Регулирование международной торговли рыбой
Илья Игоревич ПОЗДНЯКОВ, УДК 339.5 (100)
МГИМО МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, ББК 65..428 (0)
д. 76), кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева - студент 4 курса П-472 E-mail: [email protected]
Аннотация
Вопрос истощения рыбных запасов мирового океана приобретает все большую актуальность в последние годы. Несмотря на огромную важность рыбы как объекта мировой торговли, так и продукта, который является важным источником пропитания во многих регионах планеты, проблема по-прежнему остается нерешенной.
В статье рассмотрены существующие методы регулирования рынка рыбы (тарифные, нетарифные и прочие меры) и произведена оценка их эффективности. Рассмотрены субсидии в сфере рыбной ловли как фактор, препятствующий устойчивому развитию рыболовства. Проведен обзор действий, предпринятых мировым сообществом для решения данной проблемы.
Ключевые слова: рыболовство, рыбный промысел, внешняя торговля, субсидии, тарифное и нетарифное регулирование, ВТО, экономика океана.
Regulation of the global fish trade
Ilya Igorevich POZDNYAKOV,
Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (76, Vernadskogo prospekt, Moscow, 119454)
Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations -4th year student, E-mail: [email protected]
Abstract
The issue of the depletion of fish stocks in the world ocean has become increasingly relevant in recent years. Despite the vital importance of fish in global trade and fish as a source of livelihood for many nations, the problem of overfishing remains unsolved.
The article examines the existing methods of regulating the fish market (tariff, non-tariff and other measures) and evaluates their efficiency. Special attention is given to fisheries subsidies that are considered as a factor hampering the sustainable development of fisheries. An extensive review of the global action to tackle the problem is also presented in the article.
Keywords: fisheries, foreign trade, tariff and non-tariff measures, subsidies, global trade, WTO, ocean economy.
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2018
Одним из самых актуальных вызовов в сфере стимулирования устойчивого роста экономики и защиты окружающей среды является регулирование мирового рыболовства и мирового рынка рыбы. Рассматривая ситуацию в целом по миру, нельзя не сказать, что текущие тренды подают тревожные сигналы, которые могут привести к серьезным последствиям. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в 30% всех водных объектов, где производится ловля рыбы, наблюдается чрезмерный вылов, около 60% из них приближены к пограничному значению, что является угрозой устойчивого развития рыболовства. [3, с. 5-6] Уже на протяжении многих лет объем рыбы, разводимой в искусственных водоемах, стабильно превышает объем рыбы, вылавливаемой в мировом океане.
Рисунок 1
Объем рыбы, вылавливаемой в мировом океане и разводимой в искусственных водоемах, млн тонн, 1950-2014
350 0
»г; ^ чо ^ чо ■чо ■о с-- г-- г-- г-- г-- оо со оо оо со а*. о а*, о о о о о — —- —
^ сг* о а*. & сг* а*, а* о-. э~. & о сг* а* о. сг. а* ст. о. о о о о о о о о — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — м п м п м п м п
Вылов рыбы в мировом океане Аквакультура (разведение рыб)
Источник: The State of World Fisheries and Aquaculture 2016. FAO. [6]
Рыба по-прежнему остается самым торгуемым товаром, объем оборота которого в 2017 г. составил 153 млрд долл. [3, с. 1] Велика роль развивающихся стран в торговле рыбой, на них приходится 50% всех рыбных запасов в мире. В производстве рыбы на развивающиеся страны приходится около 80%.
3 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
83 Q
Таблица 1
Производство рыбы и торговля рыбой. Распределение по регионам и странам,
2017
Вылов рыбы и аквакуль-тура (всего) Вылов рыбы в мировом океане Аквакульту-ра (разведение рыбы в иск. водоемах) Экспорт рыбы Импорт рыбы
Доля в общем количестве (%) Доля в общей стоимости (%)
Азия 70,4 54,7 89,3 38,9 32,6
Африка 6,2 9,5 2,3 4,4 4,1
Центральная Америка 1,5 2,3 0,5 1,9 1,3
Южная Америка 6,8 10,1 3 9,9 2,4
Северная Америка 4 6,7 0,8 8,3 17,6
Европа 10,1 15,3 3,9 34,6 40,6
Океания 0,9 1,5 0,2 2,2 1,4
Мир 100 100 100 100 100
Развивающиеся страны 82,7 73,2 94,1 53,9 29,3
Развитые страны 17,3 26,7 5,9 46,1 70,7
Страны с низким уровнем дохода, испытывающие дефицит продовольствия 12 13,2 10,6 6 2,5
Источник: FAO Trade Policy Briefs [3]
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2018
ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ
Рыба и рыбная продукция, согласно ВТО, классифицируется как промышленная продукция, соответственно, такие рынки считаются рынками несельскохозяйственной продукции (NAMA - Non-Agriculture Market Access).
