Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 15 (344). Экономика. Вып. 45. С. 96-101.
УДК 332.1:314.7 ББК У050.22
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МИГРАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Е. А. Попова, В. С. Шкуропатская
ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия
Процессы миграции представлены в качестве проблемы современной экономической науки. Дана авторская трактовка основных направлений деятельности территориального органа управления миграционными процессами. Особое внимание уделено классификации втягивающих и вытягивающих факторов, влияющих на мощность миграционных потоков.
Ключевые слова: региональная экономика, миграционные процессы, стадии, факторы, направления, потоки, установки, регулирование, программа, региональная сеть, органы власти.
Миграция в самом общем виде — процесс перемещения населения между различными регионами, населенными пунктами, который завершается изменением места их пребывания или проживания.
В основе этих перемещений лежат определенные движущие силы, мотивы или факторы. Все они в зависимости от степени изменчивости могут быть условно разделены на три большие группы: постоянно действующие факторы, относительно стационарные и переменные [7]. Последние включают все, что зависит от жизнедеятельности конкретного человека и определенной части населения в целом.
Взаимосвязь и взаимозависимость миграционного поведения населения и таких переменных факторов, относящихся к третьей группе, как экономические, демографические, социальные, политические факторы, позволяют утверждать, что миграционная политика должна являться политикой государственной. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что она будет эффективной.
Для характеристики первой стадии миграционного процесса важное значение имеет выявление сущности понятия «миграционная мобильность». Принципиально то, что понятия «миграционная подвижность» и «перемещение» («переселение») отнюдь не идентичны. Прежде всего «подвижность» принимается как общее понятие различных видов перемещения. Чаще оно рассматривается как синоним переселения, может выступать как общее понятие потенциальной и реальной миграции. Наконец, «подвижность» — это потенциальная готовность населения к изменению своего территориального статуса. Последнее понимание подвижности предпочтительно. В этом
случае под «миграцией населения» понимаются территориальные перемещения, а под «подвижностью» — способность к миграции, то есть потенциальная миграционная активность. Обычно последняя, которая выражается в миграционных установках, и первая, определяемая объемом переселений, существенно отличаются. Величина подвижности всегда в два-три раза больше реальных миграций [5].
На второй стадии миграционного процесса, то есть в процессе переселения, происходит реализация миграционной подвижности населения. Здесь необходимо уточнить понятие «миграционный поток». Совокупность переселений, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы, составляет «миграционный поток». Это не только статистически значимая величина, но и в структурном отношении разнообразная совокупность. Структура миграционного потока может быть расчленена по полу и возрасту переселенцев, их семейному состоянию, национальности, времени проживания в районах выхода, образованию, профессиям и т. д. Вместе с тем она имеет и географический срез. Миграционный поток структурируется также в зависимости от географии районов выхода и мест вселения мигрантов, а также от типов поселений (городская, сельская и сельско-городская миграция). Характеристикой миграционного потока может быть и его мощность.
Мощность миграционного потока зависит, как правило, от двух условий: численности населения тех регионов, между которыми осуществляется миграционный обмен, и их местоположения. Чем больше численность населения регионов, участвующих в миграционном обмене, и чем ближе они расположены, тем значительнее миграцион-
ные потоки. На мощность миграционных потоков влияют факторы, как вытесняющие население из полюсов выхода, так притягивающие его в полюсе входа (рис. 1). Стрелками на рисунке показана диффузия данных факторов.
Третья стадия миграционного процесса — приживаемость. Она начинается в момент превращения мигранта в новосела, а заканчивается при переходе новосела в разряд старожилов. «Приживаемость» — термин, применявшийся еще в переселенческой практике XIX в. (ныне его иногда подменяют понятием «интеграция»),— означает, во-первых, процесс приспособления человека к новым условиям жизни, во-вторых, приспособление условий жизни к потребностям человека [2; 3].
Второй компонентой приживаемости является обустройство мигрантов в местах вселения. Обустройство — это процесс достижения новоселами уровня благосостояния старожилов. Для подобного обустройства требуется время, кото-
рое в прошлом составляло примерно десять лет. За этот период не только происходили адаптация и создание таких материальных условий в новых местах, которые соответствовали ожиданиям бывших переселенцев, но и их миграционная подвижность становилась такой же, как и у остального постоянного населения (миграционная подвижность местных уроженцев и старожилов).
