable.

Текст научной работы на тему «Регулирование скорости оплавления при контактной стыковой сварке»

УДК 621.791(031)

РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ОПЛАВЛЕНИЯ ПРИ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКЕ М.П.БочаЙ, ВЛ.Цурков, В.С.Ушякоп

Кафедра Технологии металлов Российского университета дружбы народов.

/171% Москва, ул. А(икпухо -Шк’шн, 6

Регулирование скорости опланлсиия при котпкпюН ешкоиий сппркс яняисин кпжнсИишм ипрпмаром icx-иологичсского процесса, определяющим кичсспю итрнот сосдиисиин Н етп.с ртчмдфнпаск» пприат yerpofl. ста для регулирования скорости ошншлсиия. Промышлсшик: применение иодтерднпо жншссмоаччюсп, пред. ложешюго устройств«.

В условиях современного производства машин и оборудования важнейшими факторами конкурентоспособности выпускаемой продукции являются не только ее качество, но и ЗК0-номия материальных ресурсов на основе использования малоотходной технологии.

Одним из прогрессивных технологических решении, способствующих повышению качества продукции машиностроения, снижению трудоемкости н отходов mcuuuuv является механическая резка заготовок с применением ленточных пил. Отличительной особенностью этого метода резки является бесшумность, высокая точность и производительность, а также малый отход металла в стружку. Независимо от толщины разрезаемой заготовки ширина реза не превышает 1,5-2 мм.

Широкому внедрению этого перспективного метода резки мешает отсутствие надежного и экономичного способа сварки ленточных пил в кольцо, поскольку имеющаяся технология пайки серебряным припоем недостаточно прочна и дорогё.

Коллективом кафедры технологии металлов несколько лет велась работа по созданию технологии сварки ленточных пил сечением 1x40 мм из лег ированной стали марки В2Ф.

При выборе способа сварки учитывались химический cocía«, а также форма и размеры поперечного сечения ленты пилы. Имея в виду, что создаваемая сварочная ус тановка должна отличаться небольшими размерами и металлоемкостью, простотой устройства, надежностью, высокой производительностью и невысокими требованиями к квалификации обслуживающего персонала, было отдано предпочтение контактной стыковой электросварке непрерывным оплавлением.

Сварка оплавлением имеет ряд преимуществ. Поверхность стыка иод сварку не требует какой-либо специальной подготовки, так как в процессе оплавления выравниваю тся все выступы и неровности поверхности сварки. В процессе оплавления и последующей осадки сгорают и удаляются вместе с расплавленным металлом загрязнения его поверхности и образующиеся окислы.

1А ААДА А

pWvvV' 6 / A

— *

ІЛААААА

l'V V V V v 3

z' t 1— r

Рис. 1. Схема машины для контактной стыковой сварки

/6

Рис. 2. Устройство для регулирования скорости перемещения подвижной

плиты машины

Контактная сварка ленточных пил методом оплавления, технология которой нами разработана, потребовала для этих целей машины мощностью 5-7 кВА. Однако сварочные машины такой мощности производятся лишь для контактной стыковой сварки сопротивлением и для сварки лент сечений 1 х40 мм непрерывным оплавлением непригодны (т.к. при таком сечении изделия невозможно добиться равномерности нагрева). Поэтому на кафедре был разработан ряд установок для сварки лент методом оплавления. Важнейшим элементом такой сварочной установки, определяющим качество и надежность соединения, является регулятор скорости оплавления.

На рис. 1 схематично изображена машина для контактной стыковой сварки; на рис. 2 -одно из устройств для регулирования скорости перемещения подвижной плиты машины (скорости оплавления).

Машина состоит из подвижной 1 и неподвижной 2 плит со свариваемыми деталями 3, привода 4, устройства 5 для регулирования скорости перемещения подвижной плиты, связанного с ней через силовой элемент 6. Устройство 5 включает рабочую полость, образованную цилиндром 7 и поршнем 8, и сливную емкость в виде корпуса 9 на цилиндре. В стенке поршня выполнено отверстие 10, в стенке цилиндра - окна 11 и 12. Силовой элемент 6 является штоком поршня 8. Со стороны сливной емкости на окне 12 установлен фланец 13

с отверстиями 14 для прохода рабочей среды из сливной емкости. Во фланце 13 установлен полый цилиндрический элемент 15. Игла 16 расположена с возможностью перекрытия отверстия элемента 15 со стороны сливной емкости. Со стороны рабочей емкости установлен запорный элемент 17, который выполнен в виде жесткой 18 и гибкой 1е) шайб и возвратной пружины 20. Ближайшие кромки окон 10 и И устанавливаю г друг от друга на раачоянии, равном заданной величине оплавления свариваемых легален.