По режиму наибольшего благоприятствования (MFN) применяемый тариф колеблется от 0 до 30%, среднее значение - 14%. Связанные тарифы колеблются от 0 до 60%, среднее значение - 35%. Вследствие своей зависимости от импорта рыбы и рыбной продукции, развитые страны как правило применяют более низкие тарифы, хотя и существуют исключения. Существуют тарифные пики в сфере рыбной продукции, особенно для продукции с высокой добавленной стоимостью, достигающие 50% в развивающихся странах и 30% в развитых странах. Тарифные пики в основном связывают с понятием тарифной эскалации, т.е. увеличением тарифа по мере увеличения степени обработки товаров (например, в случае с тунцом и креветками).
Нетарифные меры также воздействуют на торговлю рыбой через инструменты санитарных и фитосанитарных мер, импортного лицензирования, правил происхождения, требований к составу продукции. Т.к. рыба является скоропортящийся продукцией, на торговлю рыбой так же сильно влияет процесс прохождения таможни и таможенной очистки. На практике многие нетарифные меры могут в значительной степени сокращать и даже блокировать доступ развивающихся стран на рынки рыбы и рыбной продукции. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), на рыбную продукцию распространяется в целом в 2,5 раза больше технических мер, чем на продукты промышленного назначения. [3, с. 2]
КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ РЫБНОЙ ЛОВЛИ
Обеспечение юридической правомерности вылова рыбы и требование о предоставлении сертификата происхождения являются не только неотъемлемой частью управления устойчивым развитием, но и важными элементами торговли и потребления. В последние годы рядом импортеров рыбы и рыбной продукции были приняты меры по запрету продукции, происходящей из мест незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысел), которым занимаются как суда, имеющие разрешение на рыбный промысел, так и те, которые такого разрешения не имеют. В результате, страны-экспортеры стали предпринимать значительные усилия по контролю в сфере рыбной ловли с целью недопущения распространение нелегального вылова рыбы.
ННН-промысел препятствует достижению целей устойчивого развития рыболовства и блокирует попытки на национальном и региональном уровнях по консервации рыбных запасов. Ежегодный ущерб, приносимый незаконным рыболовством, составляет около 10 млрд евро (или 15% мирового вылова рыбы). ННН-промысел так же ставит под угрозу справедливую конкуренцию для тех ры-
3 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
85 Q
бацких судов, которые добросовестно занимаются рыбным промыслом. Для того чтобы предотвратить истощение рыбных запасов и не ставить под угрозу жизнеспособность рыболовецких хозяйств, необходимо строго пресекать такой вид рыболовства.
Соглашение ФАО о мерах государства порта по предотвращению, сокращению и ликвидации ННН-промысла (FAO Agreement on Port State Measures to Prevent, Deter and Eliminate IUU Fishing)1, устанавливающие меры на международном уровне, является важным инструментом по борьбе с нелегальной рыбной ловлей. По этому соглашению, страны, подписавшие соглашения берут на себя обязательства по предотвращению нелегальной рыбной ловли, контролю в портах, прибрежных регионах и рынках рыбной продукции. Дополнительное соглашение ФАО о добровольных мерах по документальному подтверждению улова (FAO Voluntary Guidelines on Catch Documentation Schemes)2 обеспечивает дополнительную гарантию того, что рыба на международном рынке была поймана легально.
Сертификация в целях защиты окружающей среды по-прежнему остается актуальным вопросом регулирования рынка рыбы. Международные стандарты покрывают все больше товаров и товарных групп. Производители в развитых странах все чаще включают нормы сертификации в спецификацию своей продукции. Однако в развивающихся странах по большей части ситуация еще не достигла такого прогресса.
