Научная статья на тему 'Регулирование охраны здоровья и благополучия растений и животных в рамках Единой аграрной политики ЕС'

Регулирование охраны здоровья и благополучия растений и животных в рамках Единой аграрной политики ЕС Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ЗАЩИТА И БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖИВОТНЫХ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАСТЕНИЙ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по агробиотехнологии, автор научной работы — Корольков А. Ф.

В статье рассматриваются приоритеты ЕС по защите и благополучию животных, некоторые итоги реализации Стратегии ЕС по защите и благополучию животных на 2012-2015 годы, направления изменения законодательства ЕС в сфере охраны здоровья растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование охраны здоровья и благополучия растений и животных в рамках Единой аграрной политики ЕС»

2. Половинкин В.Н. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unionexpert.ru.

3. Торговый оборот между Россией и Украиной в первом квартале 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://m_rusexporter.ru/research/co-ипйуШа11/2547/.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В РАМКАХ ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

© Корольков А.Ф.1

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва

В статье рассматриваются приоритеты ЕС по защите и благополучию животных, некоторые итоги реализации Стратегии ЕС по защите и благополучию животных на 2012-2015 годы, направления изменения законодательства ЕС в сфере охраны здоровья растений.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики; Единая аграрная политика ЕС; защита и благополучие животных; охрана здоровья растений; охрана окружающей среды.

Лиссабонский договор содержит важные положения, отражающие существенные изменения в подходах к регулированию охраны здоровья и благополучия растений и животных в Европейском Союзе. В частности, договор содержит статью 13, в которой говорится, что «при разработке и осуществлении Союзом политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, внутреннего рынка, научных исследований, технологического развития и космоса Союз и государства-члены, поскольку животные есть живые существа, должны в полной мере учитывать требования благополучия животных при условии соблюдения законодательных или административных положений и обычаев государств-членов, касающихся, в частности, религиозных обрядов, культурных традиций и регионального наследия» [1].

В соответствии с этим подходом, в январе 2012 года была принята новая Стратегия ЕС по защите и благополучию животных, рассчитанная на 20122015 годы. Мероприятия Стратегии подразумевают обеспечение так называемых «пять свобод» для животных: свободу от голода и жажды, свободу от дискомфорта, свободу от боли, травм и болезней, свободу нормального поведения, свободу от страха и страданий. Принятые директивы охватывает

1 Профессор кафедры Мировой экономики, кандидат экономических наук.

широкий спектр вопросов обеспечения благосостояния сельскохозяйственных животных, в том числе вопросы содержания крупного рогатого скота, свиней, кур-несушек и бройлеров [2]. Надо отметить, что Правила ЕС по органическому сельскому хозяйству уже содержали высокие стандарты благосостояния животных, а именно крупного рогатого скота, свиней и птицы, и указанная Стратегия использует опыт их применения.

Особые требования ЕС распространяются на транспортировку и забой животных, а также на содержание животных, используемых для экспериментов. Кроме того, законодательство ЕС по содержанию животных в зоопарках фокусируется на вопросах сохранения редких видов животных, с учетом обеспечения должного их благосостояния.

Разработка законодательства ЕС в сфере охраны здоровья растений - одно из новых важных направлений политики. Основная цель законодательства ЕС по охране здоровья растений заключается в обеспечении безопасности пищевых продуктов, полученных из растений, и охраны здоровья и качества сельскохозяйственных культур во всех государствах-членах. Законодательство регулирует торговлю растениями и растительными продуктами в рамках ЕС, контролируя при этом качество продаваемых семян и посадочного материала, а также регулирует импорт из стран остального мира в соответствии с международными стандартами здоровья растений. Органы ЕС контролируют продажу и использование средств защиты растений и пестицидов, устанавливают новые стандарты мониторинга и контроля остаточных количеств пестицидов. Они также осуществляют превентивные меры защиты от проникновения и распространения организмов, вредных для растений или растительных продуктов. Кроме того, законодательство по охране здоровья растений охватывает права интеллектуальной собственности на сорта растений, а также правила сохранения и использования генетических ресурсов.

