ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
БАШИРОВА А.А.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКОЛОГИЧЕС КИЙ АСПЕКТ1
В настоящее время процессы модернизации и инновационного развития диктуют новые правила хозяйствования, одним из которых является соблюдение баланса интересов основных участников социо-эколого -экономической системы — населения, бизнеса, природы. Это предопределяет обязательность учета экологического фактора органами государственной власти в процессе регулирования регионального развития. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты регулирования развития регионов с позиции обеспечения экологической безопасности.
Ключевые слова: регион, государственное регулирование, региональная политика, экологическая безопасность.
BASHIROVA Л.Л.
REGULATION OF REGIONAL DEVELOPMENT: ECOLOGICAL ASPECT
Now processes of modernization and innovative development dictate new rules of the managing one of which is observance of balance of interests of the main participants of sotsio-ekologo-economic system — the population, business, nature. It predetermines obligation of the accounting of an ecological factor public authorities in the course of regulation of regional development. In this article some aspects of regulation of development of regions from positions of ensuring ecological safety are considered.
Keywords: region, state regulation, regional policy, ecological safety.
В настоящее время во всём мире наблюдается тенденция усиленного внедрения экологического фактора в политическую сферу. Современное состояние окружающей среды является результатом всё более ухудшающих отношений между обществом и природой и складывается под воздействием огромного числа факторов, таких как техногенный, антропогенный, политический, экономический, социальный. Большую роль в данном процессе играет неспособность органов государственной власти к осуществлению экологически-ориентированной экономической и социальной политики.
Между тем огромная доля ответственности за ухудшение экологического состояния лежит на органах власти и управления. Экология — это сфера, отношения в которой между человеком и природой должны обязательно регулироваться третьей стороной, поскольку интересы природной среды не обеспечиваются по умолчанию. Общемировой тенденцией в развитии экономики является ущемление интересов природных объектов, а следовательно, в конечном итоге и права человека на благоприятную экологическую обстановку.
Система регулирования регионального развития в общем виде состоит из следующих структурных элементов:
- объекты, чьи интересы должны быть соблюдены;
- субъекты регулирования;
- государственная региональная политика, её принципы и формы реализации.
В аспекте изучаемой проблемы объектами, чьи интересы должны быть обеспечены в результате реализации государственной политики, могут являться: окружающая среда, индивид, хозяйствующий субъект, общество, регион, государство и их экологические права.
Субъектами обеспечения экологической безопасности могут выступать: государство, его законодательные, исполнительные и судебные органы, местное самоуправление. На принятие решений в сфере регулирования отношений между природой и обществом косвенным путём могут повлиять: неправительственные организации; институты культуры, образования и просвещения; средства массовой информации и коммуникации; общественное мнение; экологические движения; социальные институты и организации по обеспечению прав и свобод человека; отдельные индивиды — в той степени, в которой они осознают жизненно важные экологи-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00069а.
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
ческие интересы, цели, идеалы и ценности, обладают соответствующими знаниями и опытом, руководствуются законодательством, проявляют способность и готовность надёжно противостоять экологическим опасностям и угрозам, гарантировать эффективное осуществление экологических прав в реальной жизни [2].
Среди перечисленных субъектов особое место в системе экологической безопасности отводится государству.
Роль правового государства в обеспечении экологической безопасности личности, защите экологических прав человека едва ли можно переоценить. Во-первых, правовое государство призвано закрепить в законах неотъемлемые, естественные права человека, которые обеспечивают его нормальную жизнедеятельность, включая право на благоприятную окружающую среду. Во-вторых, правовое государство должно создавать механизмы защиты права человека на благоприятную окружающую среду (конституционный контроль, судебная защита, административные процедуры и др.). Следовательно, без сильного правового государства, опирающегося на права человека, не могут быть решены сложные экологические проблемы [2].
Тот факт, что в системе регулирования отношений между природой и обществом государство является главным субъектом, обусловлен целым рядом причин.
Во-первых, государство является объективно необходимым составным элементом политической системы общества. В любой стране и на любом этапе развития общества оно выступает как самая массовая организация. Если партии и другие общественные институты охватывают только определённую часть общества, представляют интересы и позиции тех или иных групп населения, то государство охватывает всё население, объединяет вокруг себя его различные слои, выражает или, по крайней мере, стремится выразить всеобщие интересы. Государство является не только одним из носителей национальных экологических интересов, но и основным инструментом обеспечения экологической безопасности всех граждан, гарантом их защиты от различного рода экологических опасностей и угроз [2].
Во-вторых, государство выступает в качестве официального представителя всего общества, каждого его члена, то есть, осуществляя то или иное направление экологической политики, государство преследует целью соблюдение права на благоприятную природную среду каждого человека посредством реализации норм действующего законодательства. Государство является гарантом экологической безопасности.
В-третьих, государство — это единственный субъект, обладающий всей полнотой власти на территории всей страны. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, оно организует всех граждан, только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Государственная власть распространяется на все сферы общественно-политической жизни, включая сферу обеспечения экологической безопасности.
