Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК ЗЕРНА В КАЗАХСТАНЕ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК ЗЕРНА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОНТРАКТНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕРНОПРОДУКТЫ / ЗЕРНО / ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мизанбекова С.К.

This article presents questions guaranteed formation of state reserves of grain, is a reliable mechanism for the country's needs in grain and grain products, and to support domestic producers. An important source of commodity resources of grain for food purposes are public procurement by the Food Corporation. Improving conditions of purchases of grain in state resources are being financed producers on spring field work to ensure participation in the procurement of direct producers of grain, which has developed a document confirming the status of agricultural producers and characterizing its financial condition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК ЗЕРНА В КАЗАХСТАНЕ»

Литература

1. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование «нновационной системы АПК: организационно- экономические аспекты: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинфор-магротех». - 2013. - 216 с.

2. Марннченко Т.Е., Кузьмин В.Н. Метод оценки и механизм отбора перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе'/Ж.: Техника 11 оборудование ятя села - 2015, № 2 (212). - с. 27-30.

3. Организационно-экономический механизм трансфера инноваций: науч. докл. / Минсельхоз России, ФГБНУ "Росинформагротех"; исполн.: В. Н. Кузьмин, А. П. Королькова, Т. Е. Марннченко. - г. п. Правдинский, 2014. - 115 с.

4. В 2013 г. затраты на исследования и разработки в ЕС выросли до 2% ВВП [Электронный ресурс]. .*RL:http7,/epp.eurostat.ec.europaeu/cache/ITY_PUBLIC/9-17112014-BP/EN/9-17112014-BP-EN.PDF (дата обращения

11.2014).

5. European Entrepreneurship & Innovation Program (ME 421) Dr. Burton H. Lee PhD MBA Program Director Department of Mechanical Engineering January 4 2010 [Электронный ресурс]. URL: -.ttp://me421.stanford.edu (дата обращения 10.11.2014).

6. Статистический ежегодник Eurostat regional yearbook 2014 [Электронный ресурс]. '-'RL:http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_detaiIs/publication?p_product_code=KS-HA-14- (дата обращения 17.11.2014).

7. Department for Environment, Food & Rural Affairs homepage. Research at Defra [Электронный pe-cypc] URL:lntps://\v\\A\'.gov.uk/govemment/organisations/department-for-environment-food-rural-affairs/about/research (дата обращения 17.12.2014).

8. Global Strategic Alliances for the Coordination of Research on the Major Infectious Diseases of Annals and Zoonoses [Электронный ресурс]. URL: http://www.star-idaz.net/ (дата обращения 17.02.2015).

9. European Cluster Memorandum, 2008 http://www.vinnova. se/In-English/misc/Speciella si-ior/Inno vat ion-and-C" lusters/

10. SanduI.S., RyzhenkovaN.E., VeselovskyM.Y., SolovyovA.Y. Economicaspectsofinnovation-:-rientedmarketeconomyformation/ I.S. Sandu, N.E.Ryzhenkova, M.Y.Veselovsky, A.Y.Solovyov LifeScienceJournal.-2014.-T. ll.-№ 12.-C. 242.

11. Демишкевич Г.М. Опыт сельскохозяйственного консультирования в Германии и возможности его применения в России //Аграрный вестник Урата. 2008. №5.-с. 102-104._

УДК 631.145.

Мизанбекова С.К.

д.э.н. РФ, д. эл. РК, профессор. Казахский национальный аграрный университет

Регулирование и организации закупок зерна в Казахстане

Ключевые слова: Продовольственная контрактная корпорация, государственные ресурсы, сельские товаропроизводители, зерно, зернопродукгы, продовольственная безопасность,закупки.

Keywords: Food Contract Corporation, state resources, rural producers, grain, grain products, food security, procurement.

Аннотация: В статье изложены вопросы гарантированного формирования государственных ресурсов зерна, являющихся надежным механизмом обеспечения потребностей страны в зерне и зернопродуктах и поддержки отечественных товаропроизводителей. Важным источником формирования товарных ресурсов зерна для продовольственных целей являются государственные закупки, осуществляемые Продовольственной корпорацией. Совершенствуются условия закупок зерна в государственные ресурсы, осуществляется финансирование производителей на весенне-полевые работы, обеспечивается участие в закупках непосредственных товаропроизводителей зерна, для чего разработаны документы, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и характеризующих его финансовое состояние.

