Научная статья на тему 'Регулирование процесса кластеризации экономики в Томской области'

Регулирование процесса кластеризации экономики в Томской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / CLUSTER / INNOVATIONS / PHARMACEUTICAL MARKET / INFRASTRUCTURE / STANDARD DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Елена Валерьевна

Целью исследования является изучение методов государственной поддержки процесса кластеризации в Томской области, рассмотрение направлений региональной политики в области формирования эффективной инфраструктуры в регионе, способствующей росту предпринимательской активности и развитию особой бизнес-среды. В работе проанализировано состояние томского инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», а также приведено исследование мирового и российского фармацевтического рынка. По итогам проведенного исследования был сделан вывод о возможности достижения запланированных результатов деятельности томского инновационного кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» ввиду положительных тенденций развития мирового и российского фармацевтического рынка и активной государственной поддержки. Согласно нормативным документам Томской области, IT-технологии и биотехнологии являются приоритетными направлениями развития региона. Одной из основных проблем, определенных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, является недостаток предприятий для инвестиционных вложений и, как следствие, низкая инвестиционная активность. Необходимость формирования качественной инфраструктуры, стимулирующей кластеризацию экономики и развитие предпринимательства, подтверждает актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research objective is to analyze a condition of the Tomsk innovative territorial cluster «Pharmaceutics, medical equipment and information technologies», to find the expected values of the main criteria of productivity of this cluster, and also to consider the main directions of the state, regional policy in the field of support of process of a clustering and formation of effective infrastructure in the region. The relevance of research is confirmed by normative documents of Tomsk region according to which IT technologies and biotechnologies are the priority directions of development. As a result of the carried out research the conclusion was drawn on possibility of achieving the planned results of activity of a cluster, in view of positive tendencies of development of the world and Russian pharmaceutical market and active state support.

Текст научной работы на тему «Регулирование процесса кластеризации экономики в Томской области»

УДК 334.012.42

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В. Ефремова

Томский политехнический университет E-mail: efremovalenochka@mail.ru

Целью исследования является изучение методов государственной поддержки процесса кластеризации в Томской области, рассмотрение направлений региональной политики в области формирования эффективной инфраструктуры в регионе, способствующей росту предпринимательской активности и развитию особой бизнес-среды. В работе проанализировано состояние томского инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», а также приведено исследование мирового и российского фармацевтического рынка. По итогам проведенного исследования был сделан вывод о возможности достижения запланированных результатов деятельности томского инновационного кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии» ввиду положительных тенденций развития мирового и российского фармацевтического рынка и активной государственной поддержки. Согласно нормативным документам Томской области, IT-технологии и биотехнологии являются приоритетными направлениями развития региона. Одной из основных проблем, определенных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, является недостаток предприятий для инвестиционных вложений и, как следствие, низкая инвестиционная активность. Необходимость формирования качественной инфраструктуры, стимулирующей кластеризацию экономики и развитие предпринимательства, подтверждает актуальность исследования.

Ключевые слова:

Кластер, инновации, фармацевтический рынок, инфраструктура, нормативная документация.

Томская область является одним из наиболее развитых регионов Сибири, инновационным центром, ядром предпринимательской активности и показывает удачный пример интеграции научной, инновационной и образовательной деятельности. Стратегия развития Томской области до 2020 года определяет ряд секторов экономики, которые являются приоритетными для развития:

• информационные и инновационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс;

• нефтегазовый и атомный сектор, пищевая промышленность;

• сельское и лесное хозяйство [1].

В рамках первого направления с целью повышения конкурентоспособности региона, увеличения доли наукоемкой продукции в ВВП региона и обеспечения роста экономики региона в целом в 2011 году на территории области был создан инновационный территориальный кластер «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии». Производственная деятельность предприятий - участников кластера разделяется на два направления: производство фармацевтической продукции и медикаментов и производство медицинской техники и аппаратуры. Кроме предприятий в состав кластера включены научные и образовательные учреждения - вузы и исследовательские институты. Организацией - координатором кластера является управляющая компания ООО «Томск-Инвест». Основным документом, регулирующим деятельность данной структурной единицы, является Программа развития кластера на 2012-2016 гг. [2]. Согласно данному документу предполагается увеличить совокупную выручку предприятий-участников, увеличить долю инновационной продукции в общем объеме производства, обеспечить рост числа рабочих мест.

Ефремова Елена Валерьевна,

магистрант кафедры экономики Института социально-

гуманитарных технологий ТПУ. E-mail:

efremovalenochka@mail. ru Область научных интересов: малый бизнес, формы организации предпринимательства, инновации в предпринимательстве, российские кластеры.

