т -г
ЬТ=ЛS + Их,SX(Е„ -Е)х£(1 + Е) ,
г=1
где SP — синергетический эффект;
аБ — прирост стоимости бизнеса предприятий, реализующих проект;
И — коэффициент дисконтированного залога;
Т — продолжительность проектного периода;
ЕЬп — средняя норма прибыли по проектам, которые могут быть реализованы другими предприятиями за счет дополнительного финансового ресурса, инициируемого участниками проекта.
Заключение
Появление новых взаимодействий государства и частного сектора экономики, прежде всего, государственно-частного
партнерства — это не временный союз частного капитала и государства, а новая форма организации экономики для решения стратегических задач и реализации значимых проектов, с которыми они не в состоянии справиться по одиночке.
Библиографический список
1. Кнаус В.В. Государственно-частное партнерство в регионе / В.В. Кнаус. — М.; МАКС Пресс, 2008.
2. Шабанов Р.Р. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в России / Р.Р. Шабанов // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2007.
3. Мочальников В.Н. Государство и бизнес станут партнерами / В.Н. Мочаль-ников // ЭКО. — 2007. — № 5.
- соблюдение законности; -целевое
Ф ин ан с ир о е ани е;
- контр опь
Рис. Модель организации государственно-частного партнерства
+ + +
УДК 631.14:633.1 А.А. Цвырко
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЗЕРНА
Ключевые слова: зерновой рынок, ховой фонд зерна, состояние, тенден-
продовольственная безопасность, эф- ции, зерновое хозяйство, внутренние по-
фективность зернового производства, требности в зерне, Орловская область.
обеспечение потребности в зерне, стра-
Введение
Важным фактором дальнейшего развития зернопродуктового подкомплекса является эффективное функционирование зернового рынка, так как от его состояния зависят сроки, масштабы движения и эффективность реализации зерновой продукции, скорость возврата вложенных в производство средств, а также обеспечение потребителей региона зерном и продуктами его переработки. Через зерновой рынок происходит приспособление объема и структуры зернового производства к объему общественной потребности в зерне, поддерживаются прямые и обратные связи между его производителями и потребителями. С развитием зернового рынка обоснованно связывается повышение эффективности всего зернопродуктового подкомплекса, поэтому разработка научных и методических положений по организационно-экономическим основам функционирования зернового рынка и практических рекомендаций его развития является актуальной проблемой современного периода [1].
Основная часть
Зерновое производство Орловской области традиционно является основой всего продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. От его развития в значительной степени зависят обеспеченность населения продуктами питания, его жизненный уровень.
В задачу развития зернового рынка Орловской области входят гарантированное самообеспечение продовольственным зерном, увеличение валовых сборов кормового зерна для восстановления и последующего развития животноводства и формирование в необходимых объемах семенных и резервных фондов. Наращивание производства зерна и рациональное его использование, совершенствование структуры производства и улучшение качества зерна являются основной задачей эффективного функционирования зернового рынка и должны стать основным приоритетом в его развитии.
Характерная для России структура потребления продовольствия обусловила весьма высокий, по сравнению с другими странами, удельный вес хлеба и хлебных изделий в пищевом рационе населения. Стратегическое значение зерна в продовольственном обеспечении страны определяется его технологическими свойствами, позволяющими создавать резервные
фонды. Их основное назначение — регулирование рыночных цен на внутреннем рынке, использование в случае чрезвычайных ситуаций в стране и за рубежом.
Существенное значение резервы зерна имеют в стабильном сырьевом обеспечении предприятий зерноперерабатывающей и пищевой промышленности, создании страховых запасов сортовых семян. Насыщение зернового рынка собственным зерном и продуктами его переработки имеет первостепенное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны. Во-первых, на продукты переработки зерна приходится до 38% общей калорийности пищевого рациона населения и до половины содержащихся в нем белков и углеводов. Во-вторых, производство зерна является важнейшим источником доходов основной массы сельских товаропроизводителей, позволяя осуществлять расширенное воспроизводство. В-третьих, зерно составляет значительную часть кормовых ресурсов животноводства и сырья пищевой и перерабатывающей промышленности, что определяет межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве, но и в экономике в целом.
В условиях высокой вероятности на территории области неблагоприятных погодных ситуаций, приводящих в отдельные годы к значительным снижениям урожая, необходим резервный фонд зерна [2].
Областной страховой фонд продовольственного зерна является формой образования и расходования продовольственных ресурсов, находящихся в собственности Орловской области. Целью функционирования областного страхового фонда продовольственного зерна является экономическое воздействие на производство, переработку и реализацию зерна, продукции мукомольной и хлебопекарной промышленности. Другая цель создания областного страхового фонда продовольственного зерна — стабильное удовлетворение потребностей региона в продовольственном зерне.