Abstract: This article presents questions guaranteed fonnation of state reserves of grain, is a reliable mechanism for the country's needs in grain and grain products, and to support domestic producers. An important source of commodity resources of grain for food purposes are public procurement by the Food Corporation. Improving conditions of purchases of grain in state resources are being financed producers on spring field work to ensure participation in the procurement of direct producers of grain, which has developed a document confirming the status of agricultural producers and characterizing its financial condition.

Гарантированное формирование государственных ресурсов зерна является надежным механизмом обеспечения потребностей страны в зерне и зернопродуктах и поддержки отечественных товаропроизводителей. Одним из основных источников форми-

рования товарных ресурсов зерна для продовольственных целей является государственные закупки, осуществляемые АО «НК «Продкорпорацпя», располагающей представительствами в 10 областных центрах республики, а также зарубежные представитель-

ства в Великобритании (Лондон), Российской Федерации (Москва), Китайской Народной Республике (Пекин), Исламской Республике Иран (Тегеран), в Республике Азербайджан (Баку).

За последние годы совершенствуются условия закупок зерна в государственные ресурсы. Продовольственная контрактная корпорация осуществляет финансирование производителей на весенне-полевые работы на общую сумму 17,6 млрд. тенге, в том числе - 3,6 млрд. тенге на закуп в государственные ресурсы в весенне-летний период.

На форвардный закуп предполагается направить 14 млрд. тенге средств бюджетного кредита из расчета 6 тыс. тенге на 1 га посевной площади и с условием уплаты комиссии в конце срока финансирования в размере 5% годовых от суммы финансирования Закуп производится под гарантии банков второго уровня либо социально-предпринимательских корпораций. Лимиты по форвардному закупу: Акмолинская область - 4,28 млрд. тенге; Актюбинская - 490 млн. тенге; ВКО - 490 млн. тенге; Карагандинская - 670 млн. тенге; Костанайская - 4,24 млрд. тенге; Павлодарская - 500 млн. тенге; СКО - 3,33 млрд. тенге.

Организация закупа зерна нацелена на финансовую поддержку сельских товаропроизводителей путем целевого выделения средств из республиканского бюджета на приобретение семян, горючесмазочных материалов, удобрений, гербицидов, запасных частей дтя сельскохозяйственной техники на основе договора поставки ими зерна. Финансирование закупок проводится в два этапа, в весенне-летний и осенне-знмний периоды [1].

При этом на весенне-летний периоды расходуется около 60% средств. Наряду с закупками зерна в государственные ресурсы Корпорация осуществляет коммерческий закуп в пределах 1,0-1.5 млн т зерна за счет привлеченных отечественных и зарубежных кредитных ресурсов.

Обеспечивается участие в закупках исключительно непосредственных товаропроизводителей зерна. С этой целью разработан перечень документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и харакгеризующих его финансовое состояние. В результате из года в год увеличивается число участников программы государственных закупок.

В государственные ресурсы в основном закупается зерно пшеницы мягких сортов не ниже 3 класса и ячмень 1 и II классов. Тем не менее, как показывают данные общий объем закупок зерна в государственные ресурсы далеко не удовлетворяет спрос на сбыт зерна товаропроизводителей, особенно мелких хозяйств.

Национальный управляющий холдинг «КазАгро» в текущем году выделил на закуп зерна в государственные ресурсы более 7 миллиардов тенге под гарантии банков второго уровня выделено 7 миллиардов 78,5 миллиона тенге, данные средства были выделены равными долями, по 3 миллиарда 539,25 миллиона тенге посредством весенне-летнего финансирования и в осенний период. Денежные средства, неиспользованные на весенне-летнее финансирование, будут направлены на прямой закуп зерна в основной период.

В рамках форвардного закупа пшеницы и ячменя из средств бюджетного кредита, осуществляема го Продкорпорацией, в соответствии с лимитам профинансировано 1,7 тысячи заемщиков с заявле»] ной площадью около 2,2 миллиона гектаров на щую сумму более 13 млрд тенге.На весенне-поле и уборочные работы 2014 года Национальный х динг за счет всех источников направил 89,3 милл" да тенге. Из всей этой суммы финансирования млрд тенге приходится на бюджетные средства, дусмотренные на закуп зерна государственных ; сов, 11,6 млрд тенге - собственные средства хол 40 млрд тенге - бюджетный кредит на фондиро Аграрной кредитной корпорации (5,5 млрд Фонда финансовой поддержки сельского хозя" (500 млн тенге), Продовольственной корпорации млрд тенге). Освоение средств за счет бюдж кредита составило 39 млрд тенге или 97,5% от п.

