Научная статья на тему 'Регулирование правового положения еврейского населения Российской империи в период правления Николая II (1894-1917)'

Регулирование правового положения еврейского населения Российской империи в период правления Николая II (1894-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
971
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСЕМИТИЗМ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / ПОГРОМЫ / ANTI-SEMITISM / DISCRIMINATION / THE JEWISH QUESTION / POGROMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров В. В.

Анализируются политика правительства Российской империи в отношении евреев в период правления Николая II (1894-1917); важнейшие правовые акты: Свод учреждений и уставов управления духовных дел христианских и иноверных иностранных исповеданий 1896 г., Манифест «О создании Государственной думы» 1905 г., Судебный устав 1912 г. и др. Освещается работа Государственной думы по решению еврейского вопроса. Рассматриваются программы крупнейших политических партий: Конституционно-демократической партии, Партии социалистов-революционеров и др. Освещается вопрос погромов как важнейшего средства регулирования положения евреев. Анализируется опыт дискриминации еврейского населения прошлых лет, дабы не допустить её повторения в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егоров В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the legal status of the Jewish population of the Russian Empire during the reign of Nicholas II (1894-1917)

The given scientific article is devoted to the analysis of policy of the government of Russian empire concerning Jews during Nikolay's board II (1894-1917). The major legal acts are analyzed: the Arch of establishments and charters of management of spiritual affairs Christian and other foreign confessions 1896, Manifest «About creation of the State Duma» 1905, the Judicial charter 1912, etc. Highlights the work of the State Duma under the decision of the Jewish question. Programs of the largest political parties are considered{examined}: Constitutional-democratic party, the Party of socialists-revolutionaries, etc. It is considered pogroms as an important means of regulating the situation of Jews.

Текст научной работы на тему «Регулирование правового положения еврейского населения Российской империи в период правления Николая II (1894-1917)»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 94-97.

УДК 321(091)

В.В. Егоров

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ II (1894-1917)

Анализируются политика правительства Российской империи в отношении евреев в период правления Николая II (1894-1917); важнейшие правовые акты: Свод учреждений и уставов управления духовных дел христианских и иноверных иностранных исповеданий 1896 г., Манифест «О создании Государственной думы» 1905 г., Судебный устав 1912 г. и др. Освещается работа Государственной думы по решению еврейского вопроса. Рассматриваются программы крупнейших политических партий: Конституционно-демократической партии, Партии социалистов-революционе-ров и др. Освещается вопрос погромов как важнейшего средства регулирования положения евреев. Анализируется опыт дискриминации еврейского населения прошлых лет, дабы не допустить её повторения в современности.

Ключевые слова: антисемитизм, дискриминация, еврейский вопрос, погромы.

В конце XIX - начале XX в. усилилась политическая реакция в отношении евреев. В 1896 г. был принят Свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и иноверных, который предписал евреям отправлять общественные молебны только в черте оседлости. Богослужения должны были проводиться исключительно в синагогах и молитвенных школах. Лицо, допустившее проведение богослужения в своём доме, наказывалось взысканием по уголовному закону. Строительство синагог и молитвенных школ допускалось только с разрешения губернского начальства. В святилищах запрещалось проведение любых собраний, кроме молитвенных, а также запрещалось хранение любых вещей, кроме молитвенных и метрических книг [5, с. 123-124].

6 августа 1905 г. Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума. В манифесте говорилось: «Настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» [4, с. 637]. По нашему мнению, Государственная дума создавалась как оплот великорусской державности, о чём свидетельствует призвание императора именно к выборным людям от всей земли Русской. Дума должна была стать проводником дискриминационной политики царизма в отношении еврейского населения, одним из средств этого было пресловутое нерассмотрение в Государственной думе либеральных законов о евреях. По мнению Ю.И. Гессена, работа Государственной думы обнаружила, что разрешение еврейского вопроса может являться делом лишь будущего [11, с. 176-177]. Государственная дума первого и второго созывов, по большому счёту, не прилагала усилий к решению еврейского вопроса. Единственный законопроект «О жизни евреев» с разъяснительной запиской Ю.И. Гессена, представленный на рассмотрение I и II Думы, так и не был рассмотрен. Государственная Дума третьего созыва, де-факто на половину состоящая из депутатов черносотенных и умеренно-правых партий, выбрала «антисемитизм излюбленным лозунгом» [13, с. 124-125].

