Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ РОССИИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВО / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дербина Ю.С., Крутик А.А., Боркова Е.А.

Интернет-торговля с каждым днём набирает становится всё востребованной. Ежедневно число предпринимателей, решающихся развивать свой бизнес через глобальную сеть Интернет, растёт. В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования Интернет-торговли России, а также реальное положение России на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF INTERNET TRADE IN RUSSIA

E-commerce is gaining more and more demand every day. Every day, the number of entrepreneurs who decide to develop their business through the global Internet is growing. The article discusses the main issues of legal regulation of Internet commerce in Russia, as well as the real position of Russia on the world market.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ РОССИИ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ РОССИИ

Ю.С. Дербина, студент

А.А. Крутик, студент

Е.А. Боркова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-1-219-223

Аннотация. Интернет-торговля с каждым днём набирает становится всё востребованной. Ежедневно число предпринимателей, решающихся развивать свой бизнес через глобальную сеть Интернет, растёт. В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования Интернет-торговли России, а также реальное положение России на мировом рынке.

Ключевые слова: интернет-торговля, электронная подпись, торговля, государство, модель.

Запуск своего дела в цифровой экономике требует, чтобы владельцы бизнеса были осведомлены о законах об Интернет-торговле. В связи с развитием сети Интернет, всё больше пользователей используют данный ресурс. После введённых ограничительных мер из-за распространения СОУГО-19 в большинстве стран мира, Интернет-торговля начала набирать обороты и достигла мирового масштаба. Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на жизнь потребителей и меняет структуру одну из генеральных сфер рынка потребителей - торговлю. На сегодняшний день люди не могут предста-

вить себе жизнь без возможности заказать продукты, вещи на дом, при этом не затрачивая много энергии и времени.

В настоящее время государство не пришло к единой модели для регулирования и системы налогообложения деятельности участников электронной коммерческой деятельности.

Введённые ограничительные меры в связи с распространением пандемии коро-навируса увеличила динамику роста российской Интернет-торговли, что позволяет задуматься о скорейшем совершенствовании государственного регулирования Интернет-торговли (рис. 1).

Рис. 1. Объем Интернет-торговли России [1, 2, 3, 4]

В Российской федерации, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на данный момент понятие «оптовая торговля» определяется как вид торговли,

при котором товары приобретаются для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личными, семейными, домашними и другим подобным использованием. Оптовая торговля относится к предприниматель-

ской деятельности юридических и физических лиц, связанной с приобретением и реализацией товаров.

Оптовая торговля охватывает деятельность, связанную с продажей товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным, профессиональным пользователям или другим оптовым торговцам. В свою очередь розничная торговля включает в себя деятельность по реализации товаров для личного или домашнего потребления «О классификации предприятий розничной и оптовой торговли» [5]. Российское законодательство четко разграничивает розничную торговлю от оптовой. В частности, розничная торговля возможна только с физическими лицами, приобретающими товары для конечного потребления. В юридической литературе существует плюрализм мнений об электронной торговле. Некоторые считают, что электронная торговля является подсистемой внутренней торговли и особым видом торговли. В первом случае под электронной торговлей понимается совокупность коммерческих организаций, основная и профессиональная деятельность которых связана с розничной и оптовой электронной торговлей. В терминах коммерческого права электронная торговля означает многофункциональные профессиональные операции, которые формируют торговые потоки, расширяют и осваивают новые рынки, устанавливают международные или региональные договорные отношения по поставкам, запасам [6]. Другие предлагают отождествить термины «электронная торговля» и «электронная коммерция». Это мнение основано на том, что термин «электронная торговля» используется в российском законодательстве как перевод термина «электронная коммерция».

Электронная коммерция имеет ряд специфических черт: экстерриториальность

сети Интернет, отсутствие посредников в электронной коммерции и анонимность [7]. Эти факторы создают возможности для уклонения от уплаты налогов и снижают эффективность налогообложения, что приводит к уменьшению доходов, поступающих в государство.

Анонимность электронной коммерции основана на анонимности и недоступности существенных признаков сделки от третьих лиц, в том числе налоговых органов, сокрытие информации об инициаторе сделки от третьих лиц и продавцов [8]. Для регулирования Интернет-торговли необходимо:

- Разработать проект Федерального закона о правилах электронной торговли, определяющий требования к потенциальным торговцам и деятельности торговцев, виды сделок, гарантии, механизмы и средства защиты.

- Законодательно закрепить термины «товар» и «электронная торговля», интернет-соглашение и правила пользования сайтом [9].

Таким образом, эти меры могли бы способствовать подъему российской торговли. Так, модели приближенные к международным стандартам и обеспечивают лучшее перспективы для предпринимательства.

Существуют нормативные акты, регулирующие порядок электронных платежей. Широко используются три метода идентификации: подтверждение личности путем предъявления национального паспорта в отделении банка; регистрация на сайте кредитной организации с указанием номера мобильного телефона и личной информации; создание учетной записи на портале госуслуг с последующей авторизацией с помощью электронной подписи [10]. Государство активно занимается выводом предприятий из теневой экономики (рис. 2).

160 140

120 100 80 60 40 20 0

■ - m

103,6 92 86 83,1

20 20,5 28,3 28,1

m 20,7 18,9 24,3 23,4 m

2018

2017

2016

2015

■ размер теневой экономики, трлн. Руб. доля от ВВП, в % размер ВВП, трлн. Руб.

Рис. 2. Теневые операции в РФ [11]

США является лидирующей страной в области правового регулирования электронной торговли [12] (рис. 3).