Новый источник кредитных ресурсов щен в соответствии с Программой «Агробизнес . в целях расширения доступности финансирован« сельских товаропроизводителей. Освоение бкх го кредита 2014 года через банки второго уров ставило: Цесна Банк - освоено 100%; Delta освоено 100%; Евразийский банк - освоено Банк Астаны - освоено 100% . Все эти меро~ позволили провести посевную кампанию на 5,4 миллиона гектар.

На строительство зернохранилищ в нальном холдинге «КазАгро» находится 41 стоимостью 19,4 млрд тенге и общей емкосг нения 775 тысяч 600 тонн. С 2010 года be проекта стоимостью 9,4 млрд тенге и общей е 458 тысяч 100 тонн хранения. В 2014 году ] ся ввести в эксплуатацию 9 проектов на 1"?! тонн хранения, за счет «КазАгро» будет мощностей хранения на 623 тыс 100 тонн.

Для формирования продоволь фонда для населения осуществляется гос> ный закуп, базирующийся на научно об: нормах потребления (НОНП). Основным при этом служит уровень потребления хлеов продуктов на душу населения в год. Так за этот показатель по Республике Казахстан 116,7 кг, в России - 118 кг. США-113 кг. ции - 80 кг и в Германии -79 кг. За 2013 г ское потребление хлеба и хлебопродуктоз i лике составило 124 кг, что в пересчете на ставляет 176 кг на душу населения при н~ норме потребления 166 кг. Норма потрес-новленная ВОЗ составляет 120,5 кг (в муку).

Таким образом уровень самос населения республики продовольстве" превышает потребность в 6-7 раз.

Несмотря на то, что механизмы венных закупок ежегодно совершенств) с симости от складывающейся экономиче корректируется, на зерновом рынке лась система целевого регулирования лизации зерна. f2]KaK показывает вуюший механизм закупок зерна и нансирования в республике не достигает

ленной цели- оказание государственной поддерж-сельским товаропроизводителям и через нее сти-¡рование хозяйств на увеличение товарных ресур-зерна.

Ситуация на зерновом рынке, складываю-я в современных условиях стала благоприятной продавцов- зерна, особенно для его экспортеров, ащение мирового предложения зерна, неблаго-гные прогнозы на урожаи в основных зернопро-дящих странах мира, в том числе России, в част-1 недостаток зерна в Алтайском крае, где перера-вается 12% всего объема российской муки спро-ровал взрывной рост цен на зерно. Сложившую-аеновую ситуацию можно расценивать двояко: с й стороны, как положительную, поскольку, резко ысились рыночные цены на первичном рынке до 220 долл. США, против 120-125 долл. Прогноз изводства пшеницы в Казахстане в текущем сель-хозяйственном году (июль 2014 - июнь 2015 гг.) на вне 12,5 млн тонн. Оценка казахстанского экспор-пшеницы повышена в январе на 3,4% - до 6 млн н с 5,8 млн тонн, прогнозировавшихся в декаб-. Прогноз импорта пшеницы не изменился и соста-л 200 тыс. тонн.

В Казахстане в прошлом году собрано 18,2 тонн зерновых и бобовых культур, удельный вес еницы составил 76,5% (13,9 млн тонн) экспортиро-о более 8,3 млн тонн пшеницы.

Кроме того, имея экспортный потенциал хстан оказался в выигрышном положении и на шнем рынке.

Однако, с другой стороны, трейдерские ком-ии, будучи в предвкушении сиюминутной выгоды мились на внешний рынок[3]. В итоге на рынке торяегся ситуация, когда в порыве наживы все довольственное зерно было вывезено на экспорт, привело к возникновению угрозы продовольст-ной безопасности страны. Почти во всех регионах ны, мукомольные предприятия испытывали на-жение с обеспечением сырья для переработки, ноперерабагывающие компании были вынуждены 'пать зерно по 220-250 долл. США за т.

