Научная статья на тему 'Регулирование как фактор развития малых и средних предприятий'

Регулирование как фактор развития малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ МАЛЫХ / СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / REGULATION / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES DEVELOPMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большанина Юлия Сергеевна, Еремина Софья Леонидовна

Тенденцией 2013 года стало массовое закрытие малых предприятий во многих регионах РФ. Отсутствие стратегии, четких ориентиров и направлений поддержки малого и среднего бизнеса, последовательности отношения государства к предприятиям МСБ являются решающими причинами неразвитости сектора мало го и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации. Цель статьи – обосновать, что соответствие государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России принятым международным «нормам» и «правилам» является одним из условий повышения их вклада в экономику страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AS A FACTOR FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES DEVELOPMENT

2013 year trend has been the mass shutdown of small businesses in many regions of the Russian Federation. Ineffective government regulation: the lack of clear strategies and directions of SME support, and incoherent relation of the government to SMEs – are the key reasons for the underdevelopment of SME sector in the economy of the Russian Federation. The purpose of the article: to prove that compliance of the government SME regulation in Russia with the international rules and regulations is one of the conditions for increasing their contribution to the economy of the country

Текст научной работы на тему «Регулирование как фактор развития малых и средних предприятий»

Раздел I. Экономические науки УДК 658.114.012 © С.Л. Еремина, Ю.С. Большанина

С.Л. Еремина, Ю.С. Большанина

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тенденцией 2013 года стало массовое закрытие малых предприятий во многих регионах РФ. Отсутствие стратегии, четких ориентиров и направлений поддержки малого и среднего бизнеса, последовательности отношения государства к предприятиям МСБ являются решающими причинами неразвитости сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации. Цель статьи - обосновать, что соответствие государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России принятым международным «нормам» и «правилам» является одним из условий повышения их вклада в экономику страны.

Ключевые слова: регулирование, развитие малых, средних предприятий.

Обоснование того, что соответствие государственного регулирования малого и среднего бизнеса в России принятым международным «нормам» и «правилам» является фактором развития малого и среднего бизнеса (МСБ) и одним из условий повышения их вклада в экономику страны, требует, во-первых, выявить, какие существуют модели оценки эффективности государственного регулирования МСБ различными международными организациями (Европейской комиссией по предпринимательству и промышленности, Мировым Банком, инициативой «Восточное партнерство»); во-вторых, проанализировать основные направления реформ, направленных на совершенствование регулирования бизнеса, и оценить их эффективность, чтобы использовать международный опыт регулирования для развития малых и средних предприятий в России.

Существуют разные модели оценки эффективности государственного регулирования. Одна модель - модель Европейского союза.

В Европейском союзе оценку национальной политики в сфере МСП проводят на основе 92 индикаторов и десяти принципов Акта Европы о малом бизнесе (АМБ) [1 ]. Для раскрытия потенциала МСП как источника новых рабочих мест и экономического роста оцениваются:

1) обучение предприимчивости и предпринимательская деятель-

6) стандарты и технические нормы;

7) предпринимательские навыки;

8) инновационная политика в отношении МСП;

9) МСП в «зеленой» экономике;

10) интернационализация МСП.

Эти индикаторы напрямую связаны с основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП, которыми являются [2]:

1) финансовая поддержка МСП;

2) упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ;

3) участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в ЕС;

4) содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

5) устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;

6) повышение конкурентоспособности МСП, в том числе в целях их выхода на внешние рынки;

7) культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства;

8) поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

ность женщин;

2) процедуры банкротства и предоставление «второго шанса»;

3) нормативно-правовая база формирования политики в сфере МСП;

4) условия работы МСП;

5) услуги по поддержке МСП и недавно созданных организаций. Доступ МСП к:

государственным закупкам;

финансированию;

Таблица 1

Критерии оценки эффективности государственного регулирования МСП

Сила правовых институтов

Направление Параметры оценки

1. Начало бизнеса Процедуры, сроки, стоимость, требование к минимально оплаченному капиталу

2. Подклютенне к электроэнергии Время и стоимость процедур

3. Регистрация собственности

4. Оплата налогов Количество, время и общая налоговая нагрузка

5. Трансграничная торговля Количество документов, время и стоимость

Затраты и сложность процессов регулирования

6. Получение разрешения на строительство Время и стоимость процедур

7. Получение кредита Залоговое законодательство и кредитные информационные системы

Э. Защита инвесторов Раскрытие информации и ответственность в сделках

9. Обеспечение исполнения контрактов Временные и финансовые затраты на процедуры разрешения коммерческих споров

10. Решение о несостоятельности Время, стоимость, рез\7п>тат н скорость восстановления

В 2004 г. Мировой Банк впервые провел исследование взаимосвязи уровня развития предприятий малого и среднего бизнеса и государственного регулирования. Тогда исследование 130 стран позволило прийти к заключению, что в странах с низким доходом действуют более громоздкие системы регулирования.

