Научная статья на тему 'Регулирование налоговой составляющей экономической политики как инструмент повышения благосостояния населения'

Регулирование налоговой составляющей экономической политики как инструмент повышения благосостояния населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / WELL-BEING OF PEOPLE / ECONOMIC POLICY OF STATE / TAX STRATEGY / FACTORS INFLUENCING WELL-BEING OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдин О. В.

В статье исследованы сущностные характеристики категории «благосостояние населения», выделен ряд факторов, воздействующих на него, определена взаимосвязь налоговой компоненты экономической политики и повышения благосостояния населения, предложены рекомендации по совершенствованию налогового регулирования как инструмента повышения благосостояния населения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF TAX COMPONENT OF ECONOMIC POLICY AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT OF WELL-BEING OF PEOPLE

In this article, essential characteristics of the category «wellbeing of the people» are studied. A number of the factors influencing the well-being are identified. Interrelation between the tax component of economic policy and improvement of well-being of the people is ascertained. Suggestions concerning improvement of the tax regulations as an instrument of improvement of wellbeing of the people of the Russian Federation are made.

Текст научной работы на тему «Регулирование налоговой составляющей экономической политики как инструмент повышения благосостояния населения»

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

О. В. ЮДИН

В статье исследованы сущностные характеристики категории «благосостояние населения», выделен ряд факторов, воздействующих на него, определена взаимосвязь налоговой компоненты экономической политики и повышения благосостояния населения, предложены рекомендации по совершенствованию налогового регулирования как инструмента повышения благосостояния населения в Российской Федерации.

Ключевые слова благосостояние населения, государственная экономическая политика, налоговая стратегия, факторы, воздействующие на благосостояние населения.

Природа категории «благосостояние населения» как существенного компонента устойчивого развития социально-экономической системы всегда притягивала внимание ученых. Споры по данной проблематике ведутся и в настоящее время, но, тем не менее, вопрос остается мало изученным.

Основой развития, совершенствования и полноценной жизни человека является количественный рост и качественное улучшение благосостояния населения. Большинство авторов рассматривают благосостояние в широком смысле как комплексную социально-экономическую категорию, системное образование, в котором отражается все многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности [8].

Классиками политической экономии [6; 11] был сформулирован вектор благосостояния, который не сводился к одному только денежному богатству. А. Смит связывал благосостояние с долей «свободы и спокойствия», которыми человек может распоряжаться благодаря обмену продуктами своего труда с другими, надежностью помещения капитала, общественным престижем и «приятностью» занятия [11]. Другой качественной мерой благосостояния К. Маркс назвал свободное время, которое необходимо человеку «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил» [6].

Отметим, что в науке предпринимались попытки и «чистого» экономического анализа данной категории. А. Пигу писал, что экономическая наука исследует только экономическое благосос-

тояние, которое можно измерить «национальным дивидендом» - тем, что люди покупают на свои денежные доходы. Но даже он отмечал, что минимум условий жизни человека также должен включать определенные требования к жилищным удобствам, медицинскому обслуживанию, образованию, питанию, досугу, санитарной службе, охране труда, общественному порядку и т. п. [10].

Исходя из вышеизложенного, можно определить «благосостояние населения» как меру, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования, непосредственно ориентированными на удовлетворение их многообразных потребностей.

На благосостояние населения влияет множество различных факторов, по-разному воздействующих на него. Так, одни факторы могут способствовать повышению благосостояния, другие -его снижению. Если ряд факторов непосредственно воздействует на благосостояние, то другой -опосредованно. Также, факторы, воздействующие на благосостояние населения можно классифицировать [1]:

- по причине возникновения:

а) экономические (например, форма распределения материальных благ, доходы населения, сбережения населения);

б) социальные (социальная структура общества);

в) демографические;

г) научно-технические;

д) политические (выработка основных направлений экономической и социальной политики);

е) географические (особенности экономикогеографического положения страны или региона, наличие природных ресурсов и особенности их расположения).

- по направлению воздействия:

а) факторы, воздействующие на производство благ (распределение доходов в обществе);

б) факторы, воздействующие на потребление благ (количество потребителей и их особенности, уровень доходов).

Все вышеназванные факторы воздействуют на благосостояние населения посредством инструментов, выделяемых в рамках методов регулирования данной системы отношений.

Под инструментами регулирования благосостояния населения понимаются средства, используемые субъектами регулирования для воздействия на процессы в сфере совершенствования качества жизни населения и повышения благосостояния населения.

Повышение благосостояния населения является первоочередной задачей современной экономической политики. Следует отметить, что для экономической политики на данном этапе ее развития характерно расширение участия государства в различных сферах экономической жизни, в том числе и в налоговой среде. Кроме реализации традиционной фискальной функции налоговая система служит и инструментом экономического воздействия на повышение благосостояния населения.

В последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста его расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней [2].

Для сравнения можно отметить, что если в 1992 г. налоговые поступления в федеральный бюджет составили всего 5 млрд деноминированных руб., то в 2009 г. доходы бюджетной системы страны составили 8,4 трлн руб.

В I квартале 2010 г. в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд руб., или в среднем на 23 %, больше, чем в I квартале 2009 г. [7].

Основной рост поступлений в бюджет (44 %) -поступления от уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения цен на нефть на мировом рынке. Еще 45 % прироста произошло за счет улучшения положения в экономике и за счет инфляции, и 11 % -за счет налогового администрирования [7].