Повышение цен на зерно повлекло по цепоч-повышение оптовых и розничных цен на муку, 5 и хлебные изделия. Не выдержав натиска цен гие мелкие и средние пекарни закрылись или вре-но приостановили свою деятельность, что привело перебоям в обеспечении хлебом в крупных городах.

Основными причинами возникновения такой глагоприятной ситуации эксперты объясняют сокращением мирового предложения зерна и как следствие повышением цен на него на мировом рынке до fc(>-300 долл. США против 170-180 долл. в предыдущие годы, повышением энерготарифов и всплеском pi на нефты и нефтепродукты, а также подорожанием стоимости сельскохозяйственной техники, в основном комбайнов, цена на которых поднялась в зависимости от марки на 70-120%.

На сокращение мирового предложения зерна ■ значительной степени повлияло развитие биоэнергетических отраслей, которая использует зерно для ^»изводства биотоплива (биоэтанола и биодизеля). Спрос в мире на биомассу как на энергетический ре-

сурс все больше и больше возрастает и, эта отрасль в странах Евросоюза и США стало сейчас наиболее приоритетной и быстрорастущей [4]/ В США, например, в связи со стремительным ростом числа специализированных биоэнергетических заводов с 2001 г. количество зерна, используемого для производства биоэтанола, возросло в 3 раза. По прогнозам специалистов ежегодный объем зерна, выделяемого на эти цели, в США составит 100 млн. т, или примерно половину их экспортных ресурсов.

В Северо-Казахстанской области действует завод "Биохим" по производству биоэтанола мощностью 300 тыс. т переработки зерна в год. В перспективе намечено строительство еще двух заводов с общей стоимостью 11,7 млрд. тенге: биоэтанола в Кус-танайской области (стоимость проекта 6,75 млрд. тенге) мощностью 100 тыс. т переработки пшеницы в год с выходом 26 тыс. т и биодизеля в Северо-Казахстанской области (стоимость 4,95 млрд. тенге) мощностью до 100 тыс. т переработки рапса в год с выходом 27 тыс. т биодизеля.

Основной причиной сложившегося в текущем году положения с зерном для внутреннего потребления республики является непрозрачность рынка, отсутствие объективного мониторинга баланса между экспортом зерна и потребностями в нем мелькомбинатов в различных регионах страны. Такое положение позволяет региональным властям искусственно завышать показатели валового сбора и соответственно экспортного потенциала зерна с тем, чтобы оправдать беспрепятственный вывоз зерна за пределы республики.

Повышению цен на зерно и муку для внутренних потребителей - зерноперерабагывающих и хлебопекарных предприятий в определенной степени способствовала не совсем удачно выбранная тактика проведения закупочных и товарных интервенций. Вместе того, чтобы регулировать сложившуюся ситуацию, АО «Прод-корпорацпя», осуществляя экспорт зерна, само включилось в ценовую гонку с отечественными экспортерами и внешними импортерами казахстанского зерна.

Неустойчивость соотношения между спросом и предложением, связанная с чередованием урожайных и неурожайных годов, предопределяет стихийный и неуправляемый характер ценообразования в зерновой отрасли и неблагоприятные ценовые сдвиги. Тенденции развития мирового рынка зерна показывает, что в неурожайные годы, возникают большие проблемы с поддержанием доходности хозяйств и осуществлением воспроизводства в зерновой отрасли[5]/ Напротив, в годы высоких урожаев зерна становится необходимым выделения бюджетных средств для закупки государством его излишков с целью стабилизации рыночных цен.

Чтобы не допустить дефицит зерна внутри страны, формирование продовольственного фонда в будущем предлагается проводить через осуществление закупок зерна в государственные ресурсы в объемах, полностью удовлетворяющих потребности населения в продовольственном зерне.

Объем государственных закупок для внутреннего потребления должен составить 2,5-2,6 млн т зерна с перспективой расширения его ассортимента за

счет бобовых, крупяных культур. Кроме того, за счет бюджетных средств должны быть созданы стратегические и мобилизационные резервы государства, который является важнейшим средством надёжного обеспечения зерном и продуктами его переработки спецпотребителей: армии, специальных контингентов. закрытых учреждений и др., и создания страховых запасов на случай чрезвычайных ситуаций страны. По расчетам объем государственных резервов могут формироваться в пределах 3-5% от общего объёма производства (450-700 тыс.т). С учетом этого, гарантированно закупаемые государственные ресурсы зерна предлагается формировать в размере 3,0-3,3 млн т.