Областной страховой фонд продовольственного зерна в соответствии с заданной целью должен выполнять следующие функции:
• обеспечение зерном и продуктами его переработки спецпотребителей;
• стабилизация рыночных цен;
• ликвидация непредвиденных экстраординарных обстоятельств (стихийные бедствия).
Задачами областного страхового фонда продовольственного зерна признаются:
- стабилизация и развитие производства зерна, обеспечение продовольственной безопасности региона;
- обеспечение потребностей Орловской области в зерне и продуктах его переработки, улучшение продовольственного обеспечения населения;
- стабилизация ценовой ситуации на рынке зерна и зернопродуктов, предотвращение дисбаланса между производством и потреблением, проведение при необходимости закупочных и товарных интервенций;
- натурализация финансовых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам, выданным из средств областного бюджета.
Областной страховой фонд продовольственного зерна формируется за счет закупок зерна как на территории области, так и, при необходимости, за ее пределами. Решения о проведении товарных и закупочных интервенций принимаются постановлением Коллегии администрации Орловской области.
Учитывая реальные возможности каждого района (численность населения в районе, посевные площади и виды культур, производимые в районе, а так же потребность для хлебопечения в муке), до районов области доведены объемы продовольственного зерна, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности области в целом в части обеспечения годовой потребности населения области в хлебе и хлебобулочных изделиях, а предприятий хлебопечения — в муке ржаной и пшеничной под полный объем производства по всей номенклатуре вырабатываемой хлебной продукции (табл. 1).
Объем поставок зерна в резервный фонд для обеспечения населения области хлебом и хлебобулочными изделиями запланирован в размере 62,5 тыс. т, в т.ч. пшеницы — 50,0, ржи продовольственной — 12,5 тыс. т по установленным закупочным ценам. Администрацией области для регулирования ценовой ситуации на зерновом рынке установлены следующие закупочные цены на зерно для страхового фонда.
В области утвержден список уполномоченных операторов, осуществляющих формирование районных страховых фондов зерна. Ими заключаются договоры:
- с сельскохозяйственными товаропроизводителями на поставку зерна и хранение продовольственного зерна, при этом предусматривается предоплата;
- с организациями хлебопечения на поставку муки для производства хлеба и хлебобулочных изделий, при этом предусматривается рассрочка платежей по мере реализации муки и хлеба на период не более 4-6 месяцев с момента заключения договоров.
Организации хлебопечения области, задействованные в мероприятиях по обеспечению продовольственной безопасности, заключают с главами администраций районов соглашения о сотрудничестве по обеспечению потребности населения района в хлебе и хлебобулочных изделиях по доступным и социально-ориентируемым ценам в определенных объемах.
В целях наиболее полного обеспечения Орловской области продовольственным зерном, хлебом и хлебобулочными изделиями из областного бюджета осуществлено дополнительное финансирование мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства по виду расходов: «субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским
(фермерским) хозяйствам перевозки зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации» в размере 11000,0 тыс. руб. [3]. Субсидии выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам на перевозку зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации, в том числе:
- на расстояние до 50 км — 3,80 руб. за 1 т/км;
- на расстояние свыше 50 км — 2,50 руб. за 1 т/км.
Получатель субсидии предоставляет следующие документы: справку-расчет о причитающихся субсидиях на перевозку зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации, реестр с приложением копий приемных квитанций о количестве зерна, поставленного в хлебоприемные организации.
Также предусмотрено возмещение затрат по кредитам на приобретение зерна для обеспечения потребности области в хлебе и хлебобулочных изделиях:
1) организациям хлебопечения, обеспечивающим финансирование закупки зерна в сельскохозяйственных организациях в размере процентной ставки, установленной для начисления суммы процентов на кредит, но не более 11% годовых;
2) организациям, занимающимся заготовкой, хранением и переработкой зерна
— до 7% годовых.