СУБСИДИИ
Правительства многих стран намеренно субсидируют рыбный промысел, что приводит к истощению рыбных ресурсов. Самый очевидный инструмент торговой политики, который можно применить для решения данной проблемы, - это установление ограничений на разрушительные для отрасли государственные субсидии. В период дохийского раунда переговоров ВТО рыболовство и субсидии в сфере рыбного хозяйства были одной из повесток дня. Были попытки предпринять меры по регулированию рыбного промысла, однако эти решения не были всеобъемлющими, полномасштабными и эффективными. Определенные соглашения были приняты лишь на микроуровне - в рамках некоторых региональных торговых соглашений. Для решения проблемы на мировом уровне, необходимо принятие мер, распространяющихся на всех членов ВТО. Международное сообщество единогласно признает существование необходимости принятия определенных мер в этой сфере. Об этом, среди прочего, свидетельствует принятие в 2015 ООН году целей по устойчивому развитию, в которых присутствует пункт о «запрете к 2020 году через инструменты ВТО определенных субсидий в рыбном хозяйстве (в том числе нелегальных), которые приводят к истощению рыбных запасов».
Европейский союз настаивает на возобновлении диалога в рамках ВТО касательно субсидий рыбному хозяйству. Предложение Еврокомиссии одобрено странами-членами ЕС и презентовано ООН в июле 2017 г.
^ 86
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2018
Главным приоритетом на данный момент является принятие мер по двум причиняющим самый большой ущерб рыбному промыслу видам субсидий. Первый вид субсидий - это такие субсидии, которые непосредственно нацелены на повышение эффективности вылова рыбы. На такие субсидии «по повышению эффективности вылова рыбы» приходится 60% всех субсидий в рыбном хозяйстве. В результате применения именно таких субсидий истощаются рыбные запасы, и впоследствии цель по устойчивому развитию может быть не достигнута. Ниже приведена таблица с оценкой конкретных направлений субсидий в рыбном хозяйстве по развитым и развивающимся странам.
Таблица 2
Оценки субсидий в рыбном хозяйстве с прямым воздействием на эффективность
вылова рыбы, 2007 г., млрд долл.
Вид субсидии Развивающие- Развитые Мир % от показа-
ся страны страны теля по миру
Топливо 1,3 5,08 6,4 63,5
Увеличение объемов продаж 0 0,03 0 0,3
Модернизация судов 0,6 1,3 1,9 18,9
Налоговые льготы 0,4 0,34 0,7 7,3
Соглашения по рыбной торговле 0 1 1 9,9
Мир 2,3 7,75 10,05 100
Источник: The Sunken Billions. The Economic Justification For Fisheries Reform. The World Bank. [7]
Большая часть субсидий ориентирована на топливо и модификацию судов, в то время как сравнительно более экономически обоснованные меры, которые могли бы стимулировать рыночную ситуацию и увеличить торговые потоки, имеют крайне малую долю в общем объеме субсидий.
Несмотря на очевидный ущерб, причиняемый таким видом субсидий, у данного инструмента есть определенные спорные моменты, которые необходимо принимать во внимание. Так, данный вид субсидий применяется в рамках программ помощи развивающимся странам, в которых эффективность вылова рыбы еще находится на низком уровне и требует сторонней помощи. С другой стороны, благодаря субсидиям, крупные рыболовецкие судна имеют значительно больший улов по сравнению с мелкими рыбацкими хозяйствами. И таким образом, инструмент субсидий поощряет недобросовестную конкуренцию. Необходимо тщательно следить за длительностью таких программ, однако при условии всеобъемлющей пре-
3 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
87 Q
ждевременной отмены таких субсидий, ставится под угрозу жизнь прибрежного населения в регионах, хозяйство которых построено на рыбной ловле. В связи с этим разумным представляется дифференцированный подход по субсидиям для развитых и развивающихся стран.
Второй тип субсидий - это субсидии, предоставляемые рыболовным хозяйствам, которые занимаются ННН-промыслом, упомянутым выше. В результате такой деятельности происходит истощение рыбных запасов и разрушение их естественной среды обитания с еще большим масштабом. Согласно последним публикациям делегаций стран в ВТО, нелегальная промысловая деятельность должна определяться в соответствии с национальным законодательством или же через региональные организации по надзору в сфере рыбной ловли (RFMOs). Надзор должен осуществляться через специальный реестр. Обследование судна должно производиться совместно национальными органами и вышеупомянутыми организациями.
Однако в этой связи опять встает вопрос об отсутствии унифицированного глобального подхода по контролю нелегальной промысловой деятельности. К тому же, в соответствие с идеями о защите рыбного хозяйства в наименее развитых странах, в ВТО высказываются предложения о том, что группе наименее развитых стран должен предоставляться определенный переходный период при выполнении норм о предотвращении ННН-промысла.