Для анализа возможности достижения этих целей автором было проведено исследование по нахождению прогнозных значений данных показателей к 2016 году, используя метод интерполяции и дефлятора. В построении прогноза учитывались ключевые факторы Программы развития кластера, особенности инновационной политики Томской области, основные направления Концепции развития Томской области и Российской Федерации в целом.

Объем инновационной продукции кластера на 2011 год был определен исходя из данных Программы развития путем вычитания из общей величины выручки доли инновационной продукции. Согласно Программе развития кластера, в 2016 году объем выручки должен достигнуть 9 % от выручки базовых отраслей (базовые отрасли включают в себя 1Т-технологии, биотехнологии и новую экономику - «экономику знаний»). Используя эти данные, был определен объем инновационной продукции в общем объеме выручки на 2011 год, а затем методом интерполяции найдены промежуточные значения показателя на период 2011-2016 годы (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз объема инновационной продукции

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Объем инновационной продукции кластера, млрд руб. 2,52 705,79 1465,93 2362,26 3394,79 4430,59

Таким образом, прогноз является позитивным, показатель в перспективе растет, обеспечивая эффективность деятельности кластера. Реальность поставленных целей поможет оценить анализ нормативных документов, прямо и косвенно связанных с деятельностью кластера, а также детальное рассмотрение государственной политики, направленной на формирование благоприятной бизнес-среды для предприятий участников-кластера.

Согласно исследованиям, проведенным центром высоких технологий «ХимРар», мировой рынок фармацевтической промышленности имеет тенденцию к росту, что имеет непосредственное влияние на российский фармацевтический рынок и, соответственно, на эволюцию рассматриваемого кластера. По данным исследования, структура рынка остается стабильна: лидером продаж на сентябрь 2011 года остаются лекарственные средства группы С10А «Гиполипидемические препараты, монокомпонентные». Объем продаж ведущих препаратов также характеризуется стабильностью: лидером по объему продаж в денежном выражении является Липримар®/Урйог® [3].

Российский рынок фармацевтической продукции занимает одно из лидирующих мест по темпу его ежегодного роста - более 12 % в год [1]. Согласно данным розничного аудита фармацевтического рынка РФ DSM Group на май 2012 года, топ-10 фирм-лидеров по производству лекарственных средств не изменился по сравнению с маем 2011 года. Это такие производители, как SANOFI-AVENTIS, ООО «Фармстандарт» и др. По всем этим компаниям зафиксированы увеличения объемов продаж относительно аналогичного периода прошлого года. Доля компаний, входящих в топ-10, в стоимостном выражении составляет почти треть от общего объема продаж - 32,7 %. Совокупный объем продаж по десяти компаниям-производителям в мае 2012 г. вырос на 12,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [3].

Структура российского рынка в разрезе брендов в мае 2012 года практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие бренды, как Пенталгин, Терафлекс, Экзодерил, Гепатрал, вошли в топ-20 препаратов - лидеров продаж, вытеснив Су-мамед, Кагоцел, Витрум, Арбидол. В мае 2012 года сократились объемы продаж у всех брендов, за исключением шести торговых марок [3].

Выяснив, что динамика фармацевтического рынка позволит предприятиям - участникам кластера вести эффективную успешную производственную деятельность, необходимо обратиться к другой составляющей успешного функционирования кластера - развитой инфраструктуры предпринимательской деятельности в Томской области.

В Томске и области активно идет поддержка различных форм предпринимательства. Для этого создаются различные центры, формируется инфраструктура, создаются условия для развития малого и среднего предпринимательства. Стимулирование инновационной

деятельности и научно-технических разработок происходит под влиянием офисов коммерциализации и трансфера технологий. Примером такой организации является офис коммерциализации разработок Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. В ноябре 2013 года в Томске открылся офис коммерциализации медицинских разработок на базе Томского НИИ кардиологии. Эти центры способствуют появлению рынка новых технологий, построению системы защиты интеллектуальной собственности, стимулируют развитие малых инновационных предприятий при вузах. Научно-исследовательские центры, такие как Томский научный центр СО РАН, научно -исследовательский центр «Атом», предоставляют консалтинговые, сервисные, инжиниринговые услуги.

Одним из основных элементов поддержки кластерного развития в Томске является центр «Синергия» - это организация, обеспечивающая формирование и эффективное развитие кластеров, кооперацию и взаимодействие участников, обеспечивающая привлечение инвестиций. Центр кластерного развития обеспечивает продвижение создаваемой в кластере продукции, снабжает участников кластера информационно-коммуникативными сервисами, участвует в оценке потенциала новой продукции, технологий. Помимо всего прочего центр занимается повышением квалификации персонала, обучением, чего часто не хватает молодым предпринимателям, открывшим свое дело и нуждающимся в профессиональной поддержке на первых шагах.