Исследование 2013 г. акцентирует внимание на тенденциях регулирования и определяет регионы и страны, где проведены наибольшие улучшения для национальных предпринимателей [5]. Другую модель для оценки эффективности государственного регулирования представляет Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация, которые рассчитывают совокупный рейтинг «легкости ведения бизнеса», состоящий из 10 критериев, объединенных в две группы (табл. 1):

1. «сложность и затраты»: разрешение на строительство, подключение к электроэнергии, регистрация собственности, оплата налогов и возможность трансграничной торговли.

2. «сила правовых институтов»: создание предприятия (начало бизнеса), получение кредита, защита прав инвесторов, исполнение контрактов и урегулирование несостоятельности.

Детализируем содержание показателей, которые оценивает МБ:

1. создание предприятия (начало бизнеса) включает компьютеризацию процесса регистрации; устранение ряда требований, в частности: нотариальное заверение документов; публикацию информации о новых компаниях в СМИ; регистрацию новых компаний в госучреждениях.

2. Получение кредита: гарантия прав заемщиков при условии проверки их личных данных, создание электронного реестра залогов.

3. Защита инвесторов: требование более полного раскрытия информации, внедрение процедуры пред-банкротства для спасения проблемных компаний.

4. Исполнение контрактов: введение института частных судебных приставов; увеличение числа судей.

5. Урегулирование несостоятельности (признание неплатежеспособности): введение института частных судебных приставов, запрет обращения решения суда по представлению органов, ускорение процесса обслуживания и введение электронного реестра предписаний.

6. Разрешение на строительство: более быстрая передача утвержденных планов от муниципалитета сертифицированным частным специалистам.

7. Подключение к электроэнергии: число процедур, временные и финансовые затраты для малого и среднего бизнеса на новое подключение к электроэнергии для строительства.

8. Регистрация собственности: создание дополнительных офисов; перевод учета земли и ипотеки в онлайн.

9. Оплата налогов: введение электронных платежей.

10. Возможность трансграничной торговли: введение «одного окна» для оформления торговых сделок; увеличение сила таможен, сокращение длительности процедуры таможенного оформления и т.п.

Кроме собственно «лучшего уровня бизнес-регулирования», эти десять стран не имеют ничего общего: они расположены в разных частях света;

численность их населения отличается в десятки раз, они имеют разный уровень дохода на душу населения и т. д (табл. 2).

Таблица 2

10 лучших стран по степени благоприятности ведения бизнеса, 2011-2012 гг. (рейтинг стран составлен на июнь 2012 года)

Рейтинг Страна Количество реформ

1. Сингапур* 0

2. Гонконг. Китай 0

3. Новая Зеландия 1

4. Соединенные Штаты 0

5. Дания 1

6. Норвегия 2

7. В ели ко бр и т а и ня 1

8. Респу&шка Корея 4

9. Грузия 6

10. Австралия 1

112 Россия 2

'занимает первое место седьмой год подряд.

Реформированию в тех или иных странах в той или иной степени подверглись все 10 направлений государственного регулирования, оцениваемых Мировым банком. Всего за 10 лет в 185 странах было проведено около 2000 реформ.

Влияние реформ регулирования предприятий МСБ особенно ярко проявилось в показателе «начало бизнеса», по которому в 2011/12 гг. было проведено большинство реформ (368 в 149 странах). Благодаря реформе сократились, как временные (с 50 до 30 дней), так и материальные (с 89% до 31% ВВП на душу населения) затраты [5].

Стало аксиомой, что упрощение правил начала бизнеса способствует созданию новых фирм и, соответственно, новых рабочих мест. Страны с различным уровнем доходов и расположенные в различных регионах демонстрируют заметное увеличение числа новых фирм после проведения реформ. В Колумбии, Индии, Мексике и Португалии число вновь зарегистрированных фирм увеличилось на 5-17%.

