Е. В. лЮтЕР кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБоу во «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». область научных интересов: анализ и диагностика финансово-экономического состояния промышленных предприятий.
E-mail: [email protected]
УДК 336.61
. редложен оригинальный авторский метод оценки финансово-экономической устойчивости предприятий - исполнителей государственного оборонного заказа. Метод учитывает финансовые и экономические показатели деятельности предприятия. Предлагаемый комплексный показатель оценки финансово-экономической устойчивости может быть использован государственным заказчиком на этапе анализа возможностей выполнения государственного контракта потенциальными исполнителями.
государственный оборонный заказ, государственный контракт, промышленность, заказчик, исполнитель, финансово-экономическая устойчивость, ключевой показатель, оценка финансово-экономической устойчивости, комплексный показатель.
Регулирование отношении
между заказчиком и исполнителем государственного оборонного заказа
м. м. Старкова
кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБоу во «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». область научных интересов: экономико-правовые аспекты антикризисного управления предприятием, методы выбора процедур антикризисного управления.
E-mail:
При размещении и выполнении государственного оборонного заказа нужна система мер, обеспечивающих контроль за использованием бюджетных средств [Федеральный закон 2012]. Ее ключевым элементом должны стать новые меры регулирования отношений между заказчиком и исполнителем государственного оборонного заказа, включающими методы контроля использования бюджетных средств на основе установления специального банковского сопровождения расчетов между всеми исполнителями контракта, анализа и мониторинга их финансово-экономического состояния, установление взаимодействия исполнителей контрактов, входящих в кооперацию по действующим заказам, заключенным с Министерством обороны РФ. Данный аспект определяет направление расходования бюджетных средств, выполнение го-
сударством своих социально-экономических функций и защиту от рисков, связанных с действиями недобросовестных исполнителей (поставщиков, подрядчиков) при заключении и исполнении государственных контрактов.
Президент и председатель правительства Российской Федерации неоднократно указывали на то, что при заключении контрактов складываются коррупционные схемы, сопровождающиеся недоброкачественным выполнением или невыполнением государственного заказа. Предположительный ущерб от нарушений, совершаемых в процессе осуществления закупок для государственных нужд, оценен примерно в 1 трлн руб. [Единая, [б.г]]. В 2015 году было размещено извещений о закупках на сумму более 6,6 трлн руб. Даже без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную
ю. в. гусарова
кандидат экон. наук, доцент кафедры «Экономика промышленности» ФГБоу во «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». область научных интересов: диагностика причин убыточности и оценка эффективности деятельности предприятий промышленности.
E-mail:
а. с. ворожеикин
Магистр менеджмента, аспирант кафедры «Экономика промышленности» ФГБоу во «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». область научных интересов: антикризисное управление, государственный оборонный заказ.
E-mail:
2016 № 5 (98)
тайну и не размещаются в открытом доступе, общий объем заключенных контрактов составил 5,3 трлн руб. Более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков используют контрактную систему, которая стала одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10% [Единая, [б.г.]]. Вышеприведенная статистика подтверждает необходимость наведения порядка в сфере заключения и выполнения государственных контрактов.
Вступление в силу 5 апреля 2013 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не избавило стороны от неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в данной сфере. Сведения о подобных санкциях приведены в табл. 1.
Анализ данных (табл. 1) свидетельствует об увеличении в три раза неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в 2015 году, стало больше и поставщиков, которые не соблюдали свои обязательства. Исполнению контрактов с фиксированными ценами препятствовали волатильность рынков, спад в ряде отраслей производства товаров, работ, услуг, нестабильность финансового положения отдельных поставщиков. Недобросовестное исполнение гособоронзаказа подрывает экономическую безопасность страны, снижает обороноспособность и приводит к нестабильности социальной системы.
Одним из средств преодоления такой ситуа-
ции могло бы стать комплексное методическое обеспечение взаимодействия между исполнителем и заказчиком в рамках государственного контракта. Прежде всего, необходим анализ финансово-экономического состояния претендентов на выполнение гособоронзаказа и оценка финансово-экономических рисков исполнения контракта. Для этого предлагается метод оценки финансово-экономических рисков при размещении государственного заказа на предприятии. Оценка финансово-экономической устойчивости производится при помощи комплексной оценки ключевых показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия.
Показатели для оценки финансово-экономических рисков выбираются с учетом экономических интересов заказчика и исполнителя государственного контракта (табл. 2). Их можно разделить на три группы:
• показатели эффективности деятельности предприятия: рентабельность активов, рентабельность продаж, налоговая нагрузка;
• показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, степень платежеспособности, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
• показатели экономической устойчивости: среднемесячная выработка на одного работающего, среднемесячная заработная плата одного работающего, фондоотдача.