В систему мер охраны и регулирования здоровья и благополучия растений и животных входят также меры поддержки сельскохозяйственного производства в ЕС - так называемые «обязательства по соблюдению условий». Впервые «обязательства по соблюдению условий» вошли в систему Единой аграрной политики на добровольной основе в рамках реформы «Повестка дня-2000», затем система получила дальнейшее развитие в ходе реформы 2003 года [3]. Целью введения «обязательств по соблюдению условий» является содействие развитию устойчивого сельского хозяйства и изменение Единой аграрной политики в сторону более совместимой с ожиданиями общества в целом. Для того чтобы получить поддержку, фермеры должны показать, что ведут свое хозяйство в соответствии с «Требованиями по соблюдению условий» (Statutory Management Requirements - SMRs)», а также конкретизированными для каждой страны и конкретного региона «Хорошими сельскохозяйственными и экологическими условиями» (Good Agricultural and Environmental Conditions - GAEC).

«Требования по соблюдению условий» охватывают правила, касающиеся сельскохозяйственного производства, земли и деятельности в трех сферах общественного интереса - состояния окружающей среды, здоровья населения, животных и растений, а также благосостояния животных.

«Хорошие сельскохозяйственные и экологические условия» охватывают вопросы эрозии почвы, состояния органического вещества почвы, структуры почвы, минимального уровня обеспечения, охраны и рационального использования воды и поддержания размера площади постоянных пастбищ.

«Требования по соблюдению условий» разрабатывались и вводились в действие постепенно. Первый этап начался в 2005 году. Вступили в действие следующие требования: SMR1 - Conservation of Wild Birds (Требования по сохранению диких птиц); SMR2 - Protection of Groundwater against Pollution (Требования по защите подземных вод от загрязнения); SMR3 - Protection of the Environment and Soil when Sewage Sludge is used in agriculture (Требования по охране окружающей среды и почвы, когда осадок сточных вод используется в сельском хозяйстве); SMR4 - Protection of Waters against Pollution caused by Nitrates (Требования по защите воды от загрязнения нитратами); SMR5 - Conservation of Natural Habitats and of Wild Flora and Fauna (Требования по сохранению естественной среды обитания и дикой фауны и флоры); SMR6 - Animal (Pigs) - Identification and Registration (Требования по идентификации и регистрации животных (свиней); SMR6/8A - Animals (Sheep / Goats) - Identification and Registration (Требования по идентификации и регистрации животных (овец / коз); SMR6/7/8 - Identification and Registration of Animals (Требования по идентификации и регистрации животных).

Второй этап введения требований начался в 2006 году, когда вступили в действие следующие семь «Требований по соблюдению условий»: SMR 9 -Authorisation, Placing on the Market, use and Control of Plant Protection Products (Требования по авторизации, позиционированию на рынке, использованию и контролю средств защиты растений); SMR10 - Concerning the prohibition on the use in stock farming of certain substances having a hormonal or thyro-straic action and of beta-agonists (Требования в отношении запрета на использование в животноводстве веществ, имеющих гормональное или тиростати-ческое действие, а также бета-агонистов); SMR11 - General principles and requirements of food law and laying down procedures in matters of food safety (Общие принципы и требования продовольственного законодательства и процедур в вопросах безопасности пищевых продуктов); SMR12 - Rules for the prevention, control and eradication of certain transmissible encephalopathies (Правила предотвращения, контроля и уничтожения энцефалопатии); SMR13 -Community measures for the control of foot and mouth disease (Меры по контролю за распространением ящура); SMR14 - General Community measures for the control of certain animal diseases and specific measures relating to swine vesicular disease (Требования по борьбе с специфическими болезнями животных и меры, связанные с везикулярной болезнью свиней); SMR15 - Spe-

cific provisions for control and eradication of bluetongue (Требования в отношении контроля и искоренения BTV-вируса).

Следующий этап начался в 2007 году, когда вступили в действие три новые «Требования по соблюдению условий»: SMR16 - Minimum standards for the protection of Calves (Минимальные стандарты защиты телят); SMR17 -Minimum standards for the protection of Pigs (Минимальные стандарты защиты свиней); SMR18 - Rules concerning the protection of animals kept for farming purposes (Правила защиты животных, содержащихся на фермах).