Томск является одним из первых российских регионов, в котором работает Евро Инфо корреспондентский центр - ЕИКЦ [4]. Это представитель международной сети Enterprise Europe Network (EEN), объединяющей более 300 центров в 50 странах мира. Его работа направлена на содействие развитию малого и среднего предпринимательства путем предоставления бесплатной консалтинговой поддержки по действующим проектам, требованиям и стандартам качества Евросоюза, поиска партнеров в России и за рубежом, распространения информации о томских компаниях.

Акцентировать внимание следует на Томском центре субконтрактации, который создан на базе Томской торгово-промышленной палаты в 2008 году. Он осуществляет поиск партнеров для осуществления подрядных заказов на производство или обработку деталей, отбор поставщиков, удовлетворяющих условиям заказчика, и организацию переговоров партнеров. Кроме этого специалисты Центра могут провести качественное маркетинговое исследование любого сегмента рынка, предоставить информацию о наличии оборудования, недвижимости, производственных помещений.

Гарантийный фонд Томской области предоставляет возможность субъектам малого и среднего бизнеса получить банковский кредит путем обеспечения поручительства. Наличие поручительства не только снижает риски для самой организации, нуждающейся в финансовой помощи, но и дает гарантии банку, что значительно упрощает доступ малых предприятий к финансовым ресурсам.

Кроме указанных организаций и структур в Томске в целях поддержки предпринимательской активности ведет деятельность Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики [5]. Данная государственная структура значительно упрощает вход новых предприятий на рынок, способствует формированию благоприятных рыночных условий и повышению конкурентоспособности экономических субъектов.

Еще один элемент успешного функционирования кластера - это государственная политика. Рассмотрим, какие меры приняты государством на уровне области и страны в целом для стимулирования эффективной кластеризации экономики.

Как уже было отмечено выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Одной из задач государственной политики в области здравоохранения является обеспечение доступной медицины и увеличение качества предоставляемых услуг. Целью государственной политики является построение новой модели медицинской и фармацевтической промышленности, основанной на инновационном типе функционирования. Для достижения этих целей государством принята необходимость

развития медицинской науки, повышения квалификации медицинского персонала. За 20082020 годы предусматривается увеличение доли государственных расходов на здравоохранение почти в два раза.

Поручением Правительства РФ № ВЗ-П12-1366 от 6 марта 2008 года разработана Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года («ФАРМА-2020»), нацеленная на формирование нового инновационного типа фармацевтического производства, который предполагает увеличение доли инновационных медикаментов, формирование экспортоориентированной экономики в сфере фармацевтики и медицинских препаратов, обеспечение лекарственной безопасности [6].

Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предполагает формирование к 2020 году конкурентоспособной высокотехнологичной отрасли по исследованию и разработке медицинской техники.

Кроме указанных нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную, фармацевтическую, региональную политику, государством приняты следующие:

• Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года;

• Стратегия инновационного развития Томской области до 2020 года;

• Долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011-2014 годы».

Как видно из проведенного анализа, в России идет активная стимулирующая государственная политика в сфере кластеризации экономики, основой которой являются предприятия малого и среднего бизнеса. Данный сектор предпринимательства активно поддерживается правительством, региональными органами власти и негосударственными учреждениями. Разработанные правительством программы направлены на формирование инновационной модели развития экономики, основанной на знаниях и производстве высокотехнологичной продукции. Кроме нормативной государственной поддержки положительное развитие томского кластера обуславливают тенденции развития мирового и российского фармацевтического рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития Томской области до 2020 года. - URL: http://www.investintomsk.com/files/doc/strategy-2020.pdf (дата обращения: 05.01.2014).

2. Программа развития инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области на 2012-2016 гг.». -Перспективы развития кластера, 2012. - 147 с.

3. Исследование розничного аудита фармацевтического рынка РФ DSM Group // Фармацевтический рынок России. - Май 2012. - URL: http://www.dsm.ru/content/file/cpravka_may_2012.pdf (дата обращения: 05.01.2014).

4. Евро Инфо Центр. Официальный сайт корреспондентского центра в Томской области. -URL: http://eicc.tomsk.ru/ (дата обращения: 09.01.2014).

5. Официальный сайт Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики в Томске. - URL: http://www.biznesdep. tomsk.gov.ru/ (дата обращения: 09.01.2014).

6. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 октября 2009 г. № 965. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4089282/ (дата обращения: 09.01.2014).

Поступила 13.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.