© В.В. Егоров, 2012

В октябре 1906 г. премьер-министр П.А. Столыпин предлагал отменить «Временные правила», действовавшие с 1882 г. и существенно ограничивающие права евреев (запрещалось вновь селиться вне городов и местечек, производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые христианские праздники, совершать купчие крепости и закладные на имя евреев и др.) [3, с. 430] и предоставить еврейскому населению необходимые права и льготы. П.А. Столыпиным и его сторонниками был создан законопроект, который в конечном итоге был передан на рассмотрение Николаю II. Однако император отклонил его с пометкой «внутренний голос всё настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя»

[28]. По нашему мнению, император не подписал законопроект, разработанный П.А. Столыпиным и его сторонниками, так как не захотел идти на конфронтацию с членами своего правительства, не желавшими изменить привычной великоросской державности и застарелому антисемитизму.

22 мая 1907 г. П.А. Столыпин предложил Циркуляр о невыселении евреев, незаконно водворившихся в закрытых для них местностях. Пётр Аркадьевич указывал, что последствия выселения для евреев и для местного нееврейского населения были весьма печальны, ввиду того, что невозможно было без серьёзного ущерба разорвать экономические отношения в той или иной губернии. Однако циркуляр П.А. Столыпина не получил дальнейшего движения в думе [11, с. 177].

Государственная дума не стремилась рассматривать либеральные законопроекты о евреях, так как была подконтрольна правительству. Идеи правительства в Государственной думе активно проводились националистическими черносотенными партиями: «Союз русского народа», «Русский народный союз им. Михаила Архангела».

Устав партии «Союз русского народа» предусматривал служение русскому народу как оплоту самодержавного православного государства. Отдельной строкой в Уставе прописывалось запрещение евреям вступать в союз [20, с. 26].

Программа и устав партии «Русский народный союз им. Михаила Архангела» гласили: «Принимая во внимание, что народности, русским оружием покорённые (обитатели Кавказа (армяне), Польши и др.), а главное евреи, не желают, как показал уже опыт Государственных Дум первого и второго созыва, проникнуться чувством к Русской Государственности, и шлют своих представителей в Думу не в целях Плательного труда на пользу общего Отечества России, а в целях ослабления таковой, как единого Государственного целого, Русский Народный Союз имени Михаила Архангела будет прилагать все усилия к тому, чтобы права этих народностей в смысле государ-

ственном и Общественном были поставлены у нас в пределы, не препятствующие увеличению значения и государственной мощи великого Русского Народа» [10, с. 29].

Эти партии выступали за введение новых ограничений для еврейского населения. Евреям должен был быть навсегда закрыт доступ к государственной службе, преподавательской деятельности, журналистике, адвокатуре, врачебной практике, предлагалось изгнать лиц иудейского вероисповедания из всех гимназий и университетов, в которых обучался хотя бы один христианский юноша. Одновременно предполагалось запретить евреям открывать собственные школы [25].

Весной 1911 г. В.М. Пуришкевич, выступая в думе, предлагал: «Евреям строжайше запретить занятие в империи каких-либо должностей в области государственного управления по любому из ведомств, в особенности на её окраинах. Евреев, изобличённых в посягательстве на занятие любой должности по государственному управлению, привлекать к судебной ответственности». Необходимо отметить, что правые партии обвиняли П.А. Столыпина в уступках евреям [23, с. 259].

Важно отметить, что Конституционнодемократическая партия, Партия социали-стов-революционеров, Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков, Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевики), Трудовая (народно-социалистическая) партия в своих программах стремилось к разрешению еврейского вопроса.

Ещё в 1903 г. РСДРП(б) приняла на II съезде программу-минимум, в которой содержалось требование полного равноправия всех граждан, независимо от пола, расы и национальной принадлежности [7, с. 185].

15 мая 1906 г. от имени 151 депутата партии конституционных демократов (кадетов) и партии меньшевиков в Государственную думу был внесён законопроект о гражданском равенстве, в частности, о равноправии народов России. Однако законопроект был, по сути, похоронен в думской канцелярии [18, с. 6].

Трудовая (народно-социалистическая)

партия выступала за полное уравнение в правах всех народов России и за возможность национального самоопределения, но всё же право наций на определение сводилось к культурно-национальной автономии [8, с. 80].

Партия эсеров в программе в 1906 г. высказала идею федеративного устройства России. В программе было зафиксировано требование возможно большего применения федеративных отношений между национальностями и их безусловное право на самоопределение [9, с. 20].

96

В.В. Егоров

По нашему мнению, данные политические партии в рассматриваемый исторический период ещё не имели достаточной силы для проведения в жизнь важнейших преобразований в отношении евреев.