Среди стран лидером по числу реформ улучшения бизнес-среды стала Грузия; в стране проведено 35 институциональных и нормативных реформ по нескольким направлениям:

1. упрощение трансграничной торговли благодаря созданию дополнительных зон таможенного оформления в Тбилиси и Поти; введение ежедневно функционирующего «одного окна» для оформления торговых сделок, что позволяет участникам трансграничной торговли представлять таможенные документы и выполнять другие формальности в одном месте.

2. укрепление системы обеспеченности сделок. Поправка к гражданскому кодексу позволила распространить залог на продукцию, доходы и заменять активы, используемые в качестве залога.

Второе место в мире и первое в регионе Африки южнее Сахары по улучшению бизнес- среды заняла Руанда. Лидерами в своих регионах являются Китай, Индия и Польша.

В Китае в 2005 году был принят новый закон о

компании, в 2006 году - новый кредитный реестр, в 2007 году - первый закон о банкротстве и новый закон о собственности, в 2008 году - новый Гражданско-процессуальный Кодекс и новый закон о корпоративном подоходном налоге.

Индия сосредоточилась в основном на упрощении и снижении стоимости процессов регулирования в трех областях: начале бизнеса, оплате налогов и международной торговле.

Региональный лидер ЕС - Польша - провела 4 институциональных и нормативных реформы: улучшив процесс передачи имущества. При уплате налогов поощряется использование электронных средств, сокращено время заключения новых договоров и урегулирован процесс несостоятельности.

Критерии оценки постоянно меняются, в частности в 2013 г. изменения коснулись: исполнения контрактов: сумма спорных претензий увеличилась с 50% до 200% дохода на душу населения, так как стало ясно, что более мелкие претензии вряд ли дойдут до суда; начало бизнеса: используется оплаченный, а не требуемый минимальный капитал, так как он может стать препятствием для потенциальных предпринимателей; уплата налогов: пороговая налоговая ставка (которая ежегодно рассчитывается и корректируется) установлена на уровне 15-ти % общей налоговой нагрузке, который соответствует общей пороговой налоговой нагрузке 25,7%.

Можно привести несколько эффектов реформирования государственного регулирования МСП:

1. в странах с низким уровнем доходов, проведшим реформы облегчения ведения бизнеса, темпы роста увеличились на 0,4 % [10]: ежегодный темп роста 25% лучших стран по уровню бизнес-регулирования был на 2,3% выше по сравнению с 25% худших[9]. Но достоверно и точно доказать, что это результат регулирования, трудно.

2. создание большего числа рабочих мест для высококвалифицированных работников и более высокой средней производительности, поскольку новые фирмы часто требуют высококвалифицированных работников, снижение издержек на начало бизнеса приводит к росту спроса на образование (в Мексике на 2,2%).

3. повышение правовой определенности фирм, а также их клиентов и поставщиков из-за необходимости официальной регистрации, поэтому вновь создаваемые фирмы в настоящее время больше охвачены правовой системой[11].

4. рост числа предприятий благодаря:

- введению «одного окна» для регистрации бизнеса (в Колумбии на 5,2%; в Португалии - на 17%),

- упрощению лицензирования муниципальных предприятий (в Мексике на 5,0%, в Индии на 6%) [6],

5. снижение цен (на 0,6%) и рост доходов компаний (на 3,2%) благодаря повышению конкуренции [7].

6. рост объемов и сокращение стоимости банковского заимствования благодаря реформе обеспечения прав привели к повышению доли частного кредитования в ВВП. В 12 странах с переходной экономикой более широкий обмен информацией через бюро кредитных историй привел к повышению прибыли банков и снижении банковских рисков. В Индии создание специализированных судов по взысканию долгов обеспечило ускорение урегулирования претензий по взысканию долгов; кредиторам могут требовать больший залог на проблемные кредиты, что повышает на 28% вероятность погашения и на 1-2 % - снижения процентных ставок по кредитам [12].

7. Сокращение числа ликвидаций жизнеспособных фирм. В Колумбии число ликвидаций сократилось на 14% и в Бельгии - на 8,4% [8]. Одной из важных особенностей новой системы Колумбии - то, что она позволяет лучше различать, жизнеспособна ли фирма, что делает более вероятным, что находящаяся в трудном финансовом положении, но в жизнеспособном состоянии фирма, выживет.