В ситуации, когда объем зерна уменьшается ниже установленного уровня, должен наступить специальный режим торговли, регулирующий зерновые балансы между внутренними потребностями и экспортом. Регулирующий механизм включает как административные - запрет на вывоз, лицензирование экспорта зерна, установление квоты, так и экономические меры, в частности закуп всего потребного объема зерна по фиксированным ценам с последующим возмещением товаропроизводителям разницы между закупочной и реализационной рыночными ценами, сложившимися на внутреннем рынке.

Одним из путей регулирования рынка зерна и хлебопродуктов может стать введение хлебной монополии на закупки и торговлю зерном путем создания региональных торгово-закупочных корпорации в форме АО с преимущественным преобладанием государственной доли в их уставном капитале. В состав торгово - закупочных корпораций на правах акционеров могут войти сельскохозяйственные товаропроизводители - производители зерна, находящиеся на данной территории, элеваторы. ХПП, перерабатывающие предприятия, хлебозаводы и другие заинтересованные в этом субъекты зернового рынка.

Деятельность торгово-закупочных объединений, формируемых по инициативе и с участием региональных органов управления должна быть направлена на соблюдение оптимальных ценовых отношений между технологически взаимосвязанными и в то же время самостоятельно функционирующими предприятиями, регулирование межрегиональных поставок с целью стабилизации внутреннего рынка зерна.

В отличие от деятельности АО «Продкорпо-рация», зерно, закупаемое для внутренних потребностей строго учитывается в продовольственном фонде каждой области и реализуются только перерабатывающим предприятиям области. Основным документом, определяющим правовые и ценовые отношения является договор, заключенный между задействованными в торгово-закупочной корпорации предприятиями и организациями. В договоре оговариваются условия и сроки зерновых поставок, договорные цепы, качество, меры стимулирования поставок, условия авансирования закупок зерна.

При закупке зерна Правление торгово - закупочной корпорации устанавливает уровень первоначальной выплаты и гарантирует эту выплату фермерам. Первоначальная цена, выплачиваемая фермерам сразу же после доставки зерна на элеватор, как правило, устанавливается ниже, чем экспортная (рыночная)

зерна в тот период. После реализации зерна перерабатывающим предприятиям торгово - закупочная корпорация производит окончательный расчет с фермерами, оплатив им разницу между первоначально выплаченными и фактически реализованными ценами в зависимости от количества и качества сданного зерна.

Для осуществления закупок и реализации зерна, в структуре торгово- закупочных корпораций должна быть сформирована сеть линейных элеваторов и перерабатывающих предприятий. Наличие в собственности необходимых емкостей и оборудования позволит им формировать однородные товарные партии зерна, соответствующие по своим качественным характеристикам, требованиям зерноперерабатываю-щих предприятий.

Неустойчивая ценовая ситуация на зерновом рынке требует активного вмешательства государства, путем осуществления государственных закупочных и товарных интервенций. Роль интервенционного механизма заключается в том. чтобы не допустить падения рыночных цен ниже установленного минимального уровня, и, изъяв с рынка относительные излишки продукции, создать повышательный ценовой тренд, который позволит сформироваться более высокому уровню рыночных цен. Задача же товарных интервенций состоит в создании понижающей ценовой тенденции путем реализации зерна из интервенционного фонда при его дефиците на рынке.

Такой механизм используется преимущественно в Европейском экономическом сообществе при регулировании рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. США и Евросоюз теряют свои доли на рынке, а доля Казахстана, России удвоится, доля «причерноморских государств», которыми традиционно считают Казахстан. Россию, на мировом рынке зерна составит 11%, доля США и ЕС - 46% [6]/ Проведение зерновых интервенций потребует создание интервенционного фондов зерна и поддержание с его помощью стабильности доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Запасы интервенционного фонда зерна независимо от места их размещения являются государственной собственностью и учитывается Министерством сельского хозяйства республики.