Кризис послужил возникновению проблем в бюджете на федеральном, региональном и местном уровнях. В результате мирового экономического кризиса произошло снижение поступлений от налога на прибыль организаций, рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов. Мировой экономический кризис оказал негативное влияние на финансовое состояние организаций всех отраслей экономики. В 2009-2010 гг. начала интенсивно расти задолженность по выплате налогов огромного сектора организаций. На 1 апреля текущего года она составила почти 1,5 трлн руб., и по сравнению с 1 января 2009 г. увеличилась на 20 % [7]. При этом почти в два раза снизилась эффективность взыскания задолженности.

Для урегулирования сложившейся ситуации были внесены изменения в закон «О федеральном бюджете РФ» [9]. Данные изменения стали новыми условиями и параметрами развития экономики страны. И в связи с этим задолженность перед бюджетом стала стабильно снижаться. Но, тем не менее, в современных условиях перед налоговыми органами стоит задача по повышению эффективности взыскания задолженности, недопущения ее образования по вине специалистов инспекций с безусловным соблюдением процедурных сроков и еще огромный перечень вопросов, связанных с совершенствованием налоговой сферы.

Таким образом, налоговая составляющая экономической политики становится важнейшим компонентом социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. От эффективности налогообложения во многом зависят успех государственных реформ, их социальная направленность, а также уровень жизни и благосостояния населения страны. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения базовых отраслей, в которых наблюдается наибольший рост цен, должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.

Экономическая политика государства, и в частности ее налоговая составляющая, в целях повышения благосостояния населения должна акцентировать свое внимание, в первую очередь, на обеспечении повышения доходов и снабжении

важнейшими товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) доли населения, благосостояние которой не повышается в современных условиях развития рынка.

Но, наряду с этим, экономическая политика оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство «нерыночных» благ [5], таких, как образование, здравоохранение, питание, досуг, охрана труда, общественный порядок и т. д. Финансирование этих институтов осуществляется из бюджета, формируемого, в основном, за счет налоговых поступлений.

Современный уровень благосостояния населения характеризуется интенсивной тенденцией падения, сопровождающейся увеличением шкалы социального неравенства. При этом фактическое расслоение населения по доходу является более сильным, чем это отображено в официальной статистике. Масштабы и формы этого отставания напрямую зависят от действенности налоговой составляющей экономической политики России.

Следует отметить, что формирование российского бюджета основано на принципе превышения его доходов (прежде всего, налогов) над бюджетными расходами. Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить налоги и сборы, однако не установлено, для чего эти финансовые ресурсы предназначены, и как они связаны с расходами [4].

По нашему мнению, не налоги являются первичными по отношению к бюджетным расходам, напротив - налоги должны прямо корреспондировать государственным расходам. Когда общество определит, сколько, кто и когда должен заплатить для решения общественно-полезных задач и повышения благосостояния населения, вопрос решится сам собой. Такой взгляд на проблему подсказывает, что снижение налоговой нагрузки на экономику в современных условиях, безусловно, необходимо и связано не столько с уменьшением количества и ставок налогов, сколько с переориентацией государственных расходов на повышение благосостояния населения.

При этом государственно-властным структурам при регулировании налоговой составляющей экономической политики важно учитывать, что налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их постоянное усовершенствование [12].

Налоговая составляющая экономической политики, ориентированная на перспективу, долж-

на представлять собой некую налоговую стратегию, а в современных условиях это - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к повышению благосостояния населения. Но нынешняя обстановка характеризуется тем, что тактические шаги, предпринимаемые государственно-властными органами по координации налогообложения зачастую экономически не обоснованы. Это не только мешает реализации налоговой стратегии, но и деформирует практически весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых [3], которые касаются тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, налоговая стратегия, способствующая повышению благосостояния населения, должна в первую очередь преследовать следующие цели:

- экономические (обеспечение экономического роста, смягчение цикличности производства, устранение диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов);

- социальные (перераспределение национальных доходов в интересах определенных социальных групп с помощью стимулирования роста прибыли и недопущения снижения доходов населения).

Таким образом, основным инструментом экономической политики для повышения благосостояния населения России является совершенствование регулирования налоговой составляющей.

Литература

1. Бутова Л. М. Благосостояние населения и механизм его регулирования // Вестн. ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2006. № 1. С. 5-10.

2. Демин А. В. Налоговый кодекс в системе источников налогового права России // Ваш налоговый адвокат. 2007 г. № 7. июль.

3. Довгалева Н. А. Социальная налоговая политика государства: роль в совершенствовании использования налогового механизма и повышении эффективности контрольной работы налоговых органов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 3. С. 223-228.

4. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237. 25 дек. (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ).

5. Кушнарева О. С., Матузенко Л. И. Построение государства благосостояния и социально-экономические преобразования в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1988. Т. 1.

7. Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. июль 2010 г. № 13-14.

8. Народное благосостояние: тенденции и перспективы / отв. ред. Н. М. Римашевская, Л. А. Оников. М., 1991.

9. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон № 308-ФЗ от 2 декабря 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации от 7 декабря 2009 г. № 49 (часть I, II) ст. 5869.

10. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2 т. М., 1985.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

12. Шубин Д. А., Гренова М. Г. Основные направления налоговой политики в России // Ваш налоговый адвокат. 2007. № 3.

* * *

REGULATION OF TAX COMPONENT OF ECONOMIC POLICY AS INSTRUMENT

OF IMPROVEMENT OF WELL-BEING OF PEOPLE

O. V. Yudin

In this article, essential characteristics of the category «wellbeing of the people» are studied. A number of the factors influencing the well-being are identified. Interrelation between the tax component of economic policy and improvement of well-being of the people is ascertained. Suggestions concerning improvement of the tax regulations as an instrument of improvement of wellbeing of the people of the Russian Federation are made.

Key words: well-being of people, economic policy of state, tax strategy, factors influencing well-being of people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.