По нашему мнению, важнейшее влияние на позицию крупнейших политических партий по еврейскому вопросу оказала либеральная политика правительства Александра II (в 1861 г. Государственный совет принял закон, который разрешал евреям, имеющим учёные степени, селиться в любой части страны [1, с. 509-510], указом 1866 г. евреям разрешили наравне с остальными гражданами Российской империи заниматься торговлей в городах черты оседлости) [2, с. 668].

Важно отметить, что в период правления Николая II произошло множество погромов еврейского населения. 19-21 апреля 1899 г., во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве [16, с. 38]. 6-7 апреля 1903 г. произошёл погром в Кишинёве, спровоцированный антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П.А. Крушеваном [12, с. 746]. В организации этого погрома прямо обвиняли министра внутренних дел

В. К. Плеве (1846-1904), неоднократно заявлявшего, что «евреев надо проучить». Погромщики совершали зверства, невиданные со времён Средневековья. Количество жертв: убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома материальную помощь [26]. А.Д. Дикий указывает, что Кишинёвский погром вызвал бурю негодования не только в России, но в других странах. Вся мировая печать писала о том, что погром был организован по негласному приказу правительства [15, с. 47]. В 19041905 гг. во многих городах России и Украины произошли кровавые погромы [21, с. 36]. По мнению М.А. Гонтмахера, правительство не только не препятствовало проведению погромов, но в некоторых случаях влияло на их проведение [14, с. 152]. Погромы вызвали массовую иммиграцию евреев из Российской империи в США и Великобританию. По данным Г.В. Костырченко, из Российской империи иммигрировали 1,5 миллиона евреев [17, с. 29, 33].

Безусловно, в Государственной думе нашлись политические силы, которые сопротивлялись погромам. В 1910 г. евреи-депутаты Государственной думы от партии конституционных демократов Н.М. Фридман и Л.Н. Нисселович предложили на рассмотрение думы законопроект об отмене черты оседлости. Л.Н. Нисселович собрал под этим законопроектом подписи 166 депутатов. Но депутаты-черносотенцы не допустили его обсуждения на пленарном заседании Государственной думы и добились передачи законопроекта в комиссию о не-

прикосновенности личности, где он фактически не рассматривался [30].

15 июня 1912 г. был издан Судебный устав, ограничивший право евреев избираться в мировые суды [6, с. 8].

Интересно отметить, что литература начала XX в. выражала мнение российского общества по еврейскому вопросу. Известный христианский философ и публицист

В.В. Розанов (1856-1919) откровенно поддерживал ограничительные меры в отношении еврейского населения страны. Философу были присущи органический консерватизм, искренняя любовь к семейным добродетелям православного духовенства, к освящённым традицией формам русской государственности. Отсюда проистекали и элементы откровенного антисемитизма. Евреев В.В. Розанов уподоблял пауку-кровосо-су, а еврейский погром - конвульсиям опутанной паутиной мухи в бессильной и безнадежной попытке самозащиты [29]. Философ писал: «Когда Родина наконец умрёт и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет русский, кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми покинутого. Так да будет... » [22, с. 148]. По мнению В.В. Розанова, между христианами и евреями-иудеями имела место быть духовная борьба, причиной которой являлись вековые противоречия, сложившиеся между христианством и иудаизмом. «Тут борьба в зерне, а не на поверхности» - размышлял философ [22, с. 181]. Вместе с тем не все представители интеллигенции поддерживали точку зрения В.В. Розанова. Известный писатель и общественный деятель А.Н. Толстой (1882-1945) в романе «Хождение по мукам» создал характерный для российской армии периода Первой мировой войны (1914-1917) образ поручика А.С. Жадова, которой во время проведения боевых действий на западной Украине «застрелил жида за сараем». После дезертирства с фронта А.С. Жадов занимался налётами на продуктовые магазины [24, с. 139, 225-226]. По нашему мнению, здесь Алексей Николаевич демонстрировал нам асоциаль-ность и интеллектуальную отсталость антисемитов.

По мнению В.К. Плеве, император Николай II испытывал по отношению к евреям антисемитское предубеждение [19, с. 4] По мнению Г.В. Костырченко, правовые ограничения для евреев, погромы и черносотенная пропаганда были настоящим национальным бедствием [17, с. 34]. По мнению И. Тельмана, политика Николая II по еврейскому вопросу была враждебна евреям, да и самой России наносила огромный вред: внутри страны усиливала социальную напряженность и портила имидж на международной арене [27].