На основе анализа существующих точек зрения считаем, что и адаптация, и обустройство представляют собой взаимодействие субъективного и объективного, но адаптация — это приспособление субъекта к объективным условиям окружающей среды, а обустройство — перестройка объективных условий в соответствии с потребностями субъекта.
В изучении миграционных процессов можно выделить несколько подходов, одним из которых является экономический. В его рамках выделяется несколько направлений исследования (таблица).
Рис. 1. Факторы, влияющие на мощность миграционных потоков
Основные направления исследования миграционных процессов в экономике
Направление Содержание исследования
Обратная связь Формирование человеческого капитала Домохозяйство Миграции рабочей силы из страны в страну определяются обратным чередованием циклических фаз экономического развития Исследуются все виды миграции, включая вынужденную, на микроуровне (индивид, домохозяйство). Миграции рассматриваются как инвестиции в «человеческий капитал», направленные на повышение доходов, уровня образования и т. д. Исходит из того, что решения о миграции принимаются не отдельными индивидуумами, а коллективно членами домохозяйств или семей, что позволяет не только максимизировать ожидаемый доход, связанный, в частности, с денежными переводами трудящихся-мигрантов, но и минимизировать риски, связанные, например, с различными потерями на рынке труда. При этом минимизация рисков для семьи может быть более сильным стимулом для международной миграции, чем существование разницы в заработной плате. Данная теория исходит также из того, что домохозяйства посылают своих членов на работу за границу не только для того, чтобы увеличить свой доход, но и для того, чтобы увеличить доход относительно других домохозяйств. Новая экономическая теория расширяет возможности микроэкономического функционального анализа, связанного с принятием решений о миграции
Окончание таблицы
Направление Содержание исследования
Новый международный экономический порядок Технологическое развитие Двойной рынок труда Разработка «механизма более полной и справедливой компенсации» развивающимся странам эмиграции со стороны развитых стран иммиграции за использование иностранной рабочей силы, и в первую очередь высококвалифицированных кадров. В частности, в данной теории, в отличие от прошлых постулатов, основанных на приоритетной роли спроса на мировом рынке труда, акцент делается на предложении иностранной рабочей силы и возмещении всех издержек, связанных с ее перемещением и использованием в стране въезда, даже если речь идет о временной трудовой миграции Исследуются все виды миграции с акцентом на переселения; считается, что рост населения является благом для развития страны и человечества в целом, поэтому иммиграция рассматривается как важный положительный элемент экономического и демографического развития В рамках этого направления международную миграцию рассматривали как результат постоянного спроса на иностранную рабочую силу, характерную для экономически развитых стран, обусловленную, в частности, дешевизной данной рабочей силы. Главными для этой теории, как собственно и для теории «мирового хозяйства», являются различия в уровнях развития в индустриальных странах и в мире в целом, которые постоянно генерируют миграционные потоки. Согласно последним разработкам в рамках этой теории в развитых странах рынок труда делится на три сектора: первичный (высококвалифицированная и хорошо оплачиваемая работа, которой заняты в основном национальные граждане), вторичный (низкие заработки, плохие условия труда, используются в основном иностранные рабочие) и анклавный (работа на хозяина-иммигранта, чаще соотечественника, связанная с жизнью в иммиграционном анклаве)
Уточненная классификация научных подходов в изучении миграции населения позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, она наглядно показывает, что миграция населения есть передвижение (перемещение) людей через границы тех или иных населенных пунктов (государств) с целью постоянного устройства на новом месте жительства и является общественным явлением. Основным в классификации выделяется экономический подход в изучении миграции населения. Во-вторых, о каких бы видах миграционного движения не шла речь, в конечном счете подавляющее их число обусловливается экономической необходимостью получения денежных средств для существования и выживания в условиях рынка. Но последнее вовсе не означает, что все эти виды и категории миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой, на наш взгляд, выступает только экономическая миграция, и прежде всего миграция рабочей силы.