Проект соглашения о контроле субсидий был представлен в рамках ВТО в 2007 г. Однако мнение стран-членов до сих пор нельзя считать единым. Так, некоторые страны настаивают на исключении из списка запрещенных субсидий субсидии на портовую инфраструктуру и на переработку рыбы. Другие настаивают на отмене дифференцированного режима и предоставления развитым странам возможности субсидировать мелкие рыбные хозяйства [2, с. 116].
Особо строгую и сильную позицию в переговорах по поводу масштабов запрета субсидий занимали и занимают США, Япония и ЕС, защищая интересы своих рыбных хозяйств и не желая принимать индивидуализированный подход для развивающихся стран. Бразилия, Китай, Индия, Мексика, Эквадор, Венесуэла, Барбадос, Аргентина, Перу, Уругвай и ряд других стран, наоборот, выдвигали свои предложения в целях уменьшения ущерба для неустойчивых и уязвимых экономик, обосновывая это тем, что доля развивающихся стран на рынке рыбы и так крайне мала, а субсидии для рыбных хозяйств в крайне малой степени сказываются на рыбных запасах и не ведут к истощению таковых.
Очевидно, что за всю историю переговоров на мировой площадке постоянно сталкивались противоположные позиции, и четкий консенсус так и не был достигнут. Одной из причин, по которой переговоры часто заходили в тупик, считается отсутствие четкого определения субсидии. В широком смысле, то, что часто включают в понятие «субсидии», является рядом различных понятий: субсидии,
^ 88
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2018
финансовая поддержка, государственная поддержка, трансферты, льготное кредитование, разовые выплаты, преференции в структуре государственных закупок. Более того, часто при оценке субсидий в сфере рыбного промысла учитываются и так называемые «полезные субсидии», а именно - субсидии, выделяемые на НИ-ОКР, на управление рыбным хозяйством. Их целью является именно консервация рыбных ресурсов и охрана окружающей среды. По некоторым оценкам, из всего объема субсидий в рыбном промысле (30-35 млрд долл.) только 20 млрд долл. приводят к негативным последствиям. [9, с. 16]
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Что касается непосредственно инициатив в области охраны рыбного промысла, то глобальной повесткой дня можно назвать 14 цель устойчивого развития ООН. Подпункт 14.6 в рамках этой цели непосредственно касается субсидий, причиняющих ущерб рыбному промыслу. Стоит так же отметить, что 14 цель так же связана с рядом других целей устойчивого развития, а именно: 1 - борьба с бедностью, 2 - борьба с голодом, 5 - равенство полов, 8 - обеспечение рабочих мест и экономический рост, 10 - снижение неравенства. В связи с тем, что рыбное хозяйство проникает во многие сферы человеческой жизни, прогресс по 14 цели повлечет за собой целый ряд результатов по другим целям. [1, с. 51]
Также в июле 2016 года Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Программой ООН по окружающей среде (ЦЖР) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН ^АО), была принята декларация, являющаяся дорожной картой по отмене субсидий в сфере рыбного хозяйства. Она была поддержана 90 странами, 4 международными организациями и 10 негосударственными организациями. [8]
План включает 4 глобальных цели:
1) требования странам о предоставлении актуальной информации о предоставляемых субсидиях;
2) запрет субсидий, ведущих к чрезмерному вылову рыбы;
3) принятие мер, предотвращающих введение новых видов субсидий;
4) обеспечение особый и дифференцированный режим для развивающихся и наименее развитых стран.
В ходе подготовительного процесса перед Министерской конференцией ВТО 2017, прошедшей в Буэнос-Айресе, был высказан ряд проблем, решение которых могло бы значительно улучшить состояние сферы рыбного хозяйства и торговли рыбой и рыбными товарами:
1) обеспечение того, что тарифная эскалация не будет ограничивать потенциальный доступ развивающихся стран на мировой рынок рыбы;
2) снижение торговых барьеров (таких, как импортные требования и высокие пошлины), тем самым стимулирование развития регионального рыболовства в развивающихся странах
3 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
89 ^
3) недопущение того, что нетарифные меры будут представлять собой излишние барьеры в торговле рыбой, а также повышение возможностей развивающихся стран по соблюдению этих мер
4) установление многосторонних правил торговли и использования субсидий в сфере рыбной ловли, а также вовлечение развивающихся стран в процесс многостороннего регулирования.
