Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные инвестиции / экономика / транснациональные корпорации / foreign investments / the economy / multinational corporations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смышников М.Р.

В данной работе проведен анализ инвестиционного поля Китайской народной республики в аспектах его эволюционного развития и проблематики на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF FOREIGN INVESTING IN THE CHINESE ECONOMY: EVOLUTION, PROBLEMS, FEATURES

This paper analyzes the investment field of the People's Republic of China in aspects of its evolutionary development and current issues.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ»

УДК 34

Смышников М.Р.

студент бакалавриата юридического факультета Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: в данной работе проведен анализ инвестиционного поля Китайской народной республики в аспектах его эволюционного развития и проблематики на сегодняшний день.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, экономика, транснациональные корпорации.

На сегодняшний день как китайское государство - безусловный гегемон мировой экономической арены: китайские транснациональные корпорации (например, ЛНЬаЬа, Бу:еВапсе и другие) покоряют национальные рынки далеко за пределами Азии, ВВП Китая растет семимильными шагами и на данные момент времени занимает второе место в мире. Авторитетные экономисты, например Т. Н. Юдина в своих трудах уже выделяют такое явление как «юанизация», обозначая его как триггер экономической глобализации. Иными словами, сяопиновский «социализм с китайской спецификой» строится день ото дня все быстрее. И скорость его построения прямо пропорциональна растущему экономическому благополучию государства, что не может благоприятно не отразиться на инвестиционной привлекательности Китая. Но готов ли Китай к широкомасштабному иностранному инвестированию?

Исторически сложилось, что Китай был экономически и культурно закрытой территорией. В имперский период китайское государство

придерживалось политики меркантилизма и в иностранных инвестициях не нуждалась (вследствие достижения экономической автаркии), внешняя торговля представляла из себя лишь сбыт мелких излишков внутреннего производства в обмен на драгметаллы. Фактически, проводилась политика закрытых дверей. Однако рост капитализма и индустриализация стран Запада в XVII - XIX вв. на фоне закрытости и отсталости Китайской империи привел страну к насильному «вскрытию» в статусе полуколонии во второй половине XIX в. Роль иностранного капитала стала гегемонистской и быстро разрушила этатистско-феодальные экономические порядки Китая, создавая основы капиталистического экономического строя периферийного характера. Все изменила революция 1949 года. В 1951 коммунисты по главе с Мао в рамках околосталинской политики экономического плана провели национализацию всех предприятий с инвестициями западных капиталистических государств. Сохранилось экономическое сотрудничество лишь с СССР, которое помогло Китаю провести индустриализацию.

Уже в 60-х годах пути СССР и маоистского Китая разошлись, а политика «культурной революции» сломала всю правовую систему. Последствия пришлось преодолевать реформаторам во главе с Дэном Сяопином, что начали политику «реформ и открытости», в том числе и в инвестиционном контексте. Так, были созданы 4 «свободных экономических зоны», все порты Китая стали открыты для внешней торговли, были учреждены и «зоны свободной торговли». Китай стал привлекательным местом для иностранных инвесторов. Фактически, то, что происходит в Китае сейчас -следствие и продолжение политики Сяопина в сфере иностранных инвестиций. Апогеем политики привлечения зарубежных инвестиций. можно считать принятие «Закона об иностранных инвестициях» [далее - Закон] 19 марта 2019 года. На этом моменте стоит остановиться подробнее.

Закон заменил т.н. «Триаду законов об иностранном инвестировании», тем самым существенно как упростив правоприменение, так и унифицировав систему: Триада часто шла вразрез с действующим законодательством

(например, статьей 217 Закона КНР «О компаниях» устанавливала общий режим для АО и ООО с иностранным участием, что шло вразрез с положениями Триады). Кроме того, Триада не удовлетворяла экономическим целям Китая: согласно закону, допускалось лишь инвестирование по типу «greenfield investment», иные формы участия не допускались, что было не совсем удобно для иностранных инвесторов.

Итак, Закон вступил в силу 1 января 2020. Что же изменилось? Во-первых, ст. 2 Закона устанавливает фактически открытый перечень возможностей инвестирования, включающий в себя не только «greenfield investment», но и трансграничные слияния и поглощения, а также простое финансирование проектов из-за рубежа без создания организационных структур внутри Китая. Сама по себе дефиниция «иностранной инвестиции» была определена как «инвестиционная деятельность, осуществляемая прямо или косвенно иностранными инвесторами на территории материкового Китая». Такое решение обеспечило приток инвесторов из-за рубежа в силу упрощения процедуры и обеспечило гибкость в реагировании при внедрении новых практик.