Можно предложить следующие рекомендации для более эффективного регулирования МСБ с целью его развития и повышения вклада в экономику России:

1. Для координации усилий по улучшению бизнес-среды сформировать комитет нормативных реформ, подчиняющийся непосредственно президенту, как это было сделано в Брунее Дар ассалам, Колумбии и Руанде. 2. Сформировать межведомственные комитеты, как это сделали более 35 стран. 3. Обмениваться знаниями о реформах регулирования во время учебы, в частности мастер-классов, где должностные лица различных органов государственной власти региона и/ или мира обсуждают проблемы нормативно-правовой реформы и делятся опытом. В последние годы такие встречи прошли в Колумбии (для Латинской Америки и Карибского бассейна), в Руанде (для стран южнее Сахары), в Грузии (для стран Восточной Европы и Центральной Азии), в Малайзии (для стран Восточной Азии и Тихого океана) и в Марокко (для стран Ближнего Востока и Северной Африки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование позволяет предположить, что, если нормативно-правовая база по регулированию предприятий малого и среднего бизнеса будет приведена в соответствие с успешными практиками стран мира, это позволит достичь амбициозных целей, сформулированных в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года [3] и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России [4].

Библиографический список

1. Индекс политики в сфере МСП: страны Восточного партнерства, 2012 г. Ход реализации Акта Европы о малом бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vvww.oecd.org/daf/psd/SMEEasternPartnershipRussian. pdf, свободный.

2. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mspbank.ru/files/analytical_ center/analytical_reports/researches/MSB_int-new.pdf, свободный.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06, свободный.

4. Развитие малого и среднего предпринимательства в России 19 авг. 2011 г. - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. «ОПОРА РОССИИ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.2020strategy.ru, свободный

5. Разумные правила для малых и средних предприятий. Сравнительный анализ регулирования предпринимательской деятельности (Doing busyness), 2013 Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/ 10986/2554/528590PUB0Busi000 publicOOBOX358355B. pdf?sequence=1, свободный.

6. Aghion, Ph., Burgess R., Redding St. and Zilibotti F. The Unequal Effects of Liberalization: Evidence from Dismantling the License Rajin India //American Economic Review. - 2008. - 98 (4). - P. 1397-412.

7. Bruhn M. License to Sell: The Effect of Business Registration Reform on Entrepreneurial Activity in Mexico // Review of Economics and Statistics 2011. - 93 (1). - P. 382-86.

8. Dewaelheyns, Nico, and Van Hulle C. 2008. Legal Reform and Aggregate Small and Micro Business Bankruptcy Rates: Evidence from the 1997 Belgian Bankruptcy Code // Small Business Economics. - 31 (4). - P. 409-24

9. Djankov, S., Caralee McL. and Ramalho R. Regulation and Growth // Economics Letters 2006. - 92 (3). - P. 395—401.

10. Eifert, B. Do Regulatory Reforms Stimulate Investment and Growth? Evidence from the Doing Business Data, 2003-07. Working Paper 2009159, Center for Global Development, Washington, DC.

11. Masatlioglu, Y., Rigolini J. Informality Traps // Journal of Economic Analysis & Policy. - 2008. - 8 (1). - P. 1-24.

12. Visaria, S. Legal Reform and Loan Repayment: The Microeconomic Impact of Debt Recovery Tribunals in India // American Economic Journal: Applied Economics. - 1 (3). - 2009. - P. 59-81.

REGULATION AS A FACTOR FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES DEVELOPMENT

Sofya L. Eremina,

professor, National Research Tomsk Polytechnic University,

Julia S. Bolshanina, post graduate, Tomsk Chamber of commerce and industry

Abstract. 2013 yeartrend has been the mass shutdown of small businesses in many regions ofthe Russian Federation. Ineffective government regulation: the lack of clear strategies and directions of SME support, and incoherent relation of the government to SMEs - are the key reasons for the underdevelopment of SME sector in the economy of the Russian Federation. The purpose of the article: to prove that compliance of the government SME regulation in Russia with the international rules and regulations is one ofthe conditions for increasing their contribution to the economy ofthe country. Keywords: regulation, small and medium-sized enterprises developmen

Сведения об авторе:

Еремина Софья Леонидовна - доктор экономических наук, профессор Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета (г. Томск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Большанина Юлия Сергеевна - аспирант кафедры Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, вице-президент по экономическим вопросам Томской торгово-промышленной палаты (г. Томск, Российская Федерация), email: [email protected].

Статья поступила в редакцию 02.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.