Метод оценки финансово-экономической устойчивости состоит в переводе действительных значений ключевых показателей оценки финан-
эффективное /Антикризисное " гправление
Таблица 1
Сведения о начисленных в 2014-2015 гг. за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств неустойках
уровень бюджета заказчика
Показатель Федеральный уровень уровень субъекта РФ муниципальный уровень Итого
Количество заключенных контрактов, тыс.: 2014 690 1 223 874 2 787
2015 783 1 429 1003 3 215
Общий объем заключенных контрактов, млрд руб. 2014 2441 2 097 973 5 511
2015 2054 2 265 949 5 268
Размер начисленной неустойки: 2014 557,9 2 473,1 370,0 3 400,99
2015 3 413,6 4 694,5 2 987,2 11 095,74
Среднее значение неустойки на 1 контракт, руб.: 2014 809 2 022 424 1 220
2015 4 273 3 249 2 928 3 451
I
55
Наука
Таблица 2
Ключевые показатели, используемые для комплексной оценки финансово-экономической устойчивости исполнителя контракта
Показатель Расчётная формула норматив Экономическое содержание
Рентабельность активов Прибыль до налогообложения К1 =- Средняя величина активов Среднее значение по виду экономической деятельности Прибыль, полученная на каждый рубль вложений в активы
Рентабельность продаж Прибыль от продаж К2 Выручка от продаж Среднее значение по виду экономической деятельности Оценка эффективности основной деятельности
Налоговая нагрузка Сумма начисленных налогов Кз =- Выручка от продаж Среднее значение по виду экономической деятельности Оценка налоговых обязательств предприятия к выручке от продаж
Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы К4 =- Краткосрочные обязательства > 1,0 Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами, а также способность расплачиваться с кредиторами по обязательствам
Коэффициент абсолютной ликвидности Денежные и приравненные к ним средства К5 =- Краткосрочные обязательства > 0,2 Характеризует способность предприятия мгновенно расплачиваться по долгам
Степень платежеспособности Краткосрочные обязательства х х Период анализа Кб =- Выручка от продаж < 3 мес. Оценка возможности погашения обязательств за счет выручки
Коэффициент автономии Собственный капитал К7 = - Капитал, вложенный в активы > 0,5 Характеризует зависимость от заемных средств
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства К8 _ Оборотные активы > 0,1 Характеризует наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости
Среднемесячная выработка на одного работающего, тыс. руб./чел. Выручка от продаж/12 К9 Среднесписочная численность работников Среднее значение по виду экономической деятельности Оценка эффективности персонала
Среднемесячная заработная плата на одного работающего, руб./чел. Затраты на оплату труда К10 Среднесписочная численность работников Среднее значение по виду экономической деятельности Оценка эффективности труда
Фондоотдача, руб./руб. Выручка от продаж Среднегодовая стоимость основных фондов Среднее значение по виду экономической деятельности Оценка эффективности основных фондов
2016 № 5 (98)
сово-экономических рисков (Ш - К11) в частные (21 - 2П) методом стандартизации. Частные показатели могут принимать значения 1 или 0 на основе сравнения с нормативными или средними значениями по отрасли (виду экономической деятельности). Если значение ключевого показателя Ш соответствует рекомендуемому или имеет большее значение, частному коэффициенту 2 присваивается значение 1, в противном случае - 0.
Следующим этапом анализа финансово-экономических рисков является расчет показателя комплексной оценки 2, который служит основанием для определения уровня финансово-экономической устойчивости предприятия (табл. 3). На основании значений частных показателей 21 - 211 рассчитывается показатель комплексной оценки 2:
2 = 0,5 (21 + 22 + 23) + 0,3 (24 + 25 + 26 + 27 + 28) +
0,2 (29 + 2ю + 2П).
Удельный вес каждой из трех групп частных показателей (0,5; 0,3; 0,2) установлен с помощью методов оценки тесноты связи каждой группы по их влиянию на комплексный показатель.
На основе проведенного анализа финансово-экономической устойчивости предприятия можно сделать вывод о целесообразности дальнейшего сопоставления экономических характеристик предприятия и государственного заказа, поскольку организации, попавшие в зоны «Несостоятельность» и «Кризисная зона», не допускаются к следующим этапам оценки.
Далее производится диагностика экономических характеристик размещаемого государственного заказа. На данном этапе должны быть описаны требования, зависящие от технического задания государственного заказа и предъявляемые к производственному потенциалу предприятия для успешного выполнения заказа. К таким требованиям могут относиться:
• объем и номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг);
• длительность выполнения работ;
• численность и структура персонала;
• стоимость и структура основных средств;
• объем инвестиций на выполнение заказа и др. Для оценки возможности размещения государственного заказа определяется соответствие производственного потенциала предприятия определенным требованиям государственного заказа, а также сравниваются значения показателей комплексной оценки финансово-экономической устойчивости
Уровни финансово-экономической устойчивости
эффективное /Антикризисное " правление
Таблица 3
Комплексная оценка Характеристика финансово-экономического состояния
[3,6-2,0] Устойчивое финансово-экономическое состояние
(2,0-0,0] Неустойчивое финансово-экономическое состояние, в том числе:
(1,6-1,1] «Кризисная зона»
(1,1-0,0] «Несостоятельность»
предприятия-претендента и условного эталонного предприятия. Сопоставление проводится по каждому виду производственных ресурсов: персоналу, основным средствам, оборотным активам. На основе такого анализа определяются «узкие места» в деятельности предприятия и, соответственно, идентифицируются возможные риски невыполнения государственного заказа по каждому виду производственных ресурсов.
Предложенный метод оценки финансово-экономической устойчивости предприятий - потенциальных исполнителей оборонного заказа может стать основой регулирования отношений между заказчиком и исполнителем государственного заказа, поскольку дает возможность отсеять ненадежных претендентов на стадии выбора исполнителя государственного заказа.
1. Единая информационная система в сфере закупок. ( [Б.г]). URL: http://www.zakupki.gov.ru.
2. Кандыбко Н. В., Авдеев М. В. (2015) Проблемы выполнения государственного оборонного заказа в экономико-правовых условиях 2015 года // Военная экономика и финансы. № 3 (32). С. 83-89.
3. Лютер Е. В. (2012) Диагностика причин кризиса на предприятии. М.: ИВАКО Аналитик. 99 с.
4. Новый оборонный заказ. URL: http://dfnc.ru/category/oboronzakaz/.
5. Рогозин: коррупция в гособоронзаказе должна быть приравнена к госизмене // Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://tass.ru/politika/1115954.
6. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном оборонном заказе» // Консультант-Плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/.
8. Чеботарев В. С., Тимченко А. В. (2014) Актуальные проблемы процесса государственных закупок // Вестник Нижегородской академии МВД России. № 2 (26). С. 155-158.