Еще одной важной многосторонней площадкой для обсуждения вопросов сохранения мирового океана, а в частности устойчивого развития рыболовства является конференция Our Ocean. В 2017 году эта конференция прошла на Мальте. [5]. Если рассматривать региональный уровень, то примером может служить ЕС, проводящий обновленную Общую политику по рыбной ловле (Common Fisheries Policy), целью которой является обеспечение устойчивого рыболовства до 2020 года. Кроме того, был модернизирован Европейский морской и рыболовный фонд (EMFF) с целью соблюдения целей устойчивого развития. [4]
Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить, что мировое сообщество уже в течение многих лет обеспокоено вопросом истощения запасов рыбы и устойчивого развития рыбного хозяйства. Основной проблемой признаны субсидии, приводящие к чрезмерному вылову рыбы. Очевиден прогресс в этой сфере
- принят ряд программ и деклараций, регулярно проводятся конференции. Однако проблема применения субсидий по-прежнему является актуальной. Также остается недоработанным вопрос согласования проводимых мероприятий между развитыми и развивающимися странами и применения различных режимов для стран с разным уровнем развития.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Текст соглашения от 22 ноября 2009 г. доступен по ссылке: http://www.fao.org/fileadmin/ user_upload/legal/docs/037t-e.pdf
2 Текст соглашения от 5 апреля 2017 доступен по ссылке: http://www.fao.org/fi/static-media/MeetingDocuments/CDS/TC2016/wpAnnex.pdf
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бекяшев, Д.К. Принцип устойчивого использования морских живых ресурсов / Д.К. Бекяшев // Московский журнал международного права. - М., 2016. - №1. - С. 46-67.
2. Иванова, И.Г. Регулирование внешней торговли рыботоварами в странах АТЭС в условиях мирового экономического кризиса / И.Г. Иванова // Вестник Дальрыбвтуза. -Владивосток, 2014. - №3. - С. 114-117.
3. FAO Trade Policy Briefs. FAO. [Electronic source]. - 2017. - №2. - Access mode: http://www.fao.org/3Za-i8003e.pdf (date of access: 27.01.2018).
4. Protecting global fisheries through the WTO. Cecilia Malmström. [Electronic source].
- 2016. - Access mode: https://ec.europa.eu/commission/commissioners/2014-2019/malmstrom/ blog/protecting-global-fisheries-through-wto_en (date of access: 20.01.2018).
^ 90
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2018
5. Protecting Our Oceans: A New World Trade Organization Initiative Seeks to Prohibit Harmful Fisheries Subsidies Protecting Our Oceans: A New World Trade Organization Initiative Seeks to Prohibit Harmful Fisheries Subsidies. [Electronic source] / Michael Froman // Huffington Post. - 2017. - Access mode: https://www.huffingtonpost.com/michael-froman/protecting-our-oceans-a-n_b_12044606.html (date of access 6.02.2018).
6. The State of World Fisheries and Aquaculture 2016. FAO. [Electronic source ресурс]. -Access mode: http://www.fao.org/3Za-i5555e.pdf (date of access: 6.02.2018).
7. The Sunken Billions. The Economic Justification For Fisheries Reform. The World Bank. [Electronic source]. - Access mode: http://siteresources.worldbank.org/EXTARD/ Resources/336681-1224775570533/SunkenBillionsFinal.pdf (date of access: 25.01.2018).
8. UNCTAD-FAO-UNEP Joint Statement [Electronic source] // Fourteenth session of the United Nations Conference on Trade and Development, 20 July, 2016. - Access mode: http:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/U14ditc_d16_FishSub_Statement_en.pdf (date of access: 28.01.2018).
9. WTO Fisheries Subsidies Negotiations: Main Issues and Interests of Least Developed Countries [Electronic source]. - Access mode: http://unctad.org/meetings/en/Contribution/ditc-ted-21032017-OceansForum-CUTS.pdf (date of access: 9.02.2018).
BIBLIOGRAFIJA:
1. Bekjashev, D.K. Princip ustoichivogo ispol'zovanija morskih zhivyh resursov / D.K. Bekjashev // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. - M., 2016. - №1. - S. 46-67.
2. Ivanova, I.G. Regulirovanie vneshnej torgovli rybotovarami v stranah ATJeS v uslovijah mirovogo jekonomicheskogo krizisa / I.G. Ivanova // Vestnik Dal'rybvtuza. - Vladivostok, 2014. - №3. - S. 114-117.
3 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
91 Q