По нашему мнению, правительство Николая II не стремилось к решению еврейско-

го вопроса, вследствие чего не были осуществлены необходимые преобразования в жизни евреев: полное уравнение их в правах с остальным населением, отмена черты оседлости. Правительство не делало ничего, чтобы большинство великоросского населения относилось к еврейской нации, как к равной себе.

Одна из основных причин политической и правовой дисгармонии по национальному вопросу состоит в навязанной различными политическими, по сути, антироссийскими силами, неприязни народов России друг другу. Сохранение единой, многонациональной страны является для россиян важнейшей задачей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Полное собрание законов Российской империи - II. Т. 36. Ч. 2. Типография II отд. собственной Е. И. В. Канцелярии. 1863. С. 509-510. Ст. 37684.

[2] Полное собрание законов Российской империи - II. Т. 41. Ч. 1. Типография II отд. собственной Е. И. В. Канцелярии 1863. С. 668. Ст. 43374.

[3] Полное собрание законов Российской империи - III. Т. 12. СПб. : Государственная типография, 1895. С. 430. Ст. 8708.

[4] Полное собрание законов Российской империи - III. Т. XXV. СПб. : Государственная типография, 1908. С. 637. Ст. 26656.

[5] Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 1. СПб. : Деятель, 1896. С. 123-124. Ст. 12931304.

[6] Свод законов Российской империи. Т. 16. СПб. : Деятель, 1912. С. 8. Ст. 21.

[7] Второй съезд РСДРП (июль-август 1903 года) : протоколы. М. : Госполитиздат, 1959.

С. 185.

[8] Программа трудовой (народно-социалистической) партии. СПб. : Народно-социалистическое обозрение, 1906.

[9] Сборник программ политических партий в России. СПб. : Издание кн. маг. «Нашей жизни», 1906. С. 20.

[10] Русский народный союз им. Михаила Архангела : программа и устав // Колокол. 1909. № 692. С. 29.

[11] Гессен Ю. И. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жизни евреев в России. СПб. : Типография А. Г. Розена, 1911.

С. 176-177.

[12] Гессен Ю. И., Лазовский С. И. Антисемитизм в России // Еврейская энциклопедия / под общ. ред. А. Я. Гаркави, Л. И. Канцельсона. СПб. : Изд. «Брокгауз - Ефрон». Т. 2. 1906-1913.

С. 746.

[13] Гольденвейзер А. А. Правовое положение евреев в России // Книга о русском еврействе от 1860 до 1917 гг. Минск, 2002. С. 124-125.

[14] Гонтмахер М. А. Евреи на Донской земле. История, факты, биографии. Ростов н/Д : Рос-тоиздат, 2007. С. 152.

[15] Дикий А. Д. Евреи в России и СССР. 2-е изд. Новосибирск : Благовест, 1994. С. 47.

[16] Дорошевич В. М. Собрание сочинений. Безвременье. Т. 2. М. : Товарищество И. Д. Сытина, 1905. С. 38.

[17] Костырченко Г. В. Сталин против космополитов. Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М. : РОССПЭН, 2010. С. 29, 33-34.

[18] Миндилин А. Б. Российская общественность и проблема еврейского равноправия в начале XX века М. : Общество «Еврейское наследие», 1997. С. 6.

[19] Миндилин А. Б. Плеве и евреи // Параллели. Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. М. : Дом еврейской книги, 2002. № 1. С. 4.

[20] Острецов В. М. Чёрная и красная сотни. М. : Воениздат : Военно-патриотическое объединение «Отечество», 1991. С. 26.

[21] Платонов О. А. Мифы и правда о погромах М. : Яуза, 2005. С. 36.

[22] Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый. М. : Мир книги, 2006. С. 148.

[23] Солженицын А. И. Двести лет вместе (17951995). Ч. I. Исследования новейшей русской истории. М. : Русский путь, 2001. С. 259.

[24] Толстой А. Н. Хождение по мукам. М. : Эксмо-пресс, 2011. С. 139, 225-226.

[25] Копчёнова И. В. Национальный вопрос в России. 11Р1_: http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/KopNazioR.htm.

[26] Плеве Вячеслав Константинович. URL: http://all-photo.ru/portret/pleve_vk/index.ru.html.

[27] Последние русские цари и евреи. URL: http://www.jewish.ru/history/press/2010/09/news9 94289256^1^.

[28] Фёдоров Б. Г. Попытка П.А. Столыпина решить еврейский вопрос. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Article/fed_poputk.php.

[29] Розанов В.В. // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/

13552.

[30] Черта оседлости // Электронная еврейская

энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/

article/14679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.