Подчеркнем также, что на динамику миграционных процессов в России основное влияние оказывают два блока факторов. Это, прежде всего, сложившиеся за прошлые годы тенденции движения населения, превратившие Россию из рес-
публики, отдающей население, в государство, его принимающее. Второй блок вопросов — это новые факторы, особо остро проявившие себя после распада страны: различного рода деструктивные процессы, вызывающие вынужденные миграции, а также позитивные — развитие рыночных отношений и демократизация России, что должно привести к облегчению перемещения людей. Из всего многообразия факторов, влияющих на миграционное поведение населения, можно выделить главный: Россия в силу лучшего, по сравнению с соседями, экономического положения, а также более успешного продвижения к демократизации общества продолжает оставаться страной, притягательной для мигрантов. Но, вместе с тем, свободному перемещению населения и рабочей силы препятствуют высокая стоимость переезда, неразвитость рынка рабочих мест и рынка жилья, сохранение паспортных ограничений и института прописки, отсутствие информации о вакансиях и возможностях трудоустройства за пределами места проживания. Потоки миграции населения не всегда носят оптимальный характер, нередко осложняя задачу государства в решении социальных проблем.
В связи с этим разрабатываемые и реализуемые в России программы социально-экономиче-
ского развития должны более тесно увязываться с решением проблем миграции, имея в виду, прежде всего, создание для мигрантов в районах вселения более высокого уровня благосостояния, чем в районах выхода. При этом миграционные процессы следует рассматривать на трех уровнях — упрощенном, реальном и обобщенном [4]. Разделяются они по уровням органов управления, каждый из которых преследует свои цели. Речь идет, соответственно, о муниципальных органах власти, федеральных органах управления и Организации Объединенных Наций (ООН).
Муниципальные органы управления в регионах заинтересованы в том, чтобы миграционные процессы повышали качество жизни населения муниципальных образований. Интенсивность миграционных процессов может достигать точки, после которой интерес муниципальных органов управления к миграционным процессам снижается, и даже появляется негативное отношение к ним. Отмеченное касается и федерального уровня. Согласно миссии ООН каждый человек имеет право на свободный выбор места жительства. Однако с этим вряд ли согласятся региональные и федеральные (без соответствующей материальной компенсации) органы управления.
Обращают на себя внимание рассуждения Л. Л. Рыбаковского [6]. По его мнению, выезд в регионы России на постоянное жительство должен быть регламентирован в соответствии с реальными интересами принимающей стороны. Здесь возможно прямое квотирование объемов выезда (в том числе в зависимости от возраста, образования, профессии, знания русского языка, наличия средств для жизни в некотором установленном объеме и др.). Преградой для принятия подобных норм миграционного законодательства
для регионов России являются возможные обвинения в нарушении прав человека.
Интересы федеральных органов управления в регионах представляют территориальные органы по вопросам миграции. Организационная структура такого органа должна позволять своевременно реагировать на изменения в объемах, структуре и характере миграционных потоков, облегчать решение вопросов, связанных с местными условиями.
Территориальным органам по вопросам миграции, являющимся по сути одним из инструментов регулирования регионального миграционного процесса, необходимо формировать региональную сеть для развития партнерских отношений с различными организациями, что может стать одним из вариантов решения проблемы интеграции мигрантов на рынке труда, их трудоустройства (рис. 2).
Деятельность территориального органа управления миграционными потоками в регионе должна осуществляться по ряду направлений. Прежде всего это оказание полной поддержки социально не защищенной категории мигрантов со стороны государства; прогнозирование величин и социально-демографических структур притока и оттока в части внешней миграции; повышение качества трудового потенциала области (региона); постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе стабилизации и организованного привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора на базе новых форм собственности и хозяйствования; организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания мигрантов; обеспечение эффективного выполнения
Общественные организации Региональные органы власти Служба занятости
\ і г і \ г і \ (
Территориальный орган по вопросам миграции
: і \ \ г * < 1
Муниципальные органы власти Образовательные структуры Предприятия региона
Рис. 2. Схема формирования региональной сети для развития партнерских отношений между органами власти
региональной миграционной программы; формирование обратной связи в рамках управления программой (с этой целью важно создать базу данных по параметрам, характеризующим миграционные процессы); создание механизма привлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетных средств, необходимых для регулирования миграционных процессов; возмещение расходов, связанных с приемом и обустройством мигрантов (поступления из федерального бюджета) и др.
Решение этих и ряда других вопросов ускорит процесс адаптации мигрантов к условиям, существующим на территории области, а осуществить это можно за счет решения проблем организационно-правового и организационно-экономического регулирования. Реализация этих и других рекомендаций требует специальных целенаправленных, скоординированных усилий большинства государственных и общественных институтов.