Таким образом, к настоящему моменту действуют 18 законодательных актов, посвященных вопросам охраны окружающей среды, общественного здоровья, здоровья животных и растений и благополучия животных - в том числе вопросам регулирования процессов эрозии почвы, поддержки органического состава и структуры почвы, гарантированию минимального уровня условий содержания животных, сохранению среды обитания; защиты и управления водными ресурсами.

В связи с тем, что период действия Стратегии ЕС по защите и благополучию животных на 2012-2015 годы истек, разрабатывается новая стратегия ЕС по охране здоровья растений, опирающаяся на закон о защите растений 2012 года. Для обеспечения успешности и прозрачности запланированных работ, Европейская Комиссия готовит «дорожные карты» для инициатив, которые могут иметь значительные последствия для экономики сельского хозяйства и жизни общества в целом. В частности, разработана Дорожная карта по модернизации существующего режима защиты растений в условиях глобализации и изменения климата [4]. Целями обновленного режима защиты растений должны стать: содействие устойчивому производству средств защиты здоровья растений; обеспечение конкурентоспособности агробизнеса; внесение существенного вклада в защиту государственных и частных зеленых насаждений, лесов и ландшафта; обеспечение продовольственной безопасности стран-членов.

Однако если в сфере защиты растений существует достаточно устойчивый консенсус по поводу направления дальнейшего развития аграрной политики, то в сфере защиты животных не всё так просто. В отношении многих законодательных положений по защите животных остается недоработанным механизм контроля и наказания хозяев животных. Это касается как сельскохозяйственных, так и домашних животных. Есть даже некоторое сопротивление правоприменительной практике в отдельных странах, имеющее вполне объективное основание. Самый яркий пример - производство фуа-гра, знаменитого национального блюда Франции, подразумевающего откорм гусей, фактически наносящий постоянный существенный ущерб здоровью животного. Французские фермеры не могут применять более щадящие технологии откорма, не снижая качества продукции, и многие из них отказываются это делать.

Такая ситуация вызывает определенное беспокойство европейского сообщества. По данным опроса, опубликованного Eurobarometer в марте 2016 года [5], 44 % граждан ЕС сказали, что благополучие сельскохозяйственных животных обязательно должно быть лучше защищено (так же высказались 35 % граждан в 2006 году), в то время как 38 % согласились, что вероятно это нужно сделать (42 % в 2006 году). На вопрос, какой уровень правительства должен принимать правила защиты животных, 28 % респондентов заявили, что это должно быть сделано в основном национальным правительством, а 19 % - органами ЕС. Около 49 % сказали, что это должно произойти на обоих уровнях. При этом, однако, ответ на вопрос готовы ли потребители платить больше за продукты питания, произведенные более благожелательным к животным способом, показал большие расхождения между странами-членами ЕС. Большинство граждан (40 %) пяти государств (Испания, Латвия, Хорватия, Греция, Чехия) сказали, что не хотят платить больше ни в каком случае, а в семи государствах-членах (Словакия, Венгрия, Румыния, Литва, Польша, Болгария, Португалия) большинство граждан сказали, что они готовы платить больше не более чем на 5 %.

Учитывая ситуацию, Европейский парламент 26 ноября 2015 года принял резолюцию, призывающую Европейскую комиссию разработать новую стратегию благополучия животных на 2016-2020 годы, отметив, что действующая Стратегия закончит действие в конце 2015 года, а 10 из 20 её направлений к началу 2016 года остались до конца неразработанными. 15 марта 2016 года группа северных и западноевропейских министров снова призвала Европейскую комиссию ускорить установление новых правил в рамках Стратегии 2016-2020 гг.

Список литературы:

1. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex: 12012E/TXT.

2. European Union Strategy for the Protection and Welfare of Animals 20122015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/food/ sites/food/files/animals/docs/aw_eu_strategy_19012012_en.pdf.

3. Council Regulation (EC) No 73/2009, art. 3-9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= CELEX: 32009R0073 :en:NOT.

4. Modernisation of the existing plant health regime in view of globalisation and climate change [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ec.euro-pa.eu/governance/impact/planned_ia/docs/148_sanco_plant_health_en.pdf.

5. Special Eurobarometer 442. Attitudes of Europeans towards Animal Welfare [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/COM-MFrontOffice/PublicOpinion/index.cfm/ResultDoc/download/Document/71348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.