Даже в условиях федерализма, когда в пределах своих полномочий территориальные образования имеют право самостоятельно определять направления своего развития, государство в лице федеральных органов власти должно содействовать тому, чтобы экологическая политика являлась необходимой составной частью политики каждого региона, то есть соблюдался бы баланс интересов.
В-четвёртых, ведущее место государства в системе обеспечения экологической безопасности обусловливается тем, что оно обладает монополией на применение принуждения, имеет для этого разветвлённую систему специально создаваемых институтов, органов и учреждений, которые наделены соответствующими функциями и полномочиями, закреплёнными и оформленными юридически.
Государство как субъект обеспечения экологической безопасности осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, специальный аппарат управления и должностных лиц, наделённых властными полномочиями, обеспеченными государственным принуждением. Органы государственной власти и управления определяют цели, необходимые для их достижения силы и средства, формы и методы природоохранной деятельности, организуют взаимодействие государственных и общественных структур, политических партий, экологических движений, наконец, непосредственно принимают решения, связанные с осознанием, выявлением и реализацией национальных экологических интересов [2].
В-пятых, государство является собственником большого количества материальных и финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания эколого-экономического баланса.
В-шестых, государство осуществляет систему научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды. В действующем законодательстве отражается порядок взаимоотношений между различными субъектами по поводу природопользования, содержатся цели, задачи, принципы, органы осуществления экологической политики государства.
Вместе с тем поддержание благоприятной экологической обстановки является задачей не
www.rppe.ru
233
Баширова А.А.
_РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ_
только соответствующих государственных органов управления, но и общественности. Последней принадлежит существенная роль в содействии осознанию государством приоритета экологических интересов, а также в контроле над реализацией государственной природоохранной деятельности.
Государство осуществляет регулирование регионального развития посредством осуществления региональной политики, то есть комплекса законодательных, административных и экономических мероприятий, направленных на достижение определённых целей, в зависимости от территориальной специфики. Какого-то единого, стандартного подхода к регионам не может быть в силу различия природных, географических, политических, экономических, социальных, демографических условий их развития. Однако в независимости от того, относится ли регион к социально-экономически благополучным или к проблемным территориям, экологический аспект в государственном регулировании его развития должен присутствовать.
Необходимость учёта экологического фактора также обуславливается тем, что в отличие от других факторов (экономического, социального и др.) к особенностям его воздействия на социально-экономическое развитие регионов является большая территориальная размытость и взаимопроникновение. В силу территориальной близости реализация локальных экологических проблем способна нанести ущерб хозяйственному комплексу не только внутри региона, но и за его пределами [1].
Регион представляет собой пространство, на котором действует система интересов, в большей степени разнонаправленных, которые сталкиваются друг с другом в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Их можно подразделить на национальные, региональные, местные, интересы сообщества, экономических субъектов, природной среды.
Соответственно, суть государственного регулирования регионального развития в аспекте рассматриваемой проблемы и с учётом всего разнообразия субъектов региона заключается в осуществлении сбалансированного, оптимального соотношения между различными интересами, предпочтениями, на основе научно-обоснованных решений, в форме эколого-правовых норм. Главной проблемой является урегулирование конфликта целей субъектов в условиях ограниченности природных ресурсов.
В настоящее время в развитых странах существует стойкая тенденция приоритета экологической составляющей при выборе показателей развития, о чём свидетельствуют программы их стратегического развития. К сожалению, современные российские условия не позволяют этого сделать. Россия не может позволить себе поставить долгосрочные экологические интересы выше существующих экономических (например, создавать дополнительные административные барьеры для бизнеса путём ужесточения экологических запретов). Перед органами государственной власти стоит другая задача — достижение на основе модернизации и внедрения инноваций определённого баланса экономической эффективности, социальной справедливости и экологического благополучия.
Решению этой задачи будет способствовать проведение в жизнь последовательных экономической, социальной и экологической политик. Государственное регулирование, охватывая международный, национальный и региональный уровни, формирует для каждого свои цели, направления деятельности, правовую основу, институты, механизмы реализации. Необходимый баланс может быть достигнут, если все сферы деятельности общества: ценностная, экономическая, социальная, политическая, информационная и др. — будут подвержены экологизации как процессу последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т. д.
Принимая стратегические решения относительно социально-экономического развития регионов, органам государственной власти необходимо решать проблему экологических ограничений, баланса между настоящим и будущим потреблением. Поскольку в случае её игнорирования существующие на сегодняшний день конфликты интересов в области отношений природопользования (как явные, так и неявные) и дальше будут способствовать нанесению невосполнимого ущерба окружающей среде, снижению качества жизни населения и экономической деградации в регионах.
Литература
1. Баширова А. А. Механизмы регулирования природопользования на региональном уровне с позиций поддержания эколого-экономического равновесия (на примере Северо-Кавказского федерального округа) /А. А. Баширова Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. № 3. — С. 203-210.
2. Герасимов А. В. Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения. — М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2008. — 201 с.
3. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Петросянц Д. В., Баширова А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. — М.: Экономика, 2011.
234
www.rppe.ru