Таблица 1
Объемы потребности продовольственного зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. т
Районы Объем продовольственного зерна для обеспечения области хлебом В том числе
рожь пшеница
Болховский 2,907 0,200 2,707
Знаменский 0,912 0,270 0,642
Хотынецкий 1,762 0,550 1,212
Шаблыкинский 1,255 0,900 0,355
Сосковский 1,798 0,650 1,148
Урицкий 2,917 0,850 2,067
Дмитровский 2,120 1,750 0,370
Троснянский 1,844 0,580 1,264
Кромской 3,476 0,350 3,126
Орловский 6,537 0,330 6,207
Мценский 5,410 0,045 5,365
Корсаковский 0,816 0,085 0,731
Новосильский 1,467 1,467
Залегощенский 2,558 2,558
Свердловский 2,598 1,300 1,298
Глазуновский 2,078 2,078
Малоархангельский 1,863 0,220 1,643
Покровский 2,499 1,530 0,969
Верховский 2,995 1,480 1,515
Новодеревеньковский 1,903 1,903
Краснозоренский 1,201 0,210 0,991
Ливенский 6,920 0,670 6,250
Колпнянский 2,609 0,530 2,079
Должанский 2,055 2,055
ИТОГО 62,500 12,500 50,000
Уполномоченные операторы, осуществляющие формирование районных страховых фондов зерна, учитывая реальные возможности каждого района, а также потребность для хлебопечения в муке ржаной и пшеничной, закупают зерно ржи и пшеницы. Операторами ведутся закупки зерна ржи и пшеницы для каждого района с учетом покрытия дефицита (закупают излишки зерна в других районах) и формируют областные и районные страховые фонды продовольственного зерна.
На основании имеющихся данных о необходимых размерах областного и районных страховых фондов продовольственного зерна, цен на закупаемое продовольственное зерно и муку для формирования заданного объема страховых фондов, а также потребности населения г. Орла и районов области нами разработан план обеспечения населения хлебом и хлебобулочными изделиями.
Обеспечение населения г. Орла хлебом и хлебобулочными изделиями предлагается осуществлять через уполномоченных операторов (табл. 2).
Население области планируется обеспечивать через систему предприятий, входящих в состав ОАО «Орелоблхлеб» (со-
стоит из 8 хлебозаводов в районах области), и через производственную систему потребкооперации ОПО «Союз Орловщины» будет обеспечена потребность населения 16 районов области.
Заключение
Создание страхового фонда продовольственного зерна в размере 62,5 тыс. т гарантирует формирование и удовлетворение необходимых объемов потребления хлеба и хлебобулочных изделий в соответствии с потребностью населения Орловской области в данных продуктах питания с последующей их реализацией в полном ассортименте выпускаемой продукции предприятиями системы хлебопечения и по социальным и доступно ориентируемым ценам.
Таким образом, формирование страхового фонда продовольственного зерна в районах и городах области гарантирует обеспечение продовольственной безопасности Орловской области.
Библиографический список
1. Гусев А. Роль зернового хозяйства в решении проблемы продовольственной безопасности страны / А. Гусев // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2007. — № 1. — С. 92.
2. Закон Орловской области № 731-ОЗ от 6 декабря 2007 г. «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
План обеспечения населения г. Орла
3. Постановление коллегии Орловской области от 4 апреля 2008 г. № 103 «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных отраслей и мероприятий в сельском хозяйстве в 2008 году».
Таблица 2
хлебом и хлебобулочным изделиями
№ п/п Предприятия хлебопечения; операторы Потребность в зерне; необходимые денежные средства Объем зерна; денежные средства на закупку через оператора
всего в т.ч. всего в т.ч.
рожь пшеница рожь пшеница
ОАО «Орловский хлебокомбинат »
тыс. т 21,95 4,65 17,30 3,20 3,20
млн руб. 103,99 18,60 85,39 12,80 12,80
ПК «Орловский КХП»
тыс. т 7,396 7,396
млн руб. 36,21 36,21
ЗАО АПК АФ «Юность»
тыс. т 6,506 6,506
1 млн руб 32,53 32,53
СПК «Березки»
тыс. т 1,00 1,00
млн руб. 4,90 4,90
ОАО «Ливнысельхозинвест»
тыс. т 1,45 1,45
млн руб. 5,80 5,80
ООО «Ливенский КХП», ОАО АПК «Орловская Нива»
тыс. т 2,398 2,398
млн руб. 11,75 11,75
Орловский ОРС Московского ДЦРС ОАО «РЖД»
2 тыс. т 1,53 0,23 1,30
млн руб. 7,29 0,92 6,37
НП «Орловская Гильдия пекарей»
тыс. т 0,94 0,94
млн руб. 4,70 4,70
ЗАО АПК АФ «Юность»
тыс. т 0,94 0,94
млн руб. 4,70 4,70
ИТОГО
тыс. т 24,42 4,88 19,54 24,42 4,88 19,54
млн руб. 115,98 19,52 96,46 115,98 19,52 96,46
УДК 316.422:631.1 В.М. Помогаев,
Д.С. Нардин
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
Ключевые слова: сельское хозяйство, вестиционная привлекательность, эф-
инвестиции, инвестиционные риски, ин- фективность, кредитоспособность, раз-
витие.