Машина работает следующим образом.

При нажатии на защелку (не покачана) происходит освобождение подвижной шины 1. Одновременно с этим включается сварочный ток. Иод действием привода (например, пружины) начинается сближение подвижной и неподвижной пиит с установленными в них сварочными деталями 3. В момент касания сварочных горцев начинается процесс ошптнения е постоянной скоростью, равной скорости перемещения подвижной плиты 1 и поршня К, связанных жес тко между собой. Перемещение подвижной или ты 1 с постоянной скоростью происходит за счет регулирования скорости перемещения поршня 8 н цилиндре 7. Н свою очередь, скорость перемещения поршня регулируется скорое 1МО перетекания жидкости из рабочей полости цилиндра 7 (поршневой) в корпус 9 сливной емкости чере» полый >иемепт 15. Зазор между отверстием элемента 15 и иглой 16 регулируется путем поворот шлы по часовой или против часовой стрелки. Вели игла 16 имеет правую резьбу, то при повороте ее против часовой стрелки происходит увеличение зазора, скорое и» перемещения жидкости увеличивается, следовательно, увеличивается скорость перемещения поршня и подвижной плиты. При повороте иглы по часовой стрелке зазор уменьшается и скороаь перемещения плиты тоже уменьшается, при этом усилие привода воспринимается поршнем 8. Как только левая кромка отверстия 10 пересечет правую кромку окна 11, жидкость из рабочей полости цилиндра свободно перемещается в корпус 9 сливной емкости. В -»тот момент скорости поршня и подвижной плиты скачкообразно возрастают, происходит осадка, в момент кот-рой отключается ток. Сваренные детали освобождаются из зажимов, а подвижная плита устанавливается в исходное положение. В процессе перемещения подвижной плиты в исходное положение поршнем 8 создается вакуум в цилиндре 7 и жидкость через отверстия во фланце и зазор между элементом 15 и иглой 16 заполняет рабочую полость цилиндра 7. Машина готова к следующей сварке.

Описанное выше устройство отличается простотою конструкции и надежностью в работе. Оно может быть использовано на сварочных машинах с рычажным, пружинным, пневматическим или гидравлическим приводами.

SPEED FLASHING CONTROL AT BUTT RESISTANCE WELDINt;

Bochaj M.P., Tsurkov V.N., Uschakov V.S.

Department of Technology Metals Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russia

Speed flashing control at butt resistance welding is important parameter of the welding practice. This parameter defines quality Of the weld. The article describes a certain modification of the equipment for speed flashing control. The industrial application of this equipment confirmed it's viable.

Михаил Петрович Бочай родился в 1920 г., окончил МВТУ им. И.Э. Баумана. Канд. техн. наук, доцент кафедры Технологии металлов РУДН. Специалист в области сварочного производства. Автор 32 научных работ.

М.Р. Bocliaj (b. 1920) graduated from Bauman Moscow Higher Technical School. PhD(Kng), ass. prolessor of Technology Metals Department of Peoples’ Friendship University of Russia. Author of 32 publications.

Владимир Николаевич Цуркои родился и 1937 г., окончил МИСИС. Канд. техн. паук, доцент, чип. кафедрой Технологии металлов РУДИ. Специалист в области металловедения и термической обработки. Автор 43 научных работ.

V. N. Tsurkov (b- 1937) graduated from Moscow Institute of Steel and Alloys. PhD(Ivng), ass. professor of Technology Metals Department of Peoples’ Friendship University of Russia. Author of 43 publications.

Владимир Сергеевич Ушаков родился в 1937 г., окончил МИСИ. Канд. техн. наук, доцент кафедры Технологии металлов РУДН. Специалист и облает конструирования и расчета машин и механизмов. Автор 39 публикаций.

V. S. IJschakov (Ь. 1937) graduated from Moscow Institute of Civil Engineering. PhD(Eng), ass. professor of Technology Metals Department of Peoples' Friendship University of Russia. Author of 39 publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.