2

4 2

4

2

S 3

5 L

3 2 1 И

Нормативно-правовая Составление данных

база. н источники

Составление конкретных ■элементов данных

Составление данных по торговле конкрегнвшн категориями товаров

Метаданные и

распространение

■ США Канада Китай

Рис. 3. Перечень примеров опыта отдельных стран [12]

Индексы внешней торговли н данные, скорректированные с учетом сезонных колебаний

Следует отметить, что законодательство США в области электронной торговли развивалось комплексно: на федеральном уровне и уровне штатов. В настоящее время некоторые штаты ограничились выпуском кратких директив, разрешающих использование электронной подписи [13]. И Федеральная торговая комиссия, и Бюро переписи населения Министерства торговли США имеют полномочия по регулированию электронной коммерции. Законодательство США регулирует некоторые вопросы электронной коммерции, такие как коммерческая электронная почта, реклама товаров, продаваемых через Интернет, безопасность и конфиденциальность элек-

тронных транзакций. Законодательство Соединенных Штатов Америки значительно облегчает использование электронных подписей, что, в свою очередь, способствует росту Интернет-бизнеса. Действия сторон стали более предсказуемыми и контролируемыми. Электронные транзакции с использованием цифровых подписей считаются такими же легитимными, как и транзакции на бумажных носителях. Директива об электронной торговле закрепила правовые аспекты регулирования услуг в Интернете, включая электронную торговлю, с упором на транзакции внутри страны. Целью настоящей Директивы является создание правовой базы для обес-

печения свободного перемещения интер- ния процессами электронной торговли как нет-услуг и обеспечения правовой опреде- на национальном, так и на международном ленности для всех субъектов отношений. уровне. Особый интерес представляет Существуют также дополнительные ди- термин «электронная подпись». В настоя-рективы, такие как директивы защищаю- щее время российское законодательство и щие права потребителей в Интернете, ди- деловая практика требуют, чтобы все бу-рективы, защищающие правовую основу мажные документы были заверены соб-для электронных подписей, что способ- ственноручными подписями сторон. Кон-ствует их юридическому признанию. В со- кретные требования к электронному доку-ответствии с настоящей директивой элек- ментообороту и данным в электронной тронная подпись определяется как данные коммерции законодательно не определены. в электронной форме, которые присоеди- Новый подход к проблеме будет способ-няются к другим данным или логически ствовать развитию правового регулирова-связаны с ними и используются для аутен- ния, безопасности и надежности субъектов тификации. Только физическое лицо имеет правоотношений. Это также поспособ-право использовать электронную подпись ствует адаптации российской торговой для документов [14]. модели к международным стандартам, что

Успешный пример законодательства должно вывести бизнес-операции на но-Соединенных Штатов Америки свидетель- вый уровень [15]. ствует о важности эффективного управле-

Библиографический список

1. В 2018 рынок Интернет-торговли вырос на рекордные 60%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/5cf12ac99a7947b921b62598 (дата обращения: 19.05.22)

2. Что и как покупают в интернете жители России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cms-rating.ru/chto-i-kak-pokupayut-v-internete/ (дата обращения: 19.05.22)

3. Российский рынок электронной торговли 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-elektronnoy-torgovli-v-2020-godu-analitika-data-insight.html?ysclid=l1jp46fbgc (дата обращения: 19.05.22)

4. Объем интернет-торговли в 2021 году вырос на 12%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/13712875?ysclid=l1jp5wbhfp&utm_source=yandex.ru&utm_medium =organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 19.05.22)

5. Зверева А.О., Иванов Г.Г. Механизм развития торговых организаций в неблагоприятных экономических условиях: Монография. - М.: Изд-во Сателлит.

6. Рассолов И.М. Электронная торговля и электронные платежи в свете нового российского законодательства // Научные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. -2014. - №4 (35). - С. 97-103.

7. Жестеров П.В., Незнамова А.А., Стародумова С.Ю., Волкова М.А., Ленковская Р.Р. Правовой режим предметов поставки по договору об оценке, Человек в Индии. - 2017. -С. 357-364.

8. Руденко Е.Ю., Усенко А.С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №111.

9. Кузлаева И.М., Попкова Е.Г. Правовая база, регулирующая отношения электронной коммерции, как фактор прямого воздействия на внешнюю среду интернет-компаний // Современные тенденции научных исследований XXI века: теория и практика.

10. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.05.22)

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 19.05.22

12. Статистика международной торговли товарами. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesf/seriesf_87Rev1_r.pdf (дата обращения: 19.05.22)

13. Соболь И.А. Направления развития гражданско-правового регулирования электронной торговли в России за рубежом // Общество и право. - 2010. — №3 (30).

14. Железнов Р.В. Международная электронная торговля как феномен либерализации рынка: проблемы правового регулирования // ВЭПС. - 2016. - №1.

15. Боркова Е.А., Носкова П.О. Современное развитие рынка электронной торговли в макроэкономических условиях России // Российское предпринимательство. - 2019. - Т. 20. №4. - С. 917-926.

REGULATION OF INTERNET TRADE IN RUSSIA

Yu.S. Derbina, Student A.A. Krutik, Student

E.A. Borkova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. E-commerce is gaining more and more demand every day. Every day, the number of entrepreneurs who decide to develop their business through the global Internet is growing. The article discusses the main issues of legal regulation of Internet commerce in Russia, as well as the real position of Russia on the world market.

Keywords: internet trade, electronic signature, trade, state, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.