В заключение отметим, что суть понятия «регулирование» состоит в обобщении и отражении сущности процесса упорядочения в слож-
ных системах природы и общества. А сущность процессов регулирования в отдельных системах и подсистемах отражается в таких понятиях, как «государственное регулирование», «экономическое регулирование», «саморегулирование».
Регулирование охватывает все объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей. По своей сущности оно регулирует противоречивое взаимодействие между индивидами, группами и общими интересами для их совместной реализации. Регулирование представляет собой регуляцию социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. Оно воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных), организует социальное действие, достижение намеченных целей, общих результатов.
Список литературы
1. Денисенко, М. Б. Миграция / М. Б. Денисенко, В. А. Ионцев, Б. С. Хореев. М., 1989. С. 3-5.
2. Иванова, Т. Исследование проблем расселения и поселений / Т. Иванова // Рост городов и система расселения. М. : Статистика, 1975. С. 103-108.
3. Миграционные процессы после распада СССР / под ред. Ж. А. Зайнчковской. М. : ИНХП РАН, 1994. 78 с.
4. Попов, А. Н. Миграционная безопасность и ее экономическая оценка / А. Н. Попов, Д. Н. Пересып-кин, В. С. Шкуропатская. Челябинск : УралГУФК, 2012. 100 с.
5. Попов, А. Н. Миграционный потенциал / А. Н. Попов, Н. Н. Суворова // Миграция. 1998. № 2. С. 20-21.
6. Рыбаковский, Л. Л. Региональный анализ миграций / Л. Л. Рыбаковский. М. : ИНХП РАН, 1973. 55 с.
7. Шкуропатская, В. С. Экономическая теория богатства и миграционных процессов в спорте / В. С. Шкуропатская // Открытый мир: культура реальной экономики : сб. тр. Челябинск : УралГУФК, 2013. С. 132-134.
Сведения об авторах
Попова Елена Александровна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия. е1епа-1ге2012@ yandex.ru
Шкуропатская Виктория Сергеевна — аспирант кафедры экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 15 (344).
Economy. Issue. 45. P. 96-101.
REGULATION OF PROCESSES OF MIGRATION AS PROBLEM OF REGIONAL ECONOMY
E. A. Popova
Doctor of economic Sciences, Professor of the Department of Economics of social sphere of the Ural state University of physical culture, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
V. S. Shkuropatskaya
Postgraduate student of the Department of economy of the social sphere of the Ural state University ofphysical culture, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
Processes of migration are presented as a problem of modern economic science. The author’s treatment of the main directions of activity of territorial governing body is given by migratory processes. The special attention is paid to classification of the involving and extending factors influencing power of migratory streams.
Keywords: regional economy, migratory processes, stages, factors, directions, streams, installations, regulation, program, regional network, authorities.
References
1. Denisenko, M. B. Migracija [Migration] / M. B. Denisenko, V. A. Ioncev, B. S. Horeev. M., 1989. S. 3-5.
2. Ivanova, T. Issledovanie problem rasselenija i poselenij [Investigation of problems of settlement and settlements] / T. Ivanova // Rost gorodov i sistema rasselenija. M. : Statistika, 1975. S. 103-108.
3. Migracionnye processy posle raspada SSSR [Migration processes after the collapse of the USSR] / pod red. Zh. A. Zajnchkovskoj. M. : INHP RAN, 1994. 78 s.
4. Popov, A. N. Migracionnaja bezopasnost i ee jekonomicheskaja ocenka [Migration security and its economic assessment] / A. N. Popov, D. N. Peresypkin, V. S. Shkuropatskaja. Cheljabinsk : UralGUFK, 2012. 100 s.
5. Popov, A. N. Migracionnyj potencial [Migration potential] / A. N. Popov, N. N. Suvorova // Migracija. 1998. № 2. S. 20-21.
6. Rybakovskij, L. L. Regionalnyj analiz migracij [Regional analysis of migration] / L. L. Rybakovskij. M. : INHP RAN, 1973. 55 s.
7. Shkuropatskaja, V. S. Jekonomicheskaja teorija bogatstva i migracionnyh processov v sporte [Economic theory of wealth and migration processes in sports] / V. S. Shkuropatskaja // Otkrytyj mir: kultura realnoj eko-nomiki : sb. tr. Cheljabinsk : UralGUFK, 2013. S. 132-134.