Компании с иностранным участием имеют множество свобод: свобода выбора финансирования (ст. 17), свобода учреждения профсоюзов (ст. 8), торговых палат (ст. 27), равное с национальными компаниями участие в госзакупках и равная с национальными компаниями степень «благоприятности» нахождения на рынке (ст. 8) - порою, если то было предусмотрено международным договором, иностранная компания имела даже более льготное положение, чем национальная (речь, очевидно, идет о налоговом регулировании). Согласно ст. 10, при разработке законов и иных правил об иностранном инвестировании следует советоваться с компетентными органами иностранных компаний.

Однако не все области экономики доступны компаниям с иностранным участием. Ст. 4 и 28 акцентируют внимание на существовании утвержденного Госсоветом Китая негативном списке, в который внесены области, в которые

для компаний с иностранным участием вход или ограничен, или закрыт. Так, например, почты и экспресс-почты - монополия национальных компаний. Ограничения же, связанные с иностранным участием в определенных областях экономики, носят различный характер: это или условие, что контрольный пакет акций находится у китайской стороны, или что доверенное лицо - китайский гражданин. Есть и специфические условия - для сфер селекции новых сортов пшеницы и производства семян действует ограничение, что 34% (как минимум) акций компании должны находиться у китайской стороны. Однако негативный список подвергается определенной либерализации: так, например, в финансовом секторе сняты ограничения на иностранную собственность в отношении ценных бумаг, инвестиций в ценные бумаги и управления фондами, фьючерсных контрактов и компаний по страхованию жизни. Сам законодатель связывал сам факт наличия этих ограничений ранее с бушующим коронавирусом.

Однако, закон имеет и определенные проблемы: так, например, еще издание 8еект§&А1рЬа обратило внимание, что инвестиции в экономику Китая не совсем безопасны, сославшись на ст. 20 Закона. Статья эта строго запрещает реквизицию любых иностранных инвестиций, однако допускает эту возможность при условии «общественного интереса», «особой важности» и справедливой компенсации держателю. Формулировка «особая важность» слишком абстрактна и подразумевает под собой львиную долю усмотрения исполнительного органа, посему потенциальная инвестиция может быть в любой момент экспроприирована по довольно «призрачному» основанию.

Еще одной проблемой можно увидеть в ст. 25. Она гласит, что местные органы обязаны исполнять «политическое обязательство» перед иностранными инвесторами и исполнять все заключенные контракты. Однако в случае противоречия контракта «национальному интересу», контракт мог быть принудительно изменен или расторгнут. Очевидно, что категория «национального интереса» более, чем абстрактна, и целиком зависит от

усмотрения местного органа. Таким образом, ничто не может гарантировать исполнение обязательства.

Однако Закон наделяет местные органы КНР и иными полномочиями, что будут служить благоприятным инструментом для иностранного инвестора: так, статья 18 Закона декларирует, что местные органы КНР на уровне уезда или выше могут в рамках собственных законодательных полномочий разрабатывать политику поощрения и привлечения иностранных инвестиций. Однако это порождает иную проблему: очевидно, что создание льготных инвестиционных условий вряд ли будет носить адресный характер, что в свою очередь создает проблему неоднородности регулирования рынка инвестиций.

Подводя итоги, стоит сказать, что Китай год от года становится все более привлекательным местом для инвестиций. Манит не только дешевая рабочая сила и ее избыток, но и комфортный правовой режим. Законодательство об иностранных инвестициях Китая имеет определенные пробелы, так, например, помимо вышеперечисленного, закон фактически комментирует только прямые инвестиции, совсем не касаясь косвенных. Но КНР и китайское право не стоит на месте и исправляет свои ошибки (например, «Закон об иностранных инвестициях» был сопровожден «Положением о применении Закона КНР «Об иностранных инвестициях», а впоследствии был дополнен толкованием Верховного суда КНР). Китайское государство, безусловно, стремится к повышению инвестиционной привлекательности, что будет служить мощным триггером роста ВВП и экономического благополучия китайской нации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цзя Шаосюе. Эволюция и перспективы развития законодательства КНР об иностранных инвестициях // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 1. С. 37-47. 001: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2023-20-1-37-47. ЕБМ Ь1:1р8: //еНЬгагу. ги^а^;

2. Жилкибаев С.Н. Становление и развитие китайского законодательства об иностранных инвестициях. Современные востоковедческие исследования. 2022, 4 (3). https://doi.org/;

3. Закон Китая об иностранных инвестициях (2019)

Smyshnikov M.R.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Moscow, Russia)

REGULATION OF FOREIGN INVESTING IN THE CHINESE ECONOMY: EVOLUTION, PROBLEMS, FEATURES

Abstract: this paper analyzes the investment field of the People's Republic of China in aspects of its evolutionary development and current issues.

Keywords: foreign investments, the economy, multinational corporations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.