Государственным агентам может выплачиваться комиссионное вознаграждение в размере 1 процента стоимости зерна по цене закупки при проведении закупочных интервенций и в размере 1 процента стоимости зерна по цене продажи при проведении товарных интервенций. Зерно, закупленное для интервенционного фонда размещается на ответственное хранение в отобранных по конкурсу элеваторах независимо от формы собственности в соответствии с договорами.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся по ценам, находящимся в диапазоне уровней цен на зерно, утвержденных Правительством РК: закупочные интервенции - в диапазоне между минимальным уровнем цен, при достижении которого она прекращается: товарные интервенции -в диапазоне между максимальным уровнем цен, при достижении которого начинается проведение товарной интервенции, и уровнем цен, при достижении

которого она прекращается.

Необходимость формирования государственных фондов зерна обусловливается рядом внешних и внутренних факторов.

Первые связаны с тем, что зерно является основой продовольственной безопасности страны и без его запасов государство не может проводить самостоятельную внешнюю зерновую политику. Внутренние факторы, обусловливающие необходимость соз-

дания государственных фондов зерна связаны с: обеспечением зерном и продуктами его переработки специальных потребителей; проведением мер социальной защиты матообеспеченных слоев населения; созданием страховых запасов на случай чрезвычайных ситуаций; формированием интервенционного фонда для сглаживания годовых колебаний в объемах производства зерна: созданием обменного фонда семенного зерна.

Литература

1. Грибановский А.П., А.С. Рзатиев А.С. О путях повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Газета «Агроинформ» , 7 марта 2015 г.

2. Алтухов А.И.Развитие зернопродуктового подкомплекса России: Монография - М., 2014 - 662 с.

3. Алтухов А.И. Развитие национального зернового рынка: проблемы и возможные пути их решения. -М. 2013 -393 с.

4. Стуканова И. Маркетинговый подход к формированию регионального рынка продовольствия. Ж.АПК: Экономика и управление.2012. № 2

5. .Хосни К. Зерно и зернопродукты. Учебно - справочное пособие. Издательство: Профессия. 2006 г. ,

336 с.

6. Пыжикова Н.И. Организационно-экономические основы развития рынка зерна и зернопродуктов ре-гиона / Н.И. Пыжикова. - Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2010. - 195 с. (12,5 п. л.)._

УДК 338.43

Полунин Г.А.

ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства»

Методы коммерциализации научной продукции сельскохозяйственной наукой

Ключевые слова: научная продукция, коммерциализация, сельскохозяйственная наука Key words: scientific products, commercialization, agricultural science

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы коммерциализации научной продукции сельскохозяйственной наукой

The abstract: The methods of commercialization of scientific products by agricultural science are observed in current article.

Коммерциализация включает следующие методы использования научной продукции:

- организация производства инновационной продукции на собственных производственных площадях научной организации с последующей ее реализацией;

- вложение продукта интеллектуальной деятельности в уставной капитал предпринимателя;

- обмен продукта интеллектуальной деятельности на денежное вознаграждение, а продукта материальной деятельности - на денежный эквивалент;

- оказание научно-технических услуг предпринимателю в применении (освоении) научной продукции.

Организация производства инновационной продукции, на имеющихся собственных площадях позволяет научной организации защищать ее права на научную продукцию и контролировать получаемую от применения научной продукции экономическую выгоду (дополнительную прибыль). Наиболее широко данный способ применяется для производства элитных семян сельскохозяйственных культур и племенного материала. Но для производства репродукционных семян требуется наличие достаточного объема земельных угодий, а также основных и оборотных финансовых средств. Собственных средств научной

организации обычно не хватает на расширенное воспроизводство. а заемные средства малодоступны. Основные площади земельных участков сосредоточены в опытных хозяйствах сельскохозяйственной науки, которые выступают на рынке самостоятельным юридическим лицом и не желают, как правило, делиться с научной организацией доходами, полученными от применения селекционного достижения в своей хозяйственной деятельности в том объеме, как это требует законодательство страны.

К перспективному методу коммерциализации научной продукции относится вклад продукта интеллектуальной деятельности в уставной капитал предпринимателя.

Данный метод реализуется при создании научной организацией собственного или совместного с инвестором бизнеса путем внесения исключительных прав на продукт интеллектуальной деятельности или прав на ее использование в уставной капитал хозяйствующего субъекта. Многие научные организации в настоящее время привлекает возможность создания собственной корпоративной структуры и получения устойчивых доходов. Они стремятся к учреждению предприятия в форме хозяйственного общества с высоким потенциалом реализации новых товаров и осуществлению контроля над освоением инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.